Профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста в детском саду

татьяна шаповалова
Профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста

Плоскостопие – это достаточно серьезное ортопедическое заболевание, которое значительно нарушает функцию всего опорно-двигательного аппарата ребенка. Нередко плоскостопие является одной из причин нарушения осанки, изменения положения таза, затруднения походки.Все это негативно влияет на общее самочувствие ребенка: снижает выносливость к физическим нагрузкам, ухудшает работоспособность и настроение, вызывает головные боли, нервозность, рассеянность, быструю утомляемость. Распространение плоскостопия у детей (по данным разных авторов, от 15 до 50% и более) ставит проблему профилактики и коррекции плоскостопия как одну из актуальных в системе охраны здоровья детей.

Причинами плоскостопия являются: врожденная патология (11,5% от всех дефектов стопы, перенесенный рахит, заболевания нервной системы (параличи, парезы нижних конечностей, общая мышечная гипотония и другие, травмы стоп (переломы костей стопы, лодыжек, раны с повреждением нервов, сухожилий, мышц, частые или длительные заболевания, наследственная предрасположенность (скорее к определенному образу жизни) и неадекватная статическая нагрузка, например, ношение нерациональной обуви детьми с нарушением мышечного тонуса и повышенной эластичностью сумочносвязочного аппарата. Как правило, несколько причин действуют в комплексе. Диагноз плоскостопия подтверждается плантографией – получением отпечатков стоп. Для этого используют плантограф, рамку с натянутой на нее непромокаемой тканью, с нижней стороны смазанную краской. Обследуемый встает на плантограф с равномерной нагрузкой на обе ноги. Исследуемую стопу обводят. Иногда между 3 и 4 пальцами на уровне головок плюсневых костей ставят точку. На плантограмме соединяют эту точку с центром пятки. Полученная линия является границей грузового и рессорного сводов. В норме грузовой свод закрашен, рессорный – свободен.

Предупреждением плоскостопия надо заниматься с раннего возраста, т. к. именно в детском возрасте, первые 7 лет, формирование сводов стоп идет наиболее интенсивно. В коррекции различных видов плоскостопия преобладают функциональные методы лечения, среди которых лечебная физическая культура занимает ведущее место.Задачи лечебной гимнастики: развитие основных функций стоп; обучение правильной постановке стоп при ходьбе; повышение тонуса, уменьшение длины коротких мышц стоп; увеличение длины, устранение гипертонуса трехглавой мышцы голени; укрепление сумочносвязочного аппарата и увеличение подвижности суставов стоп; улучшение кровообращения стоп; улучшение координации движений. Наибольший эффект оказывают специальные корригирующие упражнения, для развития и укрепления мышц голени, стопы и пальцев,если их выполнять босиком и по несколько раз в день: утром, как только встал с постели, и после дневного сна. Эффективность лечебной гимнастики возрастает, если использовать ее в комплексе с водными процедурами, закаливанием, рациональным питанием, оптимальным двигательным режимом, ношением обуви, соответствующей возрасту ребенка, а в случае заболевания – специальной обуви и ортопедических стелек.

Дети, страдающие плоскостопием, при ходьбе широко размахивают руками, сильно топают, подгибают ноги в коленях и тазобедренном суставе; во время бега, прыжков у них появляются конвульсии, сотрясается тело, что при нормальном анатомо-функциональном развитии стопы не наблюдается; походка их напряженная, неуклюжая. В старшем возрасте плоскостопие или недостаточность развития стопы может быть серьезным препятствием к занятиям многими видами спорта.

Важно соблюдение правил гигиены стопы, разумно сконструированная и правильно используемая обувь.

Правила гигиены стопы:

- уход за кожей (ежедневные гигиенические ванночки с детским мылом, содой при температуре воды +36-37);

- ногтями (ногти следует подрезать раз в неделю; линия ногтя должна быть прямой, а не овальной, иначе ноготь может врасти в кожу);

- правильный подбор чулок, носков и обуви.

Чулки должны соответствовать размеру стопы. Рекомендуется носить чулки, хорошо пропускающие воздух и впитывающие пот. Лучше всего соответствуют этим требованиям хлопчатобумажные и шерстяные изделия. Детям, страдающим повышенной потливостью, кожными заболеваниями, ревматизмом, чулки и носки из синтетических волокон носить вовсе не рекомендуется.

Теперь об обуви.

У мальчиков и девочек ежегодный прирост стопы (до 7 лет включительно) составляет в среднем 11 мм.

Правильно менять обувь раз в 6 месяцев и учитывать при этом не только размер, но и полноту.

Основное назначение обуви для детей первого года жизни – утеплять стопы. Вот почему пинетки шьют из мягких материалов.

Детям от 1 до 2 лет требуется обувь с более прочной подошвой и носком. Еще большая прочность подошвы и носка в обуви детей от 2 до 7 лет. В этом возрасте стопы мальчиков и девочек не имеют больших различий, и поэтому внутренняя форма и размеры обуви для них одинаковы.

Детскую обувь рекомендуется изготовлять из кожи. Кроме кожи, для верха обуви используются ткани текстильные, шерстяные и мех. Обувь должна быть устойчивой, обязательно с задником и удобно закрепляться на ноге (шнурками, чрезподъемными ремнями, пуговицами, "молнией"); задник - достаточно устойчивым и не допускать скольжения стопы, низ обуви на уровне пучков (плюснефаланговых суставов и корня пальцев)- эластичным.

Уменьшение жесткости подошвы обеспечивает равномерное распределение нагрузки по всей площади опоры и правильный режим движения стопы.

По весу обувь должна быть максимально легкой, такой, чтоб не перегружать стопу своим весом. Тяжелая обувь затрудняет передвижение, увеличивает расход энергии, приводит к утомлению.

Для детской обуви необходим каблук. Каблук, искусственно повышая свод стопы, предупреждает плоскостопие, защищает пятку от ушибов, повышает износоустойчивость обуви. Высота каблука обуви для дошкольников от 5 до 10 мм (вместе с толщиной подошвы). Стелька должна иметь прямой внутренний край, учитывая лучевую форму детской стопы.

Обувь подбирают не только по размеру (длине) и полноте (окружности, но и с учетом сезона и назначения. Таким образом, размер обуви должен точно соответствовать форме и индивидуальным особенностям стопы, предохранять стопу от повреждений, не затруднять движений и не вызывать чрезмерного давления на суставы, сосуды и нервы стопы. Обувь не должна быть слишком тесной или просторной.

Упражнения для коррекции стопы

Ходьба на носках в среднем темпе в течение 1-3 минут.

1. Ходьба на наружных краях стоп в среднем темпе в течение 2-5 минут.

2. Медленная ходьба на носках по наклонной плоскости.

3. Ходьба по палке.

4. Катание мяча поочередно одной и другой ногой.

5. Катание обруча пальцами ног (поочередно) в течение 2-4 минут.

6. Медленные приседания на гимнастической палке с опорой на стул.

7. Медленные приседания на мяче с опорой на стул или балансируя разведенными в сторону руками.

8. Сгибание и разгибание стоп в положении сидя на стуле.

9. Захват, поднимание и перекладывание палочек, кубиков или небольших бумажных, тканевых салфеток пальцами ног в течение 1-3 минут (упражнение проводится поочередно одной и другой ногой).

Упражнения для профилактики плоскостопия

1. И. п. : сидя на стуле, ноги слегка расставлены. Поочередное поднимание носков и пяток (6-8 раз).

2. И. п. : то же, но ноги вместе, согнуты под прямым углом. 1- активно согнуть пальцы ног (посмотреть, насколько уменьшилась длина стопы); 2- вернуться в и. п.

3. И. п. : то же. Поднимая и опуская носки, надавливая при этом пальцами на пол, имитировать подгребание ими песка (6-8 раз).

4. И. п. : то же, но ноги выпрямить и слегка приподнять. Повороты и вращения стопы с предельно согнутыми пальцами (8-10 раз).

5. Упражнение "Веселые ножки".

Дети сидят на стульях, руки на поясе. 1- выставить правую ногу на пятку, сильно согнув ее в подъеме (носок смотрит вверх, 2 - выпрямить подъем и коснуться пола концами пальцев; 3 - ногу на пятку; 4- приставить ногу. То же другой ногой. Следить, чтобы при выставлении ноги на носок дети не поворачивали ступню внутрь (не косолапили). Спину и голову держать прямо (4-8 раз).

6. И. п. : сидя на стуле (или стоя). Катание ногой маленького мяча, гимнастической палки, чурбанчика и др. (по 10-15 сек. каждой ногой).

7. И. п. : то же, но между стопами зажат мяч. Сгибание и разгибание ног в коленях (6-8 раз).

8. И. п. : сидя на стуле, согнув ноги в коленях. Пальцами одной ноги захватывать мелкий предмет, приподнимать его и удерживать в этом положении – 5-10 сек. То же другой ногой. (Можно проводить в форме соревнования: кто продержит дольше.)

9. И. п. : упор сидя. Активное сгибание и разгибание стоп (10-12 раз).

10. И. п. : то же. Согнуть левую ногу и поставить на носок за коленом правой ноги. То же с другой ноги (6-8 раз).

11. И. п. : лежа на животе. Повороты голени внутрь и наружу (пронация и супинация).

12. И. п. : то же. 1- согнуть левую ногу, носок активно взять на себя; 2- и. п. 3-4- то же другой ногой (8-10 раз).

13. И. п. : стоя на коленях, руки на поясе. 1-2-сед на пятки. 3- 4 – и. п. (6-8 раз).

14. И. п. : стоя руки на поясе. Ходьба на месте, не отрывая носков от пола (15-20 сек.).

15. И. п. : то же. Перекаты с пяток на носки и обратно (8-10 раз).

16. И. п. : стоя у гимнастической стенки. Ходьба на месте, высоко поднимая бедро с "подошвенным сгибанием" стопы (15 сек.).

17. Ходьба с фиксированным перекатом с пятки на носок (15-20 сек).

18. Ходьба с согнутыми пальцами ног (10 сек).

19. И. п. : о. с. 1-4- четыре шага на носках, руки вверх (смотреть на руки). 5-8-четыре шага в полуприседе (приседе, руки на поясе (игра "Великаны- карлики") 4-8 раз.

20. Ходьба с прямой постановкой стоп с фиксированным перекатом с пятки на носок по узкому коридору, размеченному на полу.

21. Ходьба по ребристой доске.

22. Ходьба боковым приставным шагом по канату. То же по узкой стороне скамейки (упражнение для детей старшего дошкольного возраста).

23. Ходьба по лежащей лесенке с захватыванием ее перекладины пальцами ног.

24. Ходьба крадучись (бесшумная ходьба) с постановкой ноги с носка на всю ступню.

25. Перешагивание через набивные мячи, гимнастические палки, кубики.

26. Прыжки на месте и с небольшим продвижением вперед (бесшумно, на носках).

27. Упражнение "Воробей". Дети выполняют три пружинистых подскока, четвертый энергичный подскок – вверх, руки в стороны. Повторить 4-6 раз.

28. Спрыгивание с невысоких предметов, приземляясь на носки с переходом на всю ступню, эластично сгибая ноги в коленях (высота для младших школьников 10-15 см, детей 4-5 лет-20-25 см, для старших дошкольников- 30-35 см).

29. То же, но спрыгивание в круг с последующим энергичным выпрыгиванием из него.

30. Балансирование на набивном мяче (для старшего дошкольного возраста).

31. Стоя на набивном мяче, переступая ногами, передвигаться вперед (для старшего дошкольного возраста).

32. Захват мелких предметов (камушков, шишек, специально приготовленных для этой цели кубиков и т. д.) пальцами ног с последующим броском. Это упражнение интересно проводить в форме соревнования.

И. п. – сидя, согнув ноги, руки в упоре сзади. Ходьба на месте, не отрывая носков от пола.

И. п. – то же. Поднять внутренние своды, опереться на наружные края стоп, вернуться в и. п.

И. п. – то же. Ползающие движения стоп с помощью пальцев.

И. п. сидя, руки в упоре сзади, ноги вытянуты вперед. Оттягиваем носки ног поочередно.

И. п. – стоя ноги вместе, руки на пояс. Выставить правую ногу вперед на пятку, покачать носом вправо-влево, приставить ногу, то же левой ногой.

И. п. – то же. Правую ногу вперед - в сторону на пятку, на носок, на пятку, с притопом приставить. То же с левой ноги.

И. п. – то же. 1-2 - поочередно шаг правой, затем левой вперед на пятку, руки в стороны ладонями вверх. 3-4 – поочередно шаг правой, затем левой назад на носок, полуприсед, руки на пояс.

И. п. – стоя, пятки вместе, носки врозь, руки на пояс. Пятки врозь, носки врозь, скользящим движением перемещаться вправо, затем влево.

И. п. – стоя, пятки, носки вместе. Приподнимаем носки, переносим вправо, затем пятки, продвигаясь вправо, затем влево.

И. п. – то же. Шаг левой ногой в сторону, с носка перекатом на всю стопу в полуприсед, встать на правый носок скрестно за левой (на 4 счета). То же в другую сторону.

В целях повышения интереса у детей к двигательной деятельности лечебного характера в связи с её однообразием, рекомендуется использовать музыкальное сопровождение и различные предметы.

Упражнения выполняются на удобном мягком коврике.

- две игольчатые полусферы;

- обруч или швабра;

- тряпочка или полотенце;

- мелкие предметы (игрушки, карандаши и т. д.);

1. Ходьба на носках. Руки на поясе, ноги в коленях не сгибать.

2. Ходьба на наружном своде стоп, руки на поясе, пальцы на ногах согнуты, ноги в коленях не сгибать.

3. Перекаты с пятки на носок, руки на поясе, ноги в коленях не сгибать.

4. Перекаты с пятки на носок на наружном своде стопы, руки на поясе, ноги в коленях не сгибать.

5. Прыжки на двух ногах на наружном своде стопы, руки на поясе, ноги в коленях не сгибать.

Ходьба по полусферам: одной ногой, другой, 2-мя поочередно, с высоким подниманием колен.

Упражнения с палкой

- ходьба боковым приставным шагом на переднем своде стопы, на средней части стопы; елочкой.

Упражнения из и. п. сидя на стуле

1. Ноги вертикально, стопы параллельно. Максимально отрывать стопы от пола.

2. Ноги вертикально, стопы параллельно. Максимальное сгибание пальцев (10-12 раз).

3. Ноги вертикально, стопы параллельно. Сгибаем пальцы, поворачивая стопы вовнутрь.

4. Ноги вертикально, стопы параллельно. Максимальное поворачивание стоп друг к другу.

5. С мелкими предметами. Ноги вертикально, стопы параллельно. Перенос предметов одной ногой, др. остается неподвижной.

6. Ноги вертикально, стопы параллельно. Захват пальцами платка или тряпочки сначала одной ногой, потом одновременно.

7. Ноги вертикально, стопы параллельно. Поглаживание одной ногой другую от стопы к колену.

8. С игольчатыми мячами. Ноги вертикально, стопы параллельно. Круговые вращения, движения вперед-назад одной ногой затем другой.

9. Ноги вертикально, стопы параллельно. Захват стопами полусферы или мяча, поднять – опустить.

10. Ноги вертикально, стопы параллельно. Раскатывание палки 2-мя ногами одновременно вперед-назад.

1. Голинская М. С., Носова Н. Г., Конторович А. Е. Принципы профилактики прогрессирования плоскостопия у детей и подростков // мед. помощь. -2003.-№5.- с. 41-45

2. Крамаренко Г. Как ухаживать за стопами детей дошкольного возраста //Д/В. -1976.- №6.- с. 38-39

3. Кузнецова М. Двигательная активность детей. Плоскостопие //Д/В. -1993.-№ 9.- с. 31-33

4. Саркисян А., Овакимян Г. Детское плоскостопие и косолапость //Д/В. -1991.-№7.- с. 19-25

5. Сергееня И. Профилактика плоскостопия // Д/В. -1985.-№6.-с. 58-60

6. Сулимцев Т., Шанина Т. Выявление и профилактика плоскостопия у дошкольников //Д/В. -1986.-№6.- с. 13-14

7. Чабовская А. П., Голубев В. В., Егорова Т. И. Основы педиатрии и гигиены детей дошкольного возраста// М. : Просвещение, 1987.-с. 65-66

8. Шаркова О. Пятки вместе, носки врозь //Семейный лекарь. -2003.-№10 (62). - с. 14

Профилактика плоскостопия в домашних условиях Профилактика плоскостопия в домашних условиях. Рекомендации для родителей. Уважаемые родители! Одним из самых распространенных заболеваний.

Профилактика и коррекция плоскостопия Памятка для родителей дошкольников. Профилактика и коррекция плоскостопия средствами физической культуры. Инструктор по физической культуре.

Профилактика нарушения осанки и плоскостопия у детей дошкольного возраста. Осанка человека не только сказывается на красоте его фигуры, всём внешнем облике, но и оказывает прямое влияние на его здоровье. При её.


Профилактика плоскостопия Чтобы ножки не болели, чтобы ножки здоровели. 1. Наши ножки укрепляем И по обручу шагаем. Бегаем, танцуем, Ножки тренируем. 2. Лежал ежик.


Профилактика плоскостопия у детей Профилактика плоскостопия у детей Профилактика плоскостопия у детей начинается уже с первого года жизни. В этом возрасте она будет заключаться.


Профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста. В дошкольном возрасте стопа находится в стадии развития, ее формирование еще не завершено, а организм отличается большой пластичностью,.


  • Анатомические особенности стопы
  • Причины неправильного формирования стопы
  • Профилактика плоскостопия
  • Примерный гимнастический комплекс упражнений
  • Вспомогательные способы
  • Видео по теме

Плоскостопие наиболее часто формируется в детском возрасте и по мере взросления способно негативно повлиять на всю последующую жизнь человека. При развитии плоскостопия отмечается нарушение опорной функции в нижних конечностях, что способствует ухудшению процессов кровообращения, появлению болей, а иногда даже судорог в области ног.

При этом стопа холодная и синюшная, а ее уплощение оказывает влияние на осанку ребенка, положение позвоночного столба и тазовых костей. При плоскостопии изменяется походка. Она становится неуклюжей и напряженной. При передвижении дети громко топают и выполняют хаотичные движения руками, подгибая ноги в коленях.

В дошкольном возрасте стопа интенсивно формируется, поэтому так важна профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста, помогающая избежать различных по своей тяжести функциональных нарушений. В этот период времени организм ребенка наиболее пластичен, и вполне возможно остановить развивающееся плоскостопие, а также исправить неправильное формирование стоп при помощи укрепления связок и мышц стоп.

Анатомические особенности стопы

Состояние стопы влияет на легкость при ходьбе, плавность передвижения и количество энергозатрат. Строение стопы позволяет сохранить опору и амортизацию во время ходьбы. Основную часть стопы составляет костная ткань, которая соединена суставами, мышцами и связками.

Стопы ребенка значительно отличаются от взрослого. В течение первых лет жизни малыша большую часть стопы составляет хрящевая ткань, связочный аппарат более эластичен и растяжим, а мышцы не обладают достаточной силой.

Помимо этого, нагрузка на опорную часть стоп намного больше, в сравнении с взрослым человеком, за счет увеличения массы тела к размеру ноги. Если сравнивать стопу ребенка и взрослого человека, то у детей она кажется более неуклюжей, тяжелой и плоской. Однако до трехлетнего возраста это вполне естественно, потому, что выемки свода стоп у детей этого возраста заполнены жировой мягкой подушечкой, маскирующей анатомически правильную основу кости.

В том случае, когда в одном из сводов стоп наблюдается спад из-за мышечного ослабления, нагрузка распределяется по другим точкам. При этом они испытывают усиленное давление, ведущее к деформированию стоп и развитию определенной стадии заболевания.

Причины неправильного формирования стопы

Перед тем как выработать методику для лечения и профилактики плоскостопия у детей, важно знать причину его возникновения. Как правило, врожденные изменения стоп наблюдаются крайне редко. Такие последствия являются результатом перенесенного рахита и ранними перегрузками организма.

Главными причинами развития плоскостопия у детей являются:

  • избыточный вес ребенка;
  • раннее начало ходьбы и становление ребенка на ноги;
  • наследственная предрасположенность;
  • травмы различного характера;
  • длительное хождение без обуви по гладкой и твердой поверхности;
  • неправильная обувь;
  • осложнения после полиомиелита и рахит;
  • усиленные физические нагрузки, не соответствующие возрасту малыша.

Профилактика плоскостопия

Для успешного выполнения профилактики плоскостопия рекомендуется задействовать весь комплекс мероприятий, включая физические упражнения, природные условия и гигиенические процедуры.

Природно-оздоровительные профилактические мероприятия по предупреждению плоскостопия включают в себя хождение детей без обуви (босиком) по естественной поверхности (трава, грунт, песок, галька и т. д.), что позволяет выработать тактильную и функциональную способность стоп.

Гигиенические мероприятия предусматривают правильный выбор обуви для обеспечения анатомического положения стоп. Следует выбирать обувь только из натуральных материалов, чтобы обеспечить хороший воздухообмен. Внутри обязательно должен быть супинатор, приподнимающий стопу с внутренней стороны, а подошва должна быть максимально гибкой. Необходимо выбирать обувь с небольшим каблуком (от 5 до 10 мм), чтобы защитить пяточную область от ушиба при ходьбе. Размер обуви должен соответствовать размеру стопы ребенка.

Основная роль в профилактике принадлежит специальным упражнениям, которые позволяют эффективно корректировать первые признаки плоскостопия. Гимнастические упражнения должны разрабатываться детским ортопедом, но выполнять их можно как в детских садах, так и самостоятельно.

Примерный гимнастический комплекс упражнений

Профилактика плоскостопия может выполняться в соответствии со следующим комплексом упражнений, каждое из которых следует выполнять не менее 10 раз и обязательно в игровой форме:

Игровые элементы позволяют превратить серьезную процедуру в веселое занятие. При этом ребенок запоминает стихи, которые произносит воспитатель детского сада или родители и в дальнейшем может выполнять гимнастику самостоятельно.


Вспомогательные способы

Для предупреждения развития плоскостопия требуются усилия и терпение со стороны взрослых людей. Физические нагрузки должны сочетаться с правильным питанием. Кроме того, следует выполнять рекомендации лечащего врача и придерживаться режима сна и отдыха.

Существуют дополнительные способы борьбы с плоскостопием в детском возрасте.
К ним относятся:

Подготовка к процедуре не занимает много времени. Для приготовления ванны необходимо налить воду (до щиколотки ребенка), растворить в ней немного морской соли, оставив кристаллики на дне ванны, для хождения ребенка по ним до полного растворения. Такой своеобразный массаж является хорошей профилактикой плоскостопия.

Увеличить список необходимых манипуляций для получения максимальной эффективности позволит консультация с высококвалифицированным ортопедом. Кроме того, хорошо сочетать эту процедуру с контрастными обливаниями ног, что усиливает кровообращение в нижних конечностях и улучшает общее состояние ребенка.

Хорошо помогают справиться с плоскостопием различные виды массажа. Лучше всего, конечно, довериться профессионалу, но выполнить массаж можно и самостоятельно.

В настоящее время плоскостопие является одной из наиболее распространенных проблем детского возраста. Не придавать значения этой проблеме – глубокое заблуждение, потому что болезнь в запущенных формах опасна возможностью развития проблем с позвоночником, особенно в школьном возрасте. Это, в свою очередь, ведет к болям в области спины, шее и суставов. Поэтому предупреждение плоскостопия в детском возрасте имеет огромное значение. Профилактикой должны заниматься не только дошкольные заведения, но и непосредственно родители. Только при комплексном подходе можно избежать нежелательных последствий в будущем для уже взрослого человека.


Плоскостопие – одно из самых распространенных заболеваний опорно-двигательного аппарата у детей.

Родители, педагоги, медицинский персонал дошкольного образовательного учреждения должны способствовать правильному формированию опорно-двигательного аппарата у детей и обращать внимание на самые незначительные отклонения в его развитии в целом, и стопы в частности. Следует внимательно относиться к жалобам ребёнка на боли при невысоких нагрузках при ходьбе, беге или стоянии. Необходимо помнить, что у детей плоскостопие развивается медленно, и они не особенно жалуются на боли в стопах, поэтому рекомендуется периодически осматривать стопы детей и принимать меры профилактики. В период роста и развития состояния свода стоп неустойчиво и может меняться под воздействием неблагоприятных факторов в худшую сторону, а при правильной организации воспитательно-образовательного процесса в лучшую сторону. Формирование сводов стоп — длительный процесс.

Работа по профилактике нарушений опорно-двигательного аппарата детей должна планироваться ежедневно, в системе, начиная с раннего детства в различных формах физкультурно-оздоровительной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
kons.ploskostopie_vospit.2016g_noyabr.docx 21.79 КБ
profilaktika_ploskostopiya_v_detskom_sadu.pptx 2.54 МБ

Предварительный просмотр:


Подготовила инструктор по ФК

Процесс формирования стопы начинается с первых шагов ребёнка. При правильном развитии в строении стопы появляются продольный и поперечный своды, выполняющие амортизирующую функцию при ходьбе. Если же формированию этих сводов что-то помешало, то увеличивается нагрузка на позвоночник, что в свою очередь может привести к нарушению осанки, болями в спине и шейном отделе, артритом, артрозам, остеохондрозу. Чтобы избежать этих недугов, необходимо проводить профилактику плоскостопия самого раннего детства.

Плоскостопие является одним из распространённых заболеваний опорно-двигательного аппарата. Статистика показывает, что в последние годы у современных детей наблюдается тенденция к увеличению количества случаев нарушения опорно-двигательного аппарата, в том числе развития плоскостопия.

Родители, педагоги, медицинский персонал дошкольного образовательного учреждения должны способствовать правильному формированию опорно-двигательного аппарата у детей и обращать внимание на самые незначительные отклонения в его развитии в целом, и стопы в частности. Следует внимательно относиться к жалобам ребёнка на боли при невысоких нагрузках при ходьбе, беге или стоянии. Необходимо помнить, что у детей плоскостопие развивается медленно, и они не особенно жалуются на боли в стопах, поэтому рекомендуется периодически осматривать стопы детей и принимать меры профилактики. В период роста и развития состояния свода стоп неустойчиво и может меняться под воздействием неблагоприятных факторов в худшую сторону, а при правильной организации воспитательно-образовательного процесса в лучшую сторону. Формирование сводов стоп — длительный процесс.

Работа по профилактике нарушений опорно-двигательного аппарата детей должна планироваться ежедневно, в системе, начиная с раннего детства в различных формах физкультурно-оздоровительной деятельности.

Различают продольное и поперечное плоскостопие.

Поперечное плоскостопие — это когда передний отдел стопы распластан, и это является одной из причин искривления пальцев ноги.
Продольное плоскостопие-это отсутствие внутреннего продольного подъема стопы, из-за этого стопа полностью лежит на внутреннем крае, при этом отклоняясь во внешнюю сторону.

  1. Раннее вставание и ходьба;
  2. Избыточный вес;
  3. Генетическая предрасположенность;
  4. Травмы стопы;
  5. Длительное хождение босиком по полу с твёрдым гладким покрытием;
  6. Плохо подобранная обувь;
  7. Перенесённые заболевания (рахит, осложнения после полиомиелита);
  8. Недостаточная или избыточная физическая нагрузка.

Успешная профилактика плоскостопия возможна на основе комплексного использования всех средств физического воспитания — гигиенических, природно-оздоровительных факторов и физических упражнений.

Гигиенические факторы- это гигиена обуви и правильный её подбор. Размер и форма обуви должны обеспечивать правильное положение стопы. Обувь должна быть сделана из натуральных материалов, внутри с твёрдым супинатором, поднимающим внутренний край стопы. Подошва должна быть гибкой и иметь каблук (5-10 мм), искусственно поднимающий свод стопы и защищающий пятку от ушибов. Она должна соответствовать форме и размеру стопы, была удобной при носке, не сдавливала стопу, нарушая кровообращение и вызывая потёртости. Длина следа должна быть больше стопы в носочной части, припуск в 10 мм.

Природно-оздоровительные факторы- хождение босиком по естественному грунту (траве, песку, гальке, хвойным иголкам) также способствует профилактике функциональной недостаточности стоп. Нормальное развитие стопы и её сводов обеспечивается правильным физическим воспитанием включением в содержание деятельности по физической культуре специальных упражнений для формирования и укрепления свода стопы. Известно, что без многократного повторения формировать двигательный навык у ребёнка невозможно, но работа, требующая точных движений, быстро утомляет детей. Традиционные упражнения: ходьба на пятках, носках, наружном крае стоп, согнув пальцы и т. д. используемые педагогами для профилактики плоскостопия во время утренней гимнастики, физкультурных занятий или после сна во время закаливающих мероприятий малопривлекательны для ребёнка. Поэтому лучше использовать игровые приёмы, которые позволяют в увлекательной форме способствовать укреплению и повышению тонуса мышц свода стопы.

Основной целью проведения этих игровых упражнений являются:

— соблюдать профилактику плоскостопия;

— проводить закаливание детей;

— подводить детей к сознательному умению быть здоровыми, внимательными;

— учить освобождаться от стрессов, перенапряжения.

Эти упражнения проводятся босиком в комфортной для ребёнка обстановке и не требуют использования специфического оборудования. Их можно использовать, как компонент оздоровительной деятельности, а также в процессе режимных моментов (перед сном, перед прогулкой, приёмом пищи) иди в качестве индивидуальных заданий. Многие игровые упражнений позволяют ребёнку увидеть результаты своей деятельности, что немаловажно для ребёнка дошкольного возраста.

Игровые упражнения, направленные на профилактику плоскостопии у детей дошкольного возраста.

Цель: укрепление и повышение тонуса мышц свода стопы.

Оборудование : крышки от пластиковых бутылок, лист картона с изображением мячиков.

Выполнение: пальцами ног необходимо захватить и удерживать крышку, перемещая её на лист картона с изображением мячиков (поочерёдно левой и правой ногой). Закрыть крышкой мячик.

Оборудование: крышки от пластиковых бутылок, лист картона с изображением геометрических фигур разного размера и цвета.

Выполнение: сидя или стоя пальцами ног правой и левой ноги необходимо выкладывать на карточку крышки составляя геометрические фигуры.

Выполнение: сомкнутыми ногами необходимо захватить контейнер от киндер-сюрпризов и выложить ёлку, затем пальцами ног украсить ёлочку мелкими игрушками.

Оборудование: кубики.
Выполнение: сомкнутыми ногами необходимо удерживать кубик и выстроить башенку.

Оборудование: пуговицы разного размера.

Выполнение: пальцами ног дети выкладывают из пуговиц солнышко.

Оборудование: грецкие, лесные орехи, грибочки.

Выполнение: пальцами ног собрать игрушки в определённое место.

Оборудование: листы бумаги, фломастеры.

Выполнение : пальцами ног нарисовать рисунок другу.

Оборудование : обруч, поролоновые палочки.

Выполнение: дети по команде педагога перекладывают пальцами ног поролоновые палочки (макароны) из обруча в заданное место.

Оборудование: по несколько бумажных салфеток на каждого ребёнка, обруч.
Выполнение: по сигналу педагога дети сминают салфетку пальцами ног (делают снежки) и бегут, держа салфетку пальцами ног стараясь не уронить его до обруча. Кто больше сделает снежков.

Оборудование: палочки дл. 20 см.

Выполнение: дети делятся на 2 команды, встают в одну линию близко друг к другу. Первые дети берут палочку пальцами ног и передают её следующему участнику, стараясь не опускать её на пол. Побеждает та команда, которая быстрее передаст палочку, не уронив её на пол.

Подписи к слайдам:

Профилактика плоскостопия в детском саду Подготовила инструктор по ФК Лотоцкая Н.В.

Что такое плоскостопие? Плоскостопие – одно из самых распространенных заболеваний опорно-двигательного аппарата у детей. Это деформация стопы с уплощением ее свода (у детей обычно деформируется продольный свод, из-за чего подошва становится плоской и всей своей поверхностью касается пола).

Причины плоскостопия у детей лишний вес; рахит; травмы стопы; врожденная слабость мышц и связок стопы; паралич мышц ног.

Признаки плоскостопия быстрая утомляемость ног; к вечеру возможное появление отека стоп, которого не будет утром; ноющие боли при стоянии или ходьбе в голенях и стопах; быстрое изнашивание внутренней стороны подошвы; ребенок ходит с широко наставленными ногами, слегка сгибая ноги в коленях, развернув стопы; стопа имеет неправильную форму или становится шире; врастание ногтей пальцев ног в кожу; искривление пальцев ног; появление мозолей.

10 факторов развития плоскостопия Недоразвитие мышц стопы; Слабость мышечно-связочного аппарата стопы, может быть в результате рахита; Большие физические нагрузки; Излишний вес; Длительное пребывание в постели (в результате болезни); Ношение неправильно подобранной обуви; Косолапость; Х-образная форма ножек; Травмы стопы, голеностопного сустава, лодыжки; Наследственная предрасположенность.

Упражнения по профилактике плоскостопия Ходьба: на месте, не отрывая носки от пола; на носках, в приседе на носках, в полуприседе ; на пятках; перекатом с пятки на носок; на внешней стороне стопы; приставным шагом по: -обручу -палке, веревке, канату -ребристой дорожке по кочкам; по ребристой дорожке, по упаковке от яиц; по сенсорным дорожкам (в группе); на ходунках. Прокатывание предметов ногами(подошвами): на счетах; игольчатых мячиков; палочек; мелких шариков. Собирание пальцами ног: шишек; мелких игрушек (от Киндера). Самомассаж : ежиками; шишками.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! Желаем всем здоровья!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цель опыта: Сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у воспитанников, педагогов, родителей ответственности в деле сохранения собственного здоровья. Задачи опыта: 1. .

Причины плоскостопия, диагностика, профилактика, специальные упражнения, самомассаж, примерный комплекс гимнастики.

Возраст:3 года -7 летПлоскостопие у детей.

2 слайд Плоскостопие - это не только косметический дефект. Оно часто сопровождается болями в стопах, голенях, повышенной утомляемостью при ходьбе, затруднениями при беге, прыжках, ухудшением коо.

Конспект НОД "Профилактика плоскостопия в детском саду".

Очень хочется, чтобы наше подрастающее поколение росло здоровым и сильным.

Плоскостопие – это деформация стопы, характеризующаяся уплощением ее сводов. Врачи называют плоскостопие болезнью цивилизации. Неудобная обувь, синтетические покрытия, гиподинамия – все эт.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.