Профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста консультация для


Разработала: М. В. Пышненко, руководитель физического воспитания

С первыми шагами у ребёнка начинается процесс формирования стоп. Окончательно стопа формируется у ребёнка к семи-восьми годам. Плоскостопие считается одним из самых распространённых заболеваний у детей. Но родители часто не воспринимают это заболевание всерьёз, и это неправильная позиция. Дети, страдающие плоскостопием, жалуются на боли в стопах, повышенную утомляемость, боли в голенях.

Нормальная или плоская стопа? Определить форму стопы можно так: смазать стопы ребенка подсолнечным маслом и поставить его на лист белой бумаги, хорошо впитывающей масло. При этом надо отвлечь внимание малыша. Через 1—1,5 минуты снять его с бумаги и вниматель­но рассмотреть отпечатки стоп. Если следы имеют форму боба, то это свидетельствует о нормальных стопах: своды стоп приподняты и при движениях выполняют рессорную функцию. Если же отпечаталась вся стопа, следует заподозрить имеющееся или начинающееся плоскосто­пие, а если дошкольник при длительной ходьбе жалуется на боль в ногах, то здесь уже нужна консультация и помощь ортопеда.


Как предупредить плоскостопие?

• обувь у ребёнка должна быть сделана из натуральных материалов, внутри с твёрдым супинатором, поднимающим внутренний край стопы;

• подошва детской обуви должна быть гибкой и иметь каблук (5-10мм, искусственно поднимающий свод стопы, защищающий пятку от ушибов);

• обувь должна соответствовать форме и размеру стопы, быть удобной при носке и не должна мешать естественному развитию ноги, сдавливая стопу, нарушая кровообращение и вызывая потертости;

• обувь должна быть максимально легкой, но с хорошим задником;

• помните, длина следа должна быть больше стопы в носочной части, припуск в 10 мм;

• при определении размера обуви ребенка руководствуйтесь длиной стопы, которая определяется расстоянием между наиболее выступающей точкой пятки и концом самого длинного пальца.

Примерный перечень специальных упражнений

И. П. лежа на спине.

1. Подошвенное и тыльное сгибание стоп с удержанием в каждом положении по 4-6 секунд.

3. Одновременное сжимание пальцев рук и ног в кулаки с последующим растопыриванием пальцев.

4. Круговые движения стопами внутрь и наружу медленно с максимальной амплитудой.

И. П. сидя на полу. Руки в упоре сзади, ноги прямые.

1. Поочередный подъем прямых ног с одновременным тыльным сгибанием стоп и удержанием в течение 4-6 секунд.

2. Подъем прямой ноги, тыльное сгибание стопы. Сгибание ноги в коленном суставе одновременно с подошвенным сгибанием стопы. Разгибание в коленном суставе, подошвенное сгибание стопы, принятие и. п.

3. И. п. сидя на полу. Руки в упоре сзади. Ноги согнуты в коленных суставах, тазобедренных суставах, стопы стоят на полу. Разведение и сведение пяток.

4. И. п. как в упражнении 3. Захват мелких предметов перед собой, перекладывание по обе стороны от себя с последующим возвращением на место.

И. П. стоя

1. Ходьба на носках.

2. Ходьба на пятках.

3. Ходьба по гимнастической палке, шведской стенке приставным шагом.

4. Перекаты с пятки на носок и обратно, стоя на коврике.

5. Разведение и сведение пяток, стоя на коврике.

6. Разведение и сведение передних отделов стоп, стоя на коврике.

Наибольший эффект оказывают упраж­нения, если их выполнять босиком и по возможности несколь­ко раз в день.

Литература:

1. Вавилова Е.Н. Укрепляйте здоровье детей. М.: Просвещение. -1986

Скачать:

ВложениеРазмер
profilaktika_ploskostopiya_u_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx 33.8 КБ

Предварительный просмотр:

Профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста

Разработала: М. В. Пышненко, руководитель физического воспитания

С первыми шагами у ребёнка начинается процесс формирования стоп. Окончательно стопа формируется у ребёнка к семи-восьми годам. Плоскостопие считается одним из самых распространённых заболеваний у детей. Но родители часто не воспринимают это заболевание всерьёз, и это неправильная позиция. Дети, страдающие плоскостопием, жалуются на боли в стопах, повышенную утомляемость, боли в голенях.

Нормальная или плоская стопа? Определить форму стопы можно так: смазать стопы ребенка подсолнечным маслом и поставить его на лист белой бумаги, хорошо впитывающей масло. При этом надо отвлечь внимание малыша. Через 1—1,5 минуты снять его с бумаги и внимательно рассмотреть отпечатки стоп. Если следы имеют форму боба, то это свидетельствует о нормальных стопах: своды стоп приподняты и при движениях выполняют рессорную функцию. Если же отпечаталась вся стопа, следует заподозрить имеющееся или начинающееся плоскостопие, а если дошкольник при длительной ходьбе жалуется на боль в ногах, то здесь уже нужна консультация и помощь ортопеда.

Как предупредить плоскостопие?

• обувь у ребёнка должна быть сделана из натуральных материалов, внутри с твёрдым супинатором, поднимающим внутренний край стопы;

• подошва детской обуви должна быть гибкой и иметь каблук (5-10мм, искусственно поднимающий свод стопы, защищающий пятку от ушибов);

• обувь должна соответствовать форме и размеру стопы, быть удобной при носке и не должна мешать естественному развитию ноги, сдавливая стопу, нарушая кровообращение и вызывая потертости;

• обувь должна быть максимально легкой, но с хорошим задником;

• помните, длина следа должна быть больше стопы в носочной части, припуск в 10 мм;

• при определении размера обуви ребенка руководствуйтесь длиной стопы, которая определяется расстоянием между наиболее выступающей точкой пятки и концом самого длинного пальца.

Примерный перечень специальных упражнений

И. П. лежа на спине.

1. Подошвенное и тыльное сгибание стоп с удержанием в каждом положении по 4-6 секунд.

3. Одновременное сжимание пальцев рук и ног в кулаки с последующим растопыриванием пальцев.

4. Круговые движения стопами внутрь и наружу медленно с максимальной амплитудой.

И. П. сидя на полу. Руки в упоре сзади, ноги прямые.

1. Поочередный подъем прямых ног с одновременным тыльным сгибанием стоп и удержанием в течение 4-6 секунд.

2. Подъем прямой ноги, тыльное сгибание стопы. Сгибание ноги в коленном суставе одновременно с подошвенным сгибанием стопы. Разгибание в коленном суставе, подошвенное сгибание стопы, принятие и. п.

3. И. п. сидя на полу. Руки в упоре сзади. Ноги согнуты в коленных суставах, тазобедренных суставах, стопы стоят на полу. Разведение и сведение пяток.

4. И. п. как в упражнении 3. Захват мелких предметов перед собой, перекладывание по обе стороны от себя с последующим возвращением на место.

1. Ходьба на носках.

2. Ходьба на пятках.

3. Ходьба по гимнастической палке, шведской стенке приставным шагом.

4. Перекаты с пятки на носок и обратно, стоя на коврике.

5. Разведение и сведение пяток, стоя на коврике.

6. Разведение и сведение передних отделов стоп, стоя на коврике.

Наибольший эффект оказывают упражнения, если их выполнять босиком и по возможности несколько раз в день.

1. Вавилова Е.Н. Укрепляйте здоровье детей. М.: Просвещение. -1986

Особенную радость родители испытывают и в тот момент, когда наступает время активных действий – малыш учится ходить. Помогая крохе совершать свои первые шаги, стоит обращать особое внимание на положение ступни при ходьбе. Так как в этом возрасте можно приобрести такое заболевание, как плоскостопие.

Плоскостопие – это заболевание опорно-двигательного аппарата человека, которое характеризуется изменением, или деформацией формы стопы. Существует несколько основных причин развития плоскостопия:

1. Повышенный вес тела;

2. Частое длительное стояние на ногах;

3. Ношение некачественной обуви;

4. Травмы стоп и др.

Основными симптомами плоскостопия являются:

- повышенная утомляемость при стоянии и ходьбе;

- боль и чувство скованности в икроножных мышцах;

- усиление болей в ногах к концу дня и т. д.

В ортопедии различают продольное и поперечное плоскостопие. Поперечное плоскостопие – это уплощение поперечного свода стопы, которое, имеет наследственный характер. Основной причиной развития поперечного плоскостопия является слабость мышечно - связочного аппарата. Продольное плоскостопие – это понижение продольного свода стопы. Существует несколько основных типов плоскостопия,к ним относятся:

1. Статическое плоскостопие – это наиболее частый тип плоскостопия, развитие которого связано с ослаблением мышц и растяжением связок, что приводит к опущению внутреннего края стопы и развитию плоскостопия.

2. Врожденное плоскостопие – развивается во внутриутробном периоде и связано с аномалиями развития опорно-двигательного аппарата.

3. Рахитическое плоскостопие. Рахит – это заболевание, которое характеризуется снижением уровня витамина Д в организме ребенка и является это одной из причин развития плоскостопия в детском возрасте.

4. Травматическое плоскостопие. Травмы стопы, включая неправильно сросшиеся переломы костей стопы, приводят к развитию плоскостопия.

5. Паралитическое плоскостопие (паралитическая плоская стопа) может развиться после перенесенного полиомиелита, который приводит к параличу мышц стопы и голени.

Все дети рождаются с мнимым плоскостопием, что объясняется обилием подкожного жира в стопе. Особенностью мнимого детского плоскостопия является то, что по мере взросления дети естественным путем избавляются от плоскостопия: с развитием ходьбы и бега мышцы развиваются, и стопа ребенка принимает привычные очертания. Полноценное формирование сводов стопы завершается к 3 годам. В связи с этим, плоская стопа у детей до трех лет не может быть отнесена к истинному плоскостопию. В детском возрасте встречается врожденное и приобретенное плоскостопие. Причиной врожденного плоскостопия являются пороки развития стопы во внутриутробном периоде. Приобретенное плоскостопие у детей, как правило,обусловлено следующими факторами:

1. Избыточный вес ребенка.

2. Ношение некачественной обуви (слишком мягкая или слишком жесткая подошва, резиновая обувь, слишком высокий каблук или его отсутствие).

3. Рахит и нарушения обмена кальция и фосфора у ребенка.

4. Неправильно сросшийся перелом.

5. Длительный постельный режим при тяжелых заболеваниях.

6. В период полового созревания гормональные перестройки вызывают длительный спазм мышц и могут привести к плоскостопию.

7. Чрезмерная подвижность суставов.

8. Поднятие тяжестей (например, при ношении на руках младших братьев или сестер).

9. Усиленные занятия балетом.

К каким последствиям приводит плоскостопие у ребенка? У детей с плоскостопием нарушается важная функция стопы – амортизация. В результате этого, вибрация тела во время ходьбы и бега передается на голень, тазобедренные суставы, позвоночник и т. д. Длительное раздражение суставов приводит к их воспалению –артрозам. Влияние плоскостопия на позвоночник заключается в развитии искривления позвоночника, или сколиоза у детей. Такие симптомы плоскостопия, как боль в ногах, усталость, головные боли приводят к сниженной успеваемости в школе.

Узнав о том, что у малыша плоскостопие, родителям необходимо покупать для детей качественную обувь. Обувь ребенка должна иметь жесткий задник, фиксирующий пятку, небольшой каблучок высотой полсантиметра (не больше и не меньше) и стельку с небольшим упругим утолщением (супинатором) на внутренней стороне стопы.

Среди консервативных методов лечения плоскостопия выделяют лечебную гимнастику, массаж, ножные ванны, физиотерапию, ношение правильной ортопедической обуви или стелек. Лечение плоскостопия у ребенка в самой ранней стадии заболевания, при несостоятельности связок стопы сводится к назначению покоя, временному прекращению занятий спортом. Рекомендуются теплые ножные ванны и массаж. Достаточно эффективным методом лечения на раннем этапе развития плоскостопия является ножная ванночка, на дно которой укладывается речная галька. Ребенку предлагают перекатывать камешки в воде ступнями. Для профилактики и лечения плоскостопия у детейможет быть применен следующий комплекс упражнений:

1. Катание по полу ступнями скалки или небольшого мяча.

2. На пол укладывается салфетка, которую предлагают смять с помощью стопы.

3. Ребенку предлагают собирать пальцами ног и перекладывать с места на место разбросанные на полу предметы.

4. Круговые движения ступнями наружу и внутрь.

5. Стоя на носочках, сводить и разводить пятки, не отрывая пальцев от пола.

6. Захватывать обеими стопами мячик и приподнимать его, удерживая между стоп.

7. Поочередно ходить на носках, на пятках, на наружных краях стоп.

8. Перекатывание с пятки на носок.

9. Ходить по ребристой поверхности (массажный коврик, песок, галька).

10. Ходьба по бревну, лазанье по канату.


Профилактика плоскостопия у ребенка. Упражнения, предупреждающие развитие плоскостопия 1. «Танцующий верблюд И. п. – стоя, ноги врозь, стопы параллельно, руки за спиной. Ходьба на месте с поочерёдным подниманием пяток (носки.

Профилактика нарушения осанки и плоскостопия у детей дошкольного возраста Статика человека характеризуется вертикальным положением тела в пространстве, определяющем осанку. Осанку принято называть привычную позу.

Профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста Плоскостопие – это достаточно серьезное ортопедическое заболевание, которое значительно нарушает функцию всего опорно-двигательного аппарата.

Профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста Стопа имеет поперечный и продольный своды, которые необходимы для амортизации и равновесия при движении. Но иногда возникает их патологическое.

Консультация для родителей:

Родители должны знать, что профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста необходима всем малышам. Подавляющее большинство детей рождается со здоровыми ногами. Задача родителей — сохранить это здоровье!

Диагноз "плоскостопие" можно поставить малышу только после шести лет. До это происходит формирование и рост костей, мышц, сухожилий и суставов стопы.

Своды стопы ребенка от рождения заполнены подкожным жиром, и если вы сделаете отпечаток ножки малыша, то он будет плоским, но не стоит переживать, что у него плоскостопие. Конечно бывают и исключения, когда плоскостопие является врожденной патологией, но об этом диагнозе родители точно уже будут знать, когда крохе исполняется 1 годик на плановом осмотре ортопеда.

Формироваться стопа начинает, когда ребенок начинает ходить и чем старше он становится, тем отчетливее становится просвет свода стопы.

Но бывает, что в формировании стопы что- то идет не так.

Заподозрить развитие недуга родители могут по следующим признакам:

при вальгусном плоскостопии ребенок будет косолапить и выворачивать носки стоп наружу при ходьбе. Мускулатура ноги слабая и ребенку трудно держать ее в правильном положении.;

во время ходьбы ребенок больше наступает на внутренний край стопы. Такую походку видно стразу.

Если вы обнаружили хотя бы один из признаков, необходимо обратиться к врачу!

Почему стопа не плоская, зачем вообще нужен изгиб?

Арка равномерно распределяет вес тела по поверхности стопы и амортизирует ударную нагрузку на опорно-двигательный аппарат — в особенности это важно для позвоночника.

Нарушение анатомии стопы может привести к серьезным проблемам с позвоночником, нервной системой, опорно-двигательным аппаратом.

Плоскостопие формируется, если мышцы и связки ослаблены и не справляются с поддержкой костей в правильном положении. Поэтому необходимо тренировать мышцы ног.


В дошкольном возрасте, пока свод стопы формируется, вылечить плоскостопие можно без оперативного вмешательства.

В качестве профилактики и лечения начальной стадии плоскостопия нужно выполнять различные упражнения, разработанные, как для лечения плоскостопия, так и для его предупреждения, делать массаж стоп, ходить босиком по различным неровным поверхностям.



Если коврика нет, и средств на его приобретение тоже нет, напольный аппликатор можно сделать ребенку своими руками. Для этого подойдут и пуговицы, крышки, пробки губки, верёвочки, бусины и т.д. Необходимо сочетать разные по твёрдости и фактуре поверхности. Проявите фантазию и занятия будут не только полезные, но и интересные для вашего ребёнка.



Занятия на массажном коврике способны нивелировать вредное воздействие на детские ступни абсолютно ровных полов в наши квартирах – линолиума, ламината и ковролина. Передвижение по поверхности коврика имитирует так необходимую для физиологичного развития мышц малыша ходьбу по травке, гальке и песке. И если летом такой рельеф можно без проблем найти на улице, то с наступлением холодов выручит массажный коврик.

Лучшее место для коврика в доме – самое проходное.

Ходьба по массажным коврикам способствуют:

улучшению работы внутренних органов, т.к на стопах ног находится множество акупунктурных точек;

укреплению и улучшению работы мышц, связок стопы и голени;

снятию напряжения мышц;

И все это – за несколько минут простейшей гимнастики в день!

В самом начале занятий рельефная поверхность может показаться непривычной для ног. Поэтому сначала нужно провести небольшую разминку:

- обычная ходьба по массажному коврику;

- ходьба по коврику приставным шагом (боком).

Затем постепенно в занятия вводятся упражнения на ортопедическом массажном коврике, которые отличаются предельной простотой и доступностью. С ними справятся даже малыши.

Упражнение 1. Исходное положения – стоя, спина прямая. Ходьба по поверхности коврика вперед и назад. Назад начинайте двигаться, не разворачивая туловища. Со временем ребенок может помогать себе руками, подняв их в стороны, или, при желании, вверх. Рекомендуемая длительность – 2-3 минуты.

Упражнение 2. Исходное положения – стоя, спина прямая. Поднятие на носочки. Легче это делать каждой ножкой по очереди. В идеале со временем малыш должен уметь ходить на носочках по коврику. Рекомендуемая длительность – 2-3 минуты.

Упражнение 3. Исходное положение – стоя, спина прямая. Стояние на одной ноге, по очереди. Ручки в стороны или на поясе. Рекомендуемая длительность – 2-3 минуты.

Упражнение 4. Исходное положение – стоя, спина прямая. Ходьба на внутренней и внешней стороне стопы. Рекомендуемая длительность – 2-3 минуты.

Упражнение 5. Комплекс ребенок может закончить общеукрепляющим упражнением – пару минут свободно полежать на спинке. Бодрость на весь день гарантирована!

После таких усердных занятий проработанным мышцам и стопам необходима правильная опора, поэтому надо позаботиться о правильной обуви ребёнка. Малышам ортопеды рекомендуют выбирать модели со специальной стелькой и укрепленным задником.


Правильная детская обувь, рекомендуемая ортопедами.

Остается только вопрос: как сделать упражнения с ребенком регулярными?

Важно, чтобы ребенок каждый день выполнял упражнения, хотя бы по 20 минут. Это позволит избежать патологических отклонений в росте голеностопа и свода стоп.

Я уверена: только превратив их в игру!













Игры для профилактики плоскостопия

Дождь пошел, и надо нам разбегаться по домам!

Каждый игрок бежит к обручу и встает на его обод, передвигается по нему боком (правым и левым) приставными шагами.

Дети садятся на ковер, упираются руками сзади в пол, переносят набивной мяч весом 500 г, захватив его ногами, то вправо, то влево и произносят:

Я сейчас подъемный кран.

Он на стройке великан.

Груз тяжелый поднимает.

Как построить домик — знает.

Сегменты дорожки (деталь коврика – пазла) раскладывают на полу в линию на расстоянии 30-50 см. Дети по очереди, шагая с сегмента на сегмент, переходят на другую сторону группы.

Дети ходят по ребристым дорожкам или между двумя шнурами, меняя виды ходьбы по тексту, и произносят:

Жарким днем лесной тропой (обычная ходьба)

Звери шли на водопой.

За мамой-слонихой топал слоненок. (Ходьба широким шагом.)

За мамой-лисицей крался лисенок. (Ходьба на носках.)

За мамой ежихой катился ежонок. (Ходьба на пятках.)

За мамой-медведицей шел медвежонок. (Ходьба на внешних сторонах стоп.)

Дети садятся на ковер, упираются руками сзади в пол, переносят набивной мяч весом 500 г, захватив его ногами, то вправо, то влево.

По углам группы (зала) кладут четыре обруча диаметром 70-100 см на расстоянии не менее 2 м от стены. Дети делятся на четыре подгруппы. Каждая встает на один из обручей (средней частью стопы), строясь таким образом в круг. Все берутся за руки. По сигналу дети начинают двигаться по обручам в правую сторону приставными шагами — карусели вращаются. На свисток все перебегают на противоположную сторону, занимая другие карусели. Команда, первая взявшаяся за руки и вставшая на обруч, получает очко.

Я бегу, бегу, бегу,

Не споткнусь, не упаду!

Дети идут в колонне по одному, чередуя обычную ходьбу и ходьбу на носках.

Ча-ча-ча! (Обычная ходьба.)

Печка очень горяча! (Ходьба на носках.)

Чи-чи-чи! (И т.д.)

Печет печка калачи!

Будет всем по калачу!

Для игры можно использовать дорожки.

Дети кружатся на носочках, стоя на сегменте дорожки (вправо, влево) и стараясь удержаться на нем.

Вот как кружится юла: Раз, два, три — и все дела.

Дети идут по дорожке, не разводя носков (можно выложенной шнурами, по следам).

Здесь глубокая трясина,

Вся вода покрыта тиной.

Есть лишь узкая дорожка.

Я шагаю понемножку.

И трясину перейду.

По группе раскладывают мелкие предметы (части конструктора, пробки, желуди). Детям дают коробки. Они ходят по группе, захватывают стопами предметы и собирают их в коробки.

Захвачу предмет стопой

И возьму его с собой:

Я несу, за ним слежу,

И в коробку положу.

Детям предлагают отправиться в зоопарк и изобразить, как ходят различные животные. Например: утки — ходьба на пятках, жираф — поднять руки вверх (шея жирафа) и идти, вытягиваясь вверх и т.д. Для игры можно использовать дорожки.

Уважаемые родители! Я представила упражнения, выполняемые для профилактики и лечения плоскостопия начальной стадии. Если же у ребёнка поставлен диагноз плоскостопие или плоско-вальгусная деформация, то рекомендации по подбору комплекса упражнений Вы получите у лечащего врача.

И помните, плоскостопие лучше предупредить!


Консультация для воспитателей

Формирование здоровья детей, полноценное развитие их организма – одна из главных проблем, так как здоровье - основное условие, определяющее своевременное физическое и нервно - психическое развитие ребёнка, фундамент его дальнейшего благополучия.

Плоскостопие — довольно неприятный недуг, который, формируясь в раннем детстве, способен негативно сказаться на всей последующей жизни ребенка. При плоскостопии нарушается опорная функция нижних конечностей, ухудшается их кровоснабжение, отчего появляются боли, а иногда и судороги в ногах. Стопа становится потливой, холодной, синюшной. Уплощение стопы влияет на положение таза и позвоночника, что ведет к нарушению осанки. Дети, страдающие плоскостопием, при ходьбе широко размахивают руками, сильно топают, подгибают ноги в коленях и тазобедренном суставе; походка их напряженная, неуклюжая.

В дошкольном возрасте стопа находится в стадии интенсивного развития, ее формирование еще не завершено, поэтому любые неблагоприятные внешние воздействия могут приводить к возникновению тех или иных функциональных отклонений. Вместе с тем в этом возрастном периоде организм отличается большой пластичностью, поэтому можно приостановить развитие плоскостопия или исправить его путем укрепления мышц и связок стопы.

Для предупреждения плоскостопия рекомендуются умеренные упражнения для мышц, ног и стоп, ежедневные прохладные ножные ванны, хождение босиком. Особенно рекомендуется хождение босиком летом по рыхлой, неровной поверхности, так как при этом ребенок непроизвольно переносит тяжесть тела на наружный край стопы и поджимает пальцы, что способствует укреплению свода стопы. Успешная профилактика и коррекция плоскостопия возможны на основе комплексного использования всех средств физического воспитания: гигиенических факторов (гигиена обуви и правильный её подбор в соответствии с назначением) и физических упражнений(специальные комплексы упражнений, направленные на укрепление мышц стопы и голени и формирование сводов стопы).

Работа по профилактике плоскостопия у детей в условиях ДОУ должна осуществляться систематически. Она включает ежегодное создание полноценной развивающей физкультурно-оздоровительной среды, обеспечение рекомендуемого двигательного режима, соблюдение гигиенических условий, а также правильную организацию физического воспитания и валеологического образования.

Создание полноценной развивающей физкультурно-оздоровительной среды предусматривает наличие оборудования и инвентаря, способствующих укреплению мышц стопы и голени и оказывающих положительное влияние на формирование сводов стопы (ребристые и наклонные доски, скошенные поверхности, гимнастическая стенка, веревочные лестницы, обручи, мячи, скакалки, массажные коврики, гимнастические палки, гимнастические маты, велосипеды, педали которых имеют конусообразный валик, предназначенный для формирования свода стопы, специальные тренажеры). Следует предоставить детям возможность применения указанного оборудования. Кроме того, в теплое время года необходимо обеспечить возможность систематического использования природно-оздоровительных факторов, например, оборудовать на групповых участках естественные грунтовые дорожки.

Успешное решение оздоровительных задач физического воспитания возможно на основе совместной деятельности педагогического коллектива образовательных учреждений и родителей. Для привлечения родителей к активному участию в работе профилактической и коррекционной направленности можно использовать различные формы общения с семьей: родительские собрания, тематические консультации, педагогические беседы, дни открытых дверей, открытые занятия по физической культуре, стенды (уголки) для родителей, папки-передвижки и т. п.

Ниже приводятся комплексы специальных упражнений, направленных на укрепление мышц стопы и голени и формирование сводов стоп. Они могут применяться в различных частях занятия по физической культуре, а также в других формах работы по физическому воспитанию – в процессе утренней зарядки, гимнастики после дневного сна, в качестве домашних заданий и т. п. Наибольший эффект достигается, когда упражнения выполняются босиком.

Систематические физические упражнения содействуют развитию двигательного аппарата детей, повышают возбудимость мышц, темп, силу и координацию движений, мышечный тонус, общую выносливость, способствуют формированию правильной осанки.

Предупредить плоскостопие легче, чем его лечить, поэтому с раннего возраста необходимо укреплять мышцы и связки ног.

И. п. – сидя согнув ноги, руки в упоре сзади.

Ходьба на месте, не отрывая носков от пола.

1-2 – поднимая внутренние своды, опереться на наружные края стоп

Ползающие движения стоп вперед и назад с помощью пальцев.

1-2 – отрывая пятки от пола, развести их в стороны

И. п. – сидя руки в упоре сзади, носки натянуть

1 – согнутую правую стопу – вперед

2 – разгибая правую стопу, согнутую левую стопу – вперед.

2 КОМПЛЕКС С ГИМНАСТИЧЕСКОЙ ПАЛКОЙ:

1. И. п. – сидя, согнув ноги врозь, стопы параллельно, руки в упоре сзади, палка на полу под серединой стоп.

Катать палку вперед-назад двумя стопами вместе и поочередно.

1-2 – сгибая пальцы ног, обхватить ими палку

1-2 – поднять пятки, опираясь пальцами ног о пол

4.И. п. – сидя по-турецки, палка вертикально на полу между стопами, хватом двумя руками придерживать ее за верхний конец.

Движениями стоп вперед-назад вращать палку вокруг вертикальной оси.

Стараясь обхватить палку стопами, поочередно перемещать их по палке вверх и вниз.

6.И. п. – стоя ноги вместе на палке, лежащей на полу, руки на пояс.

Ходьба по палке приставным шагом вправо и влево, палка под серединой стоп; то же, но пятки на палке, а носки на полу; то же, но носки на палке, а пятки на полу.

Примечание. Лучше всего использовать деревянные гимнастические палки длиной 80 см, диаметром 2 см.

3 КОМПЛЕКС С ПРЕДМЕТАМИ:

1. Хождение на высоких носочках.

2. Хождение на пяточках.

II. Основной комплекс упражнений.

В профилактику плоскостопия входит и ношение правильно подобранной обуви: с каблучком 5—8 мм, упругой стелькой, крепким задником. Тапочки и кеды с плоской подошвой способствуют плоскостопию. Предупреждать плоскостопие надо с раннего детства. Для этого 2—3 раза в день предлагайте детям специальные упражнения для стоп. Очень полезна ходьба босиком по земле, песку, плоским камням, воде, по корням деревьев (но не по полу), лазанье босиком по шведской стенке. Помните, что плоскостопие ведёт к нарушению осанки, к снижению двигательной активности, отрицательно сказывается на деятельности внутренних органов.
Дорогие взрослые! Позволяйте детям 6—8 лет проводить у телевизора не более 30 минут подряд, и только во время специальных детских передач. Сидеть они должны на удалении 2—5,5 метра от экрана, прямо перед ним. Свет в комнате (от естественного или искусственного освещения) не должен попадать в глаза.

4 КОМПЛЕКС С ПРЕДМЕТАМИ:

И. П. сидя на гимнастической скамейке, стуле, полу; ноги вытянуты вперед, руки свободно лежат на ногах, спина прямая.
1. Здравствуйте – до свидания. Совершать движения стопами от себя/ на себя.
2. Поклонились. Согнуть и разогнуть пальцы ног.
3. Большой палец поссорился со своими братьями. Двигать большими пальцами ног на себя, остальными от себя. Если не получается, можно помочь руками.
4. Пальчики поссорились, помирились. Развести носки ног в стороны, свести вместе.
5. Пяточки поссорились, помирились. Развести пятки в стороны, свести вместе.
И. П. сидя на коврике, руки в упоре сзади.
6. Ёжик. Стопа опирается на массажный мячик. Перекатывать мячик с пятки на носок и обратно, максимально нажимая на него (8-10 раз каждой стопой).
7. Подними платки. Около каждой стопы лежит по носовому платку. Захватить их пальцами ног, ноги поднять и удерживать в таком положении на счет 1-3, затем пальцы разжать, чтобы платки упали. Опустить ноги (6-8 раз).
8. Растяни ленточку. Около пальцев ног лежит ленточка. Захватить ее концы пальцами, ноги поднять и развести в стороны (3- 4 раза).
9. Нарисуй фигуру. Пальцами ног, захватывая по одному карандашу, выкладывать фигуры (квадрат, треугольник, стрелку) и буквы (А, К,Г, Л,П).
И. П. стоя.
10. Ходьба на носках с разным положением рук (вверх, в стороны, на плечах).
11. Ходьба на пятках, руки в замке на затылке.

12. Мишка косолапый. Ходьба на внешней стороне стопы.
13. Ходьба по различным поверхностям, бревнам и т. п.

Комплекс упражнений для формирования и закрепления правильной осанки.

ИП. Стоя у стены

1. Принять правильную осанку у стены. Отойти от стены на 1-2 шага, сохраняя правильное положение осанки с напряжением.

2. Принять правильную осанку у стены. Сделать 2 шага вперед, присесть, вытянув руки вперед, встать. Вновь принять правильную осанку с напряжением мышц.
3. Принять правильную "осанку у стены. Сделать 1-2 шага вперед, расслабить последовательно мышцы шеи, плечевого пояса и туловища. Вновь принять правильную осанку с напряжением мышц.
4. Принять правильную осанку у стены. Приподняться на носки, удерживаясь в этом положении 3-4 с. Вернуться в и. п.
И. П. лежа на спине в правильном положении: голова, туловище, ноги располагаются по прямой линии, проходящей через вертикальную осевую линию тела, руки прижаты к туловищу.
1. Приподнять голову и плечи, взглядом проверить правильное положение тела, вернуться в и. п.

2. Прижать поясницу к полу. Встать, принять правильную осанку, сохраняя в пояснице то же напряжение, что и в положении лежа
И. П:. стоя. Упражнения в сочетании с ходьбой.

1. Принять правильную осанку ви. п. стоя. Ходьба с изменением направления, остановками, поворотами, различным положением рук и сохранением правильной осанки — 1-2 мин.
2. Ходьба с мешочком на голове, с сохранением правильной осанки.
3. Ходьба с мешочком на голове, перешагивая через препятствия (веревку, гимнастическую скамейку).

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.