Упражнения для расслабления мышц ног и рук в руки


Расслабляясь, возбужденные беспокойные дети постепенно становятся более уравновешенными, внимательными и терпеливыми. Дети заторможенные, скованные, вялые и робкие приобретают уверенность, бодрость, свободу в выражении своих чувств и мыслей.

Такая системная работа позволяет детскому организму сбрасывать излишки напряжения и восстанавливать равновесие, тем самым, сохраняя психическое здоровье.

Скачать:

ВложениеРазмер
relaksatsionnye_uprazhneniya_dlya_snyatiya_napryazheniya.doc 66.5 КБ

Предварительный просмотр:

Релаксационные упражнения для снятия напряжения

с мышц туловища, рук, ног .

Предлагается ребенку лечь и расслабиться. В это время произносится медленно, тихим голосом, с длительными паузами:
Все умеют танцевать,
Прыгать, бегать, рисовать,
Но пока не все умеют
Расслабляться, отдыхать.
Есть у нас игра такая –
Очень легкая, простая,
Замедляется движенье,
Исчезает напряженье…
И становится понятно –
Расслабление приятно!

Свалился во сне

Инструкция: «Представьте себе, что вы – олени. Поднимите руки над головой, скрестите их, широко расставив пальцы. Напрягите руки. Они стали твердыми! Нам трудно и неудобно держать так руки, уроните их на колени. Расслабьте руки. Спокойно. Вдох – пауза, выдох – пауза.

Инструкция: Пожалуйста, все встаньте и расположитесь так, чтобы вокруг каждого из вас было свободное место. Полностью выпрямитесь и вытянитесь в струнку, как солдат. Застыньте в этой позе, как будто вы одеревенели, и не двигайтесь, примерно вот так. А теперь наклонитесь вперед и расставьте руки, чтобы они болтались как тряпки. Станьте такими же мягкими и подвижными, как тряпичная кукла. Слегка согните колени и почувствуйте, как ваши кости становятся мягкими, а суставы очень подвижными. Теперь снова покажите солдата, вытянутого в струнку и абсолютно прямого и негнущегося, как будто вырезанного из дерева. (10 секунд.) Теперь опять станьте тряпичной куклой, мягкой, расслабленной и подвижной. Снова станьте солдатом. (10 секунд.) Теперь опять тряпичной куклой. Повторить несколько раз.
Теперь встряхните руками, как будто вы хотите стряхнуть с них капельки воды. Стряхните капельки воды со спины. Теперь стряхните воду с волос. Теперь — с верхней части ног и ступней.

Дети стоят. Инструкция: «Представьте, что вы поднимаете тяжелую штангу. Наклонитесь, возьмите ее. Сожмите кулаки. Медленно поднимите руки. Они напряжены! Тяжело! Руки устали, бросаем штангу (руки резко опускаются вниз и свободно опускаются вдоль туловища). Они расслаблены, отдыхают.

Мы готовимся к рекорду,
Будем заниматься спортом (наклониться вперед).
Штангу с пола поднимаем (выпрямить руки вверх).
Крепко держим…
И бросаем!
Наши мышцы не устали
И еще послушней стали.
Нам становится понятно:
Расслабление приятно.
Во время выполнения упражнения можно прикоснуться к мышцам предплечья ребенка и проверить, как они напряглись.

Представьте себе, что вы держите в кулачках что-то очень ценное, дорогое для вас, и кто-то хочет у вас это отнять. Вы сжимаете кулачки все крепче и крепче… еще крепче, уже побелели косточки, кисти начинают дрожать… Но вот обидчик ушел, а вы разжимаете свои кулачки, пальцы становятся расслабленными, кисти рук спокойно лежат на коленях… они отдыхают (повторить 2-3 раза).

Представьте себе, что вы загораете на солнышке. Но вот солнце зашло за тучку, стало холодно – все сжались в комочек, чтобы согреться (задержать дыхание). Солнышко вышло из-за тучки, стало жарко – все расслабились (на выдохе) (повторить 2-3 раза).

Сегодня вы много занимались, играли и, наверное, устали. Я предлагаю вам немного полениться. Представьте себе, что вы, лентяи, нежитесь на мягком-мягком ковре. Вокруг тихо, спокойно, вы дышите легко и свободно.

Представьте себе, что вы веселые, озорные котята. Котята ходят, выгибают спинку, машут хвостиком. Но вот котята устали, начали зевать, ложатся на коврик и засыпают. У котят равномерно поднимаются и опускаются животики, они спокойно дышат (повторить 2-3 раза).

Представьте себе, что вы – медвежата и с вами играет мама-медведица. Она бросает вам шишки. Вы их ловите и с силой сжимаете в лапах. Но вот медвежата устали и роняют свои лапки вдоль тела – лапки отдыхают. А мама-медведица снова кидает шишки медвежатам… (повторить 2-3 раза).

Представьте себе, что вы играете на солнечной полянке. Вдруг подул холодный ветер. Вам стало холодно, вы замерзли, обхватили себя руками, голову прижали к рукам – греетесь. Согрелись, расслабились… Но вот снова подул холодный ветер… (повторить 2-3 раза).

Я знаю, детки наши сегодня устали. Я предлагаю вам немного отдохнуть. Вы лежите на мягком, красивом волшебном ковре. Вокруг все тихо и спокойно, вы дышите легко и свободно. Волшебный ковер дает ощущение приятного покоя и отдыха. Вы погружаетесь в волшебный сон.

Мы спокойно отдыхаем (2 раза),

Сном волшебным засыпаем.

Дышится легко, ровно, глубоко.

Наши ручки отдыхают.

(пауза.— поглаживание детей).

Ножки тоже отдыхают, отдыхают, засыпают (2 раза).

Шея не напряжена и расслаблена.

Губы чуть приоткрываются.

Все чудесно расслабляются (2 раза).

Дышится легко. ровно. глубоко.

Мы спокойно отдыхаем,

Сном волшебным засыпаем.

Хорошо нам отдыхать!

Но пора уже вставать!

Крепче кулачки сжимаем

И повыше поднимаем.

Предложить ребенку изобразить деревянную куклу: напрячь мышцы ног, корпуса и немного отведенных в сторону рук, повернуться всем телом, сохраняя неподвижными шею, руки и плечи. Ноги при этом от пола не отрываются, ступни стоят неподвижно. Тряпичная кукла: плечи и руки опустить, руки плетями висят вдоль тела неподвижно. Тело тряпичная кукла поворачивает быстрыми короткими толчками – то вправо, то влево, при этом руки свободно взлетают и оборачиваются вокруг пояса. Плечи остаются в расслабленном состоянии.

Опустить руки вниз и представить себе, что в правой руке находится лимон, из которого нужно выжать сок. Медленно сжимать как можно сильнее правую руку в кулак. Почувствовать, как напряжена правая рука. Затем бросить “лимон” и расслабить руку:

Я возьму в ладонь лимон.
Чувствую, что круглый он.
Я его слегка сжимаю –
Сок лимонный выжимаю.
Все в порядке, сок готов.
Я лимон бросаю, руку расслабляю.
Выполнить это же упражнение левой рукой.

Релаксация "Пара" (попеременное движение с напряжением и расслаблением рук).

Стоя друг против друга и касаясь выставленных вперед ладоней партнера, с напряжением выпрямить свою правую руку, тем самым, сгибая в локте левую руку партнера. Левая рука при этом сгибается в локте, а у партнера выпрямляется.

Какой сегодня чудный день!
Прогоним мы тоску и лень.
Руками потрясли.
Вот мы здоровы и бодры.

Представьте себя на корабле. Качает. Чтобы не упасть, нужно расставить ноги шире и прижать их к полу. Руки сцепить за спиной. Качнуло палубу – перенести массу тела на правую ногу, прижать ее к полу (правая нога напряжена, левая расслаблена, немного согнута в колене, носком касается пола). Выпрямиться. Расслабить ногу. Качнуло в другую сторону – прижать левую ногу к полу. Выпрямиться! Вдох-выдох!

Стало палубу качать! Ногу к палубе прижать!

Крепче ногу прижимаем, а другую расслабляем.

Замелькали наши ножки,
Мы поскачем по дорожке.
Но внимательнее будьте,
Что вам делать, не забудьте!

Поставить устойчиво ноги, затем представить себя слоном. Медленно перенести массу тела на одну ногу, а другую высоко поднять и с “грохотом” опустить на пол. Двигаться по комнате, поочередно поднимая каждую ногу и опуская ее с ударом стопы об пол. Произносить на выдохе “Ух!”.

Релаксационные упражнения для детей для расслабления мышц лица

Представьте себе, что вы видите перед собой на рисунке красивое солнышко, рот которого расплылся в широкой улыбке. Улыбайтесь в ответ солнышку и почувствуйте, как улыбка переходит в ваши руки, доходит до ладоней. Сделайте это ещё раз и попробуйте улыбнуться пошире. Растягиваются ваши губы, напрягаются мышцы щек… Дышите и улыбайтесь…, ваши руки и ладошки наполняются улыбающейся силой солнышка (повторить 2-3 раза).

Представьте себе теплый, летний день. Ваше лицо загорает, носик тоже загорает – подставьте нос солнцу, рот полуоткрыт. Летит бабочка, выбирает, на чей нос сесть. Сморщить нос, поднять верхнюю губу кверху, рот оставить полуоткрытым (задержка дыхания). Прогоняя бабочку можно энергично двигать носом. Бабочка улетела. Расслабить мышцы губ и носа (на выдохе) (повторить 2-3 раза).

Одна бабочка улетела, другая – прилетела, и теперь уже уселась прямо на брови малышу. Предложите ребенку покатать бабочку на качелях: подвигать бровями вверх-вниз.

Релаксация "Озорные щечки"

Набрать воздух, сильно надувая щеки. Задержать дыхание, медленно выдохнуть воздух, как бы задувая свечу. Расслабить щеки. Затем сомкнуть губы трубочкой, вдохнуть воздух, втягивая его. Щеки при этом втягиваются. Затем расслабить щеки и губы.

Релаксация "Рот на замочке"

Поджать губы так, чтобы их совсем не было видно. Закрыть рот на “замочек”, сильно-сильно сжав губы. Затем расслабить их:

У меня есть свой секрет, не скажу его вам, нет (поджать губы).
Ох, как сложно удержаться, ничего не рассказав (4–5 с).
Губы все же я расслаблю, а секрет себе оставлю.

Релаксация "Злюка успокоилась"

Напрячь челюсть, растягивая губы и обнажая зубы. Рычать что есть сил. Затем сделать несколько глубоких вдохов, потянуться, улыбнуться и, широко открыв рот, зевнуть:

А когда я сильно злюсь, напрягаюсь, но держусь.
Челюсть сильно я сжимаю и рычаньем всех пугаю (рычать).
Чтобы злоба улетела и расслабилось все тело,
Надо глубоко вдохнуть, потянуться, улыбнуться,
Может, даже и зевнуть (широко открыв рот, зевнуть).

Релаксационные упражнения для детей для расслабления мышц шеи

Предложить ребенку поиграть в игру: мама или папа проговаривают стихотворение , а малыш исполняет то, о чем в нем говориться. Играть в игру нужно стоя, в позиции ноги на ширине плеч, руки книзу, расслаблены. Делать упражнение лучше вместе с малышом, чтобы он нарочно видел, как оно выполняется. Слова ведущего:

«Любопытная Варвара смотрит влево (повернуть голову влево и 3 секунды удерживать в таком положении), смотрит вправо (то же упражнение, только голова вправо). А потом опять вперед – тут немного отдохнет (голову повернуть вперед и смотреть перед собой 3 секунды). А Варвара смотрит вверх дольше всех и дальше всех! (Поднять голову вверх и смотреть на потолок 5 секунд). Возвращается обратно – расслабление приятно! (Вернуться в исходное положение – взгляд вперед). А теперь посмотрим вниз – мышцы шеи напряглись! (Голову медленно опустить вниз и прижать подбородок к груди). Возвращаемся обратно – расслабленье так приятно! (Голову опять поднять и смотреть перед собой, расслабить мышцы).

Релаксационные упражнения для детей на расслабление

мышц плечевого пояса

Предложить ребенку поднять руки в стороны и немного наклониться вперед. На раз-два-три рукам нужно дать свободно упасть, при этом снимая напряжение с плеч – руки должны повиснуть и качаться самостоятельно, пока не остановятся.

Малыш должен сначала как можно выше поднять плечи, а затем свободно опустить их, словно сбросив вниз.

Имитировать движение мельницы руками: вытянув их, делать круговые маховые движения вперед и вверх, затем – назад и вверх, и так несколько кругов.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научить взрослых и детей ощущать свои эмоции, управлять своим поведением, слышать и беречь свой организм.

Умение расслабиться помогает одним детям снять напряжение, другим - сконцентрировать внимание, снять возбуждение.

Эти упражнения вызывают у ребят самые положительные эмоции.

Комплекс релаксационных упражнений позволяющий детскому организму сбрасывать излишки напряжения и восстанавливать равновесие, тем самым сохраняя психическое здоровье.

Работа воспитателя тяжелый и эмоционально затратный труд. Воспитание детей требует не только сдерживания своих эмоций, но и понимания эмоционального состояния детей и отклик на их проявления. После ра.

В данном материале представлен комплекс упражнений для педагогов групп компенсирующей направленности и учителей - логопедов.

В данном материале представлены упражнения для педагогов групп компенсирующей направленности и учителей - логопедов.


  • Для головы
  • Упражнения для туловища
  • Как разминать кисти рук
  • Упражнения для ног
  • Разминаем ступни и голени
  • Как расслабить лицевые мышцы?
  • Упражнение "Шавасана"

Комплекс упражнений на расслабление – один из способов профилактики и борьбы со стрессами. Они помогают разминать тело, расслаблять мышцы и получать заряд энергии. Есть упражнения, которые можно выполнять прямо на рабочем месте, не вставая со стула, а для других потребуются более сложные манипуляции, но мы сейчас обо всем детально расскажем.

Упражнения для головы

Начнем с расслабляющих упражнений для шеи и головы, которые можно делать в любое время, где бы вы не находились. При долгой сидячей работе может затечь шея, а это признак затрудненного кровотока. Общее самочувствие человека из-за этого неизбежно ухудшается. Во избежание такой проблемы нужно каждые полчаса или час проводить упражнения для релаксации, чтобы растянуть мышцы и расслабить их. Комплекс элементарный:

  • Крутим головой по часовой стрелке, а затем против – по 10 секунд в каждую сторону.
  • Наклоняем голову в сторону и немного нажимаем на нее руками, растягивая застоявшиеся мускулы.
  • Выполняем наклоны головы вперед и назад – плавно и медленно, в течение 15-20 секунд.


Эти упражнения для расслабления мышц шеи отнимут не более минуты, но заметно улучшат самочувствие.

Повороты туловища

Классические развороты корпуса – простые, но эффективные расслабляющие упражнения. Можно выполнять движения, сидя на стуле. Разворачиваем корпус влево, задерживаемся на несколько секунд, а затем то же самое выполняем вправо. Достаточно 3-4 повторений на каждую из сторон.

Можно выполнять развороты корпуса в стоячем положении, поставив ноги на ширину плеч. Упражнение расслабит талию, спинные мышцы, снимет дискомфорт и боли из-за долгого сидения за компьютером или столом.


Кисти рук

У многих людей в современном мире сильно нагружены мышцы в кистях рук. Это связано с постоянной работой за компьютером. Без упражнений для расслабления у вас вскоре появятся боли в запястьях. Во избежание дискомфорта проделайте следующее:

  • Держа руки перед собой, раздвигайте широко пальцы, задерживайтесь на 5-6 секунд, и сводите их обратно.
  • Скрестив пальцы в замок, выполняйте круговые движения кистями в левую и правую стороны.
  • Динамично сжимайте пальцы в кулак и разжимайте их обратно.

Ноги на стену

Эффективное расслабляющее упражнение, которое вы вряд ли сможете выполнять на работе, поэтому уделяйте ему время, находясь дома. Выполняя его, вы обеспечите релаксацию ног и спины, раскроете грудную клетку и насытите грудную клетку кислородом.


  • Можно ли есть творог после тренировки?
  • Чем аэробная тренировка отличается от анаэробной?

Нужно лечь на кровать или на пол, используя гимнастический коврик, и закинуть ноги на стену. Ягодицы прижимаем к вертикальной поверхности. Руки раскидываем в стороны и раскрываем грудную клетку на максимум. Постарайтесь расслабиться и выровняйте дыхание. Сначала упражнение может показаться сложным, но вы быстро к нему привыкните. Оно способствует снятию мышечных зажимов в пояснице и других участках позвоночника.

Голени и ступни

В конце тяжелого дня у вас могут быть перенапряжены ноги, в особенности стопы. Расслабить их можно простым физическим упражнением. Поднимитесь на носочки, задержитесь и расслабьтесь. На пятки опускайтесь плавно и медленно. Если ощутите напряжение в икрах, вы делаете все правильно. При расслаблении вы можете ощущать легкое покалывание и прилив тепла в области голеней.

Затем нужно приподняться на пятки, подняв максимально высоко носки. Пару секунд напряжения, а затем расслабляемся. Вы можете ощутить тяжесть в ногах, но это говорит о правильном выполнении движения. После завершения упражнения для расслабления вы испытаете чувство релаксации.

Расслабление лицевых мышц

Очень эффективен самомассаж лица, который, подобно любому массажу, помогает успокоить, расслабить и снять дискомфорт. Выполняйте его в любой момент, когда это удобно:

  • Закройте глаза, выровняйте дыхание и дышите спокойно.
  • Начните медленно массировать кончиками пальцев кожу головы. Выполняйте круговые движения и легкие нажатия.
  • Переключитесь на массаж лица и шеи, уделив особое внимание лбу, вискам, челюсти и переносице.

Шавасана

Последнее упражнение для мышечного расслабления рекомендуем выполнять перед сном ежедневно. Вам нужно лечь на спину, расставить немного ноги в стороны и положить на кровать руки ладонями вверх. Под шею и голову не забудьте подставить маленькую подушку или полотенце.


Начните снизу-вверх расслаблять тело. Начните с пальцев ног и двигайтесь до головы. Сделайте 20 глубоких вдохов и выдохов, после чего прекратите специально контролировать дыхание. Постарайтесь выбросить из головы все посторонние мысли и максимально расслабиться.

Основная часть

  1. Упражнения на расслабление мышц рук
  2. Упражнения на расслабление мышц ног
  3. Упражнения на расслабление мышц ног, рук и корпуса
  4. Упражнения на расслабление мышц живота
  5. Упражнения на расслабление мышц шеи
  6. Упражнения на расслабление речевого аппарата (губ, нижней челюсти)
  7. Упражнения на расслабление речевого аппарата (губ, челюсти, языка)

Список рекомендуемой литературы

Введение

В предлагаемом тренинге ребёнок учится не только расслаблять мышцы, но и осознаёт состояние покоя, не напряжённости. Обучение расслаблению идёт по контрасту с напряжением. Например, крепко сжимая кулак, а затем, отпуская его, ребёнок учится различать состояние напряжённости и расслабления и, в конечном итоге, расслаблять мышцы по своему желанию. Расслабление способствует снятию мышечного напряжения и эмоционального возбуждения.

Эмоциональная неуравновешенность ребёнка может выражаться не только в резкой смене и неадекватности реакций, но и в неловких, беспокойных движениях, прерывистом сне и т.п.

Если игровые методы используются, в основном, для коррекции личностных нарушений у детей таких, как неадекватная самооценка, конфликтность, агрессивность, снятие страхов и других негативных эмоций, то для общего успокоения я предлагаю использовать на своих занятиях тренинг мышечного расслабления.

В основу предлагаемого тренинга положен комплекс упражнений, разработанный И.Г. Выгодской, Е.Л. Пеллингер, Л.П. Успенской. Используя этот комплекс в своей работе, я дополнила его новыми упражнениями.

Ощущение расслабления будет сильным, если ему предшествовало напряжение. При этом не следует забывать, что внимание ребёнка должно фиксироваться на расслаблении. При выполнении упражнений необходимо обратить внимание на то, как приятно состояние не напряжённости, спокойствия.

Не все дети овладевают навыками расслабления сразу, поэтому необходимо достаточно большое терпение родителей при разучивании этих упражнений. Но я думаю, их эффективность стоит того, чтобы посвятить им несколько домашних вечеров.

Формулы, введённые в данной программе, можно использовать и вне занятий. Так, при пробуждении или волнении, напомните ребёнку знакомые слова: “Мы спокойны всегда!”, “Дышится легко…”. Если он капризничает, можно отвлечь словами: “Успокойся, расслабься…”, или спокойно, но твёрдо напомнить: “”… рот приоткрывается, всё в нём расслабляется, и послушный наш язык быть расслабленным привык”. В конкретных обстоятельствах могут использоваться различные формулы.

Тренинг проходит в два этапа: мышечное расслабление по контрасту с напряжением и мышечное расслабление по представлению. Упражнения разделены на группы на основании тех мышц, расслаблению которых они способствуют.

При проведении упражнений я рекомендую использовать спокойную, медленную музыку. И не забывайте, что уже разученные упражнения хорошо бы периодически повторять.

Данная программа рекомендована родителям.

Основная часть

Упражнения на освоение и закрепление позы покоя и расслабления мышц рук.

Сесть ближе к краю стула, опереться на спинку, руки свободно положить на колени, ноги слегка расставить. Формула общего покоя произносится медленно, тихим голосом, с длительными паузами.

Все умеют танцевать,
Прыгать, бегать, рисовать,
Но не все пока умеют
Расслабляться, отдыхать.
Есть у нас игра такая –
Очень лёгкая, простая,
Замедляется движенье,
Исчезает напряженье…
И становится понятно –
Расслабление приятно!


Сожмите пальцы в кулачок покрепче. Руки лежат на коленях. Сожмите их сильно-сильно, чтобы косточки побелели. Вот как напряглись руки! Сильное напряжение. Нам неприятно так сидеть! Руки устали. Расслабили руки. Отдыхаем. Кисти рук потеплели. Легко, приятно стало. Слушаем и делаем, как я. Спокойно! Вдох-выдох!

Это и каждое последующее упражнение повторяется 3 раза.

Руки на коленях,
Кулачки сжаты,
Крепко, с напряжением
Пальчики прижаты (сжать пальцы)
Пальчики сильней сжимаем –
Отпускаем, разжимаем.

Легко приподнять и уронить расслабленную кисть руки.

Знайте девочки и мальчики:
Отдыхают наши пальчики.

Представим себе, что мы – олени. Поднять руки над головой, скрестить их, широко расставив пальцы. Вот такие рога у оленя! Напрягите руки. Они стали твёрдыми! Нам трудно и неудобно держать так руки. Напряжение неприятно. Быстро опустите руки, уроните их на колени. Расслабили руки. Спокойно. Вдох-выдох.

Посмотрите: мы – олени,
Рвётся ветер нам навстречу!
Ветер стих,
Расправим плечи,
Руки снова на колени.
А теперь немножко лени…
Руки не напряжены
И расслаблены.
Знайте девочки и мальчики,
Отдыхают ваши пальчики!
Дышится легко, ровно, глубоко.

Перед началом работы с этими упражнениями дети должны освоить упражнения на расслабление мышц рук. Неплохо, если ребёнок повторит эти упражнения. Повторение может быть закончено стихами:

Руки не напряжены,
А расслаблены.
Наши руки так стараются,
Пусть и ноги расслабляются!

Давайте представим, что мы поставили ноги на пружинки. Они выскакивают из пола и отталкивают носки наших ног так, что они поднимаются вверх, а пятки продолжают упираться в пол. А теперь нажимаем на пружинки. Крепче! Сильнее! Ноги напряжены! Тяжело так сидеть. Перестали нажимать на пружинки. Ноги расслабились. Приятно. Отдыхаем. Вдох-выдох!

Что за странные пружинки
Упираются в ботинки?
Ты носочки опускай,
На пружинки нажимай,
Крепче, крепче нажимай…
Нет пружинок – отдыхай!
Руки не напряжены,
Ноги не напряжены
И расслаблены.
Знайте девочки и мальчики –
Отдыхают ваши пальчики!
Дышится легко, ровно, глубоко.


Представьте себе, что ноги загорают на солнышке (вытянуть ноги вперёд, сидя на стуле). Поднимаем ноги, держим. Ноги напряглись. Здесь можно предложить ребёнку самому потрогать, какими твёрдыми стали его мышцы. Напряжённые ноги стали твёрдыми, каменными. Опустили ноги. Они устали, а теперь отдыхают, расслабляются. Как хорошо, приятно стало. Вдох-выдох!

Мы прекрасно загораем!
Выше ноги поднимаем!
Держим…Держим…Напрягаем…
Загораем! Опускаем (ноги резко опустить на пол).
Ноги не напряжены,
А расслаблены.


1. Упражнения “Штанга”

Будем заниматься спортом. Встань. Представь, что ты поднимаешь тяжелую штангу. Наклонись, возьми её. Сожми кулаки. Медленно поднимаем руки. Они напряжены! Тяжело! Руки устали, бросаем штангу (руки резко опускаются вниз и свободно повисают вдоль туловища). Они расслаблены, не напряжены, отдыхают. Легко дышится. Вдох-выдох!

Мы готовимся к рекорду.
Будем заниматься спортом
(наклониться вперед).
Штангу с пола поднимаем
(выпрямиться, руки вверх).
Крепко держим…
И бросаем!
Наши мышцы не устали
И ещё послушней стали.

Во время выполнения упражнения можно прикоснуться к мышцам плеча и предплечья ребёнка и проверить, как они напряглись.

Нам становится понятно:


Представьте себе, что мы на корабле. Качает. Чтобы упасть, расставьте ноги по шире и прижмите их к полу. Руки сцепите за спиной. Качнуло палубу, прижимаем к полу правую ногу (правая нога напряжена, левая расслаблена, немного согнута в колене, носком касается пола). Выпрямились! Расслабили ногу. Качнуло в другую сторону, прижимаем к полу левую ногу. Выпрямились. Вдох-выдох!

Стало палубу качать!
Ногу к палубе прижать!
Крепче ногу прижимаем,
А другую расслабляем.

Упражнение выполняется поочерёдно для каждой ноги. Обратите внимание ребёнка на напряжённые и расслабленные мышцы ног.

После обучения расслаблению ног я рекомендую ещё раз повторить позу покоя.

Снова руки на колени,
А теперь немного лени…
Напряженье улетело,
И расслаблено всё тело…
Наши мышцы не устали
И ещё послушней стали,
Дышится легко, ровно, глубоко…

Представим, что мы надуваем воздушный шар. Положите руку на живот. Надуваем живот, будто это большой воздушный шар. Мышцы живота напрягаются. Это сильное напряжение неприятно! Не будем надувать большой шар. Сделаем спокойный вдох животом так, чтобы рукой почувствовать небольшое напряжение мышц. Плечи поднимать нельзя. Вдох-выдох!

Мышцы живота расслабились. Стали мягкими. Теперь легко сделать новый вдох. Воздух сам легко входит внутрь. И выдох свободный, ненапряжённый!

Вот как шарик надуваем!
А рукою проверяем (вдох).
Шарик лопнул, выдыхаем,
Наши мышцы расслабляем.
Дышится легко… ровно… глубоко…

Ребёнок лежит на спине, руки вдоль тела. Медленно он начинает подниматься и садится, как будто на стульчик. при подъёме мышцы живота напрягаются, а когда он садится, они расслабляются. Хорошо, приятно стало. Постепенно, медленно опускаемся опять на спину. Снова напрягаются, а затем расслабляются мышцы.

1. Любопытная Варвара

а) Поверните голову влево, постарайтесь это сделать так, чтобы увидеть как можно дальше. Сейчас мышцы шеи напряжены! Потрогайте шею справа, мышцы стали твёрдые, как каменные.

Вернёмся в исходное положение. Аналогично в другую сторону. Вдох-выдох!

Любопытная Варвара
Смотрит влево…
Смотрит вправо…
А потом опять вперёд –
Тут немного отдохнёт,
Шея не напряжена, а расслаблена.

Движения повторяются по 2 раза в каждую сторону.

б) Теперь поднимите голову вверх. Посмотрите на потолок. Больше откиньте голову назад! Как напряглась шея! Неприятно! Дышать трудно. Выпрямились. Легко стало, свободно дышится. Вдох-выдох!

А Варвара смотрит вверх!
Выше всех, всё дальше вверх!
Возвращается обратно –
Расслабление приятно!
Шея не напряжена
И расслаблена.

в) А сейчас медленно опускаем голову вниз. Напрягаются мышцы шеи. Сзади стали твёрдыми. Выпрямите шею. Она расслаблена. Приятно, хорошо дышится. Вдох-выдох!

А теперь посмотрим вниз –
Мышцы шеи напряглись!
Возвращаются обратно –
Расслабление приятно!
Шея не напряжена
И расслаблена.

Следующие группы упражнений будут направлены на расслабление мышц лица и речевого аппарата. Расслабление этих мышц важно не только для снятия общего возбуждения, но и они важны также для формирования чёткой, спокойной речи ребёнка, поэтому мы рекомендуем использовать эти упражнения и при работе с детьми с нарушенной речью.

Принцип контраста с напряжением сохраняется и на этом этапе, причём снова напряжение должно быть кратковременным, а расслабление длительным, чтобы именно оно зафиксировалось в сознании ребёнка.

Эти группы упражнений содержат также и расслабление по представлению. Оно заключается в воздействии на детей только словом. Когда ребёнок, отличающийся повышенной эмоциональностью, научится мышечному расслаблению, появится возможность снятия эмоционального напряжения путём внушения.

Дети легко поддаются внушению, которое проводится как игра “Волшебный сон”. Ребёнок находится в позе покоя, глаза закрыты, он внимательно слушает ведущего и выполняет особые “команды” – специальные формулы внушения в стихах.

Путём внушения углубляется и закрепляется состояние спокойствия и мышечного расслабления, которое вызывается у детей по представлению.

Вытянуть губы “хоботком” (как при артикуляции звука “у”). Напряглись губы. Опускаем хоботок. Теперь губы стали мягкими, ненапряжёнными (рот слегка приоткрыт, губы расслаблены).

Подражаю я слону,
Губы хоботком тяну,
А теперь их отпускаю
И на место возвращаю.
Губы не напряжены
И расслаблены.


2. “Рот на замочке”

Поджимаем губы так, чтобы их совсем не было видно. Закрываем рот на замочек. Сильно-сильно сжимаем губы. Им становится неприятно. Отпускаем губы. Вот какими мягкими и ненапряжёнными они стали.

Губы вытягиваются, как при произношении звука “и”, а затем возвращаются на место.

Тянем губы прямо к ушкам!
Вот понравится лягушкам!
Потяну – перетяну
И нисколько не устану!
Губы не напряжены
И расслаблены.

Представьте, что вы разгрызаете твёрдый орешек. Крепко сожмите зубы. Челюсти напряглись, стали как каменные. Это неприятно. Разожмите челюсти – легко стало, рот приоткрылся, всё в нём расслаблено.

Зубы крепче мы сожмём,
А потом их разожмём,
Губы чуть приоткрываются,
Всё чудесно расслабляется.

5. “Волшебный сон”

Ребёнок находится в позе покоя. Взрослый даёт ему следующую установку: сейчас, когда я буду читать стихи, ты закроешь глаза. Начинается игра “Волшебный сон”. Ты не заснёшь по-настоящему, будешь всё слышать, но не будешь двигаться и открывать глаза, пока не “проснёшься”. Внимательно слушай и повторяй про себя мои слова. Шептать не надо. Спокойно отдыхай, закрыв глаза. “Волшебный сон” закончится, когда я скажу: “Открыть глаза”. Внимание: наступает “волшебный сон”.

Реснички опускаются…
Глазки закрываются…
Мы спокойно отдыхаем (2 раза),
Сном волшебным засыпаем.
Дышится легко, ровно, глубоко.
Наши руки отдыхают…
Ноги тоже отдыхают
Отдыхают, засыпают (2 раза)
Шея не напряжена
И расслаблена…
Губы чуть приоткрываются,
Всё чудесно расслабляется (2 раза).
Дышится легко…ровно…глубоко….
Длительная пауза,
Мы спокойно отдыхали,
Сном волшебным засыпали.
Хорошо нам отдыхать!
Но пора уже вставать!
Крепче кулачки сжимаем,
Их повыше поднимаем.
Потянуться! Улыбнуться!
Всем открыть глаза и встать.

Стихотворная формула читается медленно, тихим голосом, с длительными паузами. Желательно использовать спокойную, расслабляющую музыку. Это упражнение можно проводить перед дневным или ночным сном ребёнка для снятия накопившейся усталости и напряжения.

1. “Сердитый язык”

Язык упирается в верхние губы, затем опускается. Он старается вытолкнуть зубы наружу, потом расслабляется, как будто спит.

С языком случилось что-то:
Он толкает зубы!
Будто хочет их за что-то
Вытолкнуть за губы!
Он на место возвращается
И чудесно расслабляется.

Язык прижимается к щеке и надавливается на неё, как будто за щекой спрятана горошина. Языку неудобно быть в таком положении, и мы возвращаем его на место. Он расслабился, отдыхает.

Удерживая кончик языка за нижними зубами, выгнуть его горкой. Неприятно так долго держать язык.

Спинка языка у нас
Станет горочкой сейчас!
Я растаять ей велю –
Напряженья не люблю.
Язык на место возвращается
И чудесно расслабляется.

4. “Волшебный сон”

Постепенно в описанный выше “Волшебный сон” можно вводить новые стихотворные формулы:

Наши руки отдыхают…
Ноги тоже отдыхают…
Отдыхают… Засыпают… (2 раза)
Напряженья улетело….
И расслаблено всё тело, (2 раза)
Губы не напряжены,
Приоткрыты и теплы, (2 раза)
И послушный наш язык
Быть расслабленным привык. (2 раза)

Дышится легко… ровно… глубоко…

Можно использовать и такую формулу:

Напряженье улетело…
И расслаблено всё тело, (2 раза)
Будто мы лежим на травке,
На зелёной мягкой травке…
Греет солнышко сейчас…
Руки тёплые у нас…
Жарче солнышко сейчас…
Ноги тёплые у нас…
Дышится легко… ровно… глубоко…
Губы тёплые и вялые
И нисколько не усталые,
Губы чуть приоткрываются,
Всё чудесно расслабляется, (2 раза)
И послушный наш язык
Быть расслабленным привык.
Нам понятно, что такое
Состояние покоя…

Заключение

Таким образом, мы закончили описание упражнений для работы с эмоционально неустойчивыми детьми. Может быть, некоторые из них окажутся поначалу сложными для вашего ребёнка. Не надо расстраиваться! Немножко терпения – и ваш ребёнок научится с вашей помощью понимать и управлять богатым миром своих эмоций. Главное – очень этого захотеть… Удачи вам!

Список рекомендуемой литературы

1. Клюева, Н.В. Беспокойный ребёнок [Текст] / Н.В. Клюева. – Ярославль, 1997.

2. Касаткина, Ю.В. Ребёнок с нарушением самооценки [Текст] / Ю.В. Касаткина. – Ярославль, 1997.

3. Касаткина, Ю.В. Учим детей общению [Текст] / Ю.В. Касаткина. – Ярославль, 1997.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.