Профилактика плоскостопия в детском саду своими руками


Мастер - класс можно проводить с воспитателями и родителями, даны доступные упражнения для профилактике плоскостопия у детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
master_-_klass.doc 39 КБ

Предварительный просмотр:

Цель : продолжать работу по укреплению здоровья детей.

Задачи : показать на примере, какие физические упражнения можно проводить с детьми по предупреждению плоскостопия. Воспитывать любовь к здоровому образу жизни.

Предварительная работа : подбор физических упражнений, изготовление оборудования, подбор музыкального сопровождения.

Земля – наш общий дом!

Так будем мы, здоровы в нем!

Все мы живем на планете Земля. И всем известно, что состояние нашего окружающего мира напрямую зависит от нас самих. Поэ –

тому мы бережно должны относиться к нашему дому – планете Земля, заботиться о ней, оберегать ее. Но для того, чтобы было, кому оберегать ее, мы сами должны заботиться о своем здоровье,

причем начинать воспитывать любовь к здоровому образу жизни с

самого раннего детства. И одним из распространенных заболеваний нашего времени, о котором мы сегодня поговорим, является плоскостопие.

Плоскостопие – это деформация стопы, вызванная уменьшением высоты свода. ( Рис. 1) Стопа в дошкольном возрасте находится в стадии интенсивного развития, ее формирование еще не завершено, поэтому любые неблагоприятные внешние воздействия могут привести к возникновению функциональных нарушений. Для предупреждения такого заболевания, как плоскостопие, нужно использовать упражнения на укрепление мышц стопы и голени и формирование свода стопы. Их можно применять на занятиях по физической культуре, а также на утренней зарядке, гимнастике после дневного сна, в качестве домашних занятий и т.д. Дозировка упражнений должна зависеть от возраста и уровня подготовленности детей и может составлять от четырех – пяти раз на этапе разучивания упражнений, до десяти – двенадцати раз на этапе закрепления.

Вопрос участникам мастер – класса.

Казалось бы, какой пустяк – небольшая ложбинка на ступне. Но она выполняет очень важную роль: уменьшает нагрузку на кости и мышцы ног и всего позвоночника, когда мы бегаем, прыгаем, ходим.

- Отчего же стопа может стать плоской?

1. Неправильная обувь.

2. Не укреплены мышцы свода стопы. ( Ребенок не делает утреннюю зарядку)

3. Происходит большая нагрузка на мышцы стопы. ( Например, детям нельзя прыгать с большой высоты и др.)

Существует множество упражнений для того, чтобы не допустить развития плоскостопия. Сейчас я покажу некоторые из них. (Презентация)

И.п.: сидя на полу; ноги вытянуты вперед, руки свободно лежат на ногах, спина прямая.

Совершать движение стопами от себя – на себя. (5 – 6 раз)

Согнуть и разогнуть пальцы ног. (8 – 10 раз)

Развести носки ног в стороны, соединить вместе. (3 – 4 раза)

Развести пятки в стороны, свести вместе. (3 – 4 раза)

Стопы стоят на полу. Передвигать стопы вперед, поджимая пальцы. (2 – 3 раза)

Ноги вытянуты. Совершать круговые движения стопами внутрь, затем наружу. (5 – 6 раз)

И.п.: сидя на коврике, руки в упоре сзади.

Стопа опирается на мячик. Перекатывать мячик с пятки на носок и обратно, максимально нажимая на него. (8 – 10 раз каждой стопой)

Мячик лежит около ног справа. Захватить его стопами, поднять

Сделать то же упражнение в обратном направлении. (4 – 6 раз)

Мячик зажат между стопами. Не сгибая колени, поднять ноги, удерживать их в таком положении на счет 1 – 3, опустить. (8 – 10 раз)

Около пальцев ног лежит ленточка. Захватить ее концы пальцами, ноги поднять и развести в стороны. (3 – 4 раза)

Поставив правую стопу на ленточку, по сигналу взрослого пальцами ноги подбирать ленточку под стопу. Повторить другой ногой.

И.п.: сидя на стуле.

Пальцами ног, захватывая по одному карандашу, выкладывать

фигуры. (Квадрат, треугольник, стрелку, буквы)

И.п.: сидя на коврике.

опираются о пол), приговаривая:

Я султан, я султан,

Посмотри на мой кафтан.

  1. Ходьба на носках с разным положением рук (вверх, в стороны, на плечах).

  1. Ходьба на пятках, руки в замке на затылке.

Ходьба на внешней стороне стопы.

Пройти по ребристой доске босиком, руки в стороны.

В заключении хотелось бы дать советы по предупреждению плоскостопия.

Советы по предупреждению плоскостопия.

  1. Внимание стопам нужно уделять буквально с рождения. Тесные носки и ползунки недопустимы. Нежелательно детям до года надевать ботинки.
  2. Ребенок не должен ни в коем случае донашивать чужую обувь.
  3. У детской обуви должен быть жесткий задник, эластичная подошва, низкий устойчивый каблук.
  4. Ребенку необходимо как можно больше двигаться. Малоподвижный образ жизни приводит к общему ослаблению организма, недостаточному развитию кровеносной и дыхательной систем, нервному истощению, деформации скелета, плоскостопию.
  5. Необходимо формировать привычку ставить ноги при ходьбе правильно (стопы параллельно). Для тренировки предлагайте пройти ребенку по бревну, доске, веревке.
  6. Полезно ходить босиком по различным поверхностям.

Ульяна Чернова
Нестандартное оборудование в профилактике плоскостопия

В настоящее время проблема профилактики и коррекция отклонений в состоянии здоровья детей дошкольного возраста приобрела особую актуальность. Это обусловлено прежде всего увеличением численности детей, имеющих уплощенную стопу или плоскостопие.

“Стопа – это фундамент, на котором стоит здание – ваше тело” – утверждал Гиппократ.

К сожалению, у современных детей “с фундаментом” возникает всё больше проблем. По медицинской статистике уже к двум годам у 24% детей наблюдается эта проблема, к четырём- у 32%, к шести годам -у 40%, а к двадцати годам каждому второму подростку ставят диагноз плоскостопие.

Что же такое плоскостопие?

Это — довольно неприятный недуг, при котором происходит деформация стопы, с уплощением ее сводов. Формируясь в раннем детстве он способен негативно сказаться на всей последующей жизни ребенка. При плоскостопии нарушается опорная функция нижних конечностей, ухудшается их кровоснабжение, отчего появляются боли, а иногда и судороги в ногах. Уплощение стопы влияет на положение таза и позвоночника, что ведет к нарушению осанки, а это в свою очередь приводит к серьезным заболеваниям-сколиозу, артриту, остеохондрозу. Дети, страдающие плоскостопием, быстро устают, жалуются не только на боли в ногах и спине, но и на головные боли. У таких детей наблюдаются задержка развития двигательных умений и навыков, снижающих уровень физического развития и соматического здоровья ребенка.

Причинами развития плоскостопия обычно бывают: раннее вставание и ходьба, слабость мышц стоп, чрезмерное их утомление в связи с длительным пребыванием на ногах, избыточный вес, неудобная обувь, а также ряд заболеваний (перенесенный рахит, полиомиелит, особенности состояния здоровья (частые простуды, хронические болезни, травмы стопы и голеностопного сустава (вывихи, переломы, недостаточная двигательная активность и т. д.

Можно ли помочь малышу избежать этого недуга? Ответ прост…. да можно! Как известно легче предотвратить заболевание, чем его лечить.

В дошкольном периоде организм отличается большой пластичностью, поэтому Можно приостановить развитие плоскостопия или исправить его путем укрепления мышц и связок стопы.

Именно поэтому работа профилактической и коррекционной направленнности у детей дошкольного возраста так важна, особенно там, где практически ежедневно находится малыш,- в ДОУ, в котором имеется возможность обеспечить своевременность и регулярность таких воздействий.

Своеобразие системы здоровье сберегающих технологий в том,что расширяя предметно-развивающую среду, у детей формируется высокая двигательная активность, совершенствуются движения и физические качества, развивается интерес к процессу движений.

Работая инструктором по физической культуре для меня очень важно, чтобы дети были не только физически развитыми, но и здоровыми. Поэтому в практике своей работы я успешно использую различное нетрадиционное оборудование для профилактики плоскостопия,главной целью которого является развитие у детей устойчивой мотивации к сохранению и укреплению здоровья, формирования и укрепления свода стоп, массажа стоп, корректировки осанки.

Парадоксально, но факт - нехватка материальных средств на приобретение различного оборудования и игрового материала способствует развитию творчества.Я постаралась в своей работе по созданию среды придерживаться двух принципов: функциональности и красоты, как мне подсказывали мое чутье, опыт и знания.

Вход пошло все то,что зачастую выбрасывается:

Представляю вашему вниманию нестандартное оборудование, разработанное и применяемое мною в работе с детьми нашего детского сада.

2. изготовлены из линолеума и дерматина, на которых наклеены следы из самоклеющейся пленки, массажные губки, мягкие тряпочки, камушки из прочного стекла, кружочки от линолеума, поролоновые жгуты а также губки для мытья посуды.

Цель таких дорожек - формирование правильного свода стопы, активизация общего тонуса, систем организма ребенка, создание положительного эмоционального состояния. Дорожки целесообразно использовать в сочетании с мешочками, ребристой доской, гороховыми подушечками, что позволяет усилить здоровьесберегающий эффект.

Также были изготовлены коврики:-

А такие массажеры как :

Канат-из футляров от киндер-сюрпризов

способствуют улучшению кровообращения стоп; увеличивают подвижность суставов.

Мною была собрана картотека игр и упражнений по профилактике плоскостопия.

Все это нестандартное оборудование я использую: на физкультурных занятиях, занятиях в бассейне, в играх и игровых упражнениях,индивидуальной работе, самостоятельной двигательной деятельности.

Упражнения выполняются от простых к сложным. Дети занимаются босиком. Это оказывает не только оздоровительное, но и закаливающее воздействие. Все упражнения проводятся в игровой форме, по сюжету с музыкальным сопровождением.

Оборудование мобильно, соответствует требованиям техники безопасности, поддаётся санитарной обработке.

Хочется отметить положительный результат - это возросший интерес и активность детей, а следовательно более качественное выполнение упражнений

Я считаю, что такое направление в реализации здоровьесберегающих технологий, как использование нетрадиционного оборудования в профилактике плоскостопия способствует- общему укреплению организма, поддержанию психомоторного развития на возрастном уровне; исправлению имеющейся деформации стопы; укреплению мышц, формирующих свод стопы; формированию и закреплению навыка правильной ходьбы.

Все это лишь начало большой и серьезной работы по совершенствованию нестандартного оборудования, изобретению его новых видов.

prezentacija_49bdk.pptx | 10766,01 Кб

Консультация для родителей по профилактике плоскостопия Симптомы. На что следует обратить внимание, чтобы вовремя предотвратить сильную деформацию стоп? • Тревожным признаком является изношенность.


Нестандартное физкультурное оборудование. Важным направлением в формировании у детей основ здорового образа жизни является правильно организованная двигательная предметно-развивающая.


Нестандартное физкультурное оборудование Одной из основных задач формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста является создание благоприятных условий для укрепления.


Нестандартное физкультурное оборудование Здравствуйте уважаемые коллеги! Одним из приоритетных направлений в детском саду является приобщение детей к здоровому образу жизни. Во.


Нестандартное оборудование по ФИЗО кольцеброс гимнастическая лента и дождик для гимнастики ворота из коробок от сока погремушки из киндера с разной "начинкой" поймай.


Нестандартное спортивное оборудование Важным направлением в формировании у детей основ здорового образа жизни является правильно организованная предметно-пространственная среда,.


Нестандартное спортивное оборудование В начале года когда проводили мониторинг по физкультуре, то у многих детей не получалось прыгать в длину. Учебный процесс шел, но научить.

Министерство образования и науки Республики Татарстан

Отдел образования Исполнительного комитета Сармановского района Республики Татарстан

общеразвивающего вида Сармановского муниципального района РТ

Мастер класс на тему:

Инструктор по физической культуре:

Нуриахметова Айгуль Илфатовна.

Цель: показать на примере, какие физические упражнения можно проводить с детьми по предупреждению плоскостопия, как необходимо осуществлять профилактическую и коррекционную работу.

Плоскостопие – это одно из самых распространенных заболеваний опорно-двигательного аппарата у детей. Это деформация стопы с уплощением ее свода (у детей обычно деформируется продольный свод, из-за чего подошва становится плоской и всей своей поверхностью касается пола). Стопа в дошкольном возрасте находится в стадии интенсивного развития, ее формирование еще не завершено, поэтому любые неблагоприятные внешние воздействия могут привести к возникновению функциональных нарушений.

Казалось бы, какой пустяк – небольшая ложбинка на ступне. Но она выполняет очень важную роль: уменьшает нагрузку на кости и мышцы ног и всего позвоночника, когда мы бегаем, прыгаем, ходим. Отчего же стопа может стать плоской?

Основными причинами развития плоскостопия являются:

* Недоразвитие мышц стопы;

* Большие физические нагрузки;

* Так же излишний вес;

* Длительное пребывание в постели

(возможно в результате болезни);

* Так же ношение неправильно подобранной обуви;

* Х- образная форма ножек;

* Травмы стопы, голеностопного сустава, лодыжки;

*А так же может передаваться наследственно;

Признаки плоскостопия:

* Это быстрая утомляемость ног;

* К вечеру возможно появление отека степ, которого

* Так же ноющие боли в стоянии и ходьбе в голенях и стопах;

* Быстрое изнашивание внутренней стопы подошвы;

* Ребенок ходит с широко расставленными ногами,

слегка сгибая ноги в коленях, развернув стопы;

* Когда стопа имеет неправильную форму или становится шире;

* Врастание ногтей пальцев ног в кожу;

* Искривление пальцев ног;

Последствия плоскостопия состоят в:

* Некрасивой, раскачивающейся походки;

* В искривлении позвоночника;

* Частые головные боли;

* Развитие артроза (деформация коленей и голеней);

* Так же быстрая утомляемость;

* Раздражительность, нарушение работы нервной системы;

Для профилактики плоскостопия необходимо:

Носить рациональную обувь;

Ограничивать нагрузку на нижнею конечность;

Воспитывать правильность походки;

Делать массаж ;

Сегодня мы предлагаем вам отметить на практике упражнения для профилактики и коррекции плоскостопия. Для этого мне нужна ваша помощь, уважаемые коллеги.

Я попрошу Вас выйти сюда, построиться в одну шеренгу. Молодцы, спасибо.

Сегодня я предлагаю Вам отправиться вместе со мной в путешествие. Вы теперь не взрослые, а дети подготовительной группы.

Итак, дорогие ребята, сейчас мы вместе, отправимся в увлекательное путешествие в Страну Здоровья. В пути нам помогут волшебные дорожки и другие пособия, которые помогут нам быть крепкими, здоровыми, веселым, которые изготовили для нас наши педагоги и заботливые родители. Сейчас мы повернемся направо, друг за другом. Начнем с ходьбы. Итак, в путь! На месте шагом марш!

1.Ходьба друг за другом.

2.Ходьба по массажной дорожке со следочками.

3. Прыгаем по пуговицам.

4. А теперь прыгаем по большим камням.

7. Построение в круг.

Продолжаем наш путь дальше.

1.Бежим, как пугливые мышки, оглядываемся вокруг, нет ли кошки рядом. Присели, спрятались.

2.А теперь шагаем, как мишки с большой бочкой меда.

3. Идет лиса, заметает хвостиком следы.

4.По горам, по лесам идет огромный великан.

5.Бежит, бежит по тропинке маленький гномик.

Вы не устали? Тогда будем играть!

Для этого нам нужно разделиться на две команды. (разделились)

Хорошо, молодцы! Вы все разрумянились, повеселели.

Ребята, вы все такие разные: ваши волосы, глаза, одежда. Все это можно увидеть. Однако в каждом из нас есть то, что увидеть невозможно. Это ваш внутренний мир: ваши желания, настроения, любовь к кому-то и чему-то. Этот мир находится внутри вас, около вашего сердца. Если в этом мире живет радость, счастье, любовь - человек здоров и полон энергии. А если в этот мир закралась злость, обида, зависть - человек становится слабым и начинает болеть.

У каждого из вас в руках воздушный шарик. Он для того, чтобы выпустить из себя все свои обиды. Вспомните, пожалуйста, сейчас свои обиды, вспомните какую-то неприятность, которая с вами произошла. Затем надуйте шарик, представляя, что выдуваете в него все свои обиды, неприятности, и потихонечку выпустите воздух из шарика, Ваши обиды пропадут, когда шарик сдуется и выпустит воздух. Приготовились…..

А теперь, мы улыбнемся друг другу. Ведь у нас очень хорошее настроение! Хорошо в стране Здоровья, но нам пора возвращаться в детский сад. Ребята, вставайте в круг и друг за другом спокойно идите на свои места.

Уважаемые коллеги, большое всем спасибо!

И в заключении, я хочу отметить, что благодаря использованию нестандартного оборудования на занятиях, специальных упражнений, благодаря взаимодействию педагогов детского сада и родителей по оздоровлению детей, процент заболеваемости детей в нашем детском саду понижается.

Слюсарь Наталия Владимировна

Лукьянова Мария Сергеевна

ПРОЕКТ

Здоровье начинается со стопы.

Профилактика плоскостопия в детском саду.

Разработан:

воспитателем высшей категории

Слюсарь Наталией Владимировной,

инструктором по физкультуре

Лукьяновой Марией Сергеевной

г. Юхнов-1

2019 г.

  • Воспитатель Слюсарь Наталия Владимировна
  • Инструктор по физической культуре Лукьянова Мария Сергеевна

АКТУАЛЬНОСТЬ

Формирование здоровья детей, полноценное развитие их организма – одна из основных проблем в современном обществе. Медицинские работники, родители и педагоги повсеместно констатируют нарушения, отклонения и несоответствия нормам в развитии детей. Особенно тревожит ситуация по количеству детей с нарушением осанки и плоскостопием.

Плоскостопие — это деформация стопы, вызванная уменьшением высоты свода.

Стопа является опорой, фундаментом тела, и его нарушение обязательно отражается на формировании всего организма. Недостаточное развитие мышц и связок стоп неблагоприятно влияет на развитие многих движений, приводит к снижению двигательной активности вообще и может стать серьезным препятствием к занятиям спортом. Также плоскостопие является одним из факторов риска возникновения нарушений осанки у детей.

Своевременная профилактическая работа в этом направлении позволит избежать существующих проблем и скорректировать уже имеющиеся. Поэтому очень важным на сегодняшний день является формирование у родителей и детей знаний о значимости профилактических мероприятий по плоскостопию, убеждений в необходимости сохранения и укрепления своего здоровья.

Современные подходы к физическому воспитанию детей свидетельствуют о тенденции оздоровления педагогического процесса в детском саду.

Значимость применения данного проекта определяется решением задач оздоровления дошкольников, создания прочной основы для воспитания здорового ребёнка.

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА

  • Формирование у детей и их родителей практических навыков по профилактике плоскостопия.

ЗАДАЧИ ПРОЕКТА

1.Выявить механизмы и методы, с помощью которых можно организовать физическое воспитание так, чтобы оно обеспечивало гармоничное развитие детей, укрепление и улучшение их здоровья.

  1. Углубить знания родителей о профилактических мероприятиях по предупреждению плоскостопия;
  2. Обучить детей практическим навыкам сохранения здоровья стоп, укрепить мышцы стоп;
  3. Приобщить родителей к коррекционной работе в домашних условиях;
  4. Создать в группе условия для профилактики плоскостопия у детей;
  5. Воспитывать у детей желание быть здоровыми.

Продолжительность проекта: 12 месяцев.

ТЕХНОЛОГИЧНОСТЬ

  • Данный проект может быть использован в любом дошкольном учреждении или дошкольное учреждение может организовать дополнительную услугу для неорганизованных детей.
  • Направленность проекта: коррекционно-оздоровительная.
  • Вид: здоровьесберегающая педагогическая технология.

Образовательная область: “Физическое развитие”

Области интеграции: “Познавательное развитие”, “Социально-коммуникативное развитие”, “Речевое развитие”, “Художественно-эстетическое развитие”.

УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА

ФОРМЫ РАБОТЫ

НЕОБХОДИМЫЕ УСЛОВИЯ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

ЭТАПЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРОЕКТА

— Изучение специальной литературы. Подбор информации о причинах возникновения плоскостопия и их устранении.

— Вовлечение всех участников проекта в план совместной деятельности по оздоровлению детей.

— Подбор комплексов гимнастики для профилактики плоскостопия в разные режимные моменты.

— Изготовление нестандартного оборудования.

— Подбор рекомендаций для родителей.

— Создание картотеки упражнений по профилактики плоскостопия.

— Составление перспективного плана работы по профилактике плоскостопия.

— Школа для родителей “Помоги ребенку сам”.

— Разучивание с детьми пословиц и поговорок о здоровье.

“Здоровье всего дороже”,

“Охрана жизни и здоровья на прогулке”,

“Как следить за ногами”,

“Чтобы ножки не болели, чтобы ножки здоровели”

— Беседы — рассуждения с детьми:

“Что значит здоровые ноги”,

“Прогулка босиком. Полезно или вредно?”,

“Как заботиться о ногах”,

чтение энциклопедии “Азбука здоровья” раздел “Наши ноги”.

— Разучивание с детьми комплексов гимнастики по профилактики плоскостопия.

— Досуги и развлечения из цикла “Здоровые ножки”, “Тренируйтесь вместе с нами”, “Путешествие в страну гибкого носка”.

— Совместная деятельность с родителями по изготовлению нестандартного оборудования.

— Консультации, рекомендации, памятки, буклеты: “Подбираем правильную обувь своему ребёнку”, “Предупреждение плоскостопия. Вред от плоскостопия”,

“Массаж ног – эффективный вид закаливания”, “Пальчиковая гимнастика для ног”,

“Самомассаж и закаливание стоп у детей в домашних условиях. Игры, которые лечат. ”

— Выставка нестандартного оборудования для профилактики плоскостопия, изготовленного родителями.

— Презентация проекта для родителей и педагогов “Сохраним стопы здоровыми”.

— Спортивные развлечения совместно с родителями:“По тропе здоровья”,

“Постарайся угадать, чем листочек может стать”, “Веселые старты”.

— Презентация материалов проекта на педсовете.

— Обобщение опыта. Трансляция опыта среди педагогов.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.

  1. Повышение родительской компетентности по вопросам здоровьесбережения. Включение их в процесс повышения степени мотивации и заинтересованности детей в положительном результате.

2 .Повышение уровня физической подготовленности детей. Улучшение состояния здоровья детей посредством стимуляции биологически активных точек на стопе, укрепление свода стопы, повышение уровня общей работоспособности.

3.Формирование у детей стойкого и осознанного желания сохранять и приумножать свое здоровье, расширять кругозор. Выработка стойкой потребности в выполнении упражнений дома.

  1. Повышение степени двигательной активности, укрепление общего состояния организма детей путем создания в группе необходимых условий для профилактики плоскостопия.

  1. Галанов, А.С. Игры, которые лечат (для детей от 5 до 7 лет) [Текст] / А.С. Галанов. – М.: Педагогическое общество России, — 2005. – 96с.
  2. Голицына, Н.С. Нетрадиционные занятия физкультурой в дошкольном образовательном учреждении [Текст]: из опыта работы / Н.С.Голицына – М.: Издательство Скрипторий 2003, 2004. – 72с.
  3. Моргунова, О.Н. Профилактика плоскостопия и нарушений осанки в ДОУ [Текст]: Практическое пособие / О.Н.Моргунова. – Воронеж ТЦ “Учитель”, 2005. – 109с.
  4. Новикова, И.М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников [Текст] /И.М Новикова. – М.:Издательство Мозаика – Синтез 2010. – 96с.
  5. Трихункова, В.В. Познай себя // Ребенок в детском саду – 2005.-№2 – С.51-58
  6. Узорова, О. Физкультурные минутки. [Текст]: материал для проведения физкультурных пауз / О.Узорова, Е.Нефедова. — М.: ООО “Издательство Астрель” “Издательство АСТ”: ЗАО НПП “Ермак” — 2005. – 96с
  7. Федоров А., Шарманова С. “Профилактика и коррекция плоскостопия у детей” //Дошкольное воспитание. – 2003 №8 – С. 59-62

















В настоящее время проблема профилактики и коррекции отклонений в состоянии здоровья детей дошкольного возраста приобрела особую актуальность. Это обусловлено разнообразием детских заболеваний.

Одним из распространенных заболеваний нашего времени является плоскостопие.
Плоскостопие– это деформация стопы, вызванная уменьшением высоты свода.
В дошкольном возрасте стопа находится в стадии интенсивного развития, ее формирование еще не завершено, поэтому любые неблагоприятные внешние воздействия могут приводить к возникновению тех или иных функциональных отклонений.
Стопа является опорой и фундаментом тела. Нарушение этого фундамента обязательно отражается на формировании подрастающего организма. Изменение формы стопы не только вызывает снижение ее функциональных возможностей, но и что особенно важно изменяет положение таза, позвоночника – это отрицательно влияет на осанку и общее состояние ребенка. Недостаточное развитие мышц и связок стоп не благоприятно сказывается на развитии многих движений, у детей приводит к снижению двигательной активности и может стать серьезным препятствием в занятиях многими видами спорта. Таким образом, укрепление опорно — двигательного аппарата и в частности стопы имеет большое значение.

Профилактика плоскостопия на занятиях физкультурой в ДОО

Цель:
Способствовать формированию у детей привычки бережного отношения собственному здоровью
Задачи:
Закрепление опорно – двигательного аппарата специальными движениями.

Для профилактики детского плоскостопия в водной части занятия используется корректирующая ходьба на носках, пятках, наружных сторонах стоп, ходьба по массажным дорожкам. В основной части физкультурного занятия для повышения эффективности профилактики плоскостопия в комплексы общеразвивающих упражнений включаются специальные упражнения, сопровождающиеся небольшими стишками.

Игровые упражнения для профилактики плоскостопия у дошкольников

Оборудование: гимнастическая скамейка

На качелях, на качелях
Прямо в небо полетели
Вверх-вниз, вверх-вниз
Ты покрепче держись!

Оборудование: гимнастическая скамейка
(включается в комплекс общеразвивающих упражнений на скамейке)

Раньше хлопали ладошки
А теперь хлопают ножки

Оборудование: гимнастическая скамейка

Пляшут ножки как в балете
Это могут наши дети
Ножки выставлять
На пальчиках стоять

И.п. – сидя на скамейке спина прямая упор руками на скамейку с боков, прямые ноги вытянуты вперед. 1-2 – подтянуть к себе ноги, удерживать стопы в вертикальном положении опираясь на пальцы ног. 3-4 – вернуться в исходное положение, носки потянуть на себя.

Оборудование: обруч, гимнастическая палка, или шест.

Ползет паучок по дорожке,
Быстро переставляет ножки

переступать по обручу (гимнастической палке, канату) приставным шагом правым и левым боком, пятка ставится на пол, пальцы стоп обхватывают обруч (гимнастическую палку, шест).

Оборудование: малый мяч, шарик.

Ёжик бегал по дорожке
Мы массировали ножки
И.п. стоя, руки на поясе, прокатывать мяч стопой от носка к пятке сначала правой ногой, затем левой.

Оборудование: не требуется

Мы сегодня рисовать
Будем только ножками
Ножки станут выполнять
Замысел художника

Оборудование: не требуется

Как шла улитка по дорожке
Нам показать помогут ножки

И.п. – стоя, руки на поясе, вся ступня стоит на полу. Поднять пальцы ног над полом, затем подогнуть пальцы ног, упираясь ими в пол, и таким образом подтянуть ступню вперед. Продолжать движение вперед одновременно двумя ступнями.

Оборудование: не требуется

Как раки пятятся назад
Нам не трудно показать

И.п. – стоя, руки на поясе, вся ступня стоит на полу. Поднять пальцы ног над полом, затем подогнуть пальцы ног, упираясь ими в пол, отталкиваться подогнутыми пальцами ног и двигаться назад.

Оборудование: деревянные палочки (1 на двоих)

Мы стоим, не унываем
Друг-другу палочки катаем

И.п. – стоя, руки на поясе. Прокатывание палочки друг другу правой ногой. То же левой ногой.

Оборудование: гимнастическая палка

Вот какой у нас каток
Для строительства дорог
Чтоб разглаживать морщины
Лучше не найти машины

И.п. стоя, руки на поясе, одна нога стоит на гимнастической палке, палка по середине стопы: прокатывать палку вперед-назад, то же другой ногой

Оборудование: не требуется

Мы не нежимся в кроватке
Вместе разминаем пятки

И.п. стоя, руки на поясе, или держась за руки лицом друг к другу, встать на пятки, носки направить к себе, опуститься на всю стопу.

Оборудование: не требуется

Гусеница, гусеница
В шубке золотистой,
Отправляйся, гусеница,
Под листок тенистый.
В. Лунин

И.п. – стоя, руки на поясе, вся ступня стоит на полу. Поднять пальцы ног над полом, затем подогнуть пальцы ног, упираясь ими в пол, и таким образом подтянуть ступню вперед. Продолжать движение вперед одновременно двумя ступнями.

Оборудование: гимнастическая скамейка

У меня есть барабан,
Он гремит как ураган!
Но когда его дарили,
Бить потише попросили.
А зачем его иметь,
Если просят не шуметь?!
Н. Хилтон

И.п. сидя на гимнастической скамейке, ноги на полу, параллельно друг другу, пальцы поджаты, отбивать пальцами ног предложенный ритм одновременно двумя ногами или поочередно.

Оборудование: гимнастическая скамейка

Я в открытое окно
Посмотрю на улицу
Но закрою я окно
Если небо хмурится

Мелют зёрна жернова
Утром спозаранку
Будет пышный каравай,
Вкусные баранки.

Оборудование: не требуется

И.п. сидя, ноги вытянуты вперед, упор на пятки: 1-2 положить ступни на пол влево, 3-4 вернуться в и.п., положить ступни на пол вправо ( можно выполнять в разные стороны)

Красить комнату пора,
Пригласили маляра.
Но не с кистью и ведром
Наш маляр приходит в дом

Оборудование: не требуется

И.п. лежа на спине, проводить одной стопой по другой

Я кораблик смастерил,
По воде его пустил.
Ты плыви, кораблик мой,
А потом вернись домой!
Р. Бикметова

Оборудование: гимнастическая скамейка

И.п. сидя на гимнастической скамейке, соединить ступни, упор на носки

Использование нестандартного оборудования для профилактики плоскостопия

Оборудование для профилактики плоскостопия своими руками. Фото1



Оборудование для профилактики плоскостопия своими руками. Фото2



Оборудование для профилактики плоскостопия своими руками. Фото3



Картотека упражнений для профилактики плоскостопия у дошкольников

























Список используемой литературы:

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.