Плоскостопие рассказ для детей


Скачать:

ВложениеРазмер
ploskostopie.docx 15.89 КБ

Предварительный просмотр:

Плоскостопие – это дефект стопы , сопровождающийся уплощением её сводов. Чаще всего оно начинается в детском возрасте, поэтому при профилактике и лечении деформации стопы внимание уделяется созданию условий для общего укрепления организма ребенка. Стопа в процессе развития подвергается различным влияниям нагрузок и обуви.

Плоскостопие – это достаточно серьезное ортопедическое заболевание, которое значительно нарушает функцию всего опорно-двигательного аппарата человека, негативно влияет на его общее самочувствие, снижает выносливость к физическим нагрузкам, ухудшает работоспособность и настроение. Изменение стопы у детей – довольно частое явление, поэтому для предупреждения развития плоскостопия важно своевременное выявление этого дефекта. При этом заболевании резко ухудшается опорная функция ног, изменяется положение таза и позвоночника, затрудняются движения, которые приводят и к нарушению осанки.

Плоскостопие встречается у соматически ослабленных и тучных детей, хотя природа его возникновения может быть различна. По происхождению различают пять видов плоскостопия : врожденное, рахитическое, паралитическое, травматическое и статическое.

Врожденное плоскостопие встречается редко , к нему можно отнести косолапость (носки внутрь) ; рахитическое плоскостопие как следствие рахита; паралитическое плоскостопие встречается редко , может являться результатом паралича подошвенных мышц стопы и мышц голени (последствие полиомиелита) .

Травматическое плоскостопие – последствие перелома лодыжек, предплюсневых костей, пяточной кости; статическое плоскостопие является наиболее распространенным и возникает вследствие слабости мышц голени и стопы, связочного аппарата и костей, ношения нерационально подобранной обуви, чрезмерного утомления и излишнего веса тела.

Симптомами плоскостопия являются : повышенная утомляемость при ходьбе; боли в икроножных мышцах при длительной ходьбе к концу дня; снижение физической работоспособности; головные боли как следствие пониженной рессорной функции стопы; изменение формы стопы, особенно в средней её части; боли в стопах – своде, переднем отделе пятки и, если поставить стопу на внутренний свод, боли в области лодыжек; появление пяточных шпор; косточка, выступающая около большого пальца; стаптывание внутренней части каблука, на которую приходится большая нагрузка.

В зависимости от деформации стопы различают поперечное плоскостопие и продольное , также возможны сочетания обеих форм. У детей чаще встречается продольная и смешанная формы. При продольном плоскостопии уплощен продольный свод, и стопа соприкасается с полом почти всей площадью подошвы, длина стоп увеличивается. При поперечном плоскостопии уплощается поперечный свод стопы, её передний отдел опирается на головки всех пяти плюсневых костей, а не на первую и пятую, как это должно быть в норме.

Плоскостопие различают по степени выраженного заболевания (I, II, III степени, и зависит это от площади опорной части стопы.

В норме опорная часть составляет 1/3 поперечника стопы. Если стопы составляет её опорная часть, то это плоскостопие I степени , если 2/3 – плоскостопие II степени , более 2/3 стопы – плоскостопие III степени .

Диагностика плоскостопия . Диагностика продольного плоскостопия довольная проста , в ней используется способ плантографии. Это отпечаток стоп во время стояния или ходьбы. Следует намазать стопы ног жирным кремом или растительным маслом и встать на лист бумаги. Получившийся отпечаток стопы указывает на возможность плоскостопия . При нормальном своде стопы внутренняя половина бумаги остается неокрашенной, так как она находится под сводом стопы. При резко выраженном плоскостопии на бумаге остается отпечаток всей подошвенной поверхности стопы.

Плоскостопие – заболевание прогрессирующее, поэтому чем раньше начато лечение, тем лучшие результаты оно принесет. И наоборот, запущенные случаи лечатся гораздо труднее и могут привести к различным заболеваниям, таким как : артроз – это разрастание подхрящевой кости; едва ли не самое распространенное заболевание в мире; синдром хронической усталости, одной из причин возникновения которого может быть плоскостопие ; остеохондроз – костные наросты, отложение солей; грибковые заболевания, так как стопа при плоскостопии деформирована , что часто приводит к потливости ног, а это способствует распространению грибковых заболеваний.

Итак, плоскостопие – это болезнь , которую необходимо лечить, но лучше все же предупредить её возникновение.

Лечении плоскостопия должно быть комплексным и направленным на укрепление всего организма. Лечебная гимнастика (ЛФК, массаж, физиотерапевтические процедуры, ортопедические стельки, специальная обувь – этих мер для исправления стоп достаточно. Важно, чтобы процесс коррекции был регулярным и продолжался до полного выздоровления.

Профилактика плоскостопия . В основе профилактики различных видов плоскостопия лежит : во-первых, укрепление мышц, сохраняющих своды; во-вторых, - ношение рациональной обуви (жесткий задник, эластичная подошва и маленький каблучок) ; и в-третьих – ограничение нагрузки на нижние конечности.

На занятиях вначале разучиваются и выполняются упражнения при облегченных исходных положениях (лежа, сидя, что исключает влияние веса тела на свод стопы, в дальнейшем используются комплексы упражнений у опоры в положении стоя и в ходьбе. Специальные упражнения чередуются с общеразвивающими для всех групп мышц и упражнениями в расслаблениями, так как следует добиваться выравнивания тонуса мышц, удерживающих стопу в правильном положении. Сюда входят следующие упражнения : отведение стопы наружу, внутрь; поднимание стопы носком на себя и внутрь; разгибание пальцев стоп веером; широко применяются упражнения для сгибателей пальцев ног с предметами : захват различных предметов пальцами ног, их перекладывание, катание подошвами ног мяча, гимнастической палки. Для закрепления коррекции стоп используются упражнения в ходьбе (на носках, пятках, наружном своде стопы и т. д., на гимнастических снарядах и подвижные игры. Упражнения для профилактики плоскостопия следует сочетать с упражнениями, направленными на воспитание правильной осанки.

Все упражнения следует выполнять медленно, тщательно, до появления легкой усталости. Количество повторений упражнений определяется индивидуально, в зависимости от возраста ребенка и его физического развития. Повышению лечебно-профилактического эффекта данных занятий способствует сочетание физических упражнений с самомассажем нижних конечностей. Массаж способствует большему оздоровительному эффекту специальных упражнений.

Плоскостопие с трудом поддается лечению, поэтому на занятиях следует уделять большое внимание его профилактике и укреплению мышц свода стопы.

для детей старшего дошкольного возраста.

Важным фактором, оказывающим разностороннее влияние на укрепление детского организма, является физическая культура.

В результате по данным Первого московского медицинского университета им. И. М. Сеченова, около 50 % дошкольников имеют различные отклонения в состоянии здоровья, а более 20 % - хронические заболевания. По распространенности у детей 4- 10 лет первое место занимают болезни опорно- двигательного аппарата. Что также подтверждает анализ медецинских карт в ДОУ.

Основные проблемы с опорно- двигательным аппаратом в дошкольном детстве: плоскостопие и осанка.

Поэтому задача каждого неравнодушного педагога сформировать у ребенка и родителей понимание важности физического развития и приобщения подрастающего поколения к здоровому образу жизни.

1. Способствовать профилактике плоскостопия у детей;

2. Поддерживать интерес к физической культуре.

1. Развивать мышечно-связочного аппарата стопы и голени;

2. Увеличивать подвижности в суставах стоп;

3. Поддерживать оптимальный двигательный режим;

4. Укреплять мышцы, формирующие свод стопы;

5. Создавать эмоциональное настроение;

6. Развивать воображение;

7. Воспитывать чувство дружбы и коллективизма.

Дети старшего дошкольного возраста;

Физ. инструктор – Берегова И. В. ;

Муз. работник – Бородай М. В.

Место проведения: музыкальный зал

Оборудование: ортопедические коврики, массажные мячики, ладыжковые массажеры, платочки, 2 обруча, деревянные бусины, большой массажный гимнастический мяч, 2 гимнастические скамейки, 2 каната.

Технические средства: звуковоспроизводящая аппаратура, диски, мультимедийный проектор.

В ходе данного мероприятия активно использовались элементы образовательных технологий: здоровьесберегающие, игровые, развивающие.

Занятие проводилось в конце учебного года. На него приглашались родители детей. Занятие носило отчетный характер по работе в кружке за прошедший учебный год. Родители не только увидели, чему научились их дети, но и имели возможность познакомиться с несложными упражнениями по профилактики плоскостопия для выполнения их в домашних условиях.

Инст- р: Здравствуйте, ребята. Вы любите сказки? Хотите отправиться в тридевятое царство? А кто живет там, как вы думаете?

Дети: ответы детей

Инс-р: Правильно, сказочные герои, добрые и злые. А как же нам туда добраться?

Дети: ответы детей

Инс-р: Можно и на машине и на ковре, но у нас ничего этого под рукой нет. Как же можно ещё?

Дети: ответы детей

Инст-р: А отправимся мы туда, открою вам секрет, с помощью нашего воображения, которое нам и поможет. Закрываем глазки. Раз, Два, Три. Вокруг себя повернись и в Тридевятом царстве окажись.

Инст-р: А вы знали ребята, что Тридевятое царство находиться за лесами за горами и этот путь нам предстоит преодолеть. Ну что, готовы?

Инстр-р: Тогда в путь.

Детям предлагается выполнить ходьбу по кругу с выполнением заданий.

Инст-р: Шли, шли, в Тридевятое царство мы пришли.

Инст-р: А нас уже встречают. Кто же это? Вы узнали?

Инст-р: Да, это двое из ларца, ларец свой нам открыть предлагают. Что же там?

Дети достают из ларца массажные мячики и выполняют упражнения.

Этот шарик не простой

Весь колючий вот такой

Меж ладошками (под ножку правую/ левую) кладем

Им ладошки (ножки) разотрем

Вверх и вниз его катаем

Свои ручки (ножки) развиваем

Можно шар катать по кругу

Перекидывать друг другу

Раз, два, три, четыре, пять

Нам пора и отдыхать

1. Катать в ладонях вперед- назад, по кругу.

2. Катать поочередно правой и левой ногой вперед- назад, по кругу.

3. Ходьба с мячиками в рассыпную зажав мяч между стоп (донести до ларца)

Инстр-р: Говорим братьям до свиданья и дальше путь свой продолжаем. Перед нами тут ручей. По бревнышку нам нужно перейти. Внимательность и ловкость нам не повредить.

Дети идут приставным шагом по канату правым и левым боком.

Инст-р: Вот полянка перед нами, кто- то там на ней танцует?

Инст-р: Вот платочки девицы оставили, а сами куда то убежали. Поиграем мы с платочками.

Дети выполняют упражнения с платочка сидя на полу.

1. Захват платочка по очереди пальчиками правой и левой ноги.

2. Захватить платочек и помахать им.

3. Захватить платочек и подбросить его.

4. Разложить платочек перед собой и подобрать его пальчиками.

5. Зажав платочек пальцами ног положить его обратно в корзинку.

Инст-р: Молодцы с платочками хорошо играли, но дальше путь свой все же продолжаем.

Инст-р: Перед нами путь закрыт, кто же это на пути?

Инст-р: Нас дальше пропустит яга только по болоту своему заколдованному.

Инс-р: Эх, обманула нас Яга, в царство Кощеево нас привела, а Кощей нас дальше не пускает, задание выполнить повеливает.

Инст-р: Молодцы, выполнили задание Кощея, путь открыт, шагаем дальше. По каменистой дорожке пройдем и по колючей травке пройдем.

Ходьба по массажным коврикам.

Инст-р: На окраине леса кто-то живет, да орешки все грызет, а орешки не простые, в них скорлупки золотые.

Инст-р: Поможем белочке собрать орешки.

Дети из обруча пальцами ног поднимают мелкие предметы. Считают и складывают в ведро.

Инст-р: Заканчивается наше путешествие. Сядем в травку отдохнём наши ножки разотрем.

С помощью лодыжкового массажера выполняется массаж голеней.

Инст-р: Пора возвращаться домой. Закрываем глаза. 1,2, 3 три раза покружись дома снова очутись.


Конспект занятия по профилактике и лечению плоскостопия. Цель: Профилактика плоскостопия и косолапия у детей дошкольного возраста. Пробудить интерес к гимнастике для стоп и выучить как можно больше.


Мастер-класс для родителей и детей по профилактике плоскостопия (фотоотчет) Путешествие на необычный остров "Здоровые ножки"Добрый день, дорогие коллеги! Хочу рассказать о мастер - классе по профилактике плоскостопия.

Доклад

Тема: Плоскостопие.

По медицинской статистике к двум годам у 24% детей наблюдается плоскостопие, к четырем годам — у 32%, к шести годам — у 40%, а к двенадцати годам каждому второму подростку ставят диагноз плоскостопие.

Плоскостопие — это деформация стопы, характеризующаяся уплощением ее сводов. Врачи называют плоскостопие болезнью цивилизации. Неудобная обувь, синтетические покрытия, гиподинамия — все это приводит к неправильному развитию стопы. Деформация стоп бывает двух видов: поперечная и продольная. При поперечном плоскостопии происходит уплощение поперечного свода стопы. При продольном плоскостопии наблюдается уплощение продольного свода, и стопа соприкасается с полом почти всей площадью подошвы. В редких случаях возможно сочетание обоих форм плоскостопия.

При нормальной форме стопы нога опирается на наружный продольный свод, а внутренний свод служит рессорой, обеспечивающей эластичность походки. Если мышцы, поддерживающие свод стопы, ослабевают, вся нагрузка ложится на связки, которые, растягиваясь, уплощают стопу (рис. 4).


Рис.4 Отпечатки нормальной (1,2 , 3) и плоской (4) стопы

При плоскостопии нарушается опорная функция нижних конечностей, ухудшается их кровоснабжение, отчего появляются боли, а иногда и судороги в ногах. Стопа становится потливой, холодной, синюшной. Уплощение стопы влияет на положение таза и позвоночника , что ведет к нарушению осанки. Дети, страдающие плоскостопием, при ходьбе широко размахивают руками, сильно топают, подгибают ноги в коленях и тазобедренном суставе; походка их напряженная, неуклюжая.

Развитию плоскостопия способствует заболевание рахитом, общая слабость и пониженное физическое развитие, а также излишняя тучность, при которой на стопу постоянно действует чрезмерная весовая нагрузка. У детей, преждевременно (до 10—12 месяцев) начинающих много стоять и передвигаться на ножках, развивается плоскостопие. Вредно сказывается на формировании стопы длительное хождение детей по твердому грунту (асфальту) в мягкой обуви без каблучка.

При плоской и даже уплощенной стопе обувь снашивается обычно быстрее, особенно внутренняя сторона подошвы и каблука. К концу дня дети часто жалуются, что обувь им тесна, хотя с утра она была им впору. Происходит это оттого, что после длительной нагрузки деформированная стопа еще более уплощается, а следовательно, удлиняется.

1. Виды плоскостопия.

В соответствии с причинами, из-за которых происходит уплощение стопы, плоскостопие делится на пять основных видов. У большинства встречается так называемое статическое плоскостопие .

Для статического плоскостопия характерны следующие болевые участки:

- на подошве, в центре свода стопы и у внутреннего края пятки;

- на тыле стопы, в ее центральной части, между ладьевидной и таранной костями;

- под внутренней и наружной лодыжками;

- между головками предплюсневых костей;

- в мышцах голени из-за их перегрузки;

- в коленном и тазобедренном суставах;

- в бедре из-за перенапряжения мышц;

- в пояснице на почве компенсаторно-усиленного лордоза (прогиба).

Боли усиливаются к вечеру, ослабевают после отдыха, иногда у лодыжки появляется отечность.

Другой вид этой болезни - травматическое плоскостопие .

Как и следует из названия, этот недуг возникает в результате травмы, чаще всего переломов лодыжек, пяточной кости, костей предплюсны и плюсны. Пятка в сочетании с ладьевидной и кубовидной костями, а также трубчатыми плюсневыми косточками напоминает арочный свод, выложенный искусным каменщиком. А теперь представьте, что на этот свод обрушилась бомба. Стоит ли говорить, как трудно потом восстановить первоначальную тонкую, кропотливую работу Создателя.

У ребенка до того, как он твердо встал на ноги, то есть лет до 3-4, стопа в силу незавершенности формирования не то чтобы слабая, а просто плоская, как дощечка. Трудно оценить, насколько функциональны ее своды. Поэтому малыша надо постоянно наблюдать и, если положение не меняется, заказать ему корригирующие стельки.

Редко (в 2-3 случаях из ста) бывает так, что причиной плоскостопия является аномалия внутриутробного развития ребенка. Как правило, у таких детей находят и другие нарушения строения скелета. Лечение подобного вида плоскостопия надо начинать как можно раньше. В сложных случаях прибегают к хирургическому вмешательству.

Паралитическая плоская стопа - результат паралича мышц нижних конечностей и чаще всего последствие вялых (или периферических) параличей мышц стопы и голени, вызванных полиомиелитом или иной нейроинфекцией.

Часто человек не догадывается, что у него плоскостопие. Бывает, вначале, уже при ярко выраженной болезни, он не испытывает болей, а только жалуется на чувство утомления в ногах, проблемы при выборе обуви. Но позже боли при ходьбе становятся все ощутимее, они отдают в бедра и поясницу; икроножные мышцы напряжены, появляются натоптыши (участки омозоления кожи), костно-рубцовые разрастания у основания большого пальца, деформация других пальцев стопы.

2. Диагностика плоскостопия.

Диагностика плоскостопия на визуальном плантоскопе.

Визуальная экспресс-оценка степени продольного уплощения стопы при плантоскопии

Стопы параллельны друг другу, на ширине

Точки А и А ’ – наиболее выступающие точки внутреннего (медиального) края отпечатка пятки и плюсневого отдела стопы.

Точка Р – середина расстояния АА’ .

Линия PQ – перпендикуляр к линии АА’ .

Точки Q и P’ соответствуют наружному и внутреннему краю зоны анемии опорной части среднего отдела стопы.

Оценка степени уплощения делается по расположению границ зоны анемии в среднем отделе стопы по отношению к третям перпендикуляра PQ .

У новорожденного своды стопы отсутствуют (так же, как и физиологические изгибы позвоночного столба). Начало формирования сводов стопы связано с началом прямохождения. У взрослого человека ширина опорной части продольного свода в норме составляет приблизительно ? от ширины всей стопы в средней её части.

Нормальное расположение зоны анемии в зависимости от возраста пациента:

Дети до 3-4 лет – граница зоны анемии расположена в середине внутренней трети перпендикуляра PQ (физиологическое плоскостопие, если оно не сопровождается вальгусным отклонением пяточного отдела стопы более 7 %.

Дети 5-7 лет – граница зоны анемии расположена на границе внутренней и средней третей перпендикуляра PQ .

Дети 8-18 лет – граница зоны анемии расположена в середине средней трети перпендикуляра PQ .

Взрослые – граница зоны анемии расположена в середине средней трети перпендикуляра либо на границе средней и наружной трети перпендикуляра PQ .




3. Профилактика плоскостопия.

Для предупреждения плоскостопия рекомендуются умеренные упражнения для мышц, ног и стоп, ежедневные прохладные ножные ванны, хождение босиком. Особенно рекомендуется хождение босиком летом по рыхлой, неровной поверхности, так как при этом ребенок непроизвольно переносит тяжесть тела на наружный край стопы и поджимает пальцы, что способствует укреплению свода стопы. Для детей с нарушенной осанкой и плоскостопием в занятия по физической культуре и утреннюю гимнастику вводят специальные корригирующие упражнения.

Проведение занятий по развитию движений. С первых месяцев жизни для развития двигательной активности игрушки подвешивают над кроваткой и раскладывают на полу манежа. Стремясь дотянуться до них, дети быстрее овладевают новыми движениями. Очень важно, чтобы одежда не стесняла движений ребенка. Дети, которые постоянно лежат в кроватях, особенно плотно завернутые, становятся вялыми, апатичными, мышцы их делаются дряблыми, развитие движений запаздывает.

Занятия по развитию движений проводятся с детьми до года индивидуально, ежедневно по 5—8 минут, а с детьми от 1 до 3 лет — не только индивидуально, но и группами по 4—5 человек:

продолжительность занятий постепенно увеличивается до 18— 20 минут. Для детей 3 лет и старше проводятся специальные гимнастические упражнения, подвижные игры, утренняя гимнастика.

Нагрузка в подвижных играх и физических упражнениях должна строго дозироваться. Не рекомендуются упражнения с длительным напряжением мышц, что связано с задержкой или напряжением дыхания. Общая продолжительность занятий для детей 3—5 лет — 20 минут, для детей 6—7 лет — 25 минут.

Для большего эмоционального подъема, выработки чувства ритма и темпа физические упражнения проводят под музыку. Гимнастические стенки, заборчики для лазания, горки, стойки для прыжков, а также мячи, обручи, флажки и прочее оборудование позволяет быстрее усвоить нужные движения, делает занятия по гимнастике более увлекательными и менее утомительными.

В теплое время года занятия по развитию движений проводят на участке. Одежда во время занятий должна быть легкой, не стесняющей движений. Во время прогулок в зимнее время дети катаются на санках, лыжах, коньках; в летнее время — на велосипедах. На участке дети выполняют определенные виды труда: сажают цветы и овощи, рыхлят землю, поливают и пропалывают грядки, перевозят и переносят песок, землю, снег и проч. Все это хорошо способствует развитию мышц и двигательных навыков, но при условии, если инвентарь, которым дети пользуются (лопаты, грабли, тачки и проч.), соответствует росту, пропорциям тела и силам ребенка. Так, например, в велосипеде расстояние от сиденья до опущенной педали должно быть равно длине голени со стопой. В среднем для детей 3—5 лет оно равно 25, для детей 6—7 лет— 30 см. При этом наиболее удобно расстояние по вертикали от руля до сиденья для детей 3—5 лет — 18, а 6—8 лет — 20 см.

Детские коньки для лучшей их устойчивости должны быть небольшой высоты и иметь широкие лезвия. Ботинки для катания на коньках должны быть низкими, на тонкой подошве, без каблука, с твердым задником и шнуровкой от самого носка. Такие ботинки обеспечивают хорошую устойчивость стопы и предупреждают ее вывихи. Шнуруются ботинки у пальцев свободно, а на подъеме туго.

Систематические физические упражнения содействуют развитию двигательного аппарата детей, повышают возбудимость мышц, темп, силу и координацию движений, мышечный тонус, общую выносливость, способствуют формированию правильной осанки. Большая активность мышц влечет за собой усиление сердечной деятельности, иными словами, тренировку сердца — органа, от работы которого зависит обеспечение всего организма питательными веществами и обмен газов.

Вот почему в настоящее время придается такое большое значение правильной организации физического воспитания детей всех возрастов.


Список использованной литературы.

2. Коновалова Н.Г.,Бурчик Л.К. Обследование и коррекция осанки у детей дошкольного возраста.: в сб. Физическое воспитание детей дошкольного возраста. - Новокузнецк, 1998.

3. Левит К.,Захсе Й.,ЯндаВ. Мануальная медицина: пер. с нем. - М.: Медицина, 1993

4. Справочник практического врача: В 2-х томах. - М.: Медицина, 1990

  • АПТЕКА (66)
  • Аптечные зарисовки (58)
  • Здоровьесберегающие технологии. (6)
  • Прививки (3)
  • Беременность (1)
  • ВОСПИТАТЕЛЯМ , УЧИТЕЛЯМ , РОДИТЕЛЯМ. (491)
  • Адаптация ребёнка к. (6)
  • Воспитателям. (157)
  • Грамоты,дипломы,портфолио (9)
  • Помощь психолога (136)
  • Советы родителям (255)
  • Сценарии к праздникам (27)
  • Учителям. (51)
  • Физминутки (3)
  • ДЕТСКОЕ ПИТАНИЕ (25)
  • Готовим деткам (14)
  • Диета для детей) (10)
  • Оформление блюд (1)
  • ДОШКОЛЬНИКИ (1124)
  • Артикуляционная гимнастика (16)
  • Время и часы. Календарь. (65)
  • Графические диктанты (14)
  • лево-право (3)
  • Математические раскраски (7)
  • Обучающие мультфильмы и видео. (26)
  • Окружающий мир (217)
  • подготовительная группа (2)
  • Подготовка к школе. (35)
  • Подготовка руки к письму. (97)
  • Развиваем внимание , память. (84)
  • Развиваем логику,мышление. (97)
  • Раскраски. Цвет. Учимся рисовать (277)
  • старшая группа (2)
  • Тесты. Готов ли ребёнок к школе? (35)
  • Учимся считать.Цифры и числа. (173)
  • Учимся читать.Алфавит. (142)
  • физическое развитие (2)
  • Форма , величина. (47)
  • Я воспитанный ребёнок. (24)
  • ЗНАМЕНИТЫЕ ЛЮДИ (59)
  • Актёры (14)
  • Женщины (5)
  • Изобретатели (4)
  • Мужчины (4)
  • Певцы (2)
  • Персонажи (7)
  • Поэты,писатели. (20)
  • Путешественники (1)
  • Художники (5)
  • ИГРЫ (289)
  • Детские игрушки (4)
  • Дидактические игры (28)
  • Игры - пазлы (17)
  • Игры на улице (5)
  • Игры с карандашом (2)
  • Игры с прищепками (5)
  • Игры- лото (59)
  • Куклы из бумаги (3)
  • Настольные игры (3)
  • Пальчиковые игры (27)
  • Развивающие игры (139)
  • Экологические игры (1)
  • ИДЕИ ДЛЯ ДЕТСКОЙ (5)
  • Декор детской (3)
  • Мебель (2)
  • ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ (10)
  • Английский (10)
  • ИНТЕРЕСНОСТИ (350)
  • Иллюстрации детские (90)
  • Интересные детские сайты (46)
  • Интересные дневники (7)
  • Историческое (12)
  • История одной песни (1)
  • Открытия (1)
  • Памятники. (6)
  • Старые советские мультфильмы (7)
  • Фото животные (17)
  • Это интересно (152)
  • Юмор (14)
  • ИСТОРИЧЕСКОЕ (6)
  • Легенды (6)
  • МАТЕМАТИКА.НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА. (82)
  • Математика 1 класс (32)
  • Математика 2 класс (24)
  • Математика 3 класс (8)
  • Математика 4 класс (5)
  • Развитие матем способностей. (36)
  • МЕТОДИКИ. (8)
  • Методика Монтессори (8)
  • ОБЖ и ПДД (27)
  • Обж (18)
  • Пдд (13)
  • ОБУЧЕНИЕ ЧТЕНИЮ (84)
  • Изучаем звуки ,буквы. (84)
  • ОПЫТЫ. (10)
  • Первоклашки (19)
  • ПОДЕЛКИНО (509)
  • Детские ладошки. (6)
  • Игрушки из бумаги (28)
  • Из ткани (6)
  • Книжки- самоделки (4)
  • Мастерилки для детей и с детьми. (130)
  • Мастерилки для папы))) (10)
  • Папье-маше (1)
  • Поделки из ненужных вещей (32)
  • Поделки из бумаги (265)
  • Поделки из крупы и макарон (5)
  • Поделки из пластилина (32)
  • Поделки из природного материала (19)
  • Поделки из солёного теста (5)
  • ПОМОЩЬ ЛОГОПЕДА (71)
  • Логопедическое лото (15)
  • Помощь логопеда (64)
  • ПОЧЕМУЧКА (1)
  • О животном мире (1)
  • ПРАЗДНИКИ (24)
  • 8 марта (1)
  • Вербное Воскресенье (1)
  • День Победы (5)
  • день рождения (1)
  • Масленица (2)
  • Пасха (10)
  • Троица (4)
  • РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА (599)
  • Развитие детей от 2 до 3 лет (118)
  • Развитие детей от 3 до 4 лет (225)
  • Развитие детей от 4 до 5 лет (260)
  • Развитие детей от 5 до 6 лет (320)
  • Развитие детей от 6 до 7 лет (209)
  • Развитие детей старше 7 лет (42)
  • РАЗВИТИЕ РЕЧИ (248)
  • Говорим правильно (12)
  • История выражений и слов. (7)
  • Откуда пошли слова? (8)
  • Правила в стихах (25)
  • Развитие речи (185)
  • Составляем рассказ (25)
  • Роспись (15)
  • РУССКИЙ ЯЗЫК. НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА (67)
  • Профилактика ошибок при письме. (18)
  • Русский язык 1 класс (27)
  • Русский язык 2 класс (9)
  • Русский язык 3 класс. (7)
  • Русский язык 4 класс (7)
  • Русский язык. Проверялочки. (9)
  • Чистописание (4)
  • СЕРИИ КНИГ (270)
  • Весна - дизайн (15)
  • Воробышек (26)
  • Здравствуй,школа! (12)
  • Земцова. Умные книжки 2 -3 (22)
  • Земцова. Умные книжки 3 - 4 (10)
  • Земцова. Умные книжки 4 - 5 (10)
  • Земцова. Умные книжки 5 - 6 (10)
  • Карапуз (44)
  • Классические прописи. (4)
  • Кораблик (31)
  • Начальная школа (4)
  • Программа "Детство" (1)
  • Смекалочка (12)
  • Солнечные ступеньки (12)
  • Стрекоза (3)
  • Узорова О.В., Нефедова Е.А. (15)
  • Умники и умницы.Хоодова. (1)
  • Умный малыш (5)
  • Учимся вместе (1)
  • Школа будущих первоклашек (3)
  • Школа семи гномов (11)
  • Это может ваш малыш (14)
  • Я дизайнер (4)
  • СКАЗКИ (8)
  • О звуках (8)
  • Скрапбукинг (6)
  • Технология. Нач. классы (35)
  • ФАКТЫ (2)
  • ХУД.ЛИТ-РА. (142)
  • Аудио- сказки (1)
  • Басни (1)
  • Загадки (24)
  • Иллюстрации к худ. лит-ре. (23)
  • Потешки (2)
  • Сказки (26)
  • Скороговорки и чистоговорки (6)
  • Стихи (66)
  • Энциклопедии (14)

Плоскостопие у детей


Что же такое плоскостопие? Плоскостопие у детей - это деформация ноги. Зачастую родители даже не понимают всю серьезность этого заболевания, они считают, что это пройдет – ведь ребенок же не инвалид. Но плоскостопие само никогда не проходит. В запущенном виде лечение становиться более сложным и дорогим, возможна даже операция.


Плоскостопие детей это потеря всех рессорных функций стопы – это как ехать на машине с исправными рессорами и на машине с неисправными. В первой машине даже значительные ямы будут незаметны, зато во второй будет трясти даже на маленькой. Вот так и трясет позвоночник и тазобедренный сустав при ходьбе у детей, страдающих плоскостопием. Это может привести в первую очередь к искривлению позвоночника, а также боли в голове, ногах, спине или еще к каким-нибудь тяжелым заболеваниям.

Чем опасно плоскостопие?

Плоскостопие быстро прогрессирует и может вести за собой сколиоз, остеохондроз, радикулит, артрит, артроз, варикозное расширение вен и другие заболевания. Плоскостопие ускоряет износ всего опорно-двигательного аппарата! Именно поэтому при первых признаках плоскостопия необходимо срочно обратиться к врачу!

Стопа ребенка формируется до 5-летнего возраста. Чем раньше обнаружено плоскостопие, тем легче его вылечить. После пяти лет жизни сделать это уже сложнее. Но, начав лечение, можно улучшить состояние стопы, остановить развитие плоскостопия и провести профилактику деформаций позвоночника. Стоит показать ортопеду ребёнка, который быстро устает от ходьбы и просится на руки.

Лечение плоскостопия у детей проходит очень сложно, поэтому его лучше начинать как можно раньше, а лучше всего делать профилактику.

Рассмотрим факторы, которые провоцируют появлениеплоскостопия у детей. Эти факторы ослабляют мышечно-связочный аппарат стопы: косолапость (врожденное состояние), тяжелые инфекции с осложнениями, травмы стопы, рахит, поднятие тяжестей, избыточный вес, неправильная обувь.

Из всех перечисленных факторов можно сделать один вывод, что плоскостопие у детей может появиться и у здорового ребенка, причем спровоцировать его могут сами родители. По статистике 80% плоскостопия приходится на статическое, то есть возникшее при избыточном весе, нагрузок или неправильной обуви.

Очень часто плоскостопие становится результатом целого букета неправильных действий. В первую очередь — некачественной обуви. Можно сколько угодно издеваться над безвкусной и страшноватой советской детской обувью, но медицинские требования выполнялись в них неукоснительно.


Для правильного формирования растущей детской стопы обувь обязательно должна иметь жесткий задник, фиксирующий пятку, небольшой каблучок высотой полсантиметра (не больше и не меньше) и стелькой с небольшим упругим утолщением (супинатором) на внутренней стороне стопы.

А теперь посмотрите на современную обувь для малышей, которую предлагают нам торговцы. Шлепанцы, туфельки на “гвоздиках”, тапочки на абсолютно плоской подошве. Носки от нарочито тупых до сверхзауженных. Другая крайность - современные кроссовки: настолько пружинящие при ходьбе и беге, что полностью освобождают от этой функции стопу, и она, как и любая мышечная конструкция, начинает “лениться”.

Как та, так и другая вышеописанная обувь, может быть, и привьет хороший вкус вашему ребенку (а, скорее всего, просто потешит ваше собственное тщеславие), но вполне реально наградит его плоскостопием. Чтобы закончить тему обуви, отмечу, что некоторые врачи советуют не давать малышам донашивать чужую обувь, так как разношенная чужой ногой колодка по сути дела становится отпечатком чужой стопы и неправильно распределяет нагрузку на ступни.

Перед тем как надеть обувь на ребенка, нужно учитывать то, что на 2, а то и на 3 размера больше его собственного размера, обувь только навредит ему. Свободная обувь не поможет утомленным мышцам стоп удержать ее в правильном положении, а тесная нарушит кровообращение и ноги не восстанавливаются после нагрузок. Обязательно наличие каблука, так как его отсутствие может привести к деформации стопы. Так что помните, надевая на ребенка обувь от старшей сестры или брата – это не всегда экономия на средствах, можно заработать такую болячку как детское плоскостопие.

Выбираем обувь

"Виновницей" приобретенного плоскостопия может оказаться неверно подобранная обувь. Как только ребенок начинает вставать значит, пришла пора покупать ему первые ботики. Обычно это происходит в период с 7-8 месяцев. Критерии "правильной" детской обуви обозначаются довольно четко. Первая обувь должна:


Для правильного формирования стопы детям нужна не только хорошая обувь. Имеет значение и питание. Соединительная ткань по своему составу отчасти сходна с костной тканью. И точно так же страдает от рахита, то есть неправильного фосфорно-кальциевого обмена в организме. При недостатке кальция, как известно, кости становятся мягкими и деформируются под действием веса и мышц, а соединительная ткань стопы перестает быть эластичной и упругой и точно так же подчиняется давлению веса тела.

Так что даже если у вашего малыша не наблюдается признаков рахита, не забывайте и о плоскостопии - еще одном последствии дефицита кальция. А значит, поддерживайте в ежедневном рационе ребенка достаточное количество богатых фосфором и кальцием продуктов. Не забывайте и о достаточном количестве солнечных ванн или профилактическом приеме витамина Д в зимнее время.

Существует ошибочное мнение, что плоскостопие у детей до шести лет является физиологическим и не требует коррекции. Это не правильно, именно до 5-6 лет, когда не закрыты точки окостенения легче исправить или предупредить развитие деформации стоп и сформировать правильную походку. А после уже поможет только лечение, что намного сложнее.

Самостоятельно лечение ребенка проводить не рекомендуется, лучше постоянно посещать ортопеда, самим лучше проводить профилактику. Такой профилактикой будет бег по холмикам и пригоркам, упражнения, на равновесие, опираясь одной ногой, лазанье по канату или шесту, ходьба по бревну. Стопе не подойдут такие поверхности как асфальт, бетон, линолеум, ламинат и другие твердые покрытия. На таких поверхностях мышцы не работают, а значит, атрофируются и провисают.

Профилактика считается лучшей борьбой сплоскостопием у детей! На начальной стадии и детям до 5 лет не рекомендуется носить валенки, мягкие шлепанцы и босоножки с открытыми пятками. Не нужно, стремится родителям, чтобы ребенок раньше начал ходить, также нужно пресекать желание девочек носить высокие каблуки с узким носком. Полезной профилактикой будет плавание в воде, причем нужно как можно больше работать ногами.


Как и любая другая мышечная функция, формирование упругого свода стопы нуждается в развитии и тренировке. Лучше всего для этого подходит “босая жизнь”. Пусть ребенок хотя бы время от времени ходит по камешкам, песку, земле, пучкам травы — всему, что заставляет его ноги постоянно напрягаться, переносить тяжесть тела с одной поверхности на другую, с пятки на носок. Дома это упражнение можно с успехом делать с помощью маленьких кубиков, шариков, мелких неострых игрушек, гороха, фасоли, бобов, словом любых неровностей пола. При этом он может быть в толстых носках, но не в обуви (даже на тонкой подошве).

Очень большое значение имеет лечебная физкультура. Такую физкультуру можно делать и во время игры с ребенком, ходить по скалке, доставать предметы с помощью ног, лазать по шведской стенке.

Самые распространенные признаки плоскостопия у детей это ноющие ноги при ходьбе, утомляемость ног, к вечеру отекание стопы, которое к утру проходит, внутренняя сторона подошвы быстро изнашивается. Дети с таким диагнозом ходят с широко расставленными ногами, сгибая ноги в коленях, таким образом, стопа становится шире.

Очень простой тест на плоскостопие можно пройти в домашних условиях. Достаточно только смочить ватку краской и помазать ребенку ступни и поставить его на чистый лист бумаги. Если остался только отпечаток пятки, передней части с пальцами и контур значит все в порядке. А если видна вся стопа или ее средняя часть то это плоскостопие. Не стоит делать такие эксперименты в раннем возрасте, так как жировая подушечка вызывает плоскостопный контур и результат будет не правильным. Таким способом хорошо проверять, как идет лечение.

Если вы думаете, что плоскостопие – лишь незначительное отклонение от нормы, которое не требует лечения, то очень ошибаетесь!

Главное в решении проблемы плоскостопия – реально оценивать проблему и вовремя обратиться к нужному специалисту.


В детстве полное излечение плоскостопие еще вполне реально. Ежедневную зарядку для “разленившихся” мышц стоп делают с помощью массажа, контрастных ванночек и специальной гимнастики.По вечерам понежьте ноги ребенка в горячей ванночке с тонизирующим настоем ромашки, хвойного экстракта или морской соли. Погладьте распаренные стопы, а потом с усилием разомните большими пальцами или кулаком. Особенно энергично разомните наружный край стопы — именно он должен быть самым сильным. После разминания облейте ноги холодной водой или протрите кусочком льда.


На специальную гимнастику от плоскостопия ребенку придется тратить не меньше 10 минут в день. Где взять эти десять минут? Купите массажный коврик и положите его в ванной комнате. Пока ребенок умывается и чистит зубы (два раза в день), пусть встает на коврик босыми ногами, приподнимается на носках, перекатывается с носка на пятку, стоит на наружном крае подошв.

Когда идти к врачу

Самостоятельно лечить ребёнка не стоит. Массаж, физиотерапия, корригирующие устройства (ортопедические стельки), лечебные упражнения назначаются врачом, который принимает во внимание возраст, степень тяжести патологии, а также учитывает основную причину развития плоскостопия.

Наверно все родители понимают, что профилактические осмотры у специалистов - это не прихоть медиков, а необходимая мера. Главное - не пропустить время посещения врача. Осмотр у ортопеда проводится:

В идеале с этого возраста посещать ортопеда с ребенком надо каждый год - чтобы не упустить развитие плоскостопия. Родителям необходимо быть готовыми к тому, что ортопед (если он сомневается в постановке окончательного диагноза) направит маленького пациента на дополнительный осмотр в консультативно-диагностический центр.

Гимнастика при плоскостопии Комплекс 1 Исходное положение - сидя на стуле, ступни - на полу. Поджимать пальцы стоп, повторить 3-5 раз; не отрывая пяток от пола, поочередно приподнимать ступни на себя (3-5 раз); не отрывая кончиков пальцев от пола приподнимать пятки (3-5 раз); поочередно приподнимать только большие пальцы стоп (3-5 раз); поочередно приподнимать все пальцы, ступни при этом слегка повернуты внутрь, пятки не отрывать от пола (3-5 раз). Комплекс 2 Исходное положение - сидя на стуле, ступни - на полу. Большим пальцем правой ноги провести по передней поверхности голени левой ноги снизу вверх (3-5 раз). Повторить то же самое большим пальцем левой ноги (3-5 раз). Можно усложнить упражнение и пытаться большим пальцем правой ноги натянуть гольф на голень левой ноги. Затем поменять ноги. Комплекс 3 Исходное положение - сидя на стуле, одна ступня - на мяче, другая на полу. Ступней, находящейся на мяче, покачивть его влево - вправо, вперед - назад, 3-5 раз. Ноги поменять и упражнение повторить. Далее, захватить мяч ногами и удерживать его несколько секунд на весу, опустить на пол, а затем опять поднять (3-5 раз). Комплекс 4 Исходное положение - сидя на стуле. Под стопы или около них можно положить кусок ткани, мелкие предметы (шашки, элементы детского конструктора, речную гальку и т.п.), скалку. Задача: кончиками пальцев собрать ткань, захватить и переместить мелкие предметы, покатать скалку. Также, скалку можно покатать всеми стопами. Комплекс 5 Исходное положение - стоя. Вставать на кончики пальцев (Приподниматься на мысочках) (3-5 раз). Поворачивать стопы внутрь (3-5 раз). Совершать ходьбу на месте. Пройти вперед, встав на внешние края стоп. Пройти по черте. Комплекс 6 Исходное положение - стоя. Приседать, не отрывая пяток от пола (3-5 раз). При наличии возможности, шагать по перекладинам или походить по неровной, бугристой поверхности. Также, можно балансировать на мяче. (Внимание! Взрослые должны страховать ребенка!) Комплекс 7 Исходное положение - стоя на бруске, положенном на пол. Приседать на бруске (3-5 раз). Стоять на бруске то на правой, то на левой ноге. Стопы, при этом, следует располагать поперек, а затем вдоль бруска. Также, можно пройти несколько раз приставными шагами поперек бруска и пройти вдоль него.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.