Профилактика косолапости и плоскостопия у детей

За последние годы все чаще отмечаются случаи возникновения отклонений в системе опорно-двигательного аппарата у детей дошкольного возраста. И уже для большинства школьников первого класса типичным стало нарушение осанки. Причины этого самые разнообразные, исследователи объясняют этот феномен многими факторами: от неправильной позы при стоянии и сидении до генетических факторов; высокий процент рождаемости ослабленных детей, заболевания в неонатальный и более поздние периоды развития ребенка, ограничение двигательной активности, ухудшение экологической обстановки, в том числе занятости родителей. Все это отрицательно сказывается на состоянии скелета мышц и позвоночника. Около 70% детей имеют различные виды нарушения осанки. Которые ведут к развитию ранних дегенеративных изменений в межпозвоночных дисках и создают неблагоприятные условия для функционирования органов грудной клетки и брюшной полости. У 23% детей встречается деформация опорно-двигательного аппарата - наиболее распространенной является плоскостопие и косолапость.

ОСАНКА - привычное положение тела человека в покое и при движении. Правильная осанка делает фигуру человека красивой и способствует нормальному функционированию двигательного аппарата и всего организма человека.

Формирование осанки у человека начинается с первых дней жизни. По мере развития движений у ребенка образуется четыре естественных (физиологических) изгиба позвоночника; шейный и поясничный - выпуклостью вперед - лордоз (если смотреть на позвоночник сбоку), грудной и крестцовый - выпуклостью назад - кифоз. При правильной осанке физиологические изгибы позвоночника равномерно и умеренно выражены. Они образуются к 6-7 годам. Это играет очень важную роль в предохранении внутренних органов и головного мозга от толчков и сотрясений, т.к. позвоночник приобретает способность пружинить при движениях. С появлением естественных изгибов позвоночника, определяющих вертикальное положение тела, закрепляется и привычное положение отдельных его частей: головы, плеч, лопаток, грудной клетки, живота, таза, стоп. Начинает определяться и закрепляться осанка. Таким образом, необходимость выработки хорошей осанки вызывается не только эстетическими требованиями, но и медицинскими.

На формирование неправильной осанки большое влияние оказывает состояние нижних конечностей, в частности плоскостопие и детская косолапость.

ПЛОСКОСТОПИЕ - это деформация стопы, в результате которой снижается ее свод.

КОСОЛАПОСТЬ - характеризуется приведением, супинацией и подошвенным сгибанием стопы. При этом ноги ребёнка принимают "О" - образную форму, ограничивается их подвижность, опора на подошву односторонняя и неполноценная.

С поступлением ребенка в школу его двигательный режим значительно меняется, возрастает объем статической нагрузки, а это ведет к увеличению функциональных нарушений осанки детей, причем большой процент детей уже имеют различные нарушения опорно-двигательного аппарата. О чем это говорит? Прежде всего, о неиспользованных резервах формирования осанки в период дошкольного возраста. Статистика детских поликлиник показывает, что родители обращаются к врачам по поводу патологии опорно-двигательного аппарата у детей в 4 - 5 раз меньше, чем в действительности она существует.

Своевременное воздействие на формирующуюся осанку в период дошкольного возраста очень важно. Чем раньше начнутся профилактика и коррекция различных видов нарушений осанки, плоскостопия, косолапости, тем больше вероятности того, что у ребенка не возникнет проблем со здоровьем. Вот почему важно, чтобы в детском саду был создан стойкий барьер отклонениям опорно-двигательного аппарата у будущих школьников. При этом практически все специалисты считают наиболее эффективным средством профилактики и коррекции нарушений осанки физические упражнения.

Для предотвращения и исправления отклонений в формировании правильной осанки, профилактике и коррекции плоскостопия, я разработала систему игр и упражнений. Работу провожу со всеми детьми, начиная со второй младшей группы. Упражнения, направленные на профилактику нарушений осанки и плоскостопия включаю во все части физкультурного занятия, в комплексы утренней гимнастики. Воспитатели используют эти упражнения и игры при проведении физкультминуток, гимнастики после сна с закаливающими процедурами, на прогулке.

Практически на каждом занятии использую нестандартное оборудование разработанное кандидатом педагогических наук, старшим преподавателем кафедры спортивных дисциплин Удмурдского государственного университета В.Зелениным, описание которого представлено в приложении №1.

Свою работу веду в тесном контакте с воспитателями, родителями, медицинскими работниками и инструкторами по физкультуре и спорту дошкольных учреждений. Я провожу беседы, консультации, открытые занятия, даю рекомендации по проведению занятий по лечебной гимнастике в домашних условиях. С родителями провожу индивидуальные консультации с практическим показом специальных упражнений.

Установили день открытых дверей, в который родители могут ознакомиться с состоянием работы по физическому воспитанию в нашем детском саду.

С детьми, которые уже имеют функциональные отклонения, я занимаюсь индивидуально.

Систематические занятия с детьми по такой методике дали положительные результаты, которые приведены в таблице.

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ИЗМЕНЕНИЙ

ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА ВЫПУСКНИКОВ

ДЕТСКОГО САДА № 28 "ЛЕСНАЯ СКАЗКА" г. Елабуга

Состояние опорно-двигательного аппарата 2005 год 2006 год 2007 год 2008 год
ИЗМЕНЕНИЕ ОСАНКИ
Значительные отклонения (сколиоз) 9% 9% 7% 7%
Незначительные отклонения 70% 49% 41% 24%
Норма 21% 42% 52% 69%
ИЗМЕНЕНИЕ СВОДА СТОПЫ
Плоскостопие 30% 14% 11% 9%
Уплощение 23% 19% 14% 11%
Норма 47% 67% 75% 80%

Из приведенной выше таблицы видно что, начиная с 2006 по 2008 годы, у выпускников нашего детского сада постепенно нормализуется состояние опорно-двигательного аппарата. В 2008 году по сравнению с 2005 годом на 2% уменьшилось детей со сколиозом, на 46 % стало меньше детей с незначительными нарушениями осанки. Улучшилось состояние свода стопы: на 21% стало реже встречаться плоскостопие, уплощение стопы на 12%.

Представляю примерный план - конспект физкультурного занятия по профилактике нарушений осанки и плоскостопия для детей средней группы.

Примерные планы - конспекты физкультурных занятий по профилактике нарушений осанки и плоскостопия для детей старшей и подготовительной групп представлены в приложении №2.

ПЛАН - КОНСПЕКТ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ЗАНЯТИЯ

С ДЕТЬМИ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ЦЕЛЬ: Формирование навыка правильной осанки и укрепления свода стопы, используя подвижные игры и игровые упражнения.

Задачи:

  1. Развивать чувство равновесия и координацию движения детей.
  2. Закреплять навык ходьбы с правильной осанкой.
  3. Способствовать развитию силы мышц спины, брюшного пресса и нижних конечностей.
  4. Воспитывать умения самостоятельно выполнять физические упражнения.

Пособия и инвентарь: кольца по кол-ву детей, массажеры на полгруппы, массажная дорожка, мелкие камушки, ортопедические стельки на полгруппы, 1 обруч, 2 гимнастические скамейки.

Части и содержание занятия Дозировка Темп Организационно-методические указания
Вводная часть 3мин.
1 Вход в зал, построение, приветствие. 20 сек. Средн. В шеренгу
2 Ходьба на носках, руки вверх 20 сек. Средн. Взять кольца
3 "Ходим в шляпах" ходьба с кольцом на голове 20 сек. Средн. Голову держать прямо, кольцо не ронять
4 Ходьба на пятках, кольцо за спиной 25 сек. Средн. Вперед не наклоняться
5 "Ходим в шляпах" 15 сек. Средн. Спина прямая
6 Ходьба на носках в полуприседе, кольцо за спиной 20 сек. Средн. Пятки отрывать от пола
7 Ходьба приставным шагом правым и левым боком, кольцо за спиной 30 сек. Средн. Сохранять правильную осанку
8 Ходьба, перестроение в круг 30 сек. Разомкнуться
Основная часть 12 мин.
1 Общеразвивающие упражнения с кольцом 4 мин.
1 "Смотрим вверх, вниз". И. п. - о.с., 1 - наклон головы вперед; 2 - и.п., 3- то же назад; 4 - и. п. 4 раза Средн. Туловище не наклонять
2 "Сдуваем комариков с плеча"

Описание игр используемых в приведенном выше занятии.

Игра "Сделай правильно" 3 - 7 лет.

Дети свободно располагаются на площадке. По команде воспитателя дети бегают, танцуют, прыгают или ходят с различным положением стоп или на четвереньках и др., обязательно под музыкальное сопровождение. Выключается музыка и воспитатель называет детям положение, которое они должны принять. Воспитатель отмечает детей, которые допустили ошибки, и поправляет их.

Название положений, которые дети принимают по команде воспитателя: "Оловянный солдатик" (основная стойка); "Осанка" (правильная осанка); "Фигуристка" (стоя на правой ноге, левую отвести назад, согнуть в колене, удерживая руками стопу, локти выпрямить, прогнуться); "Лечь" (лежа на спине, руки за головой, туловище должно лежать ровно); "Чипполино" (присед, спина прямая, руки вверх); "Носочки" (стойка на носочках, руки на поясе, локти отвести назад); "Загораем" (лежа на животе, руки под подбородком, ноги сгибаем и разгибаем в коленях).

Положения эти используются по мере запоминания. Все указанные положения необходимо удерживать 3-6 сек., хорошо напрягая мышцы.

Игра "Собери камушки" 3 - 7 лет.

Дети делятся на 2 команды, которые выстраиваются напротив друг друга у противоположных краев площадки. У каждой команды маленькое ведерко своего цвета. По залу, воспитатель, рассыпает мелкие камушки. По команде "Марш!" дети бегут собирать камушки, захватывают пальцами одной стопы камушек и несут его в ведерко. Игра заканчивается, когда все камушки будут собраны. Подсчитывается количество камушек в обоих ведерках. Выигрывает команда, собравшая большее количество камушков.

Игра "Найди правильно след" 5 - 7 лет.

По залу хаотично раскладываются ортопедические стельки. По сигналу воспитателя дети должны выбрать правильно стельки для правой и левой ноги и встать на них: пятки вместе носки врозь, с правильной осанкой. Выигрывает тот, кто быстро и правильно выполнит задание.

Литература:

  1. Баканенкова Л.И., Русскова Л.В. Физическое воспитание детей дошкольного возраста: (Из опыта работы). М. - 1982.
  2. Велитченко В.К. Физкультура для ослабленных детей. М., -1986
  3. Доскин В.А., Голубева Л.Г. Растем здоровыми. М., -2002.
  4. "Дошкольное воспитание" . 1990. № 9., 1991. № 7., 1998. № 12.
  5. Кудрявцев В.Т., Егоров Б.Б. Развивающая педагогика оздоровления. М.,-2000.
  6. Родионов А., Родионов В. Физическое развитие и психическое здоровье. М., - 1997.
  7. Справочник по детской лечебной физкультуре. Под ред. Фонарева М. И. Ленинград -1983.
  8. Страковская В.Л. Подвижные игры в терапии больных и ослабленных детей. М.,- 1987.
  9. Нурмухаметова Р.А., Филиппова Т. В. Методические рекомендации по организации занятий лечебной физкультурой с детьми школьного возраста при сколиозе позвоночника и нарушениях осанки. Казань -1986.
  10. Учебник инструктора по лечебной физкультуре. М.- 1980.
  11. Физиология развития ребенка. Под ред. Козлова В.И., Фарбера Д.А. М. - 1983.

Выберите книгу со скидкой:


Ингредиенты: Химия и алхимия гастрономического творчества

350 руб. 990.00 руб.


Почему мы любим: природа и химия романтической любви (Покет)

350 руб. 290.00 руб.


Математика. Новый полный справочник школьника для подготовки к ЕГЭ

350 руб. 222.00 руб.


Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. 2-е изд.

350 руб. 963.00 руб.


Считаю и решаю: для детей 5-6 лет. Ч. 1, 2-е изд., испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.


Начинаю считать: для детей 4-5 лет. Ч. 1, 2-е изд., испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.


Считаю и решаю: для детей 5-6 лет. Ч. 2, 2-е изд., испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.


Пишу буквы: для детей 5-6 лет. Ч. 2. 2-е изд, испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.


Русско-английский словарик в картинках для начальной школы

350 руб. 163.00 руб.


ОГЭ. Литература. Новый полный справочник для подготовки к ОГЭ

350 руб. 205.00 руб.


ЕГЭ. Английский язык. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ

350 руб. 171.00 руб.


Рисуем по клеточкам и точкам

350 руб. 248.00 руб.

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА




  • Все материалы
  • Статьи
  • Научные работы
  • Видеоуроки
  • Презентации
  • Конспекты
  • Тесты
  • Рабочие программы
  • Другие методич. материалы
  • Ряднова Марина ВладимировнаНаписать 858 10.04.2017

Номер материала: ДБ-351491

  • Физическая культура
  • Дошкольники
  • Другие методич. материалы

Добавляйте авторские материалы и получите призы от Инфоурок

Еженедельный призовой фонд 100 000 Р

    10.04.2017 1528
    10.04.2017 9911
    10.04.2017 709
    10.04.2017 142
    10.04.2017 656
    10.04.2017 1391
    10.04.2017 729

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий


профилактика и коррекция

Скачать:

ВложениеРазмер
detskoe_ploskostopie_i_kosolapast_.doc 55 КБ

Предварительный просмотр:

Детское плоскостопие и косолапость

( профилактика и коррекция)

Для правильной осанки и красивой походки большую роль играет правильное формирование голеностопного сустава.

Любое нарушение в области этого сустава может отрицательно повлиять на походку, осанку ребёнка. Вот почему очень важно, чтобы работники дошкольных учреждений хорошо знали особенности развития и формирования опорно-двигательного аппарата, приёма и способы профилактики и устранения некоторых деформаций.

Наиболее распространённой деформацией опорно-двигательного аппарата у детей 2 – 7 лет является плоскостопие и косолапость.

Эффективными способами предупреждения косолапости и плоскостопия являются укрепление косно-мышечного аппарата специальными упражнениями, гигиена и массаж ног с использованием особых предметов: камушков, деревянных палочек, мешочков с песком, веревок, набивных мячей и т. д. – и специальных приспособлений.

Плоскостопие у детей этого возраста можно объяснить функциональной незрелостью

косно-связочного аппарата, слабостью мышц.

Дети, страдающие плоскостопием, быстро устают, при ходьбе жалуются на боль в области голеностопного сустава и позвоночника. Во время ходьбы, бега, прыжков у них появляются конвульсии, сотрясается тело, что при нормальном анатомо-функциональном развитии стопы не наблюдается.

Ввиду дугообразного строения стопа выполняет рессорную функцию, от ее развития зависит красота походки ребенка.

Одним из способов борьбы с утомлением,

коррекции недостатков и деформации является закрепление опорно-двигательного аппарата специальными упражнениями, массирование рефлекторных зон стопы, именно где и сходятся проекционные зоны внутренних органов и систем организма : нервной системы, сердечно-сосудистой, лёгких, печени, желудка, почек, тонкого кишечника и т.д..

Как средство эффективного массирования рекомендуется Дорожку-массажер, которая оказывает достаточно мощное тонизирующее общеразвивающее действие .

Проходя по дорожке-массажёру с ребристыми поверхностями, ребёнок под тяжестью тела перекатывает стопу от пятки до кончиков пальцев и тем самым массирует фактически все рефлекторные зоны подошвы. Снимается утомляемость , восстанавливается работоспособность.

На дорожке – массажер целесообразно выполнять следующие упражнения :

- ходьба медленная с глубоким перекатом стопы,

- ходьба на носках,

- на наружных краях стопы, поочерёдное топтание ногами с высоким подниманием колен,

приставные пружинящие шаги, лёгкие поскоки и прыжковые упражнения и т. д.

Все вышеуказанные упражнения проводятся на дорожке – массажер в определённой последовательности в игровой форме.

Профилактика и коррекция детского плоскостопия и косолапости

Для предупреждения и коррекции плоскостопия и косолапости у дошкольников необходимы специальные приёмы и методы. Упражнения проводятся в определённой последовательности в три этапа .

На первом этапе

дети выполняют упражнения без предметов. Носками и пальцами ног делаются различные движения – вверх-вниз , вправо-влево; из положения основной стойки тяжесть тела переносятся в разные части стопы , выполняются повороты , круги , пружинящие движения носками с глубоким перекатом с пятки на носок и наоборот .

С целью повышения тонуса и функции трёхглавой мышцы голени используют упражнения с сопротивлением, отягощением, разнообразную ходьбу по ровной и наклонной местности . Для улучшения периферического кровообращения предлагаются разнообразные общеразвивающие упражнения на укрепление мышц бедра голени , охватывающие все группы мышц , тыльное и подошвенное сгибание стопы , пронация и супинация стопы и т. д. Всё это не только способствует развитию мышц конечностей , формированию дуги стопы, профилактике или коррекции плоскостопия, но и правильному формированию осанки и походки.

На втором этапе

детям предлагаются упражнения с предметами:

захватывание пальцами стопы мелких предметов, удержание и выбрасывание их (камушки разных размеров, круглые палки, прутья, верёвки разной толщины, мешочки с песком и т. д.),

перекатывание стопой набивного мяча ;

кроме того , давление стопой на резиновый массажёр и ходьба по резиновой дорожке – массажёру . Для правильной и симметричной постановки стоп используются деревянные дощечки , шаблоны с отпечатками стоп , которые изготавливаются с учётом возрастных особенностей , длины и ширины , глубина наружной и внутренней дуги стоп , величины угла разворота носков , их направленности и т. д.

На третьем этапе

сравнительно усложняются двигательные действия ребёнка , используются различные приспособления универсального типа , усложняется также способ перемещения ребёнка на этих снарядах :

  • дети ходят по наклонной доске (угол наклона, который постепенно увеличивается),
  • по дорожкам,
  • лесенке,
  • мостику-качелям ,
  • ребристым доскам,
  • рейкам гимнастической лестницы,
  • кирпичам,
  • по кочкам и т. д.

Все вышеизложенные упражнения сориентированы на правильное формирование голеностопного сустава, а также на профилактику и коррекцию косолапости и плоскостопия.

Для детей, страдающих косолапостью,

Целесообразно использовать дорожку с отпечатками стоп и специальные универсальные приспособления выше указанные.

В зависимости от степени искривления стопы вовнутрь на дорожке постепенно увеличивается угол разворота носков наружу, дети проходят, ставя ногу след в след.

Опыт показывает , что косолапость у детей полностью исчезает , если они поднимаются по доске с углом наклона больше 10 градуса . В зависимости от увеличения угла наклона доски сравнительно увеличивается разворот носков наружу . Систематическая тренировка детей на таких снарядах дает положительный результат в деле коррекции и исправления косолапости .

Инвентарь . 3 гимнастические скамейки и стул для воспитателя.

Подготовка к игре. Вдоль стен зала расположить 3 гимн. Скамейки. У свободной стены поставить стул для воспитателя , центр площадки оставить свободным .

Ход игры. Сидя лицом к воспитателю , дети руками захватывают край скамейки, спиной касаясь стены , выпрямляют ноги .

В конце игры целесообразно дать упражнения расслабляющего характера с исходным положением лёжа на спине и животе.

Инвентарь . Две гимнастические скамейки или доски длиной 3,5 – 4 м, шириной 20 – 25 см, маленькие деревянные палочки длиной 8 – 10 см, диаметром 1,0 – 1,5 см, камушки и мешочки с песком по количеству детей .

Подготовка к игре. По ширине зала на 1 – 1,5 м от стены разложить верёвку , обозначая волчье логово . На другом конце площадки на гимнастической стенке поставить наклонно ребристые доски .

Методические указания. Захватывание предметов пальцами ног выполнять одинаковое число раз правой и левой ногой . При ходьбе по наклонной доске постепенно увеличивать угол наклона доски . Следить за правильной осанкой .

Инвентарь . Две дорожки (длина 8 – 10 м, ширина 60–70см), на одной из которых отпечатаны следы правой , а на другой – левой стопы , где длина шага 75 – 80см, угол разворота носков 15 градуса (рис. 5 а) Три верёвки по 4м . Для каждого играющего – два разноцветных носочка (красный и жёлтый).

Две дорожки (длина 8 – 10м, ширина 60 – 70 см) с отпечатанными следами стоп, где длина шага 40 см (3-я дорожка) и 50см (4-я дорожка), угол разворота носков 15 град.

Подготовка к игре. По длине зала на расстоянии 3 – 4м друг от друга параллельно расстелить по полу дорожки с отпечатанными следами стоп . По длине дорожки на расстоянии 60 – 70 см от неё разложить верёвку . Сидя на гимнастических скамейках , дети должны надеть носочки . На втором этапе игры на полу расстилают другие дорожки .

Ход игры. Воспитатель объясняет , что по первой дорожке дети должны пройти , ставя стопы на отпечатанные следы только левой ногой , по другой дорожке – только правой , по верёвкам расположенным на полу , нужно пройти то левой , то правой ногой (в зависимости от подаваемой команды). Когда все дети пройдут по следам дорожки, раздаётся команда

На втором этапе игры воспитатель объясняет детям, что они должны под музыку пройти по отпечатанным следам вначале третью, потом четвёртую дорожки. (Повторяется 4 –5 раз.)

Методические указания. Игру можно усложнять за счёт изменения элементов шага : длины , ширины , угла разворота носков , за счёт увеличения скорости , темпа , амплитуды , движения рук и ног и т.д. Следить, чтобы дети ставили стопы точно в след, голову вперёд при этом не наклоняли.

Инвентарь . Дорожка – массажёр с ребристыми поверхностями , длина 300 – 400 см , ширина 40 – 50 см ; мостик-качели , длина 200 см , ширина 50 см ; доска гладкая , длина 300 – 400 см , ширина 10 – 12 см; доска ребристая , длина 200 см , ширина 30 см ; висячий стул к гимнастической стенке ; лестница подставная , длина 200 – 220 см, ширина

40 – 45 см; гимнастическая стенка из трёх секций.

Ходьба на носках, ходьба с глубоким перекатом стопы, пружинящие движения на носках, поскоки и подпрыгивания.

Плоскостопие

Многим родителям не дает покоя мысль о том, что у их ребенка плоскостопие, но.

плоские стопы – нормальное явление как у детей, так и у взрослых! Специальная обувь, стельки, каблук, а также гимнастика и массаж не могут сформировать свод стопы у ребенка с мобильным плоскостопием.

Знаете ли вы?

У каждого пятого ребенка никогда не сформируется свод стопы. Тем не менее у большинства взрослых с плоскостопием стопы не болят, а их выносливость не отличается от других.

Однако свод стопы появляется, если ребенок сидит или лежит, а также если попросить его встать на цыпочки.

Так же как здоровые дети имеют разный рост.
… здоровые стопы имеют разную высоту свода!

Знаете ли вы?

К врачу имеет смысл обращаться, если плоскостопие:

Но гораздо менее благоприятен с медицинской точки зрения высокий свод стопы, так как он чаще вызывает проблемы во взрослом состоянии.

Это слово мы берем в кавычки, чтобы подчеркнуть, что к врожденной косолапости это состояние не имеет никакого отношения. Обычно под этим родители понимают различные ротационные нарушения, сопровождающиеся ходьбой с внутренним разворотом стопы. Ротационные дисфункции очень часто встречаются у детей и проходят сами по себе с возрастом.

Есть три основные причины ротационной дисфункции:
1. Приведенные стопы.
2. Торсия (скручивание) большеберцовой кости.
3. Торсия (скручивание) бедренной кости.

Приведенная стопа


Приведенная стопа является следствием положения плода во время беременности.

В большинстве случаев форма стопы сама по себе нормализуется в первые месяцы жизни ребенка без всякого лечения, хотя в некоторых случаях этот процесс затягивается до трех лет.

В редких случаях приведенная стопа носит тяжелый характер и может нуждаться в лечении, состоящем в гипсовании или ношении специальных приспособлений и шин. Ношение специальной обуви не исправляет это состояние.

Торсия большеберцовой кости

Торсия (скручивание) большеберцовой кости – это разворот голени внутрь. Это вариант нормального развития здорового ребенка, он очень часто встречается у детей младшего возраста.

Шины, тутора, гимнастика, массаж, специальная обувь и стельки не могут исправить этого состояния, а фактически могут даже навредить. Торсия большеберцовой кости исправляется самостоятельно по мере роста ребенка.


Торсия бедренной кости

Торсия, или скручивание, бедренной кости приводит к внутреннему развороту всей ноги. Ее причина доподлинно неизвестна. Наиболее выражена она бывает в возрасте 5–6 лет. А к 10 годам у большинства детей она сама по себе исправляется по мере роста. Стельки, специальная обувь и другие приспособления не влияют на этот процесс. Напротив, они могут вызывать дискомфорт, мешают при подвижных играх и неблагоприятно сказываются на самооценке ребенка.

Х- и 0-образные ноги

На протяжении нормального развития у детей младшего возраста часто определяются О-образные ноги. По мере роста у некоторых детей уже в полтора года они могут стать Х-образными. А затем ноги становятся прямыми. Ваш врач определит, являются ли искривления ног у ребенка проявлением нормального развития, которое должно исправиться само по себе.

Беспокойство может быть оправданным в тех случаях, когда деформация очень выражена либо определяется только на одной ноге, а также если она передается из поколения в поколение.

Обувь

Самые лучшие стопы у людей, которые ходят босиком! Мягкая, эластичная обувь дает стопе максимальную свободу для нормального развития.

Размер

Лучше немного больше, чем немного меньше.

Жесткость

Жесткая обувь – не лучшее решение для стопы, потому что она ограничивает движения, необходимые для развития ее сипы и подвижности.

Детская стопа нуждается в защите от холода и острых предметов, а также в сохранении подвижности.

Дети часто падают и могут получить при этом травмы. Уплощенная подошва, не слишком скользкая и не слишком мягкая, – лучший выбор.

Материалы

Узкий носок, высокий каблук и негнущаяся подошва неблагоприятны для стопы.

Заключение

Большинство вариантов нормального развития исправляется по мере роста ребенка. Ваш врач поможет вам разобраться в проблеме и убедиться в естественном характере происходящего с ребенком.

Помните, что так называемая корригирующая обувь, стельки, тутора неэффективны, а лишь способны доставить ребенку неприятности.

Позвольте времени и росту устранить проблему. Природа способна исправлять безболезненно, надежно и эффективно.

Перевод выполнен В. М. Кенисом, руководителем отделения патологии стопы, нейроортопедии и системных заболеваний Детского ортопедического института им. Г. И. Турнера.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.