Наложение шин из подручного материала при переломе костей плеча голени

Нижние конечности находятся на втором месте по частоте травматичности после рук. Неудачное падение с подвывихом стопы, внезапный сильный удар, дорожно-транспортные аварии, возрастные изменения являются причинами перелома в голени. Такие заболевания, как диабет и остеопороз, снижают плотность костей и приводят к переломам при малейших нагрузках. В оказании первой помощи важную роль играет наложение шины.

В зависимости от характера травмы используют шину Дитерихса, Крамера, пневматическую или самодельную шину. Конструкция Дитерихса не только фиксирует конечность, но и вытягивает ее. Шина Крамера назначается также при растяжениях и вывихах. Пневматическое изделие не используют при открытых переломах. При отсутствии под рукой медицинской шины можно соорудить конструкцию из подручных материалов. Если травма открытая, перед наложением шины рану следует обработать антисептиком.

Очень важно знать, как наложить шину при переломе костей голени и оказать первую первую помощь при переломе костей голени. Полезно также же знать и как оказать первую помощь при переломе голени.

Разновидности шин

В оказании первой необходимой помощи важным аспектом считается правильное использование шины. Существует несколько разновидностей шин от современных до самодельных, но принято выделять четыре разновидности в зависимости от характера перелома. Грамотное наложение шины при переломах в области голени повышает шансы пострадавшего на полное излечение без последствий.


Шина Дитерихса представляет собой две планки с возможностью регулировки длины и отдельную подошвенную пластину. Выполнена из фанеры с металлическими скобами и закрутками. Шина накладывается на поврежденную конечность, под костные выступы прокладывают вату, чтобы не травмировать ткани и сосуды. Ее особенность в том, что она одновременно фиксирует и вытягивает кость голени. Как видно, техника ее наложения проста и не требует специальных знаний.


Шина Крамера представляет собой конструктор из отдельных деталей, благодаря которым можно собирать разные по высоте и форме конструкции. Прежде чем наложить пострадавшему на голень шину, следует на себе примерить ее конструкцию либо сформировать ее на здоровой ноге пострадавшего. В пустоты также прокладывается вата, затем вся конечность обматывается бинтами. Шина Крамера применяется не только при переломах, но также при вывихах и растяжениях. Интересно почитать как применять проволочную шину для верхних и нижних конечностей.



Это наиболее современный вид шины, представляет собой плотный чехол на молнии, оборудованный насосом для накачивания внутрь воздуха. Она недоступна в свободной продаже, входит в набор скорой помощи, потому что ее применяют только при несложных переломах. Открытый перелом со смещением для нее не подходит. Особенность пневматической шины в том, что она может полностью повторить контур ноги. Для этого ногу вводят внутрь, шину натягивают на голень, застегивают и с помощью рта или насоса накачивают воздух. Она очень удобна в транспортировке, защищает от влаги и грязи, свободно проницаема для рентгеновских лучей.

Когда рядом нет аптеки, то оказать помощь пострадавшему можно при помощи шины, сооруженной из подручных материалов. Для этого подойдут две ровные плоскости, в качестве них могут использоваться ветки с деревьев, доски, проволока. Стоит обратить внимание, чтобы на материалах не было острых концов, так как они могут травмировать кожу и сосуды. Обе плоскости прикладывают с внешней и внутренней стороны голени, фиксируют бинтами.

Если под рукой нет подходящих материалов, то в качестве ровной направляющей может выступать здоровая нога. Обе конечности складывают вместе и забинтовывают.

Правила наложения


В первую очередь следует дать обезболивающее пострадавшему. Бывают случаи, когда происходит травматический шок, человек не чувствует боли и поэтому пытается встать. В таких ситуациях не рекомендуется больного оставлять одного. Полное обездвиживание позволяет не нанести еще больший вред голени. Лучше снять обувь, если травма позволяет. Перемещение пострадавшего без обездвиживания запрещено.

Если травма открытая, то ее необходимо обработать антисептиком, остановить кровотечение жгутом выше голени. При этом важно приложить записку, в какое время был наложен жгут. На рану накладывают стерильную повязку.

Голень освобождают от ткани, если это невозможно, то желательно ее расправить, чтобы складки не причиняли неудобства. Если удалось снять одежду, то место травмы рекомендуется обработать антисептиком, например хлоргексидином.

По обе стороны ноги (с внутренней и внешней) накладывают шины, затрагивая суставы голеностопа и колена. Пустоты между ногой и фиксатором лучше проложить ватой или использовать ткань одежды. Иммобилизацию следует производить осторожно, чтобы дополнительно не травмировать ногу, но и стараясь при этом максимально выровнять ее вдоль оси с помощью закруток. Вся конструкция крепится ремнями. Затем к стопе прикладывают подошвенную планку и уже потом всю конструкцию необходимо обмотать бинтом. Старайтесь делать это не туго, но и так, чтобы шина не могла двигаться. Позже следует наблюдать за цветом кожи свободного участка ноги. Побеление или посинение признаки нарушения кровообращения.

Так выглядят основные правила наложения транспортной шины при переломах и других травмах костей голени.

Импровизированную шину из подручных материалов лучше накладывать прямо на одежду во избежание повреждения кожных покровов. Транспортировка пострадавшего в больницу происходит в лежачем состоянии либо при помощи костылей. Чем раньше лечением больного займутся специалисты, тем выше шансы на скорое выздоровление.

Причинами травмы плеча бывают неудачное падение, сильный удар, автомобильная авария. Риск осложнений после перелома высок при повреждении сосудов, нервных волокон. Предупредить последствия можно посредством иммобилизации кости в области травмы.

  1. Назначение шины
  2. Виды иммобилизации
  3. Техника применения
  4. Особенности использования подручных средств
  5. Наложение стандартных шин

Назначение шины


В травматологии шиной называют импровизированный или стандартизированный фиксатор для участков тела, предназначение которого в профилактике и лечении костных патологий.

Обеспечение неподвижности отломков кости особенно важно в доврачебный период. Шинирование предотвращает движение фрагментов кости и повреждение ими сосудов, нервных волокон, мягких тканей.

Транспортировка пострадавшего в лечебное учреждение — важный этап оказания первой помощи.

Наложение шины после перелома плеча снижает болевые ощущения, предупреждает развитие шока. Для иммобилизации применяют специальные медицинские приспособления, но в условиях длительного ожидания помощи или ее отсутствия можно самим сделать шину из подручного материала (фанеры, картона, косынки, одежды).

Виды иммобилизации


Принято различать фиксацию конечности по созданию оптимальной среды пораженного участка:

  • для транспортировки больного в медицинское учреждение;
  • в лечебных целях.

К транспортным видам иммобилизации относят:

  • аутоиммобилизацию, использование здорового участка тела — верхнюю конечность прибинтовывают к туловищу;
  • фиксацию плеча подручными материалами;
  • применение стандартных конструкций.

Известными фиксационными шинами в медицинской практике считают следующие приспособления:

  • лестничную из мягкой проволоки (шину Крамера — по имени автора);
  • пневматическую конструкцию.

В лечебных целях применяют дистракционные шины, предназначенные для обездвиживания участка и вытяжения.

Техника применения

Правильное шинирование обезопасит поврежденный участок от развития осложнений в период транспортировки в лечебное учреждение. Техника применения средства зависит от вида шины. Соблюдение общих правил распространяется на любые способы фиксации конечности

При переломе плеча следует:

  • остановить перед фиксацией конечности кровотечение;
  • провести адекватное обезболивание;
  • найти способ физиологичного закрепления руки;
  • закрепить три сустава, иммобилизовать всю конечность до здорового плеча;

Шину накладывают поверх одежды. Угол сгиба в локтевом суставе должен составлять примерно 90°. Фиксацию производят бинтами, тесьмой от периферии к центру. Пальцы оставляют свободными для наблюдения за кровообращением. В холодное время важно утеплить конечность, не допустить обморожения во время транспортировки.


В качестве подручного средства для наложения шины пригоден картон от упаковочных коробок. Потребуется две части длиной, соответствующей расстоянию:

  • от плеча до локтевого сустава;
  • от локтя до пальцев.

Лист картона нужно согнуть и завернуть края для образования желоба. Его прикладывают к руке, согнутой в локте и фиксируют бинтом. Шина должна охватывать конечность целиком от пальцев по задненаружной стороне предплечья и плеча.

Картонная шина вполне пригодна для транспортировки пострадавшего в медицинское учреждение. Руку закрепляют на косынке, подвешенной на плече.

В отсутствии плотного материала типа картона или листа фанеры иммобилизацию осуществляют с подвешиванием конечности на косынку и фиксацией к туловищу (повязка Дезо). В подмышку следует положить небольшой валик из платка, шарфа.


Арсенал стандартных шин включает следующие разновидности:

  • лестничные;
  • пневматические.

Наиболее востребованной в медицинской практике является шина Крамера, которая известна уже много лет. Лестничная конструкция представляет собой проволочный каркас. Шина по внутренней поверхности (поверхность к больному) прокладывается ватой, валик вставляется в локтевой изгиб шины.

Вата прибинтовывается к шине бинтом. Преимущество приспособления — в гибкости, широком моделировании под анатомические особенности пациентов.

Процесс наложения шины проходит поэтапно:

  1. Моделирование конструкции от кончиков пальцев до локтя. В этом месте перегибается под прямым углом. Далее шина проходит к плечевому суставу через позвоночник и до здорового плеча.
  2. Формирование желобка в шине под локтевой участок руки.
  3. Укладывание конечности на основу с использованием ваты и марли.
  4. В подмышечную впадину вставить валик из ваты и марли величиной с кулак.
  5. Фиксация с помощью бинта. Предплечье и кисть должны лежать на шине тыльной стороной (!) так, чтобы ладонь смотрела вверх.

Каждый этап шинирования важен для правильной иммобилизации, профилактики движения отломков, сопутствующих осложнений.

Пневматические шины используются сравнительно недавно. Конструкция очень простая, состоящая из тканевого мешка с воздухонепроницаемыми стенками в два слоя.

Рука пострадавшего помещается внутри пневмошины. Далее присоединяют к специальному отверстию насос и накачивают воздух. Прочная фиксация конечности обеспечивает надежную иммобилизацию.

Перелом плеча — серьезное повреждение. Грамотное наложение шины уменьшает болевые ощущения, существенно снижает риск осложнений.

Транспортировка пострадавшего

• При переломе и вывихе нижней конечности - в положении лёжа на спине.

• При вывихе или переломе верхней конечности – свободное положение, при общей слабости – сидя или лёжа.

• При переломе грудного отдела позвоночника пострадавшего укладывают на спину на жёсткую поверхность и фиксируют к ней. Если пострадавший находится в бессознательном состоянии, то его укладывают на живот, подложив под верхний отдел грудной клетки и лоб валики, для избежания удушения запавшим языком или же вдыханием рвотных масс. В положении на животе транспортируют пострадавших и при переломах поясничного отдела позвоночника. При переломе позвоночника транспортировать пострадавшего самим только в случае реальной угрозы для его жизни, лучше дождаться прибытия скорой помощи.

• При переломах таза пострадавшего укладывают на доску или же прямо на носилки с согнутыми в коленях ногами, причем под колени подкладывают валик.(положение лягушки) Еще перед укладыванием пострадавшего область таза туго забинтовывают.

• При переломе рёбер и грудины – полусидя.

• При переломе костей черепа голову иммобилизируют при помощи пращевидной повязки, которую укрепляют под подбородком и привязывают к носилкам. Если пострадавший находится в бессознательном состоянии, причем возникает опасность удушения запавшим языком, то голову следует фиксировать бинтами в положении на боку. Для этого вокруг головы и под подбородком накладывают повязку, концы которой крепко привязывают к ручкам носилок. При переломе костей черепа транспортировать пострадавшего самим только в случае реальной угрозы для его жизни, лучше дождаться прибытия скорой помощи.

• При вывихе или переломе челюсти и ключицы – в положении сидя.

• при сотрясении головного мозга – на животе, подложив под голову мягкую подстилку

Для иммобилизации переломов костей применяют стандарт­ные шины различных образцов. Кроме них используют подруч­ные средства, годные для иммобилизации (доска, палка, куски фанеры, картона, лыжи и т. п.).

Табельные шины(фанерные, сетчатые, лестничные и транс­портные), как правило, применяют только медицинские работ­ники, так как они должны иметь специальные комплекты, предназначенные для оказания помощи пострадавшим.

К подручным средствамприбегают в условиях, когда на месте происшествия нет медицинских работников со средствами оказания помощи. Такие случаи встречаются значительно чаще, чем возможность оказания немедленной помощи медицинскими работниками. Поэтому умение приспособить различные мате­риалы для иммобилизации переломов имеет большое практи­ческое значение, особенно в полевых условиях, в наряде по охране границы.

При переломе плечевой костипользуются табельными боль­шими лестничными шинами. Руку сгибают в локтевом суставе под прямым углом, ладонью к животу, пальцы полусогнуты. В подмышечную впадину вкладывают комок ваты (можно свер­нуть валиком пилотку, полотенце), который укрепляют бинтом через предплечье здоровой руки. Шину моделируют по разме­рам и контурам поврежденной руки (моделируют по здоровой руке) так, чтобы она начиналась от плечевого сустава здоровой руки, проходила через спину по подлопаточной области (боль­шой стороны) и затем по задненаружной поверхности плеча и предплечья и заканчивалась у основания пальцев, т. е. захва­тывала всю конечность. Шину прибинтовывают к руке и час­тично к туловищу. После этого руку подвешивают на косынке (ремне) или прибинтовывают к туловищу.

При отсутствии табельных средств берут две дощечки или другие удобные предметы. Одну из дощечек накладывают с внутренней стороны плеча так, чтобы верхний конец ее доходил до подмышечной впадины, а другую – с наружной стороны. Верхний конец ее должен выступать за плечевой сустав. Нижние концы обеих дощечек должны выступать за локтевой сустав. До­щечки прибинтовывают к плечу выше и ниже места перелома. Между туловищем и плечом кладут сверток одежды. Пред­плечье подвешивают на косынке.

При отсутствии табельных или подручных средств согнутую в локте руку берут на косынку (ремень), а затем прибинтовы­вают к туловищу.

При переломах костей предплечьяиспользуют подручные средства таким образом, чтобы длина их была несколько боль­ше длины предплечья. При переломах обеих костей предплечья накладывают две дощечки (с ладонной и тыльной стороны) так, чтобы они начинались от концов пальцев и кончались, выступая за локтевой сустав. Дощечки укрепляют выше и ниже места перелома, руку подвешивают на косынку (ремень) и т. д.

При отсутствии табельных и подручных средств при пере­ломах костей предплечья можно:

повесить руку на косынку или ремень, а плечо прибинто­вать к туловищу;

рукав в области предплечья пристегнуть к гимнастерке бу­лавкой, предварительно согнув руку в локте.

При переломе костей кистина кусок доски (фанеры) укла­дывают и прибинтовывают не только кисть, но и предплечье, подложив под ладонь комок ваты (пилотку), чтобы пальцы были полусогнуты. Руку подвешивают на косынку или ремень.

При переломе бедраиз подручных средств лучше всего ис­пользовать две доски шириной 8 – 10 см. Одну из досок укла­дывают снаружи так, чтобы она верхним концом упиралась в подмышечную впадину, а нижним – выступала за подошву. Вторую, более короткую доску располагают по внутренней поверхности ноги так, чтобы ее верхний конец упирался в про­межность, а нижний – выступал за подошву. Обе доски при­бинтовывают к конечности, а верхнюю часть наружной доски – к туловищу с помощью бинтов, ремней и т. д.

При переломе костей стопынакладывают две лестничные шины. Одну размещают от кончиков пальцев до подошвенной поверхности стопы и затем, согнув под прямым углом, вдоль задней поверхности голени почти до коленного сустава. Другую шину, изогнутую в форме буквы Г, накладывают вдоль наруж­ной поверхности голени с таким расчетом, чтобы она охватила подошвенную поверхность стопы наподобие стремени. Шины прибинтовывают к конечности.

При всех переломах конечностей стопа фиксируется в по­ложении тыльного сгибания под углом 90°.

Перелом позвоночникавозникает при падении с высоты, за­валивании тяжестями, прямом и сильном ударе в спину (авто­травма); перелом шейного отдела позвоночника часто является следствием удара о дно при нырянии. Признаком перелома позвоночника является сильнейшая боль в спине при малейшем движении.

Пострадавшего с помощью четырех человек укладывают на ровную твердую поверхность – деревянный щит, доски, береж­но транспортируют в ПМП.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Особенности отработки нормативов по ВМП

Нормативы по военно-медицинской подготовке в ходе занятий и тренировок отрабатываются на исправных учебно-тренировочных средствах.

Медицинские укладки должны быть полностью укомплектованы медицинским имуществом (учебным или штатным) для отработки нормативов. Инструмент и приспособления, используемые при выполнении нормативов, должны быть приведены в рабочее состояние.

Норматив считается выполненным, если при работе соблюдены условия его выполнения и не было допущено нарушений требований безопасности, а также уставов, наставлений, инструкций и руководств.

За нарушение последовательности выполнения норматива, которое не привело к авариям, поломке (порче) медицинского имущества, а также за каждую ошибку, приводящую к нарушению условий выполнения норматива, требований уставов, руководств, наставлений, инструкций, оценка снижается на один балл.

При выполнении нормативов личным составом в средствах защиты кожи (ОЗК, Л-1 и т.п.) время увеличивается на 25%, а при работе в средствах защиты органов дыхания (противогазе, респираторе) - на 10%, кроме нормативов, выполнение которых предусмотрено только в средствах защиты.

При температуре воздуха минус 10 о С и ниже, плюс 30 о С и выше, при сильном дожде, снегопаде, время на выполнение нормативов увеличивается до 20%, при действиях ночью, если время для ночных условий не определено, оно увеличивается до 30%.

Порядок определения оценки за выполнения нормативов

Если норматив отрабатывается в процессе обучения несколько раз, то оценка за его выполнение определяется по последнему показанному результату или по результату контрольной попытки.

Индивидуальная оценка военнослужащему за выполнение нескольких нормативов по военно-медицинской подготовке определяется по оценкам, полученным за выполнение каждого норматива, и считается:

Оценка за выполнение одиночных нормативов подразделению выводится по индивидуальным оценкам обучаемых и определяется:

если не менее 70% обучаемых получили положительные оценки

Условия, порядок выполнения и методические указания по отработке норматива

Наложение шин из подручного материала при переломах костей верхних и нижних конечностей

Условия выполнения норматива

Порядок выполнения норматива

Шина накладывается на обмундирование. Время подготовки шины к применению не входит в норматив. Предварительного наложения повязки на травму не требуется.

Методические указания по отработке норматива

Признаками перелома плеча является выраженная боль и припухлость в области повреждения, резко усиливающаяся боль при движении, изменение формы плеча и суставов, ограничение движения в суставах или невозможность движения, ненормальная подвижность в области перелома плеча.

Наиболее эффективным и надежным способом транспортной иммобилизации при повреждениях плеча является использование лестничной шины длиной 120 сантиметров. Шина должна захватывать всю поврежденную конечность - от лопатки здоровой стороны до кисти на поврежденной руке и при этом выступать на 2–3 см за кончики пальцев.

Основными признаками повреждений голени является боль в месте повреждения, которая усиливается при движении поврежденной голени, деформация в месте повреждения голени и обширные кровоподтеки в области повреждения.

Показаниями к выполнению транспортной иммобилизации являются: открытые и закрытые переломы костей голени, огнестрельные ранения и обширные раны голени, глубокие ожоги и гнойно-воспалительные заболевания голени.

Лучше всего иммобилизация поврежденной голени достигается Г-образно изогнутой отмоделированной задней лестничной шиной длиной 120 сантиметров и двумя боковыми лестничными или фанерными шинами длиной по 80 сантиметров.

Подготовительные действия, не входящие в условия норматива

Порядок
выполнения приема

Слушают и запоминают характер и место перелома.

1. При использовании для иммобилизации поврежденного плеча лестничной шины длиной 120 см:

На себе дополнительно изгибает шину по контурам спины, задней поверхности плеча и предплечья. Часть шины, предназначенную для предплечья, выгибает в форме желоба.

Если шина недостаточной длины и кисть свисает, он наращивает нижний конец шины куском фанеры или куском толстого картона. Если же длина шины чрезмерна - ее нижний конец подгибает.

К верхнему концу шины прикрепляет два отрезка бинта длиной по 1,5 метра для фиксации верхнего конца шины к туловищу.

2. При использовании для иммобилизации поврежденной голени Г-образно изогнутой задней лестничной шиной длиной 120 см и двумя боковыми лестничных шин длиной по 80 см:

Одну Г-образную (заднюю) шину моделирует по размерам и контурам поврежденной ноги (на здоровой ноге), в обязательном порядке делает на шине углубление для пятки и икроножной мышцы и выгибает шину в подколенной области.

Нижний конец двух боковых лестничных шин изгибает Г-образно.

плохо смоделирована шина (отсутствует углубление для пятки и икроножной мышцы, нет выгибания шины в подколенной области);

Ложится на землю (подстилку)

Обучаемый делает полный шаг правой ногой вперед и немного вправо. Наклоняясь вперед, опускается на левое колено и ставит левую руку на землю впереди себя, пальцами вправо. Затем, опираясь последовательно на бедро левой ноги и предплечье левой руки, ложится на левый бок и быстро поворачивается на живот, раскидывает ноги слегка в стороны носками наружу.

Порядок выполнения норматива

Порядок
выполнения приема

1. Для наложения шины при переломе костей плеча:

обездвиживает поврежденную верхнюю конечность

Сгибает локтевой сустав поврежденной конечности под прямым углом. При этом предплечье располагает таким образом, чтобы ладонь кисти была обращена к животу.

В кисть поврежденной руки вкладывают валик серой ваты.

Оказывающий помощь прикладывает к поврежденной рук подготовленную к применению шину, верхний и нижний концы шины связывает тесьмой и укрепляет шину бинтованием.

Руку вместе с шиной подвешивает на косынке или перевязе.

Фиксирует верхний конец шины к туловищу двумя привязанными отрезками бинта длиной по 1,5 метра: проводит эти бинтовые тесьмы вокруг плечевого сустава здоровой конечности, делает перекрест, обводит вокруг груди и связывает их.

2. Для наложения шины при переломе костей голени:

обездвиживает поврежденную нижнюю конечность

Оказывающий помощь незначительно сгибает поврежденную ногу в коленном суставе, а стопу устанавливает по отношению к голени под прямым углом.

Отмоделированную заднюю Г-образно изогнутую лестничную шину длиной 120 сантиметров укладывает снизу поврежденной конечности так, чтобы подошва опиралась на Г-образный выступ. На шину и в области суставов подкладывает вату.

Две боковых, более коротких шины (по 80 сантиметров), накладывает по внутренней и наружной поверхности голени так, чтобы их верхние концы доходили до середины бедра, а нижние, Г-образно изогнутые, выступал за подошву.

Прибинтовывает шины к ноге марлевым бинтом.

Закрепляет повязку (булавкой или концами надорванной ленты бинта).

2. После подвешивания руки на косынку (закрепления повязки при переломе костей голени) останавливает секундомер и фиксирует время выполнения норматива.

Временные показатели и оценка за выполнение норматива

Военнослужащие

Оценка по времени (минут, секунд)

Наложение шины при переломе костей плеча

Наложение шины при переломе костей голени

Ошибки, снижающие оценку за выполнение норматива

1. Шина зафиксирована недостаточно.

2. Нарушена последовательность работы при наложении шины.

3. При иммобилизации плеча допущены ошибки:

а). отсутствуют тесемки на верхнем конце шины, что не позволяет надежно фиксировать плечо;

б). иммобилизованная конечность не подвешена на косынку или перевязь.

4. При иммобилизации голени допущены ошибки:

а). недостаточно зафиксирована стопы (нижний конец боковых шин не изогнут Г-образно);

б). недостаточно зафиксированы коленный и голеностопный суставы.

1. Шина не дает необходимой иммобилизации раненой конечности.

2. При иммобилизации плеча допущены ошибки:

а). плохо смоделирована шина.

3. При иммобилизации голени допущены ошибки:

а). плохо смоделирована шина (отсутствует углубление для пятки и икроножной мышцы, нет выгибания шины в подколенной области);

б). иммобилизация выполнена только задней лестничной шиной без дополнительных боковых шин;

в). при укреплении шины нога сдавлена тугим бинтованием.

Дальнейшие действия, не входящие в условия норматива

Порядок
выполнения приема

снимает шину с плеча

Развязывает два отрезка бинта длиной по 1,5 метра, которыми фиксировался верхний конец шины.

Снимает укрепляющие бинты с шины и конечности.

Снимает шину и развязывает тесьму, которая соединяла верхний и нижний концы шины.

Выпрямляет шину до исходного состояния.

снимает шину с голени

Освобождает повязку (расстегивает булавку или развязывает концы бинта).

Разбинтовывает шину и ногу.

Снимает две боковых и заднюю шину.

Убирает вату из-под суставов.

Выпрямляет шины до исходного состояния.

Встает с земли (подстилки)

Для вставания обучаемый переворачивается на живот. Подтягивает обе руки на уровень груди, одновременно с этим сводит обе ноги вместе, резко выпрямляет руки, поднимает грудь от земли, выносит правую (левую) ногу вперед и быстро встает.

Повреждения кости. Ушиб кости и травматический перелом. В результате ушиба например голени в области передневнутренней ее поверхности, где кожа и подкожная клетчатка прилежат к кости, возможно омертвение кожи и ее последующее отторжение. При ударах по малозащищенным мягкими тканями костям наступают не только очень болезненные ушибы надкостницы с ее отслоением, но и повреждения костей (трещины и переломы).

Перелом - нарушение анатомической целости кости вследствие травмы.

Признаки перелома:

- интенсивная боль в месте повреждения;

- нарушение формы и длины конечности по сравнению со здоровой;

- невозможность движения конечностью;

- патологическая подвижность (там, где ее не должно быть) в месте перелома.

Все травматические переломы можно разделить на 3 типа закрытый перелом, открытый перелом (если повреждаются наружные покровы тела), внутрисуставный перелом (если линия перелома проходит через суставную поверхность и кровь собирается в капсуле сустава, образуя гемартроз).

Различают патологические переломы (возникают на фоне измененной предшествующим заболеванием структуры костной ткани) и травматические, "обычные"; закрытые и открытые, то есть с наличием раны; без смещения или со смещением отломков кости; косые, поперечные и оскольчатые. Как правило, перелом - результат действия чрезмерной для кости механической нагрузки в момент травмы. Реже встречаются так называемые хронические переломы вследствие небольших, но продолжительных нагрузок.

Наибольшую опасность представляют открытые переломы, когда повреждается кожа, что создает возможность попадания в рану инфекции. Разрушение при переломе костной ткани и повреждение окружающих кость мягких тканей приводит к внутреннему или наружному (при открытом переломе) кровотечению. При множественных или тяжёлых открытых переломах крупных костей возможно развитие травматического шока.

Первая помощь при переломах костей должна включать остановку кровотечения, обезболивание, наложение повязки при наличии раны и транспортную иммобилизацию.

Иммобилизация –это создание условий для неподвижности поврежденной части тела.Иммобилизация обязательно должна быть применена при переломах костей, суставов, повреждении нервов, крупных сосудов, обширных повреждениях мышц, ожогах большой площади тела. В этих ситуациях движения, которые совершает пациент произвольно, или непроизвольно при транспортировке могут нанести вред его здоровью.

Транспортная иммобилизация –это создание неподвижности конечности на время, необходимое для доставки пациента в травмопункт или больницу. Она позволяет избежать дальнейшего повреждения окружающих место перелома сосудов, нервов, мягких тканей острыми костными отломками и, таким образом, уменьшает опасность развития травматического шока, значительной кровопотери и инфекционных осложнений. Транспортная иммобилизация накладывается на несколько часов, иногда на несколько дней, если стационар оказывается далеко от места происшествия.


Иммобилизация сломанных конечностей проводится при помощи табельных шин:

Транспортные шины.Они могут быть деревянными, проволочными, которые выпускаются нескольких типов, размеров, длиной 75—100 см, шириной 6—10 см,хорошо моделируются по рельефу конечности, применимы при повреждениях различной локализации, пластмассовыми, пневматическими, вакуумными. Такие шины выпускаются промышленностью и называют стандартными (рис.). При отсутствии стандартных шиныдля транспортировки используют импровизированные шины из подручного материала — досок, лыж, фанеры, прутьев и др. Основное правило наложения транспортной шины— иммобилизация двух сегментов, соседних с поврежденным. Например, при переломах костей голени шиныфиксируют бинтами к стопе, голени и бедру, при переломах плеча — к предплечью, плечу и грудной клетке.

Требования к транспортной иммобилизации следующие:

Шина должна быть наложена не только на место повреждения, а захватывая два ближайших сустава, иногда возникает необходимость в обездвиживании трех близлежащих суставов. Делается это для того, чтобы исключить движения в суставах, которые передаются на поврежденную конечность. Кроме того, при переломе конечности в близлежащем суставе может произойти вывих головки сломанной кости.

Сломанной конечности необходимо придать правильное положение. Эта мера уменьшает возможность травмы близлежащих тканей, сосудов и нервов. При открытых переломах на рану накладывается повязка.

Перед наложением шины, при возможности надо провести обезболивание.

Жесткая шина должна быть наложена на одежду, или в местах трения с костными выступами подкладывается вата, мягкая ткань.

Иммобилизация должна быть достаточной для создания неподвижности поврежденной кости, так как неправильная или неполная иммобилизация может привести к нанесению большего вреда, чем пользы.

Прежде всего, необходимо предотвратить попадание инфекции в рану и одновременно обездвижить поврежденную конечность. Это сделает менее болезненной последующую доставку пострадавшего в лечебное учреждение, а также уменьшит вероятность смещения отломков.

Запрещается исправлять деформацию конечности, так как это может усилить страдания больного, вызвать у него развитие шока!

При открытом переломе кожу вокруг раны необходимо смазать раствором йода, наложить стерильную повязку, после чего приступить к иммобилизации. Все виды переломов необходимо непосредственно на месте несчастного случая иммобилизировать с помощью транспортных шин или подручными средствами (доска, рейка, пучки хвороста и др.). Наиболее удобны в пользовании гибкие шины Крамера.


Еще раз повторим правила иммобилизации при переломе конечности:

- шина должна фиксировать не менее двух суставов, а при переломе бедра

- все суставы нижней конечности;

- подгонку шины проводят на себе, чтобы не нарушать положение травмированной части тела;

- накладывать шину поверх одежды и обуви, которые при необходимости разрезают;

- для предупреждения сдавливания тканей в местах костных выступов накладывают мягкий материал;

- шину нельзя накладывать с той стороны, где выступает сломанная кость.

Иммобилизацию обычно проводят вдвоем - один из оказывающих помощь осторожно приподнимает конечность, не допуская смещения отломков, а другой - плотно и равномерно прибинтовывает шину к конечности, начиная от периферии. Концы пальцев, если они не повреждены, оставляют открытыми для контроля за кровообращением. При ограниченном количестве перевязочных средств шины фиксируют кусками бинта, веревки, ремнями.


Иммобилизацию переломов плеча лучше проводить шиной Крамера. Ее накладывают от середины лопатки здоровой стороны, затем шина идет по спине, огибает плечевой сустав, спускается по плечу до локтевого сустава, изгибается под прямым углом и идет по предплечью и кисти до основания пальцев. Перед наложением шины оказывающий помощь предварительно придает ей форму, прикладывая к себе: укладывает свое предплечье на один из концов шины и, захватив свободной рукой другой конец, направляет ее по задне-наружной поверхности через надплечье и спину до надплечья противоположной стороны, где и фиксирует рукой и делают нужный изгиб шины.


При переломе бедра наружную шину накладывают на протяжении от стопы до подмышечной области, внутреннюю до паха.

Иммобилизацию можно улучшить дополнительным наложением шины Крамера по задней поверхности бедра и подошве стопы.

При переломе бедра неподвижность всей конечности осуществляется длинной шиной - от стопы до подмышечной впадины.


При переломе костей голени шину Крамера накладывают от пальцев до верхней трети бедра, при травме стопы - до верхней трети голени. При тяжелых переломах голени заднюю шину укрепляют боковыми шинами.


При переломе костей стопы накладывают две лестничные шины. Одну из них накладывают от кончиков пальцев по подошвенной поверхности стопы и затем, согнув под прямым углом, - вдоль задней поверхности голени, почти до коленного сустава. Шину моделируют по очертанию задней поверхности голени. Дополнительно накладывают боковую шину в форме буквы V, накладывают вдоль наружной поверхности голени с таким расчетом, чтобы она охватила подошвенную поверхность стопы наподобие стремени. Шины прибинтовывают к конечности.


Переломы костей кисти иммобилизируют шиной, уложенной по ладонной поверхности, предварительно вложив в ладонь кусок ваты или ткани.


При переломе костей предплечья фиксируют как минимум кисть и область локтевого сустава. Руку подвешивают на косынку.


Первая помощь при переломах костей таза. Удар или сдавливание области таза при обрушении, падении с высоты, отбрасывании ударной волной могут привести к переломам костей таза.

Переломы костей таза сопровождаются изменением формы таза, резкими болями и отёком в области перелома, невозможностью ходить, стоять, поднимать ногу.

Характерной позой является "поза лягушки”, когда пострадавший лежит на спине с разведёнными ногами, полусогнутыми в тазобедренных и коленных суставах.

Действия по оказанию первой помощи:

· Положите пострадавшего на жесткие носилки или деревянный щит спиной вниз.

· Ногам придайте полусогнутое положение.

· Под колени положите плотные валики из одежды, одеял и т.п.

· При переломе переднего отдела таза наложите кольцевую фиксирующую повязку


Первая помощь при переломах позвоночника. При переломах позвоночника, чрезвычайно тяжелом повреждении, возникающем при падении с высоты, удара в спину, резким сгибании туловища во время упражнений, отмечается резкая боль, иногда выпячивание поврежденных позвонков, кровоподтеки, припухлость. Чувство онемения и отсутствие движений в конечностях ниже области перелома, самопроизвольное мочеиспускание свидетельствует о повреждении спинного мозга.

Оказывая помощь, необходимо соблюдать исключительную осторожность, т.к. даже небольшие смещения позвонков могут вызвать дополнительное повреждение или разрыв спинного мозга.

Поэтому пострадавшего, не допуская перегиба позвоночника, по команде, укладывают на жесткие носилки или достаточно широкую доску в положение на спине. Под колени и под шейный отдел позвоночникам подкладывают валик. Пострадавшего фиксируют лямками.


В случаи перелома шейного отдела позвоночника под шею и вокруг головы кладут валики из одежды. Для эвакуации по наклонным или вертикальным спускам пострадавшего необходимо прочно привязать к носилкам (доске) и наложить импровизированный воротник, т.е. обернуть шею несколькими слоями мягкой ткани из одежды и забинтовать.

При транспортировке на носилках достаточно зафиксировать голову и шею импровизированными валиками из одежды.

Перенос и транспортировка пострадавших с переломами без иммобилизации недопустимы даже на короткие расстояния!

Щадящая транспортировка при переломах имеет первостепенное значение. Большинство больных с переломами перевозят в положении лежа. Как правило, пострадавшие с переломами нижних конечностей не могут самостоятельно добраться до транспорта. Способы переноски пострадавших: а - на носилках; б - с помощью подручных средств; в - на себе.

Перелом ключицы и разрыв ключично-акромиального сустава. Переломы ключицы возникают часто и составляют около 15% от всех переломов костей. Очень часто переломы ключицы происходят у детей и подростков.

Механизм перелома ключицы чаще всего представляет собой прямое воздействие травмирующей силы – удар по ключице. Повреждение ключицы может возникнуть в результате падения на плечо, прямую руку, локоть.

Переломы ключицы возникают в результате падения, например с велосипеда. В виду того, что ключица покрыта практически только кожей, её перелом, отёк и деформация хорошо видны невооруженным глазом.


Под влиянием тяги мышц (в основном грудино-ключично-сосцевидной или кивательной мышцы) центральный отломок ключицы смещается вверх и назад, а периферический, вследствие тяжести конечности смещается вниз и кнутри. Пациент жалуется на боли в области перелома, боль при движении рукой, ограничение движений в плечевом суставе. В области перелома возникает припухлость, кровоизлияние.

При осмотре обнаруживают укорочение предплечья со стороны, поврежденной ключицы. Часто смещение отломков ключицы заметно на глаз.

В качестве первой помощи необходимо подвесить руку пациента на косынке и отправить пациента в ближайшее лечебное учреждение. Если время позволяет или требуется продолжительная транспортировка, но накладывается восьмиобразная повязка, цель которой отвести надплечья назад и зафиксировать их в этом положении.

Переломы ребер. Переломы ребер при травмах встречаются достаточно часто. Они составляют до 5% от всех переломов. В связи с уменьшением эластичности ребер с возрастом, чаще ломаются ребра у пожилых людей.

Переломы ребер возникают:

· при падении на грудную клетку,

· при прямом ударе по грудной клетке,

· при сдавлении грудной клетки.

В зависимости от травмирующего предмета ребро может ломаться в одном или в двух местах. При высокой кинетической энергии травмирующего предмета возникают оскольчатые переломы.

Перелом одного ребра называется изолированным, перелом нескольких ребер – множественным.

Сами по себе переломы ребер не опасны и достаточно быстро заживают, опасность представляют собой сопутствующие повреждения внутренних органов. При множественных переломах ребер отломки могут смещаться в разных направлениях, травмировать близлежащие ткани и органы и вызывать опасные осложнения.

Переломы ребер осложняются повреждениями оболочки легких – плевры, самих легких. При повреждении легких и плевры существует опасность возникновения гемоторакса (скопление крови в грудной полости между внутренней и наружной оболочкой легких), пневмоторакса (скопление воздуха в грудной полости). Иногда воздух из легких попадает в подкожную клетчатку, что называется подкожная эмфизема. Пациента беспокоит боль в грудной клетке, которая усиливается при глубоком дыхании, кашле, разговоре. Боль может уменьшаться в положении больного сидя и усиливается при движениях.

Первая помощи при неосложненных переломах ребер сводится к:

· наложению фиксирующей повязки на грудную клетку,

· местного применения тепла,

· применении обезболивающих средств.

На выдохе грудную клетку туго забинтовывают. Стянутые в положении выдоха ребра совершают очень ограниченные движения при дыхании. Это уменьшает болевые ощущения и вероятность травмирования костными отломками тканей.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.