Какие суставы должны фиксировать шина при переломе бедра

Травмы бедра – явление, с которым можно столкнуться даже в повседневной жизни. Не только спортсмены или каскадеры попадают в ситуации, когда ломаются бедренные кости, но и далекие от спорта люди.

Существует три разновидности повреждений:

  • Травматические – при тяжелых нагрузках динамического характера. Они бывают открытыми, закрытыми, внутрисуставными.
  • Патологические — по причине дисфункции костной ткани.
  • Хронические – вследствие длительного физического давления (у людей, занимающихся активным видом спорта).

Любое повреждение может быть усугублено смещением осколков. При открытых есть опасность проникновения бактерий в кровь, а при тяжелых — риск шока.

Суставы, которые могут повредиться при переломе бедра


Причиной нарушения целостности проксимального отдела (шейки и вертельной области) бедренной кости является падение набок.

  • искаженный вид сустава;
  • болевые ощущения в тазобедренной области;
  • затруднение при попытке быстрой смены положения ноги;
  • уменьшение длины поврежденной конечности.

Транспортная иммобилизация при переломе бедра

Иммобилизацией называют фиксированное обездвиживание сломанной конечности.

Для перемещения пострадавшего закреплению подлежат суставы, примыкающие к поврежденной ноге:

  • коленный;
  • голеностопный;
  • тазобедренный.

Необходимо иметь шины:

  • наружную;
  • заднюю;
  • внутреннюю.

Все фиксаторы должны тесно прилегать к конечности.

После принятия перечисленных мер необходимо доставить пострадавшего в травмпункт.

Если повреждена шейка бедра

Иммобилизация при переломе шейки бедра осуществляется по правилам:

  • положить пострадавшего на спину;
  • если есть ярко выраженный болевой синдром – дать анальгетики;
  • провести необходимые действия по фиксации;
  • запрещено лишний раз тревожить больную часть тела, чтобы не нанести повреждение;
  • одежду стоит разрезать, а если на улице низкая температура – утеплить сломанную конечность;
  • передвижение осуществлять в лежачем состоянии на жестком приспособлении (переноске).


Шина Дитерихса при переломе бедра

Наложение проводится методом подгонки шины под рост:

  1. Придать внешней бранше размер от пятки до подмышки, а внутренней – от паха до пятки.
  2. Шины необходимо сместить так, чтобы они выходили за пределы стопы на расстоянии 8-12 см.

Фиксация бранши вокруг конечности достигается при помощи шпеньков, поэтому прорези должны оказаться друг напротив друга. Для исключения возможности смещения шины закрепляются повязкой или бинтом.

Чтобы не допустить травм в точках упора приспособлений, под них и под стопу подкладывают что-нибудь мягкое. Если недостаточно надежно зафиксировать пятку, то иммобилизация не принесет пользы.

Для надежности необходимо наложить несколько слоев ваты в точки соприкосновения бранши с:

  • лодыжкой;
  • областью вокруг большого вертела;
  • коленом.

Обе бранши крепят к проволочным приспособлениям дощечки под подошвой и привязываются к туловищу лямками.

Ногу следует вытянуть до уровня исправления, следя за тем, чтобы планки плотно соприкасались с пахом и подмышечной впадиной. Затем пятка прикрепляется закруткой к нижней поперечной доске.

Заключительно проводят фиксацию бранши к корпусу бинтами по всему телу, уделяя особое внимание областям груди, голени и бедра.

При необходимости перемещения используют кольца из медицинского бинта в 8 слоев.

Дополнительно применяются шины Крамера, чтобы повысить прочности конструкции, облегчить смену позы и перемещение пациента. Они крепятся друг с другом, и полученная деталь накладывается от лопаток до нижней трети голени. Неправильное наложение шины чревато вывихом сустава.

Техника применения лестничных шин


Наложение шины на бедро начинается с подготовки материала. Порядок действий:

  1. Скрепить по длине 2 шины, согнув нижний конец одной на уровне 20 см от конца. Данная деталь предназначена для внешней поверхности ноги и боковой стороны тела до подмышки.
  2. Первая шина подгоняется под внутреннюю часть бедра.
  3. Вторая часть конструкции формируется с выемкой для стопы и при коленном суставе.

Фиксирование ноги лестничными шинами осуществляется по методике Дитерихса.

Шинирование подручным материалом

В экстренных ситуациях может не оказаться специализированных устройств для иммобилизируемой конечности. В таком случае могут быть использованы жесткие средства: доски, палки. Их размер зависит от габаритов пострадавшего. При отсутствии медицинских бинтов допускается также накладывать гибкие мягкие материалы.

Иммобилизация как метод лечения при переломе

Правильная фиксация ноги является неотъемлемой составляющей выздоровления.

При отсутствии знания четкой последовательности действий по оказанию первой медицинской помощи необходимо дать пострадавшему анальгезирующие препараты и успокоить его до приезда квалифицированных специалистов. Любое перемещение пациента запрещено.

Лечение перелома бедра путем иммобилизации проводится в соответствии со следующими правилами:

  1. Место поражения обрабатывают обезболивающими средствами для местного применения. Чаще используется Новокаин или Лидокаин.
  2. Костное натяжение – протяженность не более 10 дней.
  3. Освобождение конечности от удерживающих средств.
  4. Движение пациента с одного бока на другой.
  5. Придание сидячего положения.
  6. Вставать при помощи костылей через 20 суток.
  7. Выписка (при отсутствии необходимости дальнейших действий врача).

Отводящий ортез на тазобедренный сустав

При сохранении болей после перелома бедра назначается курс противовоспалительных и обезболивающих препаратов.


Снижению нагрузки на бедро и скорому выздоровлению способствует ношение фиксирующего бандажа. Основные свойства ортеза:

  1. Крепко фиксирует бедро.
  2. Уменьшает давление на кость.
  3. Возможность фиксация тазобедренного сустава в состоянии отведения.
  4. Способствует уменьшению отеков и болевых ощущений.
  5. Регулируется в зависимости от параметров тела.
  6. Пластиковые части ортеза просты в использовании.

Иммобилизация при переломе бедра сводит к минимуму травмирование прилегающих тканей обломками кости. Благодаря правильно оказанной первой медицинской помощи пострадавшему снижается вероятность осложнений. При отсутствии знаний и навыков необходимо неотложно вызвать специалистов.

При нарушении целостности бедренной кости важно качественно и быстро зафиксировать нижнюю конечность пострадавшего, чтобы предотвратить смещение отломков и развитие серьезных осложнений. Человеку, оказывающему первую доврачебную помощь, необходимо знать правила наложения шины и протяженность транспортной иммобилизации при переломе бедра подручными средствами либо специальными медицинскими приспособлениями.

Зачем фиксировать поврежденную конечность


Бедренная кость — самая длинная в теле человека. При нарушении ее целостности травмируются мышечные ткани, а также высока вероятность повреждения крупных нервных волокон и кровеносных сосудов. Закрытый перелом при несвоевременной или неправильной фиксации ноги может приобрести открытую форму вследствие разрывов кожных покровов отломками кости. При этом возникает угроза развития у пострадавшего шокового состояния и обильного кровотечения.

В любом случае при переломе бедра различной локализации необходимо тщательно зафиксировать нижние конечности и надежно обездвижить пораженные суставы для дальнейшей перевозки больного в хирургическое отделение.

Когда необходимо ограничить подвижность ноги

Травмы бедра бывают самые разнообразные. При огнестрельных ранениях кость раздробляется на множество осколков. Переломы могут быть вколоченными с менее выраженными признаками. Наложение шины является обязательным мероприятием при переломах бедра, независимо от характера их возникновения или места расположения.


К переломам проксимального (верхнего) отдела бедренной кости относятся повреждения целостности шейки бедра, а также малого и большого вертелов. Повреждения верхней части бедра проявляются следующими симптомами:

  • чувство боли в паху или тазобедренном суставе;
  • поврежденная конечность вывернута кнаружи;
  • нога со смещенным переломом становится короче здоровой;
  • невозможность поднятия прямой ноги в положении лежа;
  • при вертельных переломах имеются кровоподтеки, отечность.


Переломы диафиза (тела) бедренной кости проявляются выраженной клинической симптоматикой с развитием болевого шока и сильного кровотечения. При этом наблюдается ряд характерных признаков:

  • резкая боль;
  • под действием прикрепленных к бедру мышц отломанные кости смещаются;
  • неестественное положение, укорочение нижней конечности;
  • патологическая подвижность;
  • кровотечение, гематома, отек.

Мыщелковые переломы, расположенные на дистальном (нижнем) конце бедра, также могут сопровождаться смещением, но основными признаками нарушения их целостности являются:


  • резкая боль в нижней трети бедра и коленном суставе;
  • кровоизлияние в сустав, его объем увеличен;
  • отломки смещаются в сторону и вверх;
  • при переломе наружного мыщелка голень отводится кнаружи, внутреннего – отклоняется вовнутрь.

Внутрисуставные переломы отличаются умеренной болезненностью в состоянии покоя, резко усиливающейся во время движений. У пострадавших с вертельными переломами подвижность меньше, чем у пациентов с повреждениями шейки бедра. При вколоченных переломах симптомы менее выражены, зачастую люди с подобной патологией способны опираться на больную конечность.

Какие суставы могут повредиться при переломе бедра

Переломы в зависимости от расположения бывают суставными и внесуставными. Если линия перелома проходит внутри суставной полости, перелом является внутрисуставным; если кость повреждена за пределами сочленения – внесуставной. При переломе бедренной кости могут повредиться суставы, которые она образует.

Кость бедра имеет трубчатое строение, состоит из двух эпифизов (концы) и диафиза (тело). На проксимальном конце находится головка, суставной поверхностью которой оно сочленяется с тазовыми костями и образует тазобедренный сустав. При сочленении мыщелков нижнего отдела с надколенником и большеберцовой костью образуется коленный сустав.

Что применяют для иммобилизации

Для создания неподвижности в области нарушения целостности костей предпочтительно использовать специализированные табельные средства для первой медицинской помощи (пневматические шины, системы Дитерихса, проволочно-лестничные шины Крамера и др.), которые должны быть в арсенале спасательных служб. Если беда застала врасплох, следует соорудить шину из подручных предметов.

При переломах тела бедренной кости на поврежденную конечность накладывают шину Крамера, Дитерихса или самодельные конструкции. Гипсовая повязка при травмах диафиза не сможет надежно фиксировать отломки в анатомически правильном положении. Кокситные гипсовые повязки длиной от паха до лодыжки накладывают при мыщелковых переломах. Если есть смещение, сначала необходимо выполнить сопоставление отломков.

При переломе шейки для фиксации применяют каркасные либо мягкие бандажи. Они эффективно снижают нагрузку на бедро, способствуют скорейшему восстановлению функциональности сустава. Гипсовые конструкции, лангеты или шины применяются реже.

Порядок наложения шины для фиксации травмированной конечности


Во время оказания первой помощи пострадавший должен находиться в положении лежа. Основное правило иммобилизации заключается в том, что при переломе бедра подлежат фиксации суставы всей нижней конечности: голеностопный, коленный, тазобедренный. При наложении шины необходимо руководствоваться следующими рекомендациями:

  • нельзя переносить больного, не обездвижив поврежденную ногу;
  • запрещается снимать с пострадавшего одежду, при необходимости ее разрезают;
  • нужно остановить кровотечение, если оно есть, обработать раны антисептиком;
  • готовят 3 шины, одна длиннее, две короче (по размерам шины подгоняют индивидуально), обматывают ватой и бинтом;
  • пятку располагают под прямым углом к ноге;
  • для фиксации более эффективным считается спиралевидная повязка бинтом.

Наложенная по всем правилам шина позволяет уменьшить болевой синдром, предотвратить развитие шокового состояния и обезопасить пострадавшего при дальнейшей доставке его в лечебное учреждение.


Особенность данных конструкций – возможность незначительно вытянуть ногу и сопоставить отломки бедра. Шина Дитерихса состоит из двух раздвижных браншей, пластины для стопы, скоб и винтов для крепления конструкции. Накладывают шину в следующей последовательности:

  • подгоняют бранши по размеру пострадавшего: наружная – от подмышки, внутренняя – от промежности, обе должны выступать за линию стопы на 12 см;
  • поверхности, которые будут прилегать к телу больного, обкладывают ватой и обматывают бинтом;
  • голеностоп покрывают ватой, пластину перебинтовывают со стопой;
  • присоединяют к пластине боковые бранши, кладут ватные валики около колена и тазобедренного сустава, прикладывают длинные части шины к ноге по бокам;
  • закрепляют лямки или ремни, проведенные через специальные отверстия браншей;
  • медленно потягивают стопу до восстановления нормального анатомического состояния ноги, фиксируют закрутками;

На завершающем этапе осуществляют прочное циркулярное наложение бинта начиная с области торса до пальцев, уделяя особое внимание бедру и голени. При отсутствии шин Дитерихса используют лестничные конструкции.


Системы Крамера представляют собой гибкие металлические конструкции в виде лестницы. Несмотря на то что данные устройства менее прочно иммобилизуют конечности, чем шины Дитерихса, их преимуществом является возможность придания нужной формы и фиксирования повреждений любой локализации.

Наложение шины Крамера при переломе бедра осуществляется в следующем порядке:

  • можно использовать 2 части, но эффективнее изготовить шину из 3 пластин;
  • нижнюю часть загибают для расположения стопы;
  • изолируют твердые места ватой;
  • прикладывают пластины к ноге.

Лестничные металлические пластины Крамера закрепляют бинтом, как шины Дитерихса.

Особенности транспортной иммобилизации


Обездвиживание конечности при переломе бедра на время транспортировки пострадавшего в учреждение здравоохранения осуществляется для обеспечения покоя травмированной части тела. Главными задачами транспортной иммобилизации являются:

  • уменьшение болевых ощущений, отечности;
  • предотвращение смещения отломков, развития шока, вторичного травмирования мышечных тканей, сосудов, нервов, кожных покровов.

Фиксационная иммобилизация для безопасной перевозки больного выполняется при помощи жестких металлических, деревянных или пластиковых конструкций. Для экстензионного транспортного обездвиживания с элементами вытяжения конечности применяются шины Дитерихса. Кровотечение останавливают наложением жгута, обязательно отмечают время. Если отмечается посинение или онемение ноги, повязку ослабляют.

Обездвиживание ноги при повреждении шейки бедра

Шейка является самой тонкой областью кости бедра, особенно уязвима у пожилых людей с хрупкой костной тканью. Зачастую переломы в данной зоне протекают в скрытой форме и диагностируются на поздних стадиях. Если нет противопоказаний, таким пациентам показано хирургическое протезирование.

Фиксирующую иммобилизацию по общим принципам выполняют при травмах шейки бедра, сопровождающихся выраженным болевым синдромом, а также невозможностью поднятия вверх прямой ноги, лежа на спине. Конечность обездвиживают различными видами жестких шин: Дитерихса, лестничными либо импровизированными.

Шинирование подручными средствами


Самодельные фиксирующие конструкции изготавливают из подручных предметов, которые найдутся на месте происшествия. Подойдут любые палки, рейки, доски, металлические прутья, куски пластика, фанера. Для подложки используют картон, одежду, постельные принадлежности. Если имеются открытые раны, важно предотвратить инфицирование раневой поверхности.

Переломы бедренной кости и повреждение образованных ее поверхностями суставов являются тяжелыми травмами, угрожающими жизни пострадавшего. При наличии признаков перелома бедра правильно оказанная первая помощь помогает предотвратить дальнейшее повреждение тканей отломками кости, избежать серьезных осложнений, ускорить процесс лечения и реабилитации.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.