Программа дополнительного образования для профилактики плоскостопия

Екатерина Родякина
Программа по профилактике плоскостопия у детей дошкольного возраста

Все чаще и чаще в детском саду стали встречаться дети с плоскостопием.

Плоскостопие - деформация стопы, заключающаяся в уменьшении ее сводов. Плоскостопие - это не только косметический дефект, оно часто сопровождается болями в стопах, голенях, повышенной утомляемостью при ходьбе, затруднениями при беге, прыжках, ухудшением координации движений, перегрузкой суставов нижних конечностей, более ранним появлением болевых синдромов остеохондроза.

Учитывая высокий процент ортопедической патологии, в частности деформаций стоп у детей, возникла необходимость в организации целенаправленной работы по профилактике плоскостопия в детском саду.

Цель программы - укрепление здоровья детей дошкольного возраста (4 – 7 лет, профилактика деформации свода стопы (плоскостопия, а так же привитие навыков к систематическим занятиям физической культурой оздоровительной направленности.

1. обучение правильной постановке стоп при ходьбе;

2. развитие основных функций стоп; повышение тонуса, уменьшение длины передней большеберцовой, длинного разгибателя пальцев, длинного разгибателя первого пальца, коротких мышц стоп; увеличение длины, устранение гипертонуса трехглавой мышцы голени и увеличение подвижности в суставах стоп;

3. улучшение кровообращения стоп;

4. улучшение координации движений.

Программа рассчитана на детей 4 – 6 лет. Занятия идут 2 раза в неделю. Начало занятий с октября. Количество занятий в год – 64. Продолжительность одного занятия 30 минут.

Основное содержание программы

Методика лечебной гимнастики

Применяемые в лечебной гимнастике физические упражнения просты и доступны для выполнения, не вызывают побочного воздействия, а проводимые в игровой форме занятия, становятся более привлекательными, повышают эмоциональное состояние ребенка, его физические возможности и устраняют имеющиеся нарушения опорно - двигательного аппарата

При проведении гимнастики специальные упражнения сочетают с общеукрепляющими в соотношении 3:1,4:1. В начале курса упражнения выполняют из исходных положений (И. П.)с разгрузкой стоп: сидя и лежа, затем в комплекс включают упражнения из И. П. стоя, в ходьбе. Гимнастику обязательно сочетают с ручным или аппаратным самомассажем.

Для самомассажа удобно использовать массажный коврик или массажный ролик.Резиновые изделия имеют следующие преимущества перед пластмассовыми: 1) они более мягко воздействуют на ткани ребенка;

2) составляющие их массажные элементы можно захватывать пальцами ног. Продолжительность аппаратного самомассажа 2 - 5 минут, в зависимости от возраста и подготовленности детей, общей продолжительности занятия. Самомассаж можно проводить как отдельную процедуру, или включать в занятие лечебной гимнастикой в качестве вводной или заключительной части. Сила, с которой стопы давят на массажный коврик (ролик, определяется чувствительностью ребенка. В процессе проведения самомассжа дети не должны испытывать болевых ощущений. Первые процедуры проводят сидя. В последующем вводная и основная части проводятся сидя, заключительная - стоя. После массажа полезно прилечь на несколько минут с приподнятыми над горизонтальной поверхностью ногами.

И. П. сидя на стуле.

1. Продольное растирание стоп, продвигая их вперед и назад вдоль коврика одновременно и поочередно.

2. Круговое растирание стоп, продвигая их по кругу, перемещая нагрузку от пятки к пальцам вдоль внешнего свода одновременно и поочередно.

3. Поперечное растирание стоп, продвигая их в стороны и к центру. Выполняется одновременно обеими ногами.

4. Захват ворсин коврика пальцами ног с удержанием в течение нескольких секунд.

5. Захват ворсин коврика пальцами ног и попытка супинации стоп, не выпуская ворсин.

6. Захват ворсин коврика пальцами ног и попытка раздвинуть стопы (разорвать коврик, не выпуская ворсин.

1. Продольное растирание стоп, поочередно продвигая их вперед и назад вдоль коврика.

2. Продольное растирание стоп с акцентом на наружные края.

3. Перекаты с пятки на носок и обратно, стоя на коврике.

4. Разведение и сведение пяток, стоя на коврике.

5. Разведение и сведение передних отделов стоп, стоя на коврике.

6. Поочередный подъем ног с захватом ворсин коврика пальцами поднимаемой стопы.

В результате изучения данной программыребенок должен знать и иметь представление:

•Знать исходные положения, последовательность выполнения упражнений, понимать их профилактическое и оздоровительное значение

•Иметь представление о своем организме.

•Знать правила личной гигиены.

•правильно ставить стопы при ходьбе

•Самостоятельно выполнять специальные коррекционные упражнения, укрепляющие мышцы стопы

•Выполнять различные упражнения, в разных исходных положениях со спортивным инвентарем.

•Выполнять под контролем инструктора упражнения на самомассаж стоп

•Пользоваться современным спортивным инвентарем и оборудованием с целью повышения эффективности самостоятельных форм занятий лечебной физической культурой.

Формы подведения итогов реализации образовательной программы: открытое занятие в конце года.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДЛЯ СТАРШЕЙ ВОЗРАСТНОЙ ГРУППЫ

9. Массаж стоп. Захватывание мяча и других предметов стопами ног.

17. Комплекс ОРУ с мячом. Игровые упражнения для коррекции свода стопы со скакалкой – перешагивания, прыжки.

18. Массаж стоп. Захватывание мяча и других предметов стопами ног.

27. Массаж стоп. Захватывание мяча и других предметов стопами ног.

28. Рисование стопами. Самомассаж.

29. Рисование стопами. Самомассаж

30. Повторение изученных игр и упражнений для коррекции стоп.

31. Повторение изученных игр и упражнений для коррекции стоп.

40. Массаж стоп. Захватывание мяча и других предметов стопами ног.

48. Комплекс ОРУ с мячом. Игровые упражнения для коррекции свода стопы со скакалкой – перешагивания, прыжки.

49. Массаж стоп. Захватывание мяча и других предметов стопами ног.

58. Массаж стоп. Захватывание мяча и других предметов стопами ног.

59. Массаж стоп. Захватывание мяча и других предметов стопами ног.

61. Рисование стопами. Самомассаж.

62. Рисование стопами. Самомассаж

63. Повторение изученных игр и упражнений для коррекции стоп.

64. Повторение изученных игр и упражнений для коррекции стоп.

СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ ДЛЯ СТАРШЕЙ ВОЗРАСТНОЙ ГРУППЫ

№ недели № занятия Тема Содержание

2.3-4 "Знакомство с Топтунишками" Упражнять в ходьбе и беге на носках и пятках, переступая через кубики на полу, учиться ходить по ребристой доске. Учить захватывать мелкие предметы пальцами стоп.

3.5-6 "Волшебные орехи" Научить ходить пружинящим (гусиным) шагом. Учиться ходить по наклонной доске. Упражнять в сведении и разведении пяток. Учить захватывать желуди пальцами стоп.

4.7-8 "Топтунишки готовятся у зиме"Познакомить с комплексом упражнений на обруче: перекаты с пятки на носок, приставной боковой шаг. Учить захватывать стопами сосновые шишки. Познакомить с массажем стоп малым массажным мячом.

5.9-10 "Соревнования в стране Топ-топ" Познакомить с комплексом упражнений на массажных ковриках сидя на стуле. Повторять массаж стоп малыми массажными мячами. Повторить изученные упражнения во захватыванию стопой мелких предметов.

6.11-12 "В гости к мышатам" Укреплять мышечно–связочный аппарат стоп. Повторить комплекс упражнений на обручах. Познакомить с игрой "кошки мышки". Учить захватывать пальцами стоп фасоль.

7.13-14 "Озорные обезьянки"Познакомить с комплексом упражнений на гимнастической палке: ходить по гимнастической палке вдоль и поперек, перекаты с пятки на носок. Учить захватывать и удерживать стопой платочек.

8.15-16 "Повторение" Повторение изученных игр и упражнений. Повторение самомассажа.

9.17-18 "Игры в стране Топ-топ"Познакомить с комплексом упражнений для коррекции свода стопы с малым мячом: лодочка, прокатывание мяча попеременно правой и левой ногой, захватывание и удержание малого мяча двумя ногами.

движениям стоп вперед и назад с помощью пальцев.

12.23-24"Повторение" Повторение изученных игр и упражнений для коррекции стоп.

разведении пяток. Упражнять в ходьбе на наружном своде стопы. Закреплять умение ходить по гимнастической палке.

Комплекс ОРУ со скакалкой. Упражнять в ходьбе по канату боком приставным шагом. Упражнять в захватывании и удержании различных предметов пальцами стопы.

Повторить комплекс ОРУ со скакалкой. Упражнять в сведении и разведении пяток.

Повторить комплекс упражнений с обручем. Совершенствовать ходьбу на

наружных сводах стоп. Учиться удерживать равновесие и развивать координацию.

Повторить комплекс ОРУ с мячом. Повторить игры для коррекции свода стопы по выбору детей.

Повторить комплекс ОРУ на массажных ковриках. Упражнять в ходьбе по канату боком приставным шагом и как канатоходец. Упражнять выполнять круговые вращения стопы влево –вправо.

29.57-58 «Субботник в стране Топ-топ

Комплекс ОРУ c мешочками с песком. Развивать любовь к природе, чувство товарищества. учить захватывать и удерживать стопами кусочки бумаги, целована, ватных палочек.

Закрепить навыки самомассажа массажными мячиками, валиками. Упражнять в захватывании мяча и других предметов стопами.

31.61-62 «Рисование стопами"

Познакомить детей со способом рисования стопами, удерживая карандаш пальцами стопы. Учить детей расслабляться.

Провести диагностику стоп детей. Повторить изученные игры и упражнения.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДЛЯ МЛАДШЕЙ ВОЗРАСТНОЙ ГРУППЫ

№ Тема, содержание Кол-во часов

65."В гости к мышонку".

ОРУ на массажных ковриках. Игровое упражнение для коррекции свода стопы "Кошки мышки"

66."В гости к мышонку". ОРУ на массажных ковриках. Игровое упражнение для коррекции свода стопы "Кошки мышки"

ОРУ на массажных ковриках. Игровое упражнение для коррекции свода стопы "Спрячь ежонка".

68."Ежата". ОРУ на массажных ковриках. Игровое упражнение для коррекции свода стопы "Спрячь ежонка".

69."Хитрая лиса".ОРУ на массажных ковриках. Игровое упражнение для коррекции свода стопы "Испеки пирожки".

70."Хитрая лиса".ОРУ на массажных ковриках. Игровое упражнение для коррекции свода стопы "Испеки пирожки".

71."В гости к белочке". ОРУ на гимнастических палках. Игровое упражнение для коррекции свода стопы "Собери шишки".

72."В гости к белочке". ОРУ на гимнастических палках. Игровое упражнение для коррекции свода стопы "Собери шишки".

73."Звери готовятся к зиме". ОРУ на гимнастических палках. Игровое упражнение для коррекции свода стопы "Собери урожай".

74."Звери готовятся к зиме". ОРУ на гимнастических палках. Игровое упражнение для коррекции свода стопы "Собери урожай".

75."Игры на лесной полянке". ОРУ на гимнастических палках. Игровое упражнение для коррекции свода стопы "Снежки".

76."Игры на лесной полянке". ОРУ на гимнастических палках. Игровое упражнение для коррекции свода стопы "Снежки".

77. Повторение изученных игр и упражнений. Самомассаж.

78. Повторение изученных игр и упражнений. Самомассаж.

79."Котята". ОРУ на обручах. Игровое упражнение для коррекции свода стопы "Поймай мышку".

80."Котята". ОРУ на обручах. Игровое упражнение для коррекции свода стопы "Поймай мышку".

81."Мамины помощники".ОРУ на обручах. Игровое упражнение для коррекции свода стопы "Уборка".

82."Мамины помощники".ОРУ на обручах. Игровое упражнение для коррекции свода стопы "Уборка".

83."Веселые обезъянки" ОРУ на гимнастических палках. Игровое упражнение для коррекции свода стопы "Ловкие ножки".

84."Веселые обезъянки" ОРУ на гимнастических палках. Игровое упражнение для коррекции свода стопы "Ловкие ножки".

85."Цыплята". ОРУ на массажных ковриках. Игровое упражнение для коррекции свода стопы "Собери зернышки".

86."Цыплята". ОРУ на массажных ковриках. Игровое упражнение для коррекции свода стопы "Собери зернышки".

87."Веселе рыбки". ОРУ на обручах. Игровое упражнение для коррекции свода стопы "Поймай рыбку".

88."Веселе рыбки". ОРУ на обручах. Игровое упражнение для коррекции свода стопы "Поймай рыбку".

89."Птички". ОРУ на гимнастических палках. Игровое упражнение для коррекции свода стопы "Кошка и птички".

90."Птички". ОРУ на гимнастических палках. Игровое упражнение для коррекции свода стопы "Кошка и птички".

91."Бабочки". ОРУ на массажных ковриках. Игровое упражнение для коррекции свода стопы "Собери пыльцу".

92."Бабочки". ОРУ на массажных ковриках. Игровое упражнение для коррекции свода стопы "Собери пыльцу".

"Игры на полянке". ОРУ на массажных ковриках. Игровое упражнение для коррекции свода стопы "Займи местечко".

94."Игры на полянке". ОРУ на массажных ковриках. Игровое упражнение для коррекции свода стопы "Займи местечко".

95. Повторение изученных игр и упражнений. Самомассаж.

96. Итоговое занятие. Повторение изученных игр и упражнений. Самомассаж.

СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ ДЛЯ МЛАДШЕЙ ВОЗРАСТНОЙ ГРУППЫ

№ занятия Тема Содержание

1-2 "В гости к мышонку"

Познакомить с комплексом упражнений на массажных ковриках: ходьба на носках и пятках, ходьба на внешней стороне стопы, перекаты с пятки на носки, легкие прыжки. Упражнять в ходьбе и беге на носках и пятках. Познакомить с упражнением для коррекции свода стопы "Кошки-мышки"

Закреплять упражнения на массажных ковриках. Упражнять в хождении по ребристой доске. Упражнять в сведении и разведении пяток.

Закреплять упражнения на массажных ковриках. Упражнять в захватывании и удержании стопами ног мешочков с песком.

7-8 "В гости к белочке"

Познакомить с комплексом упражнений на гимнастических палках: перекаты с пятки на носок, хождение приставным шагом, прокатывание палки стопами ног взад-вперед. Упражнять в захватывании и удержании стопами шишек.

9-10 "Звери готовятся к зиме"

Закреплять упражнения на гимнастических палках. Упражнять в хождении по ребристой доске. Упражнять в захватывании и удержании стопами желудей.

11-12 "Игры на лесной полянке"

Закреплять упражнения на гимнастических палках. Упражнять в хождении на внешней стороне стопы. Упражнять в захватывании и удержании стопами малого мяча.

13-14 "Повторение изученных игр и упражнений. Самомассаж. "

Повторить игры для коррекции свода стопы по выбору детей. Познакомить детей с техникой самомассажа малым массажным мячом.

Познакомить с комплексом упражнений на обруче: перекаты с пятки на носок, приставной боковой шаг. Тренировать в захватывании и удержании небольших предметов пальцами стоп.

17-18 "Мамины помощники"

Закреплять комплекс упражнений с обручем. Учить захватывать и удерживать пальцами стоп платочка.

19-20 "Веселые обезъянки"

Закреплять комплекс упражнений с гимнастической палкой. Упражнять в хождении по канату приставным боковым шагом. Тренировать в захватывании и удержании стопами различных по величине предметов.

Закреплять комплекс упражнений на массажных ковриках. Закрепить навык ходьбы по ребристой доске. Закрепить навык захватывания мелких предметов пальцами стоп.

23-24 "Веселе рыбки"

Закреплять комплекс упражнений с обручем. Учить ходить по массажной дорожке, массажным следкам. Упражнять в захватывании мелких предметов пальцами стоп.

Закреплять комплекс упражнений с гимнастической палкой. Тренировать в ловкости, воспитывать чувство товарищества. Познакомит с игрой "Кошка и птички".

Закреплять комплекс упражнений на массажных ковриках. Закрепить навык ходьбы и бега на носках. Упражнять в захватывания мелких предметов пальцами стоп.

29-30 "Игры на полянке"

Закреплять комплекс упражнений на массажных ковриках. Упражнять в хождении на внешней стороне стопы. Упражнять в захватывании и удержании стопами малого мяча.

31-32 "Итоговое занятие"

Закрепить навыки самомассажа массажными мячиками. Повторить игры и упражнения для коррекции свода стопы.

Игры и упражнения по профилактике и коррекции плоскостопия Упражнения и игры для профилактики и коррекции плоскостопия В лесу В роще вырос можжевельник, Переступают с ноги на ногу И в тени.

Комплекс упражнений по профилактике плоскостопия Комплекс упражнений по профилактике плоскостопия. ЦЕЛЬ: 1. Воспитывать у детей желание заботиться о своём здоровье. 2. Укреплять здоровье.

Нестандартное оборудование в профилактике плоскостопия как одно из направлений в реализации здоровьесберегающих технологий Нестандартное оборудование в профилактике плоскостопия как одно из направлений в реализации здоровье сберегающих технологий в работе с детьми.

Проект оздоровительной работы с дошкольниками по профилактике нарушений осанки и коррекции плоскостопия Уважаемые коллеги. Для вашей оценки предлагаю разработку презентации по оздоровительной работе с детьми с 3-7 лет. Этот проект игровой,.

Оздоровительное занятие по профилактике нарушения осанки и плоскостопия для детей старшего дошкольного возраста Цель: создание условий для сохранения и укрепления физического и психического здоровья детей. Задачи: 1. Создание условий для формирования.

Нестандартное оборудование в профилактике плоскостопия Слайд 1 В настоящее время проблема профилактики и коррекция отклонений в состоянии здоровья детей дошкольного возраста приобрела особую.

Профилактика и коррекция плоскостопия у детей дошкольного возраста Знаете ли вы! Что распространение плоскостопия у детей ставит проблему профилактики и коррекции плоскостопия как одну из актуальных в.


Сегодня жизнь ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения и укрепления здоровья. В настоящее время общество стремится к тому, чтобы все дети, начиная с раннего возраста, росли здоровыми и гармонически развитыми. Вместе с тем результаты научных исследований свидетельствуют о том, что уже в дошкольном возрасте здоровых детей становится все меньше и меньше.

Скачать:

ВложениеРазмер
programma_zdorovyachok.docx 116.51 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

от 30.08.2018 г. № 1

Программа дополнительного образования по профилактике нарушений осанки и плоскостопия у детей

инструктор по ФИЗО

Программа рассчитана на детей 5-7 лет

Срок реализации программы 1 год

г. Когалым, 2018 г.

I Целевой раздел

Цель и задачи реализации программы…………………………………………..

Принципы и подходы к реализации программы………………………………..

Этапы реализации программы

Организационные и методические особенности программы………………….

Возрастные особенности детей………………………………………………….

II Содержательный раздел

Содержание образовательной деятельности……………………………………

Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации программы. Основные формы организации с детьми………………………….

Педагогические условия реализации программы………………………………

Педагогическая диагностика освоения программы…………………………….

Взаимодействие с семьями воспитанников……………………………………..

Способы и направления поддержки детской инициативы…………………….

III. Организационный раздел

Материально-техническое обеспечение программы………………………….

Методическое обеспечение программы……………………………………….

Организация развивающей предметно – пространственной среды………….

I ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа спроектирована с учётом ФГОС дошкольного образования, особенностей образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов родителей (законных представителей) воспитанников.

Программа определяет цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса на ступени дошкольного образования.

При разработке данной программы использовались следующие нормативно - правовые документы:

Программа разработана в силу особой актуальности проблемы укрепления и сохранения здоровья детей, направлена на профилактику и коррекцию функциональных отклонений со стороны опорно-двигательного аппарата у детей и является модифицированным вариантом, так как содержание обучения базируется на практических рекомендациях известных авторов.

Отличительные особенности программы.

- Комплексный подход, включающий различные компоненты, совокупность которых способствует укреплению и сохранению здоровья детей.

- Наличие физиологического обоснования программы с учетом возрастных особенностей детей.

- Данная программа может применяться в любом дошкольном учреждении благодаря простоте большинства рекомендуемых средств и методов, отсутствию необходимости в приобретении дорогостоящей аппаратуры.

- Знания, умения и навыки детей, полученные на занятиях, имеют практическую значимость. - Программа не дублирует ни один из предметов. Она закладывает основы укрепления здоровья и предусматривает активную практическую деятельность детей и воспитателя.

Актуальность программы состоит в том, сегодня жизнь ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения и укрепления здоровья. В настоящее время общество стремится к тому, чтобы все дети, начиная с раннего возраста, росли здоровыми и гармонически развитыми. Вместе с тем результаты научных исследований свидетельствуют о том, что уже в дошкольном возрасте здоровых детей становится все меньше и меньше. По данным опубликованным в Государственном докладе о состоянии здоровья населения РФ, 60% детей в возрасте от 3 до 7 лет имеют функциональные отклонения в состоянии здоровья и только 10% детей приходят в школу абсолютно здоровыми. Все чаще и чаще в детском саду стали встречаться дети с плоскостопием, а значит и с нарушением осанки, так как эти заболевания взаимосвязаны. Плоскостопие чаще всего встречается среди ослабленных детей с пониженным физическим развитием и слабым мышечно-связочным аппаратом. Нередко нагрузка при ходьбе, беге, прыжках для сводов стоп таких детей оказывается чрезмерной. Связки и мышцы стопы перенапрягаются, теряют пружинящие свойства. Своды стоп расплющиваются, опускаются, и возникает плоскостопие: про дольное, поперечное или продольно - поперечное. Наиболее часто встречающей патологией у детей дошкольного возраста является деформация свода стопы - ее уплощение. Речь идет о продольном плоскостопии, так как поперечное плоскостопие в детском возрасте встречается сравнительно редко. Плоскостопие - это не только косметический дефект. Оно часто сопровождается болями в стопах, голенях, повышенной утомляемостью при ходьбе, затруднениями при беге, прыжках, ухудшением координации движений, перегрузкой суставов нижних конечностей, более ранним появлением болевых синдромов остеохрондроза. Дошкольный возраст - это важный период, когда закладывается основы здоровья, развиваются двигательные навыки, закаливается организм, создается фундамент физического совершенствования человеческой личности. Профессор И.А. Аршанский, более тридцати лет назад дал формулу важнейшего закона развития: ведущей системой в организме ребенка является скелетно-мышечная, а все остальные развиваются в зависимости от нее. Нагружая скелетно-мышечную систему, мы не только делаем ребенка сильным и ловким, но тем самым развиваем и укрепляем его сердце, легкие, все внутренние органы. Включение в интенсивную работу скелетно-мышечной системы ведет к совершенствованию всех органов и систем - к созданию резервов мощности и прочности организма, которые, в свою очередь, и определяют меру крепости здоровья. В настоящее время идет постоянный поиск новых и совершенствование старых форм, средств методов оздоровления детей дошкольного возраста в условиях организованных детских коллективов.

Программа направлена на профилактику плоскостопия и нарушения осанки, укрепления здоровья детей, в целях укрепления опорно-двигательного аппарата детей дошкольного возраста; по форме организации программа является кружковой; по времени реализации - годичной.

Дошкольный возраст – период формирования осанки. В этом возрасте период формирования структуры костей еще не завершен. Скелет ребенка в большей степени состоит из хрящевой ткани, кости недостаточно крепкие, в них мало минеральных солей. Мышцы- разгибатели развиты недостаточно, поэтому осанка у детей этого возраста неустойчива, легко нарушается под влиянием неправильного положения тела.

Различают осанку правильную, сутулую, лордотическую, кифотическую, выпрямленную, а также ассиметричную.

Нарушения осанки возникают и прогрессируют чаще всего в связи со снижением двигательной активности в период интенсивного роста ребенка.

При всех формах нарушениях осанки затрудняется в той или иной степени работа сердца, легких, диафрагмы. Нагрузка на позвоночник распределяется неправильно, а в дальнейшем могут появиться боли. Раннее выявление нарушений осанки важно, чтобы своевременно начатое комплексное лечение могло дать положительные результаты.

Отчего может нарушиться осанка?

1) Мебель, не соответствующая возрасту, особенно когда ребенок долгое время проводит в этой позе. Поэтому либо нужно всегда помнить о соответствии стульев и столов как в группе, так и дома, либо не мешать ребенку больше времени проводить в свободной позе (лежа на ковре, например), как это принято во многих зарубежных дошкольных учреждениях и в школах.

2) Постоянное придерживание ребенка при ходьбе за одну и ту же руку.

3) Привычка ребенка стоять с опорой на одну ту же ногу. В норме правильная ходьба – это такая ходьба, когда масса тела равномерно распределяется на обе ноги (способ проверки: поставьте ребенка на разные напольные весы так, чтобы одна нога была на одних весах, другая на других).

Плоскостопие является нарушением опорно-двигательного аппарата. Стопа – опора нашего тела, и любой дефект развития может отражаться на осанке. В дошкольном возрасте стопа находится в стадии интенсивного роста, ее формирование не завершено, поэтому любые неблагоприятные внешние воздействия могут приводить к возникновению тех или иных функциональных отклонений. Недостаточное развитие мышц и связок стоп плохо сказывается на развитие многих движений, приводит к снижению двигательной активности и может стать серьезным препятствием к оздоровлению.

Отсюда возникает необходимость разработки комплексной программы оздоровления детей с учетом региональных климатогеографических особенностей.

1.2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Цель программы: Формирование ценностного отношения детей к здоровью и здоровому образу жизни, профилактика и коррекция заболеваний опорно-двигательного аппарата детей дошкольного возраста.

Основные задачи программы:

  • сохранять и укреплять здоровье детей;
  • содействовать правильному и своевременному формированию физиологических изгибов позвоночника и свода стопы;
  • оказывать общеукрепляющее воздействие на организм ребенка;
  • укреплять связочно-суставной аппарат, мышцы спины и брюшного пресса, как необходимое условие для профилактики плоскостопия и нарушения осанки;
  • обучать правильной постановке стоп при ходьбе;

  • развивать психофизические качества (быстроту, силу, гибкость, выносливость, ловкость);
  • двигательные способности детей (функции равновесия, координации движений);
  • дружеские взаимоотношения через игру и общение в повседневной жизни;

  • воспитывать и закреплять навык правильной осанки и стереотипа правильной походки;
  • корректировать проявление эмоциональных трудностей детей (тревожность, страхи, агрессивность, низкая самооценка);
  • воспитывать потребность в здоровом образе жизни;

1.3. ПРИНЦИПЫ И ПОДХОДЫ К РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Основные принципы программы:

  1. Принцип научности – подкрепление всех проводимых мероприятий, направленных на укрепление здоровья, научно обоснованными и практически апробированными методиками.
  2. Принцип активности и сознательности – участие всего коллектива педагогов и родителей в поиске новых, эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению детей.
  3. Принцип комплексности и интегративности - решение оздоровительных и профилактических задач в системе всего учебно-воспитательного процесса.
  4. Принцип природосообразности – определение форм и методов воспитания на основе целостного психолого-педагогического знания о ребенке его физиологических и психологических особенностей. Формирование у дошкольников стремления к здоровому образу жизни.
  5. Принцип взаимодействия детского сада и семьи, преемственности при переходе в школу направлен на создание условий для более успешной реализации способностей ребенка и обеспечения возможности сохранения здоровья при дальнейшем обучении в школе.
  6. Принцип систематичности и последовательности предполагает взаимосвязь умений и навыков.
  7. Принцип связи теории с практикой формирует у детей умение применять свои умения и навыки по сохранению и укреплению здоровья в повседневной жизни.
  8. Принцип повторений умений и навыков – один из самых важнейших, так как в результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы.

1.4. ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.

1 этап (Диагностический).

Цель: Раннее выявление детей с нарушением осанки и плоскостопия

- Первичная диагностика детей.

- Определение нарушения со стороны опорно-двигательного аппарата.

- Выявление нарушений осанки

2 этап (Практический)

Цель: Профилактика и коррекция детского плоскостопия и нарушения осанки

- Обучение и формирование правильной осанки.

- Обучение технике выполнения движений, совершенствование двигательных умений.

- Профилактика и коррекция нарушений осанки.

- Профилактика и коррекция плоскостопия.

3 этап (Контрольный)

Цель: Эффективность проводимой профилактической работы

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.