Беседа формирование правильной осанки ребенка

Кто хочет видеть своих детей здоровыми и красивыми? Но не все знают, что красота и здоровье человека во многом зависят от его осанки. Различные нарушения осанки отрицательно сказываются на работе сердца и легких, ухудшают обмен веществ, приводят к тяжелым моральным переживаниям. Чаще всего изменения осанки происходят в детском возрасте. Причины тут могут быть самые разнообразные. Среди них – перенесенные в детстве болезни, слабое зрение, часто принимаемые во время работы и отдыха неправильные позы. Чтобы процесс воспитания правильной осанки у школьников был успешным, необходимое тесное содружество в работе врача, учителя физической культуры и родителей. Врач школы, организуя медицинский осмотр школьников, привлекает ортопеда для контроля над развитием опорно-двигательного аппарата. Результаты осмотра телосложения и опорно-двигательного аппарата у детей докладываются учителям и родителям. Нарушением осанки I степени считается не гармоничное развитие мышечной системы, неумение правильно держать тело: сведенные вперед плечи, сутулая спина, отстающие лопатки, выпяченный живот. Эти нарушения еще не носят стойкий фиксированный характер, их можно исправить в домашних условиях с помощью упражнений, укрепляющих отстающие группы мышц и упражнений, вырабатывающих навык правильного держания тела. Школьники, у которых выявлены нарушения осанки II-III степени (резко выраженные асимметрии шейно-плечевых линий, положения лопаток, грудной клетки, треугольников талии, увеличенные изгибы позвоночника и его боковые искривления), подлежат систематическому наблюдению у врача ортопеда и должны заниматься в специальных медицинских группах, которые создаются по мере необходимости при поликлиниках или школах.

Формирование системы знаний, умений и навыков по осанке в соответствии с программными требованиями осуществляется учителем физической культуры на уроках и в процессе домашних заданий. Для школьников, у которых выявлены функциональные нарушения осанки, т.е. не стойкие формы нарушений, учитель разрабатывает комплексы специальных упражнений для индивидуальных занятий. В воспитании осанки школьников многое зависит от родителей. В круг их обязанностей входит систематический контроль за развитие телосложения, выполнением домашних и индивидуальных заданий по физической культуре, соблюдением гигиенических норм знаний, отдыха и быта.

Как контролировать осанку ребенка? Три – четыре раза в год осматривайте его обнаженным. Нет ничего страшного в том, что ваш осмотр будет не достаточно квалифицированным. Лучше ошибиться, чем оставить формирование осанки вообще без внимания. Часто первые признаки при кратковременном осмотре детей ускользают от врача, поэтому ваши наблюдения могут оказаться очень полезными. Эталоном правильной осанки (рис.1) принято считать такое положение тела ребенка, когда голова поднята так, что нижняя граница носа находилась на одной линии с ушным отверстием, плечи развернуты, лопатки прилегают к грудной клетке, линия живота не выходит за линию грудной клетки, позвоночник умеренно выпрямлен. Осмотр осанки проводят с расстояния 1-1,5 метра. Сначала ребенок стоит к вам лицом, затем спиной и в профиль. Когда он стоит к вам лицом, обратите внимание на контур и уровень плеч, форму грудной клетки, посмотрите, нет ли в нем ассиметричных отклонений (выбухания или уплотнения одной из сторон). Затем попросите ребенка встать к вам спиной. Обратите внимание на положение головы, линии плеч, спины. Асимметрия их может явиться признаком бокового искривления позвоночника (сколиоза). Линия позвоночника лучше всего видна при наклоне вперед. Даже незначительное отклонение позвоночника от прямой линии говорит о сколиозе. При осмотре ребенка сбоку обратите внимание на то, чтобы живот не выходил за линию грудной клетки. Выпяченный или отвислый живот свидетельствует о слабости мышц брюшного пресса. Осматривая контуры плечевых суставов и профильную линию позвоночника, можно обнаружить нарушение осанки, которые чаще всего приобретаются в школьные годы из-за того, что ребенок не правильно сидит за партой или носит тяжелый портфель в одной и той же руке. Слабое физическое развитие, привычка в согнутом положении, стоять и ходить с опущенной головой могут привести к сутулости. При сутулости изменяется распределение тяжести тела, позвоночник в поясничной части искривления вперед. Это обычно сопровождается выпрямление живота. Реже встречается так называемая плоская спина, при которой естественные изгибы позвоночника сильно сглажены. Не забудьте осмотреть ступни ног у ребенка.

Плоскостопие весьма распространено среди детей. Оно ухудшает опорную функцию ног, нарушает положения таза и позвоночника, затрудняет движения. При длительной ходьбе, стоянии, беге, прыжках проявляются боли в ногах и спине. Плоскостопие можно определить, если оттиснуть на листе бумаги стопы, смоченные в воде, слегка подкрашенной марганцовкой. Если, осматривая телосложение ребенка, вы найдете в нем какие-либо отклонения, посоветуйтесь об этом с врачом. Для развития детского организма, а, следовательно, и для формирования правильной осанки большое значение имеют условия жизни: правильное чередование труда и отдыха, питание, ежедневные прогулки и игры на свежем воздухе, занятия физическими упражнениями. Дети должны иметь отдельную постель, достаточно широкую и длинную, с ровным и жестким матрацем. Нельзя класть детей спать на диване с сильно пролежанными местами, на кровати с испорченной сеткой. Это может привести к искривлению позвоночника. Особенно если ребенок привык спать в одной и той же позе.

Чтобы выработать красивую, правильную осанку, применяют две группы упражнений: общеразвивающие и специальные. К первой группе относятся физические упражнения, укрепляющие мышцы ног, спины, живота, шеи, улучшают подвижность плечевого пояса и позвоночника. Для общего физического развития ребенка полезны упражнения с гимнастическими палками, набивными мячами, скалками. К специальным относятся упражнения, способствующие выработке навыка правильной осанки. Некоторые из них довольно просты и могут выполняться в домашних условиях под наблюдением взрослых. Выработке у ребенка навыка правильно держать свое тело помогают упражнения у вертикальной плоскости, упражнения с предметами на голове и упражнения на равновесия. Пусть ребенок встанет спиной к стене, прижавшись к ней туловищем. Чтобы проверить, правильно ли он встал, попросите его просунуть руку за поясничный прогиб. Если проходит кулак – значит, прогиб слишком велик. При нормальном прогибе должна проходить ладонь. Убедившись, что ребенок встал правильно, объясните ему упражнения.

1. И.п. – стоять у стены, касаясь ее затылком, спиной (лопатками или плечами), ягодицами и пятками. Попросите ребенка запомнить это положение и, не нарушая его, сделать шаг вперед, в сторону и вернуться в и.п. При повторении упражнения число шагов увеличивается, направления меняются.

2. И.п. – то же, что и при выполнении первого упражнения. Приседать с прямой спиной, не переставая касаться стены затылком и туловищем.

3. Стоя у стены в положении правильной осанки, выполнять различные движения, например, руки вверх, в стороны, вперед, за пояс; медленно поднять согнутую правую ногу вперед, захватить ее руками и прижать к туловищу; то же выполнять левой ногой.

Чтобы приучить детей правильно держать голову, следует применять упражнения с удерживанием на голове различных предметов. Эти упражнения помогают развивать статистическую выносливость мышц шеи и тем самым способствуют правильному положению головы и тела.

1. Встать у стены в положении нормальной осанки. Положить считается такое положение головы, когда нижний край носа и ушное отверстие находятся на горизонтальной линии. С мешочком на голове (по переменно руки в стороны, на поясе, свободно вдоль туловища) пройти по заданному направлению до противоположной стены и обратно, обойти стул, стол.

2. С предметом на голове, сохраняя правильное положения вернуться в исходное положение.

3. С предметом на голове стать на стул и сойти с него.

Упражнения в равновесии направлены на то, чтобы при любых движениях удерживать позвоночный столб в прямом положении. А этот имеет большое значение для формирования осанки.

1. Стоя поперек гимнастической палки, ноги вместе, перенести тяжесть тела вперед на носки, затем назад на пятки. Повторить несколько раз. С места не сходить, равновесия не терять, стараться ощутить перемещение центра тяжести.

2. Балансирование с предметом на голове, стоя на гимнастической палке, положенной на две гантели, расположенных на расстоянии 60см.

3. Балансирование на доске (15-30 см) положенной на одну гантелю. Во время выполнения упражнения стараться поддерживать правильное положение туловища.

Для предупреждения сутулости очень полезны следующие упражнения, укрепляющие мышцы плечевого пояса.

И.п. – стать прямо, ноги врозь. Положить ладони на лопатки (локти вверх наружу), затем развести руки в стороны и назад так, чтобы лопатки касались друг друга.

2. И.п. – то же. Сцепить кисти за спиной – правая рука сверху над лопатками, левая внизу под лопатками. Затем поменять положение рук.

3. И.п. – сидя. Напряженные, медленные наклоны туловища назад за счет движения позвоночника в грудной части.

4. Наклоны и повороты туловища вправо и влево с гимнастической палкой на лопатках. Ходьба и медленные приседания с палкой за спиной на изгибе локтей. Туловище держать прямо.

5. Дуговые движения руками над головой назад и вперед, взявшись за концы палки. Руки в локтях не сгибать.

Упражнения для плоской спины.

1. Стоя на коленях, наклоны назад прогнувшись.

2. Лежа на животе, захватить руками ступни и подтянуть их к голове.

3. Стоя на правой ноге, левую захватить за ступню и, сгибая ее в колене оттянуть назад – вверх. То же другой ногой.

Для предупреждения и устранения плоскостопия применяются такие упражнения.

1. Ходьба на носках.

2. Ходьба по гимнастической палке вправо, влево, вперед, назад, охватывая ступнями.

3. Ходьба с поджатыми под ступню пальцами.

4. Ходьба на пятках (пальцы поднимать как можно выше).

5. Сидя на скамейке захватывание и перекладывание пальцами ног различных предметов – скалок, мячей для настольного тенниса, карандашей.

6. Перетягивание пальцами ног скалки или шнура влево и вправо.

7. В положении сидя напряженно сгибать и разгибать ступни.

Все эти упражнения не требуют большой площади и сложного инвентаря, поэтому их легко выполнять дома.


Скачать:

ВложениеРазмер
formirovanie_navyka_pravilnoy_osanki.docx 16.39 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Познакомить – какие последствия ведет за собой нарушение осанки.
  2. Указать причины нарушения осанки
  3. Познакомить со значениями слова осанка
  4. Привести ряд упражнений, которые рекомендуется включать в утреннюю зарядку, а также на уроках физической культуры для исправления нарушений осанки и их профилактики.

Здоровье – важнейшее условие гармонического развития ребенка, важнейший фактор его работоспособности, от которого в конечном итоге зависит эффективность его воспитания и обучения.

У детей младшего школьного возраста часто наблюдается нарушение осанки.

При нарушении осанки ухудшается работа всех систем и органов. Больные с искривлением позвоночника быстро утомляются. У них часто развиваются невралгические боли вследствие ущемления межреберных нервов на вогнутой стороне искривления. В связи с уменьшением подвижности грудной клетки уменьшается количество кислорода, поступающего в кровь, что в свою очередь ведет к снижению обмена веществ в организме. Поэтому дети с искривлением позвоночника чаще подвергаются простудным заболеваниям. Грозную опасность представляет сколиоз – боковое искривление позвоночника, который нередко приводит к смещению внутренних органов, образованию реберного горба.

Чаще всего осанка нарушается с поступлением ребенка в школу. Одна из причин нарушенной осанки – неправильная рабочая поза, неправильная посадка, особенно во время выполнения письменных работ. Бытует мнение, что напряженность в посадке первоклассника синхронна его старению. Внешне это проявляется в наваливании грудью на край парты, в поднимании плеч, в наклоне головы в сторону, в сползании предплечий с рабочей поверхности стола. Постепенно такая поза, если не вносятся коррективы, входит в привычку и незамедлительно вызывает отрицательные структурные изменения в организме, за которые в дальнейшем ребенок расплачивается своим здоровьем.

К рациональной рабочей позе необходимо приучать ребенка с первых дней пребывания в школе, привлекая к этому и воспитателей. Поза считается рациональной, работоспособной, когда ученик сидит глубоко по всей длине бедер касаясь позвоночником спинки стула, причем, нагрузка на обе ягодицы одинаковая. Предплечья симметрично располагаются на рабочей поверхности стула. Плечи свободно опущены. Тетрадь на расстоянии 35 – 40 см от глаз. Левая рука должна все время находится на столе. Передвижение тетради надо производить, когда заполнена половина страницы. Стопы располагаются на полу или подставке. Поза будет правильной, если голеностопный, коленный, тазобедренный суставы образуют прямой угол.

Формирование навыка правильной посадки – дело чрезвычайно сложное, требующее терпения и настойчивости. Но если от этого зависит здоровье наших детей, успех их обучения, эту задачу надо решать не откладывая.

Давайте познакомимся со значением слова осанка. Это слово русского происхождения и означает оно привычку держать свое тело как в покое ( когда человек сидит, стоит), так и при перемещениях ( когда он идет, бежит).

Выработка и закрепление правильной осанки происходит также во время выполнения различных общеразвивающих упражнений, при которых обязательно сохраняется правильное положение тела, упражнений в равновесии и на координацию. Также нужно широко использовать игры, предусматривающие сохранение правильной осанки.

Приведу упражнения, которые рекомендуется включать в утреннюю зарядку, а также на уроках физической культуры для исправления нарушений осанки и их профилактики.

  1. И.п. – основная стойка. Соединяя кисти, поднять руки вверх и , слегка прогибаясь, потянуться всем телом вверх за руками – вдох. Разъединяя руки, опустить в исходное положение – выдох.
  2. И.п. – основная стойка. Напряженно прогибаясь в груди, отвести локти в стороны – назад и потянуться всем телом вверх – вдох. Опуская локти вперед, расслабить плечевой пояс – выдох.
  3. И.п. : а) руки вперед, согнуты, кисти в кулак ; б) руки прямые; в)пальцы сплетены за спиной, кисти повернуты ладонями назад. Рывки руками назад.
  4. И.п. – стойка ноги врозь, руки в стороны. Поочередные рывки согнутыми руками за телом, стараясь достать одну руку другой.
  5. И.п. – основная стойка. Вставая на носки и поднимая руки вверх, прогнуться в грудной части и потянуться всем телом вверх. Обратным движением, расслабляя мышцы плечевого пояса опустить руки и встать на всю ступню. То же с отставлением одной ноги назад и возвращение в основную стойку.
  6. И.п. – стойка ноги врозь, руки в стороны. Размашистые поочередные повороты туловища в стороны и наклоны вперед. Руки держать ненапряженными. Поворот заканчивать рывком руки в сторону, которой выполняется поворот.
  7. И.п. – основная стойка. Принять правильную осанку. Сгибание и выпрямление тела, стоя наклонно к стенке, опираясь головой и плечами. При сгибании затылок, лопатки и ягодичная область должны равномерно касаться стены.
  8. И.п. – стойка ноги врозь, согнувшись, касаясь руками пола. Прогибаясь в спине, поднять туловище до прямого угла, руки в стороны.
  9. И.п. – сидя на пятках, руки сзади. Сгибание и прогибание в спине.
  10. И.п. – сед на ноги скрестно, руки вверх. Спину держать прямо. Не меняя положения спины, менять исходное положение рук ( на пояс, к плечам, в стороны)

Можно использовать ходьбу по полу с небольшим грузом на голове или по гимнастической скамейке, но с обязательным сохранением правильной осанки.

Работа по формированию правильной посадки за партой должна проводиться систематически и охватывать весь период обучения.

Данная разработка поможет обьяснить детям , что такое осанка. Для чего нам нужна ровная спина.

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Луганской Народной Республики

Воспитательный час в 3-б классе

Составила и провела

учитель начальных классов

Колпакова Елена Владимировна

Внеклассное занятие.

учитель: Колпакова Е.В.

Цель: сформировать представление о здоровье как одной из главных ценностей человеческой жизни; познакомить с правилами, помогающими сохранить собственное здоровье на долгие годы. Учить детей правильно заботиться о своей осанке.

Задачи: Познакомить со значением осанки в жизни человека.

Показать упражнения, формирующие правильную осанку.

Обобщить знания уч-ся о правильной осанке; способствовать

Воспитывать желание следить за своей осанкой в положении

Ход занятия

1. Приветствие, разминка

Когда встречаем мы рассвет,

Мы говорим ему… (Дети хором.) Привет!

С улыбкой солнце дарит свет,

Нам посылая свой… (Дети хором.) Привет!

При встрече через много лет

Вы крикнете друзьям… (Дети хором.) Привет!

И улыбнутся вам в ответ

От слова доброго (Дети хором.) Привет!

И вы запомните совет:

Дарите всем друзьям… (Дети хором.) Привет!

2. Беседа по теме занятия.

Приучайтесь день встречать

С утренней зарядки,

Чтоб с осанкою прямой

Было все в порядке!

Скажите, о чем говорится в этом 4-стишье (об осанке)

Тема нашего занятия связана с осанкой человека и называется:

Гигиена правильной осанки.

(Ровно держать спину, прямо и красиво ходить, сидеть)

(Осанка – это то, как мы сидим или стоим, умение держать свое тело.)

- Сегодня на нашу почту пришли письма от доктора.

Он прислал нам рекомендации, интересные факты и нужные советы.

- Давайте посмотрим, что это за интересный материал прислал нам доктора.

Это интересно!

Ученые провели наблюдения. Оказалось, что если человек низкого роста, но держится прямо, кажется выше. А вот высокий, но сутулый - ниже.

Когда мы стоим прямо, то выглядим гораздо выше.

-Посмотрите на эти иллюстрации.

(иллюстрированные картинки с изображением спортсменов)

- Люди с правильной осанкой радуют глаз. Но дело не только в красоте, у человека правильно формируется скелет. При правильной осанке легче работать сердцу и другим важным органам.

3. Физкультминутка.

Все ребята дружно встали

И на месте зашагали.

(Ходьба на месте.)

На носочках потянулись

(руки поднять вверх),

А теперь назад прогнулись.

(Прогнуться назад, руки положить за голову.)

Как пружинки, мы присели

Встали и тихонько сели

(выпрямиться и сесть).

4. Основная часть

– Мы выполнили упражнение, формирующее правильную осанку.

Значение правильной осанки

Опыт 1

- Давайте проведем опыты, которые покажут нам значение правильной осанки.

- Сидя, положите ладошки на ребра, выпрямите спину, ноги поставьте под прямым углом. Вдохните глубоко. Что почувствовали ваши ладошки? (Они поднялись вверх, значит, в легкие попало много воздуха)

- Наклонитесь низко к столу, ноги согните. Положите ладошки на ребра. Вдохните глубоко. Что почувствовали ваши ладошки? (Ладошки почти не поднялись – легкие наполнились плохо).

Опыт 2

- Сядьте, спину выпрямите, положите ладошку на желудок. Теперь согните спину.

Что произошло с вашей ладошкой? (Она сжалась).

- Точно так же сжался ваш желудок. Легко ли ему работать в таком положении? (Нет. Он не может работать всей поверхностью.)

- Сделайте вывод. (При неправильной осанке страдают внутренние органы)

- Что нужно делать, чтобы наши внутренние органы не страдали? (Держать правильную осанку)

- Почему вы, зная об этом, не всегда выполняете правила красивой осанки? (Забываем, трудно держать спину прямо, неудобно сидеть и т.д.)

Ответы детей с опорой на разрезной плакат.

-- Правильная осанка при ходьбе

– Правильная осанка в положении стоя означает, что плечи у нас слегка отведены назад, грудная клетка расправлена, а туловище выпрямлено.

– Правильная осанка в положении сидя означает, что спина у нас прямая, а голова высоко поднята.

-Ребята, скажите, а все ли вы правильно сидите за партами и следите за осанкой?

-Наверное, не всегда бывает, что вы соблюдаете правила правильной осанки

- Давайте, послушаем ребят.

(Инсценировка)

За осанкой не слежу,

Скрюченный весь день хожу.

Чтобы мне здоровым быть,

Надо за спиной следить.

На уроке я сижу,

На учителя гляжу.

Мне учитель говорит:

Нужно спину так держать,

Чтобы ровненько стоять.

Люди смотрят не дыша:

Ох, осанка хороша!

- А теперь узнаем, что нам о правильной осанке расскажет доктор.

(Из писем Доктора)

- Правильная осанка вырабатывается в детстве и юности, поэтому важно соблюдать правила: правильно ходить, сидеть, выполнять различные физические нагрузки. Если не придерживаться этих правил, то возникает нарушение осанки, оно называется сколиозом и исправить эти недостатки очень трудно.

(иллюстрированный рисунок на доске)

-Сколиоз означает, что позвоночник изогнут в форме зигзага.

-У вас на партах лежат карточки, в которых даются некоторые рекомендации от доктора.

Учащиеся читают.

Если с детства приучить себя держаться прямо, тогда в старшем возрасте тебя не будут мучить боли в спине. Объясняется это тем, что плохая осанка, приводит к перенапряжению мышц спины. От этого перенапряжения и болит спина.

Неправильная осанка делает спину кривой, некрасивой. Человек с неправильной осанкой не может стать хорошим спортсменом или танцором.

У стройного человека правильно формируется скелет. При правильной осанке легче работать сердцу и другим важным органам.

6. Практическая часть

- Сейчас мы с вами представим себе, что нам нужно пройти через ручеек по узенькому мостику, при этом мы должны удержать равновесие, чтобы не упасть в воду.

Дети ставят на голову специальные мешочки, наполненные песком или горохом. Дорожка, лежащая на полу, изображает мостик через ручей. Ребята должны пройти по этой дорожке, наступая только на нее. При этом, нужно сохранить равновесие и не уронить мешочек.

- Молодцы, вы хорошо постарались. (Музыкальное сопровождение)

Учащиеся делятся на две команды.

Вопросы 1-й команде:

1. Сколиоз – нарушение осанки? (Да.)

2. Следить за осанкой нужно только в детском возрасте? (Нет.)

3. Надо следить за осанкой во время ходьбы? (Да.)

Вопросы 2-й команде

1. Способствует ли правильная осанка лучшей работе сердца? (Да.)

2. Для позвоночника полезно носить школьную сумку на одном плече? (Нет.)

3. Полезно ли выполнять упражнения, укрепляющие мышцы спины? (Да.)

8. Итог занятия.

- А сейчас подведём итог.

- Чем полезна правильная осанка? (Для правильной работы внутренних органов, для предупреждения сколиоза).

- К чему может привести нарушение осанки? (К искривлению позвоночника)

- Я, надеюсь, вы все будете придерживаться правил правильной осанки, которые рекомендует доктор

(Ребята получают подарок от доктора - конверты, в которые вложены правила для поддержания правильной осанки.)

Правила для поддержания правильной осанки.

(плакат на доске)

1. Выполнять упражнения по укреплению мышц туловища.

2. Правильно сидеть за столом, на стуле, за партой, не горбиться.

3. При переносе тяжестей нужно равномерно нагружать руки.

4. Спать на жесткой постели с невысокой подушкой.

5. Если носить портфель в одной руке, то одно плечо станет ниже другого.

6. Избегать неудобных поз. Сидеть с максимально прямой спиной. Каждые 15 минут менять позу, двигать ногами, руками.

7. Стоять и выполнять различную работу с максимально прямой спиной.

8. Каждый день смотреть на себя в зеркало, которое подскажет, какая у вас спина.

9. Рефлексия.

-Было ли вам сегодня на занятии интересно?

-Считаете, ли вы, это занятие полезным и познавательным?

(Прикрепите на доску зеленые кружочки, если вам все понравилось,

Сохранение и управление здоровья дошкольников – одна из актуальнейших проблем нашего времени.

На состояние здоровья детей оказывают существенное влияние, как неблагоприятные социальные факторы, так и экологические, демографические, климатические условия, а именно:

Не менее серьезное влияние на здоровье и развитие ребенка-дошкольника оказывают отклонения в опорно-двигательном аппарате, являющиеся первопричиной многих болезней, которые не поддаются медикаментозному лечению.

Например, нарушение осанки сочетаются с нарушением работы многих органов и систем растущего организма. Дети при этом, как правило, страдают плохим зрением, заболеваниями органов дыхания, нервной системы, пищеварения. У них обычно отмечается повышенная утомляемость и плохое самочувствие.

Почему у современного ребенка развиваются нарушения осанки?

Очевидно, к числу важнейших причин следует отнести высокий процент рождаемости ослабленных детей, заболевания в неонатальном и более позднем периоде развития ребенка, связанные с ограничением двигательной активности. Все это отрицательно сказывается на состоянии скелетных мышц и позвоночника. Многое зависит от наследственности, но не в том смысле, что дети наследуют от родителей уже искривленный позвоночник. Нет, обычно дети рождаются с нормальным позвоночником, однако очень часто перенимают от родителей привычки неправильно сидеть, стоять и ходить, а также вынужденные неудобные позы, например, при чтении или письме. Перегружает позвоночник избыточный вес.

При правильной осанке физиологические изгибы позвоночника хорошо выражены, имеют равномерный, волнообразный вид, лопатки расположены параллельно и симметрично, плечи развернуты, ноги прямые. Правильная осанка имеет не только эстетическое, но и физиологическое значение – она способствует нормальной деятельности внутренних органов, так как отклонения в осанке отражаются на их функциях.

Осанка формируется с самого раннего детства и зависит от гармоничной работы мышц, состояния костной системы, связочно-суставного и нервно-мышечного аппарата, равномерности их развития, физиологических изгибов позвоночника.

Наиболее частыми нарушениями осанки у детей дошкольного возраста являются отстающие лопатки, сведенные плечи, ассиметрия надплечий, сутуловатость.

При вялой осанке голова опущена, грудь уплощена, плечи сведены, лопатки отстают от спины, ноги слегка согнуты в коленях. При сутуловатости голова выдвинута вперед, плечи сильно сведены, живот выпячен. Для лордической осанки характерен увеличенный прогиб поясничного отдела позвоночника, для кифотической – увеличение глубины как шейного, так и поясничного изгибов (спина круглая, плечи опущены, голова наклонена вперед, живот выпячен).

Большая часть этих нарушений носит чисто функциональный характер и связана в основном с нарушение симметрии мышечного тонуса (слабость мышечного тонуса). Причинами этих функциональных нарушений осанки могут быть общая ослабленность организма, нерациональная организация режима, нарушение зрения, понижение слуха, недостаточность общего физического развития и слабая двигательная активность. К гораздо более серьезным нарушения относится сколиоз, в основе которого лежит боковое искривление позвоночника со скручиванием (торсией) позвоночника.

Важно как можно раньше начать профилактику дефектов или коррекцию имеющегося вида ее нарушения, чтобы в школе у ребенка не возникли проблемы с повышенной утомляемостью, головными болями и болями в мышцах туловища. Самые лучшие средства для профилактики нарушений осанки: движение во всех видах, подвижные игры на воздухе, утренняя гимнастика, закаливание, достаточное освещение и правильно подобранная мебель, постоянное наблюдение за позой ребенка во время игры, занятий, специальные комплексы упражнений.

Профилактика и устранение нарушений осанки – процесс длительный, требующий от ребенка осознанного отношения и активного участия.

В основу использования специальных упражнений, направленных на формирование правильной осанки и устранение её дефектов, должны быть положены следующие принципы: индивидуально-дифференцированный подход каждому ребенку и постепенное нарастание трудности выполнения физических упражнений. При подборе и использовании упражнений необходимо учитывать уровень физического развития, состояние здоровья каждого ребенка и в соответствии с этим правильной осанки применяются специальные упражнения.

Общие методические рекомендации

Очень важно убедить детей заниматься систематически специальными упражнениями. Растущий организм ребенка еще не сформирован, поэтому необходимо следить за тем, чтобы занятия не вызывали перенапряжения. Если ребенок неустойчив в какой-то позе, лучше всего выйти из нее, отдохнуть и перейти к другому упражнению. Ослабленные дети могут пробовать выполнять позы по выбору. Начинающим не стоит перенапрягаться, чтобы скорее достичь выполнения позы. Важно, чтобы прошло хотя бы 2 часа после еды перед началом занятия. Желательно не смешивать энергичные упражнения и игры с практикой. Комплекс рассчитан на 2 дня: первый день – упражнения в положении стоя, второй день – упражнения в положении лежа.

Ходьба

Ходьба с предметами на голове (кубики, подушечки, наполненные песком, мелкой галькой, опилками), установленными на темени, ближе ко лбу, способствуют воспитанию рефлекса правильного держания головы и умения напрягать и расслаблять отдельные группы мышц. К этим упражнениям относятся ходьба, при этом руки сводятся перед грудью и разводятся в стороны; ходьба на носках, полусогнутых ногах, ходьба по бревну, скамейке и спрыгивание.

Упражнения, выполняемые в положении стоя

  1. Поза горы

Основная стойка – встать твердо и прямо как гора. Все позы стоя, описанные ниже, начинаются именно в этой стойке с опущенными руками.

Техника. Встать прямо, соединив стопы так, чтобы пятки и большие пальцы ног соприкасались. Живот втянут, грудь вперед, шею держать прямо. Нельзя переносить вес тела только на пятки или на пальцы, а следует равномерно распределять между ними.

Эффект упражнения. Формируется правильная осанка, умение управлять своими движениями.

  1. Выпад вперед, руки вверх

Техника. Из основной стойки поднять руки вверх, сложив ладони вместе. Сделать глубокий выпад вперед правой ногой, голову поднять и смотреть на сложенные руки. Угол в коленном суставе правой ноги составляет примерно 90 0 , левая нога – прямая. Держать позу 20-30 секунд. Дыхание свободное. Вернуться в исходное положение и выполнить упражнение с выпадом левой ногой.

Эффект упражнения. Укрепляются мышцы спины, ног, плеч.

  1. Выпад в сторону

Техника. Из основной стойки развести руки в стороны. Сделать глубокий выпад в сторону правой ногой. Туловище держать прямо. Угол в коленном суставе правой ноги составляет примерно 90 0 , левая нога – прямая. Держать позу 20-30 секунд. Дыхание свободное. Вернуться в исходное положение и выполнить упражнение с выпадом левой ногой.

Эффект упражнения. Укрепляются мышцы спины, плеч. Способствует профилактике нарушений осанки.

  1. Растяжка спины

Техника. Встать в основную стойку. Соединить ладони за спиной. Поднять ладони вверх на уровне лопаток. Ноги расставить шире плеч. Нагнуть туловище вперед к колену правой ноги. Сохранять позу 20-30 секунд, дыхание нормальное. Вернуться в основную стойку, убрав руки со спины. Если не удается сложить кисти рук за спиной, можно захватить запястье и совершать указанные движения.

Эффект упражнения. Укрепляются мышцы ног и спины, увеличивается подвижность в плечевом поясе.

  1. Поза треугольника

Техника. Из основной стойки прыжком расставить ноги шире плеч. Руки поднять в стороны на уровне плеч, ладони вниз. Повернуть правую и левую стопу вправо, левая нога вытянута. Наклонить туловище вправо, коснуться правой ладонью правой лодыжки, можно положить ладонь на пол. Вытянуть левую руку вверх. Сохранять позу 30-40 секунд, дыхание глубокое, ровное. Возвратиться в исходную позицию. Выполнить упражнение в другую сторону.

Эффект упражнения. Увеличивается подвижность в тазобедренных суставах и позвоночном столбе, расширяется грудная клетка.

Техника. Из основной стойки завести руки за спину и соединить ладони вместе. Прогнуться назад и держать позу 20-30 секунд. Возвратиться в исходную позицию.

Эффект упражнения. Улучшается гибкость позвоночника. Развиваются мышцы, определяющие красивую прямую осанку.

Техника. Из основной стойки наклониться вперед. Вытянуть правую ногу параллельно полу, руки вытянуть вперед. Руки, туловище и левая нога составляют прямую линию. Удерживать позу 20-30 секунд, возвратиться в исходное положение. Повторить упражнение с подниманием левой ноги.

Эффект упражнения. Активно тренируются мышцы спины, задней поверхности бедра, плечевого пояса.

Упражнения, выполняемые в положении лежа

Освоив упражнения, выполняемые в положении стоя, можно перейти к выполнению следующего комплекса из исходного положения лежа на спине или на животе. Для выполнения упражнения можно использовать любые коврики или подстилки. Закончив любое упражнение, нужно отдохнуть в течение 1-2 минет в положении лежа (поза 5). Комплекс завершается расслаблением лежа в течение 3-5 минут.

Техника. Лечь на спину, ноги вместе. Медленно сесть, наклониться вперед, стараясь коснуться руками стоп. Наклониться вперед как можно ниже и ухватиться за ноги. Опустить голову и расслабиться в этом положении. Удерживать позу около 20 секунд. Выйти из позы, сесть прямо, затем опустить спину на пол. Руки вдоль туловища ладонями вверх. Ноги слегка развести врозь. Расслабиться.

Эффект упражнения. Поза благотворно влияет на мышцы спины, икры ног и на область живота.

Техника. Лечь животом на пол. Руки отведены назад. Поднять одновременно голову, грудь, ноги как можно выше. Ни ладони, ни ребра не должны касаться пола, на полу только живот. Оставаться в таком положении 10-15 секунд при нормальном дыхании.

Эффект упражнения. Корректируются нарушения осанки, позвоночник становится эластичным, тренируются мышцы таза.

Техника. Лечь на живот, ноги вместе. Положить кисти рук на пол на уровне плеч ладонями вниз. Медленно подняться вверх и максимально прогнуться, не отрывая нижнюю часть живота от пола. Смотреть вверх. Сохранять позу около 20 секунд, дышать нормально. После этого медленно опустить на пол вначале грудь, а затем голову.

Эффект упражнения. Благотворное влияние на мышцы спины. Укрепляется позвоночник.

Техника. Лечь на живот, ноги держать вместе. Согнуть ноги в коленях и ухватиться за лодыжки. Руки держать выпрямленными. Постарайтесь ноги и стопы держать вместе. Медленно поднимать голени. Постарайтесь прогнуться назад так, чтобы живот лишь касался пола. Смотреть вверх. Держать позу около 10 секунд. Медленно опуститься в исходное положение. Расслабить все тело.

Эффект упражнения. Благотворное влияние на все тело, особенно на позвоночник и живот.

  1. Поза для расслабления мышц лежа

Техника. Лечь на спину, раздвинув стопы примерно на 40 см. Голова затылком касается пола. Руки положить ладонями вверх и отодвинуть их от туловища. Закрыть глаза и расслабиться. Дышать глубоко, постепенно замедляя дыхание. Оставаться в этом положении 3-5 минут

Эффект упражнения. Эта поза полезна для расслабления всего тела.

Заключение

Очень важно, чтобы ослабленный ребенок прочно усвоил корригирующие упражнения. Впоследствии он сможет выполнять их самостоятельно, и не механически, а осмысленно. Это в несколько раз повысит эффективность занятий, поскольку в этом случае к технике подключается умственная работа, ребенок прислушивается к своим ощущениям.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.