Травмы коленей у балерин

При знакомстве молодые люди спрашивают у балерин, могут ли они сделать шпагат, и зря так поступают. Артисткам уже надоело. Мы красавчики, ничего такого не спросили и вообще вели себя в Большом театре Беларуси максимально хорошо. Артистка кордебалета Диана Рожкова сразу обозначила себя смелой девушкой и заявила, что не боится улететь в оркестровую яму. Просто потому, что балерины работают по центру сцены, а ее край — это для стендапа, который в академических театрах пока не практикуют. Призраки, пенсионный возраст, романы с партнерами и лучшее средство для лечения мозолей — почувствуйте нашу любовь к бредовым вопросам.

— Если у балерины перевес, ее пускают на сцену?

— Смотря какой перевес. У каждой балерины есть норма. Общепризнан следующий стандарт: минус 120 от роста. Но все немножечко сложнее. Нужно учитывать возраст балерины и ее рост: 178-сантиметровой артистке крайне трудно весить 50 килограммов, надо же где-то брать силы и энергию для работы. В подобных случаях граница допустимого не столь строгая.

Но нас постоянно взвешивают, контролируют, чтобы все были в форме. И в принципе, общая часть труппы показывает примерно одинаковые значения — 47—50 килограммов. Кто-то весит 51—52, 52 — своеобразная граница, которую стараются не нарушать.

— Балерины поджирают?

— Перед спектаклем, если он предполагает много прыжков и бега, едим минимально. Тело должно быть максимально легким. Допустим, обед — это кусочек мяса, салат, гарнир по желанию и что-то сладкое, чтобы мозги работали эффективнее, с горячим чаем.

В общем и целом, стараемся питаться правильно. Хотя после спектакля можно прийти домой и ночью навернуть пиццы. Просто нужно понимать соотношение физнагрузки, которую мы получаем, и количества потребленных калорий. Я работаю в нескольких местах и везде отдаюсь максимально. Значит, могу позволить себе прямо постоянно жевать и не сильно задумываться, что я ем. Хочется вредного — будет вредное. Просто от полезной пищи организму больше толку.

— В опере есть призраки, а в балете?

— Нет, я ни одного не встречала.

— Есть лишний билет?

— Как правило, нет. Но вопрос задают часто — я всех отправляю в кассы. Артисты не знают ничего о количестве проданных билетов. По крайней мере в кордебалете так. Солисты могут получить какие-то пригласительные, но это не очень распространенная практика.

— Можете передать привет со сцены?

Правда, не факт, что ты при этом видишь зал. Все зависит от освещения — оно разное для разных постановок. Когда сцена не очень наполнена светом, все видно. Правда, мы зрителя не разглядываем. Есть задача смотреть поверх голов. Мы как бы находимся в глубине спектакля, но с посылом зрителю.

— Что такое рабочий день балерины?

— По-разному. Иногда весь свой рабочий день можно назвать одним неприличным словом. Потому что очень тяжело. А иногда ты порхаешь и получаешь постоянное удовольствие. Восприятие работы зависит от спектакля, над которым работаешь прямо сейчас.

А вообще, кордебалет приходит на работу к 10:00. Как правило, в 9:30, потому что надо переодеться и разогреться перед уроком классики. С 10:00 до 11:00 — урок классики. До 14:00 — репетиция. Перерыв — с 14:00 до 18:00.

В это время кто-то занимается бытовыми вопросами, кто-то преподает, кто-то в студиях танцевальных работает, кто-то занимается репетиторской работой, кто-то спортсменов консультирует. Все очень по-разному. У меня вот был опыт: помогала бодибилдерам. Они ограничены в плане пластики и растяжки. Так что стало модно обращаться к специалистам, чтобы подготовить произвольные программы. Весело было, как будто медвежатам движения показываешь. Очень хорошие ребята, очень старались.

Если вечером спектакль, надо появиться примерно к 18:00. Ты постепенно готовишься: грим, прическа, костюмы. И в 19:00 все начинается. В воскресенье спектакль начинается в 18:00, все сдвигается на час.

— Сколько балерина может заработать?

— Как и в любой профессии, чем больше ты занят, тем больше денег. Чтобы держать себя в отличной форме, хватает. Получается от 300 до 800 рублей. Может, 900 — потолок, если ты задействована во всех спектаклях. Это артисты кордебалета. У солистов зарплата выше. Но точно не скажу какая. Мы редко делимся этой информацией друг с другом.

— Халтуры бывают?

— Да, но я слово это не люблю. Халтура — это что-то плохо выполненное, а нас приучают делать качественно.

В последнее время стал популярен образ балерины. Иногда зовут на свадьбы или корпоративы каких-то крупных компаний. И это не просто выйти и покрутиться. Стали заказывать какие-то грандиозные и очень эффектные номера. Красивые костюмы, большой масштаб, сильная музыкальная обработка — может быть и так.

Но этим занимаются далеко не все. Каждый решает для себя. У кого-то масса вопросов бытового характера, у меня вон студия. Для многих подработки на корпоративах — это уже нет. А для студенческих лет — очень актуально.

— Балеринам пенсионный возраст тоже продлили?

— Нет, слава богу, мы еще можем уйти из профессии красивыми и молодыми. Приблизительно в 40 лет. Начало карьеры — в 18—19. Стаж работы — 20 лет. А если декрет, то годы нахождения в нем артистка должна доработать.

Отпуск у нас 48 дней, только летом. Весь год идет активная работа театра. Максимальное количество артистов должно находиться здесь. У нас зима — важный период, когда труппа уезжает на гастроли.

Летом какое-то время уходит на реабилитацию, потому что за год появляются вопросы со здоровьем. Колени отвалились или спина болит — у каждого свое.

— Выступали когда-нибудь на уколах?

— И не раз. Спектакль — замены нет, еще и зрители свои сидят в зале. Уйти со спектакля — без вариантов. Были очень разбиты пальцы на ногах. Когда балерина работает, чаще всего разбиваются ногти — до очень крупных гематом. Сильно болят. По ощущениям, это нестерпимо и не сравнимо ни с чем. Ты продолжаешь прыгать всем весом на ногтях, а все движения нужно делать легко и воздушно. Так что без обезболивающего никак.

— Балерине есть смысл делать педикюр?

— Есть. Сейчас очень много модных покрытий, они действительно крепкие, долго держатся. Это своего рода барьер. Можно избежать всех этих ужасных историй про отбитые ногти.

Бывает, снимаешь пуанты после спектакля, а они полны крови. Необязательно, чтобы были повреждения, просто от нагрузки может лопнуть какой-то сосудик. Но не литрами мы эту кровь вычерпываем. Естественно, понемножку.

И поверьте, каждая артистка следит за ножками. На педикюр приходит не Фредди Крюгер. Это обычные ноги. Просто натруженные. Потому никакой катастрофы. Картинки, которые бьются в интернете, с жуткими разодранными пятками, вывернутыми наизнанку пальцами — это что-то сказочное. Нужно совсем не следить за собой, чтобы довести себя до такого состояния.

— Лучшее средство от мозолей?

— Я спасаюсь розовым маслом. Мало кто знает, но если просто покапать на мозоль эфирное розовое масло (говорю об откровенной ране), то все очень быстро затягивается. Можно жить.

Знаете, я не считала, сколько метров пластыря тратит за сезон одна балерина. Но вы же понимаете, что количество приличное. Если заблаговременно подумать о ногах и внимательно следить за ними, конечно, пластырь можно сэкономить. Но когда что-то все-таки случилось, начинается лечение. Это катушки пластырей и тейпов — метров по 5—10.

— Дома перед зеркалом танцуете?

— Да, те же движения, что и на дискотеке. Только не балет, совсем не балет. Я целыми днями исполняю его на работе и слушаю классическую музыку, но музыка эта, кстати, не надоедает. Просто есть композиции, которые нравятся и которые совсем не нравятся.

— Голова не кружится?

— Кружится при резких сменах положения. Есть очень амплитудные движения. Нужно после долгого статического состояния резко изменить позу. В такие моменты, бывает, начинает шатать. Учитывая покат сцены, кажется, что не удержишься. Но потом собираешься и все-таки остаешься в нужном положении.

Самое интересное, что после фуэте никогда не падала. Фуэте — это вращение на одной ноге. В балете это считается трюком, потому что только сильнейшие артистки владеют им. И важно не столько умение выполнять движение, сколько количество повторов. Минимум 32 — это признанная норма для ведущей солистки. Но сейчас чистые фуэте крутят редко. Это двойные или тройные туры с переменой положения рук. Чтобы произвести впечатление на зрителя, движение максимально усложняют.

А падала я конкретно во время фуэте — прямо на пятую точку. Хорошо, что это было еще в училище перед госэкзаменами. А еще партнер меня как-то ронял. Правда, искренне следом падал под меня, чтобы я не разбилась. Естественно, руки иногда устают. Видимо, где-то мышца подрасслабилась, чуть-чуть не удержал. Возможно, рука с купальника соскользнула. Выбор одежды для репетиций не всегда бывает удачным. Но снова-таки партнер шлепнулся первее, так что я приземлилась на него сверху.

— Артисты балета мутят друг с другом?

— У нас есть семейные пары, есть ребята, которые встречаются. Да, это очень широко распространено. Потому что постоянно рядом, сутками в театре, многие интересы только здесь. Но для меня это табу. Думаю, было бы тяжело постоянно находиться вместе и дома, и на работе.

— Почему балет так долго идет?

— Раньше было долго. Спектакли шли по четыре-пять часов. Это тяга из прошлого. Это достояние искусства. А для современного зрителя их укорачивают. Все понимают, что смотреть на балет некогда, но очень важно окультурить людей. Потому многие постановки сжимают.

— А мужикам из балета трико не натирает?

— Это спросите у мужчин. Есть другой элемент одежды, с которым имеются проблемы. Но он очень личный. Вряд ли артисты станут об этом говорить.

— В футболе и политике все разбираются, а в балете?


Нина Маляренко рассказала о трудностях современного балета

Фото: Евгений Софийчук

Балет — это вид сценического искусства, спектакль, сюжет которого доносится до зрителей посредством целого ряда музыкально-хореографических образов. Эти театральные представления поражают публику своей изящностью и красотой, однако мало кто догадывается о том, каким трудом артисты добиваются такого эффектного результата. NGS55.RU пообщался с известной омской примой Ниной Маляренко. Девушка развенчала несколько устоявшихся мифов о балете и рассказала, что на самом деле представляет собой жизнь артистов.

— Нина, балет — это комбинация спорта и актёрской игры?

— Балет — это не спорт. Это вид искусства, который действительно взаимосвязан с танцем, с музыкой и с актёрским мастерством. Это всё одно целое.

— Если у артиста балета нет актёрского таланта, ему не видать ярких ролей?

— Ну почему. Просто в таком случае педагоги ищут, где артист больше себя раскроет. У кого-то драма идёт лучше, у кого-то техника исполнения — прыжки, фуэте, вращения. Если ты не силён в актёрском мастерстве, ты можешь исполнять классические танцы. В них не так важна драматургия, потому что основной акцент идёт на качество самого танца, а не на выражение эмоций.

— В каком направлении вам больше нравится работать?

— Однозначно — в направлении драматической актрисы. Хотя я качественно танцую классику и очень люблю её исполнять, драма привлекает меня сильнее. Для меня интереснее, когда я начинаю играть роль, проживать её.

— Как долго длится век балерины?

— Давайте по порядку. Начать заниматься балетом можно с шести-семи лет. И до момента поступления в профессиональное балетное училище брать уроки хореографии. В балетное училище берут с девяти-десяти. В театр артисты балета входят в 18 лет. И наш театральный век, век артистов балета — двадцать лет. Двадцать лет ты должен отслужить театру. То есть, с 18 до 38 ты танцуешь. Потом, если ты в хорошей физической форме, можешь продолжать танцевать. Если у тебя есть силы, и художественный руководитель это видит, а зритель это ценит, то тебя никто никуда не списывает.

— То есть при хорошем раскладе и крепком здоровье можно быть балериной и в 45 лет?

— Если такая балерина смотрибельна. Но, как правило, 43 года — это классический предел. Хотя, конечно, всё индивидуально. Кто-то в 38 уже еле-еле ходит, а кто-то может и в 45 как птичка порхать.

По словам девушки, карьера балерины длится около двадцати лет

Фото: Евгений Софийчук

— Существуют ли жёсткие критерии отбора для будущих артистов балета?

— Нет. Само собой, на природные данные, на таланты смотрят. Смотрят, чтобы ты совсем не был деревяшкой. Но в восьмилетнем возрасте, когда детей отбирают в училище, тело — мышцы, ткани — ещё пластичное, поэтому трудностей с этим, как правило, не возникает. Например, я приходила с очень средними данными. Когда мы поступали, у меня оценка за данные была очень низкая, чуть ли не три минуса. А выпускалась я с отличием. Просто если у тебя есть какие-то недостатки, например, кривые ноги, то ты больше работаешь, чтобы эти недостатки скрыть. У всех есть свои дефекты, но репетиторы, хореографы помогают. Подскажут, как лучше к зрителю встать, чтобы скрыть свой недостаток. Главное — усердно работать над собой, и можно привести себя в отличную форму.

— Балерин подбирают с одинаковой внешностью?

— Раньше, в восьмидесятые, например, было так, что все балерины должны были быть миниатюрными и с маленьким весом. В наши дни ограничения по весу сохраняются, потому что в балете есть дуэты, поддержки, и молодые парни могут нас просто не поднять. Они же в студенческое время ещё не сформированные, мышцы у них не такие сильные. Поэтому мы должны подстраиваться под них и худеть. А они подстраиваются под нас и качаются. К тому же, большой вес в балете — это стресс для организма. Это нагрузка на сердце, на кости, на суставы. Поэтому в училищах есть правило: отнимаем 121 сантиметр от своего роста. Это должен быть твой вес. Мой рост 171 сантиметр. 171 — 121 = 50 килограммов. Сейчас у меня вес 48 килограммов, я подхожу в эту категорию. А насчёт лица: сейчас в некоторых труппах (а раньше это было частое явление) девушки как на подбор — похожие друг на друга, почти что одинаковые. А в наше время ограничений нет. Труппы разноплановые. В балетную труппу берут и иностранцев, и людей с восточной внешностью, и со славянской. Рост сейчас тоже может варьироваться. Каждый найдёт своё место.

— Часто ли балерины становятся педагогами?

— Да. Но для этого, конечно, нужно образование. Если после 40 ты не хочешь расставаться с театром и хочешь стать педагогом, нужно учиться, например, на хореографа или педагога-постановщика.

— Но как вам удаётся совмещать учёбу и тренировки?

— Все артисты балета учатся заочно. А как иначе? Если ты очник, ты должен посещать занятия. А у нас с этим возникают проблемы. Поэтому, если ты хочешь связать свою жизнь с балетом, будь готов к тому, что ты заочник, потому что полноценно совмещать и то, и другое не получится. Со временем привыкаешь к такому режиму и трудностей не чувствуешь. Я уже второй университет заканчиваю. Мне осталось три месяца до защиты диплома. Я и преподаю, и учусь, и танцую, и ребёнка воспитываю, и семья у меня есть ( смеётся).

Даже современные пуанты причиняют много боли: из-за них отлетают ногти и деформируются пальцы

Фото: Евгений Софийчук

— Как выглядит рабочий график артистов балета?

— Во всех театрах график одинаковый. Понедельник — это выходной день. Начиная со вторника мы работаем. Общий класс (разминка) — с 10:00 и до 11:00. С 11:00 до 14:00 у нас репетиции. С 14:00 до 17:30–18:00 — перерыв. С 18:00 до 21:00 — снова рабочий график: либо репетиции, либо спектакли. И так каждый день. Даже в субботу и воскресенье.

— И когда жить?

— В понедельник ( смеётся)!

— Почему нельзя сделать выходные выходными?

— Потому что вы же ходите смотреть на нас по выходным дням, в вечера пятницы, субботы и воскресенья. Поэтому в понедельник мы отдыхаем. И занимаемся всеми своими делами тоже в понедельник. В этот день мы можем сходить в банк, в университет или ещё куда-то.

— Можете назвать профессиональные травмы артистов балета?

— Болит всё тело. Болит всё, что ниже пояса, болит спина, шея. Прежде всего, страдают колени (часто возникают проблемы с мениском), щиколотки и стопы.

— Часто ли балет покидают из-за травм?

— Если балерина плохо чувствует себя перед спектаклем, её заменят?

По понедельникам артисты балета отдыхают от театра и живут своей личной жизнью

Фото: Евгений Софийчук

— Медики утверждают, что к 35 годам тело балерины изнашивается настолько, насколько тело человека, не связанного с балетом, изнашивается к пятидесяти. Это правда?

— Да, это правда. Но я бы сказала, что это происходит даже раньше. Не к 35, а уже к тридцати. Появляются артриты, артрозы, тромбозы.

Мы привыкаем, поэтому сами можем этого не ощущать. Но по диагнозам врачей, по результатам медкомиссий видно — у нас старый изношенный организм.

— Для артистов балета огромное значение имеют ступни. Как вы их растягиваете?

— Под батарею, под диван засовываешь и сидишь. Резинкой специальной для растяжки мышц ног мышцы стопы закачиваем. Ещё есть ортопедические валики, мячи, шарики. Сейчас, например, знаю, появились новые приспособления — они напоминают испанский сапожок — тоже для профессиональной растяжки стопы. Честно, я сама ни разу не пробовала, но знаю одну девочку с балета — она купила, принесла, пробует.

Для растяжки ступней современные балерины могут использовать профессиональное оборудование, напоминающее испанский сапог

Фото: Евгений Софийчук

— Может ли в балет попасть человек с плоскостопием?

— Может. Во-первых, потому, что со временем из-за интенсивных тренировок какие-то дефекты могут исправиться или даже вовсе исчезнуть. А во-вторых, потому что сегодня можно купить себе современные американские пуанты, а у них очень большой выбор, так что каждая балерина может подобрать такие, в которых её стопе будет удобно. Кому-то нужно, чтобы как можно большую часть стопы закрывало, кому-то, чтобы они были широкие, кому-то узкие. Есть пятки высокие, есть короткие. Стелька есть очень жёсткая, жёсткая, средняя, мягкая. Сегодня это не такая проблема, как раньше.

— На счёт пуантов: расскажите, как они влияют на стопу?

— Многие удивляются, как мы вообще можем их носить. Но перед тем, как их надеть, мы растягиваем стопу, закачиваем мышцы — готовимся, в общем. Когда первое время поднимаешься на пуанты — ходишь, как оленёнок. Раз, покачнулся, упал, — смеётся. — А вообще влияние на стопу, конечно, огромное. Первое время ступням очень тяжело адаптироваться к такой специфической обуви. Тем более, если надеваешь советские пуанты (там же внутри деревяшка). Деформация взъёма идёт — кость сверху словно наращивается. Стопа своего рода ломается, поэтому не всю обувь можно носить.

— И как справляетесь?

— Подбираем такую обувь, чтобы стопе в ней было удобно, и чтобы модель по максимуму все дефекты скрывала. Например, у меня очень большие косточки на ступнях. Мне это от бабушек передалось, а балет это дело усугубил. Поэтому теперь я, как и все остальные, ограничена в выборе обуви. У меня есть определённые марки, бренды, которые я ношу. Только у них могу что-то подобрать. ECCO, например. А на лето — только Crocs.

— Какие ещё деформации возникают? Что ещё выдаёт артистов балета?

— Спины у нас у всех становятся шире, чем у тех, кто не занимается балетом, потому что мы постоянно вращаемся, потому что очень большой акцент идёт на осанку. Плечи, руки, икры раскачиваются. Ногти на ногах отлетают.

— Почему это происходит?

— У нас же пальцы внутри пуант сминаются, ногти находятся в неудобном положении. А частые удары (когда прыгаем, например) усугубляют. Поэтому ногти часто отлетают. Они синеют, синеют, потом чернеют и отлетают. Бывает, что не целиком пластина слетает, а трескается и частями ломается, крошится. Поэтому в большинстве случаев педикюр — это не для нас. Некоторым удаётся немного отрастить. Но мне, например, нужно, чтобы ногти были максимально коротко и аккуратно подстрижены. Никаких гель-лаков. Это бессмысленно — всё равно всё отлетит. Звучит жутко, но мы к этому привыкаем и так остро не реагируем. Кожа на ногах со временем огрубевает, и всё.

Балет — это не только овации зрителей и блеск софитов, но и ежедневный труд, который нередко становится причиной проблем со здоровьем. От чего чаще всего страдают артисты балета и какие особенности реабилитации существуют, рассказывает врач-травматолог, специалист по физической реабилитации Reaclinic в Санкт-Петербурге Антон Львович Синев.


Балет считается травматичным занятием. От каких повреждений обычно страдают балерины и как часто они приходят к вам?

— Достаточно часто. Надо отметить, что очень много зависит от педагогов и того, насколько грамотно с точки зрения нагрузок строятся занятия. У артистов балета повреждения возникают, скорее, по причине сверхнагрузки — это переломы, растяжения, вывихи.

Если говорить о локализации, то чаще всего это стопа и голеностоп. Бедро — из-за положения в сильной наружной ротации, которое не совсем характерно для здорового человека. Дальше это положение может влиять на колено и стопу.

В плане избегания травматизма балерины, действительно, очень много работают над собой, в частности контролируют вес, выполняют большой объем подготовительной подготовки.

Отмечу, что, как правило, профессионалы имеют своих личных докторов, к которым обращаются на постоянной основе.

А вы для кого-то являетесь таким врачом?

— Да, у меня есть постоянные пациентки-балерины.

Кто травмируется больше: юноши или девушки?

— Одни травмы чаще случаются у девушек, другие — у мужчин, но достоверных эпидемиологических данных о более частых травмах, в целом, у танцоров одного пола нет.

Например, у мужчин распространены травмы менисков, так как они больше выступают в основных партиях, работают на поддержке в ротации.

Что вы можете сказать о детских травмах? Ведь в балет обычно отдают очень рано.

— Да, балету учатся подростки, кому еще нет 18 лет. В их случае встречаются определенные заболевания костей и суставов. Так, например, есть пациентки со стресс-переломами. Проблемы связаны с тем, что кости девочек не выдерживают нагрузки и просто ломаются.

Кроме того, с малых лет детей начинают сильно растягивать. Те, кто имеет врожденную особенность более эластичных связок, более успешны в балете.

Надо понимать, что с самого детства суставы находятся в крайних положениях, когда бедро просто выкручивается. У обычного человека при таких условиях был бы уже перелом или вывих.

Как проходит восстановление?

— Балетные спортсмены очень тонко чувствуют все свои мышцы и связки. Наша задача — восстанавливать их после выступлений, репетиций. Если они получат тяжелую травму, то не смогут хорошо работать, или их вовсе спишут со сцены.

Чтобы они могли спокойно выступать, мы занимаемся физической реабилитацией, условно говоря, настраиваем их мышечный баланс, поддерживаем стабилизирующие суставы мышцы.

В случае балета все должно быть идеально, без малейших отклонений.


Какие методики используются для реабилитации?

— Мы можем обратиться к мягким мануальным техникам, специальному массажу, остеопатическим методикам, физиопроцедурам, тренировкам на подвесных системах. Используем балансировочные платформы, на которых пациентки чувствуют полный контроль над телом, кинезиотейпирование, позволяющее координировать баланс между мышцами.

Стоит сказать, что у тех, кто занимается балетом, есть определенные положения, которые не характерны для среднестатистического человека. Соответственно, какие-то группы мышц работают больше, какие-то — меньше.

Неравномерное распределение мышечных сил приводит к нарушению динамического равновесия в напряжении и расслаблении. Поэтому нам нужно соблюсти идеальный баланс для того, чтобы разгрузить мышцы, находящиеся под сверхнагрузкой.

По сути, артистам балета приходится регулярно проходить профилактику травматизма?

— Это постоянный процесс, да. Мы не можем выключить артиста или спортсмена из него. Все идет волнообразно: они нагружаются у себя, приходят к нам и восстанавливаются, и так — раз за разом. Всегда балансируют на тонкой грани.

Это называется предреабилитация. Реабилитация для того, чтобы избежать более серьезных видов лечения, в том числе, хирургического.

— Самая известная их болезнь — деформация 1 плюсне-фалангового сустава из-за положения пальцев. Ни один даже самый здоровый сустав колоссальной балетной нагрузки не выдержит.

И во время реабилитации мы пытаемся работать на поддержание нормального состояния этого сустава, чтобы он безотказно функционировал. Ни одна здравомыслящая балерина не согласится на операцию по исправлению этого сустава: пусть он будет деформирован, но должен быть рабочим и функциональным.

Стоит ли приносить к Вам на прием какие-то результаты исследований?

— Обычно мы назначаем сами все исследования, которые нам необходимы. Чтобы понять, нужна ли дополнительная диагностика — МРТ, рентген, КТ, артроскопия.

Последний метод диагностики эффективно использовать при сложных повреждениях внутри сустава, с его помощью можно выполнить некоторые лечебные манипуляции.

Эта часть опорно-двигательного аппарата расположена между коленным и голеностопным суставами. Она образована большеберцовой и малоберцовой костями, соединенными мощной межкостной перепонкой голени. У артистов балета голень несет большую нагрузку при исполнении прыжков и приземлений.

Мышцы голени у артистов балета развиты сильно, ибо к ним предъявляются большие требования во время исполнения как классических, так и народных танцев. На голени расположены 3 мышцы-разгибатели и 8 мышц-сгибателей: передняя большеберцовая, длинный разгибатель большого пальца, длинная и короткая малоберцовые мышцы, длинный сгибатель большого пальца, длинный сгибатель пальцев стопы и трехглавая мышца. Икроножная мышца с двумя головками (латеральной и медиальной) и камбаловидная мышца составляют трехглавую мышцу голени. Все три головки, соединяясь вместе в дистальном отделе, переходят в пяточное (ахиллово) сухожилие, которое прикрепляется к пяточной кости. Трехглавая мышца у артистов балета развита хорошо, так как выполняет большую нагрузку при прыжках, вставании па пальцы и полупальцы. С годами мышца приобретает силу, эластичность, развивается рабочая гипертрофия ее волокон и увеличивается ее окружность.

У артистов балета компактное вещество большеберцовой кости достигает толщины 2 см, и резко сужена костномозговая полость. Это является приспособительной реакцией (рабочей гипертрофией) в ответ на профессиональную нагрузку. Но если эта нагрузка переходит границы физиологических возможностей и становится чрезмерной в результате ежедневных прыжковых партий, нерегулярности нагрузок, порою чрезмерных, то кости голени не выдерживают этой нагрузки и начинается болезненный процесс в виде периостоза, появления зон патологической перестройки с болезненными проявлениями. Этот патологический процесс развивается по передней поверхности большсберцовой кости в связи с развитием профессиональной приспособительной рекурвации коленного сустава и голени, так что ось наибольшей нагрузки проходит через переднюю часть большеберцовой кости.

Коленный сустав — один из наиболее крупных и сложных суставов. Он относится к вращательно-блоковидным сочленениям. Образуется коленный сустав дистальным (периферическим) отделом бедренной кости с медиальным и латеральным мыщелками, проксимальным (центральным) отделом большеберцовой кости и задней суставной поверхностью надколенника. Между мыщелками бедренной кости имеется глубокая межмыщелковая ямка. Медиальный мыщелок бедренной кости более развит, что обусловливает физиологический вальгус колена 7—8°.

Мыщелки бедренной кости покрыты хрящевой гиалиновой тканью. Проксимальный конец большеберцовой кости утолщен и имеет два суставных мыщелка — медиальный и латеральный. Суставные поверхности разделены межмыщелковыми бугорками.
В коленном суставе артистов балета часто увеличены межмыщелковые бугорки большеберцовой кости, что далеко не всегда является признаком деформирующего артроза. Эти изменения усиливают скелет и являются благоприятными приспособлениями к большой нагрузке. Подобные явления гипертрофии костной ткани наблюдаются и у спортсменов. Это объясняется тем, что вовремя танцев происходят форсированные вращения голени, требующие надежной крепости как крестообразных и коллатеральных связок, так и мышц бедра.

Крепость и сила связок и мышц, окружающих коленный сустав, приобретаются в результате раннего начала занятий балетом. Исследования показывают, что окружность бедра увеличивается в течение сценической деятельности артистов балета. При снижении или прекращении творческой деятельности эта гипертрофия уменьшается, ибо в функциональной деятельности она становится менее необходимой. У артистов балета, исполняющих прыжковые партии, происходит увеличение межмыщелковых бугорков и уплощение мыщелков бедренной кости.


Капсула коленного сустава укреплена связочным аппаратом и сухожилиями мышц. С передней поверхности сустав укреплен единственным разгибателем колена — четырехглавой мышцей бедра. Сухожильное прикрепление мышцы сливается с фиброзной капсулой сустава.

Четырехглавая мышца бедра своим сухожилием прикрепляется к большеберцовой кости тремя частями. В это сухожилие вплетаются мышечные волокна прямой мышцы, промежуточной широкой мышцы и большая часть волокон медиальной и латеральной широкой мышцы бедра. Дистальные мышечные пучки обеих широких мышц своими сухожилиями не прикрепляются к надколеннику, а проходят по обе стороны его вниз в виде медиальной и латеральной поддерживающей связки надколенника.

Участок сухожилия между нижним краем надколенника и большеберцовой костью носит название связки надколенника. Ширина ее 2—3 см, толщина до 0,5 см. Проксимальная треть связки надколенника отделена от синовиальной оболочки сустава поднадколенниковым жировым телом. В результате выполнения большого количества движений за короткий период времени у артистов балета наблюдается гипертрофия жировых тел, в последующем могут наблюдаться их ущемления и хроническая травматизация.
В укреплении капсулы сустава принимает участие широкая фасция бедра, покрывающая нижние отделы четырехглавой мышцы, надколенник и фиброзную капсулу.

Укрепляющими связками капсулы сустава сзади служат косая подколенная связка, сухожилие полуперепончатой мышцы и дугообразная подколенная связка.
С внутренней стороны с капсулой тесно связаны верхняя часть большеберцовой коллатеральной связки и сухожилия полусухожильной и полуперепончатой мышц. Необходимо отметить еще роль суставной мышцы колена, пучки которой прикрепляются к проксимальному отделу капсулы сустава и натягивают кверху конец верхнего заворота синовиальной оболочки при разгибании голени.

Медиальная широкая мышца играет большую роль при внутренних повреждениях коленного сустава. Атрофия этой мышцы и снижение ее тонуса наблюдается при повторных травмах коленного сустава у артистов балета.

Между сухожилиями и фасциями, окружающими коленный сустав, располагаются синовиальные сумки и завороты. Синовиальные сумки — это полости, непостоянно встречающиеся у места прикрепления сухожилия к кости, они редко сообщаются с суставом. Завороты — это постоянно имеющиеся выпячивания капсулы сустава.

Суставная полость коленного сустава представляет собой щель, которая становится полостью тогда, когда в ней скапливается жидкость при различных патологических состояниях (кровоизлияние, синовит, гнойные воспаления и т. д.).

Капсула коленного сустава состоит из двух слоев — наружного (фиброзного) и внутреннего (синовиального). Суставная капсула имеет 9 заворотов. Синовиальная оболочка коленного сустава является важным образованием. Она не везде гладкая, образует местами складки, содержащие большое количество жира и пронизанные сетью сосудов. Синовиальная оболочка богата ворсинами, в которых заложены клетки, выделяющие муцин (слизистое белковое вещество). При усиленной работе количество ворсин увеличивается для выделения большего количества муцина.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.