Проект по профилактике плоскостопия и сколиоза


Вопросы профилактики сколиоза и полскостопия должны подниматься с самого раннего возраста- так как данные заболевания могут формироваться с первых месяцев жизни и во многом зависит об осведомленности в данном вопросе окружающих ребенка людей (родителей).

Скачать:

ВложениеРазмер
doklad_profilaktika_ploskost-ya_i_skolioza.docx 40.78 КБ

Предварительный просмотр:

Районная научно- практическая конференция педагогов

Посвященной 100-летию со Дня рождения

В. А. Сухомлинского.

Здоровье подрастающего человека – это проблема не только социальная, но и нравственная. Ребенок сам должен уметь быть не только здоровым, но и воспитывать в будущем здоровых детей.

Основной задачей педагогов и родителей должно стать воспитание у детей потребности быть здоровыми, беречь и укреплять здоровье, ценить счастье здоровья. Необходимо совместными усилиями родителей, педагогов формировать у детей понятие здорового образа жизни, воспитывать соответствующие навыки и привычки, что будет способствовать эффективности мер социальной защиты здоровья детей.

ДОУ, школа сегодня должны и могут стать важнейшим звеном социализации подрастающего поколения, и на данном этапе социализации личности формируется как индивидуальное здоровье, так и здоровье всего общества. Следовательно, в вопросах оздоровления детей рука об руку должны идти медики, педагоги, психологи, социальные педагоги и другие специалисты.

С давних пор известно, что эффективнее и проще проводить профилактику заболеваний, т. е. предотвращать их развитие, чем лечить, особенно в далеко зашедших и запущенных случаях. Вопросам профилактики заболеваний в настоящее время уделяется все большее внимание в силу их растущей актуальности.
Вопросы профилактики сколиоза и плоскостопия должны подниматься с самого раннего возраста — так как данные заболевания могут формироваться с первых месяцев жизни и во многом зависит об осведомленности в данном вопросе окружающих ребенка людей (родителей).
Сколиоз и плоскостопие являются наиболее распространенными заболеваниями опорно-двигательного аппарата у детей и подростков. Эти заболевания служат предпосылкой для возникновения ряда функциональных и морфологических расстройств здоровья в детстве и оказывают отрицательное влияние на течение многих заболеваний у взрослых.

Плоскостопие — одно из самых распространенных заболеваний опорно-двигательного аппарата у детей. Это деформация стопы с уплощением ее свода. У детей обычно деформируется продольный свод, из-за чего подошва становится плоской и всей своей поверхностью касается пола.

Факторы, влияющие на развитие плоскостопия:

- Наследственность (если у кого-то из родных есть это заболевание, нужно быть особенно осторожным: ребенка следует регулярно показывать врачу-ортопеду);

- Чрезмерные нагрузки на ноги (например, при поднятии тяжестей или при повышенной массе тела);

- Чрезмерная гибкость (гипермобильность) суставов;

- паралич мышц стопы и голени (из-за перенесенного полиомиелита или ДЦП);

Чем опасно плоскостопие?

Для терапии детей, страдающих плоскостопием, применяются щадящие методы лечения. Врачи предпочитают физиотерапевтическое лечение, лечебную физкультуру, мануальную терапию и особый массаж. Медикаменты назначают, в крайнем случае, т.к. они вызывают множество побочных эффектов и не убирают причину заболевания, а, наоборот, могут его усугубить.

При обнаружении других патологий опорно-двигательного аппарата врач назначает курс лечебного массажа, особую гимнастику, а в ряде случаев требуется курс мануальной терапии. С ее помощью врач напрямую воздействует на страдающий от отсутствия амортизации позвоночник, снимая напряжение в нем и ликвидируя асимметрию крестца, которая иногда возникает при плоскостопии и может стать причиной искривления позвоночника.

Ребенку, страдающему плоскостопием, ортопед обязательно рекомендует носить специальную обувь: подходящую по размеру, сделанную из натуральных материалов, с жестким задником и хорошей фиксацией на ноге, с небольшим каблучком. Стельки - супинаторы также подбираются индивидуально, с учетом формы стопы.

Плоскостопие - это недуг, который при отсутствии адекватной терапии приводит к серьезным осложнениям и сильной деформации костей стопы, а также болезням опорно-двигательного аппарата. Своевременное лечение и профилактика вернут ребенку здоровье и уверенность в своей привлекательности.

Причины сколиоза у детей.

Такое заболевание, как сколиоз, или искривление позвоночника, может быть не только приобретенным, но и врожденным. В последнем случае у ребенка появляются добавочные позвонки, наблюдается недоразвитие позвоночника или клиновидная деформация позвонков. Однако все это встречается гораздо реже, чем приобретенное искривление позвоночника. Зачастую причиной сколиоза у детей становится неправильная осанка. Сначала одно плечо опускается ниже другого, и позвонки уходят в сторону. Если не начать лечение своевременно, заболевание начнет прогрессировать и может обернуться весьма неприятными последствиями вплоть до деформации внутренних органов. Итак, в число факторов, провоцирующих возникновение сколиоза, входят:

  • несимметричное развитие мышц (часто это связано с последствиями родовой травмы);
  • неправильное положение тела, обусловленное физиологическими особенностями, такими, как плоскостопие, разная длина ног и пр.;
  • работа за столом с низко опущенной головой, неправильная поза на стуле, привычная сутулость;
  • отсутствие физических нагрузок;
  • травмы позвоночника, в том числе подвывихи позвонков шеи, которые дети нередко получают в процессе родов;
  • несбалансированный рацион.

Различают несколько степеней сколиоза:

  1. я степень - угол искривления составляет от 1 до 10 градусов;
  2. я степень - отклонение от 11 до 25 градусов;
  3. я степень - от 26 до 50 градусов;
  4. я степень - более 50 градусов.

По количеству сколиозных дуг:

C-образный тип — только одна дуга искривления;

S- образный тип — две дуги;

при Z-образном сколиозе есть уже три сколиозные дуги позвоночного столба.

Отклонение позвоночного столба вбок называется неструктурный сколиоз, если происходит анатомическое изменение строения позвонков, то это структурный сколиоз. Левосторонний сколиоз — отклонение сколиотической дуги в левую сторону, чаще он возникает в поясничной области. Правосторонний сколиоз — искривление происходит вправо и формируется в основном в грудном отделе позвоночника. Различают также нефиксированный и фиксированный сколиоз.

В первом случае искривление усиливается, если на позвоночник оказывается нагрузка.

Специфическим признаком сколиоза является вращение позвонков в вертикальной оси (торсия, ротация). Именно ротация и становится причиной образования реберного горба и мышечного валика. Наличие торсии определяют при помощи рентгена. Ротация позвонков и ее степень будет хорошо видна при легком тесте — человек медленно наклоняется, и, если его ребра и мышцы выступают с одной стороны больше, чем с другой, это говорит о наличии ротации. В этом случае необходимо дальнейшее обследование.

По локализации первой дуги различают

- шейно-грудной сколиоз - вершина дуги деформации находится на уровне 3-4- го грудного позвонка. При этом ярко выражена асимметрия тела человека и даже лица. Обычно это врожденная аномалия и встречается довольно редко;

- грудной сколиоз - дуга образуется на уровне 7-10-го позвонка. Чаще всего такой сколиоз бывает правосторонним;

- грудопоясничный сколиоз - образуется с одинаковой вероятностью как слева, так и справа. Выше и ниже первичной дуги образуются небольшие вторичные дуги. Вершина первичной дуги расположена на уровне 11-го или 12-го грудного позвонка;

- поясничный сколиоз (люмбальный) — вершина дуги находится на уровне 1-го или 2-го поясничных позвонков. Вторичные дуги обычно развиты слабо. Эта форма сколиоза не беспокоит человека, и он узнает обычно о ней случайно.

Лечение сколиоза у детей.

Родителям следует ответственно подходить к проблеме детского сколиоза, и первым шагом при обнаружении признаков заболевания должно стать обращение к специалисту. К основным методам лечения сколиоза у детей относятся:

  • массаж;
  • лечебная физкультура;
  • фитнес;
  • йога;
  • мануальная терапия;
  • электростимуляция;
  • корсеты, ортопедические стельки;
  • хирургическое вмешательство;
  • комбинированная терапия (например, массаж в сочетании с лечебной физкультурой).

Первым делом ребенку, страдающему сколиозом, назначают массаж. Лечебная физкультура (ЛФК) также является довольно действенным методом. Нередко при сколиозе у детей врачи рекомендуют плавание : ощущение невесомости, возникающее в воде, способствует формированию правильной осанки. Лечебные виды спорта при искривлении позвоночника первой степени не ограничиваются фитнесом и йогой. Показан также конькобежный и велосипедный спорт, гимнастика, лыжные гонки, гребля, прыжки на батуте, бег, фитбол - аэробика. В принципе, при сколиозе можно заниматься любыми видами двустороннего или смешанного спорта (т.е. такими, которые обеспечивают равномерное или поочередное развитие мышц с обеих сторон).

Упражнения при сколиозе у детей.

Регулярное выполнение физических упражнений по утрам и вечерам положительно сказывается на состоянии пациентов. В домашних условиях разрешается делать только базовый курс, нацеленный на укрепление всех групп мышц. При этом необходимо придерживаться следующих правил.

Профилактика: Профилактика развития нарушений осанки и сколиозов должна быть комплексной и включать:
а) сон на жесткой постели в положении лежа на животе или спине;
б) правильная и точная коррекция обуви: устранение функционального укорочения конечности, возникшее за счет нарушений осанки; компенсация дефектов стоп (плоскостопие, косолапость).
в) организация и строгое соблюдение правильного режима дня (время сна, бодрствования, питания и т.д.);
г) постоянная двигательная активность, включающая прогулки, занятия физическими упражнениями, спортом, туризмом, плавание;
д) отказ от таких вредных привычек, как стояние на одной ноге, неправильное положение тела во время сидения (за партой, рабочим столом, дома в кресле и т.д.);
е) контроль за правильной, равномерной нагрузкой на позвоночник при ношении рюкзаков, сумок, портфелей и др.;
ж) плавание.

Для выработки правильной осанки и профилактики ее нарушений необходимо систематически, не менее 3-х раз в неделю тренировать мышцы спины и живота. Упражнения можно включать в комплекс утренней гигиенической гимнастики, оздоровительной гимнастики, в урок физкультуры в школе, в спортивную тренировку. Задача этих упражнений состоит в том, чтобы увеличить силу и статическую выносливость мышц спины и живота, - тогда они смогут в течение долгого времени удерживать позвоночник в прямом положении с приподнятой головой.

Правильная осанка, стабилизация стопы и коррекция плоскостопия у детей - одна из ключевых задач, так как это влияет на формирование всего опорно-двигательного аппарата ребенка. Сколиозом и плоскостопием страдают от 40 до 60% населения земного шара.

Специалистами кафедры детской хирургии Красноярской государственной медицинской академии под руководством профессора В.В.Красовской выявлено наличие плоскостопия и сколиоза: в детских садах г.Туры у 40% детей, в г.Канске – у каждого четвертого ребенка, в 10 детских домах Красноярска – у 70%. У каждого двадцатого ребенка на фоне плоскостопия возникает сколиоз (данные А.А.Николаевой, Москва).

Наличие детей с нарушением осанки и плоскостопием в нашем детском саду потребовали проведения работы по профилактике этих заболеваний.

В целях обозначенной проблемы под моим руководством педагоги нашего ДОУ решили составить долгосрочный проект по профилактике сколиоза и плоскостопия у детей , посещающих детский сад.

За основу проекта взяты результаты наблюдения за поведением детей на занятиях по физическому развитию, на прогулках, при проведении утренней гимнастики; обследования детей врачами – специалистами детской городской поликлиники; городским врачом – ортопедом; рекомендации врача-мануолога.

Для реализации проекта будут привлечены следующие специалисты :

  1. Соколов В.И - городской ортопед,
  2. Сущеня Н.М - врач-мануолог,
  3. Горшкова Т.В - заведующая дошкольным отделом детской городской поликлиники,
  4. Филипченко Н.И. - невролог,
  5. Михеева С.И. - хирург.

При возможном получении положительных результатов реализации проекта, планируется разработать программу комплексного оздоровления детей посещающих МДОУ детский сад № 22.

Долгосрочный проект

“Профилактика сколиоза и плоскостопия”

Вид проекта: оздоровительно-профилактический.

Руководитель проекта: Косенко Галина Владимировна, заведующая МДОУ д/с № 22

Авторы проекта: Сатаева И.М. - старший воспитатель МДОУ д/с №22, Арзамасова Т. А. - медицинская сестра МДОУ д/с №22.

Консультанты:

  1. Соколов В. И. - ортопед детской городской поликлиники,
  2. Михеева С. И. - хирург детской городской поликлиники,
  3. Бородина Н. А. - педиатр детской городской поликлиник,
  4. Филипченко Н. И.- невролог детской городской поликлиники
  5. Сущеня Н.М. – мануальный терапевт

Участники проекта:

    воспитанники детского сада,
  • родители,
  • сотрудники детского сада
  • врачи - специалисты детской городской поликлиники,
  • городской ортопед,
  • администрация детского сада.

Срок выполнения проекта: 2003 г.– 2006 г..

Место реализации проекта: территория МДОУ д/с № 22.

Проблема: увеличение количества детей, страдающих нарушением осанки и плоскостопием.

Цель проекта:-Сохранение и укрепление здоровья детей. Профилактика сколиоза и плоскостопия.

Задачи проекта:

  1. Разработать программу комплексного оздоровления детей дошкольного возраста.
  2. Разнообразить формы и методы оздоровления детей.
  3. Создать условия для профилактической работы врача-мануолога.
  4. Формирование и совершенствование знаний детей об организме человека, частях тела, их значимости в жизнедеятельности и здоровом образе жизни людей.

Методы реализации задач:

  1. Консультации авторов и руководителя проекта с врачами-специалистами детской городской поликлиники, городским ортопедом, врачом мануологом о необходимости разработки данного проекта.
  2. Поиск информации в специальных источниках ( медицинская литература по профилактике сколиоза и плоскостопия, по оздоровлению детей; методическая литература по проведению занятий по физическому развитию детей в детском саду; рекомендации по закаливанию детей в ДОУ).
  3. Консультации врачей - специалистов детской городской поликлиники ,врача-ортопеда, врача-мануолога для родителей и воспитателей.
  4. Информационно-образовательная работа с детьми.
  5. Первичный осмотр детей всех возрастных групп мед сестрой детского сада и педиатром детской городской поликлиники при поступлении ребенка в детский сад.
  6. Осмотр детей врачами-специалистами: ортопедом, хирургом, неврологом.
  7. Тестовое обследование детей, выявление первых признаков сколиоза и плоскостопия у детей всех возрастных групп.
  8. Комплексные мероприятия по профилактике и оздоровлению сколиоза и плоскостопия (дневной сон на жесткой поверхности, разработка воспитателями комплексов утренней гимнастики и профилактических упражнений после сна во всех возрастных группах с учетом групп здоровья и возрастных особенностей детей, а также рекомендаций врачей-специалистов ;их апробация, мануальная терапия, массаж).
  9. Взаимосвязь воспитателей, медицинского работника ДОУ, врачей-специалистов, администрации детского сада, с воспитанниками и родителями.
  10. Информационное вещание о реализации проекта.
  11. Обследование детей, мониторинг, итоговая диагностика.

План реализации проекта

“Профилактика сколиоза и плоскостопия у детей дошкольников”

сентябрь 2003г. – август 2006 г.

1 - часть проекта:

сентябрь 2003 – май 2006 г.

Этап №1 Теоретический.

Срок реализации: сентябрь - октябрь 2003 года.

Этап № 2 Подготовительный.

Срок реализации: ноябрь – декабрь 2003 года.

Этап № 3 Практический.

Срок реализации: январь 2004г. – март 2006года.

Этап № 4 Аналитический

Срок реализации: апрель – май 2006года.

2 - часть проекта

июнь – август 2006 года.

Использование полученных результатов в ходе реализации проекта при разработке программы комплексного оздоровления детей в ДОУ на 2006 -2008года.

Тема самообразования заведующей МДОУ на 2005 – 2006 учебный год:

“Методы и формы работы по профилактике сколиоза и плоскостопия у детей дошкольного возраста”.

Проблема: увеличение количества детей, страдающих сколиозом и плоскостопием в ДОУ № 22.

Цель: повысить и адаптировать к условиям ДОУ уровень знаний и умений в области профилактики сколиоза и плоскостопия у детей – дошкольников.

План работы на 2005 – 2006 уч.год.

2. Составление плана работы с сотрудниками ДОУ по теме “Профилактика сколиоза и плоскостопия у детей дошкольного возраста”

  • проведение консультаций;
  • знакомство со спец.литературой;
  • организация выставок;

Выберите книгу со скидкой:


ОГЭ. География. Новый полный справочник для подготовки к ОГЭ

350 руб. 242.00 руб.


Математика. Новый полный справочник школьника для подготовки к ЕГЭ

350 руб. 222.00 руб.


Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. 2-е изд.

350 руб. 963.00 руб.


Считаю и решаю: для детей 5-6 лет. Ч. 1, 2-е изд., испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.


Начинаю считать: для детей 4-5 лет. Ч. 1, 2-е изд., испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.


Считаю и решаю: для детей 5-6 лет. Ч. 2, 2-е изд., испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.


Пишу буквы: для детей 5-6 лет. Ч. 2. 2-е изд, испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.


Русско-английский словарик в картинках для начальной школы

350 руб. 163.00 руб.


ОГЭ. Литература. Новый полный справочник для подготовки к ОГЭ

350 руб. 205.00 руб.


ЕГЭ. Английский язык. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ

350 руб. 171.00 руб.


Рисуем по клеточкам и точкам

350 руб. 248.00 руб.


ЕГЭ. Информатика. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ

350 руб. 163.00 руб.

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА




  • Все материалы
  • Статьи
  • Научные работы
  • Видеоуроки
  • Презентации
  • Конспекты
  • Тесты
  • Рабочие программы
  • Другие методич. материалы
  • Минаев Александр НиколаевичНаписать 958 13.12.2017

Номер материала: ДБ-956786

  • Физическая культура
  • 4 класс
  • Другие методич. материалы

Добавляйте авторские материалы и получите призы от Инфоурок

Еженедельный призовой фонд 100 000 Р

    13.12.2017 364
    13.12.2017 237
    13.12.2017 201
    13.12.2017 540
    13.12.2017 169
    13.12.2017 148
    13.12.2017 132
    13.12.2017 383

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

укрепление и сохранение здоровья детей.

сформировать в сознании ребенка понятие здорового образа жизни;

овладеть исполнением элементов партерной гимнастики;

профилактика сколиоза и плоскостопия у воспитанников.

ФГОС дошкольного образования решает задачи развития детей в пяти образовательных областях:

Область физического развития включает следующие приоритетные направления организации жизнедеятельности детей:

• овладение двигательной деятельностью;

• овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др., становление ценностей здорового образа жизни.

Забота об укреплении здоровья ребенка - проблема не только медицинская, но и педагогическая, так как правильно организованная воспитательно-образовательная работа с детьми нередко в большей степени, чем все медико-гигиенические мероприятия, обеспечивает формирование здоровья и здорового образа жизни.

Отношение ребенка к своему здоровью напрямую зависит от сформированности в его сознании этого понятия. У детей дошкольного возраста можно выделить следующие возрастные предпосылки для стойкого формирования представлений о здоровом образе жизни (М. И. Лисина, 1997):

-активно развиваются психические процессы;

-заметны положительные изменения в физическом и функциональном развитии; дети стараются сохранять и демонстрировать правильную осанку;

-дети старшего дошкольного возраста способны самостоятельно выполнять бытовые поручения, владеют навыками самообслуживания, прилагают волевые усилия для достижения поставленной цели в игре, в проявлении физической активности.

При целенаправленном воспитании, обучении, закреплении в повседневной жизни правил гигиены, соответствующей мотивации занятий физкультурой отношение детей к своему здоровью существенно меняется. Сформированность отношения к здоровью как к величайшей ценности в жизни (на доступном пониманию детей уровне) становится основой формирования у детей потребности в здоровом образе жизни.

В основе предложенного мною комплекса упражнений для профилактики сколиоза и плоскостопия лежит партерная гимнастика. В хореографии существует целый комплекс упражнений для развития выворотности стопы, для ее укрепления и развития. Совокупность упражнений партерной гимнастики и хореографических упражнений способствует формированию правильной осанки у воспитанников. Говоря языком хореографии aplomb (пер. с фр. яз. устойчивость, равновесие, стержень устойчивости – позвоночник. Приобрести aplomb – овладеть устойчивостью в танцах – вопрос центрального значения для всякого танцовщика.

Вначале занятия необходимо выполнить разминку, после можно приступать к выполнению партерной гимнастики. Упражнения не следует исполнять без предварительного разогрева мышц.

Упражнения для профилактики плоскостопия:

1. Упражнение на сокращение и вытянутость стопы (flex-point).

а) И. п. : шестая позиция ног. Одновременно обе стопы сокращаются на себя, пятки к верху, и одновременно натягиваются до кончиков пальцев. Муз.размер: 4/4.

б) И. п. : шестая позиция ног. Исполняется поочередно, одна стопа натянутая, другая сокращенная. Муз.размер: 4/4.

2. Упражнение на подвижность голеностопного сустава.

И. п. : шестая позиция ног. Стопу сокращаем на себя, разворачиваем в 1 позицию и возвращаем в исходную позицию. Муз.размер: 4/4.

3. Упражнение для профилактики плоскостопия:

а) И. п. : свободная позиция ног. На полу раскладываем предметы, пластиковые крышки. Необходимо их собрать пальцами ног, шагая на пятках;

б) И. п. : свободная позиция ног. Также на полу лежат предметы – гимнастическая палка, или массажный мяч, прокатываем вперед-назад поочередно одной ногой и другой ногой не менее 8-10 раз.

Формирование правильной осанки – длительный процесс, требующий кропотливой работы педагога.

Упражнения для профилактики сколиоза:

1. Упражнения с гимнастической палкой.

а) И. п. : ходьба по кругу с гимнастической палкой за спиной;

б) И. п. : наклоны корпуса вперед с гимнастической палкой, повороты корпуса в стороны.

2. Упражнения на формирование осанки.

а) И. п. : лежа на животе, поднимать и опускать корпус, при этом необходимо наклонять голову назад, стремясь достать до поясницы;

Благодаря, целенаправленному внедрению комплекса упражнений по профилактике сколиоза и плоскостопия на занятиях по хореографии, у воспитанников сформируется не только понятие здоровая спина и здоровая стопа, но дети будут знать и уметь исполнять упражнения для того, чтобы быть здоровыми.


Нетрадиционное оборудование для профилактики сколиоза и плоскостопия Любое заболевание всегда легче предотвратить, чем его потом лечить. Особенно это касается нарушения осанки и плоскостопия у детей. Для.

Профилактика и коррекция плоскостопия у детей Профилактика и коррекция плоскостопия у детей. Актуальными задачами физического воспитания являются правильное формирование опорно-двигательного.


Профилактика плоскостопия Этот коврик выполнен из обрезка паласа и крышек от растительного масла. Изредка вставлены и другие крышки (от соков, различных бутылок).


Профилактика плоскостопия Профилактика плоскостопия. Для предупреждения плоскостопия рекомендуются умеренные упражнения для мышц, ног и стоп, ежедневные прохладные.


Увлекательная профилактика плоскостопия Рисование ногами-отличная профилактика плоскостопия и весёлое развлечение для детей. Лучше рисовать пальчиковыми красками. Они безопасны.

Тамбовский район посёлок Строитель

Использование технологий , направленных на предупреждение сколиоза, профилактику и коррекцию плоскостопия у дошкольников .

Подготовила: Рязанова М.В., воспитатель

Использование технологий, направленных на предупреждение сколиоза, профилактику и коррекцию плоскостопия у дошкольников.

Жизнь в 21 веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной является проблема сохранения здоровья.

Великая ценность каждого человека – здоровье. Вырастить ребенка сильным, крепким, здоровым – это желание родителей и одна из ведущих задач, стоящих перед дошкольным учреждением. Семья и детский сад – те социальные структуры, которые в основном определяют уровень здоровья ребенка. Поступая в детский сад, многие дети имеют отклонения в физическом развитии. Ведущее место среди отклонений, выявляемых у дошкольников при профилактических осмотрах, занимают нарушения опорно-двигательного аппарата, главным образом нарушения осанки и формирования свода стопы.

Развитию дефектов осанки и плоскостопию способствуют : не соответствие росту ребенка мебели, неудобная одежда и обувь (мала, узка, или наоборот велика), неправильные позы и привычки детей ( например: опора при стоянии на одну ногу, чтение или рисование, лежа на боку, или животе и т.д.); однообразные движения (отталкивание одной и той же ногой при езде на самокате, при прыжках во время игр, ношение какого – либо груза в одной и той же руке). Нарушения осанки и стоп может развиваться также из-за частых инфекционных и острых респираторных заболеваний, ослабляющих организм и ухудшающих физическое здоровье детей. Поэтому так важно отнестись к данной проблеме с максимальным вниманием и ответственностью.

На сегодняшний день около 70% детей дошкольного возраста имеют различные виды нарушений осанки. Однако на фоне этого дефекта развиваются серьезные заболевания. Кроме этого, деформации скелета, даже незначительные, неблагоприятно сказываются на развитии внутренних органов, приводят к различным расстройствам их деятельности.

Осанка - привычное положение тела стоящего человека. Формируется в процессе физического развития и становления статико-динамических функций ребенка. Особенности осанки определяются положением головы, пояса верхних конечностей, изгибами позвоночника, формой грудной клетки и живота, наклоном таза и положением нижних конечностей. Значение правильной осанки трудно переоценить. Основой правильной осанки является здоровый позвоночник - именно он опора всего организма. У детей до завершения окостенения скелета позвоночник очень гибкий и пластичный.

Рекомендации по профилактике и коррекции осанки:

Следует регулярно проводить с ребенком физические упражнения, подвижные игры, прогулки на свежем воздухе, укрепляющие его здоровье и опорно-двигательный аппарат.

Не допускать, чтобы ребенок лежал или спал в очень мягкой или прогибающейся под тяжестью его тела кровати, и притом всегда на одном и том же боку.

Не следует разрешать ребенку подолгу стоять с опорой на одну ногу, например при катании на самокатах.

Следить за тем, чтобы ребенок не стоял и не сидел на корточках продолжительное время на одном месте, не ходил на большие расстояния (дозировка прогулок и экскурсий), не переносил тяжестей.

Во время занятий и приема пищи надо следить за правильной посадкой ребенка.

Мебель должна соответствовать его росту и пропорциям тела.

В детстве легко вырабатываются положительные навыки, поэтому формировать правильную осанку нужно еще до школы. Уже с 4-летнего возраста надо приучать детей правильно сидеть, стоять, не сутулиться во время ходьбы.

На формирование осанки сильно влияет форма стопы. При нормальной ее форме нога опирается на наружный продольный свод, а внутренний свод служит рессорой, обеспечивающей эластичность походки. Если мышцы, поддерживающие свод стопы ослабевают, вся нагрузка ложится на связки, которые, растягиваясь, делают стопу плоской. Плоскостопие - это деформация стопы, вызванная уменьшением высоты свода, в сочетании с пронацией пятки и супинацией переднего отдела стопы. В дошкольном возрасте стопа находится в стадии интенсивного развития, ее формирование еще не завершено, поэтому любые неблагоприятные внешние воздействия могут приводить к возникновению тех или иных функциональных отклонений.
Стопа является опорой и фундаментом тела. Нарушение этого фундамента обязательно отражается на формировании подрастающего организма. Изменение формы стопы не только вызывает снижение ее функциональных возможностей, но и что особенно важно изменяет положение таза, позвоночника – это отрицательно влияет на осанку и общее состояние ребенка. Недостаточное развитие мышц и связок стоп не благоприятно сказывается на развитии многих движений, у детей приводит к снижению двигательной активности и может стать серьезным препятствием в занятиях многими видами спорта. Таким образом, укрепление опорно — двигательного аппарата и в частности стопы имеет большое значение.

Для решения данной проблемы определила цель: использование современных технологий, направленных на профилактику и коррекцию осанки и плоскостопия у детей.

Реализацию цели осуществляю через решение следующих задач:

-улучшение здоровья детей ;

-приобщение детей и их родителей к здоровому образу жизни;

-формирования знаний, умений и практических навыков физкультурно-оздоровительного характера, составляющих основу профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата;

-формирование потребностей, мотивов, ценностно-нормативных ориентаций, обеспечивающих активное отношение детей к сохранению и укреплению собственного здоровья;

-развитие физических качеств обеспечивающих укрепление мышечных групп участвующих групп в удержании правильного положения туловища и сводов стоп.

Реализация цели осуществляется через постановку следующих задач:

Провести анализ психолого-педагогической литературы по проблеме формирования осознанного отношения к своему организму и сохранению правильной осанки.

Разработать педагогическую систему формирования осознанного отношения детей к себе и своему здоровью.

Составить педагогические проекты по формированию осознанного отношения детей и родителей к своему здоровью, к сохранению правильной осанки.

Определить степень эффективности разработанной педагогической системы по данной проблеме.

В своей работе с детьми 4-5 лет опираюсь на опыт по использованию технологий, направленных на предупреждение сколиоза, профилактику и коррекцию плоскостопии, так как этот возраст является наиболее сенситивным периодом для реализации такого рода проекта.

Важным направлением в формировании у детей основ здорового образа жизни является правильно организованная предметно-пространственная среда, прежде всего это двигательная предметно-развивающая среда. Она должна носить развивающий характер, быть разнообразной, динамичной, трансформируемой, полифункциональной, для этого в нашем детском саду мы используем физкультурное нестандартное оборудование, изготовленное своими руками, ведь новое спортивное оборудование - это всегда дополнительный стимул активации физкультурно-оздоровительной работы. В группе оборудован "Центр здоровья", где в доступном для детей месте находятся пособия для развития двигательной активности. Здесь можно увидеть различные массажные и ребристые дорожки, для профилактики плоскостопия, кольцебросы, серсо, мягкие мишени, разноцветные флажки, ленты, косички, султанчики и многое другое.

Главный принцип сохранения здоровья - профилактика. Опыт и наблюдения специалистов убеждают, что главную роль в формировании правильной осанки и стопы играют воспитание и систематические физические упражнения.

Основным средством формирования правильной осанки и профилактики плоскостопия являются занятия физическими упражнениями. Прежде всего, необходимо использовать упражнения для развития больших мышечных групп, особенно спины, живота, ног, чтобы создать естественный мышечный корсет. Упражнения можно выполнять из различных исходных положений – стоя, лежа на спине и животе, сидя на стуле, скамейке, четвереньках.

Физические упражнения являются лучшим средством при профилактике плоскостопия, других изменений осанки.

Физкультурно-оздоровительная работа по профилактике нарушений осанки и искривления позвоночника осуществляю в следующих формах организации: утренняя и корригирующая гимнастика, занятия физической культурой в зале и на воздухе, гимнастика пробуждения, досуговая деятельность.

В процессе проведения подвижных игр добиваюсь тренировки навыков в удержании головы и туловища в правильном положении; правильной ходьбе (грудь вперед, лопатки чуть сведены, подбородок приподнят). Также выработке правильной осанки помогают игры на координацию движений, равновесия.

Как утверждал Гиппократ "Стопа - это фундамент, на котором стоит здание - наше тело", и поэтому в нашем детском саду мы внедрили в практику своей работы совершенно нестандартное оборудование для профилактики плоскостопия, дошкольники обязательно должны ходить босиком по разнообразным поверхностям. Выполнение упражнений с пособиями и дидактическим инвентарем повышает интерес к занятиям, улучшает качество их выполнения.

Таким образом, методически правильно проводимые ходьба, бег, лазанье, игры и т. д. вырабатывают привычку сохранять правильную осанку, укрепляют мышцы спины, плечевого пояса, живота.

Учитывая, что профилактика и коррекция осанки и стопы – процесс продолжительный, требующий систематической работы, рекомендовала родителям заниматься с ребенком ежедневно, за исключением тех дней, когда дети находятся в детском саду.

Для достижения поставленной цели и задач в работе с родителями использовала:

наглядность в виде памятки по созданию условий для сохранения правильной осанки;

организации выставки нестандартного физкультурного оборудования для укрепления мышц стопы, спины.

Предотвратить нарушения осанки и стопы, которые активно формируются в течение дошкольного возраста, возможно через систему профилактических мероприятий в ДОУ и в домашних условиях.

Таким образом, у детей 4-5 лет в результате созданных необходимых условий для организации самостоятельной и совместной деятельности в течение дня по укреплению и коррекции осанки и плоскостопия, отметилась положительная динамика к их устранению.

Применение в своей работе современных технологий позволит:

-вызвать интерес к оздоровительным занятиям физическими упражнениями у детей и сформировать потребность в них;

-ускорить формирования сводов стоп;

-дисциплинировать поведение ребёнка: воспитывать спортивный характер;

-формировать у детей творческое отношения к действительности.

Пришла к выводу, что необычные, нетрадиционные методы и приёмы повышают интерес к занятиям, вызывают эмоциональный подъём, положительный результат, развивают у детей подвижность, пластичность, чувство ритмичности, артистичность, ловкость.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.