Анкета что такое осанка

Областная научно-практическая конференции

Тема работы

Рютина Кристина Максимовна

учащаяся 4 класса

МБОУ Шарагайская СОШ

Руководитель:

Бухальцева Валентина Николаевна

Учитель начальных классов

МБОУ Шарагайская СОШ

1.1 Что такое осанка и факторы, влияющие на её изменение____________стр. 3

1.2. Исследование осанки учащихся 4 класса МБОУ Шарагайская СОШ __стр.7

Список использованных источников и литературы____________________стр.14

Цель исследования : выяснить состояние осанки у моих одноклассников.

Объект исследования: осанка

Предмет исследования : состояние осанки моих одноклассников.

Я выдвинула гипотезу, осанка, на мой взгляд, у моих одноклассников в норме.

Изучить литературу по данной теме;

Провести исследования на правильную осанку у моих одноклассников;

Методы исследования:

Изучение и анализ литературы по данной теме;

Анкетирование, исследование, измерение.

1.1.Что такое осанка и факторы, влияющие на её изменение.

Правильная осанка характеризуется:

нормальным положением позвоночника симметричным расположением плеч и лопаток, п рямое держание головы и прямые ноги без уплощения стоп.

Правильная осанка - это здоровая спина. Хорошая осанка позволяет позвоночнику удерживать вертикальное положение и наиболее эффективно нести вес тела. С учетом вертикальной оси располагаются также и все наши внутренние органы и скелет. При плохой осанке позвоночник напрягается, из-за чего возникает боль. Это приводит к согнутой, сутулой спине и многим болезням внутренних органов, нарушается работа мышц, ухудшается кровоснабжение мозга. Все это приводит к уменьшению умственной работоспособности, внимания, ухудшению памяти.

Человеческий организм, можно сравнить с домом, в котором все системы должны работать слаженно. Каркасом тела человека является скелет.

Поль Брэгг (американский биолог, диетолог) выделял 4 вида осанки:

1. Хорошая осанка. При такой осанке голова, туловище и бедра расположены на одной прямой линии, грудная клетка слегка выдвинута вперед и вверх, живот втянут, спина нормально изогнута.

2. Посредственная осанка. Голова выдается вперед, живот немного выпячен, изгиб верхней части спины излишне подчеркнут, поясница слегка впалая.

3. Плохая осанка. Для такой осанки характерна расслабленность, в том числе живота, лопатки при этом торчат, поясница впалая.

4. Очень плохая осанка. При такой осанке голова сильно выдается вперед, верхняя часть спины излишне изогнута, живот расслаблен, грудная клетка и поясница впалые.

Нарушение осанки – понятие, означающее различные искривления позвоночника:

лордоз (искривление выпуклостью вперед),

кифоз (искривление выпуклостью назад),

сколиоз (искривление выпуклостью вбок) впервые ввел древнегреческий ученый и врач Гален.

Наиболее частой деформацией позвоночника у детей является сколиоз.

Причины возникновения искривлений позвоночника врачи-ортопеды обычно делят на три группы:

1. В младенческом возрасте, когда родители рано начинают садить ребенка. У малыша горбится спина, нарушается грудной изгиб позвоночника, потому что мышцы еще не до конца сформировались; когда рано начинают учить ребенка ходить - возникает не только искривление поясничного изгиба позвоночника, но и происходит деформация ног.

2. Из-за перенесенных инфекционных заболеваний (таких как ветряная оспа, коклюш, корь, туберкулез), травм скелета, тяжелой формы рахита или ожирения. При заболевании рахитом нарушается обмен солей в организме, происходит деформация грудной клетки и конечностей, замедляется рост организма. Причина - дефицит витамина "Д" в организме, который образуется под воздействием ультрафиолетовых лучей на тело или поступает при употреблении рыбных и молочных продуктов. При ожирении происходит нарушение обмена веществ. Причины - переедание, низкая двигательная активность. Наблюдается задержка роста, психического развития, повышение давления. Дети, страдающие ожирением, имеют искривление позвоночника в грудном или поясничном отделе.

3. В школьный период, когда окостенение скелета только на 65% и опорно-двигательный аппарат еще пока не сформирован, меняется не только среда, но и образ жизни ребенка. Неправильная поза во время учебных занятий ведет к неравномерной нагрузке на позвоночник и мышцы спины, утомляя и расслабляя их, образуется боковое искривление. Оно приводит к деформации хрящевых дисков, расположенных между позвонками, а в некоторых местах они вовсе стираются. В результате позвонки трутся один о другой и сдавливают нервы, отходящие от спинного мозга, что нарушает нормальную работу организма и может привести к развитию заболеваний.

Во время занятий от ученика требуется огромное внимание и чрезмерное напряжение глазных мышц, а если еще и освещение плохое, у ребенка возникает дефект зрения. Ученики с нарушением зрения ниже наклоняются над учебником или тетрадью, при этом постоянно согнута спина в грудном и шейном отделе позвоночника, что способствует нарушению осанки и искривлению позвоночника.

А также перегрузка школьного портфеля учебниками и учебными принадлежностями. Тяжесть деформирует позвоночник, искривляет его, а если рюкзак носится только на одном плече, то возникает боковое искривление позвоночника, и как результат: одно плечо становится выше другого, развивается боковой сколиоз.

Искривление позвоночника возникает у девочек, когда они рано начинают носить обувь на высоком каблуке. Туфли на высоких каблуках поднимают пятку и наклоняют тело вперед, вызывая напряжение мышц нижней части спины.

Большое значение для формирования правильной осанки имеет постель, на которой спит ребёнок. Кровать должна быть ровной и твердой. Когда тело лежит на такой постели, вес его равномерно распределяется, мускулы максимально расслабляются, а подвывихи или искривления позвоночника, вызванные вертикальным положением тела в течение дня, легко исправляются. Мягкая постель способствует нарушению правильной осанки.

Для укрепления костно- мышечной ткани необходимо употреблять достаточное количество продуктов, содержащих кальций и фосфор: молоко, кефир, йогурт, творог, мягкие сыры и сливочное масло.

Возникновению заболевания способствует ограничение двигательной активности. Много времени школьник проводит за компьютером или просмотром телепередач. Малоподвижный образ жизни приводит к снижению возможностей мышечной системы, а так как скелет человека тесно связан с мышцами, он активно реагирует на ограничение подвижности. Все это приводит к сутулости и деформации позвоночника.

Вывод: На этом этапе сбора информации я познакомилась с понятием осанка, а так же с причинами, способствующие нарушению изгибов позвоночника, ведущих к формированию неправильной осанки тела, возникновению различных заболеваний.

1.2. Исследование осанки учащихся 4 класса МБОУ Шарагайская СОШ

Вывод: Мои одноклассники знают, как нужно правильно сидеть за партой, но есть такие ребята, их двое, которые на это не всегда обращают внимания. Кроме школы, дома выполняют упражнения для формирования правильной осанки 7 человек. При просмотре телевизора, работе у компьютера 80% следят за своей осанкой, 20% ребят не следит за своей осанкой. Школьники все знают, что такое сколиоз, но не знают способов проверки правильной осанки.

Ребята встали спиной к стене так, чтобы, затылок, лопатки, ягодицы, голени и пятки соприкасались с ней. Там, где находится изгиб спины, нужно просунуть ладонь. Если ладонь или кулак не проходит, есть искривление. Вывод: у всех ребят ладонь проходит, значит, осанка не нарушена.

2. Определение Кифоза.

Сантиметровой лентой измеряла расстояние от концов ключицы с левой и правой стороны по спине, а затем измеряла это расстояние на груди. Если результаты одинаковы, то осанка правильная и заболевание отсутствует, если одно число больше другого, то произошло искривление позвоночника, возникает сутулость и развивается кифоз. Результаты занесла в таблицу.


Окружная научно-практическая конференция

учащихся Заринского образовательного округа

Ученица: 8класса, МБОУ

Учитель биологии, МБОУ

С. Дмитро - Титово

1.1.Характеристика правильной осанки……………………..стр4

1.2.Нарушение правильной осанки…………………………..стр5-6

2. Экспериментальная часть

3.Результаты исследования…………………………………. стр7-10

Выбранная мной тема очень актуальна так как в 21 веке очень много детей и взрослых с нарушением опорно- двигательным аппаратом. Эта тема в той или иной степени волнует школьников и их родителей. Проведя ряд исследований, я бы хотела убедится сама и доказать остальным, что нарушение осанки в результате ношения тяжестей - не болезнь, но ребенок с нарушенной осанкой находится в группе риска по развитию ортопедических патологий позвоночника, заболевай органов дыхания и пищеварения. Поэтому считаю, что развитие многих заболеваний можно избежать, прислушиваясь к советам, данным в этой работе, к советам врачей, и конечно же почаще контролировать осанку и вес ранца любимого ребенка.

Цель: Изучение влияния нагрузок на формирование правильной осанки.

Задачи:
1) Выявить причины неправильной осанки.

2) Дать объективную оценку состояния данного вопроса в нашей школе.

3) Составить перечень мероприятий по профилактике нарушения осанки.

Методы исследования: анкетирование, мониторинг, эксперимент, работа с литературой.
Гипотеза- допустим, что тяжелый груз (ранцы, портфели, сумки) отрицательно влияет на опорно-двигательный аппарат и работу внутренних органов учащихся.
Объект исследования – учащиеся школы.

Предмет исследования- состояние опорно - двигательного аппарата.

Оборудование: весы.

1.1 Характеристика правильной осанки

Осанка человека - показатель не только физического здоровья, но и психического равновесия. Вспомните, как вы обычно стоите, когда устали или находитесь в подавленном состоянии. Плечи становятся покатыми и сгорбленными. Всем своим видом вы говорите о ваших негативных эмоциях, отказываясь бороться с силой тяжести, и ваше тело оседает в низ на столько, насколько ухудшается ваше настроение. Есть и обратная связь, попробуйте поднять голову, расправить плечи, выпрямить спину, вздохнуть глубоко и улыбнуться, и сразу мир вокруг меняется, мы бодрей, веселей, внимательней и работоспособней, с нами приятней иметь дело, а значит мы успешней.

Осанка формируется в детстве и модифицируется на протяжении жизни, глядя на осанку можно многое сказать о человеке.


1.2. Нарушение осанки

Нарушение осанки - то есть нарушение естественного положения тела - сопровождается смещением сердца, легких и других внутренних органов, в связи, с сем они хуже выполняют свои функции. Менее работоспособными становятся и мышцы, ухудшается кровоснабжение мозга и как следствие уменьшается умственная работоспособность, внимание, ухудшается память. Снижается наша продуктивность, а значит и способность работать и зарабатывать. Виды нарушений осанки в саггитальной плоскости: сутулость (увеличен грудной кифоз); тотальный кифоз, круглая спина (резко увеличен грудной кифоз, почти нет поясничного лордоза); кругло – вогнутая спина (увеличен грудной кифоз, увеличен поясничный лордоз); плоская спина – сглажены все физиологические изгибы позвоночника.

Нарушение во фронтальной плоскости называется асимметричной осанкой. При этом имеется выраженная асимметрия между правой и левой половиной тела. Позвоночник при осмотре стоящего прямо ребенка представляет собой дугу, обращенную вершиной вправо или влево. Отмечается неравномерность прямоугольной талии, одно плечо и лопатка опущены. При нарушенной осанке снижена жизненная емкость легких, затруднена работа сердца, органов пищеварения, часто с нарушенной осанкой развивается близорукость.

У детей, в основном, нарушение осанки проявляется в виде сутулости, округлой и плоской спины. При сутулости у детей грудь запавшая, плечи свисают, лопатки выступают, живот выпячен. При круглой спине увеличен выступ верхней части грудного отдела. При плоской спине все нормальные кривизны позвоночника сглажены, туловище отклонено назад, живот втянут.

В наше время люди много времени проводят сидя, за книжкой, тетрадкой, компьютером. Ученики, студенты, преподаватели, секретари, операторы, переводчики, дизайнеры, врачи - далеко не полный список профессий, которых роднит одна неприятность: прогрессирующий остеохондроз. По статистике, около 85 % населения Земли в той или иной мере страдают от остеохондроза.

Остеохондроз - прямое следствие нарушение осанки, возникает за счет длительного пребывания позвоночника в зажатом неестественном состоянии.


Результаты исследования

С целью выявления причин нарушения осанки, мною было проведено анкетирование среди учащихся 8-11.(ПРИЛОЖЕНИЕ1).

Всего в анкетировании принимало участие 43человека.

Правильная осанка и походка-это залог формирования опорно-двигательного аппарата.

Занятия физкультурой влияют на формирование осанки.

Полноценное питание-залог хорошей осанки.

Обращаются к врачу при нарушении осанки

Спят на жестком матраце

Искривление позвоночника влияет на работу внутренних органов.

Влияние веса школьного портфеля на формирование осанки

Осанку школьникам портят тяжёлые ранцы и особенно-портфели. Регулярная асимметричная нагрузка на неокрепший позвоночник чревата неприятностями на всю жизнь.

Специальными исследованиями обоснован и вес самого портфеля:


    Главная
  • Список секций
  • Биология
  • ПРАВИЛЬНАЯ ОСАНКА – ЗАЛОГ ЗДОРОВЬЯ




ПРАВИЛЬНАЯ ОСАНКА – ЗАЛОГ ЗДОРОВЬЯ


1. Введение

Нарушение осанки начинается с дошкольного возраста, поскольку сегодняшние дети мало времени проводят в движении, а много у телевизора и компьютера. Но чаще всего нарушение осанки появляется в школьном возрасте, особенно в периоды ускоренного роста скелета детей. В это время на формирование осанки очень влияет вес школьного ранца и поза в которой ученик сидит на уроках и дома. Эти причины также являются виновниками болей в области шеи, плеч и поясницы у детей, отрицательно влияют на их опорно- двигательный аппарат и работу внутренних органов.

Выбранная мной тема очень актуальна, так как в 21 веке очень много детей и взрослых с нарушенным опорно - двигательным аппаратом. Эта тема в той или иной степени волнует школьников и их родителей. Проведя ряд исследований, я убедился сам и хочу показать остальным, что нарушение осанки - не болезнь, но такой ребёнок, с нарушенной осанкой, находится в группе риска развития ортопедических патологий позвоночника, заболевание органов дыхания и пищеварения. Поэтому считаю, что развития многих заболеваний можно избежать, прислушавшись к советам, данным в этой работе, к советам врачей, и конечно же почаще контролировать осанку и вес рюкзака ребёнка.

Цель: Способствовать профилактике нарушений осанки у учащихся школы.

Задачи:

Выяснить, какой должна быть правильная осанка и какие бывают нарушения. Определить на что влияют нарушения осанки.

Выяснить состояние опорно-двигательного аппарата моих одноклассников.

Выяснить какой должна быть поза ученика, когда он сидит за партой (столом).

Методы исследования: анкетирование, сбор информации, работа с литературой.

Гипотеза – допустим, что неправильная поза способствует формированию неправильной осанки, которая отрицательно влияет на опорно – двигательный аппарат и работу внутренних органов учащихся.

Объект исследования – учащиеся 8б класса.

Предмет исследования – опорно – двигательный аппарат.

Предполагаемый результат:снижение процента учащихся с нарушением опорно – двигательного аппарата.

2. Глава 1. Осанка.

Характеристика правильной осанки.

Правильная осанка означает, что ты стоишь прямо и при этом расслабившись, как будто тебя поддерживает невидимая вертикальная струна, проходящая через затылок, вдоль шеи, между лопаток и бедер, а затем через колени уходящая в пол.

При правильной осанке голова и туловище расположены по одной вертикальной линии, плечи развернуты, слегка опущены и находятся на одном уровне, лопатки прижаты, физиологические линии позвоночника выражены нормально. Грудь слегка выпуклая, живот выступает незначительно или слегка втянут, ноги разогнуты в коленях и тазобедренных суставах. Грудная клетка имеет цилиндрическую или коническую форму. Мускулатура рельефна, все суставы подвижны. Ноги прямые, смыкание бедер, коленей, голеней и пяток происходит без особого напряжения мышц, с небольшим просветом ниже коленей и над внутренними лодыжками. Внутренние части стоп не касаются пола.

Осанка человека – показатель не только физического здоровья, но и психического равновесия. Вспомните, как вы обычно стоите, когда устали или находитесь в подавленном состоянии. Плечи становятся покатыми и сгорбленными. Всем своим видом вы говорит о ваших негативных эмоциях, отказываясь бороться с силой тяжести, и ваше тело оседает вниз настолько, насколько ухудшается ваше насроение. Есть и обратная связь, попробуйте поднять голову, расправить плечи, выпрямить спину, вдохнуть глубоко и улыбнуться, и сразу мир вокруг меняется, мы бодрей, веселей, внимательней и работоспособней, с нами приятней иметь дело, а значит мы успешней.

Осанка формируется в детстве и модифицируется на протяжении жизни, глядя на осанку можно многое сказать о человеке.

2.2. Нарушение осанки.

Нарушение осанки – то есть нарушеие естественного положения тела – сопровождается смещением сердца, лёгких, и других внутренних органов, в связи с чем они хуже выполяют свои функции. Менее работоспособныим становятся мышцы, ухудшается кровообращение мозга и как следствие уменьшается умственная работоспособность, внимание, ухудшается память. Снижается наша продуктивность, а значит и способность работать и зарабатывать. Несмотря на то, что некоторые патологические состояния со стороны опорно-двигательной системы не считаются отдельными заболеваниями, влияние осанки на здоровье человека однозначно велико. Это значит, что неправильная осанка становится фоном, на котором могут возникать негативные процессы в позвоночнике (остеохондроз, компрессионные переломы, стойкий сколиоз или иные деформации), нарушение анатомических взаимоотношений и функции внутренних органов (легких, сердца, пищеварительной системы), ухудшается кровоснабжение головного мозга из-за сдавления позвоночных артерий в шейном отделе позвоночника. Все это сопровождается синдромом выраженной позвоночной боли.

Существует несколько типичных видов нарушений осанки. Основные из них приведены в таблице.

Тип нарушений осанки

Характеристики неправильной осанки

Искривление позвоночника в сагиттальной плоскости

Усиление грудного кифоза (изгиба позвоночника кзади) незначительной степени выраженности;

Слабая выраженность лордоза в поясничном отделе;

Сведенные вперед и опущенные плечи;

Недостаточное прилегание лопаток к спине;

Увеличение грудного кифоза на большом протяжении, вследствие чего он приобретает вид дуги;

Сглаженность поясничного лордоза;

Пребывание головы в наклоненном вперед положении;

Плечи сильно опущены и сведены;

Выраженное плохое прилегание лопаток;

Ноги постоянно присогнуты в коленных суставах;

Запавшая грудная клетка;

Ограничение подвижности плечевых суставов (возможность поднятия рук кверху).

Усиление дуги всех физиологических изгибов;

Надплечья, голова и шея наклонены вперед;

Выступание и свисание живота;

Максимально разогнуты колени, что возникает рефлекторно для удержания центра тяжести тела;

Гипотрофия мышечных групп спины и живота;

Опущение внутренних органов.

Сглаженность дуги всех физиологических позвоночных изгибов;

Слабая выраженность и смещение кверху поясничного лордоза;

Выступание вперед нижней части живота;

Слабая выраженность грудного кифоза;

Смещение грудной клетки вперед;

Гипотрофия мышц спины, грудной клетки, поясов верхних и нижних конечностей.

Уменьшен кифоз грудного отдела позвоночника;

Незначительное увеличение поясничного лордоза;

Таз и ягодицы чрезмерно выступают кзади, а живот кпереди;

Узкая грудная клетка;

Гипотрофия и слабость мышц брюшного пресса.

Искривления позвоночника во фронтальной плоскости

Смещения линии остистых отростков и позвоночной оси в стороны в виде одной большой или двух-трех небольших дуг;

Нарушение симметрии сегментов тела и конечностей: наклоны головы в ту или иную сторону, расположение плеч, надплечий, сосков, лопаток на разной высоте;

Нарушение симметрии треугольников талии: разная их форма, выраженность и высота расположения;

Мышечная дистония туловища в виде повышения или ослабления тонуса мышц на одной из сторон;

Снижение мышечной силы

3. Глава 2. Анкетирование

С целью выявления причин нарушения осанки, мною было проведено анкетирование среди учащихся 8Б класса.

Всего в классе 22 ученика, было проанкетировано - 21. Анкета показала, что 95% учеников (20 человек)понимают, что правильная осанка и походка- это залог формирования опорно- двигательного аппарата.

95% учеников (20 человек) знают, что занятия физкультурой влияют на формирование осанки.

62% учеников (13ребят) занимаются спортом только на уроках физкультуры

52% учеников (11 человек) прекрасно понимают, что полноценное питание - залог хорошей осанки. К сожалению, не все уделяют питанию должное внимание.

Только 1% (3 человека) опрошенных следят за своей позой.

Только 1% (3 человека) опрошенных знают, что искривление позвоночника может серьёзно повлиять на положение и работу внутренних органов и стать причиной плохого самочувствия.

52% учеников (11 человек) ответили, что очень часто они себя плохо чувствуют: испытывают недомогание, головную боль, боль в пояснице и обращаются к врачу.

3.2 Статистика нарушений осанки

По данным медицинского работника школы, за 2015-2017 года, во время прохождения медицинских осмотров у 5 учащихся нашего класса были выявлены нарушения опорно-двигательного аппарата.

4. Глава 3. Выявление правильной позы во время работы за партой, столом.

В целях профилактики нарушений осанки я провёл беседу со своими одноклассниками и мы вместе составили памятки по данной теме (Приложение 1).

Осанка - это положение тела, наиболее привычное для человека в состоянии покоя и при движении. Правильная осанка делает фигуру человека красивой и способствует нормальной деятельности двигательного аппарата и всего организма.

Для правильной осанки характерно:

- симметричное развитие правой и левой частей тела;

- шейный и поясничный отделы позвоночника слегка прогнуты вперед, грудной — назад;

- лопатки расположены симметрично;

- плечи на одном уровне и слегка развернуты;

- живот подтянут; ноги прямые; своды стоп нормальные;

- мышцы хорошо развиты; походка красивая.

Нарушения осанки, особенно в период роста, могут вызвать стойкие деформации костного скелета, расстройство нервной деятельности, двигательного аппарата, головные боли, повышение утомляемости и нарушение деятельности всех органов и систем организма.

Причинами нарушений осанки может быть неправильная рабочая поза за столом, при ходьбе, стоя, лёжа, ношение тяжестей, неправильная обувь, неполноценное питание, малая подвижность.

6. Заключение.

В ходе работы я пришёл к следующим выводам:

Узнал, какой должна быть правильная осанка. Узнал, какие бывают нарушения осанки. Определил, на что влияет нарушение осанки.

Выяснил, что первоначально, знания моим одноклассникам об осанке были очень малы.

Выяснил, что уже у 5 одноклассников имеются нарушения опорно-двигательного аппарата.

В заключении хотелось бы всем пожелать всегда быть стройными, подтянутыми и здоровыми!

7. Список литературы.

1. Кабанов А.Н. и Чабовская А.П. Анатомия, физиология и гигиена детей дошкольного возраста [Текст]. - М., Просвещение. 1975 г.

2. Халезин Х.Х. Правильная осанка [Текст]. - М., Медицина. 1972 г.

3. Танкова-Ямпольская Р.В. и др. Основы медицинских знаний [Текст]. - М., Просвещение. 1981 г.

4. Коновалова Н.Г., Бурчик Л.К. Обследование и коррекция осанки у детей дошкольного возраста. Физическое воспитание детей дошкольного возраста [Текст]. - Новокузнецк. 1998 г.

Из данных, полученных мной в процессе подготовки работы, хотелось бы предложить несколько советов для того, чтобы избежать нарушений осанки:

В ежедневный рацион ребенка должны входить мясо, рыба, молоко, сыр, злаки, овощи, фрукты, мед.

Максимально уменьшать вес портфеля, выкладывая из него всё лишнее.

Постоянно следить за позой во всех положениях тела.

Соблюдать режим дня.

Вы согласны, что правильная осанка - основа здорового образа жизни.

Занятия физкультурой влияют на осанку.

Вы занимаетесь спортом только на уроках физкультуры.

Полноценное питание – залог хорошей осанки.

Я не ем вредную пищу.

Я всегда слежу за своей позой

Нарушение осанки - влияет на работу внутренних органов.

Я часто себя плохо чувствую (головокружение, боль в голове, упадок сил).

Цель проекта: выявление взаимосвязи осанки издоровья школьников, поиск и применение конкретных рекомендаций для сохранения и улучшения осанки


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Киселевка Ульчского района Хабаровского края

Учебный проект


Автор проекта: Учащиеся 4 класса

Кухтина Светлана Николаевна

с. Киселевка, 2017 год

1. Теоретическая часть

2. Факторы влияющие на осанку

2.2. Неправильно подобранные и тяжёлые школьные сумки

2.3. Неправильная поза

2. 4. Отсутствие или недостаток физических нагрузок

3. Практическая часть.

3.1. Исследование группы детей на наличие у них нарушения осанки

4. Заключение

5. Использованные источники

Если, к примеру, убрать опору у тента цирка, то тент упадет. Роль главной опоры тела выполняет позвоночник. Если позвоночник убрать, то тело упадет на землю бесформенной массой. Позвоночник и другие кости человеческого скелета поддерживают более мягкие части тела и придают телу необходимую форму…

Актуальность темы

Приятно смотреть на стройного, подтянутого человека с правильной осанкой: легкая походка, расправленные плечи, высоко поднятая голова. И совсем другое впечатление производят люди с нарушенной осанкой - сутулые, с выступающими назад лопатками и выпяченным животом.

В 6-10 лет осанка еще неустойчива, а начало школьных занятий многократно увеличивает нагрузку на позвоночник. Многочасовое сидение на уроках, а затем и дома при выполнении домашних заданий здоровья не прибавляют. Что же можно сделать? Как не допустить развития нарушений осанки школьника?

От того, насколько правильным останется положение позвоночника, зависит не только будущая красота, но и здоровье человека. Как пережить одиннадцать школьных лет и сохранить правильную осанку?

Мы решили изучить все стороны этого вопроса, заострить внимание на этой проблеме и попытаться поправить создавшееся положение.

Проблема: Именно здоровье лежит в основе всего. Только здоровый ребёнок может успешно учиться, стать в полной мере творцом своей судьбы.

Гипотеза: Предположим, если неправильно сидеть за партой, долго сидеть за компьютером и телевизором, может нарушиться осанка и это может привести к заболеванию внутренних органов.

Цель работы:

Выявление взаимосвязи осанки и состояния здоровья школьников, поиск и применение конкретных рекомендаций для сохранения и улучшения осанки.

Возраст детей 8-9 лет.

Продолжительность проекта – 1 месяц.

Вид проекта – обучающий, оздоровительный.

Задачи проекта:

Изучить литературу по данному вопросу. Выяснить как влияет нарушение осанки на здоровье детей.

Разработать комплекс упражнений для учащихся 1-4 класса , направленных на исправление и предупреждение нарушений осанки.

1 Теоретическая часть

Самый драгоценный дар, который человек получил от природы - это здоровье. Какой совершенной ни была бы медицина, она не может избавить каждого от болезней. "Здоровье каждому человеку дает физкультура, закаливание, здоровый образ жизни!" - эти слова принадлежат великому отечественному хирургу, ученому, академику Н.М. Амосову.

Сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения - одна из приоритетных задач нашей школы. От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества.

Сегодня мы попробуем ответить на вопросы:

1. Что такое правильная осанка?

2. Отчего бывают нарушения осанки?

3. Что нужно предпринимать, чтобы не допустить нарушения осанки?

4. Как контролировать свою осанку?

Осанка – внешность, манера держать себя. Словарь русского языка С.И.Ожегова

Осанка – это привычная поза тела человека в вертикальном положении. Человек с правильной осанкой прямо держит голову, спина у него прямая, плечи на одном уровне и слегка отведены назад, живот втянут, а грудь немного выдвинута вперед.

2. Факторы, влияющие на осанку

Изучая литературу, посвящённую данной проблеме, узнали, что на формирование неправильной осанки влияют многие факторы: питание, режим труда и отдыха, занятия спортом, вес школьной сумки и т.д.

2.1. Питание

Итак, основным фактором заболеваний позвоночника является его ослабление. Но при своевременно начатом лечении искривление позвоночника у ребенка может полностью исчезнуть. Оно обязательно должно включать корректировку питания.

Пища должна быть богата витаминами, особенно витаминами Д и С. Витамин Д организм получает с помощью солнечных ванн и даже пребывания на свежем воздухе при пасмурной погоде. Однако в зимний период или при редком пребывании на улице - например, когда мы вместо того чтобы гулять, проводим сутки за компьютером, необходимо также включить в пищу богатые витамином Д продукты - печень трески, семгу, скумбрию, зерновые проростки пшеницы, куриные яйца и молоко. Чтобы обеспечить достаточное потребление витамина С, нужно есть цитрусовые, петрушку, черную смородину, шпинат и зеленый горошек.

2.2. Неправильно подобранные и тяжёлые школьные сумки

По мнению врачей-ортопедов, максимальный вес школьного ранца для учеников 1-2-х классов не должен превышать 1,2 кг. А по российским санитарным нормам - общий вес учебников и тетрадей на один учебный день вместе с комплектом школьных принадлежностей и портфелем для школьников первых-вторых классов не должен превышать 1,5 кг, для учеников с третьего по шестой класс — весить около 2 кг (нормы 2011 г.).

Интересный факт. По утверждению Американской ассоциации ортопедов ученики не должны носить вес, превышающий 15% их собственного веса, а калифорнийские законы даже предусматривают солидные штрафы для родителей и школ, которые не выполняют требования врачей.

Оказывается ранец и рюкзак – это не одно и то же!

Несмотря на то, что рюкзаками, как правило, называется все, что носится за спиной, существуют и рюкзачные подвиды. Например, ранец – это рюкзак с жесткой спинкой, крепким днищем и с широкими лямками. Ранец для потребностей школьника подходит лучше всего, поскольку жесткая ортопедическая спинка позволяет оптимально распределять нагрузку на позвоночник и не допустить его искривления .

А вот рюкзаки, которые не держат форму, подходят разве что для ношения сменной обуви, нескольких тетрадей или еще чего-то не слишком тяжелого.

2.3. Неправильная поза: при сидении за столом (компьютерным, обеденным, школьным), ходьбе, ношении портфелей, просмотре ТВ и т.д.

Самое вредное – это сидеть. Удивительно, но при сидении позвоночник нагружен сильнее, чем когда мы стоим. Школьник сидит за столом продолжительное время. За столом или партой нужно сидеть прямо, слегка наклонив голову, опираясь в области поясницы о спинку стула, равномерно положив обе руки на стол и не упираясь грудью в его край. Во время работы рекомендуется выполнять физкультминутки. Спать нужно на плоской постели и ровном средней жесткости матраце.

2. 4. Отсутствие или недостаток физических нагрузок.

Осанка является видом двигательной активности. Сохранение при определённых условиях правильной, хорошо сбалансированной позы человека достигается за счёт её постоянной коррекции точно дозированными напряжениями многочисленных мышц тела. Поэтому успеха в формировании правильной осанки достигают прежде всего путем укрепления мышечной системы, её разносторонней физической и физиологической тренировкой. Человек, хорошо владеющий своим телом, умело управляющий своими мышцами, как правило, красиво ходит, осанка его характеризуется собранностью, стройностью и в то же время раскованностью. Такой человек высоко, красиво и прямо держит голову, плечи у него умеренно развернуты, туловище занимает вертикальное положение.

3. Практическая часть.

3.1. Провели исследование группы детей на наличие у них нарушения осанки

Тест №1. Если положить на голову книгу и пройти по линии то, в тот момент, когда осанка окажется неправильной – книга упадёт. В результате мы убедились, что врачи правы – у многих из нас нарушена осанка.

Тест №2 Встать вплотную к шкафу или к стене. Сомкнуть стопы, посмотреть прямо вперёд. Руки опущены по швам. Если тело соприкоснулось с поверхностью стены в четырёх точках – затылок, лопатки, ягодицы, пятки, и ваша ладонь не проходит между поясницей и стеной, то осанка хорошая; в противном случае мышцы брюшного пресса слабы и живот оттягивает позвоночник вперёд (лордоз).

Узнали сколько ребят младших классов делают по утрам дома зарядку, у нас получилось 16 % делают, а 84% нет из 27 учеников.

Вывод: Дети неохотно занимаются спортом. Больше времени уделяют компьютеру и телевизору. Хорошо, что у нас в школе введено 3 урока физкультуры.

Вывод: В ходе исследования выявили основные факторы, влияющие на появление неправильной осанки у школьников:

недостаточное употребление в пищу витаминов;

неправильный вес школьного портфеля;

отсутствие специального кресла для работы на компьютере;

недостаточная физическая нагрузка (не все дети занимаются спортом).

4. Заключение

Своим исследованием мы подтвердили выдвинутую гипотезу: между осанкой и здоровьем существует прямая связь, правильная осанка – это не только залог красоты, но и крепкого здоровья.

Мы узнали, что в организме человека всё взаимосвязано. Правильная осанка – залог не только красивой фигуры, но и хорошего состояния здоровья.

Все отклонения в осанке, представляют большую опасность. Но мы теперь знаем как можно избежать этих проблем.

Если со временем вы привыкли к неправильной осанке, не расстраивайтесь — ее можно исправить, если постоянно обращать внимание на свою осанку и целенаправленно выполнять упражнения.

Результаты работы над проектом:

проведены комплексы по укреплению осанки с учениками 1-4 классов;

Используемые источники

Агаджанян Н.А., Катков А.Ю. Резервы нашего организма. - М.: Наука, 1991. – 69 с.

Амосов Н.М. Раздумья о здоровье. - М.: Просвещение, 1987. – 74 с.

Простые рекомендации

Вы должны идти так, будто ноги начинаются в середине вашего торса, приводя в движение мускулы спины, живота, бедер и ног. Пусть руки ритмично двигаются от самого плеча, голова поднята высоко.

Сама природа сделала ходьбу идеальным упражнением, которое омолаживает весь организм.

Сидеть надо так же правильно, как и стоять… Основание позвоночника должно находиться на задней части жесткого и прямого сиденья. Спина должна плотно прилегать к спинке стула, форма которого должна соответствовать кривой позвоночника. Живот должен быть плоским и твердым, не расслабленным, плечи прямые, голова высоко поднята.

Если вы хотите научиться сидеть правильно, запомните еще несколько рекомендаций:

Не следует класть ногу на ногу: увеличивается нагрузка на нижний отдел позвоночника и на какое-то время нарушается кровообращение в ногах.

Не следует плюхаться на стул: эта дурная привычка приводит к тому, что хрящевые пластинки и диски в результате резких ударов постепенно стираются. Садясь на стул, опускайте тело легко и мягко, голова должна быть направлена вперед и вверх, шея расслаблена, позвоночник вытянут.

Вставать со стула тоже надо правильно. Это, кстати, тоже способствует улучшению осанки и укреплению основных мышц и связок. Поднимаясь, выталкивайте тело вверх, позвоночник же будет держать голову и торс прямо. Не помогайте себе руками, когда встаете и садитесь.

Обратите внимание на стул, особенно если вы сидите на нем во время работы. Плоское сиденье стула должно быть короче бедра, чтобы край стула не давил на артерии под коленями. Высота от сиденья до пола должна быть такой же, как расстояние от бедра до пола.

Ученые подсчитали, что примерно треть жизни мы спим. Значит, в особом внимании нуждается и наша постель. На какой постели вы спите? Если она мягкая да к тому же прогибается, как гамак, то, конечно, не может быть хорошей опорой самой тяжелой части тела – тазу. Естественно, что позвоночник в этом случае будет искривляться. Слишком жесткая постель тоже не годится: даже если вы спите на спине или на животе, позвоночник все равно не получает необходимой ему поддержки. Поэтому идеальный вариант – жесткая, плоская, однако довольно упругая постель. Именно на такой постели кости таза и плеч формируют естественный прогиб.

Способ 1 (самый распространенный)

Способ 2.

Подойдите к стене (или косяку двери) и прислонитесь к ней спиной. Отметьте карандашом свой рост. После этого выпрямитесь так, как было описано выше, и снова отметьте свой рост. Теперь сравните уровни. Выводы, которые вы, скорее всего, сделаете, вряд ли нуждаются в особых комментариях.

Способ 3.

Измерьте сантиметром расстояние от 7-го (наиболее выступающего) шейного позвонка до нижнего угла левой, а потом правой лопатки. Во время измерения стойте в непринужденной позе. При нормальной осанке эти расстояния равны.

Способ 4.

Измерьте ширину плеч со стороны груди, затем – со стороны спины (плечевая дуга). Найдите так называемый плечевой индекс по формуле:


Если плечевой индекс равен 90–100 %, значит, осанка правильная. Индекс меньше 90 % говорит о нарушениях осанки.

Анкетирование учащихся.

Мы провели анкетирование среди учащихся 2-4 классов.

В опросе приняли участие 27 человек.

1.Есть ли у тебя дома свой учебный уголок?

2. Подходит ли твоя мебель для твоего ро­ста?

3. Имеется ли у тебя дома спортивный уголок?

4.С какой стороны падает свет из окна на твой письменный стол?

5.С какой стороны падает свет лампочки вечером?

6.Где расположен компьютер (если есть)?

а) На моем письменном столе

б) В другом месте

7.Кровать, на которой ты спишь…

8. Любите ли вы уроки физической культуры?

9. Делаешь ли ты по утрам гимнастику

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.