Аттестационная работа при нарушении осанки


Автор работы сталкивается с проблемой: как исправить нарушение осанки? Следуя советам врачей, выполняя все рекомендации специалистов, изучив дополнительную литературу, включая интернет источники, мальчик добивается исправления осанки. В ходе решения своей поблемы он разрабатывает несколько практических советов тем, кто столкнулся с той же проблемой.

Скачать:

ВложениеРазмер
kak_ispravit_osanku.doc 84 КБ
kak_ispravit_narushenie_osanki._chast_1.zip 2.78 МБ
kak_ispravit_narushenie_osanki._chast_2.zip 2.61 МБ

Предварительный просмотр:

Управление образования администрации Северодвинска

Городской конкурс учебно – исследовательских работ

Лытасов Вадим Сергеевич

ученик 4 класса В

МОУ «Средняя общеобразовательная

школа №27 с углубленным

Мякшина Наталья Петровна

учитель начальных классов,

высшей квалификационной категории

2. Основная часть 5

Я решил с помощью специалистов и родителей попробовать исправить осанку.

Гипотеза: допустим, если я буду выполнять рекомендации врача и следовать советам родителей по исправлению осанки, то моя осанка улучшиться.

Объект исследования – опорно-двигательная система человека, его осанка .

Предмет исследования – исправление нарушения осанки человека.

Цель исследования – доказать, что при выполнении определенных условий, осанка ребенка младшего школьного возраста может улучшиться.

Для проверки гипотезы и раскрытия цели я поставил следующие задачи :

1) Найти и изучить научную литературу, Интернет-ресурсы по теме исследования, выяснить способы исправления осанки.

2) Провести эксперимент по исправлению нарушения осанки.

3) Проанализировать полученные результаты, сделать выводы по эксперименту.

Методы исследования : изучение литературы по проблеме, поиск Интернет - ресурсов, опрос, наблюдение, сравнение и эксперимент.

Изучив литературу по вопросу исследования, я узнал, что правильная осанка:

  1. Направление на корригирующую гимнастику во врачебно – физкультурное отделение, расположенное на улице Орджоникидзе 2- а;
  2. Комплекс упражнений корригирующей гимнастики; (Приложение 1)
  3. Памятка по соблюдению ортопедического режима; (Приложение 2)
  4. Памятка для родителей по массажу спины при нарушении осанки у детей. (Приложение 3)

Наступало время летних каникул, которые наша семья проводила за городом, поэтому мне пришлось отложить занятия во врачебно – физкультурное отделении на осень, а пока начать выполнять упражнения из прописанного врачом комплекса корригирующей гимнастики дома. Для этого я под руководством родителей три раза в неделю по полчаса выполнял данный мне комплекс упражнений. Начинал с более простых упражнений, а по мере их освоения усложнял за счет изменения исходного положения, используя различные позиции рук, ног. Потом начал применять предметы для отягощения (палки, гантели, мячи), а так же увеличил число повторений с 3-4 до 6-8, статические упражнения чередовал с динамическими. Так я занимался всё лето. (Приложение 4)

Так же на одном из сайтов в сети Интернет я узнал, что очень хорошо укрепляет мышцы и делает осанку человека красивой верховая езда на лошади (иппотерапия). Живя в деревне, целый месяц три раза в неделю я занимался верховой ездой под руководством местного конюха . Александр Федорович научил меня держаться в седле, управлять лошадью. Я заметил, что эти занятия приносят пользу для моей опорно-двигательной системы, а так же я получал удовольствие от общения с прекрасными и умными животными.

После окончания летних каникул мои самостоятельные домашние занятия по исправлению осанки дополнились корригирующей гимнастикой, физиопроцедурами и массажем во врачебно – физкультурном отделении, которое я посещал с 1 октября по 5 ноября 2009 года по два раза в неделю.

Когда я размышлял, почему у меня появились проблемы с осанкой, то пришёл к выводу, что занятия в школе и домашняя подготовка уроков требуют от меня статичной сидячей позы. Мышцы моей спины оказались к этому не готовы. Я понял, что нарушения осанки можно избежать, если следовать несложным правилам , которые я составил, используя несколько компетентных источников: [4 ,5,6,7,10]

  1. Соблюдать правильную посадку при работе за письменным столом (человек полностью занимает скамью стула, ноги полной ступнёй опираются на пол, расстояние от глаз до рабочей поверхности примерно 30 см, между грудью и краем стола есть свободное пространство).
  2. Стул должен быть удобным, его высота соответствовать вашему росту, а спинка

служить хорошей опорой для спины.

  1. Каждые 40 минут по пять минут делать физкультурную паузу. Для этого надо подняться со стула, потянуться, сделать несколько дыхательных и физических упражнений;
  2. Контролировать правильную, равномерную нагрузкой на позвоночник при ношении рюкзаков , сумок, портфелей и др.

Теперь я всегда помню об этих правилах и рассказал о них своим одноклассникам. Каждое утро в классе мы начинаем с зарядки, где ребята проводят комплексы физических упражнений. На уроках следим за правильной посадкой при письме, чтении и ручной работе, делаем физкультурные паузы, во время которых разминаем занемевшие мышцы. При выполнении домашних заданий, работе за компьютером я каждый день использую специальный корсет, который помогает поддерживать мой позвоночник в правильном положении. В остальное время стараюсь не забывать о самоконтроле за осанкой.

Результаты исследования представлены в таблице:

В настоящее время в нашей стране около 60% детей школьного возраста имеют различные нарушения осанки, из них у 20% диагностируется сколиоз позвоночника. Растёт больное поколение и если немедленно и всерьез не заняться здоровьем детей, у нас не будет будущего. Если раньше таких заболеваний было мало, то сейчас уже в дошкольном, школьном возрасте слабые мышцы спины, сутулость, крыловидные лопатки носят массовый характер. Болезни школьных лет (сколиоз, сколиотическая осанка) прогрессируют в юности, создают основу для проявления клиники остеохондроза у взрослых.

При появлении дефектов осанки изменяется не только внешний вид ребенка – возникают нарушения деятельности внутренних органов. Сутулость, впалая грудь, сниженная емкость легких, предрасположенность к простудным заболеваниям, быстрая утомляемость – звенья одной цепи. В результате длительных нарушений осанки развиваются стойкие искривления позвоночника – сколиозы. Сколиоз и нарушение осанки являются наиболее распространенными заболеваниями опорно-двигательного аппарата у детей и подростков. Эти заболевания служат предпосылкой для возникновения ряда функциональных и морфологических расстройств здоровья в детстве и оказывают отрицательное влияние на течение многих заболеваний у взрослых.

Неправильное положение тела, связано с необходимостью длительного сохранения рабочей позы, односторонним отягощением мышц, слабостью и недоразвитием опорно-двигательного аппарата создает неблагоприятные и условия для функционирования органов и систем. Вред наносится, в частности, таким системам, как кровообращение, дыхание, пищеварение. Таким образом, формирование правильной осанки важно в целях повышения работоспособности и гармонизации функций систем организма.

Выявление причин нарушения осанки является одной из главных задач по врачебному контролю на уроках физической культуры.

В связи с этим мы считаем тему в настоящий момент актуальной. Это связано не только с ростом данной патологии, но и с тем, что она является предрасполагающим фактором к возникновению соматических заболеваний. Правильная осанка имеет не только эстетическое значение, но и является необходимым условием для нормального развития и полноценного функционирования внутренних органов, то есть является одним из показателей состояния здоровья людей.

Тема: Профилактика нарушений осанки детей младшего школьного возраста посредством физических упражнений.

Объект исследования: Процесс формирования правильной осанки.

Предмет исследования: Физические упражнения как средство формирования правильной осанки детей младшего школьного возраста.

Цель исследования: Выявить влияние физических упражнений на формирование осанки детей младшего школьного возраста.

Изучить и проанализировать литературу по теме исследования.

Представить особенности нарушения осанки в младшем школьном возрасте.

Описать влияние физических упражнений на профилактику нарушений осанки младших школьников.

Определить результативность реализации комплекса упражнений для формирования правильной осанки.

Гипотеза: мы предполагаем, что профилактика нарушений осанки младших школьников будет проходить эффективно при реализации комплекса специальных упражнений.

Методы исследования: анализ литературы, тестирование, анализ школьной документации.

Практическая значимость: в работе представлено описание диагностик, направленных на определение нарушений осанки, составлен комплекс упражнений, направленных на формирование нарушений осанки у детей начальных классов, который могут использовать в своей практической деятельности учителя физической культуры и начальных классов, а также студенты во время прохождения педагогических практик.

Глава 1. ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ОСАНКИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

§1 Правильная осанка как основа физического здоровья ребенка

Двигательная активность от рождения и до глубокой старости - эликсир жизни. В научной литературе двигательная активность определяется как внутренняя установка и внешне обусловленная система рациональных форм двигательной деятельности (деятельности, существенными моментами которой являются движения, организованные в систему активных мышечно-двигательных действий).

Гиподинамия - это ограничение двигательной активности органов и систем человека. Длительное ограничение в движении приводит к ослаблению важнейших функций организма, к различным нарушениям опорно-двигательного аппарата, кровообращения, дыхания, пищеварения и т.д. Гиподинамия часто сопровождается снижением силы сокращения мышц, объема и массы мышечной ткани и т.д. Недостаточная двигательная активность отражается и на психическом состоянии человека:

появляются сонливость или бессонница, вялость или раздражительность;

вследствие быстро наступающего утомления снижается умственная работоспособность.

Образ жизни современного человека очень изменился в части двигательной активности в сравнении с образом жизни его предков даже в сравнительно недавнем прошлом. Согласно данным академика А.И. Берга, в середине прошлого века из всей энергии, искусственно производимой и потребляемой на земле, 96% приходилось на мускульную силу человека и домашних животных. Лишь 4% вырабатывали паровые машины, водяные колеса, ветряные мельницы и т.д. А сейчас мускульная сила производит только 1% энергии.

Жизненным кредо значительной части наших современников является "максимум комфорта, минимум движений". Такие люди наивно полагают, что, ограждая себя от лишнего шага, они тем самым сберегают свое здоровье. Снижение двигательной активности в среднем и, особенно, в пожилом возрасте способствует снижению уровня обмена веществ и отложению в организме избыточного количества жира, в результате чего люди уже после 35-40 лет начинают полнеть. Это связано с тем, что активность обменных процессов в организме после 25 лет снижается в каждое последующее десятилетие примерно на 7-8 %. Иначе говоря, люди, поощряемые привычкой к сидячему образу жизни, по своей воле спешат навстречу сердечным заболеваниям. Эффективнейшая профилактика большинства заболеваний, укорачивающих наш век - здоровый образ жизни, предполагающий достаточную двигательную активность.

Проблему физических нагрузок для укрепления своего здоровья люди решают по-разному. Разные виды спорта, подвижные игры, туристические походы в основном привлекают школьников и студентов. Люди среднего возраста более привержены к недальним походам, охоте, рыболовству, лыжным и велосипедным прогулкам, некоторые делают утреннюю зарядку. Лица пожилого возраста наиболее часто или вовсе перестают заниматься физическими упражнениями, или выполняют очень легкую зарядку.

Воздействие гиподинамии не ощутимо, не причиняет боли, подчас даже приятно, потому что вплотную связано с блаженной расслабленностью, покоем, безмятежностью, мышечным сибаритством. Но когда малоподвижность усугубляется перееданием, лекарствами, злоупотреблениями и излишествами, то даже в молодом возрасте резкий упадок физических и психических сил может последовать уже через несколько лет. В данном контексте, движение (в широком смысле этого слова) - это не только активная двигательная функция скелетной мускулатуры, но и оптимальная работа прочих мышечных образований, а также совокупность процессов полноценного метаболизма вплоть до клеточного уровня [1].

Одним из наиболее заметных и часто проявляющихся последствий гиподинамии является нарушение осанки. Осанка - это привычное положение тела человека при стоянии, ходьбе или сидении [13]. Осанка зависит от физиологических изгибов позвоночника и развития мышц туловища. Правильная осанка характеризуется нормальным положением позвоночника с его умеренными естественными изгибами, симметричным расположением плеч и лопаток, вертикальным положением головы, прямыми ногами без уплощения стоп.

Правильная осанка обеспечивает оптимальную деятельность опорно-двигательного аппарата, правильное размещение внутренних органов, создаёт благоприятные условия для их функционирования и оптимизирует положение общего центра тяжести тела. Особенно следует подчеркнуть роль правильной осанки в нормальном функционировании спинного мозга, его передних и задних нервных корешков, а через это нормальное функционирование мышечной системы и всех внутренних органов.

Осанка влияет и на психо-эмоциональный статус ребёнка. Так, например, сутулость через безусловные рефлексы способствует формированию мрачного настроения, развитию "комплекса неудачника".

Нарушению осанки способствует длительное вынужденное сидение на одном месте, особенно если стул и стол не соответствует росту и пропорциям тела ребенка. Поэтому нужно регулярно проводить с детьми физические упражнения. Подвижные игры – все это укрепляет здоровье и опорно-двигательный аппарат.

Нельзя допускать того, чтобы дети лежали или спали в очень мягкой или легкой прогибающейся под тяжестью их тела кровати.

Осанка в какой-то мере обусловлена наследственностью, но на ее формирование в процессе роста и развития детей влияют многочисленные факторы. Процесс формирования осанки начинается с самого раннего возраста и происходит на основе физиологических закономерностей высшей нервной деятельности, которые характерны для образования условных двигательных связей и находятся в прямой зависимости от рационального двигательного и гигиенического режима.

В большинстве случаев нарушения осанки являются приобретенными. Чаще всего эти отклонения встречаются у детей астенического телосложения, физически слабо развитых. Неправильная осанка способствует развитию ранних дегенеративных изменений в межпозвоночных дисках и создает неблагоприятные условия для функционирования органов грудной клетки и брюшной полости.

В дошкольном возрасте и начальных классах надо особенно внимательно следить за развитием правильной осанки. Ведь у ребенка появляется достаточно много занятий, во время которых он сидит (рисование, лепка, чтение и, наконец, выполнение домашних заданий), если в это время он привыкнет к неправильным позам, то потом бороться с этим будет гораздо труднее [17].

Стол и стул должны соответствовать росту ребенка. Следите за тем, чтобы сидя он держал спину прямо, не скрещивал ноги и не поджимал одну ногу под себя. Стул должен быть придвинут достаточно близко к столу, но не настолько, чтобы грудь упиралась в край стола. Не разрешайте ребенку низко склонять голову над книгой или тетрадью. Это не только портит осанку, но и вредит зрению.

Искривлению позвоночника способствует и ношение тяжести (набитого книгами портфеля) в одной руке. Поэтому целесообразно купить школьнику ранец, который он будет носить за спиной. Кстати, почти у всех детей до 8 – 9 лет лопатки немного торчат, а регулярное ношение ранца выпрямляет спину, убирает лопатки на место.

Наблюдайте за детьми, постоянно напоминайте им, чтобы держались прямо, подтягивали живот, не горбились. Ведь ребенок, даже послушный, после такого напоминания выпрямится, но через пять минут бессознательно снова примет неправильную позу.

Становая динамометрия

Известно, что пациенты с нарушением осанки страдают недостатком силы мышц спины. Слабость предположительно возникает за счет атрофии мышц, в результате неиспользования этих мышц, а также неадекватного нейромышечного подбора моторных зон.

Становая динамометрия – метод определения силы разгибателей туловища. Измерялась становым динамометром.

Обследуемый становился на площадку, которая с помощью цепи присоединена к динамометру. Крюк площадки находился между ступнями обследуемого. С другой стороны динамометр был присоединен к рукоятке. Цепь подбиралась такой длины, чтобы рукоятка динамометра была на уровне коленей обследуемого. Рукоятка динамометра захватывалась двумя руками. Тянуть ее нужно было, напрягая мышцы спины, плавно, без рынков, развивая максимальное усилие. Ноги при этом были выпрямлены в коленных суставах, руки также прямые. Измерение проводилось 2 раза и фиксировался лучший результат.

Становая сила взрослых мужчин в среднем равна 130-150 кг, женщин – 80-90 кг [8].

Проба Ромберга

У пациентов с нарушением осанки в первую очередь нарушается его опорная функция. Проба Ромберга – определяет устойчивость в статическом положении.

Мы выявляли, есть ли нарушения равновесия в положении стоя. Проба Ромберга проводилась в положении тела с уменьшенной площадью опоры: испытуемый стоял на одной ноге, другая согнута в колене и ступней опускается на коленный сустав с медиальной стороны, руки вытянуты в стороны. В норме пациент должен сохранять равновесие в течение 30 секунд [14].

Гарвардский степ – тест

Пациент, страдающий нарушением осанки, быстро устает от ходьбы и бега, плохо переносит статические нагрузки, быстро утомляется. Это в свою очередь отрицательно сказывается на его физической работоспособности. Так как у пациентов с нарушением осанки снижается физическая работоспособность, мы проводили Гарвардский степ – тест.

Гарвардский степ – тест – тест на выносливость сердечно-сосудистой и дыхательной систем, позволяющий оценить уровень физической подготовки человека посредством реакции его сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку.

Гарвардский степ-тест заключался в подъемах на скамейку, высотой ступеньки 43–50 см. Время выполнения – 5 мин. Частота восхождения 30 подъёмов в 1 минуту под метроном (темп – 120 уд/мин). Подъём на ступеньки и опускание на пол производился с одной и той же ноги. На ступеньке положение вертикальное с выпрямленными ногами. После нагрузки подсчитывался пульс, сидя у стола за первые 30 сек. на 2, 3, 4-ой минуте восстановления. ИГСТ рассчитывается по формуле:

где 1, 2, 3 – ЧСС, за первые 30 сек. на 2, 3, 4 мин. восстановления – время восхождения в сек., если ИГСТ:

– меньше 55 – физическая работоспособность слабая,

– 55-64 – ниже средней,

– 90 и более – отличная [8].

Определение частоты дыхательных движений

У пациентов с нарушением осанки наблюдается снижение функционального состояния дыхательной системы, из-за тугоподвижности и ригидности грудной клетки. Мы измеряли частоту дыхательных движений (ЧДД) – совокупность вдоха и следующего за ним выдоха считают одним дыхательным движением.

Определение частоты дыхания проводили незаметно для пациента (в этот момент положением руки можно имитировать определение частоты пульса). Положение больного – лёжа или сидя, при этом брали его за руку как для исследования пульса, но наблюдали за экскурсией грудной клетки и считали дыхательные движения в течение 1 минуты.

Проба Штанге

При нарушении осанки вследствие деформации грудной клетки, уменьшается дыхательная поверхность легких и нарушается обмен газов, что приводит к гипоксии тканей всего организма.

Мы проводили пробу Штанге, которая определяет степень устойчивости организма к гипоксии. Проба проводилась с целью оценки максимального времени задержки дыхания после глубокого вдоха. При проведении пробы Штанге пациенту предлагали сделать три глубоких вдоха и выдоха, а на высоте четвертого вдоха задержать дыхание. Длительность задержки дыхания у здоровых людей колеблется от 40 до 55 секунд, а при нарушении функции дыхательной системы задержка дыхания при выполнении пробы Штанге меньше нормы [8].

Проба Pavelky (ротация)

Исследуемого пациента просили стоять прямо, ноги выпрямить, спину расслабить.

Исследование поворота туловища: сантиметровую гибкую ленту в натяжении прокладывали по косой от яремной вырезки по передней и задней поверхности грудной клетки на спину до 5 поясничного позвонка, измеряли данное расстояние. Затем пациент совершал поворот туловища вправо/влево, после чего данное измерение повторяли.

В норме расстояние должно увеличиться в среднем, на 8 см.

Различают 3 степени нарушений ротационной функции позвоночника:

1 степень нарушений функции позвоночника (незначительные нарушения) – увеличение расстояния на 5 - 6 см;

2 степень (умеренные нарушения) – увеличение расстояния на 3–4 см;

3 степень (выраженные нарушения) – увеличение расстояния менее 3 см [20].

Оценка силовой выносливости мышц брюшного пресса

При функциональных нарушениях осанки, мышцы спины и мышцы брюшного пресса ослаблены, поэтому принять правильную осанку пациент может лишь ненадолго. Также на ослабление мышц может повлиять длительное ношение корсета.

Для оценки силовой выносливости мышц брюшного пресса проводили пробу из исходного положения пациента лежа на спине с фиксированными ногами, руки на поясе. Испытуемый должен был садиться и возвращаться в исходное положение. Измеряли количество движений в минуту с помощью секундомера. Норматив для пациентов старше 16 лет – не менее 30 движений в минуту [8].

Протокол первичного исследования пациентов с нарушением осанки представлен в приложении 5.

ВЫВОДЫ

1. В процессе анализа литературы нами были изучены анатомо-физиологические аспекты опорно-двигательного аппарата. Анализ литературы показал, что позвоночный столб – основная часть осевого скелета человека. Состоит из 32–34 позвонков, соединённых между собой хрящами, суставами и связками или сросшихся. Позвоночный столб выполняет роль осевого скелета, который является опорой тела, защитой находящегося в его канале спинного мозга и участвует в движениях туловища и черепа. Позвонки соединяются между собой при помощи хрящей, связок и суставов. В каждом движении позвоночника участвуют слаженно работающие мышцы многих позвоночных двигательных сегментов.

2. В процессе анализа научно-исследовательской литературы выявлено, что нарушения осанки – это симптом, характеризующий группу заболеваний, проявляющихся искривлением позвоночника. Для каждого вида нарушения осанки характерно свое положение позвоночника, лопаток, таза и нижних конечностей. Отклонение позвоночника в сторону – сколиоз. В передне-заднем направлении – сутулость, круглая спина, кругловогнутая спина, плоская спина, плосковогнутая спина. У пациентов с нарушением осанки отмечается значительное снижение общей работоспособности и функциональных возможностей опорно-двигательного аппарата, что делает необходимым последующее восстановительное лечение.

3. В реабилитации у пациентов с нарушением осанки наиболее эффективен комплексный подход, включающий в себя лечебную физическую культуру, лечебное плавание, массаж, физиотерапию и другие средства физической реабилитации.

4. Лечебная физкультура при нарушении осанки способствует укреплению мышц туловища и формированию мышечного корсета. Таким образом, осуществляется стабилизирующее воздействие на весь позвоночник, улучшается осанка и корригируются деформации позвоночного столба.

5. Массаж при нарушении осанки способствует укреплению мышц и мышечного корсета со стороны деформации и удлинению и растяжению мышц и тканей со стороны мышечной контрактуры.

6. Физиотерапия при нарушении осанки применяется с целью укрепления мышечного корсета; создания благоприятных условий для снятия блоков позвоночно-двигательных сегментов; улучшения работы внутренних органов; устранения боли.

7. К методам оценки эффективности средств физической реабилитации для пациентов с нарушением осанки можно отнести следующие: становая динамометрия, проба Pavelky, проба Штанге, исследование частоты дыхательных движений, гарвардский степ – тест, проба Ромберга, оценка силовой выносливости мышц брюшного пресса.

8.Показатели оценки функционального состояния у пациентов с нарушением осанки отличаются от нормы: становая сила – на 16,3 %, ротационная функция позвоночника – на 17,1 %, адаптация к гипоксии на вдохе – на 10,7 %, частота дыхательных движений – на 14,5 %, общая физическая работоспособность – на 19,2 %, равновесие тела – на 12,7 %, силовая выносливость мышц брюшного пресса – на 10,8 %.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Андреев Е.П., А.Н. Мироненко. Анатомия и физиология [Текст]: учебное пособие для студентов. М.: Мир, 2012. 160 с.

2. Белая М.А. Руководство по лечебному массажу [Текст]: учебник. М.: Медицина, 2009. 306 с.

3. Бернштейн Н.А. Физиология движений и активность [Текст]: учебник. М.: Наука, 2007. 392 с.

4. Бирюков А.А. Лечебный массаж [Текст]: учебник для студентов высших учебных заведений [Текст]. М.: Академия, 2010. 368 с.

5. Бубновский С.М. Физкультура без освобождений [Текст]: учебное пособие. М.: Мир, 2006. 53 с.

6. Выдрин В.М. Теория физической культуры [Текст]: учебное пособие. М.: Советский спорт, 2008. 324 с.

7. Данько Ю.И. Очерки физиологических упражнений [Текст]: методическое пособие. М.: Медицина, 2014. 205 с.

8. Дешин Д.Ф. Врачебный контроль [Текст]: учебник. М.: Физкультура и спорт, 2012. 514 с.

9. Евсеев С.П., Шипицина Л.М. Частные методики адаптивной физической культуры [Текст]: учебное пособие. М.: Советский спорт, 2009. 356 с.

10. Евсеев С. П. Адаптивная физическая культура, ее философия, содержание и задачи [Текст]: учебник, М.: Академия, 2006. 403 с.

11. Епифанов В.А. Лечебная физическая культура [Текст]: учебник. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. 567 с.

12. Зайцев А.А., Копеева Е.П., Палищук Н.К. Физическое воспитание дошкольников [Текст] : учебное пособие. М.: Советский спорт, 2007. 185 с.

13. Зациорский В.М., Арунин А.С., Селуянов В.Н. Биомеханика двигательного аппарат человека [Текст]: учебник. М.: ФиС, 2011. 291с.

14. Карташова Т.Ю. Диагностика нарушений осанки [Текст]: учебник. М.: Академия, 2013. 451 с.

15. Красикова И.С. «Нарушение осанки: профилактика и лечение [Текст]: учебное пособие. М.: Корона, 2012. 128 с.

16. Легафт П.Ф. Анатомия мышечной системы [Текст]: учебник. М.: Мир, 2008. 342 с.

17. Леонтьев А.Н. Возрастная физиология [Текст]: руководство по физиологии. М.: Медицина, 2005. 115 с.

18. Лечебная физическая культура [Текст]: учебник для студ. Высш.учеб.заведений / C.Н. Попов, Н.М. Валеев, Т.С. Гарасева. М.: Академия, 2006. 416 с.

19. Лубышева Л.И. Современные подходы к формированию физкультурного знания у студентов вузов [Текст]: учебник. 2011. 351 с.

20. Маркс В.О. Ортопедическая диагностика [Текст]: учебное пособие. Минск: Наука и механика, 2008. 204 с.

21. Николайчук Л.В., Николайчук Э.В. Остеохондроз, сколиоз, плоскостопие [Текст]: учебник. М.: Книжный Дом, 2014. 320 с.

22. Очерет А.Л. Профилактика и лечение сколиоза [Текст]: учебник. М.: Центрполиграф, 2011. 252 с.

23. Плаксунова Э. В. Коррекционное значение средств адаптивной физической культуры в восстановлении двигательной функции у детей с сочетанными нарушениями в развитии [Текст] : методическое пособие. М.: Мир, 2008. 422 с.

24. Сапин М.Р. Анатомия [Текст]: учебник. М.: Академия, 2006. 384 с.

25. Селуянов В.Н., Мякиченко Основы теории оздоровительной физической культуры [Текст]: учебное пособие. М.: Мир, 2006. 342 с.

26. Сосин И.Н., Кариев М.Х. Физиотерапия в хирургии, травматологии и нейрохирургии [Текст]:учебник. Ташкент: Медицина, 2004. 368 с.

27. Спешнев Ф.Ф. Спортивно-вспомогательная гимнастика [Текст]: учебное пособие. М.: ФиС. 2007. 367 с.

28. Статистика. Обработка спортивных данных на компьютере /под ред. М.П. Шестакова и Г.И. Попова [Текст]: учебное пособие для студентов высших учебных заведений физической культуры [Текст]. М.: Спорт Академия Пресс, 2012. 278 с.

29. Попов С.Н. Физическая реабилитация [Текст]: учебник. Ростов н/Д: Феникс, 2005. 608 с.

30.Чаклин В.Д., Абальмасова Е.А. Сколиоз и кифозы [Текст]: учебник. М: Медицина, 2003. 211 с.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Позвоночный столб


Виды нарушений осанки

Примерный комплекс ЛФК для детей 12-14 лет с нарушением осанки

в основном периоде, В.А. Епифанов (2009)

Часть занятия Содержание Дозировка ОМУ
Вводная часть: ОРУ : ДУ (1:1) Подготовка организма к предстоящей нагрузке 12 минут Проверка правильной осанки у стены, перед зеркалом. 1 мин Излишне не напрягать мышцы.
1) И.П.: стоя, на голове мешочек с песком. Придать туловищу симметричное положение. 2 раза Перед зеркалом. Следить за симметричным положением плеч, сдвиг туловища устранить.
2) Ходьба, разновидности ходьбы: на носках, пятках, высоко поднимая колени. 2 мин Следить за правильной осанкой
3) Ходьба по лестнице лежащей на полу. 1 мин Руки в сторону, сохраняя равновесие.
4) Медленный бег. 30 сек
5) И.п.- сидя на мяче, руки на поясе. 1. Наклон головы вправо. 2. И.п. 3. Наклон головы влево. 4. И.п. 3-4 раза в каждую сторону. Держать равновесие, плечи не поднимать. Упражнение укрепляет мышцы шеи.
6) И.П.: основная стойка: 1. Руки через стороны вверх – вдох; 2. И.п. – выдох. 6-8 раз Вдох - носом, выдох - удлинённый ртом
7) И.П.: то же: То же с мячом 6-8 раз Темп медленный
8) И.п.: стойка, ноги врозь: 1. Выдох, наклон головы назад 2. Вдох – И.п. 3. То же вперед 4. И.п. 8 раз Слушай счет
9) И.П.: стойка, ноги на ширине плеч. 1. Руки через стороны вперёд – вдох; 2. И.п. – выдох. 6-8 раз Опустить плечи, поднять локти

Продолжение прил. 3

10) И.п.: основная стойка 1. Вдох, на носочки 2. Выдох – И.п. 8 раз
11) И.п. – стойка ноги врозь, руки в стороны. 1-3.Вращательные движения в лучезап.суставе вовнутрь 4. И.п. 5-7. То же наружу 8. И.п. 8 раз Руки прямые, делаем вместе
12) И.П.: основная стойка: 1. Руки вверх – вдох; 2-4: И.п. – выдох. 6 раз Выдох удлинённый
Основная часть 20 минут 1) И.П.: лежа на спине: 1. Упором на локти, таз вверх – вдох; 2–3 – Удержать положение; 4. И.п. 6 раз Дыхание не задерживать
2) И.П.: лежа на спине: 1. левую ногу поднять– вдох; 2–3. Удержать положение; 4. И.п. 5-8: то же правой. 8 раз Ногу в колене не сгибать
3) И.П.: лежа на левом боку, левая рука под головой, правая на пояснице: 1. Правую руку через сторону за голову – потянуться – вдох; 2. И.п. – выдох. 5-8 раз Выдох удлиненный
4) И.П.:стоя, спиной к стене, руки по бокам: 1. Присед; 2,3 -фиксация в положении 4. И.п 8-10 раз Спина прямая При приседе не отрываем спину от стены Выдох при приседе
5) И.П.: лёжа на животе: 1. Правую руку, левую ногу вверх – вдох; 2–3. Удержать положение; 4. И.п.-выдох 5. левую руку , правую ногу вверх-вдох; 6-7. Удержать положением 8. И.п.-выдох. 5-8 раз Рука прижата к уху

Продолжение прил. 3

Продолжение прил. 3

Продолжение прил. 3

Технология массажа при нарушении осанки (круглая спина),

А.А. Бирюков (2010)

Порядок воздействия Рабочие сегменты Время (мин.) Приемы массажа
Область спины Поглаживание, выжимание Разминание
Тазовая область: ягодичные мышцы крестец мышцы спины (от поясничной области до нижних углов лопаток) Поглаживание, выжимание Разминание Растирание Поглаживание, выжимание Разминание
Поясничная область Поглаживание Растирание Разминание
Нижние конечности(задняя и передняя поверхности): мышцы задней поверхности бедра икроножные мышцы передняя поверхность бедра передние мышцы голени голеностопный сустав тыльная часть стопы Поглаживание, выжимание Разминание Поглаживание, выжимание Разминание Поглаживание, выжимание Разминание Поглаживание, выжимание Разминание Поглаживание Растирание Растирание
Время массажа 1час

Первичный протокол

Ф.И.О. Равновесие тела, сек Частота дыхательных движений, раз/мин Силовая выносливость мышц брюшного пресса раз/мин. Адаптация к гипоксии на вдохе, сек Физическая работоспособность усл.ед. Становая сила, кг Ротационная функция позвоночника, см
Норма 16-18 40-55 80-90 80-90
Быкова З.В.
Лещук Н.И.
Сафина Л.Л.
Выдрина Р.Р.
Зацепина К.М.
Салимова Н.И.
Кунц Р.В.
Фазылова Т.С.
Иванова С.Р.
Титова А.П.
Х 19,1 24,8 20,9 23,3 57,7 69,3 3,3
σ 3,9 2,2 2,3 6,2 5,1 7,4 0,9



Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.


Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.


Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.