Профилактика плоскостопия у детей конспекты

НОД по образовательной области "ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ"

Скачать:

ВложениеРазмер
zanyatie_zozh_profilaktika_ploskostopiya.doc 83 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ (НОД)

Подготовила и провела:

Миронычева Вера Валентиновна

Тема: Профилактика плоскостопия

  • Познакомить детей с заболеваемостью ног — плоскостопием.
  • Познакомить с понятием плантограмма.
  • Укреплять и формировать свод стопы у детей.
  • Обучать правильной постановке стоп при ходьбе.
  • Формировать ощущение удовольствия от выполняемых движений. Развивать основные функции стопы.
  • Повышение тонуса, увеличение подвижности в суставах стоп; улучшение кровообращения стоп; улучшение координации движений.

Оборудование: дорожка со следами, обручи по количеству детей, наклонная гимнастическая доска, скакалка, канат, фитбол, набивной мяч, платочки и пенки по количеству детей.

1) Построение, объяснение задач.

Получен от природы в дар,
Не мяч и не воздушный шар,
Не глобус это, не арбуз,
Здоровье, очень хрупкий груз.
Чтоб жизнь счастливую прожить,
Здоровье нужно сохранить

Дети: Нужно заниматься спортом, выполнять правила личной гигиены и т. д.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, для чего нужны нам ноги?

Дети: Чтобы ходить, бегать, прыгать и т.д.

Воспитатель: Правильно, а основой наших ног является стопа.

Стопа – фундамент, опора нашего тела, и любое нарушение развития может отражаться на осанке. А при деформации стопы – появляется плоскостопие, характеризующееся опущением её продольного и поперечного сводов. Нужна постоянная тренировка мышц и связок стопы. Без нагрузки мышцы слабеют и не

поддерживают стопу в приподнятом состоянии. В результате чего возникает плоскостопие.

Причины и факторы, влияющие на развитие плоскостопия:

Воспитатель: Нелегко придется нашим стопам. Давайте их подготовим к нашим испытаниям.

2) Самомассаж стоп

Ребята, снимают носки, сидя на полу пошлепывая по подошвам ног, приговаривают:

Куй, куй, ковалек,

Подкуй чеботок:
На маленькую ножку
Золотую подковку.
Подай молоток,
Подковать чеботок.

Затем выполняют упражнения на обручах.

3)Упражнения для укрепления мышц и связок стопы, при помощи гимнастического обруча.

  • ходьба по обручу;
  • перекаты стоп с носка, на пятку;
  • скольжение по обручу;
  • приседания, стоя на обруче;
  • прыжки через обруч;
  • дыхательная гимнастика с произношением звуков.

Воспитатель благодарит ребят за выполнение задания, предлагает убрать спортивный инвентарь и сделать отпечаток стопы.

Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам сделать отпечаток стопы – платографию.

Рисунки я покажу на родительском собрании, вашим родителям, где мы будем говорить о проблеме профилактики плоскостопия.

Воспитатель: Ребята, сравним ваши стопы с изображением на картине.

Дети продвигаются по отпечаткам стоп, попеременным шагом ставя стопу на правильный след, (неправильный след издает звуковой сигнал)

2)Круговая тренировка на тренажерах

1. быстрая ходьба на беговой дорожке 2. наездник

3. подъем и спуск на степ - платформе

4. жим ног на мини-блоке

5. прыжки на батуте

8. прыжки через скакалку

9. ходьба по гимнастическому канату

10.прыжки на мяче-попрыгунчике

11. катание набивного мяча вдоль свода стопы

Воспитатель: Наши ноги славно потрудились. А сейчас я предлагаю проверить насколько они стали сильнее и ловчее?!

Воспитатель благодарит ребят, предлагает убрать инвентарь и приступить к играм.

Воспитатель напоминает ребятам правила игр и эстафет :

Сидя на стульях босиком, передать друг другу пальцами ног платочек, руки на поясе (руками не помогать).

Воспитатель благодарит ребят за честную игру и предлагает лечь на индивидуальные коврики-пенки.

Дети ложатся на пенки, устраиваются поудобнее. Руки вытянуты вдоль туловища, расслаблены. Ноги прямые, не скрещенные. Играет тихая спокойная музыка.

Воспитатель: Представьте себе, что вы лежите на полянке, ласково греет солнышко. На пальцы ног залез муравей. С силой натянуть носки на себя, ноги напряжены, прямые. Прислушаемся, на каком пальце сидит муравей (задержка дыхания). Сбросим муравья с ног (на выдохе). Носки идут вниз – в стороны, расслабить ноги: ноги отдыхают (повторить 2-3 раза)

3)Подведение итога занятия

В неформальной обстановке воспитатель и ребята подводят итог занятия (НОД) пьют фиточай.

  • Ребята, как вы думаете, можете вы сами сформировать правильную стопу или, наоборот, деформировать её?
  • Почему появляется плоскостопие?
  • Что нужно делать, чтобы стопа была хорошей?

Воспитатель обращается к гостям и коллегам:

Мы продемонстрировали вам несколько видов упражнений для ног с детьми. Существует еще множество различных интересных упражнений и игр, но я думаю, что слишком много информации это тоже плохо, поэтому о других упражнениях и играх вы сможете узнать из памятки о профилактике плоскостопия предложенных вашему вниманию. Спасибо за внимание и участие в нашем мероприятии.

Подготовил воспитатель Чернодуб О.С.

Здравствуйте, уважаемые родители. Сегодня хотелось бы рассказать вам, что такое плоскостопие, причины возникновения плоскостопия, и что нужно делать если у вашего ребёнка обнаружили плоскостопие . Мы же со своей стороны проводим ежедневные мероприятия, позволяющие предотвратить плоскостопие у детей.

Стопа является фундаментом здоровья, поскольку выполняет чрезвычайно важные функции, благодаря которым осуществляется всё многообразие движений в процессе жизнедеятельности. Нарушение строения и функций стопы приводит к развитию различных заболеваний.

Чаще всего страдает рессорная функция, что способствует формированию плоскостопия . У детей дошкольного возраста оно встречается довольно часто.

Таким образом, стопа благодаря уникальному строению и важным функциям, оказывает влияние на весь организм. Поэтому особое внимание необходимо уделять профилактике деформаций стопы, начиная уже с раннего возраста.

- Какие же факторы влияют на развитие свода стопы?

Внутренние, определяемые физиологическими закономерностями роста и развития детского организма (сила мышц и эластичность связок, минеральная плотность костной ткани и др., перенесённые заболевания (рахит, физическим развитием (избыток массы тела) и состоянием здоровья (частые простуды, хронические болезни) и внешние (нерациональная обувь, недостаточная двигательная активность, длительные статистические нагрузки в положении сидя, исключающие локальные физические нагрузки стопы).

- Какой должна быть обувь дошкольника?

Обувь должна соответствовать форме, размеру стопы и иметь в носочной части припуск 5-7 мм, учитывающий увеличение длины стопы за счёт её естественного прироста и во время ходьбы под влиянием нагрузок. Если в обуви нет припуска, то при удлинении пальцы принимают согнутое положение, что может привести к их деформации. Недопустима зауженность в носочной части, поскольку это приводит к деформации большого пальца, его отклонению наружу. Чрезмерно свободная обувь также оказывает отрицательное влияние – могут появиться потёртости, мозоли.

Подошва должна быть гибкой. Недостаточная гибкость ограничивает движение в суставах, предъявляет повышенные требования к мышцам голени и стопы, способствуя более быстрому их утомлению и ослаблению. При этом нарушается походка, что оказывает негативное влияние на осанку и позвоночник ребёнка. Чтобы проверить гибкость подошвы, следует, удерживая пяточную часть обуви, поднять носочную. Гибкость считается достаточной, если угол составляет 25 градусов. Подошва не должна быть высокой, поскольку в процессе ходьбы в такой обуви нарушаются сцепление пальцев с опорной поверхностью и толчковая функция стопы. Это приводит к дополнительной нагрузке на мышцы стопы, их ослаблению и более быстрому утомлению.

В профилактике деформации стопы особое значение имеет наличие фиксированного задника, которая позволяет прочно удерживать пяточную кость и предотвращает её отклонение наружу.

Три основные причины возникновения плоскостопия:

Вторая причина – плоскостопие развивается у тех , кто не делает утром зарядку, не укрепляет мышцы свода стопы с помощью специальных упражнений.

Наконец, третья причина . Не всякую нагрузку могут выдержать мышцы, поддерживающую стопу. Например, детям нельзя прыгать с большой высоты.

Мы на занятиях физкультуры знакомим детей со многими упражнениями для того, чтобы не допустить развития плоскостопия . И сегодня мне хочется показать вам несколько простых упражнений, котрые вы сможете выполнить дома со своими детьми.

И так уважаемые родители, снимайте обувь….. В обход по залу шагом марш.

Комплекс упражнений.

Шагаем на носочках, на пяточках, по массажным коврикам :

- По шаршевой по дорожке

Проходили наши ножки!

- Мы волшебные детали собираем, посмотри! А потом модель построим. Начинаем раз, два, три!

Родители сидят на скамейках. Перед ними лежат кирпичики лего. Необходимо собрать пальцами ног кубики.

- Рисовать все любят люди.

И мы художниками будем.

Ногой ты карандаш возьми

И твори, твори, твори.

Перед родителями на полу лежат листы бумаги, рядом фламастеры.

- Ножки прыгать научите, через дом перенесите.

Дружно кубики берём и по кругу их несём.

Кубик, захватив стопами, другу справа отдаём.

Ходьба по дорожкам здоровья.

Небольшой комплекс после дневного сна. ( с шишками)

Сегодня мы с вами узнали, что такое плоскостопие и причины возникновения плоскостопия. Я думаю, сегодняшняя беседа принесла вам много полезного и вы будете применять ее на практике вместе со своими детьми. Как сказал один известный педиатр:

Ну а я хотела бы добавить к этому, что здоровый ребенок-это счастливые мама и папа! Берегите свое здоровье и здоровье ваших детей!

Воспитатель раздает родителям в подарок рисунки детей, сделанных на занятиях.)

Кинзебулатова Гузель,

Шаукатовна Акинина Маргарита Юрьевна,

воспитатели МАДОУ ЦРР - дс № 167 города Тюмени

Актуальность:

Профилактика детского плоскостопия у дошкольников всегда приводит к положительным результатам в дальнейшем. Планирование работы по профилактике плоскостопия – важная задача любого воспитателя. Важно, чтобы профилактическая гимнастика от плоскостопия проводилась в игровой форме, нельзя заставлять детей делать комплекс упражнений насильно, а лучше всего делать его вместе с ними. Для того чтобы занятия были интересны для детей, можно использовать персонажей из сказок. Для создания положительного эмоционального фона упражнения выполняются под музыку.

Кроме того применяются наглядные пособия (картинки, рисунки, а также загадки, песни, стихи, соответствующие сюжету комплекса). Это способствует повышению интереса и активности детей и, следовательно, более качественному выполнению упражнений

Значение игры для развития ребенка трудно переоценить. Доказано, что именно в процессе игровой деятельности ребенок познает окружающий мир, учится общаться.

Также при создании конспекта этой игры учитывалась недостаточность представлений у детей о деятельности врачей разных специальностей. Вышеизложенные факторы привели к созданию образа доктора-ортопеда, пришедшего в гости к детям, с говорящей фамилией Пяткин.

Цель:

  • Формирование у детей практических навыков по профилактике плоскостопия.

Задачи:

1.Провести комплекс упражнений по профилактике плоскостопия в игровой форме.

3.Углублять знания детей о труде врача.

4.Формировать умение детей делиться на подгруппы в соответствии с сюжетом и по окончании заданного игрового действия снова объединяться в единый коллектив.

5.Продолжать развивать активное речевое общение детей в процессе игровой деятельности, расширять и обогащать словарный запас.

Форма проведения: игра.

Участники:

  • воспитатели;
  • дети средней группы детского сада.

Место проведения: на улице.

Предварительная работа:

Материал:

-оформление группы: развешенные рентгены ножек (по возможности используем настоящие или изготавливаем сами), плакат на стене «В гостях у доктора Пяткина;

-картинкис изображениями врачей– 6 штук;

-листы плотной белой бумаги (формат А4), по количеству детей;

-инвентарь для проведения гимнастики.

План проведения:

2.На приеме у доктора Пяткина.

5.Рефлексия. Дети высказывают свое мнение о проведенном мероприятии, что понравилось, что интересное узнал, чему научился.

7.Список литературы.

Предполагаемые результаты

• Приобретенные знания и навыки помогут детям осознать важность здоровья ног.

•В ходе игры дети смогут повысить свою познавательную активность, пополнить свои знания о специализациях медицинских работников.

•Понимание детьми значимости данных профессий.

•Дети научатся ролевому взаимодействию, коммуникативным навыкам.

•Обогатится словарный запас детей.

Ход игры:

Воспитатель: Здравствуйте,дорогие ребята. Сегодня мы будем делать много полезных упражнений, играть, веселиться, раскрасим свои ножки специальными волшебными красками, но, самое главное, нас ожидает встреча с необычным детским врачом, которого очень любят и уважают все дети.

А сейчас я хочу рассказать вам о том, какие бывают доктора (называя врача, воспитатель показывает соответствующие картинки).

Итак, давайте посмотрим нашу первую картинку. Это врач-педиатр. Кто же такой педиатр?(новое слово). Это тот врач, который лечит детей, проще говоря – детский врач. Он наблюдает ребёночка от самого рождения, следит за его ростом и весом. Если ребёнок заболел, он его осматривает, прослушивает, измеряет температуру, затем назначает нужные лекарства, следит, чтобы лечение проходило успешно.

Ну вот, побывали мы у педиатра, а теперь давайте посмотрим нашу следующую картинку. Это врач отоларинголог (новое слово). Но это название очень сложное, поэтому чаще этого врача называют ЛОР (новое слово). Выясним, кто же такой ЛОР и что же он лечит? А лечит этот врач ушки, горло и носик.

У нас есть ещё картинка, давайте посмотрим.Мы видим врача, осматривающего глазки. Это окулист (новое слово). В кабинете окулиста на стене весит плакат с изображением картинок и букв для проверки зрения. Окулист лечит глазки.

Итак, еще одна картинка. Написано на ней стоматолог (новое слово).Зайдём к нему в кабинет. Стоматолог – это зубной врач. Он лечит зубы и дёсны; исправляет прикус, если зубы неправильно выросли; помогает, даёт советы, что нужно делать, чтобы зубы не болели. Врач стоматолог учит взрослых и детей правильно чистить зубы. Бояться этого врача совсем не стоит, а вот посещать его надо регулярно, и тогда наши зубки всегда будут красивые и белые.

Но в больнице есть и другие врачи. Есть еще один важный врач, а называется он врач-ортопед (новое слово). Если у ребенка начинает болеть позвоночник, ножки или ручкиродители приводят его к врачу-ортопеду. Еще детский ортопед может сказать правильная ли осанка и здоровые ли ножки у ребенка.

2. На приеме у доктора Пяткина.

Ну что же, вы поиграли. И теперь я хочу познакомить вас с доктором, который уже вылечил очень много деток. И пришел в гости к нам. Ребята, а вот и он. Знакомьтесь, многоуважаемый доктор Пяткин.



Доктор Пяткин: - Здравствуйте, дети! Меня зовут доктор Пяткин. Я лечу деткам ножки и очень хочу, чтобы вы были здоровы! Чтобы понять, как надо лечить больного, я смотрю вот такой снимок рентген - это фотография скелета человека. И на нем видно в порядке наши косточки или нет.

Вы должны знать, что нашим ножкам очень полезно ходить босиком по травке, камушкам, песочку. Еще им нравится, когда задники на сандалиях твердые. Из такой обуви ноги не выпадут и смогут весело бегать по дорожкам. Многим ребятам я прописываю ни таблетки и уколы, а упражнения с мячиками или гимнастическими палками. Вот такой я необычный доктор!

А теперь, ребята, мы сделаем замечательные картинки следов ваших ножек. Это не просто забава, а важное медицинское обследование, которое покажет мне, здоровы ли ваши стопы. А помогут мне в этом специальные волшебные краски. Они раскрасят ножки и если след будет широким и большим, значит, их надо лечить, а если узким, то все в порядке. Присаживайтесь на скамейку. (Дети садятся, доктор с воспитателем обходят каждого и снимают отпечаток стопы.После снятия отпечатков каждый ребенок держит в руках свой след, а доктор Пяткин проходит и в шуточной форме ставит диагнозы).

- Этот пальчик загрустил, его надо подлечить. Этому дать витаминку. Этой ножке я назначаю ходить босиком по травке два часа.



Я вижу вы немножко устали и думаю теперь самое время поиграть. Приглашаю вас на ребячью прогулку.

1.Пошли по кругу. Обычная ходьба.

2.Какая высокая трава. Пошли на носках, руки подняли вверх.

3.Вот и прошли этот участок. Обычная ходьба.

4.Болото, идти опасно. Идем строго по следовой дорожке. Ходьба по следовой дорожке.



5.Переходим через ручей. Ходьба приставным шагом по гимнастической палке.


6.Утята гуляют возле ручья. Ходьба на пятках, руки на плечевых суставах.

7.Какой-то подозрительный шум в лесу. Идем тихо-тихо. Ходьба в полуприседе на носках.

8.Это медведь идет. Ходьба на наружной стороне стопы, руки на поясе.

9.Поворачиваемся вправо, поворачиваемся влево

10.Мячи у ребят - любимые игрушки. Катание мяча стопой ноги.


11.Ребята поиграли с мячиками и возвращаются домой. Идут по каменистой гряде. Ходьба по ребристой доске.

12.И попадают прямо на берег с обилием песка и мелких камушков. Ребята массируют стопы.


13.И вот они вернулись домой. Зашли в свои домики. Группами заходят в обручи.



Спасибо, вы молодцы!

Вот и подходит к концу наша встреча. Мне пора в гости к другим ребятам. И я очень надеюсь, что вы много узнали и поняли о том, как важно, чтобы наши ноги были здоровыми. До свидания, до новых встреч!

5.Рефлексия: дети высказывают свое мнение о проведенном мероприятии, что понравилось, что интересное узнал, чему научился.

6. Итог.

7.Список литературы:

5. Микляева Н. В., Ахтян А. Г., социально – нравственное воспитание детей 5-7 лет – М., Айрис – пресс, 2009. Солодянкина О. В.

6. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей: Пособие для работников ДОУ. - М. :Аркти, 2004.

8. Н.С. Голицына, Нетрадиционные занятия физкультурой в дошкольном образовательном учреждении [Текст]: из опыта работы / Н.С.Голицына – М.: Издательство Скрипторий 2003, 2004. – 72с.

9. О.Н. Моргунова, Профилактика плоскостопия и нарушений осанки в ДОУ [Текст]: Практическое пособие / О.Н.Моргунова. – Воронеж ТЦ “Учитель”, 2005. – 109с.

10. Фото из личного архива воспитателя дс № 167 Кинзебулатовой Г.Ш.

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. 1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись. 5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте. Подробно Подробно >>>
Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf

Родители очень радуются первым шагам, которые делает их малыш. При этом они часто забывают, что с этого момента ножки ребенка испытывают серьезную нагрузку. Стопы начинают активно формироваться. С этого времени должна быть начата профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста. Она включает в себя множество мероприятий, среди которых особая роль отводится упражнениям. Не менее важна для правильного развития стоп обувь. Последняя должна быть эргономической и качественной.


Что представляет собой плоскостопие

Многие люди не понаслышке знают о данном недуге. К сожалению, это достаточно распространенная патология, которая в запущенной стадии способна привести даже к инвалидности. Поэтому врачи не устают повторять, что профилактика и коррекция плоскостопия у детей дошкольного возраста должна обязательно выполняться.

Итак, что же это за патология? Плоскостопие – один из самых частых недугов опорно-двигательной системы у малышей. Стопа ребенка при этом заболевании деформируется. Ее свод уплощается. Стопа принимает плоскую форму. В результате человек стоит, касаясь пола всей поверхностью.

Стоит учесть, что формирование костей стоп продолжается у ребенка до пятилетнего возраста. Поэтому диагноз "плоскостопие" можно поставить малышу только после этого возраста. В более ранние годы стопа еще развивается. Например, в двухлетнем возрасте плоская поверхность подошвы считается нормой.

В редких случаях плоскостопие диагностируется в младенчестве. Это врожденная патология, которая комбинируется с плосковальгусной деформацией стопы.

Симптомы патологии у детей

Родители должны знать, что профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста необходима всем малышам. Большинство мам и пап ошибочно полагают, что если врач не сказал им о данной патологии, значит, их ребенка она не коснется. Но, к сожалению, доктор способен определить недуг только у 5-летнего ребенка, когда стопа сформируется. И в этом случае потребуется серьезное лечение.

Но если постоянно проводится профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста, то даже у крох, склонных к патологии, формируются правильные стопы.

Заподозрить развитие недуга родители могут по следующим признакам:

  • быстрая утомляемость при ходьбе;
  • отеки в области стоп;
  • ноющая боль в ногах;
  • увеличенная широкая стопа;
  • быстрый износ внутренних сторон каблуков и подошв;
  • нарушение осанки;
  • косолапость.

При такой симптоматике обязательно следует показать ребенка ортопеду.

Факторы, провоцирующие развитие заболевания

К сожалению, очень часто наблюдается у ребятишек плоскостопие. Его причины и профилактика у детей, в большей мере, зависят от родителей. Ведь довольно часто развивается недуг в результате неправильно подобранной обуви. Нередко источником проблемы становится гиподинамия.


Чтобы защитить кроху от развития плоскостопия, следует ознакомиться с основными факторами, приводящими к деформации:

  1. Ношение некачественной обуви (без супинатора, мягкой, с полностью плоской подошвой).
  2. Наследственность.
  3. Ведение малоподвижного образа жизни. Дети в наше время все больше увлекаются компьютером или планшетом, вместо того, чтобы участвовать в различных играх на улице.
  4. Большие нагрузки на ноги ребенка. Они могут возникнуть, например, при ожирении.
  5. Рахит. Развитие плоскостопия связано с хрупкостью костей, характерных для этого заболевания.
  6. Различные травмы стопы, в основном переломы.
  7. Паралич мышц. Патология развивается после полиомиелита.

Лечение заболевания

Если плоскостопие врожденное, то для борьбы с ним предпринимают следующее:

  1. Легкая форма вылечивается наложением гипса. Это позволяет закрепить стопу в нужном положении. Гипсовые повязки накладывают на неделю. Затем меняют на новые. Продолжительность лечения – около 10 недель. После этого ребенок проходит курс физиотерапии. Ему делают массажи и рекомендуют к ношению ортопедическую обувь, изготовленную по индивидуальному заказу в ателье. Кроме того, следует настроиться, что реабилитационная профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста при таком состоянии понадобится длительная.
  2. Для лечения тяжелой формы применяют исключительно хирургическое вмешательство.

Терапия приобретенного плоскостопия длится довольно долгое время. Лечение состоит из следующих мероприятий:

  1. Ежедневные занятия лечебной физкультурой, которые укрепляют мышцы ног. В ходе упражнений используют также специальный массажный коврик, неровности которого помогают укрепить подошвы стоп.
  2. Ношение ортопедической обуви. Она должна иметь жесткий высокий задник и ряд застежек, с помощью которых нога плотно фиксируется. Изготавливают такую обувь только из натуральных материалов. Обязательно делают небольшой каблучок и вставляют стельки с супинаторами. Ортопедические ботинки продаются в специализированных торговых точках либо изготавливаются на заказ по направлению ортопеда.
  3. Массаж. По назначению врача делают курсами по 10-15 сеансов.
  4. Физиотерапевтические процедуры назначают 2 раза в год. Чаще всего это электрофорез и электромиостимуляция.

Занятия гимнастикой

Для правильного формирования стоп необходимо выполнять специальные упражнения. Гимнастика позволяет корректировать даже наметившуюся деформацию. Именно на ней основана профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста. Упражнения, позволяющие разрабатывать стопу, будут предложены ортопедом.


Сама гимнастика несложна. Родители легко смогут выполнять ее самостоятельно. А если разнообразить ее играми, то настоящий восторг вызовет такая профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста.

Упражнения в положении сидя:

  1. Медленно сгибают и разгибают пальцы ног.
  2. Поглаживание. Проводят большим пальцем ноги по голени другой конечности. Ведите снизу вверх. Потом проделать то же движение другой ногой. Выполняется упражнение несколько раз.
  3. Подошвой и внутренней частью стопы одной ноги проводить по голени другой. Выполняется также несколько раз.
  4. Ноги поставить на пол, под прямым углом. Удерживая пятки, поднимать носки стопы.
  5. Соединить подошвы ног. Держать в такой позиции, в течение нескольких минут.
  6. Развести пятки в стороны. Носочки держать вместе.
  7. Катать подошвами мячик.
  8. Брать пальцами ног мелкие предметы. Затем перекладывать их.

  1. Ходить, перекатываясь с пятки на носок. Стараться ступать на всю стопу.
  2. При ходьбе, поджимать и вытягивать пальцы ног.
  3. Выбирайте неровные поверхности. Именно по ним необходимо ходить. Это может быть галька, трава. Очень полезен массажный коврик.

Упражнения в положении стоя:

  1. Перекатываться с пяток на носки. Затем на внутреннюю и наружную части стопы.
  2. Приседать, без отрыва пяток от пола.
  3. Стоять попеременно на внешней и внутренней стороне стопы.

Кроме того, не забывайте, что малышам очень быстро надоедает выполнять гимнастику. Поэтому приведенный комплекс упражнений для профилактики плоскостопия у детей необходимо разнообразить элементами игр.

Также рекомендованы прогулки, занятия бегом, подвижные мероприятия, которые заставляют работать все ножные мышцы.

Домашние методы

Для поддержания нормального развития стоп ребенка необходимы физические нагрузки и правильный рацион.

Как происходит профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста в домашних условиях? Существует множество прекрасных методов.


Рассмотрим некоторые рекомендации врачей:

  1. Малыш должен много двигаться, поэтому не рекомендуется держать его все время завернутым в пеленки.
  2. Для купания предпочтительнее использовать большую ванну, где ребенок сможет перемещаться, совершая плавательные движения.
  3. После принятия водных процедур нужно сделать легкий массаж стоп.
  4. Не надо бояться, если ребенок ходит летом босиком по траве и песку. Это положительно влияет на формирование стопы.
  5. Хорошо действует ванна для ног с использованием морской соли. Подготовить эту процедуру очень просто. В большую ванну наливают воду, чтобы она покрывала щиколотки ребенка. Растворяют в ней морскую соль, оставляя немного кристаллов на дне. Малыш должен походить по дну ванны, как по мелководью.

Это прекрасная профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста. Консультация ортопеда позволит вам расширить список лечебных мероприятий, которые могут применяться в домашних условиях.

Массажные коврики

Их можно изготовить самостоятельно или приобрести в специализированных магазинах. Массажные коврики выпускают с разнообразной поверхностью. Делают их из натуральных материалов.

Использовать такие коврики рекомендуют с того момента, когда ребенок начинает делать первые шаги. Это достаточно эффективная профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста. Фото позволяет рассмотреть, как она выполняется.

Вполне достаточно, чтобы малыш походил по поверхности массажного коврика в течение 5 минут в день.

Массаж стоп

Очень эффективный метод профилактики плоскостопия. Лучше, если эту процедуру будет выполнять профессиональный массажист.

Но если родители хотят сами проводить данное мероприятие, то им следует ознакомиться с методикой проведения:

  1. Перед началом процедуры следует разогреть организм гимнастикой или принять контрастный душ.
  2. Начинать массаж сверху. Размять бедра, затем икры и ахиллово сухожилие.
  3. Промассировать внутреннюю и внешнюю стороны стопы.
  4. Перейти к обработке подошвы.

Продолжительность массажа – около четверти часа.


Занятия физкультурой в ДОУ

В образовательных учреждениях придают большое внимание профилактике плоскостопия. В детских садах и школах практикуются на занятиях физкультурой различные варианты ходьбы.

Профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста в ДОУ чаще всего носит характер игры. Специально разработанный комплекс упражнений, сопровождается чтением стишков. Это нравится малышам и привносит в занятие элементы игры.

Профилактика плоскостопия

Детей упражнения привлекают лишь в том случае, если они выполняются в игровой форме.

Именно поэтому в детских садах чаще всего используется гимнастика, по типу следующего комплекса:

Ах, качели, ах, качели,

Прямо к небу подлетели,

Вверх-вниз, вверх- вниз,

Только крепко ты держись!

Ребенок сидит на скамейке. Носки ног нужно развести в стороны. Потом соединить, выполняя своеобразные хлопки.

Мы хлопали-хлопали в ладошки,

А теперь работают наши ножки!

Ребенок, сидя, упирается руками на скамейку. Ноги вытянуты. Подтягивает конечности, опираясь на пальцы. Затем возвращается в исходное положение, направляя носки на себя.

Ножки пляшут, как в балете,

Это пляшут наши дети,

Стали ножки выставлять,

И на пальчиках стоять.

Поджать пальцы ног и, сидя на гимнастической скамейке, отбивать ритм стишка пальцами:

Есть у Миши барабан,

Загремел, как ураган.

Но его когда дарили,

То потише попросили.

Но зачем тогда он есть,

Если им нельзя греметь?

Ребенок переступает по обручу или палке, приставным шагом. При этом он обхватывает гимнастический снаряд пальцами ног.

Паучок ползет по дорожке,

Быстро он переставляет ножки.


Ребенок стоит, держа руки на поясе. Он катает мячик от носка к пятке, меняя ноги.

Ежик бежит по дорожке,

А мы массируем ножки!

Ребенок стоит, держа руки на поясе. Он рисует ножками на полу фигуры – круги, квадраты.

Будут дети рисовать,

Сегодня только ножками!

Станут ножки выполнять

Ребенок, стоя, поднимает пальцы ног. Подгибает их и упирается в пол. Начинает двигаться вперед.

Нам покажут наши ножки,

Как топает улитка по дорожке!

Встать на пятки, подняв носочки. Затем опуститься на стопу.

Хватит нежиться в кроватке,

Нужно разминать нам пятки!

Ребенок лежит на спине и водит одной стопой по другой.

Красить дом уже пора,

Мы позвали маляра!

Но не с кисточкой, ведром,

Мастер к нам пришел в наш дом!

Элемент игры в этих упражнениях делает их простыми для выполнения. Ребенок запоминает стишки и может потом по настроению выполнять их сам, даже вне физкультурных занятий.

Занятия со специальным оборудованием

Следует заметить, что воспитателями предусматривается профилактика плоскостопия и нарушения осанки у детей дошкольного возраста. Ведь такие недуги очень часто встречаются в последнее время у ребят. К тому же деформация стоп приводит к смещению центра тяжести. В результате нередко развивается нарушение осанки.

Для выполнения такой зарядки понадобится специальное оборудование.

Профилактика плоскостопия и нарушения осанки у детей дошкольного возраста подразумевает использование дорожек:

  1. Зебра. Делают ее из плотной ткани с кармашками, в которые кладут разные наполнители. Это могут быть камешки, горох, маленькие шишки.
  2. Цветочная поляна. На кусок плотной ткани пришивают разные предметы – бусины, пуговицы, косточки от счет, пластиковые цветы.
  3. Извилистая дорожка. Берут полосу плотной ткани и нашивают на нее, в виде змейки, веревку с завязанными узлами.
  4. Полоса препятствий. Поролон разрезать на квадраты и обшить тканью. На квадратах фиксируют предметы, которые могут стимулировать стопы (карандаши, крышки от пластиковых бутылок, веревочки, пуговицы). Поролоновые квадраты соединяют друг с другом.


Что должны помнить родители

Для снижения опасности развития патологии, профилактика нарушений осанки и плоскостопия у детей должна начинаться с первых шагов малыша.

Помогают следующие методы:

  1. Когда ребенок только начинает вставать, держась за опору, необходимо, чтобы он делал это в обуви. Последняя должна быть изготовлена из натуральных материалов и плотно фиксировать стопу, за счет жесткого задника. Использование рекомендованной обуви предотвращает неправильную постановку стоп.
  2. Нельзя допускать, чтобы ребенок донашивал ботинки за старшими детьми. Ведь они стаптываются, и могут изменить расположение стопы.
  3. Закаливание помогает организму всегда быть в тонусе. Соответственно, активизируется мышечная деятельность. А хорошая работа таких тканей защищает от развития плоскостопия.
  4. Прием контрастных ванночек для стоп. Берут две емкости. Наливают в одну - воду температурой в 40 градусов, в другую - в 33. Ножки попеременно опускают в тазики с водой, в течение 10 минут. Следует учитывать, что эту процедуру можно проводить только тогда, когда ребенок здоров.
  5. Применение морской соли в ванночках для ног, и при купании. Если есть возможность вывезти ребенка к морю, обязательно нужно это сделать. Соль оказывает тонизирующее действие на мышцы и сосуды. Морская вода, за счет своей плотности, способна заменить массаж.
  6. Прогулки босиком позволяют стопам получать стимулирующее воздействие. Ходить лучше по неровным поверхностям. Летом это трава, галька, песок. Зимой для продолжения профилактики можно рассыпать на полу мелкие предметы, такие как горох, плоские пуговицы, фасоль. Предложите крохе походить по ним.

Такие рекомендации защитят малыша от серьезной патологии.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.