Упражнения для профилактики плоскостопия каток


Плоскостопие- это патология в виде уплощения сводов стоп, которое может оказаться как врожденным заболеванием, так и приобретенным. Проявившись, болезнь прогрессирует. Эффективность профилактики и лечения зависит от того, на каком этапе диагностирована проблема. Сегодня рассмотрим, какие упражнения при плоскостопии можно выполнять для того, чтобы приостановить болезнь, и излечиться.

Что собой представляет плоскостопие

Болезнь проявляется как деформация свода стопы, которая вызвана снижением тонуса мышечно-связочных структур и изменениями в форме плюсневых косточек. Это чревато нарушениями толчковой и амортизационной функций.


Виды уплощения стоп

Различают следующие виды деформаций:

  • травматическая;
  • врожденная;
  • рахитическая (у детей);
  • паралитическая;
  • статическая.

Лечебная физкультура поможет остановить дальнейшие изменения хрящевых и костных структур, и даже восстановить нормальную форму продольного и поперечного свода ног. Эффективность упражнений определяется регулярностью выполнения и техничностью.


Типы плоскостопия

  • Поперечный- как видно на фото, в этом случае деформируется сводчатый изгиб ступней, и это приводит к расхождению косточек плюсны по типу веера. Большой палец при этом отклоняется в сторону. Нагрузка на стопу обеспечивает уплотнение кожи, поэтому на поверхности ступни появляются болючие мозоли.


Важно! Данный вид заболевания составляет 56% от всех проблем со стопами.

  • Продольный- практически полное прилегание подошвы к полу при ходьбе. Этот тип зачастую проявляется до 25 лет, и ведет к удлинению ноги.
  • Смешанный- симптомы соединяются, и это выглядит как полное выравнивание нижней части стопы, что значительно усиливает нагрузку на область плюсны, от чего при ходьбе возникают отечности и боль.


Важные моменты лечебной физкультуры

  • Лечение плоскостопия гимнастикой наиболее эффективно в возрасте до 14 лет, так как у взрослых людей препятствием могут стать окостенение плюсны.
  • Регулярное выполнение физкультуры поможет значительно облегчить боли при нагрузках, и приостановит болезнь. Кроме того, спорт благотворно влияет на общий тонус мышц, и усиливает эластичность связок.
  • Восстанавливается рессорная и балансировочная функции стопы.
  • Врачи-ортопеды рекомендуют заниматься не менее 15, а в некоторых случаях 25 минут в сутки.


Комплексы упражнений при плоскостопии

Вашему вниманию эффективные упражнения против плоскостопия. Следует запастись терпением, так как терапия может занять 2-3 года, в это же время нужно заниматься самомассажем и использовать ортопедические стельки или обувь.


Первые упражнения от плоскостопия выполняются только лежа, чтобы разогреть мышцы и избежать возможных растяжений и травм. Для удобства лучше приобрести гимнастический коврик или тоненький матрас. Алгоритм действий- каждый вид упражнения выполняется 10-15 раз:

  • сядьте на пол, поочередно ноги отрывайте от земли, сгибая в колене;
  • не торопясь, сидя, тяните носочки на себя, вместе с тем разворачивая внутрь ступни;
  • оторвите от поверхности пола пятки, и попытайтесь прикоснуться к полу носками;
  • притроньтесь одной из ног поверхности другой ноги, вернитесь в исходную позу.


Данные упражнения для стоп помогут при продольно-поперечном плоскостопии, хорошенько прогреют мышцы и защитят от травм при дальнейших нагрузках.

Данный комплекс ЛФК для ступней выполняется в позиции сидя на гимнастическом коврике. Он поможет устранить уплощение сводчатого изгиба стопы:

  • согните ножки в колене, а после этого попеременно сжимайте пальцы ног;
  • расслабив мышцы, тяните носочки сначала по направлению к себе, а после- от себя;
  • слегка оторвите ножки от пола, и сводите их так, чтобы ступни соприкасались между собой;


  • станьте на коленки, упритесь носками в пол, а пятки поступательно сводите вместе и разводите врозь.

Данный комплекс упражнений при поперечном плоскостопии используется для детей дошкольного возраста, так как в процессе задействован теннисный или небольшой надувной мяч. Превратите занятие в увлекательную игру, и ваш малыш обязательно в нее втянется.

  • сидя на полу, стопами захватите мячик и приподнимите его немного вверх;
  • 10-15 раз покатайте мяч стопой от носков к пяточкам, согнув ноги в коленях;
  • выталкивайте мячик как можно дальше, удерживая его ногами на весу.

Гимнастика при плоскостопии будет эффективной только в случае выполнения упражнений с соблюдением всех рекомендаций. Движения должны быть точными и плавными, а при появлении болей в мышцах обязательно делать 10-15 минутный перерыв.


Самыми полезными упражнениями при продольном плоскостопии являются занятия со стулом и другими подручными средствами. Уже за 6-10 месяцев при регулярных тренировках у взрослых может исчезнуть деформация 1 и 2 степени. Сидя на стуле:

  • напрягите ступни и голени, аккуратно потяните носочки первым делом на себя, а после от себя;
  • большим пальчиком одной конечности проведите по голени второй;
  • одни за другими отрывайте от пола то пятки, то носки;
  • соедините ступни, и выпрямите колени, пытайтесь остаться в такой позиции минимум 10 секунд;
  • обеими ступнями выполняйте вращательные движения сначала в одну сторону, а затем в другую;
  • соедините вместе носки, при этом пяточки соединяйте и разъединяйте;
  • сидите на стуле с максимально ровной спиной, постарайтесь поднять с пола пальцами ручку или спичку;
  • катайте по полу ногами любые палки или мелкие предметы- мячики, шарики и тд.


Все упражнения довольно просты, и подойдут как для взрослых, так и для детей. Старайтесь проводить занятия в хорошо проветривающейся комнате босиком.

Для дополнительного массажа возьмите в привычку периодически ходить без обуви по неровному покрытию- камешкам, гальке, траве.

Предложенные упражнения подойдут для всех типов возрастных групп и всех деформаций стопы. Помните, что третья и вторая степень заболевания в позиции стоя прорабатывается только после разминки.

  • обопритесь руками о стену, медленно поднимитесь на носочки, после чего опуститесь вниз;
  • встаньте на наружные зоны стоп, задержитесь так на 20-30 секунд;
  • выполняйте неторопливые повороты, делая упор то на правую, то на левую ногу;
  • приседайте 15-20 раз, не отрывая пяточки от пола;
  • как можно сильнее наклоняйтесь вперед, перенося массу тела на носки;
  • ходите по комнате, делая упор на внутреннюю часть стопы.


Интересно! Наиболее эффективные физические упражнения для профилактики плоскостопия- это движения со сменой центра тяжести. Перенос нагрузки на разные зоны стопы стимулирует работу мышц и помогает укрепить связки.

ЛФК и утренняя гимнастика могут стать хорошей привычкой для людей с проблемными стопами:

  • ходите по комнате, оторвав пальцы от земли;
  • поднявшись на цыпочки, сделайте по 15-20 шагов вперед-назад;
  • на пятках пройдите из одного угла помещения в другой.


Вспомогательные методы лечения

Для того чтобы ускорить достижение положительного результата, вместе с тренировками используйте:

  • ванночки с морской солью- расслабят мышцы и нормализуют циркуляцию лимфы;
  • массаж ног- улучшит кровоток и снимет напряжение;
  • ортопедическая обувь или стельки- обеспечат поддержку стопам при ходьбе и снимут нагрузку с плюсны.


Важно! Исправление деформированных костей при регулярных тренингах произойдет только через 2-3 года, а вот через 2 месяца уйдет боль, отечность и утомляемость при ходьбе.

Плоскостопие- патология, которую можно вылечить с помощью гимнастики и массажей. В видео, приведенном ниже, вы сможете более детально изучить принципы выполнения ЛФК. Был ли у вас опыт борьбы с плоскостопием? Поделитесь самыми, на ваш взгляд, полезными упражнениями с читателями ниже в комментариях.

Видео: Упражнения для терапии и профилактики плоскостопия


Методические указания к проведению упражнений для профилактики и лечения плоскостопия у детей.

В целях борьбы с этой весьма распространенной деформацией предупреждать её следует с раннего детства, тем более, что стопа особенно интенсивно формируется в первые три года. Лучшим профилактическим средством является ежедневная гимнастика, массаж. В дошкольном и школьном возрасте необходимо включать как в комплексы ежедневной утренней гимнастики, так и в физкультурные занятия специальные упражнения, укрепляющие свод стопы. Однако гимнастика для детей с плоскостопием не должна состоять только из упражнений, укрепляющих мышцы ног. Такая гимнастика будет вызывать утомление мышц стопы.

Специальные упражнения для стоп должны применяться в сочетании с общеразвивающими упражнениями для мышц верхних конечностей, плечевого пояса, нижних конечностей, тем более, что плоскостопие возникает чаще у ослабленных детей. Нередко плоскостопие является спутником сколиоза или поталогической осанки.

В целях разгрузки мышечно-связочного аппарата стопы и голени необходимо проделывать специальные упражнения в положении сидя и лёжа. Основными видами упражнений при плоскостопии являются подошвенное сгибание (оттягивание носков вниз) и супинирование стоп (поворот внутрь). Следует избегать пронирования стоп: это движение усиливает патологическое состояние связочно-мышечного аппарата стоп и голеней.

Помимо систематических занятий физическими упражнениями в детском саду, школе или детской поликлинике, рекомендуются ежедневные занятия дома. Все упражнения должны выполняться босиком.

Упражнения, рекомендуемые детям с плоскостопием в виде домашних заданий

1. Упражнение "Каток" – ребенок катает вперед-назад мяч, скалку или бутылку. Упражнение выполняется сначала одной, затем другой ногой.

2. Упражнение "Разбойник" – ребенок сидит на полу с согнутыми ногами. Пятки плотно прижаты к полу и не отрываются от него в течение всего периода выполнения упражнения. Движениями пальцев ноги он старается подтащить под пятку разложенное на полу полотенце (или салфетку), на котором лежит какой-нибудь груз (например, камень). Упражнение выполняется сначала одной, затем другой ногой.

3. Упражнение "Маляр" – ребенок, сидя на полу с вытянутыми ногами, колени выпрямлены, большим пальцем одной ноги проводит по подъему другой ноги по направлению от большого пальца к колену. "Поглаживание" повторяется 3-4 раза. Упражнение выполняется сначала одной, затем другой ногой.

4. Упражнение "Сборщик" – ребенок, сидя на полу с согнутыми коленями, собирает пальцами одной ноги различные мелкие предметы, разложенные на полу (игрушки, прищепки для белья, ёлочные шишки и др.), и складывает в кучки. Другой ногой он повторяет то же самое. Затем без помощи рук перекладывает предметы из одной кучки в другую. Следует не допускать падение предметов при переносе.

5. Упражнение "Художник" – ребенок карандашом, зажатым пальцами ноги, рисует на листе бумаги различные фигуры, придерживая лист другой ногой. Упражнение выполняется сначала одной, затем другой ногой.

6. Упражнение "Гусеница" – ребенок сидит на полу с согнутыми коленями, пятки прижаты к полу. Сгибая пальцы ног он подтягивает пятку вперед к пальцам, затем пальцы снова распрямляются и движение повторяется (имметация движения гусеницы). Передвижение пятки вперед за счет сгибания и выпрямления пальцев ног продолжается до тех пор, пока пальцы могут касаться пола. Упражнение выполняется обоими ногами одновременно.

8. Упражнение "Мельница" – ребенок, сидя на поду с выпрямленными ногами, описывает ступнями круги в двух направлениях.

9. Упражнение "Серп" – ребенок, сидя на поду с согнутыми коленями, ставит подошвы ног на под (расстояние между ними 20 см). Согнутые пальцы ног сначала сближаются, а затем разводятся в разные стороны, при этом пятки остаются на одном месте. Упражнение повторяется несколько раз.

10. Упражнение "Барабанщик" – ребенок, сидя на полу с согнутыми коленями, не касаясь пятками пола, двигает ступнями вверх и вниз, касается пола только пальцами ног. В процессе выполнения упражнения колени постепенно выпрямляются.

11. Упражнение "Окно" – ребенок, стоя на полу, разводит и сводит выпрямленные ноги, не отрывая подошв от пола.

12. Упражнение "Хождение на пятках" – ребенок ходит на пятках; не касаясь пола пальцами и подошвами.

Продолжительность таких занятий 10 минут. Перед упражнениями следует походить на носках, затем попрыгать на носках через скалку – на одной и на двух ногах.

В лесу

В роще вырос можжевельник, Переступают с ноги на ногу

И в тени его ветвей

Поселился муравей. Поднимаются на носки и

опускаются на всю стопу.

Он из дома спозаранку

Выбегает с веником,

Подметает он полянку

Перед муравейником, Сводят и разводят носки ног.

Замечает все соринки,

Начищает все травинки, Соединяют носки вместе,

сводят и разводят пятки.

А однажды муравьишка Поднимаются на носки и

опускаются на пятки.

Вдруг упала с елки шишка,

Медведь

Ой-ее-ее-ечки! Поднимаются то на носки, то на пятки

Спал медведь на коечке!

Свесились в кроватки Поднимаются на носки и

Две босые пятки. расположив стопы на одной линии

Две босые, две смешные, Поднимаются на носки и на

Ой, смешные пятки! стопы носками наружу

Увидала Мышка, Переминаются с ноги на ногу.

Влезла на кроватку, Делают выпад ногой вперед. Затем

Хвать его за пятку на 1800, поменяв опорную ногу

Зайка

Зайка серый скачет ловко, Идут поскоками.

В лапке у него морковка.

Мы ходили по грибы, Идут на носках.

Схоронились за дубы, Идут с перекатом с

Растеряли все грибы.

А потом смеялись – Стоят на месте, поднимаются на носки

Зайца испугались и опускаются на всю ступню

Весна

На дорогах лужи. Идут выпадами («перешагиваем

Скоро выйдут муравьи Идут на пятках.

После зимней стужи.

Пробирается медведь Идут на внешнем своде стопы

Сквозь лесной валежник.

Стали птицы песни петь, Стоя на месте, поднимаются на носки,

на носки и опускаются на пятки)

Зоопарк

Слон шагает по дороге. Идут с перекатом с пятки на

Отчего он босоног? носок.

На свои большие ноги

Он сапог найти не мог.

Посмотри, как медленно Идут по лежащему на полу канату

Ходят черепашки! прямо

Как будто переносят

Они большие чашки!

С места на место, Идут по канату боком.

В путь берет с собой верблюд Идут на пятках, руки за спиной в

И рада и счастлива вся детвора:

Собираемся в поход,

Много нас открытий ждет: Ходьба по гимнастической палке Дружно ножки разминаем

И по палкам мы шагаем. Ходьба крадучись с постановкой

Пробираемся вперед, ноги с носка на всю ступню.

Может, там нас кто-то ждет. Легкий бег.

На поляну мы попали

И кого там увидали?

Важно цапля прошагала, Ходьба на месте, высоко поднимая

А павлин, увидев нас,

Поднял шею восемь раз.

Здесь лисичка пробегала Ходьба по дорожке с

И следы хвостом сметала. нарисованными на ней следами

Паучок на пне сидит

И ногами шевелит. Активное сгибание и разгибание стоп

Под кустом кузнечик спал, Повороты голени внутрь и наружу

Ноги вывернув держал.

Белки весело играли,

Шишки зайчикам бросали. Катание мяча внутренними сводами стоп

Испугался воробей Прыжки на месте и с небольшим

И запрыгал от зверей. продвижением вперед

Упражнение "Каток": поочередно ногами катать вперед-назад мяч, скакалку или бутылку.

Упражнение "Разбойник": ребенок сидит на полу с согнутыми ногами, пятки плотно прижаты к полу и не отрываются от него в течение всего упражнения. Движениями пальцев ноги ребенок старается подтащить под пятки разложенное на полу полотенце, на котором лежит какой-нибудь груз. Упражнение выполняется сначала одной, затем другой ногой.

Упражнение "Маляр": сидя на полу с вытянутыми ногами, ребенок проводит большим пальцем одной ноги по подъему другой от большого пальца к колену. Повторить 3-4 раза. Поменять ноги.

Упражнение "Сборщик": сидя на полу с согнутыми ногами, собирать пальцами одной ноги различные мелкие предметы, разложенные на полу (игрушки, прищепки), и складывать их в кучку. Поменять ноги. Можно перекладывать предметы из кучки в кучку.

Упражнение "Художник": сидя на полу с согнутыми ногами, рисовать на листе бумаги карандашом, зажатым пальцами ноги. Поменять ноги.

Упражнение "Гусеница": сидя на полу с согнутыми ногами, согнуть пальцы ног и подтягивать пятку вперед, затем снова расправить пальцы и повторить движение. Можно одновременно обеими ногами до тех пор, пока пальцы касаются пола.

Упражнение "Кораблик": сидя на полу, согнуть ноги, чтобы подошвы прижались друг к другу. Выпрямлять колени до тех пор, пока пальцы и пятки ног могут быть прижаты друг к другу.

Упражнение "Барабанщик": сидя на полу с согнутыми коленями, стучать по полу только пальцами ног, не касаясь его пятками. В процессе выполнения упражнения колени постепенно выпрямляются.

Упражнение "Хождение на пятках": ходить на пятках, не касаясь пола, пальцами и подошвой.

Упражнение "Мельница": сидя на полу с выпрямленными коленями, описывать ступнями круги в разных направлениях.

Упражнение "Окно": сидя на полу, разводить и сводить выпрямленные ноги, не отрывая подошв от пола.

"Зебра" Дорожка выполнена из плотной ткани, сложенной вдвое (ткань подвергается санитарно-гигиенической обработке) и простроченной на несколько отделений. В каждое отделение вложены различные наполнители (горох, камешки, шишки и т.д.).

"Цветочная поляна" На плотную ткань нашиваются различные предметы (пуговицы, пластмассовые цветы, косточки от счет и т.д.).

"Извилистая дорожка" На полоску плотной ткани нашивается веревка с завязанными на ней узелками, которая располагается в виде змейки.

"Полоса препятствий" Поролон делится на квадраты 50×50 см и обшивается плотной тканью. На каждый квадрат нашиваются различные раздражители для стоп (палочки, карандаши, пуговицы, пластмассовые крышки от бутылок, веревочки различной длины и толщины и т.д.). Квадраты соединены между собой различными способами: шнуровкой, замками "молниями", пуговицами, карабинами и т.д.

Рыбки и акулы

Выбирают водящего — "акулу", остальные дети — "рыбки". По сигналу "Раз, два, три — лови!" они разбегаются по залу, а водящий их "салит" — дотрагивается рукой. Чтобы спастись от погони "акулы", игрок останавливается в любом месте зала и принимает положение строевой стойки.

• разбегаться можно только после команды "Лови!";

• если, остановившись, игрок не успел или не сумел принять положение правильной осанки, водящий "салит" его;

• пойманные "рыбки" отходят к стене и принимают положение правильной осанки, стоя спиной к стене (пятки, икроножные мышцы, ягодицы, лопатки, затылок касаются стены, живот подтянут, руки внизу ладонями вперед).

Футбол

Дети лежат на животе по кругу, лицом в центр круга, руки под подбородком, ноги вместе. Водящий бросает мяч любому игроку, тот отбивает его двумя руками, при этом, прогибаясь, поднимает голову и грудь. Ноги остаются прижатыми к полу.

Кораблики

Дети лежат на ковриках на животе. Руки под подбородком, ноги вместе. Перед лицом чашка с водой и лодочкой с парусом. Нужно прогнуться, поднимая голову и грудь, выдыхая спокойно воздух на лодочку. Дуть следует спокойно, чтобы лодочка поплыла, но не опрокинулась.

Игра-имитация Перейди в брод

Оборудование: ящик, наполненный камешками (галька, косточки отсчет).

Дети имитируют движение мышат. Приставным шагом идут по камешкам друг за другом.

Эстафета с машиной

Оборудование: машина с веревочкой.

Дети стоят в шеренге, плечом к плечу. Возле первого ребенка стоит машина с веревочкой. Он пальцами ноги берет веревочку и подтягивает машину до второго ребенка, передает ее следующему, не опуская на пол.

Усложненный вариант. Соревнуются две команды

Оборудование: машины, палочки, карандаши, фломастеры.

Дети стоят босиком, руки на поясе, спина прямая, пальцами ног поочередно берут палочки и передают их друг другу по цепочке, последний складывает в машину.

Эстафета с палочкой

Усложненный вариант. Соревнуются две команды.

Оборудование: палочки длиной 20 см.

Дети стоят в одну линию, плечо к плечу. Первый ребенок берет пальцами ноги палочку и передает ее следующему участнику, не опуская на пол.

Эстафета «Построим лесенку

Усложненный вариант. Соревнуются две команды

Оборудование: то же.

Дети стоят в шеренге, плечом к плечу. Возле первого ребенка лежит 12-18 палочек. Дети передают по одной палочке друг другу, а последний выстраивает лесенку.

Ножницы

Цели: укрепление мышц нижних конечностей, участвующих в формировании свода стопы.

Давайте представим, что наши ножки — ножницы.

Нарисуй картину

Оборудование: палочки (фломастеры, карандаши различной длины и цвета).

Дети, стоя босиком, пальцами ног составляют разнообразные сюжеты, используя палочки различного цвета и длины.

" составляют узор по образцу и схеме.

Сложи узор

Оборудование: то же и образец — схема-рисунок. Дети, стоя босиком, пальцами ног составляют разнообразные рисунки по схеме.

Найди клад

Оборудование: таз с водой, мелкие камешки и любой предмет, отличающийся от камней формой и величиной. Ребенок становится в таз с водой и, перебирая камушки, ищет спрятанный предмет.

Рисуем кистью

Оборудование: бумага, гуашь, кисти.

Дети берут пальцами ноги кисть, набирают гуашь и рисуют солнышко (ягодку, дерево, заборчик, дом, машину и т.п.).

Поймай рыбку

Оборудование: таз с водой, плавающие предметы (пробки), камешки.

Методика проведения: в таз с водой опускаются камешки и пробки, дети пальцами ног "ловят рыб" (пробки) и достают со дна "жемчужины" (камешки).

Стирка

Оборудование: платочки (салфетки).

На полу перед детьми платочки. Пальцами ноги дети собирают платочек в гармошку и отпускают 2 раза (стирают). Затем берут платочек за край, поднимают и опускают его (полощут) и снова собирают в гармошку (отжимают) и вешают платочек сушиться.

Муравейник

Передача палки ногами от одного ребенка другому (1 мин.)

Муравейник строить нужно,

За работу взялись дружно

От работ не устаем.

Цапля

Цапля важно так шагает,

Выше ноги поднимает. Ходьба с высоким подниманием колена

Ну а ласточка стрелой

Полетела за другой. Легкий бег

Утка с боку на бок переваливается, Ходьба на наружных краях стоп

Ей ходить так очень нравится.

А веселые галки Ходьба по гимнастической палке

Ходят по палке – прямо и боком

Туда, сюда, обратно,

Очень им приятно!

Вот лягушки по дорожке

Скачут, вытянувши ножки.

Скачут, вытянувши ножки!

И.п.: встать на четвереньки, присесть, пальцами рук касаться пола. Колени развести, руки между коленями. Подпрыгнуть вверх и вернуться в и.п. (Второй вариант: с продвижением вперед).

Средь деревьев, на болотце,

Есть свой дом у лягушат.

Вот лягушки по дорожке

Скачут, вытянувши ножки.

Скачут, не жалея ножки.

Достань палочку

Цели: укрепление мышц нижних конечностей и мышц, участвующих в формировании свода стопы.

И.п.: лежа на ковре, ноги согнуты в коленях. Поднять ноги и прижать их к груди. Затем достать до гимнастической палки прямыми ногами. Палка на высоте 30—35 см.

Качели

Цели: укрепление мышц нижних конечностей и мышц, участвующих в формировании свода стопы.

И.п.: сидя на корточках. Пружиня в коленях и щиколотках, покачиваться на счет ведущего.

Велосипед

Цели: улучшение кровообращения в ногах, укрепление мышц брюшного пресса и нижних конечностей, развитие координации движений.

Ехали медведи на велосипеде,

А за ними кот задом наперед,

А за ним комарики на воздушном шарике,

А за ними раки на хромой собаке.

И.п.: лежа на полу, руки вдоль туловища. Делать круговые движения ногами, руки упираются об пол.

Осень

Цели: тренировка умения координировать движения, укрепление связочно-мышечного аппарата.

Осень, осень, листопад, Ходьба по залу обычным шагом.

Листья желтые летят. Легкий бег по залу, руки в

Покружились, покружились Покружиться.

И на землю опустились. Присесть, руки вниз, в стороны

Идем к маме

Цели: укрепление мышц туловища, верхних и нижних конечностей, мягкое воздействие на функции вестибулярного аппарата, развитие координации движений.

Дети выполняют движения под речевое сопровождение.

Чтобы к мамочке прийти,

Долго надо нам идти.

По дорожке мы пойдем, Преодолевая полосу препятствий

Через мостик перейдем, следить за осанкой.

Проползем мы под забором

И зайдем в широкий двор.

Там и мамочку найдем.

Часики

Цели: тренировка координации движений, развитие мышц голеностопного сустава и мышц, формирующих стопу.

И.п. — о.с: поднять левую (потом правую) ногу. Поворот стопы наружу, затем поворот стопы внутрь (4—6 раз).

Не урони

Цели: развитие координации движений, укрепление мышц туловища и конечностей.

И.п.: стоя на четвереньках, с опорой на колени и кисти рук, на спине лежит мешочек с песком. Спину прогнуть, голову приподнять. Ползать по площадке, не уронив мешочка с песком.

Малые качели

Цели: тренировка координации движений, развитие мышц голеностопного сустава и мышц, формирующих стопу.

И.п. — о.с: стоя на носках. Опуститься на пятки, снова подняться (8—10 раз).

Помогаю ножкам

Цель: профилактика плоскостопия.

1. Ходьба на носках, не сгибать ноги, положив руки на пояс; держать туловище прямо.

3. Ходьба по наклонной плоскости. Доска шириной 10—20 см приподнята одним концом на высоту 25—30 см. На носках в медленном темпе пройти по доске вверх и вниз 5—10 раз.

4. Ходьба по палке. Ходить по гимнастической палке, которая лежит на полу, отводя ступни наружу, подняв руки в стороны, в медленном темпе. Повторить 5—10 раз.

5. Катание мяча. Катать ступней положенный на пол небольшой упругий мяч (2—5 мин поочередно каждой ногой).

6. Приседание на палке. Держась руками за рейку гимнастической лестницы, встать на палку, лежащую на полу возле стенки гимнастической; сделать приседание, опираясь то на одну, то на другую ногу. Повторить 5—10 раз в медленном

7. Сгибание и разгибание ног.

И.п.: сидя на гимнастической скамейке (стуле), вытянуть ноги. Поочередно сгибать и разгибать стопы, не отрывая пяток от пола. Повторить 10—20 раз в среднем темпе.

8. Захватывание мяча. И.п.: сидя на гимнастической скамейке (стуле). Захватывать ногами, поднимать и перекладывать по полу кубики, мячи (мячи, которые лежат на полу в обруче, можно складывать в малую корзину) 1—3 мин.

9. Балансировка на мяче.

Встать на слабо надутый большой мяч. Меняя положение рук, слегка перебирая ступнями, пытаясь удержаться на мяче.

Проблема плоскостопия является третьей по распространенности среди всех заболеваний опорно-двигательного аппарата человека. По частоте встречаемости в мире обгоняют плоскостопие лишь остеохондроз позвоночника и артрозы крупных суставов. Данная патология стопы встречается в разных возрастных группах, после 50 лет признаки плоскостопия обнаруживаются у 70% пациентов. Медицина располагает отличными способами улучшить состояние стоп и без вмешательства ортопедов. Достаточно разобраться в происхождении заболевания и начать заниматься лечебными упражнениями.

Что такое плоскостопие

Плоскостопие – хроническое заболевание, при котором происходит изменение конфигурации стопы, а именно уплощение ее сводов. Форма подошвы человека изменяется, что влечет за собой комплекс проблем для организма. Выделяют несколько причин появления плоскостопия:

2. Перенесенные заболевания мышц, нервных окончаний, в результате которых нарушается тонус стопы, своды расслабляются и стопа уплощается. К этой группе относят рахит, полиомиелит, парезы нижних конечностей (после инсульта, при запущенном остеохондрозе позвоночника, травме нервов).

3. Непосредственно травмы скелета могут вызвать тяжелое плоскостопие. Часто оно возникает вторично после переломов таза, бедра, сложных переломов лодыжки. Данное плоскостопие практически невозможно устранить без оперативных вмешательств.

3 степени плоскостопия

Медики условно различают три степени плоскостопия в зависимости от уплощения подошвы.

  • Для определения в домашних условиях достаточно влажной ногой стать на легко намокающую бумагу.
  • После этого необходимо рассмотреть полученный след. Самый узкий перешеек отпечатка на бумаге должен составлять половину от реальной ширины стопы.
  • Если есть увеличение более двух третей от ширины – это говорит о максимальной, третьей степени плоскостопия. Для максимально точного диагноза ортопед обязательно выполняет рентгеновский снимок стоп в двух проекциях.


Лечебная физкультура при плоскостопии

Для исправления функции стопы и уменьшения прогресса плоскостопия несомненно подходят занятия ЛФК. Грамотный комплекс упражнений поможет ослабить заболевания следующими путями:

  1. Тренировка мелких групп мышц стопы, которые поддерживают форму и формируют своды.
  2. Постоянные занятия укрепляют бедра, голени, пресс, спину. Это позволяет человеку улучшить свою осанку.
  3. Снятие болезненного тонуса в мелких мышечных группах стоп. Тем самым заблокированные мышцы расслабляются, улучшается их питание. Это стимулирует восстановление сводов в стопах.

Наибольшую ценность имеют занятия ЛФК при плоскостопии в детском возрасте. Ортопеды отмечают, что методичные занятия могут полностью убрать плоскостопие первой и второй степени.

Правила выполнения ЛФК

Как и любой лечебный подход, ЛФК имеет свои особенности. Условия для успешных занятий физкультурой для лечения плоской стопы:

  • Комплекс упражнений выполняется ежедневно, 1 или 2 раза в сутки. Для взрослых длительность не должна превышать 20 минут. Дети менее усидчивы, поэтому предлагайте укороченные версии по 10 – 12 минут.
  • Занятия выполняются в удобной одежде, поддерживайте комфортную температуру воздуха в помещении (21−23 градуса).
  • Все подходы выполняются не через боль, только легкое потягивающее ощущение в мышцах и усталость после занятия.

ВАЖНО! При появлении резкой боли во время выполнения комплекса упражнения стоит прекратить и показаться профильному специалисту.


Упражнения при плоскостопии у взрослых и детей

Предлагаемый список упражнений максимально адаптирован для занятий на дому.

Для занятий с детками выбирайте по 5 – 6 разных видов на одно занятие. Так поддержите интерес ребенка, тем самым занятия ему не наскучат, и вы вместе добьетесь максимума в лечении плоскостопия.

У инструкторов-методистов существует четкий список тех заболеваний и состояний человека, при которых заниматься ЛФК не только неэффективно, но и опасно. Основные пункты, на которые обязательно обращать внимание:

  1. Высокое артериальное давление, не снижающееся от приема гипотензивных препаратов (более 155 ⁄ 100 мм. рт. ст.).
  2. Наличие признаков инфекционного заболевания, сопровождающегося повышением температуры тела выше 37,5 градусов.
  3. Обширные поражения кожных покровов (язвы, обморожения, ожоги). Сюда же относятся инфекционные заболевания кожи: импетиго, рожа и прочие.
  4. Онкологические заболевания (кроме тех, которые в стойкой ремиссии более 2 лет).
  5. Анемия средней и тяжелой степени любой этиологии.
  6. Острый и подострый период инфаркта миокарда, ранний восстановительный период после инсульта.

Помните, что пациент сам себе доктор. Дисциплинированный подход к занятиям, надеемся, поможет вам достигнуть успеха в лечении болезни.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.