Что такое осанка методика определения осанки

Осанка – привычная поза непринужденно стоящего человека. Зависит она от формы позвоночника, равномерности развития и тонуса мускулатуры торса.Различают осанку правильную, сутуловатую, кифотическую, лордотическую и выпрямленную. Для определения осанки проводят визуальные наблюдения над положением лопаток, уровнем плеч, положением головы. Наблюдения дополняются инструментальным исследованием глубины шейнего и поясничного изгибов и длины позвоночника по методу Ковальковой. При правильной осанке показатели глубины шейного и поясничного изгибов близки по значению и колеблются в пределах 3-4см в младшем школьном возрасте и 4-5,5 см в среднем и старшем; корпус удерживается прямо, голова поднята, плечи распрямлены и находятся на одном уровне, живот подтянут , ноги прямые. При сутуловатой осанке увеличивается глубина шейного изгиба, но сглаживается поясничный; голова наклонена вперед, плечи опущены. При лордотической осанкеувеличивается поясничный изгиб, сглаживается шейный; живот выпячен, верхняя часть туловища несколько откинута назад. Кифотическая осанкахарактеризуется увеличением глубины как шейного, так и поясничного изгибов; спина круглая , плечи опущены, голова наклонена кпереди , живот выпячен. Выпрямленная осанкахарактеризуется сглаживанием обоих изгибов; спина выпрямлена, живот подобран. (Руководство к лабораторым занятиям по гигиене детей и подростков,В.Н.Кардашенко Москва1983 \ 29-30стр )

2. Методика проведения физиометрии. Физиометрия - определение функциональных показателей. При изучении физического развития измеряют ЖЕЛ(спирометрия), мышечную силу рук, становую силу(динамометрия). ЖЕЛявляется показателем вместимости легких и силы дыхательных мышц. Измеряется она с помощью водяного или воздушного спирометра. Исследование проводят 2-3 раза и фиксируется наибольший результат. Точность измерения 50-100мл. Мундштук после каждого обследуемого следует дезинфицировать кипячением. Мышечная сила рук характеризует степень развития мускулатуры; измеряется ручным динамометром. Обследуемый стоит прямо, несколько отводит руку вперед и в сторону и, обхватив динамометр кистью, максимально сжимает его. Никаких дополнительных движений в плечевом и локтевом суставах при этом допускать не следует. Производят 2-3 измерения, записывают наибольший показатель. Отсчет ведут по шкале в килограммах. Становая сила измеряется становым динамометром. Обследуемый стоит двумя ногами на платформе, наклоняется , берется за рукоятку динамометра и с усилием выпрямляется. В исходном положении рукоятка динамометра должна быть на уровне колен. Становой динамометр регулируют по росту обследуемого с помощью металлической цепи. (Руководство к лабораторым занятиям по гигиене детей и подростков,В.Н.Кардашенко Москва1983 \ 24-25стр)

3. Методика проведения соматоскопии. Соматоскопия - при исследовании физического развития наряду с данными, полученными инструментальным путем, учитывают и описательные признаки – данные наружного осмотра. Ряд описательных признаков (развитие мускулатуры, степень жироотложения и др.) оценивается по трехбалльной системе. Слабое развитие признака обозначается цифрой - 1, среднее – 2, выраженное или большое – цифрой 3. Состояние опорно-двигательного аппарата. Костяк. О развитии костяка судят по общему впечатлению массивности, по ширине плеч. При определении формы ног обследуемый ставит пятки вместе и стоит выпрямившись. Форма грудной клетки определяется при рассматривании в профиль и анфас . Различают грудную клетку цилиндрическую, плоскую, коническую. Может быть смешанной формы; встречаются патологические формы грудной клетки ( куриная грудь, грудь сапожника, другие деформации и асимметрии ). Стопа – орган опоры и передвижения. Различают стопу нормальную, уплощенную и плоскую. Развитие мускулатурыхарактеризуется количеством мышечной ткани и ее упругостью. Степень жироотложения колеблется в значительных пределах и свидетельствует об упитанности обследуемого. Определяется по выраженности рельефа костей и по толщине подкожного жирового слоя. Толщина жировой складки определяется не только на ощупь, ее можно измерить с помощью скользящего циркуля, который состоит из металлической линейки длиной 26см с миллиметровыми делениями по обеим сторонам. Необходимо учитывать неравномерность распределения жировой клетчатки в связи с возрастными и половыми особенностями . Степень полового развитияявляется неотъемлемой частью характеристики физического развития и определяется по совокупности развития вторичных половых признаков: волосистости на лобке и в подмышечной области; кроме того, у девочек – по развитию молочной железы и времени появления менструаций , а у юношей – по развитию волосяного покрова на лице, кадыка и мутации голоса. (Руководство к лабораторым занятиям по гигиене детей и подростков,В.Н.Кардашенко Москва1983 \ 26-27стр )

4.Методика проведения массы тела ребенка до 1 года. Взвешивание. Масса тела выражает суммарно развитие костно-мышечного аппарата, подкожного жирового слоя и внутренних органов. Взвешивание производят на рычажных медицинских весах типа Фербенкс. Перед взвешиванием весы проверяют и регулируют поворотом специальных винтовых гирь. При взвешивании обследуемый становится на середину площадки весов и стоит спокойно. Перемещением гирь устанавливают равновесие. Точность взвешивания 50г. Взвешивание детей раннего возраста производят на специальных весах в положении лежа или сидя. (Руководство к лабораторым занятиям по гигиене детей и подростков, В.Н.Кардашенко Москва1983 \ 24стр)

5.Методика проведения соматометрии. Соматометрия– включает определение длинников тела, диаметров, окружностей и взвешивание. Длина тела(рост стоя) характеризует состояние пластических процессов в организме. Измеряется с помощью станкового деревянного ростомера или металлического антропометра. Рост сидя в сопоставлении с другими продольными размерами дает представление о пропорциях тела. Длина туловища определяется как разность между высотой стояния над полом верхнегрудинной и лобковой точек. Длина верхней конечности определяется высотой стояния плечевой точки - наиболее латеральной выступающей точки акромиального отростка, и высотой стояния пальцевой точки, соответствующий мякоти ногтевой фаланги III пальца. Длина плеча равна расстоянию между плечевой и лучевой точками. Длина предплечья определяется расстоянием между лучевой и радиальной точками. Длина кисти – расстояние от шиловидной точки до пальцевой. Длина нижней конечности определяется высотой стояния вертельной точки, наиболее выступающей точки в верхней части большого вертела бедра; отыскание этой точки у упитанных детей затруднено. Длина бедра определяется высотой стояния вертельной и верхнеберцовой внутренней точек. Длина голени соответствует расстоянию между верхнеберцовой внутренней и нижнеберцовой внутренней точками. Длина стопы определяется по расстоянию между пяточной точкой – наиболее выступающей кзади точкой пяточной кости и конечной точкой- на конце ногтевой фаланги I и II пальца. Для измерения диаметров применяют толстотные циркули (большие и малые). Диаметры головы – переднезадний и поперечный – измеряют малым толстотным циркулем. Измерение окружностей головы, груди, плеча, бедра, голени производят стальной рулеткой или полотняной прорезиненной сантиметровой лентой. (Руководство к лабораторым занятиям по гигиене детей и подростков,В.Н.Кардашенко Москва1983 \12-13стр)

6. Методика проведения плантографии. Плантография – это метод снятия отпечатков подошвы стопы (следа) для оценки состояния ее свода. Стопа - орган опоры и передвижения. Различают стопу нормальную, уплощенную и плоскую. Для определения формы стопы осматривают ее опорную поверхность и обращают внимание на ширину перешейка, соединяющего область пятки с передней частью стопы. Кроме того, обращают внимание на вертикальные оси ахиллова сухожилия и пятки при нагрузке. При нормальной стопе перешеек узкий, вертикальные оси расположены по одной линии, строго перпендикулярно к поверхности опоры. При уплощенной стопе перешеек широкий, линия его наружного края несколько выпуклее, вертикальные оси также перпендикулярны поверхности опоры. При плоской стопе перешеек занимает почти всю ее ширину, часто ось пятки с осью ахиллова сухожилия образует угол, открытый кнаружи. (Руководство к лабораторым занятиям по гигиене детей и подростков,В.Н.Кардашенко Москва1983 \32-33 стр)

7.Оценка состояния опорно-двигательного аппарата. Состояние опорно-двигательного аппарата.Костяк. О развитии костяка судят по общему впечатлению массивности, по ширине плеч. Различают три типа костяка: тонкий, или узкий(1) , характеризуется узкими плечами и грудной клеткой, малыми размерами кистей рук и ступней; массивный , или широкий(3) , широкими плечами , большими размерами кистей и ступней ; средний (2) занимает промежуточное место. Позвоночник выполняет основную опорную функцию. Для определения формы позвоночника проводят осмотр его как в сагиттальной, так и во фронтальной плоскостях, определяют форму линии, образованной остистыми отростками позвонков, обращают внимание на симметричность лопаток и уровень плеч, состояние треугольников талии , образуемых линий талии и опущенной рукой. В норме позвоночник имеет физиологические изгибы в сагиттальной плоскости, анфас представляет собой прямую линию. При патологических состояниях позвоночника возможны искривления как в переднезаднем направлении (кифоз, лордоз), так и боковые (сколиоз). При искривлении в переднезаднем направлении усиливается физиологическая кривизна. Боковые искривления могут захватывать весь позвоночник (полные) и часть его (частичные). В зависимости от направления дуги изгиба различают право – и левосторонние сколиозы. При сколиозах отмечается асимметрия лопаток, уровней плеч и треугольников талии, наличие мышечных компенсаторных валиков. Для определения боковых искривлений позвоночника может быть использован сколиозометр Билли – Кирхгофера, состоящий из плотного кожаного обруча и прикрепленной к нему сантиметровой ленты с грузом на конце. В зависимости от степени искривления различают сколиоз, кифоз и лордоз I , II и III степени.

(Руководство к лабораторым занятиям по гигиене детей и подростков,В.Н.Кардашенко Москва1983 \ 26-27стр)

8. Методика оценки физического развития по шкалам регрессии. В настоящее время наиболее распространен метод оценки физического развития по оценочным таблицам - шкалам регрессии. Этот метод дает возможность производить оценку физического развития по совокупности основных показателей ( рост, масса тела, окружность груди). Однако изолированное использование его не отвечает современным требованиям, так как не дает полной характеристики физического развития ребенка. Метод позволяет определить лишь его морфологический статус, но не устанавливает уровень биологического развития. Вместе с тем известно, что темпы индивидуального развития не одинаковы и в любой возрастной группе существуют индивидуумы, значительно опережающие своих сверстников в развитии или отстающие от них. Число таких детей относительно невелико, однако этот факт необходимо учитывать. В связи с указанным предложена комплексная схема оценки физического развития, учитывающая как уровень биологического развития так и морфофункциональное состояние организма.

(Руководство к лабораторым занятиям по гигиене детей и подростков,В.Н.Кардашенко Москва1983\ 45-46 стр )

9. Метод сигмальных отклонений.При индивидуальной оценке физического развития детей и подростков до недавнего времени был широко распространен метод определения сигмальных отклонений основных показателей физического развития от взвешенных средних арифметических данной возрастно – половой группы с последующим графическим изображением профиля физического развития. Сущность этого метода заключается в том, что показатели физического развития индивидуума (рост, масса тела, окружность грудной клетки и др.) сравнивают со средними арифметическими взвешенными этих признаков для соответствующей возрастно-половой группы, взятыми из таблицы стандартов. Данные обследуемого, как правило, в той или иной мере отличаются от средних показателей в сторону либо увеличения , либо уменьшения признака. Для суждения о степени их отличия эту разницу с соответствующим знаком (+\ -) делят на среднее квадратическое отклонение (ơ) , получая так называемое сигмальное отклонение. Таким путем устанавливают, на какую долю сигмы или на сколько сигм показатель индивидуума отличается от взвешенной средней арифметической этого признака данной возрастной группы. Последовательно определяют сигмальное отклонение для роста, массы тела, окружности груди. По величине сигмальных отклонений судят о степени физического развития. Различают среднее , выше среднего, высокое , ниже среднего и низкое физическое развитие. Существенным недостатком данного метода является то, что каждый признак физического развития оценивается изолированно, вне их взаимосвяи. (Руководство к лабораорым занятиям по гигиене детей и подростков,В.Н.Кардашенко Москва 1983\ 45 стр) 10. Метод процентильных шкал.В последнее время для индивидуальной оценки физического развития предложена использование центильных (процентильных) шкал. Получает расспространение разработка материалов антропометрических исследований методом центильного анализа. Это обосновывается тем, что распределение некоторых показателей физического развития характеризуется правосторонней асимметрией и их анализ целесообразно проводить с использованием непараметрических методов. Одним из таких методов является метод центильного анализа. Сущность этого метода заключается в том, что все варианты изучаемого признака распологают в ряду по классам от минимального до максимального значения и путем математических преобразований весь ряд делят на 100 частей. Пятидесятый процентиль называется медианой. Обычно для характеристики выборки используются не все процентили, а только Р3, Р10, Р25, Р75, Р90, Р97. Рядом исследователей показана возможность использования центильного метода для оценки функциональных показателей, числа постоянных зубов , толщины жировой складки. (Гигиена детей и подростков. Под редакцией В.Н.Кардашенко 96-97 стр)

11. Оценка физического развития по шкале Z-скоров. Оценка физического развития по шкале Z-скоров заключается в расчете числа стандартных отклонений, или сигм,на которое исследуемый показатель массы и длины тела отличается от медианы стандартной популяции.Эту величину и принято называть Z-скором.Он вычесляется по следующему уравнению: Величиной Z-скора характкризуют:1)массу тела для возраста; 2)длину тела для возраста; 3)массу для длины тела; Из уравнения следует ,что если данные антропометрии конкретного ребенка меньше медианы стандарта, то Z-скор будет иметь отрицательное значение.Напротив, если масса тела или длина тела ребенка выше медианы стандартной популяции, то Z-скор будет иметь положительное значение.Таким образом, антропометрические данные каждого ребенка мгут характеризоваться своим значением Z- скора. Для группы или популяции детей может быть рассчитано и статистически оценено значение группового Z-скора. Z-скор в стандартной популяции равен нулю.Чем больше Z-скор в исследуемой группе отличается от нуля,тем больше отличие исследуемой группы детей от эталонной популяции.Для обработки антропометрических данных и расчета индексов разработали специальную компьютерную программу ANTHRO(1990) Для оценки антропометрических показателей определены отправные точки Z-скоров. Недостаточная масса или длина тела ребенка устанавливается при значении соответствующего Z-скора меньше -2.Избыточная масса тела и высокий рост характеризуются значением Z-скора более+2. Показатель Z-скора длины тела для ребенка определенного возраста характеризует линейный рост и,по сути,оценивает долгосрочную задержку роста,т.е. Z-скор менее -2 свидетельствует о хронической недостаточности питания,приведшей к задержке роста. Z-скор массы тела при определенной его длине отражает пропорции тела или гармоничность развития, и он очень чувствителен к острому недоеданию у девочек до 10лет и у мальчикоа до 11,5 года. (Гигиена детей и подростков. Руководство к практическим занятиям: учебное пособие. Кучма В.Р., Ямщикова Н.Л., Барсукова Н.К. и др. / Под ред. В.Р. Кучмы. 2010, 12-14 стр)

12. Комплексная оценка физического развития .Комплексная оценка физического развития учитывает как уровень биологического развития,так и морфофункциональное состояние организма.По данной методике оценку физического развития осуществляют в два этапа. Первый этап устанавливает уровень биологического развития по показателям длины тела стоя,погодовой прибавке длины тела,количеству постаянных зубов,степени развития вторичных половых признаков и сроку наступления менустраций у девочек. Второй этап определяет морфофункциональное состояние организма.С этой целью используются упомянутые ранее шкалы регрессии и возрастные стандарты функциональных показателей. Морфофункциональное состояние оценивают не по абсолютному значению основных показателей,а п соотношению между ними. Учитыватся соответствие массы тела и окружност груди длине тела. Морфофункциональное состояние определятся как гармоничное , дисгормоничное и резко дисгорманичное. Горманичным следует считать состояние при котором масса тела и окружность груди соответствует длине тела или отличаются от должных в пределах одной частной сигмы ( õR). Исключение составляет те случаи, когда масса тела превышает должную более чем не 1 õR за счет развития мускулатуры. Дисгорманичным следует считать состояние,при котором масса тела и окружность груди менее должных 1,1- 2,0õR, а резко дисгорманичным считают состояние при котором масса тела и окружность груди отстают от должных на 2,1 õR и более . (Руководство к лабораторым занятиям по гигиене детей и подростков,В.Н.Кардашенко Москва1983,46-48 стр)

13. Сравнительная оценка физического развития коллективов. Оценку физического развития коллектива производят путем возрастных изменений взвешенных средних арифметических,их средних квадратических отклонений,годичных приростов показателей в различные возрастные периоды, выявления половых различий в динамике показателей физического развития.Однако такая характеристика физического развития коллектива подчас недостаточна.Впрактике работы санитарного врача неизбежно возникает необходимость оценить сдвиги в физическом развитии детского или подросткового коллектива, происшедшие за тот или иной отрезок времени, или сравнить физическое развитие двух разных коллективов.Сравнительную оценку уровня физического развития различных коллективов или одного и того же коллектива ы динамике проводят путем определения различий взвешенных средних арифметических основных признаков.В том и другом случае сравнению подлежат показатели физического развития однородных возростно-половых групп. Достоверность различий средних величин определяется путем расчета критерия t по формуле: T=M1-M2 / m1 2 +m2 2 ; Где М1 и М2 -средние арифметические взвешенные; m1и m2 –ошибки средних арифметических.Полученный критерии t оценивается следующим образом если t>3 то различия средних величин достоверны, если t

Доброго времени суток, уважаемые посетители сайта! Осанка – это обычная поза, в которой человеку удобно находиться. При этом учитывается мышечный тонус, физическое развитие и форма позвоночника.

Привычное расположение определяется рефлексами. Правильная осанка является важной составляющей внешнего образа, признаком здоровья и нормального развития опорно-двигательного аппарата.

Давайте выясним, что такое сколиотическая осанка и как ее можно исправить. Существуют разнообразные типы осанки, которые могут формироваться на протяжении многих лет.

На создание некоторых вариантов влияют сильные физические нагрузки, отсутствие движений и нездоровый образ жизни.


Вялая осанка

Важным фактором является форма корпуса. Вялая осанка со временем проявляется негативным изменениями во внешнем виде, а также проявлением остеохондроза позвоночника и сколиоза.

Так называется неустойчивое положение спины. В расслабленном состоянии появляется сутулость, а при правильной позе убирается.

У человека возникает сниженный иммунитет, болезни и дискомфортные ощущения.

Вялая осанка возникает у детей. Стоит отметить следующие причины ее появления:

  1. Сутулость.
  2. Нехватка физической активности.
  3. Слишком мягкий матрас.
  4. Врожденные заболевания.
  5. Излишки веса.
  6. Неправильное положение туловища при сидении за компьютером.

Вялая осанка может проявляться разными симптомами. Родителям нужно обращать внимание на простудные болезни хронического типа, сутулость в сидячей позе и болезненность в грудной клетке.

К показателям относится неровность изгибов позвоночника и различная длина ног. ЛФК помогает корректировать проблемы с осанкой. Регулярное выполнение комплекса стимулирует подвижность, увеличивает выносливость организма и формирует нормальную осанку.

Какой тип осанки считается нормальным

При правильной позиции все изгибы слишком не выделяются. Человек ощущает свободу в движениях и в мышечной системе. Корпус остается подтянутым.

Голова всегда поднята, плечи расправлены, а живот подтянут. При таком положении не возникают заболевания позвоночного столба. Не проявляется зажимов в грудной области.
Нарушения осанки могут создаваться при ношении сумок и портфелей. Это влияет на кривизну в в области шеи.

Кифотическая осанка


Существуют различные виды осанки. И один из них – кифотическая осанка. При такой форме возникают сложности с физическими движениями и управлением телом.

Развитие патологии влияет на округление спины. Патологический кифоз проявляется сильным искривлением. Ели заболевание еще только развивается, возникает круглая спина.

В зависимости от степени нарушения выделяют следующие разновидности:

  • врожденный проявляется проблемами с передним отделом позвоночника;
  • генотипический обусловлен наследственными факторами;
  • компрессионный кифоз отличается специфическими переломами;
  • мобильный является результатом ослабленных мышц;
  • старческий возникает при проблемах с межпозвоночными дисками.

Деформации позвоночника бывают при сутулой и круглой спине. Проявляются значительные прогибы в позвоночном столбе. При подобном диагнозе голова наклонена вперед, живот выпячивается, а плечи сводятся спереди.

Сколиотическая


Теперь узнаем, в чем отличие сколиотической осанки. Состояние характеризуется боковым смещением позвоночного столба во фронтальной плоскости. Такие искривления носят функциональный характер.

Спровоцировать недуг могут такие факторы:

  • болезни внутренних органов;
  • осложнения после родовых травм;
  • деформирующие рубцы в области спины;
  • кривошея.

Искривление характеризуется мышечными спазмами при наклонном положении. Постепенно меняется нормальная осанка.
Есть и определенные признаки сколиотической осанки.

Это значительный изгиб в позвоночном столбе. А также асимметрия лопаток. При размещении на ровной поверхности все симптомы проходят.

Искривления могут быть вызваны напряжением и ослаблением мышц в спине. При такой проблеме наблюдается головная боль, уменьшение трудоспособности и утомляемости.
При обнаружении первых признаков, необходимо обратиться к специалисту. Если своевременно заметить проблему, искривление легко исправляется.

Лечение сколиоза предполагает такие методы:

  • выполнение комплекса упражнений;
  • стабилизация режима труда и отдыха;
  • методики мануальной терапии.

Если своевременно не предпринять каких-то мер, то неправильная осанка перерастет в сколиоз. Первые признаки недуга проявляются в 6-7 лет.

В некоторых случаях сколиоз является врожденной патологией. Проблемы с межпозвоночными дисками вызывают плохое кровоснабжение. В позвонках формируются изменения костей.

Нарушения с осанкой бывают при снижении двигательной активности. Негативным эффектом отличается и неправильно выбранная мебель.

У взрослых дефекты проявляются при продолжительных прибываниях в неудобной позе.
Основным методом лечения является лечебная гимнастика. Рекомендуются приседания, наклоны, прогибы в спине и заведения рук с палкой за спину.
Лечебная физкультура должна занимать не мене 30-40 минут в день. Каждое движение должно проделываться по 8-10 раз.

Лордотическая осанка


К видам осанки относится и лордотическая осанка. Она характеризуется сильной изогнутостью в отделе поясницы. Также происходит выпячивание живота.

Ощущается дискомфорт и происходят проблемы с внутренними органами. При таком недуге, можно ли заниматься спортом, сможет подсказать врач.

Кифосколиотическая осанка

Подобный тип осанки является смешанным. Наблюдаются фронтальные и саггитальные признаки. Проявляется сразу и сколиоз и кифоз.

Такое нарушение возникает у подростков. Сначала возникает сколиоз, а затем присоединяются симптомы кифоза.

К нарушениям осанки приводят такие факторы:

  1. Врожденные причины возникают еще при развитии плода.
  2. Последствия переломов и травм являются приобретенными факторами.
  3. Вызвать проблемы со спиной может туберкулез, рахит и радикулит.
  4. Негативно воздействует сидячая работа и малоподвижный образ жизни.

К внутренним причинам нарушений стоит отнести хронические болезни, разную длину ног и проблемы со зрением.

Стоит обратить внимание на такие симптомы:

  1. Неправильное расположение головы.
  2. Проблемы с системой дыхания.
  3. Зауженная грудная клетка.
  4. Выдвинутый живот.
  5. Проблемы с репродуктивной системой.
  6. Согнутые колени.


Также наблюдается высокая утомляемость, пониженная чувствительность нижних конечностей и возникновение сутулости. В запущенных случаях наблюдаются проблемы с сердцем и сосудами.

Для подтверждения диагноза производится рентгенографическое обследование. Во время исследования осуществляется проверка рефлексов мышц.

Чтобы определить тип деформаций выполняется магнитно-резонансное исследование и компьютерная томография.

Нарушения осанки легко поддается коррекции. Это влияет на уменьшение болевого синдрома, восстановление нормального положения тела и укрепление мышц.

Для лечения применяется физиотерапия с применением электрофореза, ультрафиолетового облучения и гальванизации. Подобное лечебное воздействие помогает уменьшить боль, стимулировать кровоток и оказывает благотворное влияние на кровоток.

Методы мануальной терапии особенно эффективны на начальной стадии болезни. Активно применяется ортопедическая коррекция.

Физические упражнения способствуют формированию мышечного корсета исправлению нарушений. Физкультура рекомендуется, когда у больных не наблюдается острых болей и высокой температуры.
На сегодня у меня все. Надеюсь, мой обзор вам пригодится! До новых встреч, друзья!

ОПРЕДЕЛЕНИЕ, ВИДЫ ОСАНКИ

Так, по определению С.И. Ожегова осанка - внешность, манера держать себя (о положении корпуса, складе фигуры).

С научной точки зрения, осанка – более емкое и более конкретное понятие. Это физическая характеристика человека, которая рассматривается как прямое отражение здоровья и физического развития. Осанка это привычное положение вертикально расположенного тела человека, обусловленное двигательным стереотипом, скелетным равновесием и мышечным балансом.

Различают основную осанку, или, точнее говоря, основную форму проявления осанки, выраженную в позе прямостояния, и оперативнуюосанку, т.е. вариативные формы проявления осанки в условиях трудовой, спортивной и других видов деятельности (рабочая осанка, осанка боксера, осанка бегуна и т.д.

Правильная осанка — это, в первую очередь, сбалансирование положение тела, при котором нагрузка на позвоночник распределяется равномерно. Основой правильной осанки является не только позвоночник, но мышцы, что примыкают к нему, именно они удерживают его в правильном положении. Правильная осанка человека сразу привлекает внимание, так как ее не часто встретишь. Прямой взгляд перед собою, гордо посаженая голова, грудь немного приподнята, живот подтянут, эти признаки правильной осанки тут же бросаются в глаза. Основные признаки правильной осанки человека:

-прямое положение головы и позвоночника

-симметричные надплечия, лопатки

-практически горизонтальная линия ключиц

-оба треугольника талии совпадают по размерам (это то- пространство между опущенной рукой и контуром талии)

-симметричное положение ягодиц

-остистые отростки позвоночника образуют вертикальную линию

-одинаковая длина ног

-правильное положение стоп (когда ставишь стопы вместе, то внутренние поверхности касаются от пяток до кончиков пальцев)

Типы осанки:

-нормальная осанка —1;

-круглая спина —2;

-плоская спина —3;

-плоско-вогнутая спина —4;

-вогнуто-круглая спина —5.

Круглая спина (сутулость) представляет собой усиление грудного кифоза. Если он сильно выражен и захватывает часть поясничного отдела, спина называется тотально-круглой.

Плоская спина характеризуется сглаженностью всех физиологических изгибов позвоночного столба и уменьшением угла наклона таза: грудная клетка уплощена; рессорная функция при этом страдает. Плоская спина часто сопровождается боковыми искривлениями позвоночного столба — сколиозами.

При кругло-вогнутой (седловидной) спине одновременно усилены грудной кифоз ипоясничный лордоз.

При плоско-вогнутой спине усилен только поясничный лордоз.

Причины, которые могут привести к нарушениям осанки

Осанка обусловлена наследственностью, но на ее формирование в процессе роста у детей влияют многочисленные факторы внешней среды. Процесс формирования осанки начинается с самого раннего возраста и происходит на основе тех же физиологических закономерностей высшей нервной деятельности, которые характерны для образования условных двигательных связей. Это создает возможность для активного вмешательства в процесс формирования осанки у детей, обеспечивая ее правильное развитие и исправление осанки.

Нарушение осанки может формироваться при отсутствии функциональных и структурных изменений со стороны опорно-двигательного аппарата, а возможно формирование ее нарушений на фоне патологических изменений в опорно-двигательном аппарате врожденного или приобретенного характера - соединительно-тканная дисплазия позвоночника и крупных суставов, остеохондропатия, рахит, родовые травмы, аномалии развития позвоночника и др. В 90-95% случаев нарушения осанки являются приобретенными, чаще всего встречаются у детей астенического телосложения.

•неблагоприятные условия окружающей среды, социально-гигиенические факторы (например, длительное пребывание ребенка в неправильном положении тела, в результате чего происходит образование навыка неправильной установки тела)

•неправильное физическое воспитание - недостаточная двигательная активность (гипокинезия) и нерациональное увлечение однообразными упражнениями

•вследствие недостаточной чувствительности рецепторов, определяющих вертикальное положение позвоночника

•слабость мышц, удерживающих вертикальное положение позвоночника

•заболевания внутренних органов

•снижение зрения, слуха

•недостаточная освещенность рабочего места и несоответствие мебели росту ребенка и др.

На формирование неправильной осанки большое влияние оказывает состояние нижних конечностей, в частности плоскостопие. При этом нарушении под влиянием длительных чрезмерных нагрузок опускается продольный или поперечный свод стопы. Причиной плоскостопия обычно становятся слабость мышц и связок (в первую очередь из-за недостатка двигательной активности), узкая и тесная обувь, толстая негнущаяся подошва, которая лишает стопу ее естественной гибкости. Плоскостопие служит причиной повышенной утомляемости при ходьбе и беге, а в дальнейшем может привести и к деформации стопы и пальцев ноги.

Виды плоскостопия

При поперечном плоскостопии уплощается поперечный свод стопы, её передний отдел опирается на головки всех пяти плюсневых костей, длина стоп уменьшается за счет веерообразного расхождения плюсневых костей, отклонения I пальца наружу и молоткообразной деформации среднего пальца. При продольном плоскостопии уплощён продольный свод и стопа соприкасается с полом почти всей площадью подошвы, длина стоп увеличивается.

Плоскостопие находится в прямой зависимости от массы тела: чем больше масса и, следовательно, нагрузка на стопы, тем более выражено продольное плоскостопие. Данная патология имеет место в основном у женщин. Продольное плоскостопие встречается чаще всего в возрасте 16—25 лет, поперечное — в 35—50 лет. По происхождению плоскостопия различают врожденную плоскую стопу, травматическую, паралитическую и статическую. Врожденное плоскостопие установить раньше 5—6-летнего возраста нелегко, так как у всех детей моложе этого возраста определяются все элементы плоской стопы. Однако приблизительно в 3 % всех случаев плоскостопия плоская стопа бывает врожденной.

Травматическое плоскостопие — последствие перелома лодыжек, пяточной кости, предплюсневых костей. Паралитическая плоская стопа — результат паралича подошвенных мышц стопы и мышц, начинающихся на голени (последствие Полиомиелита).

Рахитическое плоскостопие обусловлено нагрузкой тела на ослабленные кости стопы.

Статическое плоскостопие (встречающееся наиболее часто 82,1 %) возникает вследствие слабости мышц голени и стопы, связочного аппарата и костей. Причины развития статического плоскостопия могут быть различны:

увеличение массы тела, работа в стоячем положении,

уменьшение силы мышц при физиологическом старении,

отсутствие тренировки у лиц сидячих профессий и т. д.

К внутренним причинам, способствующим развитию деформаций стоп, относится также наследственное предрасположение, к внешним причинам — перегрузка стоп, связанная с профессией (женщина с нормальным строением стопы, 7—8 часов проводящая за прилавком или в ткацком цехе, может со временем приобрести это заболевание), ведением домашнего хозяйства, ношение нерациональной обуви (узкой, неудобной).

Основные симптомы продольного плоскостопия — боль в стопе, изменение её очертаний.

След ноги при различных степенях плоскостопия от нулевой до третьей.

Коррекция и исправление осанки

Лечение и коррекция осанки

Исправление осанки включает в себя мануальную терапию, иглоукалывание, лечебный массаж, использование специальных корсетов.

На фоне лечения и при соблюдении режима нарушения осанки проходят, происходит коррекция осанки.

Упражнения для исправления осанки

Регулярное выполнение упражнений должно укрепить мышцы всей верхней части спины и плеч. Ниже приведены некоторые упражнения, цель которых - исправление вашей осанки.

* Вытягивание шеи: это упражнение для исправления положения шеи. Удобно сядьте на стуле, чтобы спина была прямой. Ступни должны находиться на полу. Вытяните подбородок вперед, не опуская голову вниз и не поднимая вверх. Повторите упражнение несколько раз.

* Подъем груди: это упражнение выполняется для укрепления нижней трапециевидной мышцы. Сядьте на стул, расслабьтесь и потянитесь вверх на несколько сантиметров. Слегка опустите лопатки и постарайтесь свести их как можно ближе.

* Упражнение для лопаток: сядьте на стуле, положив руки на бедра. Устройтесь удобнее, и постепенно опускайте плечи, стараясь максимально приблизить лопатки друг к другу.

* Втягивание живота: это простое упражнение помогает убрать выступающий живот. Сделайте вдох и втяните живот. Выдохните и расслабьтесь. Повторяйте это упражнение столько раз, сколько возможно.

Простые упражнения для исправления осанки

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.