Бородич и назарова о сколиозе


Рубрика: Физическая культура и спорт

Дата публикации: 12.01.2018 2018-01-12

Статья просмотрена: 219 раз

В настоящей статье представлены данные о физическом и функциональном состоянии детей со сколиозом 1-й степени. Под нашим наблюдением находились 20 детей в возрасте от 10 до 15 лет. В ходе апробации предложенной нами программы корригирующих мероприятий у детей со сколиозом 1-й степени были получены положительные результаты оздоровительной работы.

Ключевые слова: дети, сколиоз, коррекция, ЛФК, лечебное плавание.

Сколиоз — это довольно распространенное заболевание, которое встречающееся примерно в 15–20 % случаев у детей и подростков. В последние десятилетия отмечается рост заболеваемости сколиозом в связи с тем, что дети все меньше времени стали уделять спорту, физическим нагрузкам и все больше стали проводить время сидя у компьютера. Отсюда понятна и основная причина, способствующая развитию данного заболевания [4].

Известно, что в патогенезе сколиоза лежит искривление позвоночника во фронтальной плоскости с ротацией тел позвонков (скручиванием их в процессе роста), которое приводит к нарушениям работы сердечно-сосудистой и дыхательной систем и к физическим дефектам. Все эти нарушения проявляется на фоне дисплазии соединительно-тканного аппарата, возникновения нервных и эндокринных нарушений [8].

Сколиоз обычно формируется и прогрессирует в юности во время активного роста детей, особенно во время периода полового созревания. Считается, что причина возникновения сколиоза неизвестна в 80 % случаев, а в остальных 20 % это следствие врожденных деформаций позвонков [5].

Согласно наблюдениям Г. А. Халемского [7], дети, больные сколиозом, отличаются от здоровых отставанием в физическом развитии, задержкой двигательных способностей, слабым развитием навыков и умений, отсутствием адаптации к физической нагрузке вследствие освобождения от уроков физического воспитания в общеобразовательной школе. Они хуже усваивают учебную программу, у них замедлена моторика речи и письма, нарушена координация движений, слабо выражены двигательные умения и навыки, замедлены рефлекторные реакции.

Несмотря на наличие многочисленных реабилитационных программ, на сегодняшний день от 45 % до 74 % детей и подростков страдают сколиозом и имеют другие проблемы с позвоночником [3]. В связи с этим вопрос о разработке новых, эффективных программ по коррекции сколиоза у детей остается актуальным.

Цель работы — разработать и апробировать комплексную программу коррекции морфофункционального состояния детей со сколиозом 1 степени и проверить ее эффективность.

В КГ вошли дети, которые получали ЛФК (изометрические упражнения для укрепления мышц брюшного пресса), корректирующие корсеты и физиотерапию. Дети из ЭГ получали занятия в виде ЛФК и плавания (по 2 занятия в неделю). Программа коррекции проводилась в течение 2 месяцев. Длительность каждого занятия составляла 40 минут. Занятия по ЛФК проводились в зале лечебной физкультуры, оборудованным шведской стенкой, гимнастическими скамейками, набивными мячами, фитболами, бодибарами и др. Лечебное плавание проводилось в бассейне санатория, который оборудован всем необходимым инвентарём (водные мячи, надувные пояса, тонущие кольца, плавательные доски и пр.). Занятия были нацелены на коррекцию функций позвоночника, стабилизацию достигнутых результатов и предотвращение дальнейшего развития данного заболевания.

Перед проведением и после корригирующих мероприятий оценивалось функциональное и физическое состояние детей. Определялось время задержки дыхания на вдохе и на выдохе (проба Штанге и проба Генчи). С помощью спирометра определялась жизненная емкость легких (мл).

Оценка степени утомления мышц живота (УМЖ) проводилась следующим образом: ребенок, лежа на спине, поднимал прямые ноги на угол 45◦ и фиксировал их до полного утомления мышц. Определялось время фиксации ног в секундах.

Аналогичным образом определялось утомление мышц спины (УМС) (ребенок, лежа на животе поперек скамейки поднимал верхнюю часть туловища и фиксировал его до полного утомления мышц (руки при этом находились за спиной, ноги удерживал помощник). Фиксировалось время выполнения контрольного теста в секундах)).

Результаты исследования. Анализируя полученные результаты исследования, мы видим, что в экспериментальной и контрольной группах показатели физического и функционального состояния после корригирующих занятий заметно улучшились. Однако более детальный анализ данных показывает то, что улучшение соматического состояния (физического и функционального) в экспериментальной группе было более существенное, чем в контрольной (табл. 1).

Показатели физического ифункционального состояния детей экспериментальной иконтрольной групп до ипосле корригирующих занятий

Индивидуальные показатели наклона туловища вперед удетей экспериментальной иконтрольной групп до ипосле корригирующих занятий

Проанализировав данные литературных источников можно с уверенностью сказать, что определяющую роль в коррекции состояния детей со сколиозом занимает ЛФК. Клинико-физиологическим обоснованием к использованию ЛФК в комплексной системе реабилитации детей со сколиозом является связь условий формирования и развития костно-связочного аппарата позвоночника с функциональным состоянием мышечной системы [2]. Как видно из результатов нашей работы, ЛФК способствует укреплению мышечного корсета, удерживающего позвоночник в состоянии максимальной коррекции. ЛФК обеспечивает стабилизацию позвоночного столба и препятствует развитию болезни. Итак, можно отметить, что для коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата используются общеразвивающие, дыхательные и специальные упражнения. Они могут быть симметричными, асимметричными, деторсионными. При сколиозе I степени чаще применяют общеразвивающие, дыхательные и специальные симметричные упражнения. По мнению Т. А. Фонарёвой, М. И. Фонарёва [6], симметричные упражнения не нарушают возникших компенсаторных приспособлений и не приводят к прогрессии противоискривлений. Важным достоинством таких упражнений является простота их подбора и методология, не требующая учёта сложных биомеханических условий работы искривленного позвоночно-двигательного участка и отдельных частей опорно-двигательного аппарата.

Лечебное плавание, как заметили Л. А. Бородич и Р. Д. Назарова [1], также имеет высокую эффективность в физической реабилитации детей со сколиозом. Оно укрепляет здоровье, прививает жизненно важные навыки, воспитывает морально-волевые качества. Во время плавания происходит непринужденная разгрузка позвоночника, вследствие чего пропадает асимметричная работа межпозвонковых мышц, восстанавливается среда для нормального роста тел позвонков. Кроме того, самовытяжение позвоночного столба во время движения в воде дополняет разгрузку зон роста. Также укрепляются все скелетные мышцы, улучшается координация движений, прививается чувство правильной осанки. Плавание рекомендуется всем детям со сколиозом, независимо от степени сколиоза, его развития и вида реабилитации. Однако при выборе упражнений в воде учитывают степень сколиоза. В частности, при сколиозе I степени используют исключительно симметричные плавательные упражнения: брасс на животе, удлиненный момент скольжения, кроль на животе для ног.

Подводя итог обсуждению результатов исследования, мы можем с уверенностью говорить о том, что использование простейших корригирующих методик позволило улучшить физическое состояние детей и приблизить функции позвоночного столба к норме.

Заключение. Таким образом, анализ научно-методической и медицинской литературы показал, что дети со сколиозом имеют вторичные отклонения в состоянии здоровья и общее отставание в развитии. В связи с этим, нами была разработана и апробирована программа коррекции сколиоза I степени, которая включала лечебную гимнастику и лечебное плавание. Проведенное исследование показало, что в экспериментальной группе улучшения соматического и функционального состояния наступали быстрее и были более значительными, чем в контрольной, что на наш взгляд, говорит о достаточно высокой эффективности предложенной программы.

Андрианов В.Л., Веселов Н.Г., Мирзоева И.И. Организация ортопедической и травматологической помощи детям. - Л.: Медицина, 1988. – 240 с.: ил.

В книге представлены материалы по распространенности ортопедических заболеваний и травм (с.32-64)
Создание специализированных учреждений различного типа, обоснование принципов их организации и работы, особенностей учета, диспансеризации, лечебно-профилактической работы и реабилитации больных являются самостоятельным разделом детской травматологии и ортопедии. Этим вопросам и посвящена данная книга. Ее задача – оказать помощь в развитии и становлении травматологии и ортопедии детского возраста на основе достижений науки.
Особое внимание в 4 главе уделено детскому травматизму и его профилактике. В ней также дана классификация детского травматизма:
а) бытовой травматизм (с.108),
б) ожоги (с.108-117),
в) детский транспортный травматизм (с.131-141),
г) школьный и детский спортивный травматизм (с.141-146) и др.

О восстановительном лечении детей с ортопедическими заболеваниями и деформациями читатели узнают, прочитав главу 5 (с.180). В ней также описана работа в восстановительных центрах, психо-неврологических домах ребенка, специализированных дошкольных учреждениях и школах интернатах (с.181-209)
Эта книга может быть полезна для ортопедов-травматологов, педиатров, а также родителей, имеющих детей с физическими недостатками.

Бородич Л.А., Назарова Р.Д. Занятия плаванием при сколиозе у детей и подростков: Кн. для учителя: Из опыта работы. - М.: Просвещение, 1988. – 77 с.: ил., табл.

Сколиоз – заболевание опорно-двигательного аппарата, характеризующееся искривлением позвоночника во фронтальной плоскости, скручиванием позвонков в процессе роста, приводящее к нарушениям функций грудной клетки.
Лечебное плавание, обеспечивая естественную разгрузку позвоночника с одновременной тренировкой мышц, является частью лечебного комплекса, применяемого для коррекции сколиоза. В книге даются методические рекомендации по проведению коррекционных занятий плаванием с детьми и подростками, страдающими сколиозом, в условиях общеобразовательных школ и специализированных школ-интернатов.
В книге изложены сведения о сколиозе, прогнозирование исхода заболевания, его классификация (с.3-7). Помимо этого, приводятся принципы комплексного лечения (с.9-10), представлены задачи лечебного плавания и их реализация с учетом особенностей заболевания каждого ребенка (с.11-15); примерные комплексы занятий и учебный материал по лечебному плаванию для одногодичного и многолетнего цикла занятий, которые могут применять как преподаватели в школах, тренеры лечебных групп бассейнов, так и родители детей, страдающих сколиозом и врачи-ортопеды.
Книга предназначена для врачей-ортопедов, учителей, тренеров и родителей.

Восков М.В., Дедова В.Д. Детская ортопедия. - М.: Медицина, 1972. - 265 с.: ил.

Дедова В.Д., Черкасова Т.И. Оперативное удлинение укороченных нижних конечностей у детей. - М.: Медицина, 1973. - 128 с.: ил.

Ловейко И.Д. Формирование осанки у школьников: Пособие для учителей и шк. врачей. - М.: Просвещение, 1970. – 96 с.: ил.

Скоблин А.П., Рехлицкий А.Я. Деформации скелета у детей. - М.: Медицина, 1975. – 48 с.: ил.

Шаматов Н.М. Следите за осанкой детей. - М.: Укитувчи, 1974. – 24 с.: ил.

Предупреждение нарушения осанки и искривления позвоночника у детей является одной из существенных проблем воспитания физически развитого человека. В книге профессора Шаматова Н.М. содержатся сведения о позвоночнике и его росте, которые имеют важное значение в профилактике искривлений позвоночника у детей (с.3-6).
Используя иллюстрации, автор подробно описывает 4 типа осанки (с.6-9).
О сколиозе - боковом искривлении позвоночника, от легкой (1степень) до тяжелой (IV степень) формы - читатели получат полную информацию на страницах 10-12.
Говоря о причинах развития нарушений осанки и появлении сколиоза у детей, автор знакомит читателя с тремя периодами профилактики сколиоза (с.16).
Брошюра адресована родителям, воспитателям детских садов, педиатрам, учителям.

Шарипова Д.Д., Семенова Л.М. Воспитание правильной осанки. - Т.: Медицина, 1985. – 104 с.: ил.

В результате ограничения подвижности, мышцы ребенка не развиваются и слабеют. Это может привести к нарушению осанки. У многих детей и подростков можно наблюдать круглую спину и оттопыренные лопатки. Меняя положение тела при утомлении, дети искривляют позвоночник, что в свою очередь ухудшает работоспособность как умственную, так и физическую.
Авторы данной книги считают, что дефекты осанки, деформации позвоночника и грудной клетки надо корректировать с раннего возраста. Помимо вопросов формирования правильной осанки на различных возрастных этапах развития ребенка (с.4-21) и влияния закаливания на формирование правильной осанки (с.22-24), в ней описаны упражнения корригирующей гимнастики (с.25-51). О необходимости профилактики нарушения осанки в процессе физического воспитания и трудового обучения, можно прочитать на страницах 68-89.
Авторы сделали попытку познакомить воспитателей, учителей, родителей с некоторыми средствами предупреждения и исправления дефектов осанки и деформации позвоночника, с методикой проведения физических упражнений (с.89-103).

Осанка – привычное положение тела в покое и в движении, это поза непринужденно стоящего человека, которую он принимает без лишнего мышечного напряжения. Осанка отражает не только физическое, но и психическое состояние человека, его настроение и даже характер. Правильная осанка – это не только красиво, это залог того, что вы уверены в себе и благополучны.

Вопросы обучения, воспитания, развития детей с нарушением осанки очень актуальны в современном мире. По данным НИИ детской ортопедии им. Г.И.Турнера в России нарушение осанки выявлено у 60–80 % детей, частота искривлений позвоночника за последние годы увеличилась с 4 % до 12 %. В нашем дошкольном учреждении таких детей около 19%.

В сложившейся ситуации посильную помощь детям с нарушением осанки могут оказать не только врачи , но и инструктора по физической культуре дошкольных учреждений, поскольку уже в 6–7 лет изгибы позвоночника четко выражены. За состоянием осанки нужно следить с раннего возраста. В этом смысле неоценимо значение плавания, как средства коррекции и профилактики осанки у детей дошкольного возраста. Потому что только плавание обеспечивает естественную разгрузку позвоночника с одновременной тренировкой мышц. Плавание является частью комплексной программы профилактики и коррекции осанки.

В работе представлена примерные упражнения для занятий в бассейне (рекомендуемые специалистами), также задачи, средства и методы коррекции осанки с помощью плавания в дошкольных учреждениях.

Значение плавания в профилактике и лечении нарушений осанки

Плавание способствует укреплению здоровья, привитию жизненно-важных навыков, воспитанию морально-волевых качеств. Оно имеет большое воспитательное, оздоровительно-гигиеническое, лечебное, эмоциональное и прикладное значение.

Воспитательное значение. Зависит от организации процесса. Систематические занятия по плаванию в детском саду воспитывают чувство товарищества, дисциплины и организованности, трудолюбия и уверенности в своих силах. Разнообразные упражнения на занятиях способствуют совершенствованию двигательных способностей детей.

Эмоциональное значение. Заключается в снятии психологической напряженности у детей, создании оптимистического настроения.

Оздоровительно-гигиеническое значение. Состоит не только в воздействии физических упражнений на организм ребенка, но и в благоприятном воздействии на него воды. Вода очищает и укрепляет кожу, оказывает положительное влияние на нервную систему, активизирует обмен веществ, улучшает деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Пребывание в воде совершенствует теплообмен, закаливает организм. Давление воды на грудную клетку вызывает усиленную деятельность мускулатуры. Ритмичное и глубокое дыхание при плавании способствуют повышению подвижности грудной клетки и увеличению жизненной емкости легких. Вода оказывает воздействие на двигательный аппарат, увеличивая силу мышц. Плавание повышает устойчивость вестибулярного аппарата, заставляет все нервные клетки работать в полную силу.

Прикладное значение. Состоит в приобретении чрезвычайно важного для жизни умения плавать, нырять, ориентироваться в воде.

Лечебное значение. Плавание – важное звено комплексной программы по коррекции нарушений осанки. При плавании происходит естественная разгрузка позвоночника, исчезает асимметричная работа межпозвонковых мышц, восстанавливаются условия для нормального роста тел позвонков. Вытяжение позвоночника во время скольжения дополняет разгрузку зон роста. Одновременно укрепляются мышцы позвоночника и всего скелета, совершенствуются координация движений, формируется чувство правильной осанки. Занятия в воде при нарушениях осанки позволяют решить сразу две задачи: коррекция при нарушениях из разгрузочного положения и закаливание (особенно необходимое для ослабленных детей).

Показания и противопоказания к занятиям по плаванию в ДОУ

Плавание рекомендуется всем детям с нарушением осанки, независимо от степени и вида искривления.

Плавание противопоказано детям, имеющим отвод врача-педиатра, дерматолога, лор-врача, психоневролога (эпилепсия, пиелонефрит, грибковые и инфекционные заболевания, коньюктивит и т. д.)

Задачи плавания как средства коррекции нарушений осанки

Основные задачи коррекционных и физических упражнений на суше и в воде заключается в следующем:

  • разгрузка позвоночника – создание благоприятных физиологических условий для нормального роста тел позвонков и восстановления правильного положения тела;
  • воспитание правильной осанки;
  • улучшение координации движений;
  • увеличение силы и тонуса мышц;
  • коррекция плоскостопия;
  • постановка правильного дыхания;
  • улучшение функций сердечно-сосудистой и дыхательной систем;
  • закаливание;
  • приобретение навыков плавания – освоение плавания;
  • развитие волевых качеств;
  • эмоциональная разрядка.

Порядок применения упражнений на занятиях по плаванию в ДОУ

  • дыхательные упражнения;
  • упражнения подготовительные;
  • упражнения, активно вытягивающие позвоночник – брасс на груди с удлиненной фазой скольжения;
  • упражнения с асимметричным исходным положением для плечевого или тазового пояса;
  • упражнения для коррекции плоскостопия;
  • упражнения на развитие силы мышц (скоростное плавание, плавание в ластах);
  • свободное плавание и игры.

При подборе индивидуальных специальных упражнений следует учитывать степень нарушения осанки в сагиттальной плоскости (лордоз, кифоз). При плоской спине не рекомендуется плавание на спине, а при кифозе необходимо, наоборот, плавать на спине. При выраженном лордозе поясничного отдела под живот подкладывают плавательный предмет.

При плоскостопии полезно использовать движение ногами стилем кроль (для усиления воздействия на мышцы стопы – плавание в ластах).

При плоской спине, когда вместо физиологического грудного кифоза у ребенка имеется уплощение – лордоз грудного отдела позвоночника, возможно ввести в комплекс работу стилем баттерфляй без выноса рук из воды.

Коррекция в грудном отделе достигается вытягиванием руки вверх на стороне вогнутости и в сторону – на стороне выпуклости, в поясничном отделе – отведением ноги в сторону на стороне выпуклости.

Следовательно, методика коррекции осанки с помощью плавания и выбор индивидуальных упражнений зависят от вида нарушения осанки у дошкольников (сутуловатость, круглая спина – кифоз, кругло-вогнутая, плоская, плоско-вогнутая, асимметричная). У дошкольников чаще всего встречается 1–2 степень нарушения осанки.

Далее в таблице приведены упражнения, направленные на коррекцию осанки с помощью плавания.

Цель упражнения Вид упражнения Методические указания
Самовытяжение, разгрузка и коррекция позвоночника. Скольжение на груди, скольжение на спине. Для выполнения правильного скольжения необходимо сильно оттолкнуться от бортика бассейна, выпрямляя ноги и оттянув носки, вытянуть руки и скользить до полной остановки.
Развитие дыхательной мускулатуры и укрепление мышц спины, плечевого пояса, грудных мышц. Скольжение на груди, плавание брассом в сочетании с дыханием. Вдох в начале гребка. Заканчивая гребок, выдох в воду. Вдох быстрый, выдох медленный, глаза открыты.
Укрепление мышц стопы, голени, разгибателей и приводящих мышц бедра. Плавание брассом на спине. Медленное подтягивание и разведение ног. Быстрое разгибание и сведение ног, отталкивая воду внутренними поверхностями голени и стоп. Руки держать в положении коррекции (вытянутыми вперед).
Коррекция искривления позвоночника. Скольжение на груди, плавание брассом с асимметричным положением рук. Руку противоположную искривлению поднимают вверх.
Укрепление мышц брюшного пресса и нижних конечностей. Скольжение на спине, ноги брасс – руки вдоль туловища. Вдох после толчка ногами.
Разгибание грудного отдела позвоночника, укрепление мышц брюшного пресса, нижних конечностей, улучшение легочной вентиляции и кровообращения. Скольжение на спине, ноги брасс. По показаниям. Руки в коррекции, таз не опускать.
Овладение навыками движений рук и ног при плавании брассом, коррекция позвоночника. Скольжение на груди – выполнить гребок руками брассом, затем толчок ногами брассом – скольжение. Повторить движения. Выполнять с задержкой на вдохе, в пояснице не прогибаться.
Овладение навыками сочетания движений рук и ног при плавании брассом на спине. Увеличение подвижности грудной клетки. Скольжение на спине, руки вдоль туловища. Гребок брассом руками – скольжение, толчок – брасс ногами – скольжение. Повторить движения (по мере возможности – плавание брассом самое сложное движение для дошкольников). Вдох начинать в момент выноса рук из воды и заканчивать, когда руки проходят линию плечевых суставов, выдох – в конце гребка..
Коррекция искривления позвоночника. Развитие мышц туловища. Улучшение кровообращения и легочной вентиляции. Увеличение подвижности грудной клетки. Плавание брассом в полной координации. В начале гребка руками – вдох, в середине и в конце гребка – выдох. Сгибание ног начинается с разведением рук в стороны.
Коррекция искривления позвоночника, развитие мышечного корсета, дыхательной мускулатуры. Скольжение на груди с доской в вытянутых руках, плавание на ногах кролем. При выполнении движений ноги должны быть выпрямлены и не напряжены, работают в основном бедра, а стопы выполняют захлестывающие движения. Выполнять в быстром темпе с небольшой амплитудой, повернув стопы внутрь. По мере усвоения упражнения амплитуду увеличивать. Дыхание не задерживать. Проплывание начинать с нескольких метров. Метраж увеличивать постепенно.
То же и разгрузка позвоночника, улучшение дыхательной мускулатуры. То же без доски. Руки все время вытянуты вперед.
Коррекция искривления позвоночника. Развитие дыхательной мускулатуры, развитие мышц нижних конечностей. Скольжение на груди. В руке со стороны вогнутости искривления – доска, другая рука прижата к туловищу, ладонь на воде. Ноги работают кролем. На выдох голову поворачивать в сторону прижатой руки.
Коррекция искривления. Разгибание грудного отдела позвоночника. Скольжение на спине с доской в вытянутых вверх руках, ноги работают кролем. Плечевой пояс и таз не опускать.
Разгрузка, коррекция позвоночника. Развитие мышц туловища, увеличение легочной вентиляции, улучшение кровообращения. Скольжение на спине, руки в коррекции, ноги кроль. Рука вогнутой стороны грудного искривления вытянута вверх, рука выпуклой стороны прижата, ладонь кверху. Следить за коррекцией.

Естественно, что в дошкольном возрасте данные упражнения могут быть использованы в игровой форме, что позволит лучше усвоить и закрепить полученные навыки.

Если занятия по плаванию в детском саду проводятся систематически не менее двух раз в неделю, то можно ожидать следующие результаты:

  • укрепление мышечного корсета и ликвидация мышечного дисбаланса; стабилизация деформации позвоночника, грудной клетки;
  • приобретение и закрепление ранее полученных навыков плавания и специальных упражнений;
  • выработка правильной осанки;
  • улучшение функций дыхания и сердечно-сосудистой системы;
  • повышение общего уровня физического развития;
  • улучшение координации движений;
  • закаливание;
  • функциональная подготовка детей к школе.

Исходя из вышеизложенного, становится ясно, что роль плавания неоценима в решении проблем коррекции нарушений осанки у детей дошкольного возраста. Детский позвоночник гибок и податлив, еще не произошел процесс окостенения.

Не следует забывать, что занятия плаванием – часть комплексной программы по коррекции нарушений осанки, которая включает в себя и лечебную физкультуру, и массаж.

Зная, что процент дошкольников, страдающих нарушением осанки на сегодняшний день очень велик, задача дошкольных учреждений и педагогов по плаванию в том числе – помочь детям скорректировать эти нарушения и подготовить детей к школьной жизни. Я думаю, что решение этой задачи нам вполне под силу.

Аннотация научной статьи по клинической медицине, автор научной работы — Сытник Е. А.

Предложена программа лечебного плавания при грудном сколиозе 1 степени у детей 7 9 лет и исследована эффективность ее внедрения. В процессе реализации программы необходимо придерживаться общепринятых рекомендаций теории и методики физического воспитания и базовых положений проведения занятий по плаванию. Применение данной программы обеспечит эффективное влияние на снижение темпа прогрессирования сколиоза, стабилизирует существующую деформацию позвонков за счет укрепления мышечного корсета и снятия статической нагрузки на позвоночник.

Похожие темы научных работ по клинической медицине , автор научной работы — Сытник Е. А.

Research of efficiency of the program of medical float as means of a physical rehabilitation at a thoracal scoliosis of 1 degree at children of 7-9 years

The program of the medical swimming is offered at pectoral scoliosis of a 1 degree for children 7-9 years and efficiency of its introduction is investigational. In the process of realization of the program it is necessary to adhere to the generally accepted recommendations a theory and method of physical education and base positions of leadthrough of employments on swimming. Application of this program will be provided by effective influence on slowing down progress of scoliosis, stabilizes existent deformation of vertebrae due to strengthening of muscle corset and removal of the static loading on a spine.

ДОСЛІДЖЕННЯ ЕФЕКТИВНОСТІ ПРОГРАМИ ЛІКУВАЛЬНОГО ПЛАВАННЯ, ЯК ЗАСОБУ ФІЗИЧНОЇ РЕАБІЛІТАЦІЇ ПРИ ГРУДНОМУ СКОЛІОЗІ 1 СТУПЕНЮ У ДІТЕЙ 7 - 9 РОКІВ

Класичний приватний університет

Анотація. Запропонована програма лікувального плавання при грудному сколіозі І ступеню у дітей 7 - 9 років та досліджена ефективність її впровадження. В процесі реалізації програми необхідно дотримуватися загальноприйнятих рекомендацій теорії та методики фізичного виховання та базових положень проведення занять з плавання. Застосування даної програми забезпечить ефективний вплив на зниження темпу прогресування сколіозу, стабілізує наявну деформацію хребців за рахунок зміцнення м’язового корсету та зняття статичного навантаження на хребет.

Ключові слова: лікувальне плавання, статичне навантаження, м’язовий корсет, функціональний стан.

Аннотация. Сытник Е.А. Исследование эффективности программы лечебного плавания, как средства физической реабилитации при грудном сколиозе 1 степени у детей 7-9 лет. Предложена программа лечебного плавания при грудном сколиозе І степени у детей Т - Я лет и исследована эффективность ее внедрения. В процессе реализации программы необходимо придерживаться общепринятых рекомендаций теории и методики физического воспитания и базовых положений проведения занятий по плаванию. Применение данной программы обеспечит эффективное влияние на снижение темпа прогрессирования сколиоза, стабилизирует существующую деформацию позвонков за счет укрепления мышечного корсета и снятия статической нагрузки на позвоночник.

Ключевые слова: лечебное плавание, статическая нагрузка, мышечный корсет, функциональное состояние.

Annotation. Sutnik E.A. Research of efficiency of the program of medical float as means of a physical rehabilitation at a thoracal scoliosis of 1 degree at children of 7-9 years. The program of the medical swimming is offered at pectoral scoliosis of a І degree for children 1-9 years and efficiency of its introduction is investigational. In the process of realization of the program it is necessary to adhere to the generally accepted recommendations a theory and method of physical education and base positions of leadthrough of employments on swimming. Application of this program will be provided by effective influence on slowing down progress of scoliosis, stabilizes existent deformation of vertebrae due to strengthening of muscle corset and removal of the static loading on a spine.

Keywords: medical swimming, static loading, muscle corset, functional state.

У наш час хворобами хребта страждає значна частина населення всієї планети. Найпоширенішою патологією хребта, в результаті розвитку якої порушується нормальна постава, є сколіоз. Це тяжке прогресуюче захворювання опорно - рухового апарату(ОРА) веде до порушень роботи різних органів і систем організму. Хребет має дуже важливе значення у підтримці фізичного та психічного стану здоров’я і тому, питання діагностики, профілактики та корекції ОРА у дітей є надзвичайно актуальними у зв’язку з високою роз-повсюдженістю цих станів. Особливої актуальності вони набувають в період першого ростового скачка.

В комплексі лікувальних заходів важливе місце займає плавання, як одна з форм лікувальної фізичної культури, що застосовується при лікуванні сколіозу, зміцненні здоров’я та підвищенні рухової активності людини.

Фізичні якості водного середовища різко відрізняються від якостей повітряного середовища, звичного для людини, й пред’являють до організму інші вимоги. Рухова активність плавця в водному середовищі викликає зміни в діяльності його органів та систем. Лікувальна та оздоровча роль плавання в порівнянні з іншими видами фізичних вправ полягає в різноманітній дії води на організм людини, яка пов’ язана з фізичними, термічними та механічними якостями водного середовища. В процесі заняття плаванням розвиваються такі фізичні якості , як витривалість, гнучкість, спритність, силові якості. В роботі приймають участь всі основні групи м’язів, рівномірно розподіляючи навантаження при знятому статичному навантаженні, що є особливо цінним при корекції порушень постави та лікуванні сколіозу.

використовуються з відривом від учбового процесу, в інших, методики без належного контролю за станом здоров’я дитини. Актуальність та, безсумнівно, практична значимість даної проблеми послугувала розробці комплексу лікувального плавання без відриву від учбового процесу та впровадженню цього комплексу в басейні на уроках фізичної культури для груп здоров’я організованих при школі.

При методично правильно побудованій програмі лікувального плавання, застосуванні масажу та фізіотерапевтичних процедур формується новий рефлекс пози, який забезпечує створення сильнішого м’язового корсету, зміцнюється апарат зовнішнього дихання, вдосконалюються функціональні можливості нервової системи, вегетаційної, серцево - судинної, активізуються обмінні процеси, підвищуються системи терморегуляції та умови працездатності.

Робота виконувалася згідно з планом НДР Класичного приватного університету.

Мета, завдання роботи, матеріал і методи.

Метою дослідження стала розробка, застосування та оцінка ефективності комплексу лікувального плавання, як засобу фізичної реабілітації при грудному сколіозі 1 ступеню у дітей 7 - 9 років.

Виходячи з цілі, в роботі були поставлені наступні завдання:

1. Розробити програму лікувального плавання при

грудному сколіозі 1 ступеню у дітей 7 - 9 років.

2. Визначити ефективність впровадження програми

лікувального плавання в порівнянні з загально прийнятими комплексами фізичної реабілітації.

Організація та методи дослідження: у відповідності до цілі та завдань дослідження нами була розроблена та запропонована програма лікувального плавання, яку ми рекомендуємо до використання в групах здоров’я при лікуванні грудного сколіозу 1 ступеня.

Дослідження проводилося на базі загально -освітньої школи. В дослідженні брали участь діти у віці 7 - 9 років , які знаходяться на диспансерному поліклінічному обліку у ортопеда з діагнозом грудний

сколіоз 1 ступеню. Захворювання у всіх дітей носило середньо - легкий характер без ускладнень з боку нервової, дихальної та серцево - судинної систем. Всі учасники нашого експерименту були розділені на дві рівні за кількістю групи: контрольну та експериментальну. Перед початком експерименту в обох групах була проведена оцінка функціонального стану ОРА та дихальної системи методикою виміру активної гнучкості хребта, статичної витривалості м’язів, проб на затримку дихання Штанге та Генчі. Дані оцінки були оброблені за допомогою математичної статистики. Статистичний аналіз проводився за критерієм Ст'юдента. Для розрахунків був використаний стандартний пакет програм "Excel 5”. Результати отримані в процесі оцінки показали, що показники в контрольній та експериментальній групі не мали достовірних розрізнянь. Це свідчило про однорідність підібраних груп (таб.І).

Прямий педагогічний експеримент проводився з листопада 2008 року по лютий 200Я року. Комплекс реабілітаційних заходів в контрольній групі складався із занять, які проводилися на уроці лікувальної фізичної культури(ЛФК), самостійних занять на само витягування, які поводилися в домашніх умовах під контролем батьків, та курсу ультразвукової терапії. Уроки ЛФК тривали 45 хвилин і проводилися три рази на тиждень.

В експериментальній групі заняття лікувальним плаванням проводилися три рази на тиждень по 45 хвилин кожний. Вправи виконувалися на неглибокому місці басейну. Всі діти згідно шкільної програми володіли навичками плавання брас на груді та спині. Основним способом плавання при лікуванні сколіозу є брас на груді з подовженою фазою ковзання, під час якої хребет максимально витягується, а м’ язи тулуба статично напружені. При цьому плечовий пояс розташовується паралельно поверхні води та перпендикулярно руху, рухи ніг та рук симетричні, виконуються в одній площині. В даному випадку мінімальні можливості збільшення рухомості хребта й обертів корпусу та тазу, які вкрай небажані при сколіозі.

Підбір плавальних вправ був зроблений з урахуванням ступеню сколіозу. При 1 ступеню сколіозу використовувалися тільки симетричні плавальні вправи: брас на груді, ковзання з подовженою фазою, плавання за допомогою рухів ногами кролем на груді.

В підготовчій частині уроку ми застосовували комплекс дихальних вправ у воді з затримкою дихання, видихом у воду, занурюванням у воду та діставанням предметів з дна, вправи біля краю басейну для зміцнення основних м’язових груп, вправи на розтягнення, спливання та ковзання з відштовхуванням від краю басейну. Підготовча частина уроку повинна займати 10 - 12 % від всього часу уроку. Основна частина уроку починається з вивчення елементів плавання незалежно від рівня плавальної підготовки. Збереження пози корекції хребта при виконанні всіх вправ є обов’ язковим та необхідним моментом методики. В лікувальному плаванні застосовували підтримуючі засоби (нудли, пінопластові дощечки), так, як одним із

найважливіших завдань є розвантаження хребта. Найдоцільнішим способом плавання при грудному сколіозі 1 ступеню є брас. Тому в методиці лікувального плавання застосовувалося плавання: брас на груді та спині в координації; ноги - брас, руки - витягнуті вперед симетрично ( в руках пінопластова дощечка або нудли); руки - брас, ноги - кріль; кріль на груді, на спині за допомогою ніг з витягнутими вздовж тулуба руками; вперед; ковзання з витягнутими руками, в корекції.

Також застосовувалися вправи з використанням ластів на ногах та пластикових лопаточках на кистях рук для збільшення опірності у воді. Для зміцнення м’язів та витягування хребта проводилися вправи з гумовими амортизаторами закріпленими за край басейну. Використовувалися пропливання способом брас на груді та спині на дистанції 10 - 25 метрів. Основна частина уроку повинна займати 80% від всього уроку.

Для зниження загального навантаження в заключній частині проводилися ігри у воді та вправи за відновлення дихання. Ця частина уроку повинна займати 8 - 10% від усього уроку.

Достатньо дійовим засобом фізичної реабілітації при сколіозі є лікувальний масаж, який справляє загально фізіологічну дію на організм та застосовується ще й з метою пасивної корекції сколіозу, зміцнення розтягнутих та розслаблення скорочених м’язів тулуба. Курс масажу проводився на протязі 15 днів по 25 - 30 хвилин тривалістю.

Наступним по інтенсивності засобом фізичної реабілітації при лікуванні сколіозу нами була застосована фізіотерапія. В експериментальній групі був проведений курс електрофорезу з анальгіном. Тривалість процедури 20 хвилин, курс лікування 15 процедур через день, з переривом 20 днів.

У таблиці 1 також подані дані оцінки показників функціонального стану ОРА та дихальної системи методикою виміру активної гнучкості хребта, силової витривалості м’язів, проб на затримку дихання Штанге та Генчі, які були проведені після закінчення експерименту.

Аналіз результатів, отриманих після експерименту засвідчує, що розроблені нами програми дали позитивний ефект і привели до різних якісних змін показників функціонального стану опорно - рухового апарату та дихальної системи дітей відносно вихідних даних.

Так, після педагогічного експерименту в КГ середнє статично достовірне (Р Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

0,4; вліво 52,13 ± 1,33 до 49,13 ± 1,33; вправо з 51,13 ± 1,83 до 45,0 ± 1,82. Відбулося збільшення показників проб на затримку дихання Штанге з 18,63 ± 0,92 до 43,63 ± 0,92; Генчі з 20,13 ± 0,01 до 28,25 ± 0,98.

З метою аналізу ефективності програми лікувального плавання ми визначили різницю між середнім приростом темпу показників функціонального стану ОРА та дихальної системи у дітей контрольної та експериментальної груп.

Так, показник статичної витривалості м’язів спини в ЕГ був більшим на 10 сек,ніж в КГ. Збільшення статичної витривалості м’язів живота в ЕГ відбулося на 2 рази більше, ніж в КГ. В ЕГ на 8,12см збільшилася статична витривалість м’язів лівого боку, та правого боку на 11см, ніж в КГ.В ЕГ в порівнянні з КГ відбувся також приріст показників активної гнучкості хребта вперед на 0,5см, назад на 1,87см, вліво на 1,0см, вправо на 3,06см. Значне покращення спостерігається в ЕГ, ніж в КГ між показниками проб на затримку дихання Штанге - на 15,25 сек, Генчі - на 3,63 сек. Згідно аналізу даних нашого дослідження чітко простежується різниця між первинними та вторинними показниками. Особливу цінність представляють показники гнучкості хребта вліво та вправо, бо вони є показовими при сколіозі всіх ступенів.

1. У процесі реалізації програми лікувального пла-

вання, як засобу фізичної реабілітації при грудному сколіозі 1 ступеню необхідно дотримуватися загальноприйнятих рекомендацій теорії й методики фізичної реабілітації та фізичного виховання, базових положень проведення занять з лікувального плавання та розробленого нами комплексу вправ.

2. Отримані результати засвідчують ефективність за-

пропонованої нами програми лікувального плавання при сколіозі 1 ступеню у дітей 7 - 9 років. В ЕГ відзначено достовірне покращення всіх досліджених нами показників функціонального стану ОРА та дихальної системи. В КГ показники також підвищилися, але в ЕГ вони були значно вищими, що свідчить про більшу ефективність застосованої нами програми лікувального плавання при даній патології.

Подальші дослідження: у даному напрямку можуть стосуватися вивчення та розробки програм лікувального плавання при сколіозі 2,3 ступенів.

1. Бородич Л.А., Назарова Р. Д., Занятия плаванием при сколиозе у детей и подростков - М.; // Просвещение, - 1988, - 117с.

3. Кашуба В.А. Биомеханика осанки, - К.;// Научный мир, - 2002, - 278с.

4. Нарушения опорно - двигательного аппарата у детей. / Под ред. Черной Н.Л. - Ростов н/Д // Феникс, - 2007. - 159с.

5. Полеся Г.В., Петренко Г.Г. Лечебное плавание при нарушении осанки и сколиозе у детей, - К.; //Здоровье, - 1988, - 145с

6. Травматология и ортопедия / Под ред.. Кавалерского Г.М. - М.; //Академия. - 2005, - 605с.

7. Физическая реабилитация: Учебник для студентов высших учебных заведений / Под общ.ред. Попова С.Н. - 3-е узд. Ростов н/Д,// Феникс, 2005, - 503с.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.