Как наложить транспортную шину при переломе плечевой кости

Причинами травмы плеча бывают неудачное падение, сильный удар, автомобильная авария. Риск осложнений после перелома высок при повреждении сосудов, нервных волокон. Предупредить последствия можно посредством иммобилизации кости в области травмы.

  1. Назначение шины
  2. Виды иммобилизации
  3. Техника применения
  4. Особенности использования подручных средств
  5. Наложение стандартных шин

Назначение шины


В травматологии шиной называют импровизированный или стандартизированный фиксатор для участков тела, предназначение которого в профилактике и лечении костных патологий.

Обеспечение неподвижности отломков кости особенно важно в доврачебный период. Шинирование предотвращает движение фрагментов кости и повреждение ими сосудов, нервных волокон, мягких тканей.

Транспортировка пострадавшего в лечебное учреждение — важный этап оказания первой помощи.

Наложение шины после перелома плеча снижает болевые ощущения, предупреждает развитие шока. Для иммобилизации применяют специальные медицинские приспособления, но в условиях длительного ожидания помощи или ее отсутствия можно самим сделать шину из подручного материала (фанеры, картона, косынки, одежды).

Виды иммобилизации


Принято различать фиксацию конечности по созданию оптимальной среды пораженного участка:

  • для транспортировки больного в медицинское учреждение;
  • в лечебных целях.

К транспортным видам иммобилизации относят:

  • аутоиммобилизацию, использование здорового участка тела — верхнюю конечность прибинтовывают к туловищу;
  • фиксацию плеча подручными материалами;
  • применение стандартных конструкций.

Известными фиксационными шинами в медицинской практике считают следующие приспособления:

  • лестничную из мягкой проволоки (шину Крамера — по имени автора);
  • пневматическую конструкцию.

В лечебных целях применяют дистракционные шины, предназначенные для обездвиживания участка и вытяжения.

Техника применения

Правильное шинирование обезопасит поврежденный участок от развития осложнений в период транспортировки в лечебное учреждение. Техника применения средства зависит от вида шины. Соблюдение общих правил распространяется на любые способы фиксации конечности

При переломе плеча следует:

  • остановить перед фиксацией конечности кровотечение;
  • провести адекватное обезболивание;
  • найти способ физиологичного закрепления руки;
  • закрепить три сустава, иммобилизовать всю конечность до здорового плеча;

Шину накладывают поверх одежды. Угол сгиба в локтевом суставе должен составлять примерно 90°. Фиксацию производят бинтами, тесьмой от периферии к центру. Пальцы оставляют свободными для наблюдения за кровообращением. В холодное время важно утеплить конечность, не допустить обморожения во время транспортировки.


В качестве подручного средства для наложения шины пригоден картон от упаковочных коробок. Потребуется две части длиной, соответствующей расстоянию:

  • от плеча до локтевого сустава;
  • от локтя до пальцев.

Лист картона нужно согнуть и завернуть края для образования желоба. Его прикладывают к руке, согнутой в локте и фиксируют бинтом. Шина должна охватывать конечность целиком от пальцев по задненаружной стороне предплечья и плеча.

Картонная шина вполне пригодна для транспортировки пострадавшего в медицинское учреждение. Руку закрепляют на косынке, подвешенной на плече.

В отсутствии плотного материала типа картона или листа фанеры иммобилизацию осуществляют с подвешиванием конечности на косынку и фиксацией к туловищу (повязка Дезо). В подмышку следует положить небольшой валик из платка, шарфа.


Арсенал стандартных шин включает следующие разновидности:

  • лестничные;
  • пневматические.

Наиболее востребованной в медицинской практике является шина Крамера, которая известна уже много лет. Лестничная конструкция представляет собой проволочный каркас. Шина по внутренней поверхности (поверхность к больному) прокладывается ватой, валик вставляется в локтевой изгиб шины.

Вата прибинтовывается к шине бинтом. Преимущество приспособления — в гибкости, широком моделировании под анатомические особенности пациентов.

Процесс наложения шины проходит поэтапно:

  1. Моделирование конструкции от кончиков пальцев до локтя. В этом месте перегибается под прямым углом. Далее шина проходит к плечевому суставу через позвоночник и до здорового плеча.
  2. Формирование желобка в шине под локтевой участок руки.
  3. Укладывание конечности на основу с использованием ваты и марли.
  4. В подмышечную впадину вставить валик из ваты и марли величиной с кулак.
  5. Фиксация с помощью бинта. Предплечье и кисть должны лежать на шине тыльной стороной (!) так, чтобы ладонь смотрела вверх.

Каждый этап шинирования важен для правильной иммобилизации, профилактики движения отломков, сопутствующих осложнений.

Пневматические шины используются сравнительно недавно. Конструкция очень простая, состоящая из тканевого мешка с воздухонепроницаемыми стенками в два слоя.

Рука пострадавшего помещается внутри пневмошины. Далее присоединяют к специальному отверстию насос и накачивают воздух. Прочная фиксация конечности обеспечивает надежную иммобилизацию.

Перелом плеча — серьезное повреждение. Грамотное наложение шины уменьшает болевые ощущения, существенно снижает риск осложнений.

Иммобилизация при переломе плеча – важный пункт лечения. Существует несколько ее видов лечебных и транспортных. Процедуру проводят первым делом после получения травмы – прежде, чем доставлять пострадавшего в больницу или травмпункт. Она призвана предупредить смещение отломков костей, а также повреждения в мягких тканях.

Кость в плече довольно прочная. Она окружена большим количеством мышц. Именно поэтому нередко при переломе смещаются отломки. Их краями могут быть задеты и повреждены окружающие их мышцы, нервы и кровеносные сосуды. В результате иногда развиваются осложнения.

При переломах без смещений отломков пострадавший шевелит рукой, сокращая мышцы и оттягивая отломки в разные стороны. Вот почему при такой травме просто необходима иммобилизация. Она предотвратит продолжение расхождения отломков, нивелирует риски повреждений в мягких тканях.

Плечевые кости ломаются в разных местах, а именно в районе:

  • мыщелков,
  • костного диафиза,
  • хирургической шейки.

Как быстро она заживет, и насколько обширная иммобилизация потребуется, зависит от локализации травмы, а также от конкретных особенностей организма пострадавшего.

Необходимость зафиксировать область повреждения доказана медиками много лет назад. Производить процедуру лучше прямо на месте происшествия, еще до того, как приедут врачи. Воспользоваться в этих целях можно любыми подручными средствами: тряпками, досками, одеждой.

Если для фиксации используют твердые материалы, то руку располагают прямо. С обеих сторон от нее накладывают дощечки. Конструкцию фиксируют простой тряпкой или бинтом. Если помимо ткани поблизости ничего не окажется, руку лучше подвесить на кусок материи, предварительно согнув.

Лестничная шина


Иммобилизация при переломе плечевой кости может быть осуществлена в формате шины лестничной. Сооружение создается из пары направляющих, которые соединяют перемычками. Внешне сооружение немного похоже на настоящую лестницу.

Такая шина очень пластична, она изгибается в нужном направлении для того, чтобы отвечать наиболее подходящему для пострадавшего положению руки. Фиксируется она прочно. Каркас, создаваемый шиной, предупреждает перемещения руки в суставах.

Прежде чем накладывать такую лестничную шину Крамера, важно придать ей окончательную форму. Иначе не получится добиться желаемого эффекта.

Физиологичным считается положение руки, когда она согнута в локте под прямым углом, а плечевой пояс прижат к туловищу. Для обеспечения комфорта медики разрешают подставлять валик, сделанный из марли.

Оптимальная длина надежной шины – от одного метра. Лучше, чтобы внутренняя ее сторона была заполнена ватой. Накладывать ее на обнаженную руку противопоказано, врачи рекомендуют оставлять одежду между каркасом и кожей.

Иммобилизация делается достаточно протяженной для закрепления шины сразу в тройке суставов:

  • лучезапястном,
  • локтевом,
  • плечевом.

Ее закрепляют по концам при помощи самодельных веревок из марли. Одну крепят спереди вблизи лучезапястного сустава, другую – со спины на уровне медиального и верхнего лопаточных краев со стороны здоровой руки. Закрепляет конструкцию повязка, накладываемая по всей длине шины.

Вакуумная шина

Вакуум – превосходный помощник в деле фиксации конечности с применением любой методики. Такая шина невероятно легка. Ее просто и удобно накладывать на руку. В полости такого сооружения создается вакуум, предупреждающий движения конечности не хуже, а зачастую даже лучше повязок лестничных шин или повязок из бинта. Главное – иметь под рукой подходящие материалы.

Косыночная повязка


Косынка обычно состоит из отреза ткани в форме треугольника, подходящего для того, чтобы частично иммобилизовать сломанное плечо. Тройка ее краев совпадает с направлениями, закрепляющими согнутую руку.

Один из уголочков через здоровое плечо уходит за спину. Другим уголком предплечье поддерживается с нижней стороны. Его же крепят на спине к первому уголку. Третий отвечает за поддержку плеча со стороны.

Бинтование


Выполняется транспортная иммобилизация при переломе костей предплечья и путем бинтования. Найти бинт и марлю неподалеку от места происшествия обычно несложно.

Пострадавшая конечность отводится слегка в сторону. В район подмышки подкладывают валик, сделанный из марли с ватой, чтобы легче было накладывать повязку, прижимая к телу сломанное плечо.

Травмированную руку сгибают под углом в девяносто градусов и поплотнее прикладывают к груди. В такой позиции поврежденную конечность прибинтовывают к туловищу, накладывая бинтом витки по кругу. При этом двигаются от здоровой части грудной клетки в направлении к пострадавшей.

В финале накладывают модифицированную повязку Дезо. Все делается по возможности аккуратно и безболезненно, но прочно и жестко.

Подручные материалы

Аккуратно уложенная шина Крамера – не та вещь, которая окажется в рюкзаке или сумке случайного прохожего. Столь серьезную иммобилизацию при переломах обычно выполняют сотрудники скорой помощи. В экстренных ситуациях рядовые граждане вынуждены применять подручные материалы, способные выступить в роли каркаса-альтернативы для пострадавшей руки.

При этом подойдут:

  • свернутые зонты,
  • лыжи,
  • деревянные палки,
  • инструменты вроде лопаты,
  • дощечки и так далее.

Список может быть продолжен до бесконечности. Главным критерием при подборе альтернативного народного варианта служит твердость материала и его длина. Следует захватывать не менее пары суставов – локтевого и плечевого. Предмет не должен гнуться и ломаться во время фиксации.

Главное, о чем нужно помнить – что это временный вариант. Наложив в экстренном порядке шину из любых доступных поблизости материалов, важно оперативно доставить пострадавшего в больницу или травмпункт. Там ему окажут помощь профессионалы. Отсутствие грамотного лечения чревато серьезными осложнениями.

Признаки переломов плеча и повреждений смежных суставов:

  • выраженная боль и припухлость в области повреждения;
  • боль резко усиливается при движении;
  • изменение формы плеча и суставов;
  • движения в суставах значительно ограничены или невозможны;
  • ненормальная подвижность в области перелома плеча.

Иммобилизация лестничной шиной — наиболее эффективный и надежный способ транспортной иммобилизации при повреждениях плеча.


Рис. 8. Положение пальцев кисти при иммобилизации верхней конечности


Рис. 9. Подготовка шины для иммобилизации верхней конечности

Шина должна захватывать всю поврежденную конечность – от лопатки здоровой стороны до кисти на поврежденной руке и при этом выступать на 2–3 см за кончики пальцев. Иммобилизацию выполняют лестничной шиной длиной 120 см.

Верхняя конечность обездвиживается в положении небольшого переднего и бокового отведения плеча. Для этого в подмышечную область на стороне повреждения вкладывают ком ваты, локтевой сустав согнут под прямым углом, предплечье расположено таким образом, чтобы ладонь кисти была обращена к животу. В кисть вкладывают валик из ваты (рис. 8).

Подготовка шины (рис. 9):

  • Измеряют длину от наружного края лопатки пострадавшего до плечевого сустава и изгибают на этом расстоянии шину под тупым углом;
  • Измеряют по задней поверхности плеча пострадавшего расстояние от верхнего края плечевого сустава до локтевого сустава и изгибают шину на этом расстоянии под прямым углом;
  • Оказывающий помощь, на себе дополнительно изгибает шину по контурам спины, задней поверхности плеча и предплечья.
  • Часть шины, предназначенную для предплечья, рекомендуется выгнуть в форме желоба.
  • Примерив изогнутую шину к здоровой руке пострадавшего, делают необходимые исправления.
  • Если шина недостаточной длины и кисть свисает, ее нижний конец необходимо нарастить куском фанерной шины или куском толстого картона. Если же длина шины чрезмерна, ее нижний конец подгибают.
  • К верхнему концу обернутой серой ватой и бинтами шины привязывают две марлевые тесемки длиной 75 см (рис. 10).

Подготовленная к применению шина прикладывается к поврежденной руке, верхний и нижний концы шины связывают тесьмами и укрепляют шину бинтованием. Руку вместе с шиной подвешивают на косынке или перевязе (рис. 11).

Для улучшения фиксации верхнего конца шины, к нему следует прикрепить дополнительно два отрезка бинта длиной 1,5 м, затем провести бинтовые тесьмы вокруг плечевого сустава здоровой конечности, сделать перекрест, обвести вокруг груди и связать (рис. 12).


Рис. 10. Лестничная шина, изогнутая для иммобилизации всей верхней конечности


Рис. 11. Транспортная иммобилизация всей верхней конечности лестничной шиной: а – прикладывание шины к верхней конечности и связывание ее концов; б – укрепление шины бинтованием; в – подвешивание руки на косынке


Рис. 12. Фиксация верхнего конца лестничной шины при иммобилизации верхней конечности

При иммобилизации плеча лестничной шиной возможны следующие ошибки:

  1. Верхний конец шины достигает только лопатки больной стороны, очень скоро шина отходит от спины и упирается в шею или голову. При таком положении шины иммобилизация повреждений плеча и плечевого сустава будет недостаточной.
  2. Отсутствие тесемок на верхнем конце шины, что не позволяет его надежно фиксировать.
  3. Плохое моделирование шины.
  4. Иммобилизованная конечность не подвешена на косынку или перевязь.

При отсутствии стандартных шин иммобилизацию осуществляют с помощью косынки медицинской, подручных средств или мягких повязок.

Иммобилизация косынкой медицинской. Обездвиживание косынкой осуществляется в положении небольшого переднего отведения плеча при согнутом под прямым углом локтевом суставе. Основание косынки обводится вокруг туловища примерно на 5 см выше локтя и концы ее связываются на спине ближе к здоровой стороне. Вершина косынки заводится кверху на надплечье поврежденной стороны. В образовавшемся кармане удерживается локтевой сустав, предплечье и кисть.

Вершина косынки на спине связывается с более длинным концом основания. Поврежденная конечность оказывается полностью охваченной косынкой и фиксированной к туловищу.

Иммобилизация подручными средствами. Несколько дощечек, кусок толстого картона в виде желоба могут быть уложены с внутренней и наружной поверхности плеча, что создает некоторую неподвижность при переломе. Затем руку помещают на косынку или поддерживают перевязью.

Иммобилизация повязкой Дезо. В крайних случаях иммобилизация при переломах плеча и повреждении смежных суставов осуществляется путем прибинтовывания конечности к туловищу повязкой Дезо.

Правильно выполненная иммобилизация верхней конечности значительно облегчает состояние пострадавшего и специальный уход во время эвакуации, как правило, не требуется. Однако периодически следует осматривать конечность, чтобы при увеличивающемся в области повреждения отеке не наступило сдавление. Для наблюдения за состоянием кровообращения в периферических отделах конечности, рекомендуется оставлять не забинтованными концевые фаланги пальцев. При появлении признаков сдавления, туры бинта следует ослабить или рассечь и подбинтовать.

Транспортировка осуществляется в положении сидя, если позволяет состояние пострадавшего.

​Кость плеча – это длинная кость, находящаяся в верхней части конечности, входящая одновременно в плечевой и локтевой сустав. Она состоит из трех элементов: тела, проксимальной и дистальной части. Плечевая кость травмируется редко, но в этих случаях необходимо грамотно сориентироваться. При переломе плечевой кости сразу накладывается шина, а для правильного осуществления этого мероприятия необходимо знать несколько тонкостей.


Перед оказанием помощи нужно определить этиологию перелома. В случае, если вы являетесь пострадавшим, нужно уметь правильно сориентировать помогающих в оказании помощи еще до поступления в медицинское учреждение.

Какими бывают переломы плечевой кости?

Повреждения можно классифицировать по нескольким критериям.

В зависимости от локализации:

  • травма верхней части плечевого отдела;
  • перелом самого тела кости;
  • повреждение нижней части кости плеча.

В зависимости от близости к суставному образованию:

  • Внутрисуставные переломы. Травма локализована в одной части кости, которая задействована в формировании одного из суставов и имеет суставную капсулу;
  • Переломы внесуставные.


В зависимости от места расположения обломков:

  • Без смещений. Лечатся легко, без осложнений;
  • Со смещением частей кости. Лечение сложное, с вправлением отломков на анатомически правильное место.

В зависимости от целостности покровов:

  • Закрытые – без нарушения целостности кожи;
  • Открытые – имеется рана с разрывом кожи и выходом обломков кости наружу.

Проксимальный перелом плеча

Повреждение проксимальной части плечевой кости – вид травмы плеча, при которой повреждается головка кости, сопряженная в суставе плеча. Приводит к ограничению подвижности в этой области.

Если имеются подобные симптомы, то вероятной причиной является перелом проксимальной части плеча.


Симптоматика при повреждении тела кости

Травма тела плеча иногда может задеть лучевой нерв. Это состояние сопровождается болями, ограничением движений в кисти и запястье конечности.

Такая травма заживает самостоятельно, без оперативного лечения. На длительность лечения влияет степень перелома и уход.

Если после травмы отсутствует подвижность запястья и кисти или проявляются болевые ощущения при движении этой зоны, то центр травмы расположен в середине кисти.

Симптомы повреждения в дистальной части плеча

Такой вид травмы чаще встречается у детей, чем у зрелых людей. Дистальное повреждение находится близко к локтевому суставу и требует хирургического вмешательства.

При такой травме в области лучезапястного сустава чувствуется нестабильность или слабость.

Общие признаки нарушения целостности кости плеча:

  • отечность поврежденной области;
  • покраснение покровов;
  • болевые ощущения;
  • ограниченность подвижности.


Чаще всего к перелому плеча приводят следующие факторы:

  • падение на прямую руку;
  • резкая мышечная иннервация;
  • радение на руку, прижатую близко к туловищу;
  • автомобильные катастрофы;
  • несоблюдение мер предосторожности при работе на травмоопасном производстве;
  • резкое воздействие сильной интенсивности на плечевую зону.

  • возрастная группа от 60 лет;
  • женщины после наступления менопаузы;
  • дети;
  • профессиональные спортсмены;
  • люди, задействованные в тяжелом производстве;
  • пациенты, страдающие остеопорозом и аналогичными заболеваниями;
  • больные злокачественными новообразованиями.

Диагностические мероприятия

Пострадавший как можно скорее должен быть доставлен в травматологическое отделение, в котором специалистом будет проведена детальная диагностика.

Врач пальпирует зону повреждения и отмечает основные симптомы:

  • усиление болевых ощущений при нажатии на локтевой сустав;
  • при надавливании на сустав проявляется звук, характерный для этой травмы – звук лопнувшего пузыря – это краевые части осколков трутся друг об друга.

Врач при осмотре самостоятельно осуществляет повороты плеча больному, отмечая движущиеся осколки. Если в тандеме с переломом есть вывих, то при пальпации сустава головка плеча находится не на своем анатомическом месте. Точный диагноз может быть поставлен только после рентгенологического исследования. На этих снимках отчетливо видно поврежденное место, все обломки и наличие смещения.

Первая помощь

Первая помощь включает несколько пунктов:

  • надлежащее обезболивание;
  • обработка раны доступными антисептиками;
  • остановка кровотечения, если оно есть;
  • транспортная иммобилизация ;
  • сопровождение больного и доставка в пункт оказания квалифицированной медицинской помощи.


Купирование болей – это важный этап, включающий мероприятия по оказанию первой помощи. Осуществляется это перед остальными манипуляциями. Оно помогает больному справиться с болевыми ощущениями и избежать развития болевого шока. Препарат, введенный внутривенно и внутримышечно, позволяет быстро избавиться от болевых ощущений. При отсутствии такой возможности прибегают к препаратам в таблетированной форме. Для этих целей обычно применяют ибупрофен, диклофенак, кеторолак.

При травме открытого типа желательно как можно скорее промыть рану и обработать. Для этого используют любой доступный антисептик. После манипуляций рану накрывают стерильной салфеткой. Эти действия помогут избежать развития сепсиса.

Транспортная иммобилизация помогает добиться ряда важных функций и избежать нежелательных последствий.

Основные функции транспортной иммобилизации при переломе плеча:

  • предотвращение смещений внутри поврежденной конечности;
  • сведение болевых ощущений к минимуму.

Для транспортной иммобилизации поврежденной конечности используется лестничная шина Крамера. Методика наложения шины при переломе достаточно проста. Конструкция изготавливается из особой проволоки , обладающей высокой пластичностью. Эта особенность позволяет придать шине необходимую форму, в зависимости от конкретного случая. Перед тем как наложить конструкцию, необходимо по здоровой конечности определить ее размер.


Перед наложением шины ее необходимо обложить смягчающими материалами, чтобы выступы конструкции не причиняли больному дискомфорт, а руке придать анатомическое положение. С этой целью конечность сгибают в локтевом суставе и максимально приближают к туловищу. Кисть должна быть в полусогнутом состоянии, для этого в нее вкладывают какой-нибудь предмет.

После проведения манипуляций по наложению шины конечность необходимо зафиксировать в одном положении. Для этого используют косынку или отрез ткани. Материал складывают по диагонали. Один конец продевают под рукой и соединяют в области шеи с другим. Конструкция должна захватывать локоть сломанной руки. Угол должен быть прямым в стороне, где повреждена конечность. После этого пострадавшего необходимо доставить в пункт по оказанию медицинской помощи.

Лечение

В медицинской практике применяются 3 способа лечения перелома предплечья:

  • вытяжение конечности;
  • оперативное вмешательство;
  • консервативное лечение с фиксацией.

Выбор терапевтического лечения зависит от особенностей травмы, дополнительных патологий больного и множества других факторов. Перелом без осколков и повреждений сосудов устраняется простым вправлением и наложением фиксирующей конструкции из гипса. Такой же план лечения используется и при повреждении бугристой части предплечья.

Если при переломе была задета мышца, то в комплексной терапии применяют наложение шины с отведением. Этот способ помогает не только обеспечить заживление мышцы, но и снижает риск развития осложнений при движении.


При диафизарных переломах применяют скелетное вытяжение. Этот метод включает установку груза для постоянного вытяжения фиксированной конечности. Оперативное лечение требуется при переломе плечевой кости с многочисленными смещениями.

Оперативное лечение применяют в следующих случаях:

  • при отрыве любого фрагмента бугристой части плечевой кости с поворотом или существенным смещением;
  • при наличии у пациента остеопороза;
  • при травме с многочисленными осколками;
  • в случае, если осколки кости повредили нервы или сосудистые образования.

После оперативного вмешательства накладывается фиксирующая повязка из гипсового материала.

Реабилитация

После сращения поврежденных структур необходима правильная реабилитация для восстановления физиологии конечности. Восстановление подвижности включает комплекс следующих мероприятий:

  • лечебная физкультура;
  • процедуры физиотерапевтического профиля;
  • массаж поврежденной конечности;
  • диета с высоким содержанием продуктов, насыщенных кальцием;
  • лечение санаторного типа.

Иммобилизующие повязки предназначены для удержания той или иной части тела в определенном неподвижном положении и создания благоприятных условий для заживления повреждений.

Обычно неподвижные повязки накладывают на длительный срок, поэтому следует учесть и исключить возможность различных осложнений. Прежде всего необходимо обеспечить хорошее кровоснабжение пораженного участка, поэтому малейшие признаки расстройства кровообращения являются показанием для замены повязки.

При наложении шины нужно помнить основное правило: шина накладывается с таким расчетом, чтобы закрепить два сустава - один выше, а второй ниже перелома. Исключением являются переломы плеча и бедра, когда шина должна фиксировать три, т.е. все суставы конечности.

- шины накладывается поверх одежды, подгоняются по здоровой конечности;

- перед наложением шины дать обезболивающие препараты;

- шины накладываются в функционально выгодном положении для конечности, т.е. в физиологическом положении: для верхней конечности - с небольшим отведением в плечевом суставе и сгибании под углом 90 гр. в локтевом суставе, для нижней конечности - с незначительным отведением бедра снаружи, небольшим сгибанием голени в коленном суставе и в перпендикулярном нахождении стопы по отношению к голени.

- в местах костных выступов прокладывают слои ваты для предотвращения образования потертостей, пролежней;

- фиксация шины производится бинтами, тесемками или другим материалом от периферии к центру осторожно, чтобы не причинять дополнительную боль;

- при фиксации шины не должно закрываться место наложения жгута (при открытых переломах сопровождающихся кровотечением), чтобы была возможность в любой момент ослабить жгут;

- конечность с наложенной шиной перед транспортировкой в холодное время года должна быть обязательно утеплена с целью профилактики отморожений;

- для контроля за кровообращением в конечностях концы пальцев кисти и стопы (если они не повреждены) оставляют свободными от повязки.

Неподвижные повязки делятся на шинные и отвердевающие. В свою очередь, шинные повязки можно разделить на фиксационные (только удерживающие конечность в определенном положении) и экстензионные (сочетающие фиксацию конечности с вытяжением).

Примером фиксационной шины является лестничная шина Крамера, которая изготавливается из мягкой проволоки. Она легка, эластична и вместе с тем достаточно прочна и может применяться для иммобилизации любого отдела конечности.

Существуют и некоторые другие типы фиксационных шин (сетчатая шина Фильберга, транспортная фанерная шина и др.), которые можно применять в тех же случаях, что и шину Крамера.

Своевременное и правильное шинирование на догоспитальном этапе позволяет значительно ускорить период срастания костного повреждения, а также последующий период реабилитации.

Наложение шин при отдельных видах переломов имеет свои особенности.

При переломах костей кисти - шина должна идти от кончиков пальцев до середины предплечья. Пальцы должны быть согнуты, в них вкладывается валик из марли или бинта. Ладонная поверхность кисти несколько повернута к животу. После наложения шины и фиксации кисть подвешивается на косынку или бинт, ремень.

При переломах костей предплечья - шину располагают от кончиков пальцев до середины плеча. Руку сгибают в локтевом суставе, под прямым углом, ладонь обращена к животу, пальцы полусогнуты, в ладонь вкладывается валик. Прибинтовывают шину на всем протяжении и затем подвешивают на косынку.

При переломе плечевой кости - шина должна захватывать всю конечность от пальцев до надплечья здоровой стороны, фиксируя три сустава. Она пройдет от кончиков пальцев по задненаружной поверхности предплечья и плеча на спину до лопатки на здоровой стороне. При отсутствии одной достаточной длины лестничной шины, можно воспользоваться двумя короткими лестничными шинами. После их наложения и фиксации рука подвешивается на косынке или бинте. При переломе ключицы - фиксацию осуществляют мягкими повязками. Можно осуществить иммобилизацию, подвесив конечность на стороне повреждения на косынку или прибинтовать руку к туловищу с помощью повязки типа Дезо.

При переломе ребер - при изолированных переломах одного или двух ребер наложение иммобилизирующей повязки не требуется. При переломе трех и более ребер на одной или обеих половинках грудной клетки можно применить простую бинтовую повязку на грудь с "портупеей".

При переломах костей стопы - шину располагают от кончиков пальцев стопы до середины голени, изгибая ее в виде буквы "Г". Стопа находится под прямым утлом к голени. Шина накладывается по задней поверхности голени и подошвенной поверхности стопы.

При переломе костей голени - накладывают три лестничных шины: одна - по задней поверхности голени и по подошвенной поверхности стопы, предварительно изогнутую таким образом, чтобы стопа была под углом 90° к оси голени, верхний конец должен доходить до середины бедра; вторая и третья накладываются с наружной и внутренней стороны конечности с основания стопы до середин бедра.

При переломе бедра - требуется особенно тщательная иммобилизация. Для этого используют три лестничных шины: две лестничные шины соединяют, чтобы получилась шина длиной от подмышечной впадины до внутреннего края стопы, изогнутая у стопы в виде буквы "Г", эта шина наружная; вторая шина накладывается на заднюю поверхность конечности от лопатки или ягодицы до кончиков пальцев стопы и так же изогнута; третья шина располагается на внутренней поверхности конечности от промежности до края стопы.

При переломах костей черепа - чаще используют подручные средства, так как произвести иммобилизацию с помощью лестничных шин трудно. Использовать можно слабо надутый подкладной круг и автомобильную камеру, уменьшив ее размеры путем перевязывания с двух сторон. При отсутствии круга и камеры применяют ватно-марлевый "бублик", который изготавливается следующим образом: плотный жгут из серой ваты толщиной 4-5 см обвертывают бинтом, замкнув его концы.

При отсутствии стандартных шин, особенно в условиях летнего или зимнего похода, для осуществления транспортной иммобилизации можно использовать подручные средства. С этой целью применяют рейки, бруски, картон, пучки хвороста. Менее пригодны палки, лыжи, лопаты и др. Не следует применять оружие, металлические предметы и полосы металла.

При отсутствии подручных средств транспортную иммобилизацию осуществляют путем прибинтовывания верхней конечности к туловищу; а поврежденную нижнюю конечность - к неповрежденной конечности.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.