Профилактика плоскостопия у детей младшего дошкольного возраста


Плоскостопие — диагноз, который довольно часто можно услышать на приёме у детского терапевта. Статистика говорит, что среди малышей до 3 лет оно встречается в 25% случаев. С возрастом эти цифры только растут: 32% четырёхлетних и 40% шестилетних детей подвержены этому заболеванию, а к двенадцати годам в зону риска попадает ровно половина. Плоскостопие только на первый взгляд кажется безобидным недугом. Имея собственную неприятную и болезненную симптоматику, оно к тому же является благоприятным фоном для развития ряда болезней опорно-двигательного аппарата. Разбираемся, как диагностировать плоскостопие на ранней стадии и какие меры профилактики предпринять.

Причины возникновения и последствия

Плоскостопием называется значительная деформация стопы, связанная с проседанием её сводов. В результате ослабления и провисания мышц стопа оседает, а её поверхность практически во всех точках соприкасается с полом.

Нарушение равновесия и осанки, косолапость и деформация суставов – спутники этого заболевания. Они влекут вслед за собой ещё менее приятные последствия: так как стопа не выполняет возложенную на неё функцию амортизации, нагрузка переносится на голень, тазобедренные суставы и позвоночник. Отсюда в ещё совсем юном возрасте появляются такие грозные диагнозы, как артрит, артроз, сколиоз, остеопороз, варикозное расширение вен, хроническая головная боль.

Врождённым (наследственным) плоскостопием страдают только 3% детей, остальные формы приобретаются по ходу жизни.

Основными причинами развития этой патологии у детей считаются:

  • малоподвижный образ жизни, недостаточность физических нагрузок;
  • лишний вес, ожирение;
  • недостаток кальция и витамина Д;
  • неправильно подобранная обувь;
  • излишне долгое хождение в обуви: ребёнок должен больше времени проводить босиком;
  • перенесённые заболевания (рахит, полиомиелит, ДЦП) и травмы (переломы стопы, лодыжки).

Как и в каком возрасте определить проблему у ребёнка

Тревожиться стоит, если ребёнок жалуется на боли в ногах и спине, утомляемость при ходьбе, особенно это касается детей с избыточным весом. Обратите внимание на обувь: стоптанные башмаки сигнализируют, что ребёнок ходит с опорой на внутренний край стопы. При наличии подобных симптомов незамедлительно обращайтесь к ортопеду.

Попробуйте провести диагностику в домашних условиях: намажьте стопы ребёнка акварельными (пальчиковыми) красками или растительным маслом. Поставьте его на лист белой бумаги. Он должен сохранять такое положение в течение 30 секунд. Теперь исследуйте отпечаток.

На рисунке показано, как интерпретировать полученное изображение:


Определяем степень плоскостопия по отпечатку стопы

Имейте в виду, что плоскостопие бывает двух типов: продольное и поперечное. Иногда встречается комбинированная форма.


Степени и формы плоскостопия у взрослых и детей

Профилактика

Если вы не хотите столкнуться с проблемой плоскостопия у ребёнка, покупайте ему только качественную обувь, подходящую по размеру. Ботинки, которые малыш донашивает за кем-то, не лучший вариант, так как они уже деформированы под чужую ногу, что может оказать влияние на неокрепшие мышцы и суставы.

При диагностированном плоскостопии подбирается специальная ортопедическая обувь. В качестве профилактики же рекомендуется выбирать изделия из натуральных материалов (кожа, текстиль) с устойчивым задником; наличие небольшого каблучка и мягкого супинатора приветствуется.


Требования к ортопедической обуви при плоскостопии

Важно! Обувь без задника и на плоской подошве вредна для детей, предрасположенных к плоскостопию.

Комфорт стопе обеспечит специальная ортопедическая стелька, которая поможет мышцам правильно сформироваться. Встроенный в стельку супинатор приподнимает стопу в районе свода. Такая стелька применяется по назначению лечащего врача и вставляется в обувь любого типа. Продаётся в аптеках и специализированных магазинах.


Принцип работы ортопедической стельки прост: встроенный супинатор приподнимает стопу в районе свода

Эффективным средством профилактики плоскостопия считаются массажные процедуры. Однако для достижения эффекта сеансы должны быть продолжительными и регулярными. Лечебный массаж не ограничивается зоной стоп, он начинается с поясничного отдела, затем спускается к икроножной мышце, затем следуют ахилл, голень, верхняя часть стопы и подошва. В завершение повторно разминается икроножная мышца и поверхность подошвы.

Подошвенная часть растирается ребром ладони от пятки к пальцам. Затем разминаются межпальцевые промежутки. При фиксации ноги в районе щиколотки выполняются повороты стопы вправо и влево.

Полноценный, качественный массаж выполняется квалифицированным мастером. Сеансы рекомендуется проводить не реже 1 раза в 1,5 месяца в течение года.

В домашних условиях массажные процедуры выполняются при помощи специальных приспособлений: массажного коврика, шариков, валика.


Ортопедический коврик — помощник в борьбе с плоскостопием

Имеет на поверхности много выпуклостей разного размера и высоты. По такому коврику можно ходить или даже просто стоять на нём, эффект всё равно будет. Он улучшает кровообращение, дозирует нагрузку, предоставляет необходимый рельеф. Помните: много ходить босиком по плоской поверхности для детей с плоскостопием попросту вредно. Поэтому приучите ребёнка к систематическим занятиям на массажном коврике (ходьба, гимнастика, игры) не менее двух раз в день.

Более того, можно сделать подходящий для ребёнка коврик своими руками. Несколько несложных способов мы уже описывали в нашей статье.

Лечебная физкультура крайне важна в профилактике плоскостопия. Поэтому приучите ребёнка к ежедневным занятиям хотя бы 2 раза в день. Такую гимнастику можно делать в игровой форме и под музыку. Подберите несколько упражнений и чередуйте их, чтобы ребёнку не было скучно. Каждое делайте по несколько раз, доводя количество повторений до 15. Выполняются они босиком. Гимнастика направлена на укрепление связок и мышц ног. Суставы становятся крепкими, подвижными, свободными.


Упражнения при плоскостопии

  1. Попеременно ходите на носках и на пятках, а затем на внешней стороне стопы и на внутренней.
  2. Перекаты с носка на пятку. При этом положите под свод стопы шнур или палочку такого размера, чтоб ребёнку не было больно.
  3. Упражнение сидя на стуле. Потяните пальцы ног вверх. Сгибайте и разгибайте пальцы на ногах.
  4. Разбросайте мелкие игрушки по полу справа от ребёнка. Задача: захватить предметы пальцами ног и перебросить на левую сторону. Делается из положения сидя на полу с упором рук сзади.
  5. Положите под ноги ребёнку тонкое полотенце или салфетку. Пусть теперь попробует её смять стопой, сжимая пальцы.
  6. Положите под ноги трубочку (пустую бутылку). Пусть ребёнок перекатывает её взад-вперёд.

Для профилактики плоскостопия рекомендуют также:

  • ванночки для ног. Перед сном держите ножки в течение 5 минут в тёплой воде с солевым раствором или травяным (ромашковым, хвойным) настоем. Полезны контрастные обливания тёплой и прохладной водой с последующим растиранием полотенцем;
  • ходить босиком. Только следите, чтобы поверхность не была плоской и ровной. В летнее время полезно ходить по траве, морской гальке, песку;
  • лазать по канату и верёвочной лестнице;
  • отказаться от таких видов нагрузок, как футбол, балет, бег, где нагрузка на стопу чрезвычайно высока.

При обнаружении симптомов плоскостопия у ребёнка паниковать не следует, но и легкомысленно относиться к проблеме тоже нельзя. Чем взрослее человек, тем сложнее бороться с недугом и его последствиями. Мягкая стопа ребёнка охотно поддаётся щадящему воздействию массажа, гимнастики и специализированных средств. Профилактика плоскостопия поможет со временем навсегда забыть о проблеме.

Плоскостопие и его профилактика у детей дошкольного возраста

Плоскостопие и его профилактика у детей дошкольного возраста

Плоскостопие - это заболевание опорно-двигательного аппарата, которое проявляется в снижении сводов стопы. Истинное плоскостопие у детей младшего возраста встречается довольно редко, это чаще врождённая форма, при которой стопы имеют характерный вид- стопа-качалка или пресс-папье. Гораздо чаще ставится диагноз - плосковальгусная установка стоп , в этом случае основным диагностическим признаком является отклонение пятки кнаружи.

Стопа несёт большую нагрузку при стоянии, ходьбе, беге и прыжках, служит для опоры и амортизации толчков и ударов при ходьбе. Эти важные функции обеспечиваются специальным анатомическим строением : изменение формы стопы, характеризующееся опущением её продольного и поперечного сводов.

Виды плоскостопия .

Различают первоначальное, поперечное и продольное плоскостопие , возможно сочетание обеих форм.

Врожденное плоскостопие установить раньше 5—6-летнего возраста нелегко , так как у всех детей моложе этого возраста определяются все элементы плоской стопы . Однако приблизительно в 3 % всех случаев плоскостопия плоская стопа бывает врожденной.

Стопы ребёнка до трёх лет кажутся плоскими , потому что выемку свода заполняет мягкая жировая подушечка, которая маскирует правильную костную основу. Поставьте босого ребёнка на стол или на пол, и попробуйте вложить палец под его стопу с внутренней стороны, свободно входящий палец убедит вас в том, что костная конструкция отделена от твёрдой поверхности стола или пола слоем жира. Если, глядя на ребёнка сзади, вы заметили, что его пятки отклонены кнаружи от продольной оси голени, или ваш малыш снашивает свои первые ботиночки, заламывая задники и стирая внутреннюю часть подошвы, то это достаточно серьёзный повод для обращения к ортопеду. Ранняя диагностика, своевременно начатое лечение или профилактика предотвратит развитие плоскостопия и сделает ножки вашего ребёнка здоровыми и крепкими.

Излишний вес ребёнка ещё больше усугубляет ситуацию. Полные малоподвижные дети страдают плоскостопием особенно часто . К сожалению, многие родители относятся к плоскостопию не очень серьёзно и считают, что с ростом ребёнка стопы сами собой приобретут нормальное строение, однако, данное заболевание самым неблагоприятным образом сказывается на всей опорно-двигательной системе ребёнка. У большинства детей деформация стоп сопровождается нарушением осанки, так как нарушается нормальное положение таза и позвоночника. Кроме того, малыш, страдающий плоскостопием , не может овладеть правильными стереотипами ходьбы, бега, прыжков. Он не в состоянии много ходить, потому что болят деформированные стопы, быстро устают ноги, ребёнок вынужден ограничивать себя в движениях, не может полноценно участвовать в подвижных играх своих сверстников. Отсутствие рессорной функции уплощённой стопы приводит к постоянной микротравматизации позвоночника, спинного и головного мозга. Повышенная утомляемость, нарушения нервных процессов и даже головные боли могут иметь свою первопричину в плоских стопах .

Профилактика .

Плоскостопие у детей первых лет жизни чаще является следствием общей ослабленности организма. Самым эффективным средством профилактики является общее укрепление организма ребёнка, достаточная его двигательная активность. Мышцы ребёнка должны правильно развиваться : не стоит детям до года надевать жёсткую обувь.

Массаж и гимнастика в раннем возрасте , плавание значительно укрепляют и развивают все органы и системы, улучшают обмен веществ, способствуют повышению защитных сил организма ребёнка, такие дети реже болеют и хорошо подготовлены к предстоящим нагрузкам на стопы.

Деформация стоп - процесс прогрессирующий, поэтому, чем раньше начато лечение, тем лучшие результаты оно приносит. Лечение плоскостопия должно быть комплексным : массаж, лечебная гимнастика, физиотерапевтические процедуры, ортопедические стельки или ортопедическая обувь. Процесс исправления дефектов стоп должен быть непрерывным и достаточно длительным, включать в себя меры, укрепляющие весь организм ребёнка.

Комплекс массажных упражнений при плоскостопии .

Массаж при плоскостопии проводится на фоне общеукрепляющего лечения в соответствии с возрастом ребёнка . Особое внимание уделяется поясничной области (где берут начало нервы, управляющие мышцами ног, области ягодиц, ноги массируются по специальной методике.

1. Ребёнок лежит на животе, стопы свисают с края стола или под голеностопные суставы подложен небольшой валик.

2. Массаж спины- поглаживание по всей спине от поясницы вверх к шее вдоль позвоночника и по боковым поверхностям к подмышкам, растирание (кончиками пальцев, пиление тыльной поверхностью согнутых пальцев) по всей поверхности спины, разминание, снова поглаживание.

3. Пояснично-крестцовая область- поглаживание, энергичное растирание, поглаживание в направлении от позвоночника вниз и в стороны.

4. Ягодичная область- поглаживание в круговом или X-образном направлении, интенсивное растирание (тыльной поверхностью согнутых пальцев, разминание, тонизирующие ударные приёмы (поколачивание, похлопывание, рубление, снова поглаживание.

5. Задняя поверхность ноги- общее поглаживание, затем поглаживание бедра от подколенной ямки вверх и кнаружи, растирание, разминание, лёгкие ударные приёмы (похлопывание, рубление одним-двумя пальцами, поглаживание.

6. Массаж голени (задняя поверхность) более дифференцированный, так как состояние мышц при плосковальгусной установке стопы различно.

После общего поглаживания от пятки к подколенной ямке проводится избирательное воздействие на икроножную мышцу, по наружной её части (латеральной головке) выполняется лёгкое растирание подушечками пальцев, мягкое разминание, широко применяются расслабляющие приё мы : поглаживание, потряхивание, растяжение.

7. На внутренней части икроножной мышцы (медиальной головке) применяют тонизирующие приё мы : энергичное растирание тыльной поверхностью согнутых пальцев, интенсивное разминание, лёгкие ударные приёмы (поколачивание пальцами, рубление) .

8. При массаже стопы ей придают положение лёгкой супинации (поворота подошвой кнутри, подошву поглаживают и интенсивно растирают, внутренний край стопы поглаживают, растирают и разминают, используя щипцеобразный захват.

Массаж нормализует тонус мышц стопы и голени, укрепляет ослабленные мышцы и снимает напряжение, это очень важно для восстановления их согласованной работы.

Гимнастика при плоскостопии .

Гимнастика при плоскостопии у детей включает в себя регулярные прогулки по неровным поверхностям босиком. В летний период ребёнок, страдающий плоскостопием , может ежедневно ходить босиком по асфальту или траве. В зимний период рекомендуется использовать для коррекции плоскостопия специальные коврики с ворсистой поверхностью, по которым малыш также должен ходить босиком. На дачном участке или во дворе многоквартирного дома для ребёнка можно создать своеобразную песочницу, в которой будет присутствовать крупный песок и галька. Отличный эффект дают массажные упражнения при плоскостопии у детей в сочетании с тёплыми ванными. Ножки малыша необходимо опустить в ванночку с тёплой водой и галькой. Мелкие камешки постепенно скорректируют свод стопы, а тёплая вода расслабит связки и мышцы.

Упражнения при плоскостопии у детей

Ежедневно (по 3 раза в день) ребёнок, у которого развилось плоскостопие , должен выполнять следующие коррекционные упражнения (с повторениями 10-12 раз) :

• В положении сидя схватить мяч стопами, поднять вверх и удерживать ноги в таком положении на протяжении 2-3 минут;

• Сгибание каждой стопы в подошвенном и тыльном положении. Держать согнутыми стопы нужно не менее 4-6 секунд;

• Ребёнок должен схватить пальцами ног мелкий предмет (карандаш, ручку, маркер) и постараться поднять его вверх, не уронив при этом;

• Пальцы ножек и ручек малыш должен согнуть в кулак и разогнуть. Повторить упражнение несколько раз;

• Ходьба на пятках и носках;

• Подъём на пятки и носки;

• Импровизированная ходьба по гофрированному коврику;

• Ходьба по доске с ребристой поверхностью и гимнастической палке;

• Ребёнок должен стать на наружный край стопы и походить так несколько минут;

Основной гимнастикой при плоскостопии у детей является велоспорт , альпинизм, лазанье по канату и спортивным брусьям, плавание. Родители должны больше внимания уделять формированию правильной походки у маленького ребёнка. При ходьбе стопы должны располагаться параллельно друг другу. Ребёнок должен идти, опираясь на внешние края стопы.

Лечебная гимнастика при детском плоскостопии . Её особенности.

• Эффективно тренировать все мышцы стопы;

• Значительно улучшить кровообращение в ногах;

• Тренировать связки стопы;

• Устранить болевые ощущения и дискомфорт, нередко возникающие при развитии плоскостопия ;

• Активизировать выработку суставной жидкости.

Эффективную коррекцию стопы помогают осуществить профилактические упражнения при плоскостопии у детей . Врачи-ортопеды рекомендуют выполнять их в положении стоя. Так, если ребёнок сидит на стуле, ему можно предложить согнуть (разогнуть) пальчики на ножках, поднимать от пола пяточки и носочки поочерёдно, делать круговые движения стопами, сильно тянуть вперёд носочки, не отрывая от пола носки с силой разводить в стороны пятки.

В положении стоя ребёнок может выполнить такой комплекс упражнений :

• Постоять на внешних краях стоп несколько минут;

• Приседать, стараясь не отрывать пяток от пола;

• Выполнять ходьбу на носках, пятках, сводах стоп.

Упражнения с мячом при детском плоскостопии .

Гимнастика при плоскостопии у детей часто связана с использованием мяча, как основного элемента многих коррекционных упражнений. В положении сидя ребёнок может подтягивать ножками лежащий на полу мяч к себе или катать мячик различными способами (сидя – по кругу в разные стороны, складывать несколько разбросанных на полу мячиков в мешочек при помощи ног). При поддержке родителей малыш может стать на мяч и катать его по полу ногами. Отмечается хороший лечебный эффект при использовании игр для коррекции детского плоскостопия . В процессе игры ребёнок должен выполнять различные задания на сгибание пальцев ног и стопы, ходить на носках и внешних краях стопы.

Выполняя все вышеперечисленные рекомендации, вы сможете приостановить развитие плоскостопия у ребёнка .

Постановка детской цели

2-3 мин. Дети играют с воспитателем. Раздается стук. Заходит работник МБДОУ и передает воспитателю письмо.

В: Ой, ребята а посмотрите – нам пришло письмо. Хотите вы его причитать?

Дети выражают желание узнать содержание письма.

Воспитатель спрашивает у детей, хотят ли они помочь Пети. Дети выражают желание помочь Пети.

В. : А как мы поможем Пети?

Дети: пройдем по тропинке.

В. : Вы видите тропинку?

II. Исполнительский этап

Цель: развитие навыков зрительной памяти

Перед детьми кладутся 4 геометрические фигуры. Дается сигнал, чтобы они закрыли глаза, и в это время убирается одна геометрических фигур или меняются местами. Открыв глаза, дети должны угадать, какая геометрическая фигура спрятана.

В. : А что нам помогла хорошо справиться с этой игрой?

Воспитатель совместно с детьми делает вывод, что нам нужны глаза,чтобы видеть и находят одну часть пазла.

Дети встают полукругом, на столе стоит сказочный домик, воспитатель рассказывает, что в этом домике живут музыкальные инструменты. Если внимательно слушать, то можно узнать, кто в домике живёт. Дети внимательно слушают музыку, определяют на слух, какой инструмент звучит

В. : А что нам помогла хорошо справиться с этой игрой?

В. : А что нам помогла хорошо справиться с этой игрой?

Воспитатель совместно с детьми делает вывод, что нам нужны уши, чтобы слышать и узнавать знакомые звуки и находят вторую часть пазла.

Дети подходят к 3столу. Воспитатель организует эксперимент.

В: сможете ли вы по запаху определить, что находится в этих баночках. (Чеснок, апельсин, зубная паста земляничная)

В. : А что нам помогла хорошо справиться с этой заданием?

Воспитатель совместно с детьми делает вывод, что нам нужен нос,чтобы чувствовать запахи и находят третью часть пазла.

Дети подходят к 4 столу. Воспитатель организует игру.

В. : А что нам помогла хорошо справиться с этой заданием?

Воспитатель совместно с детьми делает вывод, что нам нужен рот,чтобы чувствовать вкус и говорить, и находят четвертую часть пазла.

III. Завершающий этап

Беседа по достижению цели

В. : Получилось ли у нас собрать пазл? Ответы детей.

В. : Откуда мы взяли части пазла? Ответы детей.

В. : Зачем мы собирали части пазла? Ответы детей.

В. : Получилось ли у нас собрать все части пазла? Ответы детей.

В. : Что вы узнали нового во время нашей прогулки по тропинке? Ответы детей.

В. : Было ли вам трудно? Ответы детей.

В. : Какие мы молодцы. Давайте соберем пазл в конверт и отправим Пете.

Дети собирают пазл в конверт.

: вместе с воспитателем, затем воспитатель наблюдает за игрой.

Конспект сюжетно ролевой игры в средней группе

Возрастная группа: средняя группа.

Тема: Сюжетно- ролевая игра магазин

Предварительная подготовка: наблюдения детей за работой в магазине при посещении его с родителями. Рассказ воспитателя о профессии продавца. Оборудование: игрушки, пакеты, кошельки, деньги, сумки, касса, муляжи продуктов, коробка.

Формирование социального опыта детей средствами игровой деятельности.

Воспитательные: Воспитывать у детей умение взаимодействовать и ладить в совместной игре, прививать чувство коллективизма.

Обучающие: Формировать умение изменять свое ролевое поведение в соответствии с разными ролями партнеров.

Развивающие: Продолжать развивать умение выполнять в игре несколько взаимосвязанных действий.

Структурные компоненты игры:

Игровые роли: продавец, покупатель, директор.

Игровые действия: Приготавливается все для игры в магазин. Распределяются роли (распределяет воспитатель). Выстраивается очередь покупателей перед прилавком магазина. Покупатель выбирает подарок на день рождения и советуется с продавцом. Покупатель расплачивается и уходит. Затем продавец обслуживает остальных покупателей. Воспитатель выступает в роли директора и пришел посмотреть, как работает продавец.

В этот момент заходит покупатель с претензиями, что ему не правильно сдали сдачу. Продавец дает сдачу покупателю. Извиняется.

Игра продолжается дальше.

Игровые правила: правила еще не вычленяются, но уже победить непосредственное желание.

Реальные и игровые отношения между играющими детьми: роли называются, разделяются функции. Выполнение роли сводятся к реализации действий связанных с этой ролью.

Педагогическое сопровождение игры: воспитатель осуществляет организацию и незаметно направляющее руководство.

Прогнозируемые результаты, развитие игры: развиваются умение выполнять в игре несколько взаимосвязанных действий. Выполняются ролевые действия.


Зарядка от плоскостопия для детей состоит из 10–20 простых упражнений в зависимости от возраста больного. Делать гимнастику можно под руководством специалистов в лечебном кабинете или в домашних условиях. Овладеть знаниями по терапии и профилактике плоскостопия может любой родитель, даже без медицинского образования. Достаточно распечатать картинки с описанием упражнений, запомнить последовательность действий либо посетить один–два урока ЛФК с тренером. Но перед этим обязательно прочитайте за пару минут нашу статью.

Из этой статьи вы узнаете

Немного о заболевании

Стопа формируется полностью к 16–18 годам. Правильная подошва имеет две выемки: продольную и поперечную, тогда человек при ходьбе может опираться на три точки стопы.


Если подошва плоская, то роль амортизатора играть не может, нагрузка будет распределяться между тазобедренным суставом, позвоночником. В этом и состоит основная опасность плоскостопия.

У человека с подобным дефектом неверно формируется осанка, искривляются кости, болят ноги при малейшей активности. В будущем нескорректированное плоскостопие провоцирует артрозы, артриты, межпозвоночные грыжи, на стопах образуются болезненные натоптыши. Поэтому так важно устранить ортопедический дефект до полного созревания организма. Восстановить природные функции стопы легко с помощью консервативных методов терапии — ЛФК и гимнастики.

Маленькие хитрости! Если ребенок после 7 лет категорически отказывается посещать массажиста, не соглашается заниматься ЛФК дома или в терапевтической группе, предложите капризуле смотреть фото ног с невылеченным плоскостопием, расскажите подробно, какие последствия его ждут.

Стресс зачастую является более эффективным воспитателем, чем обещания и уговоры.

Разминка


Зарядка от плоскостопия у детей обязательно начинается с разминочных упражнений. Это необходимо для разогрева организма, снятия тонуса с мышц, подготовки мускулатуры к полноценной работе. Разминка включает в себя стандартные задания: наклоны, взмахи руками и ногами, повороты головы, туловища и другие. Основным упражнением для разогрева является ходьба. Дети должны двигаться по кругу, выполняя следующие указания педагога или родителя:

  • На носочках — 1–2 минуты. Руки нужно держать на поясе, голову не опускать к груди.
  • На носочках по счету и поднимать высоко колени — 1–2 минуты. Ритм не делайте слишком быстрым: раз – пауза – два – пауза – три – пауза и так далее. Ускорить темп выполнения задания можно на последних 10–15 секундах.
  • Попеременно на носочках и пяточках — 2–3 минуты. Чередуйте положение ног через 8–15 шагов.
  • На внутренних частях стопы — 1 минута.
  • На внешней части стопы — 1–2 минуты.

На заметку! Упражнения при плоскостопии у детей нужно делать босиком. Это обязательное условие эффективности лечения. Если пол холодный, можно надеть тоненькие носки, но лучше обходиться без них и запланировать занятия в теплом помещении.

Упражнения для коррекции плоскостопия у детей различаются по сложности.

При выборе заданий ориентируйтесь на возраст, физическую подготовленность маленьких пациентов.

ЛФК для детей до года

В грудничковом возрасте диагноз плоскостопие поставить еще нельзя, поскольку все дети рождаются с ровными подошвами. Дефект будет явно заметен позже, в 5–7 лет. Комплекс упражнений для детей до года рекомендован всем малышам как профилактика плоскостопия, косолапости и подготовка к самостоятельной ходьбе.

Мамам грудничков рекомендуется ежедневно проводить с ножками любимого карапуза следующие манипуляции:

  • вращения стоп по кругу;
  • наклоны ступней в разные стороны;
  • потягивание носочка на себя и от себя;
  • соединение стоп между собой;
  • велосипед ножками;
  • легкий массаж подошв и пальчиков.


На заметку! Упражнения выполняйте в положении лежа, в те дни, когда грудничок здоров и расположен к зарядке. Нажимы, наклоны, повороты стоп делайте без усилий, для массажа пользуйтесь маслом.

Упражнения для дошкольников (с 5–7 лет)

Длительность зарядки без учета разминки — 15 минут. Каждое упражнение нужно повторять 7–10 раз. После разминки малыш садится на невысокий стульчик и выполняет следующие задания:

  1. Отрывает ноги от пола по очереди и сгибает стопу наверх, разгибает с максимальной амплитудой.
  2. Не меняя исходного положения, поворачивает стопу по часовой стрелке, потом обратно.
  3. Пишет стопами ровные и широкие круги.
  4. Катает мячик или палку по полу. Сначала каждой ногой, затем обеими.

Затем перемещается на коврик, ложится на спину:

    Приподнимает ноги, хлопает ступнями друг об друга.

Переворачивается на живот:

Заключительный этап — выполнений упражнений стоя:

  1. Поднимается на носочки, задерживается в таком положении на несколько секунд, опускается.
  2. Встает на пяточки, фиксирует позу на 1–2 секунды. Длительность задержки с такой опорой нужно увеличивать постепенно до 5 секунд.
  3. Ходит по кругу сначала на пятках, потом на носках.
  4. Полуприседает на пальцах не больше 10 раз.
  5. Ходит на внешней, затем внутренней части стопы.
  6. Собирает пальцами ног мелкие предметы (шарики, карандаши, мягкие игрушки) с пола.


На заметку! С детьми младшего дошкольного возраста лучше всего проводить занятия в игровой форме, в группе. Родители должны не только руководить процессом, но и стать активными участниками тренировки.

На этом видео вы можете посмотреть, как правильно делать эти упражнения:

Комплекс для занятий в группе (в ДОУ)

В детском саду ЛФК преследует цель предупреждения плоскостопия у детей. Набор заданий может быть следующим:

  1. Дети делают упражнения на индивидуальном массажном коврике:
  • Ходят на внешней, потом на внутренней части стопы.
  • Делают перекаты с пятки на носочки.
  • Прыгают на пяточках, на носочках.

    Есть мнение! Доктор Комаровский считает, что невылеченное плоскостопие у детей старше 14–16 лет — результат халатности родителей.

    При таком количестве методов терапии деформацию стопы однозначно можно исправить, занимаясь не больше 10–15 минут в день на протяжении 1–2 лет.

    Для детей школьного возраста (от 7 до 16 лет)


    Подросткам и младшим школьникам 7–10 лет включайте в гимнастику больше заданий с предметами: мячиками, палками, скалками. Лечебный комплекс варьируйте по сложности и продолжительности с учетом возраста, подготовленности ребенка, в качестве основы рекомендуем следующие задания:

    1. Захват мяча внутренней частью стоп. Когда ребенок поймал мячик, его нужно приподнять от пола и удержать на весу несколько секунд.
    2. Подросток сидит на стуле, под ногами коврик. Пальцами ног нужно сложить подстилку гармошкой, затем расправить ее ровно. Для усложнения задания используйте вместо толстого ковра салфетки, головные платки.
    3. Положите под подошвы палку. Ребенок катает ее назад-вперед, прижимает к полу. Так же можно использовать мячи.
    4. Школьник приседает с опорой на пальчики, руки вытянуты вперед. Когда упражнение освоено, можно просить перекатываться в положении сидя с пятки на носок.
    5. Подготовьте ровную доску, положите ее под наклоном на пол. Подростку нужно ходить по ней на носках.
    6. Затем предложите школьнику ходить по узкой опоре — палке, скамье.
    7. Для ЛФК полезно использовать жесткие маты — ребенок прыгает сначала на обеих ногах, потом на одной.
    8. Заключительное задание – лазанье по шведской стенке. Обязательно переносить вес тела на ступни.

    В качестве массажа ступней 2–3 раза в неделю используйте ходьбу по крупе (гречке, рису) или выстилайте для ребенка дорожку из фасоли.

    Школьник должен стоять на натуральной поверхности босыми ногами, переминаться подошвами на одном месте. Упражнение способствует улучшению кровотока в ножках.

    На заметку! Не забывайте корригировать набор упражнений по мере взросления пациента. Подростку после 12 лет можно заниматься ЛФК не 15, а 30 минут, и делать по 20 повторов каждого задания.

    Видео с гимнастикой для подростков:

    Физкультура для ног при продольном плоскостопии

    Продольное нарушение строения стопы чаще встречается у подростков с лишним весом. ЛФК обязательно сочетайте с плаванием, диетой, контролем режима дня. Ежедневно на протяжение 2–3 месяцев ребенок должен выполнять следующие тренировочные упражнения:

    1. Сидя на стуле, приподнимать ноги наверх и вращать попеременно стопами.
    2. Подниматься на пальчиках 20–30 раз.
    3. Ходить на носочках 1–2 минуты.
    4. Сжимать и разжимать пальцы ног с силой. Можно использовать удержание карандаша, ватных палочек.

    На заметку! Боль, судороги в ногах, ступнях во время выполнения комплекса упражнений ЛФК и после тренировки — сигнал к прекращению занятий. Возможно, комплекс заданий не подходит ребенку по насыщенности или сложности. За коррекцией физкультуры и консультацией обратитесь к ортопеду, физиотерапевту.

    Упражнения при вальгусном дефекте стопы


    Для устранения косолапости при вальгусном деформации стопы у малыша стандартным набором упражнений обойтись не получится. К зарядке при плоскостопии добавьте еще несколько заданий:

      Катание палки, мяча стопами в положении сидя.

    Ребенку нужно с силой нажимать на предмет.

  • Сжимание твердого предмета пальцами ног. Используйте карандаши, игольчатые мячи, камушки.
  • Захват пальцами ног мелких деталей с пола.
  • Подъем на пальчиках.
  • Используйте такую тренировку для расслабления мышц ног после тяжелого дня, большой нагрузки в школе или длительной ходьбы. Упражнения выполняйте в комплексе не более 2–4 минут, по 30 секунд – 1 минуте на каждое задание.


    Физкультура при поперечном плоскостопии

    Основная причина поперечного плоскостопия — недостаточная развитость связок подошвы. Задача специальной гимнастики при таком нарушении: растяжение мышц, сухожилий, снятие тонуса. Самым частым последствием поперечного плоскостопия являются натоптыши и искривленные пальцы, когда фаланги заходят друг за друга.

    Не допустить негативных последствий ортопедического дефекта и исправить легкую степень плоскостопия поперечного типа у ребенка помогают следующие упражнения:

    1. Ходьба на внутренней и внешней части стопы — 2–4 минуты.
    2. Походка балерины (на пальчиках, вытянутом по максимуму носке) — 1–2 минуты.
    3. Приседания на носках и возврат в исходное положение стоя — 10 повторов.
    4. Перекатывание предметов по полу с упором на пальцы и стопы — 3–4 минуты.
    5. Бег на месте.

    На заметку! Для профилактики и лечения поперечного и продольного плоскостопия эффективно использовать коврики с неровной поверхностью. Обязательно приобретите несколько штук домой или сделайте сами из подручных материалов.

    Противопоказания

    Отказаться от гимнастики придется совсем или на короткое время до стабилизации состояния здоровья в следующих ситуациях:

      Если у ребенка высокая температура, признаки гриппа, простудных заболеваний.

    На заметку! Активный образ жизни, занятия спортом положительно влияют на общее состояние здоровья, мускулатуру. Но к выбору секции при плоскостопии нужно подходить внимательно. В 90% случаев детям с продольным и поперечным дефектом подошвы запрещены танцы, большой теннис, фигурное катание, конькобежный спорт, любые виды спорта, связанные с поднятием тяжестей.

    Альтернативные методы лечения

    Лечебная физкультура при плоскостопии у детей — действенный метод терапии ортопедических дефектов, но зачастую школьники, да и взрослые тоже, ленятся приходить на занятия длительное время. Малышей родители могут, конечно, простимулировать обещаниями, подарками, сладкими сюрпризами после каждого урока, но все равно зарядка остается скучным и нудным повседневным процессом.

    Если справиться с ленью, упертостью ребенка не получается, воспользуйтесь альтернативными методами лечения:


    Метод рекомендуется детям от 5 до 7 лет. В процессе зарядки используются не только элементарные прыжки вверх, но перекаты, кувырки, преодоление препятствий и другие задания. Методика разработана сотрудниками института физической культуры Иркутска, внедряется в организацию коррекционно-оздоровительной работы с детьми 5–7 лет с 2013 года.

    Г. Трибургом для придания связкам и мышцам эластичности. Лечение плоскостопия не является основной целью данного комплекса упражнений, но с их помощью достигается неплохой терапевтический эффект у детей с подобными дефектами.


    Для лечения плоскостопия подойдут не обычные ортопедические сапоги или сандалии, а специально разработанная обувь. Это ботинки-тренажеры. При их использовании происходит тренировка мышц стопы, голени с помощью оригинальной формы обуви. Дети дошкольного возраста должны носить их не менее 5–6 часов в сутки, желаемый результат достигается через 10–14 месяцев в 60% случаев. Рекомендованный курс лечения тренировочной обувью — 2–4 года.


    Плавание, виды спорта, связанные с прыжками (баскетбол, волейбол) особенно полезны детям с косолапием. Бег, езда на велосипеде, катание на лыжах показаны всем школьникам с плоскостопием без исключения.

    На заметку! Значимость физиопроцедур, ЛФК при плоскостопии у детей некоторые специалисты ортопедии считают переоцененной. Но статистические данные говорят об обратном. Регулярные тренировки в полную силу являются результативными в 60–70% случаев. ЛФК в сочетании с правильной обувью, бассейном, диетой, здоровым образом жизни — в 70–90%. Отсутствие эффекта чаще объясняется срывами тренировок, нежеланием заниматься и достигать успеха.

    Полезные советы

    • Исправление ортопедического дефекта будет более результативным, если проводить лечение комплексно. Кроме зарядки используйте другие физиотерапевтические процедуры. Это массаж, плавание, расслабляющие ванны, тейпирование. Физиолечение согласовывайте с врачом.
    • Дети с плоскостопием второй и третьей степени чаще всего страдают лишним весом. Следите за питанием дошкольников, старайтесь снизить массу тела физическими нагрузками, строгим режимом дня. Во время интенсивного лечения плоскостопия рекомендуется наладить легкую фруктово-овощную диету, пить больше киселя, есть холодец, студень. Желеобразные блюда способствуют формированию хрящевой ткани.
    • Приучайте маленьких непосед ходить дома, на пляже, по дачному участку босиком. Чем выше рельефность поверхности, тем эффективнее будет результат.
    • Не покупайте ортопедическую обувь, особенно при сильной косолапости, наугад. Лучше заказать ботинки по индивидуальному слепку ножки. Для лечения первой и второй степени плоскостопия достаточно использовать ортопедические стельки, вставлять их в обычную пару туфель.
    • Не забывайте о профилактике плоскостопия у грудничков с 6 месяцев. Делайте массаж стоп, не используйте ходунки до 7–8 месяцев, лечите врожденную дисплазию тазобедренных суставов до полугодовалого возраста, обращайте внимание на осанку малыша, вовремя просите совета у ортопеда.
    • Внимательно подходите к выбору обуви при ортопедических дефектах и при их отсутствии. Здоровый ребенок должен носить туфли с небольшим каблуком и супинатором, упругой подошвой, из натуральных материалов, точно по размеру. Использования обуви на плоской подошве, мягкими задниками до 11–14 лет избегайте.
    • Обратите внимание на иппотерапию. Катание на лошадях тренирует спину, формирует осанку, закрепляет сухожилия и мышцы ног. Перед записью в секцию или на комплекс занятий обязательно посоветуйтесь с ортопедом — пациентам с ослабленным позвоночником в тяжелой степени нужны особые условия для подобного спорта.

    Плоскостопие — серьезный недуг, но весьма хорошо поддающийся коррекции, особенно в дошкольном возрасте. Вовремя обратите внимание на ортопедическую проблему, приложите максимум усилий к ее решению, и через пару лет ножка малыша будет выглядеть идеально.

    Если вам понравилась статья — поставьте лайк и оставьте свой комментарий ниже. Нам важно ваше мнение!

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.