Обучение ходьбе на протезе первичном до бедра


нюрка:
методика, как научиться правильно ходить на первичном (учебном) протезе бедра.

Методика имеется. Называется эрготерапия.

как научиться правильно ходить на первичном (учебном) протезе бедра

К сожалению, тех, у кого уже выработался собственный, слегка не правильный, рисунок ходьбы (причин может быть масса), переучить практически нереально. Поэтому, самое главное - как будете учиться с самого начала, так и будете ходить, потом ничего уже с походкой не сделаете.

Естественно, я подразумеваю, что протез по всем параметрам сделан хорошо и, конечно же - в каждом конкретном случае всё очень индивидуально.

Итак, протез сделали, схема сборки оптимальна для начала, конструкция и особенности протеза объяснены и понятны, научились одевать-снимать, болей нет, в целом пока комфортно .

Положение стоя
Визуальный контроль корпуса (зеркало, подсказки окружающих) - плечи, спина, таз, не смотреть на ноги, дополнительная опора на руки для выработки четкой вертикализации от минимальной (касание пальцами) до требуемой (трость, костыли, ходунки).

Задачи - понять и прочувствовать конструктивные особенности протеза и отдельных узлов (стопа, коленный узел и т.д.), достичь спокойной, расслабленной стойки - "ждём автобус". Этому надо уделять особое внимание в первые день-два, пока идет процесс привыкания. Советую в этот период быть в протезе максимально долго (по возможности), сидеть, стоять, но ходить понемногу. Пока попытаться понять, что есть опора и эта опора "родная и своя", т.е. привыкать психологически.

Рекомендуемое простейшее и эффективное упражнение стоя - подбрасывание мяча (на примерке можно использовать обрезки поролона от косметики), обеими руками и перекидывание из руки в руку. Достигается максимальное естественное поведение мышц всего тела.
Кстати, тоже самое в дальнейшем при ходьбе - с игрой мячом походка кардинально меняется (попробуйте!), этот ньюанс надо понять и уяснить - надо стремиться к наиболее естественному. Конечно, на костылях не до игр, но как только получается передвигаться без опоры - можно попробовать. Нередки случаи скованности рук, спины и т.д., что мешает хорошо ходить.

Первые шаги
Период день-два. Только приставной шаг. Опора руками на канадские трости или ходунки, трости немного впереди стоп (индивидуально!). Опираясь на трости, перенести вес тела на протезный носок и одновременно шагнуть здоровой ногой (длина шага, естественно, должна быть разумной) - корпус весь перемещается вперед без дополнительных скручиваний тазом и загибов. Носок стопы протеза должен четко фиксироваться на полу, перекат идет именно через носок, а не сбоку, не надо его обходить корпусом. Это позволит понять и запомнить механизм переката и в дальнейшем уже делать правильно полный перекат: пятка - стопа - носок.
Затем протез приставляется к ноге. (В протезе бедра – проконтролировать замыкание к коленном узле.) Опять же - общий контроль положения тела, ровно, без перекосов.
Почему приставной шаг? В этот период главное научиться управлять протезом, ставить его туда, куда надо, а не туда, куда ему хочется. Неспешные шаги позволят не запутаться в костылях, руках и ногах, и научат согласовывать движения всего тела, плюс - постоянный контроль осанки.

Кроме того, именно здесь я акцентирую внимание на том, что шаг протезом не должен быть больше, чем шаг здоровой ногой! И отсюда, от приставного шага, уже и пойдет основная ходьба. В противном случае, шаг протезом далеко опережает здоровую ногу и на подиум выходит некая разновидность утки или гвоздезабивателя-в-пол: протез закидывается далеко вперед и, так как перекатиться через протез уже никак не получается физически, здоровая нога просто приставляется. Бывает и возвратно-поступательное движение, чаще с протезами бедра - протез выносится, коленный узел замыкается, зависает над полом, потом ставится на пятку, но уже с перемещением назад, к себе. Такая ходьба отличается ярко выраженными паузами и зависаниями. Из-за этого: нагрузка на здоровую ногу не уменьшается как должно быть, перекат на ней же не полный (пятка-стопа), толчок носком отсутствует. Хотя именно грамотно работающий толчок носком (в своем движительном единственном роде!) здоровой конечности делает ходьбу правильной и эргономичной. Следует помнить, каким бы ни был протез - это, прежде всего, подставка под тело и возможность снять излишнюю нагрузку на сохранившуюся конечность.

Приставным шагом рекомендуется пользоваться два-три дня вместе с отработкой положения стоя, до автоматизма. Если этот этап отработан, можно увеличить длину шага протезом сначала на полстопы, а в дальнейшем произвольно. Но опять же не забывать - длина шага протезом не должна быть больше длины шага здоровой ногой. Эргономичность, плавность, эстетичность.
Как только это освоено, все движения правильны, нет раскачек и завалов, можно оставить одну опору и т.д.

Я всегда привожу в пример обыкновенный мяч – он катится ровно и без остановок. Того же самого необходимо достичь в конечном итоге и при ходьбе: правая – левая – правая – левая (или наоборот) – пятка – стопа – носок – пятка – стопа – носок и т.д. Перетекание из одного в другое, использовать инерцию, экономить силы и энергию. Как только чего-то не будет - качение мяча превращается в качение кубика, объяснять не надо - с паузами, с остановками и т.п.

В дальнейшем, каждый уже идет своим путем - по наитию, по возможностям: кто-то так и остается на приставном, кто-то идет дальше - с тростью, вообще без опоры и т.д.

Методика обучения ходьбе на протезе.

начинается после комплекса подготовительных мероприятий и изготовления лечебно-тренировочного или постоянного протеза. Основная задача этого периода — освоение элементов шага, выработка

координированной, устойчивой походки. В процессе обучения ребе-

нок должен научиться правильно надевать протез и его крепления,

стоять с равномерным распределением веса тела на обе конечности,

сохранять правильную осанку и т.д. Основные задачи этого этапа:

1. Формирование мотивации к освоению и пользованию протез-

2. Развитие способности к дифференцированию мышечных уси-

лий, кожно-кинестетического восприятия и тактильных ощущений

культи для управления протезом.

3. Улучшение крово- и лимфообращения в культе.

4. Развитие способности к произвольному расслаблению мышц,

адаптация мягких тканей культи к нагрузке в положении стоя, а

также к изменяющимся нагрузкам при передвижениях.

5. Увеличение подвижности в суставах усеченной конечности.

6. Развитие способности к перестроению и комбинированию

7. Развитие способности к ориентированию в пространстве, равновесия и вестибулярной устойчивости.

Процесс обучения ходьбе на протезах начинается с овладения

навыком его одевания и привыкания к нему.

При обучении ходьбе на протезе голени необходимо освоить

специальные приемы сокращения икроножной мышцы в фазе пере-

носа и расслабления ее в фазе опоры на протезированную конечность, что способствует правильному удержанию протеза на культе, улучшению регионального кровообращения и т.д. Кроме того, в фазе опоры обучают сокращению сгибателей коленного сустава. При обучении ходьбе на протезе голени разделение на этапы, как это делается после ампутации на

уровне бедра, не имеет четких границ. На первом же занятии дети обучаются удержанию вертикальной позы и ходьбе. Так как сохранен коленный сустав — это позволяет легко и быстро в течение 5—6-ти дней освоить управление протезом.

Обучение пользованию протезом бедра можно разделить на три этапа, каждому из которых соответствуют частные задачи, способствующие достижению цели этапа. Однако решение некоторых частных задач осуществляется на протяжение всего периода обучения. Так, упражнения для адаптации мягких тканей культи к приемной гильзе протеза и для развития равновесия выполняются на всех этапах, с той или иной степенью акцента на

них. Например, на первом этапе упражнения для адаптации тканей

занимают большее место, чем на последующих этапах, а упражнения для развития равновесия и устойчивости на протезированной конечности больше применяются на втором этапе. На первом этапе основное внимание уделяется обучению равномерному распределению веса тела на обе конечности и

удержанию вертикальной позы, на втором этапе — обучению управлению протезом, на третьем этапе — обучению координирований ходьбе, приближающейся к ходьбе здорового человека.

Первый этап.Начинается с момента получения протеза.

Цель - сформировать умение удерживать вертикальную позу и переходить

из положения сидя в положение стоя.

Частные задачи

1. Создать представление о рациональном способе передвижения на протезе.

2. Обучить равномерному распределению веса тела на обе конечности в положении стоя у неподвижной опоры.

3. Добиться устойчивости вертикальной позы в положении стоя.

4. Обучить переходу из положения сидя в положение стоя и

5. Добиться перехода из положения стоя у неподвижной опоры

в положение стоя без дополнительной опоры.

Примерные упражнения

1. Стоя у опоры перенос веса тела с одной ноги на другую,

2. Стоя у опоры перенос веса тела вперед и назад с приподниманием ног от пола.

3. Стоя у опоры сгибание и разгибание ног в коленном сусгаве

4. Маховые движения конечностью вперед-назад стоя боком у

5. Повороты и наклоны туловища стоя боком у опоры.

6. Равновесие на левой-правой ноге стоя боком у опоры.

7. Стоя лицом к опоре, выполнение приставных шагов вправо-влево.

8. Стоя лицом к опоре имитация ходьбы, не поднимая передний

отдел стопы от пола.

9. Стоя лицом к гимнастической стенке, имитация ходьбы по

лестнице (поочередная постановка ног на рейки).

10. Стоя без опоры перенос веса тела с ноги на ногу.

Второй этап.Критерием перехода ко второму этапу обучения

ходьбе является способность удерживать равновесие на протезированной конечности при сохранении правильной осанки в течение

2—3 с. Цель этапа — сформировать умение ритмичной ходьбы в

двухопорной фазе шага. Элементы шага включают: сгибание коленного шарнира, вынос протеза вперед, опору на пятку искусственной

стопы, перекат с пятки на носок с одновременным переносом веса

тела на протез. Четырем элементам шага соответствуют четыре фазы

управления протезом. В первой фазе сгибание в коленном шарнире

достигается движением культи вперед. Вторая фаза осуществляется

за счет дальнейшего выноса культи вперед, пока под действием голенооткидного механизма не произойдет разгибание коленного шарнира. Переходя к третьей фазе, необходимо опереться на пятку искусственной стопы и при этом выполнить движение культей назад,

нажимая на заднюю стенку приемной гильзы. В четвертой фазе шага,

продолжая опираться культей на заднюю стенку приемной гильзы,

следует перенести вес тела на протез, совершая одновременно перекат с пятки на носок.

Частные задачи

1. Добиться удержания протеза при разогнутом положении тазобедренного сустава.

2. Добиться полного переката стопы с задней части на переднюю.

3. Добиться симметричности длины шагов.

4. Добиться своевременного переноса веса тела с протеза на здоровую ногу.

5. Добиться полного разгибания в коленном шарнире и сохранения правильной осанки во время ходьбы.

6. Добиться равномерности и ритмичности походки.

Примерные упражнения

1. Стоя лицом к опоре, перекаты с пятки на носок.

2. Стоя лицом к опоре, сгибание-разгибание ног в коленном

3. Сгибание-разгибание протеза в коленном шарнире, стоя боком к опоре или с опорой на трость.

4. Стоя боком к опоре, сгибание протеза в коленном шарнире,

вынос протеза вперед и постановка его на пятку, перекат с пятки на

носок с одновременным переносом веса тела на протез, шаг вперед-

5. Стоя боком к опоре, выпады вперед.

6. Повороты налево-направо стоя у опоры.

7. Ходьба вдоль гимнастической стенки приставным шагом.

8. Ходьба между гимнастических брусьев.

9. Ходьба при помощи ходунков.

10. Ходьба с костылем, двумя или одной тростью перед зер-

11. Ходьба по отметкам, нанесенным на полу, на расстоянии среднего шага ребенка.

12 Ходьба под метроном, музыкальное сопровождение или слет

13. Передвижения по гимнастической стенке.

Критерием возможности перехода к третьему этапу обучения

является координированное выполнение шаговых движений обеими

ногами при сохранении равновесия и правильной осанки.

Третий этап.На данном этапе основной целью является совершенствование техники ходьбы. Широко применяются упражнения, направленные на формирование дополнительных вариантов ходьбы в различных внешних условиях.

Примерные упражнения

1. Ходьба приставным шагом по гимнастической стенке.

2. Ходьба с изменением скорости, поворотами и остановками.

3. Ходьба через барьеры и препятствия.

4. Ходьба с мешочком песка на голове.

5. Ходьба, толкая мяч протезой.

6. Ходьба с манипулированием предметами.

7. Ходьба по лестнице.

8. Ходьба без зрительного контроля.

9. Передвижение на самокате, лыжах, финских санял.

Обучение ходьбе считается законченным, когда ребенок может

пройти на протезе без отдыха достаточно большое расстояние, без

выраженных признаков утомления и каких-либо изменений со стороны культи. Длительность третьего этапа зависит от физической

подготовленности ребенка, его возраста, качества изготовления протеза и других причин. Общая продолжительность периода обучения

ходьбе на протезе бедра составляет несколько недель.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.