Профилактика плоскостопия у детей в стихах


Стихи повышают внимание и возбуждают интерес детей к выполнению коррекционных упражнений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Картотека упражнений со стихами для профилактики нарушения осанки и плоскостопия 265.55 КБ
Буклет - картотека упражнений со стихами для профилактики нарушения осанки и плоскостопия 86.65 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Картотека упражнений со стихами

для профилактики нарушения

осанки и плоскостопия

Савина Татьяна Алексеевна

Предварительный просмотр:

Руки вверх поочередно : ( Поднимать руки вверх поочередно.

Опускать через стороны вниз.)

Делать просто и удобно .

Раз, два, три, четыре – (Руки перед грудью, ноги слегка

расставлены. На счет 1-2 отведение

согнутых рук назад;

3-4 – отведение прямых рук назад)

Расправляем плечи шире.

Будем дружно приседать , (Приседания руки вперед.)

Чтоб ногам работу дать.

И направо и налево, ( Сидя, ноги скрещены, руки на поясе.

Поворот вправо, в и.п., поворот

Чтоб ничто не заболело.

Будем ноги поднимать (Лежа на спине, руки за голову.

Поднимать обе ноги одновременно)

Чтобы им работу дать

Прыгать будем мы сейчас (Прыжки на двух ногах на месте)

На обеих на ногах

Но сначала на одной

Хватит спинушку качать, Надо лечь и отдыхать. Я на коврике лежу, Прямо в потолок гляжу. Лежат ровно пяточки, Плечики, лопаточки. Спинка ровная прямая, А могла бы быть кривая.

Хватит спинушку качать,

Надо встать и отдыхать.

Я у стеночки стою,

Прямо пред собой гляжу.

Стоят ровно пяточки,

Спинка ровная прямая,

А могла бы быть кривая

Очень трудно так стоять , (Стоя на одной ноге)
Ножку на пол не спускать .
И не падать, не качаться, (Поменять ногу)
За соседа не держаться.

Хотите быть стройными и иметь красивую осанку? Тогда встаньте прямо и , заведя руки за спину, соедините ладони. Затем, вывернув сложенные руки пальцами вверх, расположите кисти так, чтобы мизинцы по всей длине касались позвоночника. Локти приподнять, спину выпрямить, плечи отвести назад. Удерживаем позу и повторяем:

« Ах, ладошки, вы ладошки! За спиною спрячем вас!

Медленно опускаем руки вниз, встряхиваем кистями рук и спокойно делаем вдох, затем выдох. Упражнение для осанки.

Что за странный колобок в окошке появился:

Постоял совсем чуток , взял и развалился!

Дети ложатся на спину, а затем садятся, обнимая ноги руками, и убирая голову в колени. Прижимают колени к плечам и смотрят на свои пятки.

Вот вы все и колобки!

Раз, два, три, четыре, пять – развалились вы опять .

Дети вытягивают ноги и ложатся на спину.

Буратино потянулся, Руки поднять через стороны вверх, потянуться, поднявшись на носочки )
Раз - нагнулся,
Два - нагнулся ,
(наклоны корпуса вперед)
Руки в сторону развел,
(руки развести в стороны)
Ключик, видно, не нашел.
(повороты вправо и влево)
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.
(руки на поясе, подняться на носочки)

Солнце льется на поляну , (руки тянем к солнышку вверх)

Солнце яркое печет . (руки в стороны, потянулись)

На поляне земляника (приседаем)

Краснощекая растет (ладошки к щечкам)

Позову свою подружку.

Наберем мы ягод кружку

Вышел мишка из берлоги,

Разминает мишка ноги.

На носочках он пошел

И на пяточках потом.

Как у вас делишки?

Вам привет от кошки!

(на слова прогибать и выгибать спину,

Вот помощники мои,
Их как хочешь поверни.
Хочешь эдак, хочешь так ─ Не обидятся никак.

(Руки вперёд, пальцы выпрямить и разжать. Ладони повернуть вниз.

Пальцы сжимать и разжимать в такт стихотворения).

Мы друзей хороших на луне нашли,
Пригласили в космос их и летим, летим.
Мы парим как ласточки в вышине,
Звездами любуемся в тишине.
Ветерок-проказник вскоре прилетел
Опустив на землю нас, нежно шелестел.

Сначала буду маленьким,
(присесть)
К коленочкам прижмусь.
( обнять колени руками)
Потом я вырасту большим,
( встать)
До неба дотянусь.
(поднять руки вверх, встать на носочки)

  • АПТЕКА (66)
  • Аптечные зарисовки (58)
  • Здоровьесберегающие технологии. (6)
  • Прививки (3)
  • Беременность (1)
  • ВОСПИТАТЕЛЯМ , УЧИТЕЛЯМ , РОДИТЕЛЯМ. (491)
  • Адаптация ребёнка к. (6)
  • Воспитателям. (157)
  • Грамоты,дипломы,портфолио (9)
  • Помощь психолога (136)
  • Советы родителям (255)
  • Сценарии к праздникам (27)
  • Учителям. (51)
  • Физминутки (3)
  • ДЕТСКОЕ ПИТАНИЕ (25)
  • Готовим деткам (14)
  • Диета для детей) (10)
  • Оформление блюд (1)
  • ДОШКОЛЬНИКИ (1124)
  • Артикуляционная гимнастика (16)
  • Время и часы. Календарь. (65)
  • Графические диктанты (14)
  • лево-право (3)
  • Математические раскраски (7)
  • Обучающие мультфильмы и видео. (26)
  • Окружающий мир (217)
  • подготовительная группа (2)
  • Подготовка к школе. (35)
  • Подготовка руки к письму. (97)
  • Развиваем внимание , память. (84)
  • Развиваем логику,мышление. (97)
  • Раскраски. Цвет. Учимся рисовать (277)
  • старшая группа (2)
  • Тесты. Готов ли ребёнок к школе? (35)
  • Учимся считать.Цифры и числа. (173)
  • Учимся читать.Алфавит. (142)
  • физическое развитие (2)
  • Форма , величина. (47)
  • Я воспитанный ребёнок. (24)
  • ЗНАМЕНИТЫЕ ЛЮДИ (59)
  • Актёры (14)
  • Женщины (5)
  • Изобретатели (4)
  • Мужчины (4)
  • Певцы (2)
  • Персонажи (7)
  • Поэты,писатели. (20)
  • Путешественники (1)
  • Художники (5)
  • ИГРЫ (289)
  • Детские игрушки (4)
  • Дидактические игры (28)
  • Игры - пазлы (17)
  • Игры на улице (5)
  • Игры с карандашом (2)
  • Игры с прищепками (5)
  • Игры- лото (59)
  • Куклы из бумаги (3)
  • Настольные игры (3)
  • Пальчиковые игры (27)
  • Развивающие игры (139)
  • Экологические игры (1)
  • ИДЕИ ДЛЯ ДЕТСКОЙ (5)
  • Декор детской (3)
  • Мебель (2)
  • ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ (10)
  • Английский (10)
  • ИНТЕРЕСНОСТИ (350)
  • Иллюстрации детские (90)
  • Интересные детские сайты (46)
  • Интересные дневники (7)
  • Историческое (12)
  • История одной песни (1)
  • Открытия (1)
  • Памятники. (6)
  • Старые советские мультфильмы (7)
  • Фото животные (17)
  • Это интересно (152)
  • Юмор (14)
  • ИСТОРИЧЕСКОЕ (6)
  • Легенды (6)
  • МАТЕМАТИКА.НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА. (82)
  • Математика 1 класс (32)
  • Математика 2 класс (24)
  • Математика 3 класс (8)
  • Математика 4 класс (5)
  • Развитие матем способностей. (36)
  • МЕТОДИКИ. (8)
  • Методика Монтессори (8)
  • ОБЖ и ПДД (27)
  • Обж (18)
  • Пдд (13)
  • ОБУЧЕНИЕ ЧТЕНИЮ (84)
  • Изучаем звуки ,буквы. (84)
  • ОПЫТЫ. (10)
  • Первоклашки (19)
  • ПОДЕЛКИНО (509)
  • Детские ладошки. (6)
  • Игрушки из бумаги (28)
  • Из ткани (6)
  • Книжки- самоделки (4)
  • Мастерилки для детей и с детьми. (130)
  • Мастерилки для папы))) (10)
  • Папье-маше (1)
  • Поделки из ненужных вещей (32)
  • Поделки из бумаги (265)
  • Поделки из крупы и макарон (5)
  • Поделки из пластилина (32)
  • Поделки из природного материала (19)
  • Поделки из солёного теста (5)
  • ПОМОЩЬ ЛОГОПЕДА (71)
  • Логопедическое лото (15)
  • Помощь логопеда (64)
  • ПОЧЕМУЧКА (1)
  • О животном мире (1)
  • ПРАЗДНИКИ (24)
  • 8 марта (1)
  • Вербное Воскресенье (1)
  • День Победы (5)
  • день рождения (1)
  • Масленица (2)
  • Пасха (10)
  • Троица (4)
  • РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА (599)
  • Развитие детей от 2 до 3 лет (118)
  • Развитие детей от 3 до 4 лет (225)
  • Развитие детей от 4 до 5 лет (260)
  • Развитие детей от 5 до 6 лет (320)
  • Развитие детей от 6 до 7 лет (209)
  • Развитие детей старше 7 лет (42)
  • РАЗВИТИЕ РЕЧИ (248)
  • Говорим правильно (12)
  • История выражений и слов. (7)
  • Откуда пошли слова? (8)
  • Правила в стихах (25)
  • Развитие речи (185)
  • Составляем рассказ (25)
  • Роспись (15)
  • РУССКИЙ ЯЗЫК. НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА (67)
  • Профилактика ошибок при письме. (18)
  • Русский язык 1 класс (27)
  • Русский язык 2 класс (9)
  • Русский язык 3 класс. (7)
  • Русский язык 4 класс (7)
  • Русский язык. Проверялочки. (9)
  • Чистописание (4)
  • СЕРИИ КНИГ (270)
  • Весна - дизайн (15)
  • Воробышек (26)
  • Здравствуй,школа! (12)
  • Земцова. Умные книжки 2 -3 (22)
  • Земцова. Умные книжки 3 - 4 (10)
  • Земцова. Умные книжки 4 - 5 (10)
  • Земцова. Умные книжки 5 - 6 (10)
  • Карапуз (44)
  • Классические прописи. (4)
  • Кораблик (31)
  • Начальная школа (4)
  • Программа "Детство" (1)
  • Смекалочка (12)
  • Солнечные ступеньки (12)
  • Стрекоза (3)
  • Узорова О.В., Нефедова Е.А. (15)
  • Умники и умницы.Хоодова. (1)
  • Умный малыш (5)
  • Учимся вместе (1)
  • Школа будущих первоклашек (3)
  • Школа семи гномов (11)
  • Это может ваш малыш (14)
  • Я дизайнер (4)
  • СКАЗКИ (8)
  • О звуках (8)
  • Скрапбукинг (6)
  • Технология. Нач. классы (35)
  • ФАКТЫ (2)
  • ХУД.ЛИТ-РА. (142)
  • Аудио- сказки (1)
  • Басни (1)
  • Загадки (24)
  • Иллюстрации к худ. лит-ре. (23)
  • Потешки (2)
  • Сказки (26)
  • Скороговорки и чистоговорки (6)
  • Стихи (66)
  • Энциклопедии (14)

Игры-упражнения для профилактики плоскостопия

Материал: скамейка или стул

Материал: канат, гимнастическая палка или обруч.

переступать по канату приставным шагом правым и левым боком, пятка ставится на пол, пальцы стоп обхватывают канат.

Массируем мы ножки,
Чтоб бегать по дорожке.

И.П. стоя, руки на поясе. Покатывать мяч стопой от носка к пятке сначала правой ногой, затем левой.

Материал: скамейка или стул

И.п. – сидя на скамейке или стуле, спина прямая упор руками на скамейку с боков, прямые ноги вытянуты вперед. 1-2 – подтянуть к себе ноги, удерживать стопы в вертикальном положении опираясь на пальцы ног. 3-4 – вернуться в исходное положение, носки потянуть на себя.

Материал: верёвочки, платочки

Пальчиками ножек собираем мы,
Червячков для ёжиков,
Шишечки для белочек-
Смелые ведь мы.

И.П. стоя перед обручем, руки на поясе. По сигналу воспитателя собирать как можно больше предметов из обруча, чередуя правую и левую ноги. Затем дети считают набранные предметы. Выигрывает тот, кто больше собрал.

Материал: фломастеры, бумага.

Мы умеем рисовать, ручками и ножками.
Ножки будут выполнять, замыслы художников.

И.П. стоя, руки на поясе, фломастер зажат пальцами одной ноги.. Под музыку дети рисуют фломастером на бумаге изображение какой-либо геометрической фигуры. То же другой ногой.

И.п. – тоже, вся ступня стоит на полу. Поднять пальцы ног над полом, затем подогнуть пальцы ног, упираясь ими в пол, и таким образом подтянуть в ступню вперед. Продолжать движение вперед одновременно двумя ступнями. Затем отталкиваться подогнутыми пальцами ног и двигаться назад.

Материал: деревянные палочки.

И.П. – стоя, руки на поясе. Прокатывание палочки друг другу одной ногой. То же другой ногой.

Мы платочки в ножки взяли,
И немного помахали.

И.П. стоя, руки на поясе, разложенный платочек на полу перед ногой. Под музыку захватить платочек одной ногой, помахать им, положить. То же другой ногой. Выигрывает тот, кто не уронит платочек ни разу.


Упражнения и игры для профилактики плоскостопия

дошкольников.

Активное формирование функции опор­но-двигательного аппарата ребенка проис­ходит до 6 лет. После этого плоскостопие вылечить намного сложнее. Именно по этой причине так важно проводить профи­лактику плоскостопия у дошкольников. С того момента когда ребенок начинает вставать на ножки, необходимо укреплять мышечно-связочный аппарат голени и сто­пы, воспитывать навык правильной ходь­бы (не разводя носков), следует познако­мить родителей и педагогов с методами профилактики плоскостопия, включить иг­ры и упражнения для профилактики плос­костопия в план оздоровительной работы детского сада, объяснять родителям (памятки в группах раннего возраста, консуль­тации и беседы, информация на стендах групп и сайте) и педагогам значение прове­дения работы по профилактике плоскосто­пия. Имейте в виду: все упражнения и игры проводятся без обуви.

Плоскостопие — заболевание, выражаю­щееся в деформации (расплющивании, опуска­нии) свода стопы. Возникает тогда, когда нагруз­ка на своды стопы оказывается чрезмерной. Связки и мышцы стопы перенапрягаются, растя­гиваются, теряют пружинящие свойства, своды стоп опускаются, расплющиваются — возникает плоскостопие.

Правила профилактики плоскостопия у ребенка

При обучении ходьбе использовать специальную обувь (высокая пятка, за­стежка на голеностопе, наличие супинато­ра, гибкая подошва).

Запрещать ходить без обуви по пло­ским поверхностям: ковер, пол, кафель и др.

Запрещать спрыгивать с высоты бо­лее 20 см.

Учить прыгать мягко на носках, рабо­тая стопой.

Планомерно укреплять мышечно-свя­зочный аппарат голени и стопы, используя специальные игры и игровые упражнения.

Задачи по профилактике плоскостопия.

Развивать мышечно-связочный ап­парат голени и стопы.

Формировать навык правильной ходьбы и осанки.

Познакомить родителей и педагогов с упражнениями, играми и правилами для профилактики плоскостопия.

Укреплять физическое и психическое здоровье детей.

Расширять совместный двигательный опыт педагогов, родителей и детей.

Виды деятельности, в которых проводится профилактика плоскостопия.

Утренняя гигиеническая гимнастика.

Совместная деятельность (педагог и дети, родители и дети).

Свободная двигательная деятель­ность.

Оборудование

Ребристые дорожки со следами (ши­рина 30 см, длина 180 см).

Балансировочные подушки-полусферы с массажными элементами (диаметр 20 см).

Массажные пазлы (30 х 20 см).

Простынки (40 х 20 см) и платочки (размер любого носового платка).

Набивные мячи (вес 500 г).

Массажные мячи (разных диамет­ров).

Мелкие предметы для сбора стопами (цветные пробки, желуди, мелкие детали конструктора).

Мячи надувные (диаметр 20 см).

Канаты и шнуры (ширина 1-3 см, раз­ной длины).

Коробки или емкости.

Обручи (диаметр 70-100 см).

Упражнения для профилактики плоскостопия

(стихи для упражнений и игр написаны С.В. Силантьевой)

И.п. — сед на ковре или стуле, под пра­вой стопой массажный мяч любого диамет­ра, спина прямая.

Этот мячик так хорош! (Катать стопой мяч вперед-назад.)

Он на ежика похож.

Буду ножки укреплять (катать мяч сто­пой по кругу) —

Мячик ножками катать. Выполнить то же другой ногой.

И.п. — сед на ковре, ноги согнуть, стопа упирается в стопу, руки на колени, спина прямая.

Жили-были лягушата (руками надавли­вать на колени и соединять колени вместе). Озорные, как ребята.

Они лапки разминали (упор руками сза­ди в пол; скользя внешней стороной стоп, разгибать и сгибать ноги). Силу лапок показали.

Могли комариков поймать (приподнять ноги, похлопать стопами):

Раз, два, три, четыре, пять!

И.п. — сидя на стуле или кровати, хват руками за край, спина прямая.

У нашей коровы ножки открыты.

Вместо сапог у коровы копыта. (По оче­реди ставить ноги вперед на пятки.) По лужам шагает смело всегда,

Ей не страшна дождевая вода. (Шагать носочками вперед-назад.)

И.п. — сед, ноги врозь, упор руками сза­ди, спина прямая.

Я платок возьму ногой (захватить пла­ток правой стопой),

Поднесу его к другой. (Медленно пере­нести его к левой ноге.) Я несу платок, не сплю. Коврик я не зацеплю. Выполнить то же другой ногой.

И.п. — сед, ноги скрестно, правая нога сверху, руки на коленях, спина прямая, гла­за закрыты.

Ноги скрестно мы сидели (надавливать на колени),

Но не пили и не ели. Спинки ровно мы держали (плечи назад, вытянуться вверх). И о чем-то все мечтали. Повторить упражнение, сменив ноги.

И.п. — сед на стуле или кровати, руки на поясе, спина прямая.

Эта ножка танцует. (Носочком правой ноги начертить кружок.)

Эта ножка рисует. (То же левой ногой.) Раз, два, три, четыре, пять! (Повторить правой и левой ногой.) Нарисуй кружок опять.

И.п. — сед на ковре, упор сзади, согнуть ноги, соединить стопы, спина прямая. Встретились два козленка, Два упрямых ребенка. (Приподнять но­ги, давить стопами друг в друга.) Бодались, бодались, Сражались, сражались. Потом они устали. Играть вместе стали. (Опустить ноги, вы­прямить, отдохнуть.)

И.п. — сед на стуле или кровати, упор ру­ками о сиденье, спина прямая. Нарисуем мы ногами , как художники, руками. (Рисовать то правым, то левым носочком небольшие картинки в воздухе.) Это высший класс! Получается у нас.

И.п. — то же, на полу перед ногами рас­стелена простынка.

Соберу простынку ножкой. Словно ребрышки гармошки. (Собрать правой стопой простынку.) Разглажу быстро стопой. И соберу другой ногой. (Разгладить про­стынку, удерживая край.)

Игры для профилактики плоскостопия

Дождь пошел, и надо нам разбегаться по домам!

Каждый игрок бежит к обручу и встает на его обод, передвигается по нему боком (правым и левым) приставными шагами.

«Подъемный кран

Дети садятся на ковер, упираются рука­ми сзади в пол, переносят набивной мяч весом 500 г, захватив его ногами, то впра­во, то влево и произносят: Я сейчас подъемный кран. Он на стройке великан. Груз тяжелый поднимает. Как построить домик — знает.

Сегменты дорожки раскладывают на полу в линию на расстоянии 30-50 см. Дети по очереди, шагая с сегмента на сегмент, переходят на другую сторону группы.

Дети ходят по ребристым дорожкам или между двумя шнурами, меняя виды ходьбы по тексту, и произносят:

Жарким днем лесной тропой (обычная ходьба)

Звери шли на водопой. За мамой-слонихой

Топал слоненок. (Ходьба широким шагом.) За мамой-лисицей

Крался лисенок. (Ходьба на носках.) За мамой ежихой

Катился ежонок. (Ходьба на пятках.) За мамой-медведицей

Шел медвежонок. (Ходьба на внешних сторонах стоп.)


Дети садятся на ковер, упираются руками сзади в пол, переносят набивной мяч весом 500 г, захватив его ногами, то вправо, то влево.



Полусферы раскладывают по всей площади группы на расстоянии 30-40 см одна от другой. Дети мягко шагают с кочки на кочку на носках в одном направлении друг за другом. На две последние строчки речитатива стоят на кочке на двух ногах. После небольшого отдыха передвигаются на другую сторону группы


Мы походим на носках,

А потом на пятках,

Мы идем, как ребятишки

И как косолапый мишка.

Для игры можно использовать дорожки.

Цапля на одной ноге, может час стоять в реке.

Дети идут в колонне по одному, чередуя обычную ходьбу и ходьбу на носках. Ча-ча-ча! (Обычная ходьба.) Печка очень горяча! (Ходьба на носках.) Чи-чи-чи! (И т.д.) Печет печка калачи! Чу-чу-чу!

Будет всем по калачу! Чо-чо-чо! Осторожно, горячо!

Для игры можно использовать дорожки.

Полусферы раскладывают по всей пло­щади группы на расстоянии 30-40 см одна от другой. Дети мягко шагают с кочки на кочку на носках в одном направлении друг за другом. На две последние строчки речи­татива стоят на кочке на двух ногах. После небольшого отдыха передвигаются на дру­гую сторону группы.

Раз — шажок, два — шажок. Раз — кружок, два — кружок. Шагают носочки. С кочки на кочку. Раз, два, три, четыре, пять — Будут ножки отдыхать.

Дети прыгают на носке одной ноги, на каждую строчку меняя ноги. Кузнечик прыг да скок

С травинки на цветок.

С цветка на землю вмиг.

И снова скок да прыг.

Посередине группы кладут канат. Детям предлагают представить себя канатоходца­ми в цирке. Они идут по канату, стараясь шагать точно по нему. По канату я иду. Ни за что не упаду!

Дети кружатся на носочках, стоя на сег­менте дорожки (вправо, влево) и стараясь удержаться на нем. Вот как кружится юла: Раз, два, три — и все дела.

Дети идут по дорожке, не разводя нос­ков (можно выложенной шнурами, по сле­дам).

Здесь глубокая трясина,

Вся вода покрыта тиной.

Есть лишь узкая дорожка.

Я шагаю понемножку.

И трясину перейду.

По углам группы (зала) кладут четыре обруча диаметром 70-100 см на расстоя­нии не менее 2 м от стены. Дети делятся на четыре подгруппы. Каждая встает на один из обручей (средней частью стопы), строясь, таким образом в круг. Все берутся за руки. По сигналу дети начинают двигаться по обручам в правую сторону приставны­ми шагами — карусели вращаются. На свисток все перебегают на противополож­ную сторону, занимая другие карусели. Ко­манда, первая, взявшаяся за руки и встав­шая на обруч, получает очко. Выигрывает команда, получившая больше очков.

По группе раскладывают мелкие пред­меты (части конструктора, пробки, желуди). Детям дают коробки. Они ходят по группе, захватывают стопами предметы и собира­ют их в коробки.

Захвачу предмет стопой

И возьму его с собой:

Я несу, за ним слежу,

И в коробку положу.

Детям предлагают отправиться в зоо­парк и изобразить, как ходят различные животные. Например: утки — ходьба на пятках, жираф — поднять руки вверх (шея жирафа) и идти, вытягиваясь вверх и т.д. Для игры можно использовать дорожки.

Посередине группы двумя шнурами обо­значают ров. Ширина его колеблется от 10 до 50 см. На одной стороне рва — дом коз­лят, на другой — полянка. Козлята идут на полянку, подходят ко рву.

Если хочешь быть здоров,

Прыгай с нами через ров!

Дети парами садятся друг напротив дру­га, ноги сомкнуты в коленях и прижаты к животу, упор руками сзади в пол. Каждой паре дают мяч диаметром 20 см. Они ловят мяч руками, а толкают друг другу двумя но­гами или одной (то правой, то левой).

Полученные результаты

Укрепление у детей мышечно-связочного аппарата голени и стопы.

Увеличение внимания родителей к профилактике плоскостопия как способа профилактики нарушений осанки и других заболеваний.

Включение игр и упражнений для про­филактики плоскостопия в план оздорови­тельной работы.

Понимание ответственности педаго­гов за проведение работы по профилакти­ке плоскостопия.

Лето – пора прогулок. Малыши очень любят двигаться, и это замечательно! Но не все движения полезны и безопасны для них. Вот малыш 2,5 лет забрался на крылечко подъезда и минут десять подряд с радостью и упоением повторяет одно и то же движение – забирается на крыльцо и спрыгивает с него на асфальт. А мама беззаботно в это время разговаривает с подружкой – малыш занят делом, двигается, всё вроде бы хорошо. Но это не так!

Почему маленькому ребенку нельзя спрыгивать с высоты на твердую поверхность?

Дело в том, в первые три с половиной года жизни ребенка его стопа еще не развита и находится в состоянии формирования. Поэтому детям до трех лет категорически нельзя разрешать прыгать с высоты (с крыльца, скамейки, бордюра) на асфальт или на дорожку в парке, покрытую каменными плитами. Ведь опорно —, связывающий аппарат стопы еще слаб в этом нежном возрасте. Тем более нельзя ребенку делать такие движения постоянно и длительное время!

Как только малыш начинает ходить, можно сделать плантограф своими руками и получать с его помощью достоверную информацию о том, как постепенно формируется его стопа. Изготовление плантографа я даю в этой статье по технологии врача – педиатра, кандидата медицинских наук Л.Г. Голубевой (Л.Г. Голубева. Гимнастика и массаж для самых маленьких. – М., 2012). Я очень советую всем родителям маленьких деток и тем, кто еще собирается стать мамами малышей приобрести эту книгу.

Как сделать плантограф своими руками?

Вы сделаете плантограф своими руками за 1 минуту! Возьмите большие пяльцы для вышивания и заправьте в них хлопчатобумажную ткань, а на нее заправьте – полиэтиленовую пленку. Вот и всё!

Теперь учимся пользоваться плантографом.

Такую процедуру можно делать раз в три месяца, отслеживая, как изменяется стопа ребенка и как развивается связочно – мышечный аппарат.

Более простой вариант – после ванной поставить малыша с мокрыми ножками на лист бумаги. Или смазать его ножки детским кремом и поставить на лист бумаги. Получится отпечаток стопы.

На отпечатке стопы ребенка нужно отследить две линии – нарисуйте их:

  1. Линия от середины пятки до точки А. Точка А находится во втором межпальцевом промежутке, т.е. между вторым и третьим пальчиком на стопе.
  2. Линия от середины пятки до основания большого пальца.

Если обе эти линии у Вас получились внутри контура стопы – то она плоская. Если вне линий отпечатка стопы – то стопа нормальная.

У большинства деток созревание стопы завершается в возрасте 3 лет – 3 лет 3 месяцев. Если же ребенку больше 3 лет, а стопа плоская, то это повод для беспокойства.

Еще один важный момент, на который нужно обратить внимание и при необходимости обратиться к врачу – это положение пятки. Его можно определить по обуви малыша: если ребенок стаптывает внутреннюю часть подошвы, то это вальгусное положение. Если малыш стаптывает наружную часть подошвы, то это варусное положение. При нормальной стопе ось голени и пятки совпадает. При продольном плоскостопии они образуют угол, открытый кнаружи (вальгусная стопа).

Очень важно видеть не состояние стопы на данный момент, а его изменение в динамике – улучшается ситуация или усугубляется. Например, плоско-вальгусные стопы – это естественный этап формирования стопы при переходе ребенка к прямохождению. И он проходит сам примерно к полутора годам. Ведь на ножки малыш встает в год, и ходьба сразу же дает на ноги нагрузку, которой раньше не было. Поэтому еще до начала ходьбы и во время обучения ходьбе нужно проводить с малышом упражнения в стоянии и ходьбе у опоры, чтобы мышцы и суставы укрепились.

Нужно помнить, что чем раньше выявлены признаки плоскостопия, чем меньше деформация, тем легче плоскостопие поддается коррекции. Сейчас существуют и специальные группы в детских садах для детей с плоскостопием и нарушением осанки, в которых вся помощь этим малышам оказывается бесплатно.

Профилактика плоскостопия у детей 1-2 лет.

Для развития стопы малыш не должен быть всё время в обуви. Ему нужно ходить и босиком по траве, по камешкам, по гальке, по песку, по массажному коврику. А еще замечательнее, если малыш сможет бегать по морскому песочку! Это закаляет и укрепляет стопу. Вспомните наших предков – малыши бегали в лаптях (а лапти дают эффект массажа стоп) или босиком по земле и не имели проблем с плоскостопием! Но постоянное хождение босиком также вредно, как и постоянное хождение в обуви!

Сейчас в продаже есть специальные валики для массажа стоп, детские массажные коврики. Очень полезно походить по коврику вместе с ребенком утром, покатать массажный валик. Лучший пример для ребенка – это взрослый! А лучшее время для таких занятий —, утро, когда мышцы еще не утомлены. Такая очень простая гимнастика улучшает кровообращение и тонус мышц.

Очень важно, чтобы у ребенка сразу же была правильная обувь. Даже когда он еще не ходит, а только начал стоять и делать первые шаги.

Требования к детской обуви для самых маленьких для профилактики плоскостопия:

Плотно фиксировать стопу и голеностопный сустав с помощью шнуровки или “липучек”, но ни в коем случае не сдавливать ножку и не быть слишком свободными.

• Иметь минимальное количество внутренних швов, чтобы малыш не натер кожу вокруг голеностопных суставов.

• В их изготовлении (включая стельки) должны использоваться натуральные материалы.

• Задник должен быть высоким, жестким, достигающим границы нижней или средней трети голени. Это необходимо для того, чтобы избежать бокового искривления в голеностопном суставе.

• Лучше, если поверхность ботиночек будет перфорированной, чтобы ноги могли “дышать”.

• Подошва должна быть устойчивой и нескользкой, с маленьким (1 —, 1,5 см) каблучком. Кроме того, она должна быть жесткой. Это препятствует переразгибанию в суставах стопы и перерастяжению связок. А для дома малышу вполне подойдут ботиночки на кожаной подошве.

• В обуви для детей до 2-х лет не должно быть супинатора, ведь функцию амортизатора выполняет та самая “жировая подушечка”, в противном случае он будет препятствовать нормальному формированию сводов стопы. Правда, все очень индивидуально .Возможно, некоторым малышам придется выбирать обувь без супинатора и в старшем возрасте. Этот вопрос лучше обсудить с врачом.

• При примерке надо учитывать, чтобы обувь была с запасом, не мешающим ребенку ходить —, около 1,5 см.

Видео. Профилактика плоскостопия для детей. Как выбрать обувь для ребенка 1-3 лет?

Гимнастика для профилактики плоскостопия:

  • Пройди по узкой дорожке (10-15 см) – положите полосу обоев, ограничьте дорожку двумя веревками или нарисуйте мелом. Малыш идет, не выходя за пределы дорожки.
  • Мишка. Ходьба на наружных краях стоп.
  • Ходьба и бег по песку, гальке, жестким камешкам, земле.
  • Собери в корзинку. Захват мелких предметов пальцами ног. Можно делать сидя и стоя. А летом можно делать на прогулке в лесу, захватывая веточки и шишки.
  • Положи в корзинку. Предложите малышу взять пальчиками платочек, карандаш и перенести в корзинку.
  • Большие и маленькие. Ребенок встает на носочки – он стал большим. А потом приседает на полную стопу – он становится маленьким.
  • Хождение по ребристой доске или по массажному коврику.

До новых встреч на «,Родной тропинке»,. Еще о развитии ребенка в дошкольном возрасте Вы можете почитать:

Гимнастика для малышей: игровой комплекс дыхательных упражнений.

Развитие мелкой моторики: мифы и правда о пальчиковых играх, как правильно проводить пальчиковую гимнастику и пальчиковые игры с дошкольниками, упражнения для развития мелкой моторики, массаж рук и пальчиков для самых маленьких.

Получите НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

“Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей”

Кликните на ссылку или на обложку курса ниже для бесплатной подписки

Автор курса – Валасина Ася, кандидат педагогических наук, автор сайта “Родная тропинка”

Присоединяйтесь к нашей

Копирование материалов без письменного согласования

с автором сайта и активной ссылки на сайт запрещено.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.