Булюбаш и д морозов и н приходько м с психологическая реабилитация пациентов с последствиями спинальной травмы

Эта книга - результат счастливого сотрудничества врача-психотерапевта, клиническою психолога и врача-невролога реабилитационного центра, нашедших способ и место приложения своих усилий в области психологической реабилитации пациентов с последствиями спинальной травмы. Трудности в восстановительном лечении данного контингента связаны не только с медицинскими последствиями такой травмы, но и (в огромной степени) с имеющимися и появляющимися в этом процессе психологическими проблемами.

В книге описаны основные психологические проблемы пациентов с ПСМТ, оценены возможности различных направлений психотерапии, а также предложена конкретная психотерапевтическая стратегия, позволяющая получить максимальный эффект от восстановительного лечения. Киша адресована врачам-психотерапевтам и клиническим психологам, врачам-неврологам и нейрохирургам, специалистам реабилитационных центров и санаториев, а также всем заинтересованным в теме читателям.

Авторы надеются быть полезными врачам-психотерапевтам и клиническим психологам, врачам-неврологам и нейрохирургам, специалистам реабилитационных центров и санаториев, а также всем заинтересованным в теме читателям.

Авторский коллектив:

Приходько Марина Сергеевна — клинический психолог.

Глава 1. Основные медицинские, психологические и социальные проблемы пациентов со спинальной травмой

Нарушение двигательных функций

Травма спинного мозга на уровне шейных позвонков

Повреждения грудного отдела спинного мозга

Повреждения поясничного отдела спинного мозга

Возможность и необходимость восстановления самостоятельной ходьбы

Нейротрофические и сосудистые нарушения

Нарушения функции тазовых органов

Ортопедические последствия спинальной травмы

Риск суицида при спинальной травме

Дифференциальная диагностика между депрессией, как клинической формой страдания, и реакцией горя, связанной с утратой пациентом многих видов деятельности и контактов

Потеря физических возможностей и независимости

Потеря социальных и семейных ролей

Утрата эмоционального равновесия

Семейные и супружеские отношения

Инвалидность и профессиональная занятость

Социальная поддержка и общение

Глава 2. Спинальная травма и проблемы психологического приспособления

Личностная (диспозициоиная) модель приспособления

Стадийная модель приспособления

Социологическая модель приспособления

Приспособление через хаос

Творческое приспособление (концепция приспособления в гештальт-терапии)

Возраст получения травмы

Продолжительность периода после травмы

Исследование отдаленных результатов спинальной травмы

Глава 3. Копинг-поведение и атрибуция ответственности у пациентов с последствиями спинальной травмы

Копинг-стратегии, позитивно влияющие на приспособление пациентов со спинальной травмой

Мобильность и транспорт

Оборудование и специальные приспособления

Доступная медицинская помощь

Глава 4. Роль клинического психолога и психотерапевта в реабилитации больных со спинальной травмой

А. Ориентирование пациента

В. План интервенций

Эмоциональное состояние пациентов со спинальной травмой

Исследование принятия пациентом инвалидности

Исследование субъективной удовлетворенности жизнью

Исследование жизни пациента (вне стационара)

Начало психологической реабилитации (первая неделя пребывания в реабилитационном центре)

Глава 5. Социальная и семейная реинтеграция пациента с последствиями спинальной травмы

Досуг пациента (деятельность вне профессии и работы)

Профессиональная занятость и образование

Индивидуальное психологическое консультирование пациентов

Наставничество со стороны пациентов, имеющих опыт приспособления

Качество жизни пациента с последствиями спинальной травмы

А. Установление контакта

В. Обучающий воркшоп

С. Работа в группе

Работа над социальной реинтеграцией пациента в группе

Изменения в ходе межсемейной групповой терапии. Рекомендации для ведущих групповых встреч

Глава 6. Психологические проблемы пациентов с последствиями спинальной травмы: диагностика и стратегии терапии

Психологические проблемы пациентов с последствиями спинальной травмы

Проблемы психотерапии у пациентов молодого возраста (спинальная травма, полученная в возрасте до 18 лет)

Психологические ресурсы пациентов

Социальные проблемы пациентов со спинальной травмой

Фрагмент стенограммы диагностического интервью

А. Первая встреча с пациентом: установление отношений

Б. Интервенции гештальт-терапевта

В. Завершение терапевтических отношений с пациентом

  • Психологическая реабилитация пациентов с последствиями спинальной травмы
  • Предисловие
  • Структура книги
  • Литература (1-25)
  • Литература (26-50)
  • Литература (51-75)
  • Приложение
  • Все страницы


Булюбаш И.Д., Морозов И.Н., Приходько М.С. Психологическая реабилитация пациентов с последствиями спинальной травмы. - Самара, 2011.

Трудности в восстановительном лечении пациентов с позвоночно-спинномозговой травмой связаны не только с медицинскими последствиями такой травмы, но и (в огромной степени) с имеющимися и появляющимися в этом процессе психологическими проблемами.

В книге описаны основные психологические проблемы пациентов с ПСМТ, оценены возможности различных направлений психотерапии, а также предложена конкретная психотерапевтическая стратегия, позволяющая получить максимальный эффект от восстановительного лечения. Книга адресована врачам-психотерапевтам и клиническим психологам, врачам-неврологам и нейрохирургам, специалистам реабилитационных центров и санаториев, а также всем заинтересованным в теме читателям.

1.1. Основные медицинские проблемы пациентов со спинальной травмой

Нарушение двигательных функций
Травма спинного мозга на уровне шейных позвонков
Повреждения грудного отдела спинного мозга
Повреждения поясничного отдела спинного мозга
Возможность и необходимость восстановления самостоятельной ходьбы
Инфекционно-воспалительные осложнения
Нейротрофические и сосудистые нарушения
Нарушения функции тазовых органов
Ортопедические последствия спинальной травмы
Выводы

1.2. Проблемы дифференциальной диагностики психических нарушений и особенностей психологического статуса: горе, депрессия, острая реакция на стресс, посттравматическое стрессовое расстройство, нарушение психологической адаптации

Риск суицида при спинальной травме
Дифференциальная диагностика между депрессией, как клинической формой страдания, и реакцией горя, связанной с утратой пациентом многих видов деятельности и контактов
А. Реакция горя
Б. Большой депрессивный эпизод
В. Реакции на стресс и нарушения адаптации (МКБ-10)

1.3. Психологические последствия спинальной травмы

Утрата контроля
Потеря физических возможностей и независимости
Потеря достоинства
Потеря социальных и семейных ролей
Утрата эмоционального равновесия

1.4. Семейные и социальные проблемы пациентов с последствиями спинальной травмы

Семейные и супружеские отношения
А. Спинальная травма, брак и отношения в браке
Б. Сексуальные отношения и деторождение
В. Детско-родительские отношения
Инвалидность и профессиональная занятость
Социальная поддержка и общение

2.1. Приспособление как процесс

2.2. Модели приспособления к хронической инвалидности при спинальной травме. Концепция творческого приспособления

Личностная (диспозициоиная) модель приспособления
Стадийная модель приспособления
Когнитивно-бихевиоральная модель
Социологическая модель приспособления
Экологическая модель
Приспособление через хаос
Творческое приспособление (концепция приспособления в гештальт-терапии)

2.3. Клинические и демографические факторы приспособления

Гендер
Возраст получения травмы
Тяжесть нарушений
Продолжительность периода после травмы
Исследование отдаленных результатов спинальной травмы

3.1. Теория копинга: копинг-процесс, копинг-поведение, копинг-стратегии

3.2. Копинг-стратегии пациентов со спинальной травмой

Копинг-стратегии, позитивно влияющие на приспособление пациентов со спинальной травмой
Надежда
Решимость
Занятость
Реконструкция смысла
Принятие
Религиозные убеждения
Участие в социальных акциях
Достижение контроля над жизнью
Постановка целей
Позитивная позиция

3.3. Атрибуция ответственности и проблема психологического приспособления

Локус контроля
Воспринимаемый контроль

3.4. Факторы, влияющие на эффективность копинг-стратегий у пациентов со спинальной травмой

Социальная поддержка
Финансовые ресурсы
Профессиональные ресурсы
Мобильность и транспорт
Оборудование и специальные приспособления
Доступная медицинская помощь

4.1. Знания и навыки клинического психолога и психотерапевта, необходимые для психологической реабилитации больных со спинальной травмой
4.2. Роль психотерапевта и клинического психолога в реабилитационной команде. Обучение персонала

А. Ориентирование пациента
Б. Оценка
В. План интервенций
Дополнительные обязанности психолога и социального работника

4.3. Психодиагностическое исследование пациентов со спинальной травмой

Эмоциональное состояние пациентов со спинальной травмой
Исследование копинг-стратегий
АДАПТИВНЫЕ ВАРИАНТЫ КОПИНГ-ПОВЕДЕНИЯ
НЕАДАПТИВНЫЕ ВАРИАНТЫ КОПИНГ-ПОВЕДЕНИЯ
ОТНОСИТЕЛЬНО АДАПТИВНЫЕ ВАРИАНТЫ КОПИНГ-ПОВЕДЕНИЯ, КОНСТРУКТИВНОСТЬ КОТОРЫХ ЗАВИСИТ ОТ ЗНАЧИМОСТИ И ВЫРАЖЕННОСТИ СИТУАЦИИ ПРЕОДОЛЕНИЯ
Исследование локуса контроля
Исследование способности к разрешению проблем
Исследование принятия пациентом инвалидности
Исследование субъективной удовлетворенности жизнью
Исследование жизни пациента (вне стационара)

4.4. Особенности психотерапии пациентов со спинальной травмой

Начало психологической реабилитации (первая неделя пребывания в реабилитационном центре)
А. Мотивирование к работе с психотерапевтом
Б. Инструктирование семьи в связи с уходом за пациентом
В. Организация групповых встреч для членов семей пациента
Г. Клиническая оценка состояния пациента
Д. Стратегии действий клинического психолога и других-членов реабилитационной команды на ранних этапах реабилитационного процесса [170]Е. Психодиагностическая оценка состояния пациента

4.5. Психотерапия в реабилитационном стационаре

Стратегическая психотерапия
Групповая психотерапия

5.1. Поддержка пациента после выписки из стационара. Социальная реинтеграция

Досуг пациента (деятельность вне профессии и работы)
Семейное приспособление
Профессиональная занятость и образование
Индивидуальное психологическое консультирование пациентов
Наставничество со стороны пациентов, имеющих опыт приспособления
Качество жизни пациента с последствиями спинальной травмы

5.2. Семейная реинтеграция пациентов с последствиями спинальной травмы

Четырехкомпонентная модель семейной психотерапии
А. Установление контакта
В. Обучающий воркшоп
С. Работа в группе
Первая групповая сессия
Вторая групповая сессия
Третья групповая сессия
Работа над социальной реинтеграцией пациента в группе
Изменения в ходе межсемейной групповой терапии. Рекомендации для ведущих групповых встреч
А. Если группа носит открытый характер
Б. Опоздания
В. Маленькая группа
Г. Насилие и суицидальные мысли
Д. Групповые интеракции
Е. Замена ведущих группы
Ж. Разрешение проблем при постоянном несогласии членов семьи пациента друг с другом
З. Переход ведения труппы от постоянных ведущих к членам группы

6.1. Структура исследования
6.2. Мотивация, теория деятельности и восстановительный процесс
6.3. Задачи и содержание диагностического интервью
6.4. Психологические и социальные проблемы пациентов с последствиями спинальной травмы. Психологические ресурсы пациентов

Психологические проблемы пациентов с последствиями спинальной травмы
Недостаточное осознавание динамики восстановления функций
Трудности в постановке ближайших и промежуточных целей в восстановлении физических функций
Непринятие имеющихся ограничений
Трудности в поиске и выборе средств, необходимых для эффективного восстановительного лечения
Низкая самооценка и убеждение в своей неполноценности
Зависимость и контрзависимость
Недостаточная поисковая активность (информационная недостаточность)
Ограничения межличностного общения
Отсутствие профессиональных планов
Проблемы психотерапии у пациентов молодого возраста (спинальная травма, полученная в возрасте до 18 лет)
Психологические ресурсы пациентов
Социальные проблемы пациентов со спинальной травмой
Фрагмент стенограммы диагностического интервью

7.1. Гештальт-подход в реабилитации пациентов со спинальной травмой: фокусы работы и основные интервенции гештальт-терапевта

А. Первая встреча с пациентом: установление отношений
Б. Интервенции гештальт-терапевта
В. Завершение терапевтических отношений с пациентом
7.2. Описание случаев
Случай 1
Случай 2

Диагностика состояния пациента со спинальной травмой
Клиническая диагностика
Психологическая диагностика
Социальная диагностика
Психологическая реабилитация пациента со спинальной травмой
А. Первая неделя пребывания пациента в реабилитационном учреждении
Б. Психологическое сопровождение восстановительного процесса
В. Последняя неделя пребывания пациента в реабилитационном учреждении

Любая травма — будь то ушиб или серьезное повреждение внутренних органов — означает резкий выход из зоны комфорта. Отличие лишь в том, что в случае с маленьким инцидентом неудобство кратковременно, а восстановление целостности организма происходит без вмешательства врачей. Когда же речь идет о серьезной травме — такой как ранение спинного мозга — жизнь человека может поменяться кардинально.











Вероятность выжить после травмы позвоночника в первую очередь определяется зоной и масштабами повреждения. Если человек не погибает сразу, а врачи устраняют угрозу смерти вследствие отека спинного мозга или усугубления его ранения осколками костей, основной задачей становится реабилитация пациента — возвращение способности управлять собственным телом. Насколько успешными будут предпринятые усилия, зависит и от самого больного, и от его родственников. Но в первую очередь — от специалистов по восстановительной медицине, привлечение которых целесообразно в первые же дни после происшествия.

Ежегодно жертвами травм позвоночника становятся около 7,5% жителей нашей страны. От 80 до 95% выживших в результате произошедшего остаются инвалидами. В четырех случаев из пяти речь идет о мужчинах, чаще всего трудоспособного возраста (до 55-ти лет).

Виды травм позвоночника и их последствия

Последствия спинномозговых травм можно условно поделить на две большие группы:

Нарушение иннервации конечностей и внутренних органов при повреждении спинного мозга приводит к тому, что больной теряет возможность управлять собственным телом. Это проявляется:

  • в нарушении двигательных функций — наблюдается вялый (полное расслабление мышц) или спастический (их патологическое напряжение) паралич верхних и/или нижних конечностей;
  • в нарушении чувствительности ниже зоны поражения — кожа тела и конечностей может стать невосприимчивой к прикосновениям, высокой и низкой температуре, болевым ощущениям, вибрации и т.д.;
  • в изменении функций органов таза — опорожнение мочевого пузыря и кишечника происходит самопроизвольно, нарушается эректильная функция.

Даже частичный паралич или выпадение отдельных функций наносит глубокую психологическую травму пациентам: иногда, осознав свое положение, люди, пережившие спинальные травмы, утрачивают интерес к жизни и даже пытаются совершить суицид. Их мучают приступы паники, жалость к себе, озлобленность по отношению к окружающему миру, затяжная депрессия. Работа с такими последствиями повреждений спинного мозга не менее важна, чем физическая реабилитация: необходимо внушить больному оптимизм и веру в эффективность курсов восстановительного лечения, стимулировать у него мотивацию для адаптации к новым условиям жизни и сохранению контактов с обществом, желание быть полезным для окружающих.

Особенность реабилитации больных с травмами позвоночника — тяжелое состояние пациента, которое часто ограничивает его способность принимать активное участие в восстановительных мероприятиях. Врачам нередко приходится, одновременно с применением методов, направленных на стимуляцию центральной и периферической нервной системы, бороться с осложнениями. Они вызваны длительным неподвижным положением больного: атрофией мышц, общей слабостью, нарушением работы внутренних органов и так далее. Несмотря на то, что в первые дни после получения травмы пациенту часто запрещается двигаться, к реабилитационным мероприятиям следует приступать так рано, насколько это возможно (по согласованию c лечащим неврологом и нейрохирургом). Речь идет о методах реабилитации и действиях, направленных на повышение жизненного тонуса и морального духа пострадавшего, то есть о начале активизации пациента.

В зависимости от диагноза и самочувствия пациента, программа реабилитации будет включать в себя различные методы, доказавшие эффективность при тех или иных синдромах, сопровождающих повреждения спинного мозга.

Частичный или полный паралич тела может быть устранен как под воздействием внутренних регенеративных процессов (медленного восстановления нервных связей взамен утраченных), так и в результате работы над развитием компенсаторных механизмов и рефлекторной стимуляции мозга извне. В рамках этого направления реабилитации применяются методы кинезиотерапии. Речь идет о физической нагрузке пациента в объеме его функциональных возможностей как с использованием веса собственного тела, так и с применением отягощений и тренажеров. Совместно с кинезиотерапией ведется работа эрготерапевта, назначаются процедуры в рамках электротерапии, массаж. Все эти мероприятия направлены на приобретение пациентом навыков самообслуживания. В ходе занятий больной учится самостоятельно менять положение тела, садиться на кровати, вставать с нее, пересаживаться на коляску, ходить на костылях и пользоваться ортезами.

Крайне важна, так как любое ограничение привычных функций угнетающе действует на психику даже самых уравновешенных людей. Общение с психологом, концентрация на целях реабилитации и сохранение интереса к жизни помогают: с большей вовлеченностью участвовать в реабилитационных мероприятиях; стойко переносить болезненные или причиняющие дискомфорт лечебные манипуляции; сохранять оптимизм в общении с родными и друзьями; подстраиваться под условия жизни в посттравматический период; смиряться с необратимыми физиологическими изменениями и т.д.

Каждому человеку с ограниченными возможностями важно обрести независимость от окружающих — вернуть себе способность к самообслуживанию, домашним делам, в идеале — к привычной работе. Все это включает в себя работа эрготерапевта, который при помощи особых приспособлений и методик заново обучает своего подопечного действиям, которые в дальнейшем позволяют минимизировать зависимость от окружающих и вернуться к привычному образу жизни.

Часто спинальная травма означает невозможность сохранять былую активность, утрату профессиональных навыков или даже социальную изоляцию по причине несовершенства инфраструктуры за пределами квартиры больного (отсутствие пандусов, лифтов для инвалидов и т.д.). Специалисты реабилитационных центров вместе с пациентами продумывают меры по сохранению прежних социальных связей, осваиванию новой рабочей специальности, преодолению барьеров на улице, использованию автомобиля для передвижения и т.д.

Травма позвоночника, ее лечение и последствия вынужденной обездвиженности в раннем восстановительном периоде представляют собой серьезный удар по здоровью человека, поэтому качественная программа реабилитации в обязательном порядке включает в себя общеукрепляющие мероприятия, устранение факторов риска хронических заболеваний и профилактику заболеваний, косвенно связанных с основной патологией (например, ожирения, дыхательной недостаточности, проблем с пищеварением и т.д.).

Спинальная травма — испытание, которое тяжело пройти и больному, и его близким. Но мужество в борьбе со сложностями и надежда на лучший исход помогут пациенту сохранить самое ценное: возможность радоваться жизни и видеть цель, к которой хочется стремиться. Помните, что в неврологии есть много белых пятен, механизмы восстановления изучены далеко не до конца, поэтому даже самый мрачный диагноз не должен звучать как приговор. Упорство и оптимизм еще никогда не приводили в тупик, а значит, в наших интересах не терять присутствие духа и всегда надеяться на возвращение здоровья.

Полный текст:

  • Аннотация
  • Об авторах
  • Список литературы
  • Cited By

Цель исследования. Изучение особенностей отношения к заболеванию подростков с идиопатическим сколиозом различной степени тяжести.

Материал и методы. Обследованы 60 подростков со сколиотической деформацией позвоночника: 32 со сколиозом I-II ст., 28 - III-IV ст. Изучали особенности отношения подростков к болезни при помощи методики ТОБОЛ и теста незаконченных предложений.

Результаты. У подростков с идиопатическим сколиозом, независимо от тяжести заболевания, преобладают диффузный и смешанный типы отношения к заболеванию. При идиопатическом сколиозе I-II ст. негативные переживания в связи с наличием ортопедической патологии и необходимостью лечения могут способствовать формированию гармоничного варианта отношения к заболеванию, обеспечивающего адекватное поведение в условиях болезни и в ситуации лечения. При сколиозе III-IV ст. чаще встречаются реакции на заболевание, соответствующие неврастеническому и сенситивному типам, что проявляется в угнетенном настроении, повышенном беспокойстве в отношении опасности лечения, опасениях, связанных с недоброжелательным вниманием со стороны окружающих. Выраженные негативные переживания в связи с предстоящей хирургической операцией у подростков с тяжелой деформацией позвоночника могут способствовать появлению поведенческих дезадаптивных реакций.

Заключение. Стратегия медицинского и психологического консультирования подростков, страдающих тяжелыми формами сколиоза, должна включать различные тактики ведения беседы и терапевтических техник, ориентированных на снятие излишнего эмоционального напряжения, предоставление подростку информации о положительных и эффективных результатах лечения.

1. Булюбаш И.Д., Морозов И.Н., Приходько М.С. Психологическая реабилитация пациентов с последствиями спинальной травмы. Самара, 2011.

2. Вассерман Л.И., Иовлев Б.В., Бочаров В.В. и др. Психологическая диагностика типов отношения к болезни при психосоматических и нервно-психических расстройствах. СПб., 1991.

3. Дадаева О.А., Скляренко Р.Т., Травникова Н.Г. Клинико-психологические особенности детей и подростков, больных сколиозом // Медико-социальная экспертиза и реабилитация. 2003. № 3. С. 10-14.

4. Исаев Д.Н. Психосоматические расстройства у детей. СПб., 2000.

5. Личко А.Е. Психология отношений как теоретическая концепция в медицинской психологии и психотерапии // Журнал невропатологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 1977. № 12. С. 1833-1838.

6. Лурия Р.А. Внутренняя картина болезни и ятрогенные заболевания. М., 1977.

7. Николаева В.В. Влияние хронической болезни на психику. М., 1987.

8. Никольская И.М., Грановская Р.М. Психологическая защита у детей. СПб., 2000.

9. Психодиагностические методы в педиатрии и детской психоневрологии / Под ред. Д.Н. Исаева, В.Е. Каган. СПб., 1991.

10. Пятакова Г.В., Виссарионов С.В. Исследование качества жизни подростков с тяжелыми деформациями позвоночника // Хирургия позвоночника. 2009. № 4. С. 38-43.

11. Пятакова Г.В., Кутузов А.П. Исследование отношения к заболеванию у детей с двигательными нарушениями в зависимости от особенностей заболеваний и характера воспитательных воздействий // Стандарты технологии специализированной помощи детям при повреждениях и заболеваниях опорно-двигательного аппарата: Ч. 1. Ростов н/Д, 1999. С. 160-162.

12. Рамси Н., Харкорт Д. Психология внешности. СПб., 2009.

13. Ратнер А.Ю. Неврология новорожденных: Острый период и поздние осложнения. М., 2005.

14. Соколова Е.Т., Николаева В.В. Особенности личности при пограничных психических расстройствах и соматических заболеваниях. М., 1995.

15. Ульрих Э.В., Мушкин А.Ю. Вертебрология в терминах, цифрах, рисунках. СПб., 2005.

16. Чаклин В.Д., Абальмасова Е.А. Сколиозы и кифозы. М., 1973.



Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


Категория 1го уровня: Книги
Категория 2го уровня: Медицинская литература
Категория 3го уровня: Психиатрия. Психопатология. Сексопатология


272 стр. Эта книга - результат счастливого сотрудничества врача-психотерапевта, клинического психолога и врача-невролога реабилитационного центра, нашедших способ и место приложения своих усилий в… — БАХРАХ-М, (формат: 84x108/32, 272 стр.) Мастерская практического психолога 2011 443.81 бумажная книга


Из перспективы теории поля группа рассматривается как фасилитирующая среда, обеспечивающая возможность роста для каждого индивидуума [9, 10]. История жизни группы обеспечивает фон, на котором… — Бахрах-М, (формат: 84x108/32, 304 стр.) Мастерская практического психолога 2020 748 ₽ бумажная книга


Данная работа представляет собрание новейших идей в области профилактики наркомании и других видов негативной зависимости. Может быть использована в качестве учебного пособия для студентов-психологов… — Бахрах-М, (формат: 84х108/32, 224 стр.) мастерская практического психолога 2008 170 ₽ бумажная книга


Магический театр - уникальный метод, рожденный Владиславом Лебедько в 1992 году, дающий шанс окунуться в переживание таинств души - является важным элементом работы человека на пути самопознания… — Бахрах-М, (формат: 84х108/32, 208 стр.) мастерская практического психолога 2008 170 ₽ бумажная книга


Книга освещает широкий круг вопросов, касающихся социальных феноменов и функционирования малых групп, в ней описаны общие аспекты групповой работы и функции группового терапевта. Большая часть книги… — Бахрах-М, (формат: 84х108/32, 208 стр.) Мастерская практического психолога 2019 938 ₽ бумажная книга


Эва Далсгор Аксельсен - известный норвежский клинический психолог и психотерапевт с многолетней практикой, автор множества статей и книг. Симптом как ресурс - вторая ее книга, переведенная на русский… — Бахрах-М, (формат: 210x140, 240 стр.) Мастерская практического психолога 2018 290 ₽ бумажная книга


Любовная лодка разбилась о быт, Мы не сошлись характерами, Он такой бабник, Она такая стерва - подобные объяснения краха отношений стали привычными. Но как обстоят дела на самом деле? Почему… — Бахрах-М, (формат: 135x205, 288 стр.) Мастерская практического психолога 2018 410 ₽ бумажная книга


Известный психотерапевт, руководитель Центра социально-психологической помощи Охранная грамота, автор книг Терапия поведением, Залог возможности существования, Активная депрессия. Добрая сила тоски… — Бахрах-М, (формат: 135x205, 512 стр.) Мастерская практического психолога 2018 383 ₽ бумажная книга


`Любовная лодка разбилась о быт`,`Мы не сошлись характерами`,`Он такой бабник`,`Она такая стерва`- подобные объяснения краха отношений стали привычными. Но как обстоят дела на самом деле? Почему… — БАХРАХ-М, (формат: 205x135x18 мм, 288 стр.) Мастерская практического психолога 2018 665.72 ₽ бумажная книга


Любовная лодка разбилась о быт, Мы не сошлись характерами, Он такой бабник, Она такая стерва - подобные объяснения краха отношений стали привычными. Но как обстоят дела на самом деле? Почему… — Бахрах-М, (формат: 205x135x18 мм, 288 стр.) Мастерская практического психолога 2019 652 ₽ бумажная книга


Книги Михаила Львовича Покрасса это всегда удивление. Как минимум. Он говорит и пишет то, с чем ты часто категорически не согласен. Потому что если согласиться, то придется пересмотреть многие свои… — БАХРАХ-М, (формат: 135x205, 512 стр.) Мастерская практического психолога 2018 673.74 ₽ бумажная книга

Клиническая психология — Клинические психологи могут работать индивидуально со взрослыми или детьми, с семейными парами и целыми семьями, а также с группами, как показано на иллюстрации. Клиническая психология (не путать с медицинской, которая рассматривает область,… … Википедия

Клинический психолог — Клинические психологи могут работать индивидуально со взрослыми или детьми, с семейными парами и целыми семьями, а также с группами, как показано на иллюстрации. Клиническая психология обширный раздел прикладной психологии (на стыке с… … Википедия

Медицинская психология — Клинические психологи могут работать индивидуально со взрослыми или детьми, с семейными парами и целыми семьями, а также с группами, как показано на иллюстрации. Клиническая психология обширный раздел прикладной психологии (на стыке с… … Википедия

Скумин, Виктор Андреевич — Виктор Андреевич Скумин Скумин В. А., 1994 год Дата рождения: 30 августа … Википедия

клиническая психология — (от греч. klinike врачевание, kline постель, ложе) область медицинской психологии, изучающая психические факторы происхождения и течения болезней, влияние болезней на личность, психологические аспекты целебных воздействий. Цель и задачи К. п.… … Большая психологическая энциклопедия

Кардиопротезный психопатологический синдром — Кардиопротезный психопатологический синдром … Википедия

Томский областной перинатальный центр — Томский областной перинатальный центр … Википедия

Тоталитарная секта — Не следует путать с секта. Тоталитарная секта особый тип организации, для которой характерны авторитарные методы управления, ограничения прав человека для членов организации и деятельность которой представляет опасность для жизни и здоровья … Википедия

О́пухоли — (tumores; синоним: новообразования, неоплазмы) патологические образования, возникающие в результате нарушения механизма координации размножения определенных видов клеток, а в ряде случаев и их структурно функциональной дифференцировки. Утрата… … Медицинская энциклопедия

Саентология — Эта статья является предметом процедуры посредничества. В настоящее время вокруг статьи происходит сложный конфликт участников, из за чего начата процедура посредничества. Просьба вносить свои правки в соответствии с принятыми решениями… … Википедия

Шизофрения — – 1. эндогенное прогредиентное психическое заболевание с характерным симптомокомплексом и развитием выраженного в разной степени психического дефекта; 2. общее название ряда психотических расстройств с общими в основных чертах, но раличными в… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

Лечение алкоголизма (alcoholism treatment) — Выздоровлению. от А. наилучшим образом способствует сплошная лечебная среда, обеспечиваемая системой мед. обслуживання. Создание системы этого типа требует исслед. мн. переменных. В первую очередь должна быть учтена территория охвата, к рая может … Психологическая энциклопедия

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.