Упражнения на нижнюю челюсть в вокале



У человека может быть ярчайшая палитра интонаций голоса, но голос при этом будет звучать слабо и невыразительно. Мешает, если разобраться - всего одна причина – зажим гортани. А зажим гортани возникает вследствие следующих факторов: неуверенности, суеты, страха.
Расслабление гортани – это уже навык, который можно выработать, если хотя бы 40 дней ежедневно в течение 5-10 минут выполнять необходимые упражнения для расслабления.

Методы расслабления гортани.

1. "Зевающий лев".
Самое лучшее упражнение на расслабление мышц челюсти и снятия напряжения с голосовых связок. Запрокиньте голову назад и откройте рот так широко, как можете. При этом издайте звук, который напоминает громкое зевание с изменением тональности. Если при этом вам захочется позевать на самом деле, зевайте. Зевание – это лучше, чем просто открытый рот, оно расслабляет гортань, которая контролирует голосовые связки.
На подсознательном уровне, обнажение горла и подъем подбородка – это манера поведения особи в состоянии полной безопасности, когда ее не могут атаковать. Наше же тело считывает свои же собственные сигналы и успокаивается.
Попробуйте поговорить в такой позиции, и вы заметите, как тембрально изменится ваш голос. Начните с одного слова, и с каждым днем усложняйте задачу, например, читайте стихотворения.

2. Пение буквы "М".
Это упражнение создаст вибрации в голове и расслабляет мышцы гортани (мышцы гортани крепятся к голосовым связкам), следом идет расслабление мышц лица. Вы прочувствуете тембр вашего голоса, и еще очень важно, это удлинит ваш выдох. Критерием того, что вы делаете это упражнение правильно будет служить небольшое щекотание от вибрации в области носа и губ.


Артикуляционная гимнастика.
Для того чтобы научиться красиво и выразительно петь, нужно ещё и чётко произносить различные звуки, хорошо владеть разговорной речью. Помочь нам в этом призваны упражнения для развития артикуляции.

Тренируем артикуляционные органы.

2. Сытый хомячок. Одновременно надуваем обе щеки воздухом, задерживаем дыхание на несколько секунд и сдуваем. Потом надуваем щеки поочередно, как будто полощем рот, или перекатываем по рту шарик.

3. Голодный хомячок. Втягиваем обе щеки, задерживаем втянутое положение на несколько секунд и возвращаем щёки в исходное положение.

4. Недовольная лошадка. На выдохе воздух направляем к губам так, чтобы они завибрировали. Извлекаемый звук должен быть похож на фырканье лошади.

5. Улыбка-Трубочка. Смыкаем губы и максимально вытягиваем их вперед трубочкой, затем максимально растягиваем, как при улыбке. Губы остаются сомкнутыми.

Для активизации языка. Пошевелите языком из стороны в сторону, вперед, назад, вправо, влево, круговые обороты в обе стороны, "винтиком", "трубочкой". Высуньте кончик языка и быстро-быстро перемещайте его из угла в угол рта.

Упражнение для освобождения нижней челюсти. Просто откройте рот, подвигайте челюстью в стороны, почувствуйте свободу этого движения. Делайте его перед зеркалом, пока не по-чувствуете легкую усталость. Нижняя челюсть должна быть свободной, но не приоткрытой. Тяжелая, болтающаяся нижняя челюсть бьет по гортани, делает звук бесформенным.

"Ч". В четверг четвертого числа, в четыре с четвертью часа, четыре черненьких чумазеньких чертенка чертили черными чернилами чертеж чрезвычайно чисто.

"ТР". Тридцать три корабля лавировали, лавировали да не вылавировали.

"С". У осы не усы, не усища, а усики.

"Т", "П". От топота копыт пыль по полю летит.

"Ж". Ужа жалила ужица, ужу с ужицей не ужиться.

Возьмите любое стихотворение или отрывок в прозе, которые вы знаете наизусть. Прочитайте его для себя перед зеркалом. Проследите за своим лицом, ртом, глазами во время чтения. Послушайте звучание своего голоса. Критерий оценки - эстетическое восприятие, естественность, гармония во всех проявлениях, комфортность физического и психологического состояния. Очень часто для начинающих работа перед зеркалом - это настоящее испытание, так как интуитивно у каждого есть осознание своей неполноценности. Вы должны найти в этой работе комфортность, понравиться себе в зеркале. Очень важно справиться с этим комплексом. В.Барсова советует: "Перед разучиванием музыкального произведения обязательно несколько раз прочитать словесный текст, лучше перед зеркалом". Существует правило: перед произнесением любой фразы, звука обязательно берите дыхание и направляйте его к корням верхних зубов, в твердое небо. (В шутку представьте себя кроликом, грызущим морковь своими передними зубами. Такую же активность в области передних зубов должны ощутить вы в момент произношения текстов, звуков). С того момента, как вы занялись постановкой голоса, все звуки должны быть на дыхании и в позиции, причем это условие для всей жизни, даже для бытовой речи.



    курс ораторского мастерства


    VIP Коучинг для 8 человек



    12 упражнений на расслабление для улучшения речи и голоса


    Существуют термины “ленивый язык” и “ленивые губы”, которые считается причиной невнятной речи. На самом деле, язык и губы не ленятся, а не могут расслабиться и поэтому не могут быть легко подвижными. Четкая речь – это способность быстро напрягать и расслаблять разные мышцы артикуляционного аппарата. Снятие ненужного напряжения в мышцах лица и тела может значительно и главное сразу улучшить речь и голос. Сегодня я расскажу, как избавиться от этого напряжения.

    “Голосовая система” имеет три уровня: лицо, гортань (включает язык, он крепится к гортани) и диафрагму. Напряжение скопившееся в любом из этих отделов мешает голосу звучать, комкает речь и отнимает от сказанного важность.

    Упражнения перечисленные ниже, это часть из того, что я собрал занимаясь с лучшими коучами по постановке речи и голоса, которая пригодна для самостоятельного обучения.

    1. Приоткройте губы

    Это упражнение снимает напряжение с мест, где оно часто прячется – челюстных мышц, мышц вокруг рта и глаз (когда рот открыт, мы перестаем щуриться и морщиться). Приоткрытые губы – это самое легкое упражнение, но оно работает. Оно расслабляет все мышцы лица, напрямую или косвенно.

    Фотографы просят девушек приоткрыть рот для придания их имиджу большей сексуальности и чувственности. С открытым ртом девушки не только выглядят сексуально, они выглядят более расслабленными, а значит более привлекательными.

    2. “Фыркающая лошадь”

    Еще одно эффективное упражнение для губ, ведущее к расслаблению всего лица. Сомкните губы вместе и слегка подайте их вперед, держа их вместе по внутренней стороне. Сделайте выдох с вибрацией губ. Дайте губам повибрировать, как выдыхают воздух лошади в мороз (при этом они качают головой, вам это делать не обязательно). Упражнение снимет напряжение с нижней части лица (напряженные губы не могут вибрировать, а значит вам придется их расслабить), а так же дает вам почувствовать границы губ, чтобы не прилагать излишних усилий для их смыкания во время речи.

    Хороший боксер не уворачивается от удара на пол метра, он уходит на 10 – 15 сантиметров, этого как раз достаточно чтобы удар противника не достал его. Так он может быстрее перейти в контратаку и не тратит лишних сил на увертывание. Подобно боксеру, излишние усилие при смыкании губ будет вам только мешать. Говоря звуки Б, П, М вам нужно просто сомкнуть и быстро разомкнуть губы, для этого надо чувствовать их границы и они должны быть расслаблены.

    3. “Радист”

    Закройте ладонями уши и сделайте небольшие круговые движения, массируя голову в области ушей. В этой области головы часто скапливается много напряжения.

    Во избежание атаки сзади нашим животным предкам приходилось держать уши в остро. “Уши в остро” – это не просто старомодное выражение, это описание ситуации, когда во время стресса у нас наблюдается спазм мышц вокруг ушных раковин. Сегодня многие люди уже утратили способность шевелить ушами, но те, кто это могут делать даже немного, должны научиться расслаблять эти мышцы.

    4. “Зевающий лев”

    Самое лучшее упражнение на расслабление мышц челюсти и снятия напряжения с голосовых связок. Запрокиньте голову назад и откройте рот так широко, как можете. При этом издайте звук, который напоминает громкое зевание с изменением тональности. Если при этом вам захочется позевать на самом деле, зевайте. Зевание – это лучше, чем просто открытый рот, оно расслабляет гортань, которая контролирует голосовые связки.

    На подсознательном уровне, обнажение горла и подъем подбородка – это манера поведения особи в состоянии полной безопасности, когда ее не могут атаковать. Наше же тело считывает свои же собственные сигналы и успокаивается. Вспомните зевающего льва и бояющуюся собаку в стае и вы сразу поймете связь между открытым горлом и спокойствием (а значит расслаблением и лучшим голосом).

    5. Пение буквы “М”

    Это упражнение создаст вибрации в голове и расслабляет мышцы гортани (мышцы гортани крепятся к голосовым связкам), следом идет расслабление мышц лица. Вы прочувствуете тембр вашего голоса, и еще очень важно, это удлинит ваш выдох (читайте пункт номер 9).

    Критерием того, что вы делаете это упражнение правильно будет служить небольшое щекотание от вибрации в области носа и губ.

    Если диафрагма напряжена, она рефлекторно передает напряжение в голосовые связки и голос звучит слабым. Мышцы лица и губы пытаются взять всю нагрузку на себя, компенсируя плохую работу нижней части “голосовой системы” и говорящий начинает выглядеть неествественно, он или она как будто кривляются. Результат – или сильная потеря дикции или избыточная мимика и потеря доверия. Без расслабленной, свободно двигающейся диафрагмы голосу не хватает “поддержки”. Диафрагма для речи – это как корни для дерева и пренебрегать ее ролью в работе над своим голосом, тоже самое что хотеть чтобы цветы в доме росли, но при этом не поливать их.

    6. “Пузатик”

    Лягте на спину. Положите одну руку на грудь, другую на живот. Ваша задача при каждом вдохе поднимать руку на животе, при выдохе опускать ее. Рука на груди должна оставаться неподвижной. Чем чаще и дольше вы делаете это упражнение, тем больше правильное дыхание переходит в привычку. Когда упражнение закончено, делайте тоже самое в вертикальном положении, стараясь наполнить воздухом переднюю стенку и бока живота, но ни в коем случае не поднимайте при дыхании ни плечи, ни грудную клетку.

    Дышите животом, как это делают младенцы. До 3х лет дети еще не осознают мнение о себе их окружения и дышат естественно – животом. Они даже на вид напоминают маленьких пузатиков. Затем этим детям уже хочется выглядеть красиво и подтянуто… и подтяжка, конечно, происходит в области диафрагмы. С этих пор в нашу жизнь входит само-навязанное напряжение и его следствие слабый голос и нечеткая дикция. Плохой дикцией и слабым голосом обычно страдают боксеры и бодибилдеры из-за их привычки задерживать дыхание.

    Дышите животом и работающая на всю амплитуду диафрагма не просто придаст красоты вашему голосу, но и расслабит вас в целом.

    7. “Дрожь земли”

    Ноги на ширине плеч, руки и голова свободно висят вниз, глаза закрыты, живот выпячен вперед в полном расслаблении. Начните делать частые с небольшой амплитудой вибрационные движения в коленях. Еще лучше подойдет вибрационная машина (платформа, которая сильно и часто дрожит). Сотрясение всех клеток тела заставляет вас чувствовать очаги напряжения в теле, потому что напряженные клетки и расслабленные вибрируют по-разному. Польза двойная: 1. Вы понимаете какая часть тела у вас напряжена и можете осознанно ее расслабить или препятствовать дальнейшему напряжению 2. Напряженные мышцы расслабляются от вибрации сами.

    Это упражнение является секретным и продвинутые спикеры делают его за кулисами. Выдающийся спикер Тони Роббинс всегда стоит на вибрационной машине и прыгает на маленьком батуте за кулисами перед своими выступлениями (батут, кроме преимущества от вибрации, поднимает уровень его энергетики при первом контакте с людьми после выхода из-за кулис).

    Поперечно полосатые мышцы (как бицепс и трицепс например) при этом входят в приятный тонус, а гладкая мускулатура (мышцы голосовых связок и гортани) расслабляются.

    8. “Выйдите из туалета”

    Перестаньте задерживать дыхание в любой ситуации. Не кряхтите и не тужьтесь. Напряжение копится и часто, чтобы избавится от него надо просто перестать его накапливать. Выдыхайте всегда легко и свободно.

    В детстве у меня был друг, который позднее закончил наркотиками, тюрьмой и сейчас его уже нет. Что я отчетливо помню, так это то, что он постоянно кряхтел. Полагаю, кроме неправильного трактования мира и невзвешенных решений, черту в его жизни подвела простая вещь – он просто не мог справится с напряжением, которое он накапливал каждый день своей жизни, когда ему нужно было дышать – он не умел расслаблять диафрагму и искал выход хроническому напряжению. Да, все бывает так просто, как в фильме про доктора Хауза.

    9. Делайте выдох дольше

    Во время выдоха весь организм “впадает в спячку”. Во время выдоха сердцебиение медленнее, чем во время вдоха на 10-20%, а иногда и медленнее. Врачам знакомо такое понятие, как аритмия у спортсменов, когда замедление работы сердца при выдохе превышает допустимые границы. Вспомните наставления вашего тренера: “Выдох должен быть вместе с усилием!” чтобы сглаживать нагрузку на системы организма.

    В нашем организме есть две нервные системы: симпатическая (напрягающая) и парасимпатическая (расслабляющая). Выдох выключает напрягающую симпатическую нервную систему и активизирует расслабляющую парасимпатическую (речь идет о напряжении гладкой мускулатуры – сосудов, кишечника, а не поперечно полосатой – бицепса или трицепса).

    Если же вы, наоборот, будете осознано делать вдох дольше, а выдох резким и коротким, то ваше артериальное давление повысится а частота сердечных сокращений увеличится, что введет вас в состояние напряжения и стресса. Скорее всего вы так и делали до того, как вошли в состояние перенапряжения, но только не осознанно.

    10. Лежите на лопатках на болстере для йоги

    Болстер – это мешок с мягким содержимым, который напоминает свернутое в рулон одеяло. Его диаметр 15 – 20 см. Лягте на него лопатками и закиньте руки в стороны и вверх. Это упражнение растянет мышцы груди, живота и рук (растянутые мышцы не могут быть напряженными) и самое главное – растянет диафрагму, которая будет посылать сигналы спокойствия всему телу при каждом вдохе и выдохе. Организм будет прислушиваться к себе и успокоится от своего же дыхания. Дышите, как всегда, животом.

    11. Дыхание через одну ноздрю

    Поочередно подышите 3 раза через одну ноздрю, затем 3 раза через другую. В режиме нехватки кислорода организму приходится снижать свою жизнедеятельность и успокоение будет навязано вашему мозгу и телу, даже если он изначально хотел рвать и метать.

    12. Бег

    Мое любимое упражнение. Помогает достичь здорового, равномерного тонуса в теле с одновременным расслаблением мышц лица, гортани (голосовых мышц) и диафрагмы. Настоятельно рекомендую сочетать с прослушиванием аудиокниг, чтобы “общаться с умным человеком” пока бежишь.

    Обильная оксигенация (насыщение кислородом) всех тканей организма питает тело невидимым “топливом” (кислород нужен для работы мышц и систем) и заставляет мозг рождать новые идеи во время и после пробежки. Ускоряя кровоток, бег выводит токсины из мышц и систем. Кроме того, здоровая вибрация во время бега указывает организму на очаги напряжения и он сам от них избавляется. Из минусов, бег противопоказан тем, кого беспокоят боли и дискомфорт в суставах.

    Мой знакомый заменил бег плаванием, но плавает исключительно в специальных наушниках под рекомендованные мной аудио-книги.

    В телесной психотерапии особое внимание уделяется работе с голосом и дыханием. Глубокое дыхание восстанавливает контакт между сознанием и чувствами, сознанием и телесными ощущениями. ( Терапия безрадостности. Возвращаем радость в свою жизнь ., Секреты здоровья и долголетия. Работа с дыханием .) Что же нам дает работа с голосом? Первое - это снятие горлового и челюстного зажимов, которые возникают еще в раннем детстве.

    Нижняя челюсть служит своего рода запорным механизмом, не позволяющим ничему из вне проникнуть к нам во внутрь. Первоначально челюстной зажим образуются в результате сопротивления насильственному кормлению или употреблению нежелательной пищи.

    И это не единственная функция, выполняемая нижней челюстью. Нижняя челюсть так же призвана не выпускать нежелательные внутренние импульсы наружу. Как правило, речь идет о сильном плаче, крике, гневе, злости. Помните, как часто в детстве, когда из нас растили "хороших", "культурных", "воспитанных" девочек и мальчиков, - приходилось слышать "рот закрой", "по-губам дам", "че разорался?", "ты же мужчина!", "кто так себя ведет" и так далее. Думаю, у каждого есть свой список подобных фраз и установок.

    Нижняя челюсть играет важную роль в реализации агрессии. Будем помнить, что первобытные люди использовали зубы не только для того, чтобы жевать, но и для того, чтобы перегрызать горло врагам, впиваясь покрепче в него зубами. Поэтому, когда человек испытывает гнев, то мощный разрушительный импульс, который зарождается в глубине тела, поступает к нашим челюстям. Этот импульс и придает челюсти дополнительную силу сжатия. Поэтому подавленный гнев часто проявляется в сильном напряжении нижней челюсти и челюстном зажиме.

    Как определить есть ли челюстной зажим?

    Определить наличие у себя напряжения в области нижней челюсти довольно легко. Первый способ - достаточно прощупать свои желваки на скулах напротив ушного отверстия. Если возникает болезненность - значит зажим в нижней челюсти есть.

    Второй способ — открыть посильнее рот. Если вы чувствуете ограниченность этого движения, то опять же, это свидетельствует о хроническом перенапряжении мышц, удерживающих нижнюю челюсть. Привычка скрипеть зубами во сне тоже свидетельствует о челюстном зажиме.

    Третий вариант - сложите три пальца и поместите их между зубов. Насколько вам комфортно удерживать длительное время такую позицию? Если удобно и комфортно, то сильного зажима скорей всего нет. Если помещаются только два и появляется боль - сильное сжатие.

    А теперь, выберите какую-то деталь на противоположной стене и посмотрите на нее, а потом сильно сожмите челюсти и посмотрите на эту же деталь. Очертания размываются? Вот так зажим.

    И напротив, когда человек расслаблен и испытывает положительные чувства, нижняя челюсть слегка опускается. Именно этой цели служат зевки, которые помогают телу расслабиться. Кроме того, они способствуют поступлению большей порции воздуха в наш организм. Мы часто зеваем днем не столько потому что нам скучно, сколько потому, что бессознательно хотим сбросить то напряжение, которое в нас возникает в результате попыток заставить себя делать что-то, что нам не нравится.

    Вегетотерапия Райха. Телесно-ориентированная психотерапия. Итак, упражнение по снятию мышечного блока на челюстном сегменте. Упражнение выполняется в паре.

    Для выполнения упражнения понадобятся 2 вафельных полотенца и крепкие зубы без брекетов. Если у Вас есть брекеты и нет вафельного полотенца, то . делать это упражнение Вам нельзя. Будете вместо этого снимать зажимы с челюсти, когда начнёте работать с горловым сегментом - ибо тут всё взаимосвязано и поэтому иногда взаимозаменяемо.

    Но если у Вас в доме есть чистое вафельное полотенце, которое Вам не жалко, а Ваши зубы не несут на себе ничего лишнего и стоят крепко на месте, то выполняйте это упражнение - смело, но очень осторожно:-). Если есть сомнения, то. решайте сами, делать ли это.

    Собака становится на четвереньки. Хозяин скручивает вафельное полотенце в жгут и берётся за оба конца этого жгута. Собака перекусывает жгут посредине. И. БОКС. Схватка началась!

    После этого актеры меняются ролями.

    Зажимы в горле так же возникают в раннем детстве, когда приходилось подавлять плач или крик, сжимая горловые мышцы. Горловой зажим отражаются и на наших связках, создавая в них дополнительное напряжение. В результате, мышцы, участвующие в звукообразовании, становятся малоподвижными. Это отражается на звучании голоса. Он может быть чересчур ровным и монотонным или хрипловатым и сиплым. А может и наоборот быть слишком высоким, ближе к фальцету.

    К тому же в области горла, почти под гортанью, находится горловая чакра - вишудха. В ее функции входит регуляция роста. В психической области она определяет наши способности к общению, самовыражению, коммуникативный аспект творческой деятельности и осознание собственной индивидуальности. Поэтому работая над снятием горлового зажима мы автоматически восстанавливаем нормальную циркуляцию энергии в этом центре.

    Несмотря на то, что тянется эта проблема еще из детства, мы вполне в состоянии убрать горловой зажим в более зрелом возрасте, привнося тем самым в свою жизнь новую степень свободы и яркости переживаний.

    Почаще зевайте. Ведь зевание - это естественный механизм, данный нам от природы для снятия напряжения.

    Пойте. Впервые пойти на вокал мне посоветовал врач - мануальный терапевт. Первое, что он сказал после осмотра - купить дыхательный тренажер Фролова для работы с диафрагмой; записаться в бассейн и на вокал. После этого прочитал лекцию о пользе пения для здоровья организма.

    И действительно трудно переоценить ту пользу, которую оказывает пение для физического и психологического здоровья человека. Оно великолепно снимает все горловые зажимы. Мы не можем ни массажем, ни упражнениями добраться до глубоких мышц гола. Зато это может сделать звук, который заставляет вибрировать поверхностные и глубокие ткани горла, освобождая их от излишнего напряжения, снимая мышечные блоки и горловые зажимы.

    Во время пения улучшается кровообращение, что благотворно влияет на голосовые связки, миндалины и многочисленные лимфоузлы. При регулярных занятиях вокалом в организме повышается уровень иммуноглобулина-А и гидрокортизона а значит, значительно повышает иммунитет. Мы реже простужаемся и чувствуем себя энергичней.

    Улучшение кровоснабжения при пении ведет к активизации деятельности головного мозга: он начинает работать интенсивнее, улучшается память, легче воспринимается любая информация. Во время пения в мозгу вырабатываются особые химические вещества - эндорфины, которые помогают поднять настроение, ощутить покой, легкость и радость.

    Информация для прекрасного пола :-). Во время пения, за счет улучшения кровоснабжения, омолаживается весь организм, улучшается цвет лица и состояние кожи. Да к тому же кто откажется лишний раз побыть в центре внимания красиво спев песню где-нибудь в гостях, караоке или на свадьбе у подруги. Одна моя знакомая вместо тоста на свадьбе у сестры спела песню группы "Сливки", а во время проигрыша - сказала поздравление. Было очень эффектно и красиво.

    Пение очень полезно при заболеваниях лёгких, так как не только заменяет дыхательную гимнастику, но и способствует развитию грудной клетки, правильному дыханию.

    В настоящее время разработаны методики, лечащие от заикания посредством пения и помогающие улучшить дикцию. К тому же на групповых занятиях вокалом чаще всего стоит теплая, доброжелательная и дружественная атмосфера. Что так же имеет оздоравливающий психологический эффект.

    Для выполнения этого упражнения по вегетотерапии Вам не нужен партнёр.

    А теперь пусть Ваш язык отправляется на экскурсию по тому месту, где он всю жизнь живёт и трудится. То есть Вы начинаете изучать-ощупывать своим языком каждый бугорочек, каждую пломбу, каждое место во рту. Нёбо, дёсны, альвеолы, зубы, губы (пока только их внутренняя поверхность), щёки, горло.

    Нужно выполнять это упражнение вегетотерапии регулярно. И лучше, если перед этим Вы уже проработаете глазной и челюстной сегменты. Тогда эти забавы будут иметь терапевтическую пользу и Вы ощутите результат.

    Если статья понравилась и была полезна - делитесь ей в социальных сетях и подписывайтесь на обновления.

    При использовании материала индексируемая ссылка обязательна.

    Девид Джонс

    Вокальные техники, портящие голос - часть 1

    Существует опасная и, тем не менее, очень распространенная техника, о которой нельзя не упомянуть - пение на улыбке. Большинство педагогов и студентов почему-то считают, что при пении необходимо широко улыбаться, что крайне вредно для голоса. В итальянской традиции учат внутренней улыбке, которая на самом деле не что иное, как поднятое мягкое небо, подтянутые мышцы на скулах, опущенные у задних зубов мышцы щек (что открывает больше пространства в глотке) и все это при овальной форме рта. Улыбка в действительности должна быть В ГЛАЗАХ , а не на устах.

    Большинство певцов прибегают к улыбке, чтобы осветлить тембр голоса. Вместо этого звонкости нужно добиваться, держа язык ближе к зубам и в форме арки. Злоупотребление этой техникой обедняет тембр, который становится похожим на детский, что является плохим признаком. Эта техника также не имеет никакого отношения к увеличению объема голоса, так как результаты обычно противоположны. Когда мы улыбаемся во время пения, поднимается гортань, спадает мягкое небо, неправильно включается в работу нижняя челюсть, выдвигаясь вперед, тембр становится пронзительным и белесым, и нередко певец занижает интонацию. Также связки перестают плотно смыкаться. Таким образом, абсолютно все части аппарата певца занимают позиции, несовместимые со здоровым и удобным пением. В результате применения такой техники зажимается горло, и появляется охриплость. Несмотря на то, что от данной техники ждут прежде всего улучшения состояния голоса, она является одной из самых опасных, что было доказано научными исследованиями с применением волоконно-оптических инструментов.

    Несмотря на то, что существуют действительно прекрасные исполнители старинной музыки, в данной среде пение на широкой улыбке пользуется особенным почетом. Те, кто используют пение на улыбке, чтобы добиться "аутентичного" звучания, страдают от последствий. Я могу назвать много певцов, имеющих обширную дискографию и поющих с низкой интонацией. Я искренне не понимаю, по какой причине их записи имеют такой успех. Неужели люди не слышат фальши? Кроме того, со временем такие голоса полностью деградируют. И снова возвращаюсь к собственному опыту. Я учился у высокого тенора, который заставлял меня улыбаться при пении. В результате я получил зажатость в горле и постоянную голосовую усталость. К тому времени, когда я пришел на занятия к Алану Линдкуэсту, мой голос стал жестким, негнущимся и плоским. Пение в верхнем регистре было невозможно, потому что горло было слишком зажато, а из-за неправильного смыкания связок, была регистровая неровность. Без сомнений, пение с использованием данной техники бессмысленно и даже опасно.

    Я неоднократно видел, как многие певцы опускают/расслабляют мышцы щек и закрывают тем самым верхние передние зубы, что затрудняет пение и провоцирует крик. В традиции Итальянской школы пения - баланс между высокими и низкими обертонами. Приподнимание тех частей щек, которые находятся под нижними веками, провоцирует также поднятие и мягкого неба. Качество тона напрямую зависит от выражения лица поющего, так как от него зависит расположение и работа внутренних мышц вокального аппарата певца. Если лицевые мышцы опущены, то певцу необходимо удваивать подсвязочное давление, чтобы компенсировать низкое мягкое небо, но в результате получается форсированный и холодный звук. Когда же мышцы лица подтянуты, тембр приобретает необходимые для хорошей полетности высокие обертоны. Без них голос не будет слышен в большом зале.

    К этой технике прибегают в основном мужчины. Я помню выступление одного британского баритона, певшего Генделевского Илию в Коннектикуте (Elijah by Handel). Это был не концерт, а настоящая катастрофа. Голос был темным и крикливым, напоминая брачный зов лося. Мне было жаль этого певца, а публика в целом была разочарована этим выступлением. Я уверен, что певцы могут сохранить голос, пока они здоровы физически. Если человек здоров физически и правильно тренирует свой голос, вокальное долголетие дается относительно легко. Баритону же было всего около 55, и он должен был бы быть на пике своей вокальной формы. К сожалению, голос уже стал жестким, а верхние ноты были низкие по интонации. Причиной этого было неправильное выражение лица. Так как в тот вечер в концерте участвовала моя ученица, меццо, я знаю о певце кое-что еще. Ему приходилось быть заносчивым из-за своей неуверенности, которая превратила его в человека, с которым сложно работать.

    Чем дольше я пишу эту статью, тем очевиднее тот факт, что все вокальные техники взаимосвязаны - одна вытекает из другой: если какой-то из элементов не сбалансирован, то и все другие также начинают работать неправильно. Когда меня ошибочно учили как тенора, мне приходилось использовать огромное подсвязочное давление, чтобы петь в верхнем регистре. Это не был сознательный выбор, так как ничего другого мне не оставалось делать. Мой язык был не просто плоский, но в верхнем регистре приобретал форму ложки. Проблемы с формой и положением языка были прямым следствием увеличения подсвязочного давления. И конечно меня подстегивал тот факт, что меня считали тенором, хотя на самом деле я - лирический баритон. Такой тренинг был опасным для моего вокального здоровья, так как плохо повлиял на работу всего вокального аппарата. В результате я дышал исключительно грудью, не задействуя нижние мышцы пресса, из-за чего мне приходилось поддерживать длительность звука движениями языка, делая его плоским и жестким, повышал уровень гортани, не мог петь четкие гласные и согласные, из-за зажатой нижней челюсти, а низкое мягкое небо лишало меня носового резонанса, из-за чего мне приходилось увеличивать давление воздуха, буквально выталкивая голос, не имеющий настоящей опоры. Таким образом, я много лет находился в замкнутом круге, на волосок от вокальной смерти, и никто не мог предложить мне решения, пока я не встретил педагогов, о которых писал в начале статьи.

    Я твердо уверен, форсирование, неоправданное увеличение подсвязочного давления крайне негативно сказывается на голосе. Невозможно одновременно выталкивать голос и сохранить связки здоровыми. И я сочувствую эстрадным певцам, которые используют эту технику, чтобы выделиться среди конкурентов. Обычно это сопровождается растяжением грудного регистра вверх - пение грудью в диапазоне, не предназначенном для этого. Мне повезло, так как я прошел через это только с одним кровоизлиянием в связки, и мне хватило ума довериться своим инстинктам и обратиться за помощью.

    К сожалению, многие певцы прибегают к данной технике, стремясь достичь большого звука. Также многие педагоги ошибочно полагают, что эта техника может помочь их ученикам в конкурентном мире оперы. Правдой является то, что в голосе певца должно присутствовать большое количество металла. Но это достигается не за счет выталкивания больших звуковых масс изо рта, а вследствие включения носового резонанса, и отсутсвия напряжения в корне языка.

    "Большой звук", который в последнее время стал очень популярным, искусственно создается пропусканием огромных масс воздуха через гортань. Я называю это перезажатым дыханием. Часто, объясняя данную технику, педагог кладет свой кулак в область солнечного сплетения и просит толкнуть его с помощью дыхания. При использовании такого приема в пении звук получается громкий, но зажатый, без необходимого количества носового резонанса. При правильном пении, область солнечного сплетения постепенно освобождается по мере того, как певец пропускает через связки небольшой поток воздуха. Помните, как Карузо говорил, что для пения ему нужно не больше воздуха, чем для обычной беседы. C техникой, провоцирующей зажатость любой из частей аппарата певца невозможно достичь вокальной свободы. Корень языка становится негибким и, кроме того, оказывает механическое давление на гортань. Обычно певцы еще страдают от злоупотребления грудным регистром, не используя головной голос, а в следствие отсутствия баланса между регистрами появляются проблемы с верхними нотами. Однажды я обучал французскую меццо-сопрано, использовавшую такую технику. Поступивши в престижную консерваторию, к концу обучения она практически не могла петь. Ее не допустили до выпускного экзамена, и после судебного предписания ей было разрешено заниматься со мной. На реабилитацию голоса мы потратили полтора года. Переучивание - сложный процесс, особенно если плохая привычка доведена до автоматизма, как было в случае с этой певицей. Девушка, проделав огромный путь, выпустилась из консерватории, и сейчас работает педагогом по вокалу.

    Я впервые узнал об опасностях данной техники от своей коллеги доктора Барбары Матис (Dr. Barbara Mathis) - одного из лучших педагогов и исследователей голоса в США. Она проводит свои новаторские опыты и преподает в Ламарском Университете в Боумонте, штат Техас (Lamar University in Beaumont, Texas).

    В ходе исследований она стала применять оптоволоконную камеру и открыла по меньшей мере удивительные вещи. Барбара рассказала, что во время пения "с сипотцой", голосовые связки все более и более краснели и опухали почти в два раза. Такие данные открыли нам глаза на многие аспекты вокальной техники. Мне же было разрешено воочию наблюдать за ходом исследований. Свой опыт с сиплым пением я получил в начале своих занятий с Аланом Линдкуэстом. Из-за многолетнего форсирования и ора при завышенной гортани мои связки перестали смыкаться полностью, "загибаясь" в разные стороны. Педагог предложил мне упражнения, изменившую мою вокальную жизнь. Внезапно после двух занятий мой голос снова стал здоровым, хотя я страдал от сипа во время пения в течение 15 лет, следуя неверным указаниям. Линдкуэст же использовал метод Гарсиа 'coup de glotte'.

    Недавно я слушал выступление в одном Нью-йорском кабаре, где исполнитель использвал сиплость для художственной выразительности, что было большой ошибкой.
    После трех номеров в голосе уже была слышна усталость, а к концу представления певица отчаянно пыталась просто допеть концерт. Виной всему была опухлось связок из-за сиплости.

    В конце статьи я хотел бы перечислить причины проблем с голосом. Так как пение очень сложноскоординированный процесс, многие следствия могут стать причинами новых проблем. Я считаю, что при правильном пении певец вообще не должен ощущать голосовой усталости. Я говорю и обучаю пению по 7 или 8 часов в день шесть лдней в неделю, и мой голос никогда не садится. Также студент никогда не должен чувствовать боль в горле или осиплость после урока вокала. Я часто слышал от студентов, что педагоги оправдывают свой непрофессионализм тем, что якобы мышцам голсового аппарата нужно екоторое время чтобы привыкнуть к новой технике. Это безотвественно со стороны педагога говорить такое и не принимать усталость как сигнал, предупреждающий о грядущих болезнях голоса.

    Причины:

    (1) Курение или употребление алкоголя,

    (2) Использование грудного регистра слишком высоко,

    (3) Зажатость области солнечного сплетения,

    (4) Пение с повышенной гортанью,

    (5) Пение с низким мягким небом,

    (6) Пение с выдвинутой вперед или зажатой нижней челюстью,

    (7) Пение с неполным или слишком плотным смыканием связок,

    (8) Использование неоправданно большого подсвязочного давления,

    (9) Нправильная поза: опущенная или слишком выпяченная грудная клетка,

    (10) Наклон головы вперед и вытягивание шеи во время пения,

    (11) Использование речевых гласных вместо вокальных,

    (12) Неопертое пение, недостаток сопротвления в нижних мыщцах пресса и пояснице.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.