Профилактика и коррекция плоскостопия консультация

В настоящее время проблема профилактики и коррекция отклонений в состоянии здоровья детей дошкольного возраста приобрела особую актуальность. Это обусловлено, прежде всего наличием большого числа дошкольников с различными отклонениями в состоянии здоровья. В связи с этим, возрастает значение организации работы профилактической и коррекционной направленности для обеспечения своевременного и регулярного воздействия на исправление нарушений. В частности, исследованиями установлено, что 67,3% детей старшего дошкольного возраста имеют плоскостопие.

Плоскостопие рассматривается как нарушение функций стопы, которое внешне проявляется в опущении сводов стопы, что вызвано ослаблением мышц и растяжением ее связок. Стопа является опорой, фундаментом тела, поэтому естественно, что нарушение этого фундамента обязательно отражается на формировании подрастающего организма. Изменение формы стопы не только вызывает снижение ее функциональных возможностей, но и, что особенно важно, изменяет положение таза, позвоночника. Это отрицательно влияет на функции последнего и, следовательно, на осанку и общее состояние ребенка. Недостаточное развитие мышц и связок стоп неблагоприятно сказывается на развитии многих движений у детей, приводит к снижению двигательной активности и может стать серьезным препятствием к занятиям многими видами спорта. Таким образом, укрепление опорно-двигательного аппарата, и в частности стопы, имеет большое значение. В дошкольном возрасте стопа находится в стадии интенсивного развития, ее формирование еще не завершено, поэтому любые неблагоприятные внешние воздействия могут приводить к возникновению тех или иных функциональных отклонений. Вместе с тем в этом возрастном периоде организм отличается большой пластичностью, поэтому можно сравнительно легко приостановить развитие плоскостопия или исправить его путем укрепления мышц и связок стопы. Успешная профилактика и коррекция плоскостопиявозможны на основе комплексного использования всех средств физического воспитания: гигиенических, природно-оздоровительных факторов и физических упражнений. Работа по профилактике и коррекции плоскостопия у детей в условиях ДОУ осуществляется систематически. Она включает ежегодную диагностику состояния сводов стопы у детей, создание полноценной оздоровительной среды, обеспечение рекомендуемого двигательного режима, соблюдение гигиенических условий, а также правильную организацию физического воспитания и валеологического образования. Хотелось бы посоветовать родителям принимать меры

для предупреждения и лечения плоскостопия в домашних условиях:

- Нужно делать своему ребенку массаж стоп и икроножных мышц, проводить с ним лечебную гимнастику, ножные ванны.

- Выполнять простейшие упражнения: хождение на носках, на наружном крае стопы, катание палочки.

- Можно разложить на полу мелкие предметы, которые ребенок будет собирать пальцами ног, брать и перекладывать их.

- Следить за тем, чтобы обувь ребенка была из натуральных материалов, внутри с супинатором, поднимающим внутренний край стопы. Желательно, чтобы она была достаточно жесткой и с хорошим задником, который держит пятку в правильном положении. Подошва, напротив, должна быть гибкой и иметь небольшой каблук. Стараться следить за тем, чтобы обувь ребенка соответствовала форме и размеру стопы, была удобной при носке и не мешала естественному развитию ноги, не сдавливала стопу, нарушая кровообращение и вызывая потертости. Она должна быть приспособлена к климату, времени года и использоваться по назначению.Помнить: жесткая обувь ограничивает движения суставов стоп, затрудняет ходьбу, вызывает быстрое утомление мышц, что может способствовать развитию плоскостопия. При определении размера обуви ребенка руководствоваться длиной стопы, которая определяется расстоянием между наиболее выступающей точкой пятки и концом самого длинного пальца (первого или второго).

- Относиться с вниманием к проблеме плоскостопия у ребенка.

- Не допускать развития этого заболевания у детей, так как оно может привести к неприятным последствиям в будущем.

- Покупая обувь,помнить: длина следа должна быть больше стопы в носочной части, перед пальцами – небольшой припуск в 10 мм. Этот запас, равный в среднем полугодовому приросту стопы, создает необходимые условия для ее естественного роста, а также обеспечивает свободное удлинение стопы, которое происходит во время ходьбы и под действием нагрузок. Если нет припуска, пальцы постоянно будут находиться в согнутом положении, это в дальнейшем может привести к деформациям, появлению потертостей и мозолей.

Если родители и педагоги систематически будут вести профилактическую работу в тесном тандеме, тогда мы вместе добьемся более высоких результатов в сохранении и укреплении здоровья наших детей.


Практикум для родителей по лечебной физкультуре (профилактика плоскостопия). Практикум для родителей по лечебной физкультуре (профилактика плоскостопия). Цель: - Расширить знания родителей о профилактике плоскостопия.

Профилактика и коррекция плоскостопия у детей дошкольного возраста Знаете ли вы! Что распространение плоскостопия у детей ставит проблему профилактики и коррекции плоскостопия как одну из актуальных в.

Профилактика и коррекция плоскостопия у детей дошкольного возраста Согласно современным представлениям целью образования является всестороннее развитие ребенка с учетом его возрастных возможностей и индивидуальных.

Профилактика плоскостопия. Общие вопросы Профилактика плоскостопия на самых ранних этапах включает своевременное и полноценное лечение рахита, патологии.


Профилактика плоскостопия в нашей группе Проблема плоскостопия очень актуальна в настоящее время. Наш детский сад уже давно сотрудничает с Областным центром лечебной физкультуры.

Выберите книгу со скидкой:


ОГЭ. География. Новый полный справочник для подготовки к ОГЭ

350 руб. 242.00 руб.


Математика. Новый полный справочник школьника для подготовки к ЕГЭ

350 руб. 222.00 руб.


Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. 2-е изд.

350 руб. 963.00 руб.


Считаю и решаю: для детей 5-6 лет. Ч. 1, 2-е изд., испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.


Начинаю считать: для детей 4-5 лет. Ч. 1, 2-е изд., испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.


Считаю и решаю: для детей 5-6 лет. Ч. 2, 2-е изд., испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.


Пишу буквы: для детей 5-6 лет. Ч. 2. 2-е изд, испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.


Русско-английский словарик в картинках для начальной школы

350 руб. 163.00 руб.


ОГЭ. Литература. Новый полный справочник для подготовки к ОГЭ

350 руб. 205.00 руб.


ЕГЭ. Английский язык. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ

350 руб. 171.00 руб.


Рисуем по клеточкам и точкам

350 руб. 248.00 руб.


ЕГЭ. Информатика. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ

350 руб. 163.00 руб.

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА




  • Все материалы
  • Статьи
  • Научные работы
  • Видеоуроки
  • Презентации
  • Конспекты
  • Тесты
  • Рабочие программы
  • Другие методич. материалы
  • Гурикова Ольга АнатольевнаНаписать 197 22.05.2018

Номер материала: ДБ-1624994

  • Дошкольное образование
  • Дошкольники
  • Другие методич. материалы

Добавляйте авторские материалы и получите призы от Инфоурок

Еженедельный призовой фонд 100 000 Р

    22.05.2018 85
    22.05.2018 100
    22.05.2018 1007
    22.05.2018 168
    22.05.2018 68
    22.05.2018 98
    22.05.2018 128
    22.05.2018 147

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Плоскостопие – это деформация свода стопы. Данное заболевание всё чаще встречается у детей дошкольного возраста. Из-за нагрузки на своды стопы связки и мышцы её перенапрягаются, растягиваются, теряют пружинящие свойства. Своды стоп опускаются, расплющиваются, и возникает плоскостопие. Изменение формы стопы вызывает повышенную утомляемость и боли при ходьбе. Плоскостопие способно полностью нарушить амортизацию стопы, и вся нагрузка при ходьбе придётся на голень и тазобедренный сустав, что в дальнейшем повлияет на развитие артроза.

Активное формирование функции опорно-двигательного аппарата ребёнка происходит до 6 лет. После этого плоскостопие у детей вылечить намного сложнее. Именно по этой причине необходимо проводить профилактику плоскостопия у дошкольников.

Значение и важность данной работы обязательно нужно разъяснять родителям (памятки, консультации и беседы, информация на стендах групп и сайте ДОУ). Следует знакомить их с методами профилактики плоскостопия, а педагогам включать соответствующие игры и упражнения в свои планы.

Таким образом, задачи по профилактике и коррекции плоскостопия в ДОУ следующие:

  1. Укреплять мышцы и связки сводов стопы детей.
  2. Формировать навык правильной ходьбы и осанки.
  3. Знакомить родителей и педагогов с упражнениями, играми и правилами для профилактики плоскостопия.
  4. Расширять двигательный опыт педагогов, родителей и детей.

Виды деятельности, в которых проводится профилактика и коррекция плоскостопия

1. Утренняя гимнастика.

2. Гимнастика после сна (обязательная ходьба по дорожкам).

3. Динамические паузы.

4. Совместная деятельность (педагог и дети, родители и дети).

5. Свободная двигательная деятельность.

6. Физкультурно-оздоровительные мероприятия.

Особое место в работе по профилактике плоскостопия у дошкольников занимают подвижные игры и игровые упражнения. Лежащие в их основе двигательные задания направлены на формирование свода стопы, укрепление мышц и связок стопы и голени, развитие силовой выносливости мышц нижних конечностей, формирование навыка рациональной установки стоп, правильной походки.

  • Специально подобранные подвижные игры следует систематически применять в различных видах деятельности.
  • Рекомендуются игры с ходьбой на наружных краях стоп и на носках, со сгибанием пальцев ног, захватыванием стопами различных предметов, перебрасыванием друг другу мячей ногами, ходьбой и приседанием в положении носки внутрь (пятки разведены), с бегом и прыжками на носках, лазаньем по гимнастической стенке.
  • Для более эффективной тренировки мышц и связок стоп такие игры проводятся в помещении без обуви (вообще в сутки нужно ходить на носочках до 5 минут).
  • Часть игр специальной направленности должна предусматривать выполнение двигательных заданий в исходных положениях сидя или лежа для разгрузки стоп.

Игры для профилактики плоскостопия

Дождь пошел, надо нам

Разбегаться по домам!

Каждый игрок бежит к обручу, встает на его обод и передвигается по нему боком приставными шагами.

Если хочешь быть здоров –

Прыгай с нами через ров!

Игровые упражнения для профилактики плоскостопия

И.п. – сидя на ковре или стуле, спина прямая, руки на поясе, под правой стопой массажный мяч.

Этот мячик так хорош (катать мяч стопой вперед-назад),

Он на ёжика похож.

Буду стопы укреплять (катать мяч стопой по кругу),

Мячик стопами катать.

И.п. – сидя на стуле, хват руками за край стула, спина прямая.

У нашей коровы ножки открыты.

Вместо сапог у коровы копыта. (По очереди ставить ноги вперед на пятки).

По лужам шагает смело всегда,

Ей не страшна дождевая вода. (Шагать носочками вперед и назад).

И.п. – сидя на стуле или кровати, руки на поясе, спина прямая.

Эта ножка танцует (носком правой ноги начертить кружок).

Эта ножка рисует. (То же, левой ногой).

Раз, два, три, четыре, пять –

Нарисуй кружок опять. (Повторить правой и левой ногами).

Дети сидят на ковре, руки в упоре сзади, переносят то вправо, то влево набивной (шипованный) мяч, захватив его ногами, и произносят:

Я сейчас подъёмный кран,

Он на стройке великан.

Груз тяжёлый поднимает,

Как построить домик, знает.

Дети парами садятся друг напротив друга, ноги сомкнуты в коленях и прижаты к животу, руки в упоре сзади. У каждой пары мяч большого диаметра. Дети толкают мяч друг другу двумя ногами или одной (то правой, то левой).

Дети сидят по кругу, руки в упоре сзади, ноги вытянуты вперед. Первый игрок берет мяч и зажимает его между стоп. Удерживая мяч стопами, перекладывает его в сторону, передавая другому игроку. При этом произносит такие слова:

Я свой мячик подниму,

И соседу подарю!

После этих слов, второй ребенок берет мяч стопами, удерживает его и с этими же словами передает другому ребенку, и так далее, пока мяч не вернется к первому ребенку.

Литература:

Игровой комплекс упражнений для профилактики и коррекции плоскостопия у детей старшего дошкольного возраста.

  1. Обобщать и систематизировать знания родителей по данному вопросу.
  2. Дать практические советы по определению формы стопы ребёнка в домашних условиях.
  3. Предложить комплекс специальных упражнений для профилактики и коррекции плоскостопия.

В дошкольном возрасте стопа находится в стадии интенсивного развития, формирование её не завершено, поэтому любые неблагоприятные внешние воздействия могут приводить к возникновению тех или иных функциональных отклонений.

  • это дефект стопы, сопровождающийся уплощением его сводов;
  • это серьезное ортопедическое заболевание, которое значительно нарушает функцию всего опорно-двигательного аппарата человека, негативно влияет на его общее самочувствие, снижает выносливость к физическим нагрузкам, ухудшает работоспособность и настроение;
  • встречается у соматически ослабленных и тучных детей;
  • бывает - врожденное, рахитическое, травматическое, статическое и паралитическое.

  1. Обусловлена негативной тенденцией увеличения числа дошкольников, имеющих те или иные нарушения осанки и деформацию стоп.
  2. Плоскостопие является одной из причин нарушения осанки.
  3. В период дошкольного возраста стопа находится в стадии интенсивного развития, ее формирование не завершено, поэтому любые неблагоприятные воздействия могут приводить к возникновению функциональных отклонений

  • слабость мышц и связочного аппарата, принимающих участие в поддержании свода;
  • детская стопа менее приспособлена к статическим нагрузкам: прыжкам, соскоков с высоких снарядов. Стопы быстро утомляются и легко подвергаются деформации;
  • длительная чрезмерная нагрузка ведет к переутомлению мышц и стойкому опущению стопы;
  • может стать тесная обувь, с узким носком или высоким каблуком, с толстой подошвой, так как они лишают стопу её естественной гибкости.

  • Изменение формы стопы влияет на ее функцию, изменяет положение таза, позвоночника, следовательно на осанку и общее состояние ребенка.
  • Запущенные случаи плоскостопия могут привести к различным заболеваниям, таким как: артроз, остеохондроз, сколиоз, синдром хронической усталости и грибковые заболевания стоп.
  • Недостаточное развитие мышц и связок стопы неблагоприятно сказывается на развитии многих движений у детей, а в более старшемвозрасте может стать серьезным препятствием к занятиям многими видами спорта.

  • укрепление мышц, сохраняющих своды;
  • гигиена обуви и правильный ее подбор (жесткий задник, эластичная подошва и маленький каблучок);
  • ограничение нагрузки на нижние конечности;
  • гигиеническое обмывание ног прохладной водой перед сном, после хождения босиком.

- хождение босиком по естественным грунтовым дорожкам (траве, песку, гальке и др.), оборудованным на групповых участках в теплое время года, по искусственным грунтовым дорожкам (ящики с промытой речной галькой) в холодное время года;

Нормальное развитие стопы.

Обеспечивается правильным физическим воспитанием.

Включением в содержание занятий по физической культуре, начиная с ясельного возраста, специальных упражнений для формирования и укрепления свода стопы.

В течение занятия дети не должны много стоять, т.к. детская стопа не приспособлена к статическим нагрузкам, быстро утомляется и легко подвергается деформациям.

Определить форму стопы в домашних условиях можно так: смазать стопы ребёнка подсолнечным маслом и поставить его на лист белой бумаги, хорошо впитывающей масло. При этом надо отвлечь внимание ребёнка. Через 1-1, 5 минуты снять его с бумаги и внимательно рассмотреть отпечатки стоп. Если следы имеют форму боба, то это свидетельствует о нормальных стопах. Если же отпечаталась вся стопа, следует заподозрить имеющееся или начинающееся плоскостопие.

Велико значение для профилактики плоскостопия правильно подобранной обуви. Размер её должен точно соответствовать форме и индивидуальным особенностям стоп, предохранять их от повреждений, не затруднять движений. Детям нужна обувь на небольшом каблучке высотой 5-8 мм, с упругой стелькой и крепким задником.

Предупредить плоскостопие можно также подбором специальных упражнений, способствующих развитию и укреплению мышц голени, стопы и пальцев.

Игровой комплекс упражнений для профилактики и коррекции плоскостопия

для детей 5-7 лет

И.п.- сидя на стуле, ноги согнуты в коленях под прямым углом, руки опущены или лежат на коленях.

1 - одновременное сгибание стоп на носок;

2 - то же самое на пятку;

Упражнение выполнять медленно, без резких движений, спина прямая.

1 - захватить и удержать подошвами мяч;

2-поднять мяч от пола;

3-4 - удерживать мяч подошвами;

5 - опустить мяч на пол;

6 - 7- прокатить мяч от носков к пятке;

8-9 – то же самое от пятки к носку

При поднятии мяча, ноги не вытягивать, спину держать прямо, мяч катить по прямой линии.

1-развести носки в стороны;

2-свести носки вместе;

При выполнении, носки не отрывать от пола.

И.п. - стоя, ноги на ширине стопы, стопы параллельно, руки опущены;

1-4 - ходьба на месте с поочерёдным подниманием пяток;

5-8 - ходьба обычная.

Упражнение выполнять в среднем темпе, спина прямая.

И.п.- стойка ноги вместе, руки перед грудью, кистями вниз (лапки).

1- 2 - прыжок на носочках вправо;

3-4 - прыжок на носочках влево;

5-8 – прыжки на месте.

При выполнении упражнения не отрываться

от пола слишком высоко.

И.п. – стойка на наружных сторонах стоп, руки на пояс.

1-4 - кружиться на месте в правую сторону;

5-8 - кружиться на месте в левую сторону;

9-12 - ходьба на месте обычным шагом;

Темп выполнения медленный.

И.п. - сед, ноги вместе, руки в упоре сзади.

1 - сжать пальцы обеих ног;

3-4 - то же самое.

При сжимании не сгибать стопу в

голеностопном суставе, упражнение

выполнять на каждый счёт.

И.п. - сед, руки в упоре сзади, ноги слегка расставлены.

1-4 - вращение стопы вправо по кругу;

5-8 - вращение стоп влево по кругу.

Упражнение выполнять обеими ногами

И.п. - сед, опереться на локти сзади, ноги слегка согнуты в коленях, стопы положить на мяч.

Плоскостопие – статистическая деформация стопы, характеризующаяся уплощением ее сводов. Оно бывает продольное и поперечное, но встречается и смешанное. Продольное плоскостопие составляет более 55 процентов; всех деформаций стопы. Поперечное плоскостопие встречается реже и является следствием относительной слабости и недостаточности мышечно-связочного аппарата стопы и голени.

Определить форму стопы в домашних условиях можно так: смазать стопы ребенка подсолнечным маслом и поставить его на лист белой бумаги, хорошо впитывающей масло. При этом надо отвлечь внимание малыша. Через 1 – 1,5 минуты снять его с бумаги и внимательно рассмотреть отпечатки стоп. Его следы имеют форму боба, то это свидетельствует о нормальных стопах: своды стоп приподняты и при движениях выполняют рессорную функцию. Если же отпечаталась вся стопа, следует заподозрить имеющееся или начинающееся плоскостопие, а если же дошкольник при длительной ходьбе жалуется на боль в ногах, то здесь уже нужны консультация и помощь ортопеда.

Возрастные особенности формирования стопы у детей дошкольного возраста

Детская стопа по сравнению со взрослой более коротка и широка, а в пяточной области сужена. Пальцы расходятся, в то время как у взрослых они плотно налегают друг у друга. У детей на подошве сильно выражена подкожная клетчатка, заполняющая внутренний свод стопы..Кости стоп у детей дошкольного возраста в сравнении с костями взрослого более мягкие, эластичные, менее ломкие, но легко изгибающиеся и деформирующиеся.Одной из характерных возрастных особенностей является еще не сформированный суставно-связочный аппарат стоп.. Суставы в сравнении с суставами взрослых более подвижны, а связки, укрепляющие своды стопы, менее прочны и более эластичны. Вследствие этого объем движений детской стопы больше, чем взрослой, поэтому детская стопа менее приспособлена к статическим нагрузками. Длительная и чрезмерная нагрузка ведет к переутомлению мышц и стойкому уплощению стоп. У ослабленных, физически плохо развитых детей связки и мышцы стоп систематически перенапрягаются, растягиваются и теряют пружинящие свойства, поэтому бег, прыжки, подскоки им противопоказаны, так как стопа расплющивается, опускается ее внутренни свод и развивается плоскостопие.В дошкольном возрасте стопа находится в стадии интенсивного развития, формирование ее не завершено, поэтому любые неблагоприятные внешние воздействия могут приводить к возникновению тех или иных функциональных отклонений. С другой стороны, в этот возрастной период организм отличается большой пластичностью, в связи с чем можно приостановить развитие плоскостопия и способствовать его исправлению путем укрепления мышц и связок стопы

Профилактика плоскостопия у детей

В раннем детстве маловыраженные формы плоскостопия обычно безболезненны, в дальнейшем же по мере роста ребенка, этот недостаток может увеличиваться и причиныть много неприятностей. Поэтому важно предупреждать плоскостопие, а если оно все-таки появилось, своевременно проводить его коррекцию и лечение. Предупреждением полоскостопия необходимо заниматься с раннего возраста. Для этого используются разные средства: это общее укрепление организма, обеспечиваемое рациональным питанием, длительным пребыванием на свежем воздухе, разнообразными движениями, подвижными играми, а также специальные мероприятия для укрепления стопы.Велико значение для профилактики плоскостопия правильно подобранной обуви. Размер ее должен точно соответствовать форме и индивидуальным особенностям стоп, предохранять их от повреждений, не затруднять движений. Детям нужна обувь на небольшом каблучке высотой 5-8 мм, с упругой стелькой и крепким задником.Предупредить плоскостопие можно также подбором специальных упражнений, способствующих развитию и укрпелению мышц голени, стопы и пальцев. Для укрепелния своды стопы необходимо использовать ходьбу и бег. Эти виды движений не только благоприятно воздействуют на весь организм, но и служат эффективным средством предупреждения плоскостопия. Особенно полезна разнообразная ходьба на носках и на наружных краях стоп. Также рекомендуется лазание по гимнастической лестнице, канату босиком.Внимание! Плоскостопие у детей в большинстве случаев излечимо, и его необходимо лечить, так как оно нередко является одной из причин нарушения осанки.

Упражнения для профилактики плоскостопия

  1. Ходьба на носках с сохранением правильной осанки (голову держать прямо, немного прогнуться, руки на пояс)
  2. Ходьба на внешней стороне стопы – пальцы поджаты вовнутрь, при ходьбе стопы ставить паралеллельно друг другу.
  3. Ходьба с повором стоп пятками наружу, носками внутрь.
  4. Ходьба по ребристой доске.
  5. Ходьба на месте, не отрывая носки от пола, одновременно стараясь поднимать выше пятки.
  6. Ходьба боком по палке, по толстому шнуру, канату.
  7. Перекаты с носка на пятку, стоя или на палке.
  8. Ходьба на носках в полуприсяде.
  9. Ходьба на носках с высоким подниманием коленей.
  10. Ходьба перекатом с пятки на носок. Корпус держать прямо, голову не опускать, положение рук произвольное. Энергичный подъем на носок, толкаясь пяткой.
  11. Ходьба по скошенной поверхности, пятки к вершине.
  12. Ходьба по наклонной плоскости на носках.
  13. Катание палки (диаметром 3 см) вперед-назад.
  14. Приподнимание на носки и опускание на всю стопу из положения ступни параллельно, пятки раздвинуты, большие пальцы вместе.

  • Инструктор по физкультуре
  • Консультации для родителей
  • Профилактика и коррекция плоскостопия

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Профилактика и коррекция плоскостопия у детей.

Детская стопа по сравнению со взрослой коротка, широка, а в пяточной области сужена. Пальцы расходятся, в то время как у взрослых они плотно прилегают друг к другу. На подошве у детей сильно выражена подкожная клетчатка, заполняющая свод стопы, что нередко приводит к диагностическим ошибкам. Кости стоп почти целиком состоят из хрящевой ткани, поэтому они более мягкие, эластичные, легко поддаются деформациям. Мышцы стопы, которые, как уже отмечалось выше, играют важную роль в укреплении сводов стопы, относительно слабо развиты. Суставно-связочный аппарат стоп еще не сформирован, суставы в сравнении с суставами взрослых более подвижны, а связки, укрепляющие своды стопы, менее прочны и более эластичны. Объем движений детской стопы больше, чем взрослой, вследствие большей эластичности мышечно-связочного аппарата, поэтому детская стопа менее приспособлена к статическим нагрузкам. При нагрузке своды стопы несколько уплощаются, но по ее окончании тотчас же, с помощью активного сокращения мышц, возвращаются в исходное положение. Длительная и чрезмерная нагрузка ведет к переутомлению мышц и стойкому опущению сводов. Таким образом, в дошкольном возрасте стопа находится в стадии интенсивного развития, ее формирование еще не завершено, поэтому любые неблагоприятные внешние воздействия могут приводить к возникновению тех или иных функциональных отклонений.

Стопа является опорой, фундаментом тела, поэтому естественно, что нарушение этого фундамента обязательно отражается на формировании подрастающего организма. Изменение формы стопы вызывает не только снижение ее функциональных возможностей, но, что особенно важно, изменяет положение позвоночника. Это отрицательно влияет на функции последнего и, следовательно, на осанку и общее состояние ребенка. Недостаточное развитие мышц и связок стоп неблагоприятно сказывается на развитии многих движений у детей, приводит к снижению двигательной активности и может стать серьезным препятствием занятиям спортом.

Ежегодная диагностика состояния сводов стопы у детей дошкольного возраста осуществляется медицинским персоналом с использованием объективных методов исследования (плантография). С детьми, у которых выявлены функциональная недостаточность стоп или плоскостопие, проводится индивидуальная работа, включая занятия ЛФК.

Создание полноценной физкультурно-оздоровительной среды предусматривает наличие оборудования и инвентаря, способствующего укреплению мышц стопы и голени и оказывающего положительное влияние на формирование сводов стопы (ребристые и наклонные доски, скошенные поверхности, гимнастическая стенка, веревочные лестницы, обручи, мячи, скакалки, массажные коврики, гимнастические палки, гимнастические маты, велосипеды, педали которых имеют конусообразный валик, предназначенный для формирования свода стопы, специальные тренажеры).

Оборудование и инвентарь комплектуются таким образом, чтобы в каждой группе они были различными и, меняя их, можно было разнообразить воздействия при наименьших экономических затратах.

Поскольку важными условиями предупреждения деформации стоп являются гигиена обуви и правильный ее подбор, воспитатели обращают внимание на обувь, в которой дети находятся в помещении, на улице, на занятиях физическими упражнениями, и дают соответствующие рекомендации родителям.

С целью закаливания стоп и профилактики плоскостопия во время занятий физической культурой, утренней зарядки, гимнастики после дневного сна, проводимых в помещении, дети занимаются босиком.

При планировании системы закаливания предусматривается применение специальных закаливающих процедур для стоп. Закаливание стоп способствует укреплению мышц, связок и суставов, стимулирует активные точки и зоны, расположенные на стопе, и является прекрасным средством профилактики и коррекции плоскостопия.

Успешное решение оздоровительных задач физического воспитания возможно на основе совместной деятельности педагогического коллектива и семьи.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.