Беседа с детьми на тему профилактика нарушений осанки


Беседа для родителей на тему :" Профилактика правильной осанки".

Скачать:

ВложениеРазмер
profilaktika_pravilnoy_osanki_u_detey.docx 20.47 КБ

Предварительный просмотр:

Профилактика правильной осанки у детей.

Осанка является одним из важных слагаемых здоровья ребёнка. Нарушение осанки отрицательно сказывается на работе сердечно – сосудистой и дыхательной систем, искажают форму тела, становятся причиной нарушения обменных процессов. Сдавленные грудной клеткой лёгкие не могут полностью расправиться, набрать свежего воздуха при вдохе для нормального насыщения крови кислородом. В результате нарушаются окислительные процессы, а ткани и клетки не получают достаточного питания, что ведёт к понижению общей сопротивляемости организма. Дефекты осанки отражаются и на состоянии нервной системы, функционированию внутренних органов и могут привести к серьёзным заболеваниям, которые с трудом поддаются лечению.

Различают несколько видов осанки:

- отличная осанка – передняя поверхность грудной клетки выступает над поверхностью живота, спина равномерно волнообразна, что зависит от позвоночных изгибов;

- хорошая осанка – голова чуть наклонена вперёд, передняя поверхность живота выступает над передней поверхностью грудной клетки, равномерная волнообразность изгибов спины несколько нарушена;

- удовлетворительная осанка – грудная клетка несколько плоская, передняя поверхность живота значительно выступает над передней поверхностью грудной клетки. Волнообразность спины нарушена, особенно в поясничном отделе позвоночника;

- плохая осанка – голова выдвинута вперёд, грудь впалая, спина сутулая.

Для того чтобы определить, какая осанка у ребёнка, его нужно вплотную поставить спиной к стене до касания её затылком, лопатками, ягодицами и пятками. При правильной осанке расстояние от стенки до шейного изгиба и от стенки до поясничного изгиба позвоночника должно быть примерно равно ширине ладони ребёнка. Отклонения свидетельствуют о нарушениях осанки. Касание только затылком, спиной и пятками свидетельствует о слабой мускулатуре спины, живота и поясницы. Касание по точкам: спина, ягодицы, пятки указывают на слабую мускулатуру шеи и плечевого пояса.

Виды нарушений осанки: сутулость, круглая спина, кругловогнутая спина, плоская спина, плосковогнутая спина, лордоз, кифоз, сколиоз – одно из самых тяжёлых последствий неправильной осанки.

Нарушения осанки и деформации позвоночника могут быть врождёнными и приобретёнными. Врождённые нарушения позвоночника составляют 5 – 10% от общего числа.

К приобретённым нарушениям позвоночника могут привести следующие причины :

- общее недостаточное развитие мускулатуры ребёнка;

- неравномерное развитие мышц спины, живота, бёдер, удерживающих позвоночник в правильном положении;

- продолжительная болезнь или частые заболевания ребёнка, ослабляющие его организм;

- неудовлетворительный общий режим ребёнка, недостаточно или чрезмерно

- неправильный режим питания;

- однообразные (однобокие) движения: езда на самокате, игра в бадминтон и т. п.

К дефектам позвоночника могут привести и плохие привычки:

- привычка стоять с опорой на одну ногу;

- неправильная походка, с опущенной головой, свисающими плечами;

- переноска тяжестей в одной руке;

- привычка неправильно сидеть за столом;

- привычка читать лёжа на боку;

- неправильная одежда и обувь.

Упражнения на создание представления о правильной осанки и её формирование.

  1. Стать спиной к стене так, чтобы затылок, лопатки, ягодичные мышцы и пятки касались стены. Запомнить положение частей тела. Отойти от стены, сохраняя принятое положение
  2. Принять то же И.П., запомнить его, сделать шаг вперёд и выполнить повороты головой, туловищем. Снова принять И.П. и сделать шаг назад – проверить правильное положение тела.
  3. И.П.- то же. Поднимать и опускать ноги, выставлять вперёд, в сторону на носок, не отрывая головы, спины и таза от стены.
  4. И.П. – то же. Выполнять различные движения руками, предплечьями, не отрывая головы, плеч, таза и ног от стены.
  5. И.П. – то же. Полуприседания и приседания, скользя вдоль стены.

Контрольное упражнение для проверки навыка осанки:

Сохраняя правильное положение тела и удерживая груз на голове, пройти подоске, влезть на стул, слезть со стула и др.

Упражнения в равновесии.

Они ценны тем, что при их выполнении рефлекторно повышается тонус мышц и удерживается прямое положение тела. Упражнения в равновесии формируют навык правильной осанки и устойчивость вестибулярного аппарата.

К упражнениям на месте относятся все виды стоек – от обычной на двух ногах до стойки на одной ноге; повороты, наклоны, приседания с различными положениями рук и головы, с открытыми или закрытыми глазами; переходы из высокого положения в более низкое, в положение лёжа и наоборот. Всем упражнениям в равновесии обучают на полу, а потом на повышенной и ограниченной по ширине оп

Игры для закрепления правильной осанки.

Практически в любую игру можно внести элементы формирования или закрепления правильной осанки.

Упражнения на самовытяжение.

Упражнения, направленные на самовытяжение, являются обязательной частью любого комплекса лечебной гимнастики, направленного на исправление нарушений осанки и лечение сколиоза, остеохондроза, заболеваний суставов.

В процессе самовытяжения происходит растягивание околопозвоночных мышц и глубоких мышц позвоночника, увеличивается расстояние между позвонками, следовательно, уменьшается давление на межпозвоночные диски, на нервные окончания и кровеносные сосуды. В результате улучшается кровоснабжение, питание межпозвонковых дисков, исчезают рефлекторные боли, уменьшается кривизна позвоночника, он становится более гибким.

К вечеру у людей в связи со статической нагрузкой в течение дня рост уменьшается на 1 – 2см., следовательно, потянуться в течение дня очень полезно, а особенно после сна.

Упражнения на растягивание позвоночника можно выполнять в положении стоя, в упоре стоя на коленях, сидя на пятках, в положении сидя по – турецки, лёжа на животе, спине и в висах на гимн. стенке.

Плоскостопие считается одним из самых распространённых заболеваний у детей. По статистике этот диагноз ставят каждому третьему ребёнку.

У детей в первые годы жизни свод стопы заполняется жировой подушкой, отчего стопа выглядит плоской. Это мнимое плоскостопие. Жировая подушка исчезает обычно к 4 годам, а полностью стопа формируется в 7-9 лет.

Физиологи доказали, что подошвы ног – одна из самых мощных рефлексогенных зон человека. На стопах представлены точки всего организма и имеются закаливающие зоны.

По мнению некоторых специалистов, подошвы ног – это своеобразный распределительный щит с 72 тысячами нервных окончаний, через которые можно подключиться к любому органу: головному мозгу, лёгким и верхним дыхательным путям, печени и почкам, эндокринным железам и другим органам. Вот почему ходьба босиком тонизирует организм и способствует поддержанию его в здоровом состоянии. Для профилактики плоскостопия и коррекции стопы используйте ходьбу босиком по специальным резиновым коврикам с шиповым рефлением. Каждое утро начинайте с ходьбы по такому коврику. Это и хороший массаж всех рефлексогенных зон.

Для массажа можно также использовать: массажные мячики, палки, катая их подошвами, или в тазик насыпать: жёлуди, морские камушки, или высушенную фасоль и топтаться в нём несколько минут. Массаж следует закончить хождением по мягкому коврику.

Упражнения для свода стопы.

- Несколько минут ходьба на носках;

- Столько же ходьба на пятках;

- Ходьба с поднятыми пальцами ног;

- Во время сидячих игр пусть малыш как бы сгребает подошвами в кучу

- При катании на велосипеде, важно чтобы ребёнок нажимал на педали

пальцами, а не серединой стопы.

Играющие садятся на стулья. У каждого под ногами ситцевый платок, или кусок ткани размером 50см. По сигналу играющие начинают собирать платок пальцами ног. Выигрывает тот кто быстрее подберёт его под стопы.

Захватить платок пальцами одной ноги и, ни разу не уронив, донести его любым способом ( прыгая на одной ноге, на четвереньках) до обозначенного места. То же самое повторить другой ногой.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Всё про осанку и плоскостопие детей.

"Формирование правильной осанки у детей дошкольного возраста".

Консультаия для родителей.

Большое значение и процессе выработки хорошей осанки имеют строго соблюдаемый режим дня, размер мебели, паза детей во время занятий, груда и других видов самостоятельной деятельности. Правильную осанк.

Осанкой обычно называют первичную позу непринужденно стоящего человека. В том широком смысле под осанкой следует понимать вообще привычное положение тела во время стояния, сидения и ходьбы.

Нарушение осанки встречается часто в современном мире. Чтобы избежать подобных недугов важно приучать детей следить за своей осанкой и выполнять упражнения способствующие профилактике.

Осанка - это комплексное понятие о привычном положении тела непринуждённо стоящего человека, а правильная осанка- это показатель правильного анатомического развития, она сказывается на физическом и психологическом состоянии человека.

Нарушения осанки и сколиоз - самые распространённые заболевания опорно-двигательного аппарата у детей и подростков. Число детей с нарушениями осанки варьирует от 30 % до 60 %, а сколиоз поражает в среднем 10-15 % детей.

Среди детей, начинающих посещать детский сад нарушения осанки встречаются у 5-6 %, а перед поступлением в школу число детей с нарушением осанки достигает 20%. За время пребывания в начальной школе число таких детей увеличивается в два раза, а перед окончанием школы нарушение осанки имеет уже каждый второй подросток.

При нарушениях осанки ухудшается функция дыхания и кровообращения, затрудняется деятельность печени и кишечника, замедляются обменные процессы, что приводит к снижению физической и умственной работоспособности. Дефекты осанки вызывают нарушения зрения (близорукость, астигматизм), отрицательно влияют на состояние нервной системы. Маленькие дети становятся замкнутыми, капризными, чувствуют себя неловкими, стесняются принимать участие в играх сверстников. Те, кто постарше, жалуются на боли в позвоночнике, возникающие после нагрузок, чувство онемения в области между лопатками.

Осанка считается нормальной, если человек держит голову прямо, его грудная клетка развёрнута, плечи находятся на одном уровне, живот подтянут, ноги в коленных и тазобедренных суставах разогнуты.

Наиболее часто нарушения осанки характеризуются увеличением шейного и грудного изгибов позвоночника, опущенной головой и плечами, запавшей грудной клеткой, свисающим животом.

Поскольку на рост и формирование осанки влияет окружающая среда, родители должны контролировать позу детей, когда они сидят, стоят и ходят. То же самое должны делать и сотрудники детских учреждений.

Огромное значение для формирования правильной осанки у ребёнка имеют следующие факторы:

  • своевременное рациональное питание;
  • активные прогулки и игры на свежем воздухе;
  • подбор мебели в соответствии с ростом детей;
  • оптимальная освещённость игровых уголков и мест проведения учебных занятий;
  • привычка правильно сидеть за столом и переносить тяжёлые предметы;
  • умение следить за своей походкой, расслаблять мышцы.

Главное и наиболее эффективное средство профилактики нарушений осанки - правильное и своевременно начатое физическое воспитание. Специальные упражнения для формирования хорошей осанки должны входить в утреннюю гимнастику детей с трёх лет. С этого же возраста необходимо воспитывать навыки правильной осанки при сидении на стуле и за столом.

Стол у ребёнка должен быть на уровне локтя его опущенной руки, а высота стула в норме не должна превышать высоту голени до подколенной ямки. Если ноги обутого ребёнка не достают до пола, ему нужна подставка, чтобы тазобедренные и коленные суставы в положении сидя были согнуты под прямым углом.

Сидеть нужно так, чтобы вплотную касаться спинки стула, сохраняя поясничный изгиб. Расстояние между грудью и столом -1,5-2 см (ребром проходит ладонь), голова слегка наклонена вперёд.

Отрицательное влияние на формирование осанки оказывает излишне мягкая постель - без ровной опоры тело примет согнутое положение, что приведёт к растяжению и ослаблению мышц спины, ограничит подвижность грудной клетки.

Важна и поза во время сна. Лучше всего, если ребёнок привыкнет спать на спине, иногда на животе, но только не на одном и том же боку, свернувшись калачиком, с коленями, подтянутыми к груди.

Полезны для детей подвижные игры, особенно на свежим воздухе. Они укрепляют мышцы тела, способствуют лучшей работе сердца, органов дыхания, активному обмену веществ.

Питание должно быть полноценным и разнообразным. Ежедневно в рацион ребёнка необходимо включать молоко и кисломолочные продукты (кефир, йогурт, творог), блюда из мяса и рыбы, свежие овощи и фрукты, соки.

Все дети с нарушениями осанки должны находиться на диспансерном учёте у ортопеда. Им показаны лечебная физкультура, массаж, лечебное плаванье, физиотерапия, ортопедическое пособие и т.д.

Управления Роспотребнадзора по ЯНАО И.А.Фаркова

(c) Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ямало-Ненецкому автономному округу, 2006-2020 г.

Адрес: 629000, г. Салехард, ул. Титова, д. 10

Болезни позвоночника - одна из основных причин потери трудоспособности, ухудшения качества жизни и инвалидизации. Очень часто предрасполагающими факторами этой патологии являются различные нарушения осанки, проявляющиеся ещё в детском возрасте. Совершенно очевидна актуальность воспитания правильной осанки у детей, своевременное выявление нарушений и их активное устранение.

Осанка считается нормальной, если голова держится прямо, грудная клетка развёрнута, плечи находятся на одном уровне, живот подтянут, ноги разогнуты в коленных и тазобедренных суставах.

Осанка человека не только сказывается на красоте его фигуры, всём внешнем облике, но и оказывает прямое влияние на его здоровье.

При её ухудшении нарушается функция дыхания и кровообращения, затрудняется деятельность печени и кишечника, снижаются окислительные процессы, что ведёт к понижению физической и умственной работоспособности. Дефекты осанки часто вызывают нарушения зрения (астигматизм, близорукость) и морфо-функциональные изменения в позвоночнике, ведущие к сколиозам, кифозам и остеохондрозу.

Формирование осанки у человека продолжается в течение всего периода роста.

Чёткие, естественные изгибы позвоночника образуются к 6-7 годам жизни ребёнка. Они играют очень важную роль в предохранении внутренних органов и головного мозга от толчков и сотрясений, так как позвоночник приобретает способность пружинить при движениях стоп.

Наиболее частый дефект - вялая осанка, для которой характерны чрезмерное увеличение шейного и грудного изгибов позвоночника, слегка опущенная голова, опущенные и сдвинутые вперёд плечи, запавшая грудная клетка, отстающие от спины (крыловидные) лопатки свисающий живот; нередко ноги слегка согнуты в коленных суставах. На основе вялой осанки позднее могут сформироваться плоская, круглая и кругло-вогнутая спина, а также боковые искажения (сколиотичная осанка) или комбинированное искажение.

Дефекты осанки могут отрицательно влиять на состояние нервной системы. При этом маленькие дети становятся замкнутыми, раздражительными, капризными, беспокойными, чувствуют себя неловкими, стесняются принимать участие в играх сверстников. Дети постарше жалуются на боли в позвоночнике, которые возникают обычно после физических или статических нагрузок, на чувство онемения в межлопаточной области.

Поскольку на рост и формирование осанки оказывают влияние условия окружающей среды, родители и сотрудники дошкольных учреждений, должны контролировать позы детей при сидении, стоянии, ходьбе.

Важное значение имеют:

- Своевременное правильное питание;

- Подбор мебели в соответствии с длиной тела;

- Привычка правильно переносить тяжёлые предметы;

- Привычка правильно сидеть за столом;

- Расслаблять мышцы тела;

- Следить за собственной походкой.

Главным действенным средством профилактики дефектов осанки является правильное и своевременно начатое физическое воспитание.

Специальные упражнения для формирования правильной осанки должны входить в утреннюю гимнастику детей уже раннего возраста. С этого же возраста необходимо воспитывать навыки правильной осанки: при сидении на стуле и за столом.

Обязательно проводить физминутку во время занятия, когда дети находятся 30 мин в статическом положении. Также проводить упражнения по профилактике нарушения осанки между занятиями.

А дети которые же имеют нарушение осанки, выполняют каждый день, по два раза в день, несколько упражнений на укрепление мышц спины и живота. Упражнения на укрепление мышечного корсета.

Особенно нарушает осанку неправильная поза при письме, чтении, просмотра телевизора, играх на компьютере. Высота стола должна быть на 2- 3 см выше локтя опущенной руки ребёнка. Высота стула не должна превышать в норме высоту голени. Если ноги на достают до пола, то следует подставить скамейку, чтобы ноги в тазобедренных и коленных суставах были согнуты под прямым углом. Садиться на стул нужно так, чтобы вплотную касаться спинки стула, сохраняя поясничный изгиб (лордоз). Расстояние между грудью и столом должно быть равно 1,5- 2 см (ребром проходит ладонь, голова слегка наклонена вперёд.

Отрицательное влияние на формирование осанки оказывает излишне мягкая постель. Матрац должен быть жёстким (ватным) и обязательно ровным, таким, чтобы в середине его не образовывалось провала, а подушка - невысокой (15- 17 см). Сон на мягкой постели с высоким изголовьем затрудняет дыхание.

Воспитатели должны проверить каждую кроватку в спальной комнате. И не в коем случае на хранить под матрасами какие либо предметы. Также проверить, на сколько ровно держится поддон у кроватки. В нашем ДОУ очень много кроваток, которые имеют реечный поддон. Обнаруживались кроватки, где нет двух, трех реек. На сколько деформируется спина у ребенка во время сна все могут представить. И за весь год находящий в данной группе, ребенок получает страшное нарушение осанки.

Воспитание ощущений нормальной осанкиприобретается посредством многократного повторения правильного положения тела: лежа, сидя, стоя.С этой целью рекомендуется включать в комплекс утренней гимнастики и самостоятельных занятий:

- Упражнения, стоя у зеркала. Ребёнок перед зеркалом несколько раз нарушает осанку и снова с помощью взрослого её восстанавливает, развивая и тренируя мышечное чувство;

- Упражнения у вертикальной плоскости (стена без плинтуса, дверь, фанерный или деревянный щит). Ребёнок становится к плоскости, прикасаясь к ней пятками, икрами, ягодицами, лопатками и затылком.Даются различные динамические упражнения: отведение рук, ног в стороны, поднимание на носки, приседания.Дети выполняют несколько статических упражнений: напряжение мышц - от 3 до 6 сек., расслабление - от 6 до 12 сек.

- Упражнения с предметами на голове (кубики, подушечки, наполненные песком, мелкой галькой, опилками, установленными на темени, ближе ко лбу, способствуют воспитанию рефлекса правильного держания головы и умения напрягать и расслаблять отдельные группы мышц.К этим упражнениям относятся: ходьба, при этом руки сводятся перед грудью и разводятся в стороны; ходьба на носках, полусогнутых ногах; ходьба на коленях; ползание на четвереньках; приседания, не уронив при этом положенный на голову предмет.

- Упражнения на координацию движений.Здесь весьма полезны упражнения в равновесии и балансировании: стойка на одной ноге, ходьба по бревну, скамейке с предметом на голове и повороты.

Все эти упражнения способствуют развитию чувства правильной позы тела, развивают статическую выносливость мышц шеи и спины, воспитывают сознательное отношение к своей осанке.

Следует проводить и профилактику плоскостопия, так как уплощение стопы нарушает опорную функцию ног, что сопровождается изменением костного скелета таза и позвоночника. Упражнения для профилактики плоскостопия проводятся в начале и в конце комплекса оздоровительной гимнастики.

Примерный комплекс упражнений для профилактики осанки

у детей 5-7 летнего возраста.

Построение в шеренгу. Встать в положение "основная стойка": голова прямо, плечи развернуты, живот подтянут, ноги выпрямлены. Показать правильное положение в основной стойке. Исправить осан-ку детей, пройдя спереди и сзади вдоль шеренги.

Упражнения в ходьбе по кругу

Обычный шаг с сохранением пра-вильной осанки (25-30 шагов). Стоя вне круга, проверить и исправить осанку каждого про-ходящего мимо ребенка.

"Журавлик". Ходьба с высоким подниманием бедра (руки на по-ясе) 20-25 шагов.Следить за правильным положе-нием тела: спину держать прямо, локти отводить назад, носок согну-той ноги оттягивать.

"Вырастаем большими". Ходьба на носках (руки вверх, "в замке") 20-25 шагов. Следить за тем, чтобы колени и лопатки были выпрямлены, шаги мелкими. Выше подниматься на носках, тянуться вверх.

"Мишка косолапый". Ходьба на наружном крае стопы. Говорить на каждый шаг (руки на поясе): "Мишка косолапый по лесу идет, шишки собирает, песенки поет. Шишка отскочила прямо Мишке в лоб. Мишка рассердился и ногою - топ!". Следить за тем, чтобы дети держа-ли спину прямо, не наклоняли го-лову. Ноги ставить точно на на-ружный край стопы, слегка приво-дя носки внутрь, пальцы должны быть подвижны. Локти отводить назад. При выполнении упражне-ния рекомендуется, чтобы дети хо-ром произносили стихи.

Ходьба с ускорением и перехо-дом в бег. Ходьба с последующим замедле-нием. Следить за тем, чтобы дети бежа-ли легко на носках, поднимая выше колени. Руки согнуты в локтях. При ходьбе следить за правильностью осанки детей.

Дыхательное упражнение. Отводя плечи назад, вдох - на 2 шага, выдох - на 4 шага. Вдох глубокий через нос. Выдох - через губы, сложенные трубочкой.

Упражнения в положении "стоя"

"Воробышек". Круги назад 6-8 раз согнутыми в локтях руками. Отводя локти назад, сближать лопатки.

"Лягушонок". Из И. П. - ноги на ширине плеч, руки перед гру-дью. Привести кисти к плечам (ладони вперед, пальцы врозь) и, говоря хором "квак", вернуться в И. П. (4-6 раз). В положении "кисти к плечам" локти должны быть прижаты к бокам.

"Большие круги". Круги назад выпрямленными в стороны ру-ками (кисти сжаты в кулаки) - 6-8 раз. Следить за тем, чтобы дети не опускали руки ниже уровня плеч.

"Мельница". Поочередное приве-дение рук за затылок и спину (6-8 раз). Плечи развернуты, локти отведе-ны назад, голова прямо.

"Резинка". Разгибая в локтях со-гнутые перед грудью руки - вдох. Вернуться в И. П., произнося звук "ш-ш-ш" - выдох. При отведении рук в стороны сближать лопатки, не опускать руки ниже уровня плеч.

"Вместе ножки - покажи ладош-ки". Поднимаясь на носки, отвес-ти плечи назад и повернуть ладо-ни вперед. Вернуться в И. П., рас-слабляя мышцы рук (4-6 раз). Держать спину ровно и не выпя-чивать живот.

"Потягивание". Подняться на носки, левая рука вверх, правая назад. Удерживаться 1-2-3 сек. Вернуться в И. П., расслабив руки (4-8 раз). Плечи развернуты, колени вып-рямлены, живот подтянут.

Упражнения в положении "лежа на спине"

"Здраствуйте-прощайте". Сжать кулаки и согнуть стопы на себя. Разжать кулаки, оттянуть носки до отказа. (6-8 раз). При оттягивании носков рекомен-дуется слегка разводить пятки.

"Волна". Согнуть ноги и подтя-нуть колени к животу. Выпря-мить. Пауза 3-5 сек. и отпус-тить ноги (4-6 раз). Следить за тем, чтобы локти были прижаты к коврику. Носки во время упражнения должны быть оттянуты.,

"Пляска". И. П. - лежа, руки под затылком, ноги приподняты. Развести ноги врозь и вернуться в И. П. (6-8 раз). Следить за тем, чтобы локти были прижаты к коврику.

Упражнения в положении "лежа на животе"

"Воробышек". Круги назад лок-тями рук, приведенными к плечам (5-8) раз. Голова приподнята.

"Рыбка". Поднять голову и отве-сти плечи назад.Приподнять руки и ноги: пауза напряжения 4-6 сек.Опустить руки и ноги: пауза расслабления 6-8 сек. (3-4 раза). Следить за тем, чтобы дети не прогибались в пояснице.

"Лягушонок". Руки из-под под-бородка привести к плечам ладо-нями вперед. Поднять голову и развести ноги. Медленно вер-нуться в И. П. (6-8 раз).

Построение, ходьба обычным ша-гом (1-2-3 круга). Проверка правильности осанки в положении "стоя" и в движении.

Комплекс (По материалам статьи "Воспитание осанки у детей и активная профилактика её нарушения в домашних условиях", С. В. Хрущев, С. Д. Поляков, М. Н. Кузнецова).

Физкультурные упражнения как средство профилактики плоскостопия и нарушения осанки детей среднего дошкольного возраста Возраст 4-5 лет справедливо называют средним дошкольным. Ближе к 5 годам у детей начинают проявляться черты, свойственные дошкольникам старшего.

Формирование правильной осанки и профилактика ее нарушения. Памятка для родителей Осанка – это привычная, непринужденная манера держать свое тело. Если она правильная, то фигура человека выглядит красивой, стройной, а.

Профилактика нарушения осанки и плоскостопия у детей дошкольного возраста Статика человека характеризуется вертикальным положением тела в пространстве, определяющем осанку. Осанку принято называть привычную позу.

Профилактика нарушений осанки у детей

Осанка -- это привычная поза естественно, непринужденно стоящего человека.

При правильной осанке человек подтянут, голову и туловище держит прямо. Плечи несколько отведены назад, развернуты, но не подняты, живот подобран. Ноги в коленных и тазобедренных суставах выпрямлены, расставлены на ширину плеч, обеспечивая одинаковую нагрузку на обе ноги. Руки спокойно опущены вдоль тела. Такая осанка обеспечивает нормальное функционирование всего организма и его отдельных систем.

При неправильной осанке спина сутулая, плечи сведены вперед, живот выпячен, голова опущена. При таком положении тела особенно страдают органы дыхания: сдавливаются верхушки легких, уменьшается их вентиляция.

Более выраженное нарушение осанки - боковое искривление позвоночника (сколиоз) - вызывает изменение нормальных позвоночных изгибов, асимметрию плечевого пояса, перекос таза, укорочение одной ноги и удлинение другой.

Поза за столом должна быть удобной: локти обеих рук на столе, предплечья симметрично и свободно (по верхней трети, чуть ниже локтевых суставов) лежат на поверхности стола. Плечи находятся на одном уровне, голова чуть наклонена вперед. Расстояние от глаз до стола равно 35 см. Сидеть ребенок должен с одинаковой нагрузкой на обе ягодицы, не перекашиваясь на одну сторону. Стопы стоят на полу (или на подставке, если стул высок для ребенка), голеностопный, каленный и тазобедренный суставы образуют прямой угол. Нельзя, чтобы дети сидели скрестив ноги или зацепляли их за ножки стула.

Отрицательное влияние на формирование осанки оказывает излишне мягкая постель. Особенно портит осанку неправильная поза при письме, чтении, просмотра телевизора, играх на компьютере.

При ухудшении осанки нарушается функция дыхания и кровообращения, затрудняется деятельность печени и кишечника, снижаются окислительные процессы, что ведёт к понижению физической и умственной работоспособности. Дефекты осанки часто вызывают нарушения зрения (астигматизм, близорукость) и морфо-функциональные изменения в позвоночнике, ведущие к сколиозам, кифозам и остеохондрозу.

Профилактика неправильной осанки заключается в следующем:

  • - Своевременное правильное питание;
  • - Свежий воздух;
  • - Подбор мебели в соответствии с длиной тела;
  • - Оптимальная освещённость;
  • - Привычка правильно переносить тяжёлые предметы;
  • - Привычка правильно сидеть за столом;
  • - Расслабление мышцы тела;
  • - Контролирование собственной походки.

Воспитание ощущений нормальной осанки приобретается посредством многократного повторения правильного положения тела: лежа, сидя, стоя. С этой целью рекомендуется включать в комплекс утренней гимнастики и самостоятельных занятий:

  • - упражнения, стоя у зеркала. Ребёнок перед зеркалом несколько раз нарушает осанку и снова с помощью взрослого её восстанавливает, развивая и тренируя мышечное чувство;
  • - упражнения у вертикальной плоскости (стена без плинтуса, дверь, фанерный или деревянный щит). Ребёнок становится к плоскости, прикасаясь к ней пятками, икрами, ягодицами, лопатками и затылком. Даются различные динамические упражнения: отведение рук, ног в стороны, поднимание на носки, приседания. Дети выполняют несколько статических упражнений: напряжение мышц - от 3 до 6 сек., расслабление - от 6 до 12 сек;
  • - упражнения с предметами на голове (кубики, подушечки, наполненные песком, мелкой галькой, опилками), установленными на темени, ближе ко лбу, способствуют воспитанию рефлекса правильного держания головы и умения напрягать и расслаблять отдельные группы мышц. К этим упражнениям относятся: ходьба, при этом руки сводятся перед грудью и разводятся в стороны; ходьба на носках, полусогнутых ногах; ходьба на коленях; ползание на четвереньках; приседания, не уронив при этом положенный на голову предмет;
  • - упражнения на координацию движений. Здесь весьма полезны упражнения в равновесии и балансировании: стойка на одной ноге, ходьба по бревну, скамейке с предметом на голове и повороты.

Все эти упражнения способствуют развитию чувства правильной позы тела, развивают статическую выносливость мышц шеи и спины, воспитывают сознательное отношение к своей осанке.

Профилактика заболеваний органов дыхания у дошкольников

Органы дыхания ребенка нередко подвергаются атаке вирусов и инфекций. Чаще всего патологические процессы развиваются под воздействием активации стафилококков и стрептококков. Нередко к нарушениям в работе дыхательной системы приводит аллергия.

Среди располагающих факторов числятся не только анатомические особенности органов дыхания в детском возрасте, а и неблагоприятная внешняя среда, гиповитаминоз. Современные дети с заметной регулярностью не соблюдают режима дня и неправильно питаются, что сказывается на защитных силах организма и в дальнейшем приводит к заболеваниям. Усугубить ситуацию может отсутствие закаливающих процедур.

Несмотря на существование характерных для каждого отдельного заболевания дыхательной системы ребенка признаков, врачами выделяются общие:

  • - кашель (обязательный симптом, своеобразная защитная реакция организма);
  • - одышка (сигнализирует о нехватке кислорода);
  • - мокрота (особенная слизь, вырабатываемая в ответ на присутствие раздражителей);
  • - носовые выделения (могут быть разного цвета и консистенции);
  • - затрудненное дыхание;
  • - повышение температуры.

Профилактика заболевания органов дыхания заключается в принятии следующих мер:

  • 1. Ограничьте пребывание ребенка в местах массового скопления людей;
  • 2. Мойте руки с мылом;
  • 3. Проветривайте помещение не менее 3-4 раз в день;
  • 4. Ежедневно проводите влажную уборку;
  • 5. Соблюдайте режим дня:
    • - ночной и дневной сон по возрасту,
    • - не переутомляйте вашего малыша,
    • - ежедневные прогулки,
    • - сон на свежем воздухе,
  • 6. Одевайте ребенка по погоде.

Нарушение поведенческих реакций

Ребенок может иметь некоторые врожденные предпосылки для так называемой детской нервности. Он может унаследовать от родителей предрасположенность к слабому или возбудимому типу нервной деятельности, а значит, ее неустойчивость, приводящую к нервности.

Поведение ребенка можно считать неадекватным в том случае, когда ребенок часто и необоснованно находится в отрицательном эмоциональном состоянии и его реакции препятствуют оптимальному удовлетворению его собственных органических и психологических потребностей, либо мешают нормальной жизни окружающих детей и взрослых.

К неадекватным реакциям относится:

Различают врожденное предрасположение к нервности, которое возникает у плода до рождения под влиянием неблагоприятных условий внутриутробного развития. Такие условия создаются, если мать во время беременности перенесла тяжелое заболевание или нервное потрясение, плохо питалась, употребляла алкогольные напитки, курила. При таких неблагоприятных факторах признаки нервности проявляются уже в первые дни после рождения ребенка: он много кричит, часто просыпается, любое неблагополучие сказывается на быстро развивающемся его мозге.

Основные симптомы, говорящие о нарушении поведенческих реакций:

  • - упрямство, т. е. отказ подчиниться обоснованным требованиям взрослых;
  • - капризы, проявляющиеся в том, что ребенок выражает какое-либо желание, а при попытке его удовлетворить от него отказывается;
  • - немотивированный плач, возникающий у ребенка от самой незначительной причины;
  • - отказ от контактов с воспитателем;
  • - отказ от контакта с другими детьми;
  • - двигательная расторможенность.

Профилактика данного заболевания:

  • - беременной женщине необходимо создавать оптимальные условия жизни, оберегая ее от чрезмерных волнений, переутомления и соматических заболеваний;
  • - после рождения ребенка создание условий для оптимального физического и нервно-психического развития и обеспечения соответствующего уровня здоровья;
  • - спокойная обстановка в семье;
  • - правильный воспитательной подход к ребенку, с учетом его индивидуальных особенностей.

Другими словами, далеко не последнее место в жизни ребенка занимает психологическая комфортность, поскольку она в дальнейшем является путем становления успешной личности.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.