Что такое осанка проект

Великая ценность каждого человека – здоровье. Вырастить ребенка сильным, крепким, здоровым – это главное желание родителей и одна из ведущих задач, стоящих перед дошкольным учреждением.

Болезни позвоночника - одна из основных причин ухудшения качества жизни и потери трудоспособности в современном обществе. Очень часто предрасполагающими факторами этой патологии являются различные нарушения осанки, проявляющиеся ещё в детском возрасте.

Осанка считается нормальной, если голова держится прямо, грудная клетка развёрнута, плечи находятся на одном уровне, живот подтянут, ноги разогнуты в коленных и тазобедренных суставах.

Осанка человека не только сказывается на красоте его фигуры, всём внешнем облике, но и оказывает прямое влияние на его здоровье. При её ухудшении нарушается функция дыхания и кровообращения, затрудняется деятельность внутренних органов. Дефекты осанки часто вызывают нарушения зрения (астигматизм, близорукость, изменения в позвоночнике, ведущие к сколиозам, кифозам и остеохондрозу. Дефекты осанки могут отрицательно влиять на состояние нервной системы. При этом дети становятся замкнутыми, раздражительными, капризными, беспокойными, чувствуют себя неловкими, стесняются принимать участие в играх сверстников.

Поступая в детский сад,многие дети имеют отклонения в физическом развитии: нарушения осанки, уплощение стоп, слабый мышечный корсет, излишний или недостаточный вес, задержки в развитии быстроты, ловкости, координации движений.

В дошкольном возрасте осанка еще не сформирована, поэтому неблагоприятные факторы наиболее сильно влияют на детей в период их активного роста (4 - 7 лет). Работу по формированию правильной осанки и коррекции нарушений стопы должны вести не только врачи. Эта работа должна проводиться совместно с педагогами и родителями систематически. Именно в дошкольном возрасте у ребенка легко вырабатываются гигиенические навыки, привычка к ежедневной гимнастике и правильному держанию тела во время занятий, стоянии и ходьбе. Поэтому формирование правильной осанки должно осуществляться главным образом в дошкольном и младшем школьном возрасте и продолжаться в течение всей жизни.

Срок реализации проекта: 1 год

Цель проекта:

Систематизировать работу по формированию правильной осанки у детей дошкольного возраста.

• повысить компетентность педагогов в области профилактики нарушений осанки у дошкольников

• систематизировать и внедрить в педагогическую работу систему упражнений и мероприятий для профилактики нарушений осанки у детей дошкольного возраста;

• сформировать у детей устойчивую мотивацию, потребность в сохранении и укреплении своего здоровья;

• разработать и реализовать систему мероприятий, направленных на повышение компетентности родителей по формированию правильной осанки у дошкольников.

Прогнозируемые результаты проекта

• Повышение профессионального мастерства педагогов в области профилактики нарушений осанки у дошкольников;

• Создание условий, направленных на формирование правильной осанки у дошкольников в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями;

• Сформировать у детей умение и потребность следить за своей осанкой;

• Повышение интереса, компетентности, участия родителей в работе по формированию правильной осанки

Участники проекта:

• инструктор по физической культуре

• воспитатели средней, старшей, подготовительной групп

• дети (4-7лет)

Этапы реализации проекта:

• Подбор и подготовка методических рекомендаций и консультаций для воспитателей

• Оснащение педагогического процесса методическими материалами

• Составление плана работы

II. Организационно- практический

Работа с педагогами:

Работа с детьми

Использование разнообразных методов и приёмов обучения детей правильной осанке на утренней гимнастике, физкультурных занятиях, в индивидуальной работе,в ходе режимных моментов:

- упражнения для развития различных мышечных групп

- упражнения на развитие координации движений и равновесия

- гимнастические упражнения с разнообразными атрибутами

- подвижные игры с элементами упражнений на равновесие, ловкость, координацию движений

Цикл валеологических занятий

Вернисаж детских творческих работ

Физкультурные развлечения и праздники

День здоровья

Работа с родителями

Информационные листы и памятки:

Изготовление спортивных атрибутов (ходунки, балансиры)

Включение в повестку дня родительских собраний вопросов по теме

под ред. М. М. Безруких. – М. : Владос, 2001

6. Использование интернет- ресурсов.

pravilnaja-osanka-zalog-zdorovja_1hadn.pptx | 2332,19 Кб

Осанка и её значение для укрепления здоровья детей Исследователи называют разные причины этого - от неправильной позы при стоянии и сидении до генетических факторов. При этом почти все специалисты.

Осанка и её значение для укрепления здоровья детей. Продолжение Этиология и патогенез нарушений осанки. А. В. Овечкин доказывает, что неправильная, патологическая осанка формируется в результате комплекса.

Осанка — важный фактор сохранения здоровья с раннего детства На современном этапе развития общества выявлена тенденция к ухудшению состояния здоровья детей в разных регионах Российской Федерации. Число.


в номинации – здоровье-сберегающий проект

ученицы 3-в класса

2. Основная часть.

2.1. Опора тела человека и движение.

2.2. Что заставляет мышцы двигаться?

2.4. Понятие об осанке. Методика оценки осанки.

2.5. Какая осанка правильная?

2.6. Как проверить осанку?

2.7. Функциональные нарушения осанки. Виды нарушений.

4. Список литературы.

Строение человеческого тела изучает наука - анатомия человека, а работу его органов - физиология человека. Наука о сохранении и укреплении здоровья называется гигиена.

Цель: установить связь между строением и работой различных органов и систем человека.

1. Использовать знания о строении и жизнедеятельности организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья.

2. Вырабатывать правильную осанку.

3. Понимать необходимость здорового образа жизни и соблюдать соответствующие правила.

2. Основная часть.

2.1. Опора тела человека и движение.

Под кожей человека находятся кости и мышцы. Кости состоят из разных тканей. Некоторые из них очень твердые, другие гибкие и упругие. Сочетание таких делает кости очень прочными. Внутри некоторых костей находится ткань, которая похожа на желе, - так называемый костный мозг. В костном мозге вырабатываются крошечные частицы крови - красные и белые кровяные тельца.

Кости соединяются между собой суставами. Именно благодаря суставам наши руки, ноги, пальцы, спина могут двигаться. В нашем теле около 100 суставов. Самые крупные из них находятся в бедрах и коленях. Ну а самые маленькие внутри уха.

У большинства людей 206 костей, причем половина из них находится в кистях рук и ступнях ног. Все кости вместе образуют скелет. Скелет в нашем теле играет роль каркаса - он представляет собой опору для других частей тела. Кроме того, скелет защищает внутренние органы. Но мы не могли бы двигаться если бы у нас не было мышц.

Мышцы прикрепляются к костям. Сокращаясь и расслабляясь, мышцы приводят в движение кости, а значит, и наше тело.

2.2. Что заставляет мышцы двигаться?

Наш мозг. Свои распоряжения мышцам он посылает по нервам. Даже в незначительных движениях - таких, например как написание ручкой на бумаге участвует множество мышц. А зачастую мы даже не замечаем движение мышц, подчиняющихся приказам мозга.

Мышцы получившие приказ движения, заставляют двигаться и наши кости, следовательно приходит в движение и наше тело.

От скелета и мышц зависит осанка человека. У человека с хорошей, правильной осанкой прямая спина, расправленные плечи, поднятая голова. Такой человек выглядит стройным и красивым. Совсем по другому выглядит человек с плохой осанкой. К тому же такому человеку труднее дышать, у него хуже работают сердце и другие внутренние органы.

Осанка вырабатывается в детстве. Хорошей она никогда не будет у того, у кого слабые мышцы. Ведь именно мышцы поддерживают спину, плечи и голову. А они будут крепкими у того, кто занимается физическим трудом, физкультурой. Ребята, у которых осанка испорчена, могут ее исправить. Для этого нужно заниматься лечебной физкультурой ( ЛФК).

Детский сколиоз обычно не вызывает болезненных ощущений, однако спустя несколько лет он может привести к деформации и смещению внутренних органов. К тому же кривая спина выглядит некрасиво, что порождает массу комплексов. В качестве профилактики врачи советуют ежедневно делать гимнастику. Домашний фитнес пойдет на пользу всем.

2.4. Понятие об осанке. Методика оценки осанки.

Физическое совершенство человека во многом определяется его осанкой. Согласитесь, что умение правильно держать свое тело в сочетании с ловкими и координированными движениями делает нас привлекательными и сильными, уверенными в себе людьми.

По определению, осанка - это привычная, непроизвольная поза стоящего человека. С морфологической точки зрения осанка определяется положением головы, формой позвоночного столба и грудной клетки, положением таза, а так же состоянием и качеством работы мышц участвующих в сохранении равновесия нашего тела.

С физиологической точки зрения осанка - это динамический стереотип, который формируется по механизму условных рефлексов в процессе развития и воспитания человека.

Особую роль в формировании осанки играет воспитание и систематические занятия физическими упражнениями. Поэтому с раннего детства следует учить детей правильно стоять, сидеть и ходить, так как неправильно выбранная осанка ( положение) с годами превращается в привычку и исправить ее в студенческом возрасте очень сложно. Осанка человека имеет не только эстетическое значение. Она влияет на положение, развитие и функцию различных органов и систем нашего тела. При правильной осанке создаются наилучшие условия для работы внутренних органов, а стало быть и для сохранения здоровья, а нарушения осанки сказываются на функции костно-мышечного аппарата и деятельности сердечно сосудистой, дыхательной и нервной систем.

2.5. Какая осанка правильная?

Сначала вспомним, что связующим звеном всех частей нашего скелета является позвоночник, который обеспечивает нам вертикальное положение

тела. Позвоночник состоит из отдельных позвонков, которые обеспечивают ему большую подвижность. В вертикальном положении наш позвоночник удерживается с помощью мышц, которые его окружают. Эти мышцы образуют естественный мышечный корсет, поэтому равномерное развитие этих мышц и правильное распределение мышечной тяги по позвоночнику играет огромную роль в формировании правильной осанки. Если мышцы туловища развиты равномерно, то и равновесие тела будет удерживаться без особых мышечных усилий.

Правильной осанкой считается так называемая основная стойка, при которой равновесие тела сохраняется без значительного мышечного усилия, а профиль позвоночника имеет равномерные и одинаковые изгибы.

2.6. Как проверить осанку?

Проверить правильность своей осанки можно следующим образом: надо встать спиной к стене без плинтуса (к двери), касаясь её затылком, лопатками, ягодицами и пятками. В области поясницы должна свободно проходить вертикально поставленная ладонь. Сделать шаг вперед, затем, сохраняя это положение, шаг назад к стене и еще раз проверить положение тела. Если после шага назад положение тела не такое, каким оно было в исходном положении, значит, у вас имеются нарушения осанки.

2.7. Функциональные нарушения осанки. Виды нарушений.

Функциональные нарушения осанки могут быть связаны с разными причинами. Наиболее частой причиной является нарушение мышечного дисбаланса.

Нарушения осанки бывают трех видов:

1вид - это нарушения осанки, которые выражаются в неправильном соотношении физиологических изгибов позвоночника.

Сутулость, круглая спина. В медицине такое нарушение называют кифотической осанкой.

Ассимметричная или сколиотическая осанка - это смещение позвоночника в бок. Внешне проявляется в различном положении лопаток, разной высоте плеч, как по высоте, так и по отношению к позвоночнику. Линия позвоночника представляет собой дугу, обращенную вершиной вправо или влево.

Причиной этому может послужить неправильное сидение за столом, постоянное ношение тяжести в одной и той же руке или на одном и том же плече, привычка стоять, отставляя ногу в сторону. Такая искривленная осанка наиболее часто может переходить в сколиоз.

Сколиоз - это заболевание опорно – двигательного аппарата. Может появляться реберный горб. Бывает три степени тяжести сколиоза :

1. Когда можно исправить искривление.

2. Степень, когда может появиться реберный горб. Позвоночник выпрямляется при висе на перекладине.

3. Степень характеризуется тяжелыми изменениями в мышечном и костном аппарате образуется реберный горб, деформация грудной клетки, ухудшается подвижность позвоночника.

Обычно с первой степенью сколиоза назначается основная медицинская группа занятий физкультурой и дополнительные занятия упражнениями, которые корректируют, а при сколиозах второй и третьей степени назначают специальную медицинскую группу и дополнительно занятия лечебной физкультурой в мед. учреждениях.

В ходе работы над проектом мною были проведены опросы среди учащихся 3-х классов. Первый опрос показал, что : 35 учащихся из 100 знают, что такое ЛФК, а 65 учащихся не знают; 15 учащихся занимались ЛФК, а 85 не занимались. Второй опрос показал, что: количество учащихся, которые не знали о ЛФК уменьшилось, а занимающихся ЛФК увеличилось. (Результаты опросов см. в приложениях)

3. Заключение.

Правильная осанка - это так легко!

Врачи считают, что научиться держать свою спину прямо никогда не поздно. Чем раньше вы начнете, тем больше шансов, что в будущем вам удастся избежать "старушечьей" осанки, вызываемой остеопорозом.

4. Список литературы.

4. Gymnastics. sgu. ru/content/osanka-cheloveka---zalog-ego-zdorovya-i-krasoty

5. Detsad-kitty. ru/metod/prez/print:page,1,2,389-pravilnaya-osanka-kluch-k- zdorovyu-rebenka. html

5. Приложения.

Строение тела человека.






Результат повторного опроса


Памятка для учащихся

● Сидите за столом прямо, опираясь о спинку стула, слегка наклонив голову вперед.

● Ходите и стойте, не опуская плеч, втянув живот и слегка приподняв голову.

● Учебники носить в ранце или в рюкзачке на спине, а не в руках.

● Спите на твердой постели и плоской подушке.

● Делайте зарядку, занимайтесь спортом, укрепляя мышцы шеи, спины, живота.

● Чтобы у вас была правильная осанка, надо не меньше двух раз в день вставать к стене и проверять свою осанку, можно ходить с книжкой на голове.

● Кататься на велосипеде с высоко поднятым рулем.

● Делать упражнения у вертикальной плоскости.

Цель проекта: выявление взаимосвязи осанки издоровья школьников, поиск и применение конкретных рекомендаций для сохранения и улучшения осанки


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Киселевка Ульчского района Хабаровского края

Учебный проект


Автор проекта: Учащиеся 4 класса

Кухтина Светлана Николаевна

с. Киселевка, 2017 год

1. Теоретическая часть

2. Факторы влияющие на осанку

2.2. Неправильно подобранные и тяжёлые школьные сумки

2.3. Неправильная поза

2. 4. Отсутствие или недостаток физических нагрузок

3. Практическая часть.

3.1. Исследование группы детей на наличие у них нарушения осанки

4. Заключение

5. Использованные источники

Если, к примеру, убрать опору у тента цирка, то тент упадет. Роль главной опоры тела выполняет позвоночник. Если позвоночник убрать, то тело упадет на землю бесформенной массой. Позвоночник и другие кости человеческого скелета поддерживают более мягкие части тела и придают телу необходимую форму…

Актуальность темы

Приятно смотреть на стройного, подтянутого человека с правильной осанкой: легкая походка, расправленные плечи, высоко поднятая голова. И совсем другое впечатление производят люди с нарушенной осанкой - сутулые, с выступающими назад лопатками и выпяченным животом.

В 6-10 лет осанка еще неустойчива, а начало школьных занятий многократно увеличивает нагрузку на позвоночник. Многочасовое сидение на уроках, а затем и дома при выполнении домашних заданий здоровья не прибавляют. Что же можно сделать? Как не допустить развития нарушений осанки школьника?

От того, насколько правильным останется положение позвоночника, зависит не только будущая красота, но и здоровье человека. Как пережить одиннадцать школьных лет и сохранить правильную осанку?

Мы решили изучить все стороны этого вопроса, заострить внимание на этой проблеме и попытаться поправить создавшееся положение.

Проблема: Именно здоровье лежит в основе всего. Только здоровый ребёнок может успешно учиться, стать в полной мере творцом своей судьбы.

Гипотеза: Предположим, если неправильно сидеть за партой, долго сидеть за компьютером и телевизором, может нарушиться осанка и это может привести к заболеванию внутренних органов.

Цель работы:

Выявление взаимосвязи осанки и состояния здоровья школьников, поиск и применение конкретных рекомендаций для сохранения и улучшения осанки.

Возраст детей 8-9 лет.

Продолжительность проекта – 1 месяц.

Вид проекта – обучающий, оздоровительный.

Задачи проекта:

Изучить литературу по данному вопросу. Выяснить как влияет нарушение осанки на здоровье детей.

Разработать комплекс упражнений для учащихся 1-4 класса , направленных на исправление и предупреждение нарушений осанки.

1 Теоретическая часть

Самый драгоценный дар, который человек получил от природы - это здоровье. Какой совершенной ни была бы медицина, она не может избавить каждого от болезней. "Здоровье каждому человеку дает физкультура, закаливание, здоровый образ жизни!" - эти слова принадлежат великому отечественному хирургу, ученому, академику Н.М. Амосову.

Сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения - одна из приоритетных задач нашей школы. От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества.

Сегодня мы попробуем ответить на вопросы:

1. Что такое правильная осанка?

2. Отчего бывают нарушения осанки?

3. Что нужно предпринимать, чтобы не допустить нарушения осанки?

4. Как контролировать свою осанку?

Осанка – внешность, манера держать себя. Словарь русского языка С.И.Ожегова

Осанка – это привычная поза тела человека в вертикальном положении. Человек с правильной осанкой прямо держит голову, спина у него прямая, плечи на одном уровне и слегка отведены назад, живот втянут, а грудь немного выдвинута вперед.

2. Факторы, влияющие на осанку

Изучая литературу, посвящённую данной проблеме, узнали, что на формирование неправильной осанки влияют многие факторы: питание, режим труда и отдыха, занятия спортом, вес школьной сумки и т.д.

2.1. Питание

Итак, основным фактором заболеваний позвоночника является его ослабление. Но при своевременно начатом лечении искривление позвоночника у ребенка может полностью исчезнуть. Оно обязательно должно включать корректировку питания.

Пища должна быть богата витаминами, особенно витаминами Д и С. Витамин Д организм получает с помощью солнечных ванн и даже пребывания на свежем воздухе при пасмурной погоде. Однако в зимний период или при редком пребывании на улице - например, когда мы вместо того чтобы гулять, проводим сутки за компьютером, необходимо также включить в пищу богатые витамином Д продукты - печень трески, семгу, скумбрию, зерновые проростки пшеницы, куриные яйца и молоко. Чтобы обеспечить достаточное потребление витамина С, нужно есть цитрусовые, петрушку, черную смородину, шпинат и зеленый горошек.

2.2. Неправильно подобранные и тяжёлые школьные сумки

По мнению врачей-ортопедов, максимальный вес школьного ранца для учеников 1-2-х классов не должен превышать 1,2 кг. А по российским санитарным нормам - общий вес учебников и тетрадей на один учебный день вместе с комплектом школьных принадлежностей и портфелем для школьников первых-вторых классов не должен превышать 1,5 кг, для учеников с третьего по шестой класс — весить около 2 кг (нормы 2011 г.).

Интересный факт. По утверждению Американской ассоциации ортопедов ученики не должны носить вес, превышающий 15% их собственного веса, а калифорнийские законы даже предусматривают солидные штрафы для родителей и школ, которые не выполняют требования врачей.

Оказывается ранец и рюкзак – это не одно и то же!

Несмотря на то, что рюкзаками, как правило, называется все, что носится за спиной, существуют и рюкзачные подвиды. Например, ранец – это рюкзак с жесткой спинкой, крепким днищем и с широкими лямками. Ранец для потребностей школьника подходит лучше всего, поскольку жесткая ортопедическая спинка позволяет оптимально распределять нагрузку на позвоночник и не допустить его искривления .

А вот рюкзаки, которые не держат форму, подходят разве что для ношения сменной обуви, нескольких тетрадей или еще чего-то не слишком тяжелого.

2.3. Неправильная поза: при сидении за столом (компьютерным, обеденным, школьным), ходьбе, ношении портфелей, просмотре ТВ и т.д.

Самое вредное – это сидеть. Удивительно, но при сидении позвоночник нагружен сильнее, чем когда мы стоим. Школьник сидит за столом продолжительное время. За столом или партой нужно сидеть прямо, слегка наклонив голову, опираясь в области поясницы о спинку стула, равномерно положив обе руки на стол и не упираясь грудью в его край. Во время работы рекомендуется выполнять физкультминутки. Спать нужно на плоской постели и ровном средней жесткости матраце.

2. 4. Отсутствие или недостаток физических нагрузок.

Осанка является видом двигательной активности. Сохранение при определённых условиях правильной, хорошо сбалансированной позы человека достигается за счёт её постоянной коррекции точно дозированными напряжениями многочисленных мышц тела. Поэтому успеха в формировании правильной осанки достигают прежде всего путем укрепления мышечной системы, её разносторонней физической и физиологической тренировкой. Человек, хорошо владеющий своим телом, умело управляющий своими мышцами, как правило, красиво ходит, осанка его характеризуется собранностью, стройностью и в то же время раскованностью. Такой человек высоко, красиво и прямо держит голову, плечи у него умеренно развернуты, туловище занимает вертикальное положение.

3. Практическая часть.

3.1. Провели исследование группы детей на наличие у них нарушения осанки

Тест №1. Если положить на голову книгу и пройти по линии то, в тот момент, когда осанка окажется неправильной – книга упадёт. В результате мы убедились, что врачи правы – у многих из нас нарушена осанка.

Тест №2 Встать вплотную к шкафу или к стене. Сомкнуть стопы, посмотреть прямо вперёд. Руки опущены по швам. Если тело соприкоснулось с поверхностью стены в четырёх точках – затылок, лопатки, ягодицы, пятки, и ваша ладонь не проходит между поясницей и стеной, то осанка хорошая; в противном случае мышцы брюшного пресса слабы и живот оттягивает позвоночник вперёд (лордоз).

Узнали сколько ребят младших классов делают по утрам дома зарядку, у нас получилось 16 % делают, а 84% нет из 27 учеников.

Вывод: Дети неохотно занимаются спортом. Больше времени уделяют компьютеру и телевизору. Хорошо, что у нас в школе введено 3 урока физкультуры.

Вывод: В ходе исследования выявили основные факторы, влияющие на появление неправильной осанки у школьников:

недостаточное употребление в пищу витаминов;

неправильный вес школьного портфеля;

отсутствие специального кресла для работы на компьютере;

недостаточная физическая нагрузка (не все дети занимаются спортом).

4. Заключение

Своим исследованием мы подтвердили выдвинутую гипотезу: между осанкой и здоровьем существует прямая связь, правильная осанка – это не только залог красоты, но и крепкого здоровья.

Мы узнали, что в организме человека всё взаимосвязано. Правильная осанка – залог не только красивой фигуры, но и хорошего состояния здоровья.

Все отклонения в осанке, представляют большую опасность. Но мы теперь знаем как можно избежать этих проблем.

Если со временем вы привыкли к неправильной осанке, не расстраивайтесь — ее можно исправить, если постоянно обращать внимание на свою осанку и целенаправленно выполнять упражнения.

Результаты работы над проектом:

проведены комплексы по укреплению осанки с учениками 1-4 классов;

Используемые источники

Агаджанян Н.А., Катков А.Ю. Резервы нашего организма. - М.: Наука, 1991. – 69 с.

Амосов Н.М. Раздумья о здоровье. - М.: Просвещение, 1987. – 74 с.

Простые рекомендации

Вы должны идти так, будто ноги начинаются в середине вашего торса, приводя в движение мускулы спины, живота, бедер и ног. Пусть руки ритмично двигаются от самого плеча, голова поднята высоко.

Сама природа сделала ходьбу идеальным упражнением, которое омолаживает весь организм.

Сидеть надо так же правильно, как и стоять… Основание позвоночника должно находиться на задней части жесткого и прямого сиденья. Спина должна плотно прилегать к спинке стула, форма которого должна соответствовать кривой позвоночника. Живот должен быть плоским и твердым, не расслабленным, плечи прямые, голова высоко поднята.

Если вы хотите научиться сидеть правильно, запомните еще несколько рекомендаций:

Не следует класть ногу на ногу: увеличивается нагрузка на нижний отдел позвоночника и на какое-то время нарушается кровообращение в ногах.

Не следует плюхаться на стул: эта дурная привычка приводит к тому, что хрящевые пластинки и диски в результате резких ударов постепенно стираются. Садясь на стул, опускайте тело легко и мягко, голова должна быть направлена вперед и вверх, шея расслаблена, позвоночник вытянут.

Вставать со стула тоже надо правильно. Это, кстати, тоже способствует улучшению осанки и укреплению основных мышц и связок. Поднимаясь, выталкивайте тело вверх, позвоночник же будет держать голову и торс прямо. Не помогайте себе руками, когда встаете и садитесь.

Обратите внимание на стул, особенно если вы сидите на нем во время работы. Плоское сиденье стула должно быть короче бедра, чтобы край стула не давил на артерии под коленями. Высота от сиденья до пола должна быть такой же, как расстояние от бедра до пола.

Ученые подсчитали, что примерно треть жизни мы спим. Значит, в особом внимании нуждается и наша постель. На какой постели вы спите? Если она мягкая да к тому же прогибается, как гамак, то, конечно, не может быть хорошей опорой самой тяжелой части тела – тазу. Естественно, что позвоночник в этом случае будет искривляться. Слишком жесткая постель тоже не годится: даже если вы спите на спине или на животе, позвоночник все равно не получает необходимой ему поддержки. Поэтому идеальный вариант – жесткая, плоская, однако довольно упругая постель. Именно на такой постели кости таза и плеч формируют естественный прогиб.

Способ 1 (самый распространенный)

Способ 2.

Подойдите к стене (или косяку двери) и прислонитесь к ней спиной. Отметьте карандашом свой рост. После этого выпрямитесь так, как было описано выше, и снова отметьте свой рост. Теперь сравните уровни. Выводы, которые вы, скорее всего, сделаете, вряд ли нуждаются в особых комментариях.

Способ 3.

Измерьте сантиметром расстояние от 7-го (наиболее выступающего) шейного позвонка до нижнего угла левой, а потом правой лопатки. Во время измерения стойте в непринужденной позе. При нормальной осанке эти расстояния равны.

Способ 4.

Измерьте ширину плеч со стороны груди, затем – со стороны спины (плечевая дуга). Найдите так называемый плечевой индекс по формуле:


Если плечевой индекс равен 90–100 %, значит, осанка правильная. Индекс меньше 90 % говорит о нарушениях осанки.

Анкетирование учащихся.

Мы провели анкетирование среди учащихся 2-4 классов.

В опросе приняли участие 27 человек.

1.Есть ли у тебя дома свой учебный уголок?

2. Подходит ли твоя мебель для твоего ро­ста?

3. Имеется ли у тебя дома спортивный уголок?

4.С какой стороны падает свет из окна на твой письменный стол?

5.С какой стороны падает свет лампочки вечером?

6.Где расположен компьютер (если есть)?

а) На моем письменном столе

б) В другом месте

7.Кровать, на которой ты спишь…

8. Любите ли вы уроки физической культуры?

9. Делаешь ли ты по утрам гимнастику

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.