Что такое осанка автор

Доброго времени суток, уважаемые посетители сайта! Осанка – это обычная поза, в которой человеку удобно находиться. При этом учитывается мышечный тонус, физическое развитие и форма позвоночника.

Привычное расположение определяется рефлексами. Правильная осанка является важной составляющей внешнего образа, признаком здоровья и нормального развития опорно-двигательного аппарата.

Давайте выясним, что такое сколиотическая осанка и как ее можно исправить. Существуют разнообразные типы осанки, которые могут формироваться на протяжении многих лет.

На создание некоторых вариантов влияют сильные физические нагрузки, отсутствие движений и нездоровый образ жизни.


Вялая осанка

Важным фактором является форма корпуса. Вялая осанка со временем проявляется негативным изменениями во внешнем виде, а также проявлением остеохондроза позвоночника и сколиоза.

Так называется неустойчивое положение спины. В расслабленном состоянии появляется сутулость, а при правильной позе убирается.

У человека возникает сниженный иммунитет, болезни и дискомфортные ощущения.

Вялая осанка возникает у детей. Стоит отметить следующие причины ее появления:

  1. Сутулость.
  2. Нехватка физической активности.
  3. Слишком мягкий матрас.
  4. Врожденные заболевания.
  5. Излишки веса.
  6. Неправильное положение туловища при сидении за компьютером.

Вялая осанка может проявляться разными симптомами. Родителям нужно обращать внимание на простудные болезни хронического типа, сутулость в сидячей позе и болезненность в грудной клетке.

К показателям относится неровность изгибов позвоночника и различная длина ног. ЛФК помогает корректировать проблемы с осанкой. Регулярное выполнение комплекса стимулирует подвижность, увеличивает выносливость организма и формирует нормальную осанку.

Какой тип осанки считается нормальным

При правильной позиции все изгибы слишком не выделяются. Человек ощущает свободу в движениях и в мышечной системе. Корпус остается подтянутым.

Голова всегда поднята, плечи расправлены, а живот подтянут. При таком положении не возникают заболевания позвоночного столба. Не проявляется зажимов в грудной области.
Нарушения осанки могут создаваться при ношении сумок и портфелей. Это влияет на кривизну в в области шеи.

Кифотическая осанка


Существуют различные виды осанки. И один из них – кифотическая осанка. При такой форме возникают сложности с физическими движениями и управлением телом.

Развитие патологии влияет на округление спины. Патологический кифоз проявляется сильным искривлением. Ели заболевание еще только развивается, возникает круглая спина.

В зависимости от степени нарушения выделяют следующие разновидности:

  • врожденный проявляется проблемами с передним отделом позвоночника;
  • генотипический обусловлен наследственными факторами;
  • компрессионный кифоз отличается специфическими переломами;
  • мобильный является результатом ослабленных мышц;
  • старческий возникает при проблемах с межпозвоночными дисками.

Деформации позвоночника бывают при сутулой и круглой спине. Проявляются значительные прогибы в позвоночном столбе. При подобном диагнозе голова наклонена вперед, живот выпячивается, а плечи сводятся спереди.

Сколиотическая


Теперь узнаем, в чем отличие сколиотической осанки. Состояние характеризуется боковым смещением позвоночного столба во фронтальной плоскости. Такие искривления носят функциональный характер.

Спровоцировать недуг могут такие факторы:

  • болезни внутренних органов;
  • осложнения после родовых травм;
  • деформирующие рубцы в области спины;
  • кривошея.

Искривление характеризуется мышечными спазмами при наклонном положении. Постепенно меняется нормальная осанка.
Есть и определенные признаки сколиотической осанки.

Это значительный изгиб в позвоночном столбе. А также асимметрия лопаток. При размещении на ровной поверхности все симптомы проходят.

Искривления могут быть вызваны напряжением и ослаблением мышц в спине. При такой проблеме наблюдается головная боль, уменьшение трудоспособности и утомляемости.
При обнаружении первых признаков, необходимо обратиться к специалисту. Если своевременно заметить проблему, искривление легко исправляется.

Лечение сколиоза предполагает такие методы:

  • выполнение комплекса упражнений;
  • стабилизация режима труда и отдыха;
  • методики мануальной терапии.

Если своевременно не предпринять каких-то мер, то неправильная осанка перерастет в сколиоз. Первые признаки недуга проявляются в 6-7 лет.

В некоторых случаях сколиоз является врожденной патологией. Проблемы с межпозвоночными дисками вызывают плохое кровоснабжение. В позвонках формируются изменения костей.

Нарушения с осанкой бывают при снижении двигательной активности. Негативным эффектом отличается и неправильно выбранная мебель.

У взрослых дефекты проявляются при продолжительных прибываниях в неудобной позе.
Основным методом лечения является лечебная гимнастика. Рекомендуются приседания, наклоны, прогибы в спине и заведения рук с палкой за спину.
Лечебная физкультура должна занимать не мене 30-40 минут в день. Каждое движение должно проделываться по 8-10 раз.

Лордотическая осанка


К видам осанки относится и лордотическая осанка. Она характеризуется сильной изогнутостью в отделе поясницы. Также происходит выпячивание живота.

Ощущается дискомфорт и происходят проблемы с внутренними органами. При таком недуге, можно ли заниматься спортом, сможет подсказать врач.

Кифосколиотическая осанка

Подобный тип осанки является смешанным. Наблюдаются фронтальные и саггитальные признаки. Проявляется сразу и сколиоз и кифоз.

Такое нарушение возникает у подростков. Сначала возникает сколиоз, а затем присоединяются симптомы кифоза.

К нарушениям осанки приводят такие факторы:

  1. Врожденные причины возникают еще при развитии плода.
  2. Последствия переломов и травм являются приобретенными факторами.
  3. Вызвать проблемы со спиной может туберкулез, рахит и радикулит.
  4. Негативно воздействует сидячая работа и малоподвижный образ жизни.

К внутренним причинам нарушений стоит отнести хронические болезни, разную длину ног и проблемы со зрением.

Стоит обратить внимание на такие симптомы:

  1. Неправильное расположение головы.
  2. Проблемы с системой дыхания.
  3. Зауженная грудная клетка.
  4. Выдвинутый живот.
  5. Проблемы с репродуктивной системой.
  6. Согнутые колени.


Также наблюдается высокая утомляемость, пониженная чувствительность нижних конечностей и возникновение сутулости. В запущенных случаях наблюдаются проблемы с сердцем и сосудами.

Для подтверждения диагноза производится рентгенографическое обследование. Во время исследования осуществляется проверка рефлексов мышц.

Чтобы определить тип деформаций выполняется магнитно-резонансное исследование и компьютерная томография.

Нарушения осанки легко поддается коррекции. Это влияет на уменьшение болевого синдрома, восстановление нормального положения тела и укрепление мышц.

Для лечения применяется физиотерапия с применением электрофореза, ультрафиолетового облучения и гальванизации. Подобное лечебное воздействие помогает уменьшить боль, стимулировать кровоток и оказывает благотворное влияние на кровоток.

Методы мануальной терапии особенно эффективны на начальной стадии болезни. Активно применяется ортопедическая коррекция.

Физические упражнения способствуют формированию мышечного корсета исправлению нарушений. Физкультура рекомендуется, когда у больных не наблюдается острых болей и высокой температуры.
На сегодня у меня все. Надеюсь, мой обзор вам пригодится! До новых встреч, друзья!

Осанка — это привычное положение вертикально расположенного тела человека, обусловленное двигательным стереотипом, скелетным равновесием и мышечным балансом. [источник не указан 893 дня]

Осанка определена конституцией человека, его генотипом, то есть является врожденным свойством человека. Однако осанка способна к совершенствованию в процессе индивидуального развития (онтогенеза) человека.

Осанка здоровых людей, несмотря на ряд индивидуальных особенностей, имеет типичную и устойчивую биомеханическую и иннервационную структуру и определяется двигательным стереотипом, вариантом развития скелета, балансом мышц и особенностью высшей нервной деятельности, включая характер человека. Все они — генотипически обусловлены. Чаще всего плохая осанка является результатом плохой привычки или заболевания.



Перегрузка мышц, связок, костей при неправильном привычном выравнивании, при плохой осанке является причиной дискомфорта, боли, заболеваний скелета.

Положение сегмента тела при движении существенно сказывается на эффективности двигательное действие. Например, трудно представить эффективное двигательное действие сутулого человека, его движения всегда неуклюжи и могут закончиться травмой.

Осанку рассматривают в самых разных аспектах (осанка и психическое здоровье, осанка и карьера…), осанка является предметом изучения таких наук, как медицина, физическая культура, военное дело, театральное искусство, эстетика, эргономика, которые дают следующие определения осанки:

Осанка — это ориентация в пространстве вертикально расположенного тела человека для выполнения простых и сложных движений, определяемая состоянием мышечного и скелетного равновесия, которое предохраняет опорные конструкции тела от травмы или прогрессирующей деформации, как в покое, так и во время движения.

Осанка — это показатель здоровья и физической культуры человека. Хорошая осанка — эффективный и надежный путь профилактики и лечения таких болезней цивилизации как боль в спине и остеохондроз позвоночника, а также важный фактор карьеры.

Осанка — это язык тела, поза, которая говорит о том, как человек ощущает себя по отношению к другим, к своей жизни, к самому себе, индивидуальность, внутренняя позиция, признак профессии, социального происхождения. Это его визитная карточка, позволяющая безошибочно узнать знакомого человека, не видя его лица.

  • Основная задача осанки — предохранение опорно-двигательной системы от перегрузки и травмы за счет рационального выравнивания сегментов тела и баланса мышц.
  • Осанка выполняет утилитарную задачу. При правильном выравнивании сегментов тела, выполнение простых и сложных движений не вызывает особых проблем, так как при этом амплитуда движений всех суставов максимальна.
  • Осанка является не только соматическим показателем. Она является также показателем психических особенностей человека. Научно доказано влияние осанки на процесс становления личности человека. Человек с хорошей осанкой более уверен в себе, он более привлекает внимание окружающих. [источник не указан 456 дней]

Осанка — продукт эволюции человека




См. также эволюция осанки.

Осанка — предмет изучения различных наук

Осанка является объектом исследования самых различных наук (эстетика, физиология, биомеханика, медицина, педагогика, физическая культура). Наиболее полно осанку изучают физическая культура и медицина.



Рассмотрим простой пример. Сутулая осанка, в положении сидя (справа изображена хорошая осанка).

Осанка — показатель физического развития

Осанка — важный показатель, характеризующий физическое развитие человека. Это физическая характеристика человека, которая рассматривается как прямое отражение здоровья и физического развития. От рождения до глубокой старости человек проходит определенные этапы развития. Изменяются формы и пропорции тела, изменяется нервная система и, вместе с ней, формируются, закрепляются и угасают комплексы безусловных и условных рефлексов. Все это, так или иначе, отражается на осанке. Изменение осанки в процессе индивидуального развития человека — важный аспект физического развития.

Процесс формирования осанки начинается с возраста от 6 до 8 лет и продолжается до возраста от 17 лет до 21 года, по мере созревания нервной системы и формирования устойчивого двигательного стереотипа. В этот период окончательно формируются изгибы позвоночника, своды стопы, выравниваются нижние конечности.

У маленьких детей осанки как таковой ещё нет, физиологические изгибы позвоночника отсутствуют, вертикальная поза неустойчива. В процессе роста ребенка формируется двигательный стереотип, и в младшем школьном возрасте появляются первые элементы сегментального выравнивания. Однако у детей 6-9 лет осанка неустойчива, мы видим избыточный прогиб поясничного отдела позвоночника, выступающий живот, торчащие лопатки — это норма для 6-9 летних детей. Устойчивая осанка формируется в среднем и старшем школьном возрасте. Окончательно формирование осанки происходит с прекращением роста скелета.

Осанка — показатель физической культуры и здоровья человека

Осанка — это не только привычное положение человека в покое и в движении, но и признак состояния здоровья, гармоничного развития опорно-двигательного аппарата, привлекательной внешности, то есть осанка — понятие комплексное.

Осанка является видом двигательной активности. Сохранение при определённых условиях правильной, хорошо сбалансированной позы человека достигается за счёт её постоянной коррекции точно дозированными напряжениями многочисленных мышц тела. Поэтому успеха в формировании правильной осанки достигают прежде всего путем укрепления мышечной системы, её разносторонней физической и физиологической тренировкой.

Человек, хорошо владеющий своим телом, умело управляющий своими мышцами, как правило, красиво ходит, осанка его характеризуется собранностью, стройностью и в то же время раскованностью. Такой человек высоко, красиво и прямо держит голову, плечи у него умеренно развернуты, туловище занимает вертикальное положение. [18]

Из этого вытекают прошедшие проверку временем и практикой постулаты:

Структура нагрузки повседневных движений влияет и на рост детского скелета (например, быстрее растет более нагружаемая толчковая, обычно правая, нога), и на структуру скелета у взрослых. Например, внешняя форма костей может изменяться под влиянием различных видов спорта или профессиональных движений. Они становятся массивнее и толще за счет увеличения костной массы в наиболее нагружаемых участках.

Статическая нагрузка может оказывать негативное влияние на структуру кости, вызывая её деформацию. Согласно известному закону Гютера-Фолькмана (Hueter-Volkmann) сжимающие нагрузки приводят к замедлению скелетного роста, а растягивающие к его ускорению. Например, следуя этому закону, ограниченная асимметрия позвонка в результате локальной дисплазии приводит к увеличению деформации и к распространению прогрессирующей деформации на большую часть позвоночника, замыкая порочный круг сколиотической болезни.

Нечто подобное мы видим при синдроме патологического выравнивания нижних конечностей. Особенности развития сводов стопы, костей голени и бедра нарушают ось конечности, нарушенная ось конечности приводит к нерациональному распределению нагрузки, при которой возможна деформация стопы и суставов и ещё большее нарушение оси конечности. Это является причиной развития и прогрессирования заболеваний стопы, коленного и тазобедренного суставов, которые обознаются как плоскостопие и диспластические артрозы.

Изменение структуры скелета связано с самыми разнообразными внутренними и внешними причинами (конституция, диспластический фактор, остеопения, обувь…), но, безусловно, большое значение для этого имеет способ привычного выравнивания скелета (скелетного баланса), выражением которого является осанка.

Связочный аппарат и нормальная функционирующие мышцы без особого труда справляются с многочисленными и распространенными отклонениями в развитии скелета. Но в определенные, сенситивные отрезки индивидуального развития возникает несоответствие возможности связочно-мышечного аппарата особенностям скелетного баланса. При этом возникает риск развития самых различных заболеваний, таких как сколиоз позвоночника во время ускоренного роста позвоночника или диспластический коксартроз в период возрастного снижения функции мышц и эластичности связок.

Осанка — показатель психического здоровья

— любил повторять генерал русской армии Густав Маннергейм [22] Действительно, в ответ на отрицательные эмоции, рефлекторно, как результат врожденного поведенческого инстинкта, человек принимает так называемую пассивно-оборонительную позу [23] .

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Толстова Т.И., Козеевская Н.А.

В работе представлен анализ отечественной и зарубежной литературы, в котором показано изменение представлений об осанке , начиная с точки зрения механики (костно-мышечная теория) до взгляда на осанку как совокупность биомеханических, нейрофизиологических и нейропсихических процессов. В качестве основных отечественных теорий нарушений осанки авторы рассматривают остеопатическую, мышечную и генетическую теории . Среди зарубежных теорий наиболее выделяются теории миофасциальных меридианов Томаса Майерса и Леопольда Бюске, синдрома постурального дефицита, сенсомоторной амнезии. Как отечественные, так и зарубежные авторы отмечают роль эмоций в нарушении осанки . В статье говорится о возможности обучения правильной осанке за счет осуществления способной к совершенствованию адаптации и автоматизации движений. Выравнивание позы и равновесие человека являются динамичными и адаптивными параметрами, а не статичными и фиксированными.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Толстова Т.И., Козеевская Н.А.

Modern views of posture (a review of the literature)

An analysis of russian and foreign literature, which shows changing perceptions about posture , starting from the point of view of mechanics (osteo-muscular theory) to look at posture as a biomechanical, neurophysiological and neuropsychiatric processes is presented. As the main domestic theories authors consider osteopathic posture , muscle and genetic theories. Among the foreign theories the most allocated the miofascial theory-special meridians Thomas Myers and Leopold Bjuske, postural deficiency syndrome, sensorimotor amnesia. Both domestic and foreign authors note the role of emotions in violation of posture . The article says about the possibility of learning good posture through capable of adaptation and improvement of automation movements. Align posture and balance are dynamic and adaptive options, and not static and fixed.

СОВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ ОСАНКЕ (обзор литературы)

Т.И. Толстова, Н.А. Козеевская

Рязанский государственный медицинский университет им. акад. И.П. Павлова, ул. Высоковольтная, 9, 390026, г. Рязань, Российская Федерация

В работе представлен анализ отечественной и зарубежной литературы, в котором показано изменение представлений об осанке, начиная с точки зрения механики (костно-мышечная теория) до взгляда на осанку как совокупность биомеханических, нейрофизиологических и нейропсихических процессов.

В качестве основных отечественных теорий нарушений осанки авторы рассматривают остеопатическую, мышечную и генетическую теории.

Среди зарубежных теорий наиболее выделяются теории миофасциальных меридианов Томаса Майерса и Леопольда Бюске, синдрома постурального дефицита, сенсомоторной амнезии.

Как отечественные, так и зарубежные авторы отмечают роль эмоций в нарушении осанки.

В статье говорится о возможности обучения правильной осанке за счет осуществления способной к совершенствованию адаптации и автоматизации движений. Выравнивание позы и равновесие человека являются динамичными и адаптивными параметрами, а не статичными и фиксированными.

Ключевые слова: осанка, остеопатическая теория, мышечная теория, генетическая теория, миофасциальные меридианы, синдром постурального дефицита, психическое равновесие, сенсомоторное обучение, функциональная система, адаптация.

MODERNVIEWS OF POSTURE (a review of the literature)

T.I. Tolstova, N.A. Kozeevskaya

Ryazan State Medical University named after academician I.P. Pavlov, Vysokovoltnaya str., 9, 390026, Ryazan, Russian Federation

An analysis of russian and foreign literature, which shows changing perceptions about posture, starting from the point of view of mechanics (osteo-muscular theory) to look at posture as a biomechanical, neurophysiological and neuropsychiatric processes is presented.

As the main domestic theories authors consider osteopathic posture, muscle and genetic theories.

Among the foreign theories the most allocated the miofascial theory-special meridians Thomas Myers and Leopold Bjuske, postural deficiency syndrome, sensorimotor amnesia. Both domestic and foreign authors note the role of emotions in violation of posture. The article says about the possibility of learning good posture through capable of adaptation and improvement of automation movements.

Align posture and balance are dynamic and adaptive options, and not static and fixed. Keywords: posture, osteopathic theory, muscle theory, genetic theory, myofascial meridians, syndrome postural deficit, global balance, sensory-motor learning, functional system.

Развитие медицины осуществляется благодаря смене точек зрения, через которые рассматривается человеческий организм. Научные исследования разбивают тело человека на всё более мелкие части.

Теория функциональных систем (Анохин П.К., 1975) радикально изменила представления о строении организма человека. Она рассматривает организм человека как совокупность множества взаимодействующих функциональных систем различного уровня организации, каждая из которых избирательно объединяет различные органы и ткани и обеспечивает достижение полезного приспособительного результата, обеспечивая устойчивость метаболических процессов [1].

Цель: попытка формирования мышления о целостных системах, применительно к анализу осанки.

В современной литературе имеется множество теорий, подтверждающих, что осанка человека может рассматриваться не только как простое статическое расположение различных сегментов тела. Осанка является фундаментальной основой благополучия человека.

Следует заметить, что за последнее время резко изменилась статистика детской заболеваемости. Почти у 100% детей имеют место нарушения осанки. Подавляющее большинство детей - сутулые, с недостаточно развитой мышечной системой [2].

Согласно представлениям Фельден-крайза, любая осанка приемлема, если она не противоречит закону природы, состоящему в том, что «скелет должен противостоять силе тяготения, оставляя мышцы свободными для движений. Нервная сис-

Согласно генетической теории необходимо наличие генетически обусловленных нарушений невральной трубки в эмбриогенезе, а также метаболических дефектов. V. 1апёа (1978), изучая нарушения осанки у детей и взрослых, обнаружил сопутствующую им легкую неврологическую симптоматику и пришел к выводу, что в детстве они имели диснейро-онтогенетические расстройства. Описанные им синдромы мышечного дисбаланса поразительным образом напоминали на-

рушения осанки, присущие детям с церебральным параличом [6].

Частные методики коррекции осанки строились на укреплении ослабленных и растягивании спазмированных мышц, имеющих отношение к ортостатической синергии расположенных на туловище и шее мышц [9].

Теория миофасциальных меридианов не снижает ценности методик, основанных на изучении отдельных мышц, а просто включает их в функциональные цепи. Каждая отдельная мышца функционально интегрируется внутри фасциальной паутины,

В обоих случаях, Т. Майерс и Л. Бюске предлагают новые методики коррекции осанки, основанные на миофасци-альных цепях.

Проблемами осанки занимались также P.-M. Gageyet, B. Weber (2008). Они доказали, что асимметрии ортостатиче-ской позы не являются ни случайными, ни нормальными. Части скелета поддерживаются во взаимном положении мышечным тонусом. Асимметрия обнаружила мощную корреляцию с неустойчивостью и болями вдоль телесной оси [12]. С их точки зрения, осанка представляет сложный процесс, который требует от каждого человека полного восприятия своего тела, как единого целого для достижения положения равновесия, осознания всех его возможностей для правильной ориента-

В современной отечественной литературе также обсуждаются более редкие, по мнению авторов, причины болей в спине и отдельные психологические аспекты [13]. И. Красикова пишет, что осанка ребенка носит неустойчивый характер, легко меняется под действием позитивных и негативных факторов. Осанка зависит от нервно-мышечного аппарата и психики человека: «На уровне врожденных ин-

Эмоции занимают важное место в ряду адаптационных приспособлений. Известно, что определенному эмоциональному состоянию соответствует сигнал определенного мышечного паттерна [15].

По мнению как отечественных, так и зарубежных исследователей, связь осанки с эмоциональной жизнью кажется настолько тесной, что осанка становится ее отражением во внешнем мире, не только через мимику лица и рук, но и посредством положения тела в целом. Меняются наши представления об эмоциях, что эмоция - это только то, что мы переживаем. По последним представлениям, эмоция -только в последнюю очередь чувство, а, прежде всего, это реакция нашего тела, его мышц и органов.

Осанка - это показатель психического здоровья. Доказано, что осанка влияет на психофизиологические показатели, а состояние психики влияет на осанку.

Многие заболевания психоэмоциональной сферы (неврозы) связывают с заболеванием опорно-двигательной системы и с нарушением осанки. Синдром хронической усталости - наиболее распространенное заболевание современного человека (его называют также неврастения, вегетососуди-стая дистония). Наиболее общий признак

Новые представления сформировали новые методы лечения, основанные на осознании через движение. Авторы рассматривают ум и тело как единое целое, постоянный психофизический процесс. Сенсомоторное обучение направлено на обретение осознанного контроля над физиологическими процессами человека. Это самоконтролируемый и саморегулируемый процесс [18].

Способность добиваться полезного приспособительного результата возникла на самых ранних ступенях эволюции. Появление устойчивых систем с чертами саморегуляции стало возможным, поскольку возник первый полезный результат этой саморегуляции в виде устойчивости, способности противостоять факторам внешней среды [19]. П.К. Анохин под

функциональной системой понимал такое объединение различных органов, структурных образований организма, благодаря которым достигается полезный приспособительный результат. Взаимодействие функциональных систем в организме осуществляется на основе принципов иерархического доминирования, мультипа-раметрического и последовательного взаимодействия, системогенеза [20]. В условиях неправильной осанки необходимо определить какие функциональные системы затронул патологический процесс и нарушение деятельности которых усугубляет ее, а какие функциональные системы имеют компенсаторную направленность.

Таким образом, согласно представлениям исследователей, осанка включает интегрированную совокупность биомеханических, нейрофизиологических и ней-ропсихических явлений, которые влияют друг на друга и взаимно компенсируются в каждый момент времени.

Обучение правильной осанке возможно за счёт осуществления способной к совершенствованию адаптации и автоматизации движений. Выравнивание и равновесие являются динамичными и адаптивными параметрами, а не статичными и фиксированными.

Адаптация - это процесс обеспечения достижения цели. А.Г. Маклаков говорит о сложных механизмах адаптации. Он рассматривает биологическую, психическую и социальную адаптацию как уровни единой адаптации, и как отдельные виды адаптации. Он подчеркивает, что существуют определенные физиологические и психические механизмы, обеспечивающие процесс адаптации на этих трех уровнях. Три уровня адаптации взаимосвязаны между собой, оказывают друг на друга непосредственное влияние и определяют интегральную характеристику общего уровня функционирования всех систем организма [21, 22].

Изменение теоретических представлений всегда приводит к пересмотру методов лечения. В каждом предлагаемом

авторами подходе имеются свои достоинства. Вряд ли какой-либо взгляд и соответствующее лечение будет претендовать на универсальность. Тем не менее, чем

шире мы смотрим на проблему, тем выше вероятность того, что мы устраним ее причину.

Конфликт интересов отсутствует.

1. Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. Москва: Медицина, 1975. 448 с.

2. Гора Е.П. Экологическая физиология человека: учебное пособие: в 2-х книгах. Москва: ИНФРА-М, 1999. Книга 1: Общий курс экологической физиологии человека. 244с.; Книга 2: Возрастные аспекты экологической физиологии человека. 61 с.

3. Фельденкрайз М. Искусство движения. Уроки мастера: перевод с англ. Москва: ЭКСМО, 2003. 352 с.

5. Овечкина А.В., Дрожжина Л.А., Суворова В.А., Мухина Г.В. Лечебная гимнастика для детей с нарушениями осанки и сколиозом начальных степеней: пособие для врачей. СПб., 1999. 30 с.

6. Yanda V. Muscles, central nervous motor regulation and back problems. In: Korr I.M., ed. Neuro biologic Mechanisms in Manipulative Therapy. New York; London: Plenums Press, 1978. P. 27-41.

7. Петров К.Б. Кинезитерапевтиче-ская реабилитация дефектов осанки и фигуры: учебное пособие для врачей. Новокузнецк, 1998. 147 c.

8. Магнус Р. Установка тела. Москва: Издательство: Академия наук СССР, 1962. 624 с.

9. Стерхов Р.В., Стерхова Г.В. Медицинский центр кинезитерапии. Москва, 2004. 76 с.

10. Майерс Томас В. Анатомические поезда (миофасциальные меридианы для мануальной и спортивной медицины): перевод с англ. Москва, 2007. 271 с.

11. Бюске Леопольд. Мышечные цепи. Москва: Издательство Бюске, 2007. Т. 1. 133 с.; Т. 2. 206 с.

13. Подчуфарова Е.В., Яхно Н.Н. Боль в спине. Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2014. 368 с.

15. Данилова Н.Н. Психофизиология. Москва, 1998. 370 с.

16. Келеман Стенли. Анатомия эмоций: перевод с англ. Москва, 1989. 161 c.

17. Толстова Т.И. Мышечная систе-ма,как показатель эмоционального состояния человека. В кн.: Макарова В.Г., ред. Материалы научной конференции, посвященной 60-летию основания Рязанского государственного медицинского университета. Рязань, 2004. Часть 2. С. 81-82.

18. Ханна Томас. Соматика. Возрождение контроля ума над движением, гибкостью и здоровьем. Москва, 2012. 252 с.

19. Зараковский Г.М. Целевая функция адаптации человека (в развитие идей Всеволода Ивановича Медведева) // Физиология человека. 2014. Т. 40, №6. С. 6-14.

20. Медведев В.И. Адаптация человека. Москва, 2003. 584 с.

21. Маклаков А.Г.Общая психология: учеб. пособие. Москва; СПб.: Питер; Н. Новгород; Воронеж, 2014. 582 с.

22. Агаджанян Н.А. Проблемы адаптации и учение о здоровье. Москва, 2006. 284 с.

1. Anohin PK. Ocherki po fiziologii funkcional'nyh sistem [Essays on physiology

of functional systems]. Moscow: Meditsina; 1975. 448 p. (in Russian)

2. Gora EP. Jekologicheskaja fiziologi-ja cheloveka: uchebnoe posobie: v 2-h kni-gah. Kniga 1: Obshhij kurs jekologicheskoj fiziologii cheloveka. 244s.; Kniga 2: Vo-zrastnye aspekty jekologicheskoj fiziologii cheloveka. 61 s. [Ecological Human Physiology: tutorial: in 2-x books]. Moscow: Infra-m; 1999. Book 1: The General course of ecological human physiology. 244 p.; Book 2: Age-based dimensions of ecological human physiology. 61 p. (in Russian)

3. Fel'denkrajz M. Iskusstvo dvizheni-ja. Uroki mastera: perevod s angl. [Art of movement. Lessons of the masters: translation from English]. Moscow: Eksmo; 2003. 352 p. (in Russian)

5. Ovechkina AV, Drozhzhina LA, Suvorova VA, Muhina GV. Lechebnaja gim-nastika dlja detej s narushenijami osanki i skoliozom nachal'noj stepeni: posobie dlja vrachej [Therapeutic exercises for children with postural disorders and scoliosis initial degree: a handbook for physicians]. Spb.; 1999. 30 p. (in Russian)

6. Janda V. Muscles, central nervous motor regulation and back problems. In: Korr IM,ed. Neuro biologic Mechanisms in Manipulative Therapie. New York; London: Plenums Press; 1978. P. 27-41.

7. Petrov KB. Kineziterapevticheskaja reabilitacija defektov osanki i figury: ucheb-noe posobie dlja vrachej [Kineziterapevti-cheskaja rehabilitation of posture and shape: a manual for physicians]. Novokuznetsk; 1998. 147 p. (in Russian)

8. Magnus R. Ustanovka tela [Installation of the body]. Moscow: Academy of Sciences of the USSR; 1962. 624 p. (in Russian)

9. Sterhov RV, Sterhova GV. Medi-cinskij centr kineziterapii [Kinesitherapy Medical Center]. Moscow; 2004. 76 p. (in Russian)

10. Majers Tomas V. Anatomicheskie poezda (miofascial'nye meridiany dlja ma-nual'noj i sportivnoj mediciny): per. s angl.[Anatomy trains (myofascial meridians for chiropractic and sports medicine): translation from English]. Moscow; 2007. 271 p. (in Russian)

11. Bjuske Leopol'd. Myshechnye ce-pi: per. s angl. [Muscular chains: translation from English].]. Moscow: Bjuske Publishing House; 2007. Vol. 1. 133 p.; Vol. 2. 206 p. (in Russian)

13. Podchufarova EV, Jahno NN. Bol' v spine [Pain in the back]. Moscow: Geotar-media; 2014. 368 p. (in Russian)

15. Danilova NN. Psihofiziologija [Psychophysiology]. Moscow; 1998. 370 p. (in Russian)

16. Keleman Stenli. Anatomija jemo-cij: per. s angl. [Anatomy of emotion: translation from Englishl]. Moscow; 1989. 161 p. (in Russian)

17. Tolstova TI. Myshechnaja sistema, kak pokazatel' jemocional'nogo sostojanija cheloveka. V kn.: Makarova V.G., redaktor. Materialy nauchnoj konferencii, posvjashhen-noj 60-letiju osnovanija Rjazanskogo gosu-darstvennogo medicinskogo universiteta [Muscular system, as an indicator of the emotional state of a person. In: Makarova V.G., editor. Materials of scientific conference devoted to the 60 anniversary of the founding of the Ryazan State Medical University]. Ryazan; 2004: 2. P. 81-82. (in Russian)

18. Hanna Tomas. Somatika. Vozrozh-denie kontrolja uma nad dvizheniem, gib-kostju i zdorov'em [Somatics. Rebirth of

mind over motion control, flexibility and health]. Moscow: Geotar-Media; 2012. 252 p. (in Russian)

19. Zarakovskij GM. Celevaja funkcija adaptacii cheloveka (v razvitie idej Vsevolo-da Ivanovicha Medvedeva) [The target function of Human Adaptation (the development ideas of Vsevolod Ivanovich Medvedev)]. Fiziologija cheloveka [Human physiology]. 2014; 40 (6): 6-14. (in Russian)

20. Medvedev VI. Adaptacija chelove-ka [Human Adaptation]. Moscow; 2003. 584 p. (in Russian)

21. Maklakov AG. Obshhaja psihologi-ja: ucheb. posobie [General Psychology: Stud. allowance]. Moscow; Spb.: Piter; Nizhny Novgorod; Voronezh; 2014. 582 p. (in Russian)

22. Agadzhanjan NA. Problemy adaptacii i uchenie o zdorov'e [Problems of adaptation and teaching about health]. Moscow; 2006. 284 p. (in Russian)

Толстова Т.И. - к.м.н., доцент кафедры физического воспитания и здоровья ФГБОУ ВО РязГМУ Минздрава России, г. Рязань.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.