Цель профилактике осанки для детей дошкольного возраста

Лариса Тихомирова
Профилактика и коррекция осанки у детей дошкольного возраста. Профилактические игры и упражнения

До семи лет осанка у ребенка находится в процессе формирования. В этот период он активно растет, осваивает двигательные навыки, привыкает к определенным позам. Родителям важно не просмотреть возможные отклонения в формировании осанки и вовремя вмешаться для их коррекции. Семья и детский сад – те социальные структуры, которые в основном определяют уровень здоровья ребенка. Поступая в детский сад, многие дети имеют отклонения в физическом развитии: нарушения осанки, плоскостопие, излишний вес, задержки в развитии быстроты, ловкости, координации движений. И одной из причин таких результатов является неосведомленность родителей в вопросах физического воспитания детей.

В последние годы все реже встречаются здоровые дети. Часто проявляются патологии нервной системы, органов зрения, опорно-двигательного аппарата.

Нарушения осанки возникают у детей при хронических заболеваниях, как проявление их общей функциональной слабости, ослабления мышечно-связочного аппарата. Такие дети неловки, неуклюжи, физически неразвиты. Этот дефект отрицательно сказывается на внешнем виде: сутулая спина и плечи, опущенная голова, асимметрия плеч, деформация грудной клетки.

Хорошая осанка благоприятствует кровообращению и дыханию, создает ощущение бодрости, уверенности в себе. Формируется осанка под влиянием строения и развития костной, связочно-суставной и нервно-мышечной системы, а также внешней среды - питания, одежды, мебели. Следует особо внимательно наблюдать в дошкольном возрасте за развитием грудной клетки. Воспитание правильной осанки надо рассматривать как важное условие общего укрепления и оздоровления организма.

Сутулость, наклон головы вперед, выпяченный живот чаще всего возникает в результате неправильной позы ребенка, а также слабости тех мышц, которые удерживают тело в нужном положении. Со слабостью мышц надо бороться в первую очередь общими мерами, укрепляющими организм. Это ежедневная утренняя гимнастика, подвижные игры, развлечения (катание на санках, кегли, мячи, скакалки).

1. Необходима правильная организация общего и двигательного режима.

2. Контроль за осанкой ребенка в течение всего дня (использовать коррекционные стены в группах).

3. Воспитывать правильные привычные позы при занятиях игрушками и во время сна (опасна поза “калачиком”). Правильная поза во время сна – прямое симметричное положение туловища.

4. Постель должна быть жесткой, подушка плоской.

5. Менять позы во время проведения занятий (стоя, сидя, лежа).

6. Физминутка – одно из ценных мероприятий в борьбе с утомляемостью детей и длительной нагрузкой на позвоночник.

Не следует разрешать детям подолгу стоять с опорой на одну ногу. Надо следить за тем, чтобы маленькие дети не стояли и не сидели на корточках продолжительное время на одном месте, не ходили на большие расстояния, не переносили тяжестей. Это особенно касается слабых, болезненных детей, а также детей с признаками рахита. Чтобы малыши, играя в песок, не просиживали подолгу на корточках, песочные ящики делают со скамейками и столиками.

Во время занятий и приема пищи надо следить за правильной посадкой детей. Требовать от ребенка правильной посадки можно тогда, когда мебель соответствует его росту и пропорциям тела. Чтобы ребенок сидел удобно и прочно, глубина сиденья стула должна равняться 2/3 бедра, а ширина должна превышать ширину таза на 10 см. При слишком высоком сиденье ноги не достают пола и положение тела становится менее устойчивым. При низком сиденье ребенок, либо отводит ноги в сторону, что нарушает правильность посадки и искажает позу, либо подбирает их под сиденье, что может вызвать чувство онемения в ногах, поскольку крупные вены, проходящие в подколенной впадине, сильно сдавливаются.

Исправление различных видов нарушений осанки – процесс длительный, легче предупредить заболевание, чем лечить. Именно поэтому, в детском саду надо начинать профилактику и лечение нарушений осанки. Формирование нового, правильного стереотипа осанки и ликвидация порочных условных рефлексов требуют особенно строгого подхода к организации занятий.

А ещё лучше не исправлять осанку, а приложить усилия для её правильного формирования.

Правильный статико-динамический режим предполагает соблюдение

Первое, самое простое и в то же время, как показывает практика, непростое

дело – это организация рационального режима дня для ребенка. Детям необходимо

- продолжительный и полноценный сон (в 9-10 часов вечера ребенок должен

- полноценное питание (вовремя, 4-х разовое) с достаточным наличием

витаминов и разнообразных белков);

- ограничить пребывание у телеэкрана ребёнка и использование современных гаджетов;

- ежедневные водные процедуры, закаливание и физические упражнения.

В ДОУ должны быть созданы все условия для укрепления костно-мышечной системы детей. Ежедневно в каждой группе проводится утренняя гимнастика, включая не только общеразвивающие упражнения, для формирования и закрепления правильной осанки, но и для лечения и профилактики плоскостопия. Занятия по физкультуре проводятся 3 раза в неделю, занятия в бассейне – 2 раза в неделю. Каждый ребенок логопедической группы получает 2 курса массажа по 10 процедур. Ежедневно проводится гимнастика после сна, закаливание, упражнения для лечения и профилактики плоскостопия. Для большего эмоционального подъема, выработки чувства ритма и темпа физические упражнения проводят под музыку. Гимнастические стенки, заборчики для лазания, горки, стойки для прыжков, а также мячи, обручи, флажки и прочее оборудование позволяет быстрее усвоить нужные движения, делает занятия по гимнастике более увлекательными и менее утомительными.

Нагрузка в подвижных играх и физических упражнениях строго дозирована. Не рекомендуются упражнения с длительным напряжением мышц, что связано с задержкой или напряжением дыхания. Общая продолжительность занятий для детей 3—5 лет — 20 минут, для детей 6—7 лет — 25 минут.

В теплое время года занятия по развитию движений проводят на участке. Одежда во время занятий должна быть легкой, не стесняющей движений. На участке дети выполняют определенные виды труда: сажают цветы, рыхлят землю, перевозят и переносят песок, землю, снег. Все это хорошо способствует развитию мышц и двигательных навыков, но при условии, если инвентарь, которым дети пользуются (лопаты, грабли, тачки и проч., соответствует росту, пропорциям тела и силам ребенка.

Систематические физические упражнения содействуют развитию двигательного аппарата детей, повышают возбудимость мышц, темп, силу и координацию движений, мышечный тонус, общую выносливость, способствуют формированию правильной осанки.

Вот почему в настоящее время придается такое большое значение правильной организации физического воспитания детей всех возрастов.

Педагогам и родителям можно использовать для профилактики и коррекции осанки дошкольников следующий игры и упражнения.

Цели: улучшение функции вестибулярного аппарата, укреп­ление связочно-мышечного аппарата туловища и конечностей.

На лесной полянке играли медвежата, смешно покачива­ясь на спине. Давайте мы тоже попробуем так покачаться!

И. п. : лечь на спину, ноги вместе. Сгибая ноги, прижать колени к груди и обхватить колени руками. Покачаться на спине вправо, влево. Пауза. Повторить 3 раза.

Цели: формирование правильной осанки, улучшение коор­динации движений.

И. п. : лежа на животе, поднять руки и ноги в стороны.

Вы — морская звезда! Покачайтесь на волнах.

Цели: развитие умения сохранять равновесие, формирова­ние правильной осанки, укрепление связочно-мышечного ап­парата туловища и конечностей.

Плывет по реке лодочка, а в ней оловянный солдатик. Вдруг подул резкий ветер, и началась качка. Но ничего не страшно оловянному солдатику. Хотите стать таким же стойким и силь­ным, как оловянный солдатик?

И. п. : встать на колени, руки плотно прижать к туловищу. Наклониться назад, как можно ниже, держать спину прямо, а затем выпрямиться. Повторить 3 раза. Сесть на пятки, от­дохнуть.

Цели: укрепление мышечного корсета позвоночника, мышц тазового пояса.

Цели: улучшение функции вестибулярного аппарата, укрепление опорно-двигательного аппарата.

И. п. : стоя на правой ноге, согнуть левую ногу в колене, руки чуть в стороны, и постоять так немножко. Затем на ле­вой ноге. Повторить 3—4 раза.

Когда цапля ночью спит,

На одной ноге стоит.

Не хотите ли узнать:

Трудно ль цапле так стоять?

А для этого нам дружно

Сделать позу эту нужно.

(2-й вариант: ногу, согнутую в колене, поднять вперед, вверх, под углом.)

Очень трудно так стоять,

Ножку на пол не спускать,

И не падать, не качаться,

За соседа не держаться

Цели: укрепление мышечного корсета позвоночника, связочно-мышечного аппарата ног и рук.

И. п. : лежа на спине, потянуть левую ногу впе­ред, а левую руку вытянуть назад за голову вдоль туловища. То же самое другой ногой и рукой. Затем двумя ногами и руками вместе.

Цели: улучшение функции вестибулярного, укрепление опорно-двигательного аппаратов.

И. п. : сесть на пол, поднять прямые ноги вверх. Опираясь руками об пол, поворачиваться вокруг себя с помощью рук. Закружилась карусель.

Цели: укрепление мышц туловища, мягкое воздействие на функции вестибулярного аппарата, формирование навыка правильной осанки.

Самолетик — самолет Развести руки в стороны, ладонями вверх.

Отправляется в полет. Выполнять поворот вправо

Жу, жу, жу, и произносить звук (ж).

Постою и отдохну. Встать прямо, опустить руки, пауза.

Я налево полечу, Поднять голову — вдох. Выполнить

Жу, жу, жу, поворот влево и выдох на звук (ж).

Постою и отдохну. Встать прямо и опустить

Цели: укрепление мышц верхних и нижних конечностей, формирование правильной осанки, улучшение координации движений.

У мишки дом огромный. Выпрямиться, встать на

носки, поднять руки вверх, потянуться, посмотреть на руки - вдох.

У мышки — очень маленький. Присесть, обхватить рука ми

Мышка ходит колени, опустить голову

В гости к Мишке, — выдох с произнесением

Он же к ней не попадет. звука (ш).

Цели: укрепление мышечного корсета позвоночника.

Цели: тренировка координации движений, развитие мышц туловища и конечностей.

И. п. — о. с: прыжки на обеих ногах с продвижением впе­ред и на месте (воробей); ползание назад в положении лежа с опорой на руки, ноги согнуты (рак).

Цель: формирование правильной осанки.

И. п. : лежа на спине, руки и ноги в свободном положении. Представим, как с ветки на землю упал жучок, но упал не­удачно. Оказался на спинке и пытается перевернуться на животик, чтобы уползти.

Изображение барахтанья лапками в разные стороны. Рас­качивание на спинке с боку на бок (боковая качалочка). По­пытка рывком перевернуться на бок, а затем встать на локти и колени. Во время барахтанья не помогать головой и плеча­ми, раскачиваться всем туловищем.

В конце игры детей можно спросить: Какая часть тела под­дается раскачиванию легко, а какая остается неподвижной? Какой ты жук? Что у вас есть (лапки, крылышки, панцирь? Каково ваше настроение?

Цель: формирование правильной осанки.

И. п. — о. с: ноги вместе. Руками на лопатках держится палка (коромыслом). Ребенок представляет, что необходимо зачерпнуть ведрами воду из колодца и донести ее до дома.

Палку-коромысло можно держать двумя руками на уровне плеч, шире плеч, одной рукой, но в любом случае она должна быть перпендикулярна по отношению к телу и параллельна полу.

Можно оценить самую красивую походку.

Цель: формирование правильной осанки.

И. п. : лежа на спине, руки вдоль туловища, ноги плотно прижаты друг к другу. Ребенку предлагается представить себя малышом грудничкового возраста, изобразить его настроение и движения.

Подъем ног, согнутых в коленях, подтягивание стоп к лицу, непроизвольные движения руками и ногами в возду­хе, гуление, поднятие головы (не отрывая плеч от пола, повороты ее в стороны, проявление эмоций радости, импро­визация плача со звуками [уа-уа], имитация движения губ, сосущих соску.

Дети, взявшись за руки, образуют круг, стоя лицом к центру. Размахивая руками вперед-назад, они произносят слова: "Волны качаются -раз, волны качаются — два, волны качаются — три, на месте, фигура, замри!" После слова "замри" дети принимают положение правильной осанки, стоя, сидя, опустившись на колени. Педагог выбирает лучшую "фигуру" — ребенка, который сумел принять и сохранить положение правильной осанки.

принятую после слова "замри!" позу нельзя менять;

при повторении игры необходимо найти новую позу;

ребенок, не сумевший сохранить положение правильной осанки, отходит в сторону и выполняет корригирующее упражнение по указанию.

Цель: формирование правильной осанки у вертикальной плоскости.

Представьте, что вы Буратино, висящий на стене. Карабас Барабас повесил его за пояс на гвоздик. Но разве Буратино согласится спокойно висеть на стене? Надоело Буратино ви­сеть и решил он немного размяться.

И. п. — о. с: у стены, касаясь ее затылком, спиной, ягоди­цами, пятками. 1 — поднять руки через стороны вверх, вер­нуться в и. п. (5—6 раз).

Поднять ногу, согнутую в колене, затем вытянуть ее впе­ред, вернуться в и. п. ; то же другой ногой (5—6 раз).

Приподняться на носки, словно пытаясь сняться с гвозди­ка, руки в стороны — вернуться в и. п. (5—6 раз).

Вытянуть правую руку в сторону, не отрывая от стены, поднять левую ногу, не отрывая от стены, сохраняя равнове­сие; то же в другую сторону (5—6 раз).

Поднять правую ногу, согнутую в колене, и, захватив ру­ками голень, подтянуть колено к груди, вернуться в и. п. ; то же другой ногой (5—6 раз).

Поднять правую ногу, согнутую в колене, подтянуть к ней нос (плечи плотно прижаты к стене, двигаются только шея и голова, вернуться в и. п. ; то же левой ногой (5—6 раз).

Мелкими шажками, не отрывая пяток от стены, поставить ноги на ширину плеч, руки на пояс. Касаясь стены затыл­ком, спиной, ягодицами и плечами, наклониться в правую сторону, вернуться в и. п. ; то же в левую сторону (3—4 раза).

Цель: коррекция сутулости.

В сказочном царстве жил маленький гномик. Ему очень хотелось подрасти и стать высоким и стройным. Отправился он к старому доброму Волшебнику за советом. И что же тот посоветовал?

И. п. — о. с. Поднимаясь на носки, прогнуться спиной на­зад, руки поднять вверх ладонями вперед, вернуться в и. п. Повторить в медленном темпе 5—6 раз.

И. п. — о. с: ноги врозь на ширине плеч, руки на поясе. Наклониться вперед, руки развести в стороны ладонями кни­зу, прогнуться в пояснице, фиксировать положение спины, вернуться в и. п. Повторить в медленном темпе 4—5 раз с интервалом в 1—2 мин.

И. п. : стойка на коленях, руки внизу. Наклониться назад, про­гибаясь в спине, руки поднять вверх, в стороны, вернуться в и. п. Повторить в медленном темпе 5—6 раз с интервалом в 30—40 с. И. п. : стойка на коленях, руки на поясе. Сделать глубокий наклон назад, прогибаясь в пояснице, руки раздвинуты в стороны ладонями кверху; фиксировать положение спины, вер­нуться в и. п. Повторить в медленном темпе 4—5 раз с интер­валом в 1—2 мин.

И. п. : лежа на животе, руки вдоль туловища. Прогнуться, руки назад, кисти соединены, приподнять голову, плечи от­вести назад, вернуться в и. п. Повторить 5—6 раз в медлен­ном темпе с интервалом в 1—2 мин.

И. п. : сидя на гимнастической скамейке (стуле, руки на поясе. Медленно поднимая голову вперед-назад, прогнуться спиной назад, руки вытянуть вверх ладонями вперед; фикси­ровать положение спины, вернуться в и. п. Повторить 5—6 раз в медленном темпе с интервалом в 2—3 мин.

Цель: формирование правильной осанки.

И. п. — о. с: руки к плечам (кисти от плеч не отрывать). Круговые вращения согнутыми руками вперед, затем назад. Повторить 5—6 раз в каждую сторону.

И. п. — о. с: руки перед грудью. С напряжением, рывками руки разводятся в стороны, поднимаются вверх, опускаются. Повторить 3 раза.

И. п. — о. с: руки в стороны. Поднимает согнутую в колене ногу с одновременным подъемом рук вверх, носок тянуть, спина прямая. Повторить 5—6 раз каждой ногой.

И. п. — о. с. Спокойно, очень медленно, плавно на вдохе поднять руки вверх, потянуться. На выдохе плавно опустить руки через стороны. Повторить 4—5 раз.

И. п. : сидя на пятках. Руки на коленях. Встать на коле­ни. С напряжением, рывком поднять обе прямые руки вверх, опустить, живот подтянут. Повторить 5—6 раз по два рывка

И. п. : сидя на пятках. Встать на колени. Руки поднимать медленно, с напряжением вверх, потягиваясь, отклоняя ту­ловище назад. Повторить 4 раза.

И. п. : сидя на коленях, руки внизу. Через стороны медлен­но на вдохе поднять руки вверх, на выдохе опустить. Повто­рить 6 раз.

Физкультурные упражнения как средство профилактики плоскостопия и нарушения осанки детей среднего дошкольного возраста Возраст 4-5 лет справедливо называют средним дошкольным. Ближе к 5 годам у детей начинают проявляться черты, свойственные дошкольникам старшего.

Игры и упражнения по обучению детей старшего дошкольного возраста элементам игры в хоккей Хоккей – командная игра. Хоккей для детей дошкольного возраста существенно отличается от игры взрослых. Прежде всего, упражнениями и играми.

Подвижные игры и игры-упражнения с мячом для детей младшего дошкольного возраста Из всех физкультурных мероприятий с детьми дошкольного возраста необходимо особо выделить подвижные игры и игры-упражнения с мячом. Мяч.

Подвижные игры и игры-упражнения с мячом для детей среднего дошкольного возраста Из всех физкультурных мероприятий с детьми дошкольного возраста необходимо особо выделить подвижные игры и игры-упражнения с мячом. Мяч.

Подвижные игры и игры-упражнения с мячом для детей старшего дошкольного возраста Из всех физкультурных мероприятий с детьми дошкольного возраста необходимо особо выделить подвижные игры и игры-упражнения с мячом. Мяч.

Профилактика нарушения осанки и плоскостопия детей дошкольного возраста Осанка формируется с самого раннего детства и зависит от гармоничной работы мышц, состояния костной системы, связочно-суставного и нервно-мышечного.

Упражнения для укрепления осанки у детей дошкольного возраста Упражнения для укрепления осанки у детей дошкольного возраста. Самая простая игра, и в то же время самая интересная, это носить предметы.

В проекте представлены актуальность, цели, задачи и этапы работы по профилактике нарушений осанки у детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
proekt.docx 64.91 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Емельянова Светлана Борисовна

Идея проекта: Профилактика и предупреждение нарушений осанки у детей дошкольного возраста.

Сроки реализации: Долгосрочный (Сентябрь-май).

Участники: воспитанники ДОУ, воспитатели, родители, инструктор по физическому воспитанию, врач-ортопед, врач-педиатр, медицинская сестра.

Одним из нередко встречающихся отклонений в физическом развитии в период дошкольного возраста являются дефекты осанки. Осанка человека не только сказывается на красоте его фигуры, всём внешнем облике, но и оказывает прямое влияние на его здоровье. При её ухудшении нарушается функция дыхания и кровообращения, затрудняется деятельность печени и кишечника, снижаются окислительные процессы, что ведёт к понижению физической и умственной работоспособности. Дефекты осанки часто вызывают нарушения зрения (астигматизм, близорукость) и морфофункциональные изменения в позвоночнике, ведущие к сколиозам, кифозам и остеохондрозу. Их предупреждение-задача не только педиатров, но и педагогов.

Дошкольный возраст-период формирования осанки. В этом возрасте формирование структуры костей ещё не завершено. Скелет ребёнка в большей степени состоит из хрящевой ткани, кости недостаточно крепкие, в них мало минеральных солей. Мышцы-разгибатели развиты недостаточно, поэтому осанка неустойчива.

В связи с этим возрастает значении организации профилактической работы непосредственно в условиях ДОУ, где ребенок находится практически ежедневно, и где, следовательно имеется возможность обеспечить своевременность и регулярность воздействий.

Цель: Создание в детском саду системы работы по профилактике и предупреждению нарушений осанки у детей.

1. Создать условия для организации работы по профилактике и предупреждению нарушений осанки через организацию специальных мероприятий.

2. Обозначить для родителей важность проблемы, познакомить с причинами возникновения нарушений осанки, приемами укрепления мышц спины.

3. Дать детям понятие о правильной осанке, познакомить с приемами укрепления мышц опорно-двигательного аппарата.

4. Повысить уровень развития двигательных умений и навыков у детей.

Участники реализации проекта

2. Составление списков детей с нарушением осанки.

3. Разработка перспективного плана работы

4. Подбор спортивного инвентаря для занятий.

Определить состояние осанки у детей. Выявить детей с нарушениями осанки.

Подбор упражнений и составление комплексов занятий, направленных на профилактику и предупреждение нарушений осанки.

Изготовление нестандартного физкультурного оборудования.

Врач-педиатр, врач-ортопед, дети 5-6 лет, воспитатели м/сестра.

М/сестра, инструктор по физическому воспитанию.

Инструктор по физическому воспитанию

Инструктор по физическому воспитанию

(утренняя, после дневного сна)

2. Общее родительское собрание

задание для родителей

4.НОД по валеологическому воспитанию

Проведение профилактических упражнений

на укрепление мышц спины.

Причины возникновения и профилактика нарушений осанки у детей.

Выполнение комплекса упражнений для формирования правильной осанки.

Дать представление об опорно-двигательном аппарате, причинах возникновения нарушений осанки.

Дети, воспитатели, инструктор по физическомувоспитанию.

Врач-педиатр, инструктор по физическому воспитанию, дети, родители.

Дети, воспитатели, инструктор по физическому воспитанию

Один раз в месяц

5.Физкультурно-валеологические развлечения и праздники

(наглядная информация для родителей)

Комплексы упражнений, направленные на укрепление опорно-двигательного аппарата.

Дети, инструктор по физическому воспитанию, воспитатели.

Родители, инструктор по физическомувоспитанию, врач-педиатр, м/сестра, воспитатели.

Один раз в квартал

1. Обследование детей.

Сравнение результатов обследования, с целью определения степени эффективности, проводимых мероприятий.

Анализ системы организации профилактических мероприятий

Врач-ортопед, дети 5-6 лет, воспитатели м/сестра.

Воспитатели, инструктор по физическому воспитанию.

Ожидаемый результат: снижение высокого показателя нарушений осанки у детей; укрепление мышц спины у детей; улучшение общего состояния здоровья детей.

1.Невозможность 100-процентного охвата детей врачом-ортопедом в начале учебного года.

2.Нерегулярное посещение детьми детского сада.

Данные факты не способствуют достижению поставленной цели проекта.

Упражнения для профилактики нарушения осанки у детей

Первое упражнение “Кошечка” .

И.п. – Ребенок стоит на коленях и упирается руками в пол.

1-выгибает спину (круглая спина), голова опущена вниз;

2-прогибает спину, голова смотрит вверх.

Дозировка 6-8 раз.

Второе упражнение “Большая собака”

И.п. – Ноги выпрямлены,

1- нагнуться, достать руками пола

2- пытается переставлять руки вперед

3- вернуться в исходное положение.

Это упражнение развивает гибкость позвоночника, тренируется поясничный отдел.

Дозировка – 4-6 раз.

Третье упражнение “Скручивание”

И.п. – лечь на спину, руки развести в стороны.

1-ноги, согнутые в коленях, поворачивает в одну сторону, голову и руки – в другую.

2-выполнить то же самое в противоположную сторону.

Дозировка 8-10 повторений. Это упражнение – хорошая профилактика сколиоза.

Четвертое упражнение “Топорик”

И.п. – Гимнастическую палку или

скакалку держать сзади, ноги прямые.

  1. Наклон вперед, руки с палкой или скакалкой поднимает вверх,
  2. И.п.

Дозировка 8-10 повторений.

Способствует укреплению мышц спины, поддерживающих позвоночник.

Пятое упражнение “Качалка”

И.п. – ребенок лежит на спине, ноги согнуты в коленях. Обхватить их руками и катается по коврику покачивающимися движениями вперед и назад. Маленьким детям нужно помогать. Упражнение нужно выполнять очень аккуратно!

Дозировка 6-8 раз.

А еще для красивой и правильной осанки можно ходить с книгой на голове, для уверенности руки можно развести в стороны, приседать около стены. Спина при этом должна быть прямой и скользить по стене, руки выпрямлены.

Консультация для воспитателей "Профилактика нарушения осанки и свода стопы у детей дошкольного возраста"


Болезни позвоночника – одна из основных причин потери трудоспособности, ухудшения качества жизни и инвалидизации. Очень часто предрасполагающими факторами этой патологии являются различные нарушения осанки, проявляющиеся ещё в детском возрасте. Совершенно очевидна актуальность воспитания правильной осанки у детей, своевременное выявление нарушений и их активное устранение.

Осанка считается нормальной, если голова держится прямо, грудная клетка развернута, плечи находятся на одном уровне, живот подтянут, ноги разогнуты в коленных и тазобедренных суставах.

Осанка человека не только сказывается на красоте его фигуры, всем внешнем облике, но и оказывает прямое влияние на его здоровье.

При ее ухудшении нарушается функция дыхания и кровообращения, затрудняется деятельность печени и кишечника, снижаются окислительные процессы, что ведет к понижению физической и умственной работоспособности. Дефекты осанки часто вызывают нарушения зрения (астигматизм, близорукость) и морфо-функциональные изменения в позвоночнике, ведущие к сколиозам, кифозам и остеохондрозу.

Формирование осанки у человека продолжается в течение всего периода роста. Уже к концу первого года жизни у ребенка образуются четыре естественных (физиологических) изгиба позвоночника: шейный и поясничный – выпуклостью вперед, грудной и крестцово-копчиковый – выпуклостью назад. Крестцово-копчиковый кифоз формируется первым, еще на этапе внутриутробного развития. Когда ребенок научится понимать и удерживать головку, появится шейный изгиб (лордоз) позвоночника. Грудной кифоз формируется во время сидений малыша, а поясничный лордоз, когда он начинает ползать, становиться на ноги и ходить.

Четкие, естественные изгибы позвоночника образуются к 6-7 годам жизни ребенка. Они играют очень важную роль в предохранении внутренних органов и головного мозга от толчков и сотрясений, т.к. позвоночник приобретает способность пружинить при движениях стоп.

У детей дошкольного возраста дефекты осанки выражены обычно нерезко и не являются постоянными. Наиболее частый дефект – вялая осанка, для которой характерны чрезмерное увеличение шейного и грудного изгибов позвоночника, слегка опущенная голова, опущенные и сдвинутые вперед плечи, запавшая грудная клетка, отстающие от спины (крыловидные) лопатки, свисающий живот; нередко ноги слегка согнуты в коленных суставах. На основе вялой осанки позднее могут сформироваться плоская, круглая и кругло-вогнутая спина, а также боковые искажения (Сколиотичная осанка) или комбинированное искажение.

Дефекты осанки могут отрицательно влиять на состояние нервной системы. При этом маленькие дети становятся замкнутыми, раздражительными, капризными, беспокойными, чувствуют себя неловкими, стесняются принимать участие в играх сверстников. Дети постарше жалуются на боли в позвоночнике, которые возникают обычно после физических или статических нагрузок, на чувство онемения в межлопаточной области.

Поскольку на рост и формирование осанки оказывают влияние условия окружающей среды, родители и сотрудники дошкольных учреждений, должны контролировать позы детей при сидении, стоянии, ходьбе.

Важное значение имеют:

  • своевременное правильное питание;
  • свежий воздух;
  • подбор мебели в соответствии с длиной тела;
  • оптимальная освещенность;
  • привычка правильно переносить тяжелые предметы;
  • привычка правильно сидеть за столом;
  • расслаблять мышцы тела;
  • следить за собственной походкой.

Главным действенным средством профилактики дефектов осанки является правильное и своевременно начатое физическое воспитание.

Специальные упражнения для формирования правильной осанки должны входить в утреннюю гимнастику уже с 4-х лет. С этого же возраста необходимо воспитывать навыки правильной осанки при сидении на стуле и за столом.

Особенно портит осанку неправильная поза при письме, чтении, просмотре телевизора, играх на компьютере. Высота стола должна быть на 23 см выше локтя опущенной руки ребенка. Высота стула не должна превышать в норме высоту голени. Если ноги не достают до пола, то следует подставить скамейку, чтобы ноги в тазобедренных суставах были согнуты под прямым углом. Садиться на стул нужно так , чтобы вплотную касаться спинки стула, сохраняя поясничный изгиб (лордоз) . Расстояние между грудью и столом должно быть равно 1,52 см (ребром проходит ладонь), голова слегка наклонена вперед.

Отрицательное влияние на формирование осанки оказывает излишне мягкая постель. Матрац должен быть жестким и обязательно ровным, таким, чтобы в середине его не образовывалось провала, а подушка – невысокой. Сон на мягкой постели с высоким изголовьем затрудняет дыхание.

Воспитание ощущений нормальной осанки приобретается посредством многократного повторения правильного положения тела: лежа, сидя, стоя. С этой целью рекомендуется включать в комплекс утренней гимнастики и самостоятельных занятий:

  • Упражнения, стоя у зеркала. Ребенок перед зеркалом несколько раз нарушает осанку и снова с помощью взрослого ее восстанавливает, развивая и тренируя мышечное чувство.
  • Упражнения у вертикальной плоскости (стена без плинтуса, дверь, фанерный или деревянный щит). Ребенок становится к плоскости, прикасаясь к ней пятками, икрами, ягодицами, лопатками и затылком. Даются различные динамические упражнения: отведение рук, ног в стороны, поднимание на носки, приседания. Дети выполняют несколько статических упражнений: напряжение мышц – от 3 до 6 сек., расслабление – от 6 до 12 сек.
  • Упражнения с предметами на голове (кубики, подушечки, наполненные песком, мелкой галькой, опилками), установленными на темени, ближе ко лбу, способствуют воспитанию рефлекса правильного держания головы и умения напрягать и расслаблять отдельные группы мышц. К этим упражнениям относятся: ходьба, при этом руки сводятся перед грудью и разводятся в стороны; ходьба на носках, полусогнутых ногах; ходьба на коленях; ползание на четвереньках; приседания, не уронив при этом положенный на голову предмет.
  • Упражнения на координацию движений. Здесь весьма полезны упражнения в равновесии и балансировании: стойка на одной ноге, ходьба по бревну, скамейке с предметом на голове и повороты.

Все эти упражнения способствуют развитию чувства правильной позы тела, развивают статическую выносливость мышц шеи и спины, воспитывают сознательное отношение к своей осанке.

Следует проводить и профилактику плоскостопия, т.к. уплощение стопы нарушает опорную функцию ног, что сопровождается изменением костного скелета таза и позвоночника. Упражнения для профилактики плоскостопия проводятся в начале и в конце комплекса оздоровительной гимнастики.

Плоскостопие – это деформация стопы, характеризующаяся стойким уменьшением ее сводов вплоть до их полного исчезновения.

Основной причиной развития плоскостопия является слабость мышц и связочного аппарата, принимающих участие в поддержании свода, но спровоцировать плоскостопие может ношение тесной обуви, особенно с узким носом, или на высоком каблуке, с толстой подошвой, без жесткого задника, негнущейся – все это лишает стопу ее естественной гибкости. Также причинами развивающегося плоскостопия могут быть рахит, общая слабость, пониженное физическое развитие, а также избыточная масса тела, при которой на стопу постоянно действует чрезмерная нагрузка. Вредно сказывается на формировании стопы длительное хождение по твердому грунту (асфальту) в мягкой обуви без каблука. Деформация стоп может возникнуть также в результате параличей и травм мышц, связок и костей ног.

К сожалению, рассчитывать на полное избавление от плоскостопия, особенно при далеко зашедшей патологии, не приходится. На начальной стадии, как отмечают врачи-ортопеды, боли в ногах можно ликвидировать в течение 1-2 месяцев посредством теплых ежедневных ножных ванн с морской солью, ручного массажа и лечебной гимнастики. Массаж и гимнастику должен проводить специалист.

Полезное воздействие на коррекцию плоскостопия может оказать самомассаж стоп с использованием различных приспособлений: специальных массажных ковриков, шипованных валиков и мячей. Упражнения с ними выполняются произвольно. В итоге улучшается кровообращение, нормализуется тонус мышц.

В лечении плоскостопия нередко применяется и физиотерапия, что улучшает обменные процессы и кровообращение в тканях и опосредованно укрепляет своды стоп. Массаж и физиотерапия назначаются курсами, обычно по 10-15 процедур.

1. Ребристые доски.

2. Массажные мячики. Ребенок сидит на полу, руки сзади в упоре, ноги согнуты в коленях, под ногами мячики. Их нужно перекатывать вперед-назад обеими ногами, то левой, то правой.

3. Косички. Можно ходить по косичкам, собирая их пальцами ног.

4. Массажные коврики.

5. Мелкие предметы (для захвата пальцами ног) : счетный материал; деревянные палочки от флажков, коврики с нашитыми пуговицами на ножке. При выполнении упражнений с мелкими предметами следим: спина должна быть прямой.

6. Роликовые (лучше пластмассовые) массажеры. Упражнения выполняют сидя на стуле.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.