Профилактика нарушений плоскостопия актуальность


выявление наличия плоскостопия у учащихся 4 класса и определение упражнений по его профилактике

Скачать:

ВложениеРазмер
prichiny_ploskostopiya_i_ego_profilaktika.docx 52.63 КБ
prichiny_ploskostopiya_i_ego_profilaktika.pptx 402.83 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки РБ

Научно- практическая конференция

Доржиева Валентина Владимировна

Цель : выявление наличия плоскостопия у учащихся 4 класса и определение упражнений по его профилактике

Сделать выводы. Предложить упражнения по профилактике плоскостопия.

Объект : учащиеся 4 класса

Предмет: определение причин плоскостопия и упражнений по его профилактике

Актуальность. Почему я взял такую тему? Когда учащихся нашего класса проверяли на плоскостопие, я задумался над вопросом. А что такое плоскостопие? Прочитав литературу, поискав информацию в интернете, я узнал очень много интересного. На сегодняшний день плоскостопие – одно из наиболее распространенных заболеваний ног у детей. Статистика утверждает, что к концу школы более 70% учащихся приобретает данный недуг. Врачи называют плоскостопие болезнью цивилизации, так как им страдает 80% населения Земли. Знаете ли вы, что подошва ноги содержит больше нервов, чем даже лицо? Тысячи нервов - это наши датчики на подошвах ног, которые позволяют почувствовать даже маленькую песчинку, попавшую в обувь.

Гипотеза: предполагаю, что информированность детей и упражнения по профилактике плоскостопия позволят снизить процент заболеваемости плоскостопием.

Что такое плоскостопие? Говоря простым языком, плоскостопие – это уплощение стопы, которое создает дискомфорт при ходьбе и стоянии человека. Определение наличия плоскостопия по внешнему виду: перекос плеч или бедер, одна сторона тела выдвинута вперед или назад, таз или бедра наклонены вперед, назад или в сторону, спина округлена, грудь впалая, плечи сутулые, голова выдвинута вперед.

Я провел простой тест, который позволил выяснить, есть у учащихся 4 класса плоскостопие или нет. Результаты анкетирования (В приложении)

Самый лучший способ предупредить плоскостопие – это укрепление мышечного и связочного аппарата. Сделать это можно с помощью занятий спортом или специальных упражнений. Лучшим способом укрепить мышцы спины и бедер является конный спорт. Хорошим выбором являются восточные единоборства, где отсутствуют прыжки, но много упражнений на растяжку мышц и сухожилий.

Предупредить болезнь можно, придерживаясь следующих правил:

  1. Нужно побольше ходить босиком, уделите несколько минут хождению босиком по траве, земле, гальке, хвойным иголкам.
  2. Следует давать ногам отдых.
  3. Ношение правильной обуви.
  4. Выполнять упражнения от плоскостопия.
  5. Следить за осанкой и правильным положением стоп.

Рекомендации умеренные упражнения для мышц ног и стоп ежедневные прохладные ножные ванны; хождение босиком по траве, по мелкой гальке, по песку; носить правильную обувь, подбирать ее правильно по размеру; не переносить слишком большие грузы; уменьшить свой вес; следить за походкой; соблюдать правила личной гигиены; При появлении болей в стопах обратиться к ортопеду.

П лоскостопие — прогрессирующее заболевание, поэтому, чем раньше начато лечение, тем лучшие результаты оно приносит. И наоборот, запущенные случаи лечатся труднее. Лечение плоскостопия должно быть комплексным и направленным на укрепление всего организма. Лечебная гимнастика, массаж, физиотерапевтические процедуры, ортопедические стельки или обувь — разных средств для лечения плоскостопия достаточно. Важно, чтобы этот процесс был регулярным и достаточно длительным. Коррекция деформации стоп продолжается до 10-12 летнего возраста, но лучше вылечить ребенка к 4-6 годам.

Плоскостопие у ребенка: актуальность проблемы, профилактика и лечение

ПРОФИЛАКТИКА ПЛОСКОСТОПИЯ У ДЕТЕЙ

Что такое плоскостопие?

Плоскостопие – диагноз, который очень часто можно услышать на приёме у детского врача. Статистика говорит, что среди малышей до 3 лет оно встречается в 25% случаев. С возрастом эти цифры только возрастают. Плоскостопие только на первый взгляд кажется безобидным недугом, оно к тому же является благоприятным фоном для развития ряда болезней опорно-двигательного аппарата.


Свод нормально сформированной стопы представляет собой арку, он служит пружиной, амортизатором, сглаживает толчки и сотрясения тела при ходьбе, беге, прыжках. Свод стопы формируют кости, мышцы и связки. Если происходит ослабление мышечно-связочного аппарата, то нарушается форма – стопа распластывается (т.е. её поверхность практически во всех точках соприкасается с полом).

Чем опасно плоскостопие?

· Плоскостопие мешает нормальному движению, со временем формирует неправильную осанку, деформирует кости стопы, нижних конечностей, является причиной тяжёлых заболеваний позвоночника (артрит, артроз, сколиоз, остеопороз, варикозное расширение вен, хроническая головная боль).

· Плоскостопие вызывает боли при ходьбе и физических нагрузках, что отражается на общем самочувствии человека.

Основными причинами развития этой патологии у детей считаются:

· лишний вес, ожирение;

· малоподвижный образ жизни, низкая физическая активность;

· недостаток кальция и витамина Д;

· неправильно подобранная обувь;

· излишне долгое хождение в обуви (ребёнок должен больше времени проводить босиком);

· перенесённые заболевания (рахит, полиомиелит, ДЦП) и травмы (переломы стопы, лодыжки).

Если ребёнок часто устаёт, хромает при ходьбе, ставит ноги на внутреннюю или наружную часть стопы, стаптывает обувь на одну сторону, жалуется на боли в ногах и спине, сутулится – необходимо незамедлительно обратиться к врачу – ортопеду, т.к. возможно у него формируется плоскостопие.

Профилактика плоскостопия у детей раннего возраста

· Не стремитесь рано обучать детей ходьбе.

·
Как только малыш начнёт ходить, правильно подберите обувь: с твёрдым задником и закрытым носом, на небольшом - 0,5 см каблуке, носок должен быть достаточно широким, чтобы пальцы располагались свободно, без сдавливания. Обувь на плоской подошве, сандалии и туфли без задников недопустимы для маленьких детей. Ботинки, которые малыш донашивает за кем-то, не лучший вариант, т.к. они уже деформированы под чужую ногу, что может оказать влияние на неокрепшие мышцы и суставы. Ортопедическая обувь помогает правильному формированию стопы.

·
В летнее время ребёнку полезно ходить босиком по траве, гальке, песку. Недопустима постоянная ходьба босиком по ровной поверхности – полу, ковру, асфальту. Зимой – по рассыпному гороху, бобам, специальным массажным (ортопедическим) коврикам. Коврик имеет на поверхности много выпуклостей разного размера и высоты. По такому коврику можно ходить или даже просто стоять на нём, эффект всё равно будет. Он улучшает кровоснабжение, дозирует нагрузку, предоставляет необходимый рельеф. Приучите ребёнка к систематическим занятиям на массажном коврике (ходьба, гимнастика, игры) не менее двух раз в день. Массажный коврик – ваш союзник в борьбе с плоскостопием.

· Эффективным средством профилактики считаются массажные процедуры. Однако для достижения эффекта сеансы должны быть продолжительными и регулярными. Лечебный массаж не ограничивается зоной стоп. Он начинается с поясничного отдела, затем спускается к икроножной мышце, затем следуют ахилл, голень, верхняя часть стопы и подошва. В завершении повторно разминается икроножная мышца и поверхность подошвы. Подошвенная часть растирается ребром ладони от пятки к пальцам. Затем разминаются межпальцевые промежутки. При фиксации ноги в районе щиколотки выполняются повороты стопы вправо и влево. Полноценный, качественный массаж выполняется квалифицированным мастером. Сеансы рекомендуется проводить не реже 1 раза в 1,5 месяца в течение года. Массаж стопы – эффективное средство против плоскостопия.

· Полезны ножные ванночки температуры, обливание стоп попеременно тёплой и холодной водой с последующим растиранием грубым полотенцем. Такие процедуры вызывают прилив к стопе, улучшая питание мышц и костей, и способствуют их правильному формированию.

· Нужно укреплять организм ребёнка, повышать иммунитет. В рационе должно быть достаточное количество молочных продуктов, рыба, мясо, фрукты и овощи.

· Учите дете й ходить, не разводя слишком широко носки стоп.

· Необходимо бороться со стремлением девочек рано носить обувь с высоким каблуком и с очень узким носком.

· Необходим о укреплять мышцы ног, особенно сгибатели стопы и пальцев.

· Необходимо отказаться от таких видов нагрузок, как футбол, балет, бег, где нагрузка на стопу чрезвычайно высока.

· Нужно следить за осанкой, ежедневно выполнять упражнения для спины – наклоны, подтягивания, повороты для правильного формирования мышечного корсета спины и ног.

Нужно выполнять простые упражнения для профилактики.

Положение, сидя на стуле:

- сгибание и разгибание пальцев ног;

- поочерёдное отрывание от пола пяток и носков;

- круговые движения стопами;

- разведение пяток в стороны без отрыва носков от пола.

- подъём на носочки, задержаться на 2-3 секунды, плавно

- стоять на внешних сторонах стопы;

- приседание без отрыва пяток от поверхности пола.

Необходимо периодически ходить на пятках, носках

или внешних сводах стоп.

· Необходимо чередовать периоды активных движений на ногах с периодами отдыха, когда стопы ребёнка могут отдохнуть.

· Ежегодно посещайте ортопеда.

При обнаружении симптомов плоскостопия у ребёнка паниковать не следует, но и легкомысленно относиться к проблеме тоже нельзя. Чем взрослее человек, тем сложнее бороться с недугом и его последствиями. Мягкая стопа ребёнка охотно поддаётся щадящему воздействию массажа, гимнастики и специализированных средств. Профилактика плоскостопия поможет со временем навсегда забыть о проблеме.

Ольга Сафронова
Проект физкультурно-оздоровительной работы по профилактике нарушения осанки и плоскостопия

Проект физкультурно-оздоровительной работы

по профилактике и предупреждению нарушения осанки и

плоскостопия у детей старшего дошкольного возраста

Идея проекта: Профилактика и предупреждение нарушения осанки и плоскостопия у детей.

Актуальность: Высокий показатель нарушения осанки и плоскостопия у детей 5-6 лет.

Согласно исследованиям специалистов, 75 % болезней взрослых заложены в детстве. Только 10 % процентов детей приходят в школу абсолютно здоровыми, а многие оказываются неуспевающими не из-за лени, а вследствие плохого состояния здоровья. Осанка формируется в процессе роста ребенка. Нарушение осанки, помимо значительного косметического дефекта, нередко сопровождается расстройствами деятельности внутренних органов: сердца, легких, желудочно-кишечного тракта; отрицательно сказывается на высшей нервной деятельности: сопровождается быстрым наступлением утомления, а нередко и головными болями.

Плоскостопие так же является нарушением опорно-двигательного аппарата. При плоскостопии снижается или исчезает рессорная, амортизирующая роль стопы, в результате чего внутренние органы становятся мало защищенными от сотрясений. Появляется боль в стопе. Любое нарушение в развитии споты отрицательно отражается на осанке ребенка. Главной причиной возникновения плоскостопия является слабость мышечно-связачного аппарата стопы. В последнее время в детском саду увеличилось количество детей, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата и этот показатель постоянно увеличивается.

Из всего этого очевидно, что в условиях детского сада необходимо уделять большое внимание работе по профилактике нарушений опорно- двигательного аппарата.

Цель: Создание в детском саду системы работы по профилактике и предупреждению нарушения осанки и плоскостопия.

Задачи:

1. Создать условия для организации работы по профилактике и предупреждению нарушения осанки и плоскостопия.

2. Обозначить для родителей важность проблемы, познакомить с причинами возникновения плоскостопия и нарушения осанки, приемами укрепления мышц голеностопного сустава, спины, живота.

3. Дать детям понятие о здоровой стопе, красивой осанке, познакомить с приемами укрепления.

4. Повысить уровень развития двигательных умений и навыков у детей, способствующих профилактике и предупреждению нарушения осанки и плоскостопия.

5. Комплексно подходить к вопросу профилактики нарушения осанки и плоскостопия.

Участники реализации проекта: воспитанники ДОУ, воспитатели, родители, инструктор по физическому воспитанию, врач-ортопед, врач-педиатр, медицинская сестра.

Сроки реализации: Долгосрочный (сентябрь-май 2012-2013 учебный год).

Ожидаемый результат: Укрепление мышц голеностопного сустава, спины, живота у детей; снижение высокого показателя по нарушению осанки и плоскостопию.

Этапы работы:

I. Подготовительный этап:

Формы работы:

1. Изучение плантограмм.

2. Осмотр детей врачом-ортопедом.

3. Составление списков детей с нарушением осанки и плоскостопия.

4. Разработка перспективного плана работы.

5. Подбор спортивного инвентаря для работы.

Содержание работы.

1. Выявить уровень развития стопы у детей старшего дошкольного возраста.

2. Контроль за формированием осанки.

3. Формирование групп.

4. Подбор упражнений и составление конспектов занятий, направленных на профилактику и предупреждение плоскостопия и нарушения осанки.

5. Изготовление нестандартного оборудования.

Участники реализации проекта:

Врач-педиатр, дети 5-6 лет, воспитатели, медицинская сестра,инструктор по физическому воспитанию.

Сроки выполнения: Сентябрь-октябрь.

II. Основной этап.

1. Гимнастика (утренняя, бодрящая после дневного сна).

2. Общее родительское собрание.

3. Домашнее задание для родителей.

4. Занятия по валеологическому воспитанию.

5. Физкультурно-валеологические праздники.

6. Родительский уголок (наглядная информация для родителей)

8. Кружок "Топтыжка"

9. Кружок "Грация"

Содержание работы

1. Проведение профилактических упражнений на укрепление мышц стопы, спины, живота.

2. Причины возникновения и профилактика нарушения осанки и плоскостопия у детей.

3. Изготовление тактильных ковриков.

4. Дать представление об опорно-двигательном аппарате, причинах возникновения нарушения осанки и стопы.

5. Знакомство с понятием "здоровая стопа", "красивая осанка"; формирование правильной осанки.

6."Какая обувь нужна дошкольнику?", "Как предупредить нарушения осанки?"; Комплексы упражнений, направленные на укрепление опорно-двигательного аппарата.

7. Профилактика плоскостопия и нарушение осанки у детей.

8. Дополнительные занятия по профилактике плоскостопия.

9. Дополнительные занятия по профилактике нарушения осанки.

Участники реализации проекта:

дети 5-6 лет, воспитатели, родители, инструктор по физическому воспитанию, врач-педиатр.

Сроки выполнения:

4. Один раз в месяц.

5. Один раз в квартал.

6. В течении года. 7. В течении года.

III. Заключительный этап.

Формы работы:

1. Анализ плантограмм детей, занимавшихся в кружках дополнительного образования в течении учебного года.

2. Осмотр врачом-ортопедом.

3. Педагогический совет.

Содержание работы:

1. Выявить уровень развития стопы.

2. Контроль за формированием осанки.

3. Анализ системы организации профилактических мероприятий.

Участники реализации проекта:

Врач-ортопед, дети 5-6 лет, воспитатели, медицинская сестра, инструктор по физическому воспитанию.

Сроки реализации:

Риски:

1. Невозможность 100-процентного охвата детей врачом-ортопедом в начале учебного года.

2. Нерегулярное посещение детьми детского сада.

Данные факты не способствуют достижению поставленной цели проекта.

Меры, принимаемые по устранению рисков:

- Направление к врачу-ортопеду необследованных детей в сентябре-октябре по объективным причинам.

- Закаливание часто болеющих детей (воздушное, бассейн, босохождение);

- Проведение подвижных игр, утренних гимнастик в теплое время года на свежем воздухе;

- Ходьба на лыжах в зимнее время.




























Описание презентации по отдельным слайдам:

Актуальность Во многом, развитие плоскостопия - это результат не знания и не соблюдения основных правил поведения в повседневной жизни. Малоподвижный образ жизни делает организм человека беззащитным при развитии различных заболеваний. Проблема функциональной диагностики повреждения и заболевания стоп является актуальной при выборе тактики и способов лечения и оценке его эффективности.

установить степень распространенности плоскостопия среди учащихся начальных классов, а также предложить специальный комплекс упражнений, направленный на коррекцию и профилактику плоскостопия. Цель исследования

Если дети будут регулярно выполнять профилактические коррекционные упражнения для снятия симптомов плоскостопия, то они смогут впоследствии предотвратить более серьёзные проблемы этого заболевания.

Плоскостопие – очень серьезная и коварная патология, которая ускоряет износ практически всего опорно-двигательного аппарата. Плоскостопие -это деформация формы стопы с понижением ее сводов. При такой деформации, стопы полностью теряют свои рессорные и амортизирующие способности.

26 костей 24 сустава стопы 32 мышцы (22 – собственные мышцы стопы) Строение стопы

Тест выявления плоскостопия Метод В.А. Штритера. На отпечатке стопы линией АВ соединяли внутренний край носка и пятки по касательной. Обозначали буквой А точку касания линии выпуклого края носка, а буквой В - точку касания линией выпуклого края пятки. Линией СД соединяли основание второго пальца и середину пятки. Находили середину линии АВ (точка с), из нее проводили перпендикуляр к линии СД, пересекающий боковые края стопы (наружный край и верхний край) в точках а и b. Измеряли расстояние ас и аb в см. Оценку отпечатка стопы проводили по процентному отношению ас к аb, для этого величину ас разделите на аb и умножали на 100: –полая стопа — 0–0,25; – нормальная — 0,26–0,45; – уплощенная (I ст.) — 0,46–0,49; – уплощенная (II ст.) — 0,5–0,75; – плоская — 0,76–1

Проведение исследования по выявлению плоскостопия Количество участников: 172 человек Методика проведения: методом отпечатка стопы Количество выявленных отпечатков с признаками плоскостопия: 36 – уплощенная стопа, 22 – плоская стопа.

Результаты тестирование на выявление плоскостопия у учеников начальной школы

Эксперимент Количество участников: 97 человек На начало: 25 (28%)– уплощенная стопа, 26 (25%) – плоская стопа. На конец: 22 (23%)– уплощенная стопа, 14 (14%) – плоская стопа.

Сравнительный мониторинг результатов теста на выявление плоскостопия у учащихся 2 классов участвовавших в эксперименте.

1-2 А 1 -2 Ә 1-2 Б

В течение эксперимента учащиеся на дополнительных занятиях выполняли комплексы корригирующих упражнений по предупреждению и коррекции плоскостопия на массажных и шаговых дорожках, устройствах рефлексотерапии. Результаты, полученные в ходе эксперимента, сравнивались. Итог: показатели симптомов плоскостопия снизились на 15%!

От 37 до 51% детей имеют нарушения сводов стопы, которые незамедлительно требуют консультаций специалиста и коррекционной профилактической работы. 51% первоклассников имеют признаки плоскостопия, 24% имеют плоскую стопу. Меньше всего школьников с признаками плоскостопия в 4 классах - 22%. Для предупреждения плоскостопия необходимо укрепить мышцы, поддерживающие свод стопы, что достигается применением общеразвивающих и специальных гимнастических упражнений, которые являются наиболее активным терапевтическим средством, не только компенсирующим дефекты стопы, но и исправляющим ее конфигурацию и резко повышающим функциональные возможности. Вывод

Полное излечение плоскостопия возможно только в детском возрасте! Чем раньше выявлены признаки заболевания, чем меньше деформация стопы, тем более благоприятны условия для остановки прогрессирования плоскостопия и его коррекции.

Родителям детей, у которых выявлено плоскостопие, предложено посетить врача-ортопеда, даны рекомендации. Родителям детей, у которых мы выявили уплощённые стопы или же одну из стоп, рекомендован комплекс упражнений. Ребятам, имеющим нормальные стопы, мы дали для профилактики комплекс упражнений. Рекомендовано повседневно активно использовать в профилактических целях сделанные своими руками массажные коврики (в школе ранее был проведён конкурс между классами на лучший массажный коврик). Рекомендации

Здоровье стоп – это здоровье всего организма Спасибо за внимание! и ПОМНИТЕ.

Выберите книгу со скидкой:


Ингредиенты: Химия и алхимия гастрономического творчества

350 руб. 990.00 руб.


Почему мы любим: природа и химия романтической любви (Покет)

350 руб. 290.00 руб.


Математика. Новый полный справочник школьника для подготовки к ЕГЭ

350 руб. 222.00 руб.


Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. 2-е изд.

350 руб. 963.00 руб.


Считаю и решаю: для детей 5-6 лет. Ч. 1, 2-е изд., испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.


Начинаю считать: для детей 4-5 лет. Ч. 1, 2-е изд., испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.


Считаю и решаю: для детей 5-6 лет. Ч. 2, 2-е изд., испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.


Пишу буквы: для детей 5-6 лет. Ч. 2. 2-е изд, испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.


Русско-английский словарик в картинках для начальной школы

350 руб. 163.00 руб.


ОГЭ. Литература. Новый полный справочник для подготовки к ОГЭ

350 руб. 205.00 руб.


ЕГЭ. Английский язык. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ

350 руб. 171.00 руб.


Рисуем по клеточкам и точкам

350 руб. 248.00 руб.

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА




  • Все материалы
  • Статьи
  • Научные работы
  • Видеоуроки
  • Презентации
  • Конспекты
  • Тесты
  • Рабочие программы
  • Другие методич. материалы
  • Бутузова Татьяна ВасильевнаНаписать 3894 17.04.2015

Номер материала: 486266

  • Физическая культура
  • Презентации

Добавляйте авторские материалы и получите призы от Инфоурок

Еженедельный призовой фонд 100 000 Р

    17.04.2015 874
    16.04.2015 1109
    16.04.2015 923
    16.04.2015 1492
    16.04.2015 454
    16.04.2015 2747
    16.04.2015 45835

Не нашли то что искали?

Оставьте свой комментарий

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.