Число детей с нарушением осанки

Осанка - это комплексное понятие о привычном положении тела непринуждённо стоящего человека, а правильная осанка- это показатель правильного анатомического развития, она сказывается на физическом и психологическом состоянии человека.

Нарушения осанки и сколиоз - самые распространённые заболевания опорно-двигательного аппарата у детей и подростков. Число детей с нарушениями осанки варьирует от 30 % до 60 %, а сколиоз поражает в среднем 10-15 % детей.

Среди детей, начинающих посещать детский сад нарушения осанки встречаются у 5-6 %, а перед поступлением в школу число детей с нарушением осанки достигает 20%. За время пребывания в начальной школе число таких детей увеличивается в два раза, а перед окончанием школы нарушение осанки имеет уже каждый второй подросток.

При нарушениях осанки ухудшается функция дыхания и кровообращения, затрудняется деятельность печени и кишечника, замедляются обменные процессы, что приводит к снижению физической и умственной работоспособности. Дефекты осанки вызывают нарушения зрения (близорукость, астигматизм), отрицательно влияют на состояние нервной системы. Маленькие дети становятся замкнутыми, капризными, чувствуют себя неловкими, стесняются принимать участие в играх сверстников. Те, кто постарше, жалуются на боли в позвоночнике, возникающие после нагрузок, чувство онемения в области между лопатками.

Осанка считается нормальной, если человек держит голову прямо, его грудная клетка развёрнута, плечи находятся на одном уровне, живот подтянут, ноги в коленных и тазобедренных суставах разогнуты.

Наиболее часто нарушения осанки характеризуются увеличением шейного и грудного изгибов позвоночника, опущенной головой и плечами, запавшей грудной клеткой, свисающим животом.

Поскольку на рост и формирование осанки влияет окружающая среда, родители должны контролировать позу детей, когда они сидят, стоят и ходят. То же самое должны делать и сотрудники детских учреждений.

Огромное значение для формирования правильной осанки у ребёнка имеют следующие факторы:

  • своевременное рациональное питание;
  • активные прогулки и игры на свежем воздухе;
  • подбор мебели в соответствии с ростом детей;
  • оптимальная освещённость игровых уголков и мест проведения учебных занятий;
  • привычка правильно сидеть за столом и переносить тяжёлые предметы;
  • умение следить за своей походкой, расслаблять мышцы.

Главное и наиболее эффективное средство профилактики нарушений осанки - правильное и своевременно начатое физическое воспитание. Специальные упражнения для формирования хорошей осанки должны входить в утреннюю гимнастику детей с трёх лет. С этого же возраста необходимо воспитывать навыки правильной осанки при сидении на стуле и за столом.

Стол у ребёнка должен быть на уровне локтя его опущенной руки, а высота стула в норме не должна превышать высоту голени до подколенной ямки. Если ноги обутого ребёнка не достают до пола, ему нужна подставка, чтобы тазобедренные и коленные суставы в положении сидя были согнуты под прямым углом.

Сидеть нужно так, чтобы вплотную касаться спинки стула, сохраняя поясничный изгиб. Расстояние между грудью и столом -1,5-2 см (ребром проходит ладонь), голова слегка наклонена вперёд.

Отрицательное влияние на формирование осанки оказывает излишне мягкая постель - без ровной опоры тело примет согнутое положение, что приведёт к растяжению и ослаблению мышц спины, ограничит подвижность грудной клетки.

Важна и поза во время сна. Лучше всего, если ребёнок привыкнет спать на спине, иногда на животе, но только не на одном и том же боку, свернувшись калачиком, с коленями, подтянутыми к груди.

Полезны для детей подвижные игры, особенно на свежим воздухе. Они укрепляют мышцы тела, способствуют лучшей работе сердца, органов дыхания, активному обмену веществ.

Питание должно быть полноценным и разнообразным. Ежедневно в рацион ребёнка необходимо включать молоко и кисломолочные продукты (кефир, йогурт, творог), блюда из мяса и рыбы, свежие овощи и фрукты, соки.

Все дети с нарушениями осанки должны находиться на диспансерном учёте у ортопеда. Им показаны лечебная физкультура, массаж, лечебное плаванье, физиотерапия, ортопедическое пособие и т.д.

Управления Роспотребнадзора по ЯНАО И.А.Фаркова

(c) Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ямало-Ненецкому автономному округу, 2006-2020 г.

Адрес: 629000, г. Салехард, ул. Титова, д. 10









СРАВНИТЕЛЬНАЯ ОЦЕНКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ЗДОРОВЫХ ДЕТЕЙ И ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ОСАНКИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Осанка - это комплексное понятие о привычном положении тела непринужденно стоящего человека. Она отражает не только физическое, но и психическое состояние человека, являясь одним из показателей здоровья. В формировании правильной осанки основную роль играют позвоночник и мышцы, окружающие его. Осанка обусловлена как наследственностью, так и влиянием различных внешних факторов. Процесс формирования осанки начинается с самого раннего возраста и происходит на основе физиологических закономерностей высшей нервной деятельности, которые характерны для образования условных двигательных связей и находятся в прямой зависимости от рационального двигательного и гигиенического режима. . [ 1,2,3,4]

В большинстве случаев нарушения осанки являются приобретенными. Чаще всего эти отклонения встречаются у детей астенического телосложения, физически слабо развитых. Неправильная осанка способствует развитию ранних дегенеративных изменений в межпозвоночных дисках и создает неблагоприятные условия для функционирования органов грудной клетки и брюшной полости. Ответственность за правильное формирование осанки ребенка полностью лежит на взрослых, в том числе на работниках сферы здравоохранения и образования, а также родителях. . [5,6,7,8]

Таким образом, разработка вопросов, касающихся профилактики возникновения нарушений осанки и оздоровления детей, уже имеющих подобные нарушения, является актуальной.

Выявленные факты показали, что количество детей младшего школьного возраста с нарушением осанки в настоящее время увеличивается, в связи с этим, рассмотрение этой проблемы в исследовании является актуальным.

Объект исследования: профилактика нарушений осанки.

Предмет исследования: влияние систематических занятий физическими упражнениями на развитие осанки у детей младшего школьного возраста.

Цель исследования: оценить особенности физических качеств у детей младшего школьного возраста с нарушением осанки и здоровых детей.

Задачи: 1) изучить литературу и другие источники информации по данной теме;

2) определить методы экспериментальной работы;

3) определить роль систематических физических упражнений в формировании осанки школьников;

4) сравнить полученные результаты со среднестатистическими нормами.

Гипотеза: если будет правильно подобрана методика проведения занятий, включающих комплекс специальных физических упражнений, то это докажет их положительную роль в профилактике нарушений осанки младших школьников.

В исследовании принимали участие 2 группы детей

1 группа (экспериментальная) – 10 человек, имеющие основной диагноз – нарушение осанки.

2 группа (контрольная) – 10 человек, учеников МБОУ СОШ № 2 г. Вельск, совершенно здоровые дети.

Дети, участвующие в эксперименте, имели на момент тестирования возраст 9 – 10 лет.

Исследование включало в себя:

Обзор литературных источников.

Антропометрические исследование: длина тела, масса тела, окружность грудной клетки, жизненная емкость лёгких.

Метод статистической обработки данных.

Двигательное тестирование: силовая выносливость мышц спины и брюшного пресса; тест на гибкость; челночный бег.

Анализ литературных источников – это важная часть любого научного исследования.

Изучение литературных источников может быть вспомогательным средством или выступить как самостоятельный метод исследования.

Антропометрическое исследование.Метод антропометрических исследований используют для оценки морфологических особенностей тела человека: измерение роста, веса, внешних форм тела, а также ряд функциональных показателей.

Измерение роста ( длины тела) проводилось в положении стоя при помощи ростомера. Ребенок становился на площадку ростометра, спиной к вертикальной стойке, выпрямившись, прикасаясь к стойке затылком, межлопаточной областью, ягодицами и пятками. Скользящая горизонтальная палка прикладывается к голове без надавливания.

1. Измерение массы тела проводилось на напольных медицинских весах. Взвешивание проводится без верхней одежды, утром, обследуемый , стоит в неподвижном состоянии на середине площадки весов.

2. Измерение окружности грудной клетки проводилось так: в положении стоя, руки опущены, при максимальном вдохе, полном выдохе и спокойном дыхании. Сантиметровую ленту накладывали горизонтально, сзади под углами лопатки, спереди по околоушным кружкам, а у девушек над молочными железами. Разница величин окружностей грудной клетки на высоте вдоха и выдоха отражает подвижность грудной клетки, которую правильнее называть экскурсией грудной клетки во время дыхания.

3. Спирометрия – это прибор для измерения жизненной емкости легких (ЖЕЛ), максимальное количество воздуха, выдыхаемого при усиленном выдохе, или выдыхаемого при усиленном вдохе. Исследуемый, после максимального вдоха с закрытым носом медленно выдыхает в трубку, при этом отмечают, до какого деления шкалы произошел максимальный подъём. Исследование проводят трижды, с небольшими промежутками, и вычисляют среднюю ЖЕЛ.

4. Метод статической обработки данных использовался для обработки результатов и для их сравнения. Обработка результатов проводилась по системе Стьюдента.

Критерий применяется к паре связанных выборок. Это непараметрический критерий, то есть он не использует никаких данных о характере распределения, и может применяться в широком спектре ситуаций, однако при этом он может иметь меньшую мощность, чем более специализированные критерии.

6. Центильный метод – метод даёт реальную характеристику показателей в сжатом виде. Центильные оценки наиболее строго и объективно отражают распределение величин измерений. У здоровых детей данной возрастно – половой группы. Сущность метода заключается в том, что все варианты изучаемого признака распологают по классам, от минимального до максимального значения и путём математического преобразования весь ряд делят на сто частей. Колонки центильных таблиц показывают границы измеряемого признака для определённой процентной( центильной) доли всех детей возрастно - половой группы. Используют шкалу, в которой предусмотрено выделение границ 3(5), 10, 25, 50, 75, 90, 95 центилей. Размеры всех центильных интервалов неодинаковы.

7. Динамометрия – проводят с помощью специальных, пружинных втулках, гидравлических и электрических приборов со шкалой, показывающий силу мышц.

Двигательное тестирование. 1. Силовая выносливость мышц (СВМ) спины измерял следующим образом. Ставятся 2 стула, на стулья кладётся гимнастический мат для мягкости. Ребёнок ложится, что спина и голова находится на весу, руки на поясе, ноги фиксируются исследователем. Время удерживания туловища на весу определяется по секундомеру. (Рисунок 1)

Общие указания и назначения: дается обработанный тест, голова не запрокидывается за спину, секундомер включается сразу же в момент опускания туловища или руки убраны с пояса.

2.Силовая выносливость мышц (СВМ) пресса измерял следующим образом. Ребёнок лежит на гимнастическом мате, руки вдоль туловища. За тем он свободно поднимает ноги углом 45 градусов в положении лёжа ни спине, касаясь носками руки исследователя, удерживает их в таком положении.

Результат: время удерживания определяется секундомером. (Рисунок 2)

Общие указания и замечания: ноги не сгибать, секундомер выключается в момент опускания ног.

Ребёнок лежит на мате таким образом, что верхняя часть туловища и голова находятся на весу; руки на поясе, ноги фиксируются исследователем.

3. Тест на скорость (челночный бег): 3 отрезка по 10 метров, бег максимально быстро. В конце каждого отрезка нужно задеть ладонью пол.

4. Тест на гибкость: исследуемый встает на скамейку, носками касается края скамейки. Спокойно, без лишних движений, делает наклон вперёд ладонями вниз.

Задача каждого: максимально произвести наклон вперёд, чтобы измерить гибкость исследуемого.

Результаты исследования и их обсуждение. В ходе исследования были получены следующие показатели, которые сведены в таблицах и представлены на рисунках.

В качестве основных показателей физического развития для детей с нарушением осанки были взяты такие показатели как: длина тела, масса тела, окружность грудной клетки, жизненная ёмкость лёгких. Эти показатели являются наиболее значимыми в процессе развития, так как легко подвергаются измерениям и анализу.

Таблица 1 – Антропометрические данные девочек 9 – 10 лет

Аннотация научной статьи по клинической медицине, автор научной работы — Зиняков Н. Н., Болдырев С. Ю., Зиняков Н. Т., Барташевич В. В.

На основании данных обследования 610 школьников в возрасте от 10 до 17 лет изучена распространенность нарушений осанки у детей. В качестве метода скрининг-диагностики использована компьютерная оптическая топография . Установлено, что нарушения осанки встречаются у школьников данной возрастной группы в 94% случаев. Описаны распространенность отдельных вариантов нарушений осанки , а также характерные изменения объемных и осевых параметров светооптической ортоспондилографии, которые типичны для тех или иных нарушений статической составляющей двигательного стереотипа.

Похожие темы научных работ по клинической медицине , автор научной работы — Зиняков Н. Н., Болдырев С. Ю., Зиняков Н. Т., Барташевич В. В.

To the question about the prevalence of infringements of a bearing among students

on the basis of examination of 610 students in the age from 10 to 17 years old the prevalence of infringements of a bearing at children is studied. As screening-diagnostics method the optical topography has been used. It is established that bearing infringements meet at students of given age in 94% of cases. The prevalence of separate variants of infringements of a bearing, and as characteristic changes of volume and axial parameters of lightoptical ortospondylography wich are typical for those or other infringements of a static component of an impellent stereotype are described.

н. н. зиняков, с. ю. Болдырев, н. т. зиняков, в. в. барташевич

к вопросу о распространенности нарушений осанки

НИИ нейроортопедии и восстановительной медицины,

Россия, 354200, Краснодарский край, г.Сочи, ул. Победы, 153.

Е-mail: neuroorthopaedy@mail.ru, тел. 8 (9882) 333-775

На основании данных обследования 610 школьников в возрасте от 10 до 17 лет изучена распространенность нарушений осанки у детей. В качестве метода скрининг-диагностики использована компьютерная оптическая топография. Установлено, что нарушения осанки встречаются у школьников данной возрастной группы в 94% случаев. Описаны распространенность отдельных вариантов нарушений осанки, а также характерные изменения объемных и осевых параметров светооптической ортоспондилографии, которые типичны для тех или иных нарушений статической составляющей двигательного стереотипа.

Ключевые слова: компьютерная оптическая топография, нарушения осанки.

N. N. ZINYAKoV, S. u. BOLDIREV, N. T. ZINYAKOV, V. V. BARTASHEVICH

TO THE QUESTION ABOUT THE PREVALENCE OF INFRINGEMENTS OF A BEARING AMONG STUDENTS

Research institute of neuroortopedium and regenerative medicine (Sochi),

Russia, 354200, Krasnodar region, Sochi, str. Pobedi, 153.

Е-mail: neuroorthopaedy@mail.ru; tel. 8 (9882) 333-775

On the basis of examination of 610 students in the age from 10 to 17 years old the prevalence of infringements of a bearing at children is studied. As screening-diagnostics method the optical topography has been used. It is established that bearing infringements meet at students of given age in 94% of cases. The prevalence of separate variants of infringements of a bearing, and as characteristic changes of volume and axial parameters of lightoptical ortospondylography wich are typical for those or other infringements of a static component of an impellent stereotype are described.

Key words: impellent stereotype, computer optical topography, bearing infringements.

Актуальной проблемой современной нейроортопедии представляется проблема терапии нарушений осанки у детей ввиду их широкой распространенности и отсутствия патогенетически обоснованных эффективных схем лечения данных состояний. В настоящее время их диагностика в большинстве случаев проводится на основании использования клинических данных, получаемых при помощи вертеброневрологических и мануальных методов исследования [2, 7]. Согласно современным данным, нарушения осанки встречаются у 60-80% населения детского возраста [1, 2]. Высокие различия в частоте встречаемости нарушений осанки, по данным различных авторов, могут быть связаны с использованием клинического метода в качестве базового при их диагностике, что может приводить к различной интерпретации тех или иных объективных данных, а также с недостаточной эффективностью клинического метода как такового. В связи с этим в настоящее время все большую актуальность приобретает возможность использования различных аппаратно-программных комплексов с целью выявления этих состояний, проведения с их помощью скрининговых обследований, а также контроля лечебных мероприятий. Применение компьютеризированных программ могло бы позволить повысить эффективность выявления нарушений осанки у школьников, поскольку сложившаяся система профилактических осмотров не позволяет выявлять начальные стадии заболеваний опорно-двигательного аппарата.

Цель исследования - изучение возможностей использования компьютерной оптической топографии

(КОТ) в диагностике нарушений осанки у школьников и проведение с ее помощью оценки распространенности данных состояний.

Кубанский научный медицинский вестник № 8 (113) 2009 УДК 616.8-009.8

Кубанский научный медицинский вестник № 8 (113) 2009

Осевые и объемные параметры туловища у лиц с нарушениями осанки при компьютерной оптической топографии (КОТ)

Показатель Контрольная группа Сколио- тическая осанка Сутулая спина Круглая спина Кругло- вогнутая спина Плоско- вогнутая спина Вогнутая спина Плоская спина

Статическая ось туловища, град. 0,38±0,05 2,23±0,21 0,35±0,04 0,41±0,06 0,36±0,07 0,40±0,05 0,37±0,07 0,35±0,04

Ось позвоночника - шейный отдел, мм 3,05±0,04 5,97±0,60 2,99±0,06 3,11±0,05 3,11±0,05 3,07±0,06 3,10±0,05 3,09±0,07

Ось позвоночника - грудной отдел, мм 2,94±0,03 5,34±0,56 2,97±0,04 3,01±0,04 2,91±0,05 2,96±0,04 3,00±0,04 3,03±0,05

Ось позвоночника - поясничный отдел, мм 3,09±0,04 5,76±0,59 3,11±0,04 3,05±0,04 3,07±0,03 3,10±0,05 3,12±0,06 3,06±0,05

Верхняя фронтальная ось*, град./мм 0,56±0,05/ 3,99±0,23 2,22±0,20/ 5,95±0,54 0,50±0,06/ 3,88±0,24 0,59±0,06/ 3,91±0,25 0,57±0,05/ 4,01±0,22 0,58±0,07/ 3,95±0,20 0,52±0,05/ 3,96±0,21 0,57±0,06/ 3,94±0,22

Ось плечевого пояса*, град./мм 0,82±0,05/ 3,76±0,32 2,56±0,23/ 5,15±0,49 0,79±0,05/ 3,80±0,30 0,81±0,04/ 3,70±0,33 0,85±0,06/ 3,81±0,35 0,80±0,05/ 3,86±0,33 0,82±0,06/ 3,77±0,31 0,84±0,04/ 3,80±0,29

Ось угла лопаток*, град./мм 0,76±0,06/ 4,23±0,41 2,37±0,21/ 5,18±0,50 0,74±0,05/ 4,25±0,40 0,81±0,07/ 4,20±0,39 0,80±0,05/ 4,21±0,39 0,82±0,06/ 4,19±0,35 0,75±0,05/ 4,20±0,40 0,77±0,08/ 4,22±0,37

Ось таза*, град./ мм 0,66±0,05/ 0,29±0,23 1,87±0,15/ 1,58±0,16 0,70±0,06/ 0,35±0,22 0,69±0,06/ 0,31±0,24 0,67±0,07/ 0,30±0,25 0,60±0,05/ 0,28±0,27 0,65±0,06/ 0,32±0,21 0,68±0,08/ 0,34±0,25

Ось ягодичных складок*, град./ мм 0,62±0,05/ 4,02±0,34 1,52±0,12/ 5,74±0,57 0,60±0,04/ 3,98±0,35 0,65±0,05/ 4,05±0,37 0,64±0,06/ 4,04±0,36 0,59±0,04/ 4,01±0,35 0,58±0,05/ 4,00±0,34 0,67±0,06/ 4,03±0,35

Глубина шейного лордоза, мм 16,6±1,96 16,3±1,87 16,1±1,85 11,2±1,54 20,5±1,76 17,2±1,72 16,5±1,90 10,5±1,38

Протяженность шейного лордоза, мм 65,8±6,41 65,5±6,38 65,2±6,50 64,9±6,25 66,0±6,47 65,9±6,40 65,7±6,39 65,3±6,42

Точка максимума шейного лордоза 4,60±0,40 4,55±0,41 4,53±0,42 4,57±0,39 4,62±0,41 4,61±0,38 4,59±0,40 4,56±0,38

Глубина грудного кифоза, мм 43,6±4,42 43,1±4,39 54,5±5,36 62,7±5,65 61,5±5,37 32,7±3,81 43,5±4,35 31,6±3,17

Глубина поясничного лордоза, мм 19,0±0,96 18,9±0,90 13,1±0,75 12,9±0,81 27,1±1,82 22,7±1,12 28,5±1,97 12,5±0,68

Примечание: * - в числителе - отклонения в градусах от горизонтальной оси, в знаменателе - отклонения в мм.

пациента в каждой точке введенного изображения. По цифровой модели поверхности и анатомическим ориентирам костных структур рассчитывались репрезентативные топографические параметры, количественно описывающие форму поверхности и позволяющие оценивать деформацию позвоночника.

Для получения нормативных показателей осевых и объемных параметров КОТ была обследована контрольная группа (78 человек) лиц без нарушений осанки и структурных деформаций позвоночника.

У школьников с нарушениями осанки выявлялся их вариант, определялась частота встречаемости того или иного нарушения. Также оценивалась степень

отклонения от нормы конкретных осевых и объемных параметров КОТ при различных вариантах нарушения осанки.

Проведенное исследование позволило выявить нарушения осанки у 574 (94,1%) школьников.

Сколиотическая осанка отмечалась у 304 (53%), сутулая спина - у 75 (13,1%), круглая - у 57 (9,9%), кругловогнутая - у 52 (9,1%), плосковогнутая - у 40 (7,0%), вогнутая - у 26 (4,5%) и плоская - у 20 (3,4%) учащихся. При КОТ у всех наблюдаемых школьников выявлены разнородные и разнонаправленные изменения объемных и осевых показателей статической составляющей двигательного стереотипа, соответствующие различным вариантам нарушения осанки (таблица).

Как следует из таблицы, при сколиотической осанке типичным было нарушение симметрии между правой и левой половинами туловища; позвоночный столб представлял собой дугу, обращенную вершиной вправо или влево; отмечался наклон головы в сторону, асимметрия таза и пояса верхних конечностей. Сутулая спина характеризовалась увеличением грудного кифоза, преимущественно в верхних отделах при сглаживании поясничного лордоза. При круглой спине отмечалось усиление грудного кифоза на всем протяжении грудного отдела позвоночника, уменьшение выраженности шейного и поясничного лордоза. Кругловогнутая спина проявлялась увеличением грудного кифоза, шейного и поясничного лордоза. Плосковогнутую спину отличал уменьшенный грудной кифоз при несколько увеличенном поясничном лордозе. Вогнутая спина проявлялась усилением лордоза в поясничной области, а плоская -сглаживанием всех физиологических изгибов.

Таким образом, проведенное исследование показало высокую степень распространенности нарушений осанки у школьников. При этом частота данных нарушений увеличивается с возрастом. Так, если у детей в возрасте от 10 до 14 лет нарушения осанки выявляются в 81% случаев, то у школьников старших классов - уже в 97%.

В проведенном исследовании применение клинического метода позволило выявить нарушения осанки у 76,7% школьников. При использовании же КОТ данные нарушения определялись у 94,1% обследованных лиц. Это показывает высокие диагностические возможности КОТ, поскольку метод благодаря высокой точности восстановления рельефа поверхности

позволяет быстро и наглядно фиксировать даже незначительные индивидуальные особенности статики. При этом КОТ обладает абсолютной безвредностью для пациентов и обслуживающего персонала, большой пропускной способностью, низкой трудоемкостью и высокой степенью корреляции с рентгенологическими данными [5].

1. Компьютерная оптическая топография представляет собой высокоэффективный метод скрининг-диагностики нарушений осанки, позволяющий повысить частоту выявляемости данных состояний, особенно на начальных стадиях.

2. Нарушения осанки представляют собой распространенное состояние и встречаются у 94% школьников.

1. Аухадеев Э. И., Сергеева О. Б., Плеханова Г. М., Вахламова Т. В. Нарушения осанки у школьников разных возрастных групп // Вертеброневрология. - 2004. - № 3-4. -С. 32-34.

2. Батясов Ю. И., Батясов В. Ю., Газиев А. Г. Эффективность консервативного лечения нарушений осанки у школьников // Вертеброневрология. - 2004. - № 1-2. - С. 12-14.

3. Васильева Л. Ф. Клиника и визуальная диагностика укороченных мышц. - М., 2003. - 128 с.

4. Иваничев Г. А. Мануальная медицина: Учебное пособие. -М.: МЕДпресс-информ. 2003. - 486 с.

5. Сарнадский В. Н. Метод компьютерной оптической топографии для определения нарушения осанки и деформации позвоночника: Пособие для врачей / В. Н. Сарнадский, Н. Г. Фомичев, С. Я. Вильбергер. - Новосибирск, 2003. - 37 с.

6. Ситель А. Б. Мануальная терапия: Руководство для врачей - М.: Издатцентр, 1998. - 304 с.

7. Шигабутдинова Р. Ф. Лечебная физическая культура в коррекции нарушений осанки у детей // Вертеброневрология. - 2004. -№ 3-4. - С. 70-71.

Г. Д. ИБАДОВА1, К. В. ГОРДОН1, В. П. УТЕХИНА1, Х. Ю. АФАШАГОВ1, А. А. НЕСТЕРОВА В. В. БАРТАШЕВИЧ 2

транскраниальная электронейростимуляция как ингредиент восстановительного лечения на санаторно-курортном этапе больных с патологией опорно-двигательного аппарата

Россия, 354200, Краснодарский край, г.Сочи, Курортный проспект, 110;

2НИИ нейроортопедии и восстановительной медицины,

Россия, 354200, Краснодарский край, г.Сочи, ул. Победы, 153.

Е-mail: neuroorthopaedy@mail.ru, тел. 8 (9882) 333-775

Включение процедур транскраниальной электронейростимуляции в комплексное восстановительное лечение больных ревматоидным артритом и остеоартрозом с сопутствующим остеохондрозом способствует нормализации психовегетативного статуса пациентов, потенцирует противовоспалительный и анальгезирующий эффект дифференцированной аппаратной физиотерапии, включающей применение электрофореза обогащенной Адлерской иловой грязи, лазеро- и КВЧ-терапии.

Кубанский научный медицинский вестник № 8 (113) 2009 УДК 618.2: 615.839.03

Сколиоз и нарушения осанки являются наиболее распространенными заболеваниями опорно-двигательного аппарата у детей и подростков. Эти заболевания служат предпосылкой для возникновения ряда функциональных и морфологических расстройств здоровья в детстве и оказывают отрицательное влияние на течение многих заболеваний у взрослых. По последним данным, число детей с нарушениями осанки достигает 30 - 60 %, а сколиоз поражает в среднем 10 - 15 % детей.


В формировании правильной осанки основную роль играют позвоночник и мышцы, окружающие его. ОСАНКА - это комплексное понятие о привычном положении тела непринужденно стоящего человека. Она определяется и регулируется рефлексами позы и отражает не только физическое, но и психическое состояние человека, являясь одним из показателей здоровья.

Осанка обусловлена наследственностью, но на ее формирование в процессе роста у детей влияют многочисленные факторы внешней среды. Процесс формирования осанки начинается с самого раннего возраста и происходит на основе тех же физиологических закономерностей высшей нервной деятельности, которые характерны для образования условных двигательных связей. Это создает возможность для активного вмешательства в процесс формирования осанки у детей, обеспечивая её правильное развитие.

Причины, которые могут привести к нарушениям осанки (сколиозу), многочисленны. Отрицательное влияние на формирование осанки оказывают неблагоприятные условия окружающей среды, социально-гигиенические факторы, в частности длительное пребывание ребенка в неправильном положении тела. В результате неправильного положения тела происходит образование навыка неправильной установки тела. В одних случаях этот навык неправильной установки тела формируется при отсутствии функциональных и структурных изменений со стороны опорно-двигательного аппарата, а в других - на фоне патологических изменений в опорно-двигательном аппарате врожденного или приобретенного характера.

В основе нарушений осанки часто лежит недостаточная двигательная активность детей ( гиподинамия ) или нерациональное увлечение однообразными физическими упражнениями, неправильное физическое воспитание.


Кроме того, появление неправильной осанки (сколиоза) связано с недостаточной чувствительностью рецепторов, определяющих вертикальное положение позвоночника или ослабленностью мышц, удерживающих это положение, с ограничением подвижности в суставах, акселерацией современных детей. Причиной сколиоза могут быть также нерациональная одежда, заболевания внутренних органов, снижение зрения, слуха, недостаточная освещенность рабочего места, несоответствующая росту ребенка мебель и др.

В 90-95 % случаев нарушения осанки являются приобретенными, чаще всего встречаются у детей астенического телосложения и чаще всего встречаются у детей астенического телосложения. Нарушения осанки ухудшают внешний облик человека, способствуют развитию ранних дегенеративных изменений в межпозвоночных дисках и создают неблагоприятные условия для функционирования органов грудной клетки и брюшной полости. Нарушения осанки, как правило, не сопровождаются грубыми изменениями в позвоночнике.

Грубые изменения в позвоночнике развиваются при сколиотической болезни. Они больше выражены при 2-3-4 степенях тяжести сколиоза. Развивается сколиоз преимущественно в периоды интенсивного роста скелета, т.е. в 6-7 лет, 12-15 лет. С окончанием роста позвоночника увеличение деформации, как правило, прекращается, за исключением паралитического сколиоза, при котором деформация может прогрессировать в течение всей жизни.

Правильная осанка характеризуется одинаковым уровнем надплечий, сосков, углов лопаток, равной длиной шейно-плечевых линий (расстояние от уха до плечевого сустава), глубиной треугольников талии (углубление, образуемое выемкой талии и свободно-опущенной рукой), прямой вертикальной линией остистых отростков позвоночника, равномерно выраженными физиологическими изгибами позвоночника в сагиттальной плоскости, одинаковым рельефом грудной клетки и поясничной области (в положении наклона вперед).

Правильно сформированный позвоночник имеет физиологические изгибы в сагиттальной плоскости (при осмотре сбоку) в виде шейного и поясничного лордоза и кифоза в грудном и крестцовых отделах . Эти изгибы наряду с эластическими свойствами межпозвоночных дисков обусловливают амортизирующие особенности позвоночника.

Во фронтальной плоскости (при осмотре со стороны спины) в норме позвоночник должен быть прямым.
В норме глубина лордоза в шейном и поясничном отделах позвоночника соответствует толщине ладони обследуемого пациента. Эти признаки в комплексе создают красивый внешний облик человека. Отклонение этих показателей от нормы свидетельствуют о наличии нарушения осанки или сколиоза.

Нарушения осанки.

Нарушения осанки могут быть в сагиттальной и фронтальной плоскостях.

Различают следующие варианты нарушения осанки в сагиттальной плоскости, при которых происходит изменение правильных соотношений физиологических изгибов позвоночника:
а). " сутуловатость " - увеличение грудного кифоза в верхних отделах при сглаживании поясничного лордоза ;
б). " круглая спина " - увеличение грудного кифоза на всем протяжении грудного отдела позвоночника ;
в). " вогнутая спина " - усиление лордоза в поясничной области;
г). " кругло-вогнутая спина " - увеличение грудного кифоза и увеличение увеличение поясничного лордоза;
д). " плоская спина " - сглаживание всех физиологических изгибов;
е). " плоско-вогнутая спина " - уменьшение грудного кифоза при нормальном или несколько увеличенном поясничном лордозе.

Обычно различают 3 степени искривлений позвоночника (сколиоза) в сагиттальной плоскости. Чтобы определить, является ли искривление уже установившимся, стойким, - ребенка просят выпрямиться.

  • Деформация 1 степени - искривление позвоночника выравнивается до нормального положения при выпрямлении;
  • деформация 2 степени - отчасти выравнивается при выпрямлении ребенка или при висе на гимнастической стенке;
  • деформация 3 степени - искривление не меняется при висе или выпрямлении ребенка.

Дефекты осанки во фронтальной плоскости не подразделяются на отдельные виды. Для них характерно нарушение симметрии между правой и левой половинами туловища; позвоночный столб представляет собой дугу, обращенную вершиной вправо или влево; определяется асимметрия треугольников талии, пояса верхних конечностей ( плечи, лопатки ), голова наклонена в сторону. Симптомы нарушения осанки могут быть выявлены в различной степени ; от чуть заметных - до резко выраженных.

Боковое искривление позвоночника при функциональных нарушениях осанки может быть исправлено волевым напряжением мускулатуры или в положении лежа.

Сколиоз на начальной стадии развития процесса ( 1 ст. ), как правило, характеризуется теми же изменениями, что и нарушение осанки во фронтальной плоскости. Но, в отличие от нарушений осанки, при сколиотической болезни, кроме бокового искривления позвоночника наблюдается скручивание позвонков вокруг вертикальной оси ( торсия ).
Об этом свидетельствует наличие реберного выбухания по задней поверхности грудной клетки ( а при прогрессировании процесса формирование реберного горба ) и мышечного валика в поясничной области.
На более позднем этапе развития сколиоза происходит развитие клиновидной деформации позвонков, расположенных на вершине дуги искривления позвоночника.

В зависимости от тяжести деформации сколиозы делят на 4 степени.
Диагноз сколиоза выставляется врачом-ортопедом на основании клинического и рентгенологического обследования.

Все дети должны находиться на диспансерном учете у врача - ортопеда и получать все возможные методы терапии ( ортопедические пособия, разгрузочный режим, лечебную физкультуру, массаж, лечебное плавание, мануальную терапию, физиотерапию и др, виды консервативного лечения ), а по показаниям - хирургическое лечение.

Выраженные формы сколиоза ( 3-4 ст.) составляют около 0,6-0,7% от общего количества детей, страдающих сколиотической болезнью. Значительная часть сколиозов 1 степени с возрастом стабилизируется. От степени сколиоза, от прогноза заболевания зависит тактика в проведении лечебно-профилактических мероприятий. Дети с прогрессирующими формами сколиоза должны находиться на лечении в специализированных учреждениях.

Детям с нарушениями осанки, непрогрессирующими формами сколиоза необходимо проводить лечение в амбулаторных условиях до окончания их роста. Основу комплексного лечения должна составлять корригирующая гимнастика и занятия различными видами спорта, способствующими правильному формированию позвоночника. Физические нагрузки при занятиях физической культурой и спортом оказывают влияние, в первую очередь, на связочно-мышечный и костно-суставной аппараты, изменяя их строение и функцию. Спортивная тренировка всегда увеличивает силу мышц, эластичность сумочно-связочного аппарата и другие их функциональные качества. Развиваются и совершенствуются двигательные навыки и другие функциональные качества (скорость, гибкость, ловкость, выносливость, сила, равновесие ), что свидетельствует о совершенствовании проприорецепции, мышечного чувства, вестибулярной устойчивости, точности воспроизведения заданных движений в пространстве, времени и усилиях.

Обычно, если нет других заболеваний, детям с нарушениями осанки и сколиозами 1 ст ( вызванных недостатками организаций школьного и домашнего режима ) назначается основная медицинская группа для занятий физической культурой. Кроме того, им показаны дополнительные к обычным урокам физкультуры в школе занятия корригирующей гимнастикой под наблюдением врача-ортопеда.

При сколиозах 2-3 ст дети требуют особого подхода и им обычно назначается группа лечебной физкультуры, дети занимаются в поликлинике или во врачебно-физкультурном диспансере.

Для правильной ориентации детей для занятий спортом необходимо учитывать, что не все виды спорта оказывают одинаковое влияние на дальнейшее развитие осанки и позвоночника.

По характеру воздействия на опорно-двигательный аппарат все виды спорта можно разделить на 3 группы: симметричные, асимметричные и смешанные виды спорта.

Наблюдения в динамике показывают, что для устранения имеющихся нарушений осанки во фронтальной плоскости требуется длительное лечение ( в среднем от 1 до 5 лет ).

В основном, навыки неправильной осанки, сформировавшиеся при отсутствии функциональных изменений со стороны опорно-двигательного аппарата, устраняются при занятиях симметричными видами спорта в течении одного года. В остальных случаях для устранения имеющихся нарушений осанки требуются более настойчивые занятия в течение нескольких лет. Так, навыки неправильной установки тела, образованные на фоне функциональных изменений со стороны опорно-двигательного аппарата, исправляются в течение 2-3 лет, а нарушения осанки, возникшие на фоне, имеющихся функциональных и структурных изменений можно исправить лишь многолетними упорными занятиями симметричными видами спортивных упражнений ( видами спорта ) в течение 4-5 лет, а в отдельных случаях ( до 6,0 - 7,0 % ) они сохраняются на всю жизнь. Эффективно воздействовать на деформацию можно воздействовать физическими упражнениями лишь до 14-15 летнего возраста, в более старшем возрасте она не поддается коррекции. Объясняется это тем, что у подростков 14-15 лет осанка практически уже сформирована.

Таким образом, при выборе средств профилактики и лечения детей с нарушениями осанки и сколиозом 1 ст важен правильный подход: рекомендовать им корригирующую гимнастику или занятия определенными видами спорта.

Дети с нормальной осанкой могут заниматься любыми видами спорта. Однако надо иметь в виду, что ранняя узкая специализация в асимметричных видах спорта приводит к нарушению осанки . В связи с этим, важно предусмотреть разностороннюю подготовку юных спортсменов.

Дети с нарушениями осанки и сколиозом 1 ст должны быть ориентированы в симметричные и смешанные виды спорта. Но, таким детям в течение первого года занятий необходимо проводить ортопедическое обследование не менее 2-х раз в год, чтобы не просмотреть прогрессирование процесса. При наличии признаков прогрессирования занятия спортом должны быть запрещены.

Занятия асимметричными видами спорта при нарушениях осанки во фронтальной плоскости и сколиозах 1 ст противопоказаны. Они способствуют прогрессированию имеющихся изменений.

При наличии у детей хронических заболеваний органов дыхания, пищеварения, сердечно-сосудистой систем, органов выделения на фоне нарушений осанки и сколиоза 1 ст занятия спортом противопоказаны.

Таким образом, только разумные занятия спортом и физической культурой приносят профилактический и оздоровительный эффект. А неправильно организованные занятия физическими упражнениями или проводимые без учета анатомо-физиологических особенностей и состояния детского организма приводят к патологическим отклонениям в опорно- двигательном аппарате.

Профилактика развития нарушений осанки и сколиозов должна быть комплексной и включать:
а). сон на жесткой постели в положении лежа на животе или спине;
б). правильная и точная коррекция обуви : устранение функционального укорочения конечности, возникшее за счет нарушений осанки; компенсация дефектов стоп ( плоскостопие, косолапость ).
в). организация и строгое соблюдение правильного режима дня ( время сна, бодрствования, питания и т.д. );
г). постоянная двигательная активность, включающая прогулки, занятия физическими упражнениями, спортом, туризмом, плавание;
д). отказ от таких вредных привычек, как стояние на одной ноге, неправильное положение тела во время сидения ( за партой, рабочим столом, дома в кресле и т.д. );
е). контроль за правильной, равномерной нагрузкой на позвоночник при ношении рюкзаков, сумок, портфелей и др.;
ж). плавание.

Для выработки правильной осанки и профилактики ее нарушений необходимо систематически, не менее 3-х раз в неделю тренировать мышцы спины и живота. Упражнения можно включать в комплекс утренней гигиенической гимнастики, оздоровительной гимнастики, в урок физкультуры в школе, в спортивную тренировку.

Задача этих упражнений состоит в том, чтобы увеличить силу и статическую выносливость мышц спины и живота, - тогда они смогут в течение долгого времени удерживать позвоночник в прямом положении с приподнятой головой.

Силовая выносливость мышц-разгибателей спины оценивается временем удержания на весу половины туловища и головы в позе "ласточка " или "рыбка " на животе. Для детей 7-11 лет нормальное время удержания туловища составляет 1,5 - 2 мин, подростками 2 - 2,5 мин, взрослыми - 3 мин.

Силовая выносливость мышц брюшного пресса оценивается количеством переходов из положения лежа на спине в положение сед ( темп выполнения 15 -16 раз в мин ). При нормальном развитии брюшного пресса дети 7 -11 лет выполняют это упражнение 15 -20 раз а в возрасте 12 -16 лет - 25 -30 раз.

Упражнения для развития статической выносливости мышц выполняются в статическом режиме, т.е. мышцы необходимо напрячь и удерживать в этом состоянии 5 - 7 сек, затем сделать паузу для отдыха в течение 8 - 10 сек и повторить упражнение 3 -5 раз. Затем выполняется другое упражнение для этой же или другой группы мышц. Начинать занятия необходимо с более простых упражнений, по мере их освоения упражнения необходимо усложнить за счет изменения И . п., используя различные положения рук, ног, применяя отягощения ( палки, гантели, мячи, медицинболы ), увеличения числа повторений до 10 - 12. Статические упражнения необходимо чередовать с динамическими. Исходные положения для тренировки мышц спины и живота - лежа на спине, животе.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.