Вейкборд и травмы колен


Один из зачинателей фриски-движения в стране, лыжник с 10-летним стажем, фанат кайтбординга и вейка Сергей Жуйков рассказывает о травмах, реабилитации, и о том, как остаться "в строю", несмотря на операции на обеих коленках.

- Немного о себе…
- Меня зовут Сергей Жуйков, мне 31 год, я катаюсь на горных лыжах уже лет 10. И основная часть ‑ это, конечно, парковое катание. Последние несколько лет мне очень нравится кайтбординг и вейкбординг, стараюсь посвящать этому побольше времени.

- Если говорить о парках, то это значит – трюки, вращения, не всегда удачные приземления…
- Естественно! За 10 лет травм у меня было достаточно. Ведь мы стояли у истоков российского нью-скула, и набивали все шишки. Парки, проекты, лагеря, соревнования тестировались в разных погодных и "архитектурных" условиях. Понятно, что не все фигуры удачно строились, и, в конечном итоге, все сводилось к травме.

В основном, страдали колени – у меня было две серьезных операции, разрыв передней крестообразной связки (ПКС), по очереди на обеих ногах. Одну я порвал на горных лыжах, вторую – на вейкборде. Первая серьезная травма меня очень серьезно подкосила, и спортивная жизнь разделилась на "до первой травмы" и после. До этого я считал себя молодым и безбашенным, мне было все по плечу! А уже потом я стал много думать…
Лет семь назад прыгал на подмосковных соревнованиях с большой пирамиды, делал трюк с вращением на 450 градусов. Приземлился на спину и даже уехал, но, когда попытался встать на ходах, нога ушла в сторону и хрустнула… Классическая история для травм ПКС. Потом я много раз прокручивал в голове эту историю и понимал, что если бы просто завалился набок, а не пытался встать и уехать, то разрыва бы не случилось…






Я сделал операцию – сначала без восстановления ПКС, первый врач посоветовал "забыть про свои лыжи". И через три-четыре месяца обратился к Андрею Королеву (самый популярный и титулованный врач по восстановлению коленей, внук легендарного Сергея Королева. – Прим. авт.), и там меня целенаправленно прооперировали и сделали пластику. Тогда это стоило порядка 30 тыс. рублей, но это было давно! Забегая вперед, скажу, что вторую ногу мне делал Олег Миленин, и обошлась операция в 70 тыс. рублей.

- Какие меры ты предпринимал после первой травмы – кататься-то все равно хочется.
- К мысли о том, что теперь надо будет кататься в брейсе, меня привел врач. Всегда стоит помнить о том, что операция – это лишь половина дела, вторая немаловажная часть – реабилитация, на которую очень многие "забивают". Я знаю это по собственному опыту, потому что очень сложно заставить себя по несколько раз в день делать определенный комплекс упражнений. Но если этим пренебречь, можно свести "на нет" все результаты операции и усилия хирурга. И чем ты ответственнее подходишь к восстановлению, тем быстрее добьешься успеха.
После первой операции у меня получилось восстановиться за стандартные полгода, я достаточно хорошо закачал ногу и встал на лыжи. Но вплотную о брейсе подумал после еще одной – несильной – травмы, также полученной на лыжах. Меня это сильно напугало и подкосило физически и психологически – после операций и травм пропадает уверенность на склоне. Первый ортез, по-моему, DonJoy, я взял у друзей – цены на них немаленькие. Но в дружеской аренде или покупке б/у брейса много минусов. Например, он может не подойти тебе по размеру. На моей памяти это был самый неудобный брейс, возможно, одна из первых моделей. После полного восстановления я вернул его, и какое-то время катался без брейсов.

- Прошло несколько лет, и ты открыл для себя вейкборд, на котором получил травму второго колена…
- Немножко не так. Сначала друзья подсадили меня на кайт – отличная летняя альтернатива лыжам; другое дело, что все места катания находятся далеко от Москвы. Мы попробовали вейк – сначала за катером, потом – на лебедке, и сейчас я вижу, что очень много лыжников и сноубордистов летом отдает время этому виду спорта. Очень приятно, что вейкбординг сейчас так хорошо развивается.
Вторая травма - это одновременно и смешно, и грустно. Второй сезон на кабеле, я учился делать "треху". Первый раз получилось, я уехал радостный и довольный, и решил – надо закрепить! Прыгнул второй раз – и прощай, второе колено…

Реакция на эту травму у меня была более спокойной, потому что опыт уже был, и я знал, чем все закончится. К своему удивлению, после операции у Миленина я восстановился гораздо быстрее – через четыре месяца уже встал на лыжи. Я начал постепенно приходить к мысли, что кататься на хорошем уровне ни на лыжах, ни на вейке без брейсов - нереально.

- Где больше травм, в лыжах или в вейке? И отчего?
- В вейкбординге травм больше. В основном, люди едут в больницу после прыжков с кикеров и плоских вращений, а не после флэтовых трюков или джиббинга. При падении с кикера доска зарывается в воду, а ты продолжаешь вращаться. Если не отпустить ручку, лебедка тебя дергает, идет сильная нагрузка на скручивание колена. В то же время ноги жестко закреплены, а из-за характера трюка нога из крепежа не вылетает.

Да, сейчас я могу кататься на лыжах без брейсов, но только если просто кататься: большие трамплины или джиббинг – только в защите. А вейк – стопроцентно в двух брейсах. Часто такое бывает - неудачно падаешь и, пока плывешь к берегу, колено сильно ноет, иногда даже хромаешь остаток дня. В этот момент понимаешь - не было бы сейчас брейса на этом колене, считай минус 150 тысяч в кошельке! Я уверен, что траты на ортезы уже несколько раз окупились! И во время работы на Олимпиаде в Красной Поляне я прыгал и катался по фигурам в брейсах, все прошло великолепно.

- Мнение врачей по поводу того, когда и сколько носить брейс после травмы, как мы знаем, расходится…
- Да, по моему опыту, есть два типа врачей: одни говорят, что брейс нужен только в период восстановления, вторые – всегда надевай в период активного катания. Я пробовал делать трюки без ортеза и чуть не получил еще одну серьезную травму, поэтому решил: ну их, эти рекомендации, я больше не буду кататься на вейке без брейсов.

- Расскажи, в каких наколенниках ты катаешься, чем они отличаются или похожи?
- У меня один брейс фирмы CTi (правая нога), второй Breg, который достался мне от Юры Тычинского. По-хорошему, каждый ортез надо мерить и подгонять под свои размеры. Лучше протестировать наколенники нескольких фирм, чтобы понимать, что подходит именно тебе, а еще – проконсультироваться со специалистом-ортопедом (так у меня было в CTi). Если брейс – не кастомный (то есть, не делается исключительно под твою ногу), тебе обязательно следует настроить его под себя. Для этого в комплекте есть целый набор подушечек и прокладок, с помощью которых ты регулируешь посадку по ноге.
Чем мне нравится CTi – в том числе тем, что компания изначально думает об экстремалах и производит ортезы, которые рассчитаны на определенные нагрузки и предназначены для "наших" видов спорта. Так, Breg хоть и хорошо сидит, но достаточно объемный. На воде, конечно, я не цепляюсь коленками друг о дружку, а вот на берегу или на лыжах было неудобно. CTi плотно облегает ногу и подобных проблем не возникнет. Затем – зимой поверх брейса ты должен надеть лыжные штаны, и, поскольку не все катаются "на рэпе", многим некомфортно в объемном брейсе.
И еще, в Breg есть одна деталь, которая очень сильно меня раздражала – система крепежа липучек к металлическому каркасу. Если, сняв наколенник, забыть застегнуть липучку в специальную пластиковую петлю, петля может отвалиться и легко потеряться. Пока я не привык застегивать эту лямку, растерял кучу деталей – пришлось заказывать их на eBay и потратить какое-то дополнительное количество денег. В CTi все детали закреплены и есть возможность регулировать объем по ноге не только липучкой, но и дополнительными прорезями на ремне.
В общем, теперь у меня – два брейса CTi (один – черный, другой – белый), и обкатать я их планирую на Новый год в Египте (Эль Гуна), на кайтовом споте, где теперь есть и вейкбордическая лебедка. Ну а весной собираюсь в Красную Поляну, в горы. Пока же катаюсь перед работой, в "Канте".

Получить дополнительную информацию и заказать брейсы CTi можно по следующей ссылке:

Подготовила Наташа Полетаева, фото из архива Сергея Жуйкова

- Привет, Антон, хотелось бы начать с банального вопроса. Расскажи, как давно ты начал кататься на вейке и как это произошло?

- Попробовал первый раз встать на вейк я совершенно случайно. Мы отдыхали с родителями на Крите в Греции. Там была воднолыжная школа, и папа меня заставил попробовать прокатиться на вейкборде. У меня получилось с первого раза, я поехал, и на этом все закончилось: я забыл, что такое вейкборд.

А в 2001 году родители подарили мне карточку с безлимитным катанием в первом клубе, где можно было кататься на вейке. Клуб, по-моему, назывался "Марина клаб" и находился на Речном вокзале. Эта карта давала возможность анлимитед катания на все лето. И я проводил там каждый день и, соответственно, каждый день катался. Следующий сезон, к сожалению, у меня выпал, т.к. я ездил в горы и там повредил колено. В 2003 году началось мое серьезное увлечение вейкбордингом, которое продолжается и до сих пор.

- Какие соревнования были для тебя наиболее значимыми, изменили твои жизненные цели?

- Из российских соревнований - чемпионат России, это были первые соревнования, в которых я участвовал. Он проходил в 2003 году. Я стал там шестым, и это меня немного поставило на место, заставило собраться, чтобы начать учить новые трюки. А из зарубежных – в 2006 году я ездил в Японию на "X-Trail Cap". Получил от этой поездки незабываемые впечатления: на тебя глазеют более 10 – 20 тысяч человек, стоит огромный экран, на который транслируется твоя каталка и ты сам, все смотрят на тебя, постоянно берут интервью… И само катание рядом со знаменитыми американскими райдерами, общение с ними создает определенную энергетику. Эта поездка поменяла мое отношение ко многим вещам.

- Где обычно проходят твои катальные будни?

- Катаюсь я обычно у себя на катере в Строгине. А зимой езжу в Таиланд, к своему другу Лоте, и постоянно катаюсь у него.

- Расскажи, как ты познакомился с Лотой? И какую роль этот человек играет в твоей жизни?

- С Лотой я познакомился, когда мы первый раз поехали в Таиланд именно для того, чтобы покататься на вейке. Это получилось случайно, мне очень хотелось поехать покататься на сноуборде, был май, и в это время нигде не было весенних лагерей, ничего. И ребята предложили мне отправиться за вейкбордом… в Таиланд. Я сначала не хотел, убеждал их, что это не интересно и не круто, и что гораздо круче кататься на сноуборде! Но они меня все равно уговорили поехать.

Я вспоминаю первый день там - мы приехали в лагерь, где как раз работал Лота, сели все вместе в катер (нас, русских, было человек 8) и Лота. Мы катались целый день, и только на закате на воду вышел Лота. Я был в полном шоке! Никогда в жизни не видел, чтобы кто-то так мочил на вейке - у меня просто челюсть отвисла! Именно тогда я с ним и познакомился, это был 2003 год. До сих пор этот его сет у меня вертится в голове. Это была основная мотивация знакомства с Лотой и вообще продолжения моего катания. Фактически Лота больше всего повлиял на мое катание, если бы в тот момент я его не увидел, я бы просто забил на вейкборд.

- Чем отличается катание "там" (в Таиланде) от катания "здесь" (в Москве)?

- В принципе, главные отличия - это погода, местность, картинка, пейзаж совершенно другой. Там все более расслаблено проходит; единственное, что кататься можно только до 6 часов вечера, так как в 6 уже закат. Вообще принципиально ничем не отличается, но для меня там все проходит более спокойно, расслаблено, ни о чем не думаешь, катаешься и катаешься.

- Ладно, давай вернемся к нашей действительности. Поделись мнением - почему питерские райдеры сейчас занимают лидирующие позиции, выигрывают у москвичей?

- Да потому что изначально все развитие вейкборда у них шло с более правильной стороны. Во-первых, когда у нас в Москве не было нормальных катеров, у них они уже были. У нас нормальный катер появился позже, и только после этого мы начали кататься по-настоящему. И то, я не знаю почему, у нас очень мало молодых катается, в основном это взрослые люди. У питерцев изначально был иной взгляд на катание на вейке.

В один момент у меня пошел сильный прогресс, но вскоре начались травмы - они постоянно тормозят, и ты вновь и вновь возвращаешься обратно и начинаешь все заново, а это достаточно тяжело. А если смотреть реально, то даже возрастной фактор тут играет роль. Например, Никита Мартьянов катается с 8 или 10 лет, он был совсем ребенком, когда первый раз попробовал вейк. А я начал кататься, когда мне было 17, это уже огромная разница. И естественно, что и прогресс идет по-разному. Никитос сейчас находиться на том уровне, когда все основные элементы на 100% отточены, и ему остается совершенствовать технику.

- Что ты считаешь главной движущей силой российского вейкбординга?

- Ммм, российского вейкбординга? "Траектория", конечно же. Сейчас, кроме "Траектории", мне кажется, никто и палец о палец не ударяет. Мы что-то пытаемся делать, но у нас не хватает ресурсов. У меня нет ни камеры, ни фотика, и если что-то нужно снять, то приходиться обзванивать кучу народа и собирать всех вместе, а это не всегда возможно. "Траектория" сейчас активно движет этим процессом. По крайней мере, они делают что-то необычное и это очень круто.

Чтобы на перилах катались в Москве - это фантастика, я думал, что это случиться не раньше, чем лет через 10, а то и 15. Постоянно проводятся контесты с конструкциями, и с каждым разом они все лучше и лучше, бассейн все длиннее и длиннее. Есть у меня несколько задумок о том, чтобы построить интересную конструкцию с ними, найти подходящий пруд и построить волл-райд. Этого у нас еще никто не делал! Я просто неплохо умею по нему кататься, я был на Филиппинах, и там была эта конструкция в парке.

- А что думаешь о лебедке, нравится на ней катать?

- На лебедке круто, но достаточно однообразно. Можно неделю легко кататься каждый день на лебедке, но потом это надоедает, все однотипно. Потому что за катером ты более нестабильно катаешься, чем на лебедке. Лебедка многое прощает, там намного легче. Даже по перилам легче ехать, а, например, за скутером - намного тяжелее.

- Не знаешь, собираются ли делать у нас полноценный парк с лебедкой?

- Ну, если кто-то выделит средства. В принципе, в Строгине отличная лебедка для парка, но так как ей владеют воднолыжники, то тут без вариантов…

- Насколько активно ты в этом сезоне участвуешь в мероприятиях?

- В этом году я только в мероприятиях "Траектории" участвовал, потому что этим летом почти не было никаких серьезных соревнований. Был безумный Фрик-контест, который скорее можно назвать увеселительным шоу. Он проводился на сомнительных фигурах все на той же строгинской лебедке. Трамплин в три раза больше, чем нормальный, а перила супермаленькая. Еще проводился Кубок Ромика Диверичева, но это тоже немного другого формата соревнования. Я просто не вижу смысла участвовать в соревнованиях, когда это соревнования двух - трех или четырех человек. Соревноваться с 3 - 4 людьми, с самим собой бессмысленно.

- Появляются ли новые люди в вейкборде? По сравнению с прошлым сейчас в пойме Москва-реки очень плотный трафик, возможно, это даст нам новых райдеров?

- Непонятно. Я не вижу новых людей, на самом деле. Столько катеров - и все катаются на вейксерфе, потому что это намного легче и не так травматично. Мне кажется, просто все боятся кататься на вейкборде. Еще на вейке, чтобы шел прогресс, надо кататься постоянно, а это довольно дорогое занятие. Я предлагал Кренецкому, у которого есть воднолыжная детская школа, чтобы мне дали какого-нибудь талантливого ребенка, и я бы учил его кататься просто так, за бензин. Потому что мне интересно, чтобы росло новое поколение вейкбордистов. Но он отказался.

- Я думаю, нам стоит перейти на более оптимистичную тему. Расскажи, какой сейчас у тебя любимый трюк?

- Это сложно сказать. По ощущениям мне нравится приземлять batwing-to-blind и 720. А вообще люблю 180 с гигантской вытяжкой, bs 180 на флэт - это очень круто по ощущениям. Ты летишь долго, можешь схватить грэб, держать его до последнего и улетаешь далеко за волну. Еще очень люблю кататься по перилам, а если б можно было еще и совместить прыжки с перилами. Я в Америке учился кататься по перилам и на Филиппинах, мне очень это нравится.

- А сноуборд помог тебе в катании по перилам?

- Вот наоборот - на сноуборде я вообще не умею по перилам кататься, мне как раз после вейкборда на сноуборде стало легче. Я ездил зимой пару раз в "Снежком" и у меня стало лучше получаться.

- Какой трюк очень хочешь поставить, но пока не получается?

- Это 900 - в принципе, это реально, надо просто собраться и сделать его. Еще хочу замахнуться на batwing bs 360, bs 540 и peterose (этот трюк - моя мечта, это bs backroll fs 360, как на сноуборде fs cork 720). Это нереально крутой трюк, очень красивый, как его делают американские райдеры. Лота, кстати, его делает. У нас никто пока не сделал, Никита приземлял один раз, но очень больно потом падал.

- Я, если честно, не помню даже, когда я последний раз в этом году видела на реке кого-то, кто бы мочил на вейкборде…

- У меня недавно была такая ситуация, когда приезжал Лота, и в это же время приехал Никита. И мы катались все вместе, я водил катер и за мной катались только Лота и Никита. Потом Лота уехал, пришел народ знакомый, и я предложил им покататься. Катер был полностью загружен, и я ехал, не понимая, что с волной, т.к. человека не видно, не вылетают с нее. Я уже начал волноваться, что я как-то не так веду катер или перегрузил его, а оказалось, что это просто обычный среднестатистический вейкбордер, который не очень хорошо катается…

- Да, вот оно - возвращение к реальности русского вейкбординга. Ты упоминал про травмы коленей, а что конкретно с ними было?

- Первый раз травму я получил, катаясь на сноуборде - порвал переднюю крестообразную связку, это было лет в 16. Мне сделали операцию, и второй раз уже это же произошло на вейкборде. В общей сложности, за время катания на левой коленке у меня было 4 операции. Там и мениски, и связки и т.д. Сейчас это колено вообще без связки, я катаюсь в специальном наколеннике, который все держит, и еще мышца берет на себя часть нагрузки.

- Как можно избежать травм в вейкборде или свести их к минимуму?

- Нужно, чтобы была хорошая физическая подготовка. Хотя это тоже не гарантирует отсутствие травм… Все зависит от ситуации - можно расслабить организм в какой-то неподходящий момент и это произойдет. Мне кажется, это в большей степени зависит от удачи, от случая.

- Не могу не задать вопрос: сейчас очень модно стало кататься на серфе. Я слышала, ты тоже уже пробовал, был на Бали, тебе понравилось?

- В прошлом году я впервые побывал на Бали и попробовал серфинг. На самом деле, сначала (после вейксерфа) я думал, что серф - ерунда, думал, что приеду и сразу встану на доску. А когда мне дали лонгборд и сказали, что сначала я должен научиться кататься на длинной доске, я подумал, что они надо мной издеваются. Как оказалось, серф - это не так легко. Первый день я катался на лонге, на следующий мне дали доску чуть поменьше, а на третий день инструктор Андрэ Черносвитов потащил меня на Баланган (один из серф-спотов Бали для продвинутых райдеров, с самой длинной левой волной – прим. автора). Там были волны метра по 3 - 4, плюс еще мелко. Я взял доску 6,7 футов и в итоге понял, что рановато мне на такие волны – и, как и все начинающие, учился в Куте. Стоял по пояс в воде и, когда видел волну, догонял ее в два гребка и пытался встать, чтобы научиться ездить в стороны, пампить. Когда я приехал на Бали во второй раз, я сразу взял шортборд 6,4 и уже пробовал на нем. Мне понравилось это занятие, и я поехал на Бали уже в третий раз, но, к сожалению, не очень повезло с волнами.

Был один крутой сет у меня - мы ездили в Улувату, и на основном споте были большие волны, а слева - волны поменьше. Там я пробовал кататься на маленьких, и довольно неплохо получалось. Еще мы ездили на спот Гегер, там мне тоже понравилось. Туда отвозят на лодке, около километра в океан. Там очень хорошие волны, они длинные и достаточно плавные, не супермедленные, но и не супербыстрые, но огромные. Если ты ловишь эту волну, ты по-любому едешь, но это тяжело.

Мне понравился серфинг, но я понимаю, что если им заниматься, то нужно посвятить ему много времени, оставаться там на год, и постоянно кататься. Круто, что серфинг - это одиночный вид спорта. Ты катаешься сам по себе, не зависишь вообще ни от кого, даже если ты с компанией катаешься, все равно вы не будете мешать друг другу. Можно ехать кататься одному и не париться, не нужна ни тусовка, никто.

Сейчас серфинг для меня - немного спорный вариант, я готов кататься на серфе, но после вейкборда, потому что совмещать нереально. После серфа ты, во-первых, высыхаешь, становишься тощий и нереально уставший, сил вообще нет. Руки очень сильные, а ноги - высохшие. Очень тяжело потом толкнуться в нужный момент.

- На этой солнечно-серфовой ноте наше интервью подошло к концу. У тебя есть какие-нибудь пожелания или хочешь поблагодарить кого-нибудь?

- Спасибо маме и папе, что поддерживают меня и всегда поддерживали. Всем друзьям спасибо – Никите, Жене, Лоте! Лоте вообще огромный респект, он всегда рядом, он всегда поможет, несмотря на то, что живет достаточно далеко.

Полную версию первого бесплатного флэш-журнала о российских водных видах спорта можно скачать здесь

Что делать, когда не дует? Паруса повисли, на воде – полный флэт, рев катеров раздражает сильнее, чем газонокосилки соседей по даче в 8 утра. Это очевидно: не можешь избавиться от проблемы — стань ей. Потому что ровная вода – это рай для вейкбордистов, ради которого они готовы встать в 5 утра и скататься на другой конец города перед работой.



Что это вообще такое?

Вейкбордеры – это те самые ребята, которые не нравятся на воде абсолютно всем. Они гоняют туда-обратно по акватории на мощных катерах, создают волны и еще внезапно болтаются далеко за буйками в ожидании своего катера. Хуже них, пожалуй, только вейксерферы (потому что волна от их катеров еще больше).

Вообще различают два основных вида вейкбордеров — катерные и кабельные (это примерно как в сноуборде фрирайд и парк с трамплинами). Вторые катают за лебедкой, мочат трюки, волн и шума не создают, никому не мешают. Поэтому сегодня мы говорим только о первых.

История появления вейкборда очевидна: серфера скрестили сначала со скейтером, а потом добавили к ним общую идею водных лыж. Случилось это, судя по большинству источников, в 80-е, а уже в конце 90-х стали проводиться первые официальные соревнования.

Идея простая: на ноги надевается плавучая доска в жестком ботинке, как для сноуборда. У доски есть выемки и плавники, которые помогают зарезаться на воде, контролируя скорость и направление движения. А также, естественно, два канта, передний и задний, и хвост/нос (понятие обычно относительное, классические доски — не направленные). В руки берется палка, веревкой прикрепленная к катеру, она же — фал. Дальше понятно: катер на скорости 28–40 км/ч тянет всё вышеперечисленное, а вейкбордер наслаждается процессом.

Где это делать?

Не на морях и океанах. Идеально подходят озера, широкие реки, заливы. Все из-за того, что чоп — мелкие волны — очень бьют по коленкам. А заодно мешают на приземлении трюков, ставят подножки и сулят прочие мелкие гадости. Да, катать на них реально. Но можно и ежа обнять, вопрос только в том, зачем?

Играет роль и то, кто именно тянет. За гидроциклом ехать можно, но он все время будет утягивать вас под воду. Удовольствия тут как от просмотра русской комедии. Вроде и шутки есть, но не отпускает ощущение, что что-то погружает тебя на дно.



В общем, если вы как-то в Турции, разгребая теплых розовых туристов, попробовали встать на доску за скутером, и вам не понравилось, дело не в вейкборде. Дело в вашем выборе места для отпуска.

Это не значит, что вейк — не повод поехать в тепло. Так же, как существуют серф-кемпы или выездные регаты, организуются и вейк-кемпы. Причем в тот же Таиланд, Вьетнам или Португалию. Просто большую часть катального времени вы проведете на местном озере, а не на волнах.

Но чаще, конечно, случается кататься на домашних спотах — расположенных в умеренной удаленности от ваших мест обитания.

Как выбрать домашний спот?

Параметров несколько, и иногда одно перекрывается другим. И тем не менее.

В самых транспортно-доступных местах движение обычно, как на дорогах Индии. От гидроциклов до заблудших виндсерферов или яхт. В итоге вода превращается в хорошо прокрученный фарш. Если вы не очень уверенно стоите на доске, каталка превратится в принудительные купальные процедуры; если волны уже не так страшны — в испытание ваших коленей на прочность (спойлер: они вообще не прочные).

Если вы едете с целью хорошо катнуть, а не спустить лишнюю пачку денег, стоит обратить внимание, что даже в Москве в стоимость аренды на большинстве спотов уже включены и прокат оборудования, и подсказки инструктора. Во всяком случае, когда вас нужно просто поставить на доску, а не научить прыгать бешеные трюки. Так что если все платится отдельно и поминутно, стоит пройтись по пляжу — вероятно, рядом есть более адекватные споты.

Что надеть?

Первое время лучше покатать на прокатном оборудовании. Это позволит определиться с вашим стилем, желаниями и понять, чем вообще отличаются разные доски друг от друга.

А вот гидрокостюм и жилет неплохо бы иметь свои. Как минимум, потому что чужие всегда мокрые, холодные и пытаются вас придушить или сжать там, где совсем не стоит. Ну и еще это гигиеничнее.


И главная деталь: серфшорты. Дают +100 к стилю и уровню катания. Да и вообще, первое правило вейкбордиста гласит: встал на доску — поправь шорты. Но это если вы не девушка в бикини, конечно. Если все же девушка, не можем не предупредить: хорошее падение виртуозно снимает любой купальник. Мы совсем не против, просто имейте в виду.

Ну и что в этом сложного?

Ничего, все просто — встегнулся в доску и поехал мочить трюки. Главное, как известно, не бояться. Но если серьезно, то у новичков возникает довольно стандартный набор ошибок.


  1. Кто сильнее

Как ни странно, вейк — один из редких видов спорта, где на входе мужчинам сложнее, чем женщинам. Потому что они банально сильнее. И 80% из начинающих крепких ребят пытаются перетянуть катер. Но серьезно: нормальный катер, который катает бордеров, несет в себе минимум 300 л. с. Это много. Перетягивать его — бесполезно, хотя при достаточном усердии это и заменяет полноценную тренировку в зале на руки (и на следующий день вы просыпаетесь без них и чувствуете себя Вини-Пухом из советского мульта, который не мог опустить лапки). Девушкам проще: сил на геройство все равно нет, поэтому можно спокойно подчиниться, дождаться нормальной тяги от катера и встать на доску.

Чем лечить? Признать, что катер сильнее, посидеть в воде, как показывает инструктор, забыть, сколько жмете от груди и выпрямить локти. В безнадежных случаях очень сильных мужчин спасает лебедка: принцип вставания там тот же, но тяга направлена строго вверх и понять принцип бывает проще.

Это делают все, но благодаря интенсивности полученных впечатлений, обычно быстро отучаются. Принцип такой: выпрямляем колени раньше, чем доска развернется по направлению тяги, а верхней частью тела полностью отдаемся фалу. То есть, уводим плечи вперед доски. И все, принимайте поздравления: контроль над вами и доской передан катеру, вы спотыкаетесь доской о воду и летите по красивой дуге вперед.

Чем лечить? Ощущения запоминающиеся, поэтому лечится само на интуитивном уровне. Главное — сразу бросить фал. Катер за вами вернется, вы наверняка еще не заплатили. Ну и при следующем старте не отдаваться катеру так бесконтрольно. Стойка должна быть такой, чтобы при магическом исчезновении фала из рук вы остались стоять на доске.

Это только кажется, что развернуться в воде — просто. На самом деле, каждый первый новичок, на которого надели доску и которому дали в руки фал, чувствует себя тюленем в проруби. Потому что для старта надо развернуться. А для этого хорошо бы иметь точку опоры. Или хотя бы какие-то свободные конечности.

Излюбленная позиция человека, который, конечно, поехал, но ему неспокойно. Колени согнуты, грудь вперед, гузка назад, поближе к земле. Проблема не только в том, что выглядит это не круто, а инструктор скорее всего будет обидно обзываться. Просто в этой позиции вы снова ничего не контролируете, и при малейшей возможности гордо нырнете обратно в воду.

Чем лечить? Послушать, что кричит инструктор с катера. Наверняка о том, что таз надо толкнуть вперед и вернуть его в положение над доской.

Но вообще по уровню сложности обучение азам вейкборда тянет максимум на двойку с плюсом.

Со второй-третьей попытки едут все.

Сложности и травмы начинаются потом, когда скорости и прыжков хочется все больше.



Чем опасно?

Во-первых, резким снижением баланса на ваших картах. В этом сезоне час катания за катером обойдется, в зависимости от локации, от шести тысяч рублей и выше. Часто считают сеты, а не часы. В среднем один сет — это 15 минут, и стоит он около 2000. С учетом переодеваний выходит примерно то же самое, что арендовать сразу час, если у вас есть для этого компания. Сразу предупреждаем, что в одно лицо откатать час нон-стопом почти нереально. Ну или это будет вейк на выживание.

Прокатная экипировка тоже очень скоро перестанет вас удовлетворять. Захочется, например, свою доску. Здесь потолок цен ограничен только вашим моральным или кредитным лимитом: от 15 тысяч рублей за самую простую модель и до шестизначных сумм за кастомные доски (то есть эксклюзивные модели, созданные каким-нибудь профи из пера феникса и пыльцы единорога).

Если говорить о травмах, многое зависит от ваших умений и бесстрашия, но занятие это объективно рисковое. На скорости даже 28 км/ч, минимальной для вейка, вода совсем не мягкая. А амплитуда хороших прыжков достигает и двух, и трех метров.

Есть прецеденты и порванной от гидроудара барабанной перепонки, и травм позвоночника — и это мы сейчас говорим не о профессиональном спорте. Но гонка за адреналином обычно побеждает страх, поэтому лучше иметь защиту. И не в перспективе, а на себе.

Девушкам, кстати, тоже всерьез стоит задуматься о шлеме, даже если они уверены, что не будут прыгать бэксайдов сегодня. И — нет, это не сексизм: просто гибкие и длинноногие девочки нередко достают своей доской до своей же черепной коробки даже в самом простом прыжке рейли. Ну и в падении, естественно.



Когда начинать?

Если мы про возраст, то ставить на доску начинают уже с пяти лет. И эти ребята всем нам еще покажут, можете не сомневаться.

Если про сезон, то — в любое время, когда на воде нет льда. Потому что вейкборд — это зависимость, и за полгода без него вам становится не важна и температура воды, и толщина необходимого для выживания гидрокостюма. К тому же, понимающие вейк-станции ставят на спотах бани для отогрева подмороженных на воде бордеров.

Перекрестные доски

Владение другими досками для освоения вейка не нужно, вопреки всем отговоркам бояк-новичков. Да, если вы катаетесь на скейте, у вас более прокаченное ощущение баланса (и общее бесстрашие), если на сноуборде — понимание, как зарезаться, а после кайтсерфа самое ценное — это навык быстро разворачиваться в воде или искать доску\фал в волнах.

Но каждая из этих досок несет в себе и заученные паттерны стойки и управления, превращающиеся в ошибки на уровне мышечной памяти. То есть выбить их можно только силой.

Например, кайтеров всегда видно по отвисанию назад и стойке на сильно подсогнутых лапках, особенно задней. Скейтеры наоборот могут пережимать переднюю ногу. У сноубордистов вообще проблемы с положением тела, потому что все катают в своем стиле, непременно неправильном (по мнению инструкторов): кто в стойке сутулого медведя, кто в бесконечном вихлянии хвостом доски.

Так что отмазки не работают: с чистого листа учиться не менее сложно, чем с исписанного кем-то другим.

Варианты на тему

Мы уже говорили о том, что вейкборд бывает кабельным и катерным. Но и за катером можно по-разному.

Есть, например, вейкскейт — небольшая доска без креплений, позволяющая мочить полный спектр самых странных трюков.

Гидрофойл — совершенно космическая доска с подводным крылом. Выглядит устрашающе и, по сути, парит над водой на воздушной подушке. Прощает чоп, но дарит еще более незабываемые ощущения от падений.

И, конечно, вейксерф. Доска без креплений, очень напоминающая обычный шортборд для серфинга. Требует от катера большой волны и дарит все удовольствия серфинга, только с запахом керосина, а не океанского бриза.

Побочные эффекты

Плюсы:

  • Тусовка. Перетекающая от одного спота к другому, совершенно оторванная от бытовых реалий и готовая катать и в пять утра, и в +12°C.
  • Физическая нагрузка на все группы мышц. Даже на те, о которых вы не хотели знать.
  • Выглядит круто.
  • Дарит вам планы на все теплые дни лета.
  • Рассветы и закаты на воде. Это красиво.

Минусы:

  • Ест ваши деньги. Но вы бы их все равно потратили.
  • Небезопасно для здоровья. Но жизнь вообще экстремальная штука.
  • Вызывает острое привыкание. Но пока не запрещено, почему бы и нет!

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.