Отчет работы по плоскостопию


Выступление на пед.совете

Скачать:

ВложениеРазмер
vystuplenie_na_ped.sovete.docx 125.14 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Факультет дошкольной педагогики и психологии

Выполнила:
студентка 1 курса,
МОС34-ОСД1601,
Р.Р.Агамалян

Руководитель практики:
К.п.н., профессор
В.И. Яшина

Оздоровительные мероприятия по профилактике плоскостопия в старшей группе.

Плоскостопие – это деформация стопы, вызванная уменьшением высоты свода. В дошкольном возрасте стопа находится в стадии интенсивного развития, её формирование еще не завершено, поэтому любые неблагоприятные внешние воздействия могут приводить к возникновению тех или иных функциональных отклонений.

Предупредить плоскостопие можно также подбором специальных упражнений, способствующих развитию и укреплению мышц голени, стопы и пальцев.

1. Ходьба на носках с сохранением правильной осанки.
2. Ходьба на внешней стороне стопы.
3. Ходьба по ребристой доске
4. Ходьба на месте, не отрывая носки от пола, одновременно стараясь поднимать выше пятки.
5. Ходьба боком по палке, по толстому шнуру канату.
6. Перекаты с носка на пятку, стоя на полу.
7. Ходьба на носках с высоким подниманием колен
8. Ходьба на пятках
9. Ходьба по наклонной плоскости на носках
10. Дети изображают, как они захватывают пальцами ног песок на пляже .

Гимнастика после сна с выполнением упражнений для профилактики плоскостопия.

Задачи комплекса:
- поднять мышечный тонус детей с помощью воздушных ванн и физических упражнений;

- устранить сонливость и вялость, поднять настроение;

- формирование правильной осанки, предупреждение плоскостопия.

Упражнения выполняются лежа в постели, под спокойную музыку.

И.п. – то же. Сначала поднимаем руки-лучики вверх за голову и потягиваемся. Затем выполняем растяжку ножек-лучиков (пятки тянем вперед, носки на себя). Можно потянуться одновременно руками и ногами, растягивая позвоночник (3-4 раза).

И.п. – лежа на спине, руки подняты вверх за голову. Поднимаем одновременно или поочередно руки и ноги вверх (4 раза).

Игра для профилактики плоскостопия

На ковре лежат на расстоянии друг от друга три разноцветных обруча – солнышка. В каждом обруче разложены мелкие игрушки. Дети группами становятся вокруг обручей. Надо доставать по одной игрушке пальцами ног (поочередно правой и левой ногой) и складывать их за обручем.

Физкультминутки по профилактике плоскостопия с детьми дошкольного возраста.

У нас славная осанка,
Мы свели лопатки
Мы походим на носках
А потом на пятках
Пойдём мягко, как лисята
Ну, а если надоест, то пойдём все косолапо,
Как медведи ходят в лес

На носочки поднимайся
Приседай и выпрямляйся
Ножки в стороны
Ножки вкось
Ножки вместе
Ножки врозь

Мы проверим все осанку
И сведём свои лопатки
Все походим мы на пятках
И красиво на носках
Пойдём тихо как зайчата
И как мишка косолапый
И как рыжие лисята
И как серый волк –волчишко

Подвижные игры по профилактике плоскостопия с детьми дошкольного возраста

Цель: продолжать развивать координацию движений; укреплять мышцы стопы, прививать интерес к подвижным играм.
Физ. оборудование: кружки со следами, две верёвки
Ход. На площадке выкладывается две верёвки на расстоянии 2м одна от другой – это ручеёк.
Играющие стоят у верёвки – на берегу ручейка, они должны перейти его по кружкам со следами, не намочив ног, те, кто оступились намочили ноги, идут сушить их – садятся на скамейку.

Самомассаж.
Наши маленькие ножки
Все шагали по дорожке (ходить на месте возле стула).
Через мостик перешли (ходить на пятках на месте)
По тропиночки прошли (ходить на носках вокруг стула).
Но устали наши ножки,
Отдохнуть хотят немножко.( садимся на стул)
Ногу на ногу кладём,
И стопу свою берём. (сидя на стуле удобно положить левую стопу на ногу. Пододвинуть стопу поближе к себе)
Чтобы ножки нам размять,
Мы их будем растирать. (массировать подошву от пальцев к пятке)
Так, от пальчиков до пятки,
Помассируем, ребятки.
Вот теперь, наоборот,
Трём от пяточки вперёд. (массировать подошву от пятки к пальцам)
А сейчас на каждый пальчик
Мы наденем свой кафтанчик. (разминать каждый пальчик)
Ножку левую размяли
И нисколько не устали.
Ножку правую берём,
На коленочку кладём,
И теперь для этой ножки
Снова мы массаж начнём.(повторить все действия для правой стопы)

С первыми шагами ребенка начинается и процесс формирования его стоп. При правильном развитии в строении стопы появляются продольный и поперечный своды, выполняющие амортизирующую функцию при ходьбе. Если же формированию этих сводов что-то помешало (иными словами, возникло плоскостопие), то увеличивается нагрузка на позвоночник, что в свою очередь может привести к нарушению осанки, болям в спине и шейном отделе, артритам, артрозам, остеохондрозу. Чтобы избежать этих недугов, необходимо проводить профилактику плоскостопия с самого раннего детства.

Не следует забывать, что успешное решение оздоровительных задач физического воспитания возможно на основе совместной деятельности педагогического коллектива образовательных учреждений и родителей.

Отчет об использовании здоровьесберегающих технологий

ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ

В ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Воспитателя Халявка Ларисы Владимировны

Сегодня уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям, которые направлены на решение самой главной задачи дошкольного образования – сохранить, поддержать и обогатить здоровье детей. Кроме того, серьезной задачей является и обеспечение максимально высокого уровня реального здоровья воспитанников детских садов, воспитание валеологической культуры для формирования осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни как собственных, так и других людей.

Применение на практике здоровьесберегающих технологий повышает результативность воспитательно-образовательного процесса, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей.

Задачами здоровьесберегающих являются:

1. Сохранение и укрепление здоровья детей на основе комплексного и системного использования доступных для детского сада средств физического воспитания, оптимизации двигательной деятельности на свежем воздухе.

2. Обеспечение активной позиции детей в процессе получения знаний о здоровом образе жизни.

3. Конструктивное партнерство семьи, педагогического коллектива и самих детей в укреплении их здоровья, развитии творческого потенциала.

В процессе оздоровления детей необходимо формировать у них осознанное отношение к своему здоровью, учить их понимать значение и преимущество хорошего самочувствия, позволяющего им участвовать в общих играх, развлечениях, экскурсиях, походах. Важно также постоянно стимулировать развитие у детей навыков личной гигиены и осуществлять контроль за их неукоснительным выполнением.

Начинаем работу с того что обследуются дети специалистами и распределяются по группам здоровья. Диагностика речевого и внеречевого дыхания проводится логопедом ДОУ, нарушения двигательной активности, координации движений выявляем в беседах с родителями и непосредственно на занятиях в детском саду,

В своей работе, согласно режима дня, организовываю двигательную деятельность детей:

физкультурные занятия (традиционные, тренировочные, занятия соревнования, интегрированные с другими видами деятельности, праздники и развлечения),

занятия с использованием мини – тренажеров,

гимнастика после сна,

ежедневный режим прогулок,

создание необходимой развивающей среды,

строгое соблюдение двигательного режима и режима дня,

проведение физкультминуток, игр с движениями в свободной деятельности,

занятия по формированию здорового образа жизни.

С учетом индивидуальных особенностей детей применяю на практике комплекс закаливающих процедур:

воздушные ванны в облегченной одежде,

гимнастика на свежем воздухе в теплый период года.

В рамках лечебно-профилактической работы провожу следующие мероприятия

постоянный контроль осанки,

контроль дыхания на занятиях по физическому воспитанию,

подбор мебели в соответствии с ростом детей,

потребление фитонцидов (чеснока и лука),

употребление соков и фруктов,

использование очистителей воздуха,

игровой массаж (закаливающее дыхание, массаж рук, ушей, подошв).

Использую методики нетрадиционного оздоровления детей:

пальчиковая и артикуляционная гимнастика, рекомендованная для использования в ДОУ,

дыхательная и звуковая гимнастика по А. Стрельниковой,

психогимнастика по методике М. Чистяковой,

игровой массаж А. Уманской.

Провожу коррекционную работу с детьми:

имеющими плоскостопие и склонность к плоскостопию, со слабо сформированной стопой,

индивидуальная работа с детьми, отстающими в основных видах движений,

В работе с родителями основным направлением является консультативно – информационная работа:

по вопросам сохранения здоровья и профилактических мероприятий для дошкольников,

открытые просмотры и показы с использованием оздоравливающих технологий,

активное участие родителей в физкультурно – оздоровительной работе ДОУ,

оформление папок, ширм, письменных консультаций, информационных стендов,

проведение занятий с детьми с использованием оздоровительных технологий.

Оздоровительные, санитарно – гигиенические и профилактические мероприятия осуществляются под наблюдением психолога, медицинского работника, инструктора по физическому воспитанию, логопеда.

Здоровьесберегающие технологии в ДОУ Современные здоровьесберегающиетехнологии используемые в системе дошкольного образования отражают две линии оздоровительно-развивающей работы:.

Готовое оформление для рефератов, папок-передвижек

Макет “Лес. Дикие животные”

Лэпбук по экологии

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ! Воспитателю, педагогу, учителю – МААМ.ру:

Конкурсы и дипломы, учебные планы и программы, конспекты, игры.

Учредитель, издатель, главный редактор: Фонов Д.В. Редактор, администратор: Вовченко Е.А.

Редакция: 400066, РФ, Волгоград, ул. Мира, д. 11, кв. 36.

ISSN 2587-9545 зарегистрирован в Национальном Агентстве ISSN Российской Федерации

Эл № ФС77-57008 свидетельство о регистрации СМИ | 6+

Исследовательская работа "Выявление распространения плоскостопия среди школьников ермоловской СОШ"

Глава 1. Обзор литературы

1.1. Причины плоскостопия ………………………………………………7-9

1.2.Виды и степени плоскостопия ……………………………………….9-11

1.3. Диагностика плоскостопия ………………………………………..…… ..11-12

1.4. Особенности развития плоскостопия у детей ………………………….12-13

1.5. Лечение, профилактика и коррекция плоскостопия у детей …………..13-15

Глава 2.Выявление развития плоскостопия у учащихся Ермоловской СОШ

2. 1.Организация исследования …………………………………………………..16

2. 2. Объект исследования 16

2. 3.Методы исследования 16

Глава 3. Результаты исследования

3.1Анализ данных по обследованию учеников на наличие плоскостостопия.….17

3.2. Соотношение девочек и мальчиков с плоскостопием……………………17-18

Далее движение замыкается на позвоночник: нагрузка с двух ног переносится на вертикально стоящую достаточно гибкую ось. И в довершение – руки с ритмичным размахом в такт ходьбе. Они тоже двигаются не просто так, а помогают телу балансировать – гасят избыточные вертикальные колебания всей этой сложной и сбалансированной конструкции. В норме стопа имеет два свода – продольный (по внутреннему краю стопы) и поперечный (между основаниями пальцев). И продольный и поперечный своды предназначены для удержания равновесия и предохранения организма от тряски при ходьбе. Благодаря мышцам голени, спускающимся на стопу, собственной ее мускулатуре и связочному аппарату вместе с подошвенными сухожилиями своды и обладают рессорными свойствами: смягчением ударов о землю, распределением тяжести, что позволяет плавно приспосабливать стопу к неровностям почвы.

[Васильева 2011, с.4]

Дефектом развития опорно-двигательной системы, часто проявляющейся в детском возрасте, является плоскостопие.

Плоскостопие - заболевание опорно-двигательного аппарата, при котором происходит уплощение сводов стопы. Характеризуется нарушением механики ходьбы с развитием ряда осложнений со стороны коленных, бедренных суставов и позвоночника. Плоскостопием страдают до 60% населения земли. Женщины подвержены этому заболеванию в 4 раза больше чем мужчины. В 3% случаев плоскостопие регистрируется с самого рождения, к 2-ум годам у 24% детей, к 4-ем годам у 32% детей, к семи годам у 40% детей, уже после 11 лет половина подростков страдает плоскостопием. Изменение формы стопы вызывает не только снижение ее функциональных возможностей, но, что особенно важно, влияет на положение позвоночника, что отрицательно сказывается на функции последнего и, следовательно, на осанке и общем состоянии ребенка. Недостаточное развитие мышц и связок стоп неблагоприятно влияет на развитие многих движений, приводит к снижению двигательной активности вообще и может стать серьезным препятствием к занятиям спортом.

Все знают, что неработающие мышцы атрофируются. Приведем примеры: 1. Первопроходцы космоса, возвращаясь на родную землю, не могли ходить (сказывалось длительное нахождение в невесомости). Пришлось мышцы и связки в космосе нагружать при помощи тренажёров. Так и своды стоп без нагрузки ленятся и провисают: приобретается плоскостопие на всю оставшуюся жизнь. 2. Молодой человек, который

хотел стать, как отец, офицером, но не прошёл медицинскую комиссию из-за плоскостопия. Восемь месяцев напряженной работы с мышцами, связками стопы - и он стал курсантом высшего военного заведения.

Актуальность заключается в том, что при плоскостопии снижается или исчезает рессорная, амортизирующая роль стопы, в результате чего внутренние органы становятся малозащищенными от сотрясения.

Исследование над темой, с использованием дополнительной литературы и интернет-ресурсов, позволит более глубоко вникнуть в проблему. А так же ответить на вопросы: почему паркет, ламинат и другие твердые покрытия, в том числе тонкая и толстая подошва обуви являются агрессивными для стопы, а жесткая трава, камни, песок, земля (если ходить по ним босиком) способствуют правильному формированию сводов стопы. Какое значение для формирования скелета имеет присутствие плоскостопия? Возможно ли лечение плоскостопия у подростков и взрослых?

Предмет исследования: развитие плоскостопия у учащихся.

Целью данной работы является ознакомление с причинами возникновения плоскостопия и способами его лечения и профилактики.

Отсюда задачи:

1.Установить причины развития плоскостопия

2.Провести сравнительный анализ результатов диагностики у учащихся 8-х и 1-х классов.

3.Разъяснить отрицательные последствия плоскостопия на формирование организма

4.Проанализировать возможность профилактики и лечения плоскостопия в детском возрасте и у взрослых.

Проблемные вопросы работы:

-Почему врачи называют плоскостопие болезнью цивилизации?

-Влияет ли плоскостопие на формирование скелета?

-Как сохранить стопу здоровой?

Ожидаемый результат:

-Сформированность осознанной потребности в ведении здорового образа жизни.

- Информированность по профилактике плоскостопия

В основу исследования положена гипотеза о том, что современный образ жизни оказывает влияние на развитие плоскостопия у детей и взрослых.

Предметные области

Методы исследования:

а. Диагностика плоскостопия

3) методы статистической обработки данных

ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ

Причины плоскостопия

Причины возникновения плоскостопия могут быть самыми разными – от врождённого плоскостопия, до плоскостопия, возникшего вследствие болезней или травм. Однако чаще всего причиной плоскостопия является современный образ жизни. Стопа формировалась тогда, когда наши предки шагали босиком по упруго-вязким природным поверхностям. Песок, дерн, галька заполняли анатомические углубления стоп.

Однако человек уже давно обулся, а последние десятилетия ходит исключительно по твердым и гладким поверхностям. При этом подошвы и стельки обуви, как правило, не дают того динамичного заполнения сводов, при которых стопа и поддержку получает, и сама продолжает работать как рессора.

Уже к сорока годам, а у многих и пораньше, развивается искривление первого пальца стопы, трудно ходить. А в основе всего этого лежит плоскостопие. К тому же ходьба на высоких каблуках не только снижает амортизацию стопы, но, смещая центр тяжести вперед, способствует развитию поперечного плоскостопия.

Классическая медицина признает, что существует много причин, на фоне которых жизнь в цивилизации деформирует стопы. Это наследственная предрасположенность, большие физические нагрузки, длительное стояние, значительный набор массы тела. Плоскостопие также становится спутником некоторых гормональных изменений: возрастных, при беременности, при сахарном диабете.

У детей до 2-х лет наблюдается физиологическое плоскостопие, т.е. практически отсутствует свод стопы. Это абсолютно нормально, ведь у малышей костная ткань мягкая и эластичная, в ней еще мало минеральных веществ, придающих прочность, да и мышечная система до конца не развита.

Виды и степени плоскостопия.

А. Специалисты различают пять видов плоской стопы:

1.Врожденная плоская стопа встречается сравнительно редко (она составляет 11,5% других врожденных деформаций стопы). Причиной ее являются пороки развития зародыша, амниотические перетяжки, недоразвитие или отсутствие малоберцовой кости, а так же другие пороки развития.

2.Рахитическое плоскостопие наблюдается у детей дошкольного возраста, страдающих рахитом; при этом часты и другие рахитические деформации. Плоскостопие при рахите является следствием мягкости кости и их пониженной сопротивляемости, а так же общего ослабления мышечно-связочного аппарата.

3.Паралитическое плоскостопие возникает как следствие полиомиелита. Степень плоскостопия зависит от степени паралича и количества пораженных мышц.

4.Травматическое плоскостопие может образовываться в результате переломов различных костей предплюсны, но чаще всего - следствие неправильно сросшихся переломов лодыжек.

5.Статическое плоскостопие - самый распространенный вид плоскостопия. Основными причинами возникновения его являются слабость мышечного тонуса (у детей), чрезмерное утомление в связи с длительным пребыванием на ногах при определенных профессиях (у взрослых). Главной силой, поддерживающей свод стопы на нормальной высоте, являются мышцы - супинаторы - передняя и задняя большеберцовые мышцы, мышцы - флексоры, особенно длинный сгибатель большого пальца. Ослабление супинаторов ведет к опущению медиального края стопы, связочный аппарат при этом так же растягивается, а ладьевидная кость перемещается книзу и внутрь.

Приобретённое плоскостопие нередко бывает и результатом избыточной массы тела, ношением чрезмерных тяжестей, использованием бесформенной, твёрдой обуви без каблука. В зависимости от того, какой свод стопы – продольный или поперечный – уплощается, различают два вида плоскостопия – соответственно, продольное и поперечное плоскостопие. Часто эти формы сочетаются.

Б) Степени плоскостопия

При слабовыраженном плоскостопии (1 степень) появляется утомляемость в ногах, болезненность при надавливании на стопы или середину подошвы. Походка теряет пластичность. К вечеру может появиться отечность на тыле стоп, симулирующая сердечную недостаточность.

Для выраженного плоскостопия (2 степень) характерны более постоянные и сильные боли в стопах, в области лодыжек, в голенях. Походка значительно теряет эластичность и плавность. Продольный свод, сниженный без нагрузки, еще более снижается при нагрузке. Затрудняется подбор обуви.

При резко выраженном плоскостопии (3 степень) наблюдаются постоянные боли в стопах, голенях, часто в пояснице. Внешний продольный свод при нагрузке и без нее не определяется. Стопа принимает вальгусное положение и не поддается коррекции руками, пятка распластана, округлой формы, контуры ахиллова сухожилия сглажены, суставы стопы тугоподвижны, стопа и голеностопный сустав отечны. Ходьба затруднена, трудоспособность снижена. Ношение обуви массового производства невозможно

1.3.Диагностика плоскостопия

Для раннего выявления и своевременного проведения ортопедических мероприятий у детей рекомендуется систематический визуальный профилактический осмотр сводов стоп. При осмотре стоит обращать внимание не только на стопу, но и на обувь. При плоскостопии в первую очередь снашивается внутренняя поверхность подошвы и каблука, в норме раньше изнашивается наружная часть. Следует обратить внимание на наличие мозолей, утолщений, потертости кожи, на цвет кожи стопы – в норме бледно- розовый; багрово-синюшный цвет может указывать на венозный застой, бледный цвет может указывать на недостаточность кровообращения. Встав на ноги, приставить стопы друг к другу, большие пальцы стоп должны тесно примыкать друг к другу. Есть ли отклонение стопы внутрь или кнаружи, отклонен ли передний или пяточный отдел стопы.

В случае необходимости специалисты проводят более тщательную диагностику стопы с определением силы мышц голени и стопы, а так же с применением электромиографии, рентгенографии, плантографии. Последний метод является самым простым и доступным при массовом обследовании

Плантография - метод получения отпечатков стоп с помощью плантографа. Плантограф простейшей конструкции - деревянная рамка высотой 2 см и размером 40х40 см, сверху натянуто полотно и поверх него - полиэтиленовая пленка. Полотно смачивается тушью. Под плантограф кладется лист чистой бумаги, ребенок встает на поверхность плантографа и на листе остается отпечаток стопы. В плантограмме на отпечаток стопы наносятся две линии: первая линия МН соединяет середину пятки со вторым межпальцевым промежутком, вторая линия МК - середину пятки с серединой основания пальцевой фаланги 1 пальца.

Быстрый способ определения плоскостопия- на следе центр пятки соединяют с центром третьего пальца. Если полученный отрезок не пересекает след в самой узкой его части, то плоскостопия нет

Подометрия измерение внешних параметров стопы, с последующим определением продольного и поперечного индексов свода стопы (по Фридленду).

Индекс продольного свода стопы – это отношение высоты стопы к её длине в процентах. Длина измеряется от кончика большого пальца до задней части пятки. Высота это расстояние от верхнего края ладьевидной кости до поверхности опоры стопы.

Индекс свода в норме от 31 % - 29%. Ниже 29% указывает на уплощение свода. Поперечный индекс свода – отношение ширины стопы к длине стопы. Ширина измеряется на уровне плюсневых костей (1-ой и 5-ой). В норме поперечный индекс не более 40%. Показатели выше 40% указывают на распластанность переднего свода.

1.4.Особенности развития плоскостопия у детей

Чаще всего у детей встречается продольное плоскостопие. Оно, как нам уже известно, бывает врожденным и приобретенным. Врожденная форма заболевания встречается редко и является следствием внутриутробных пороков развития, выявляют ее уже в роддоме.

Критический момент в развитии плоскостопия – это возраст от 8 месяцев до 1,5 лет, когда ребенок начинает учиться ходить. У всех детей до 2 лет продольный свод стопы плоский. Такое состояние специалисты считают физиологическим.

Процесс формирования костей стопы продолжается примерно до 5 – 6-летнего возраста. Только в этот период можно говорить о наличии или отсутствии у ребенка плоскостопия – уже того самого, о котором следует беспокоиться. Именно в возрасте от 4 до 7 лет, когда не закрыты точки окостенения, легче предупредить или исправить развитие деформации стоп и сформировать правильную походку и предотвратить нарушение работы всего опорно-двигательного аппарата, в том числе и позвоночника. [А.Васильева 1011, с.17]

Лечение, профилактика и коррекция плоскостопия

В быту мы часто сталкиваемся с пренебрежительным отношением к плоскостопию как заболеванию. Принято считать, что особой проблемы для здоровья в этом нет. Однако лечение плоскостопия после 6 лет-задача не из лёгких, особенно для родителей. Зачастую причины развития плоскостопия суммируются и умножаются на время.

Основной целью лечения плоскостопия является устранение болей в стопе, укрепление мышц и связок ноги и восстановление функций стопы. Существует два основных метода лечения плоскостопия: хирургическим путем (операция) и консервативным путем. Среди консервативных методов лечения плоскостопия выделяют лечебную гимнастику, массаж, ножные ванны, физиотерапию, ношение правильной ортопедической обуви или стелек. Врачи рекомендуют вкладывать детям в обувь детские ортопедические стельки. Такая детская стелька поддерживает своды стопы малыша в процессе их формирования и, как правило, пресекает возникновение плоскостопия.

Стелька-супинатор возвращает стопу ребенка в правильное положение и в течение дня работает как своеобразный тренажер мышц стопы - те мышцы, которые были до этого в гипертонусе, отдыхают, а те, которые не работали, начинают набирать форму. Ортопедическая коррекция стоп проводится обязательно в сочетании и на фоне других методов лечения: физиотерапии, массажа и лечебной гимнастики.

Лечение плоскостопия у ребенка в самой ранней стадии заболевания, при несостоятельности связок стопы сводится к назначению покоя, временному прекращению занятий спортом. Рекомендуются массаж и теплые ножные ванны, на дно которой укладывается речная галька. Ребенку предлагают перекатывать камешки в воде ступнями.

Можно использовать массажные коврики, сшитые из плотных натуральных тканей (фланель, драп, льняное полотно). На массажном коврике должны быть обозначены четыре зоны: две активные и две пассивные. Размер каждой зоны - больше размера стопы ребёнка в 1,5 раза. На активные зоны "негусто" нашиваются пуговички разных размеров и конфигураций. Лучше использовать пуговицы, изготовленные из натуральных материалов: кость, дерево. Можно использовать и специальные резиновые массажные коврики, продающиеся в магазине. Но они довольно холодные и изготовлены из синтетических материалов, поэтому их использование менее благоприятно для здоровья ребенка. Успешная профилактика и коррекция плоскостопия возможны на основе комплексного использования всех средств физического воспитания: гигиенических, природно-оздоровительных факторов и физических упражнений.

Детям дошкольного возраста лучше носить ботиночки или туфли, хорошо фиксирующие голеностопные суставы.

Обувь должна быть на невысоком, устойчивом каблуке, обеспечивающем надежную опору пяткам. Для взрослых оптимальным будет каблук высотой 3 – 4 см, для детей – 1 – 1,5 см.

Материал каблука плотный, но не жесткий, носок обуви широкий. Подошва должна быть гибкая, эластичная, но не слишком тонкая. При этом детям нельзя донашивать обувь с чужой ноги, поскольку детская стопа, мягкая, как пластилин, очень быстро приобретет чужие дефекты. Для укрепления мышцы, поддерживающих свод стопы, рекомендуется ходьба босиком по неровной, но мягкой (песок, мягкий грунт)поверхности. При ходьбе полезно периодически поджимать и расслаблять пальцы. В утреннюю гимнастику для профилактики вводят ряд упражнений: ходьбу на носках, на пятках на внутренних и внешних краях стоп, подскоки, упражнение с использованием специальных устройств. Положительное влияние на укрепление свода стопы оказывают игры в волейбол, футбол.

ГЛАВА 2. ВЫЯВЛЕНИЕ РАЗВИТИЯ ПЛОСКОСТОПИЯ У УЧАЩИХСЯ

2.1. Организация исследования

Так как у нас нет плантографа, прибора для получения отпечатков стоп, мы использовали метод получения отпечатка стоп в домашних условиях по инструкции к практической работе в учебнике биологии для 8 класса (под редакцией А.Г.Драгомиров, Р.Д.Маш), а первоклассникам мы подготовили инструкцию. (Приложение 1)

2.2. Объект исследования

В качестве объекта исследования были учащиеся, 1классов и 8 классов разных лет, у которых было произведено исследование на наличие плоскостопия с выявлением его степени. Всего в исследовании участвовало 20 учеников.

2.3. Методы исследования

1. Теоретические (сравнение, анализ собранного фактического материала,)

2.Практические- эмпирические: -исследование стоп учащихся на наличие плоскостопия по методике Плантография - изучение отпечатка стопы, оставленного на бумаге. Существует и более быстрый прием определения плоскостопия. На следе центр пятки соединяют с центром третьего пальца, если полученный отрезок не пересекает след в самой узкой его части, то плоскостопия нет. (Приложение № 2)

3)Методы статистической обработки данных. (таблица)

ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

3.1.Анализ данных по обследованию учеников на наличие плоскостопия

Таблица 1. - Статистическая обработка данных по исследованию плоскостопия


Определение формы стопы методом получения отпечатка

определить наличие или отсутствие плоскостопия

• убедить учащихся в необходимости элементарных знаний о своём организме

• учить ценить, беречь и укреплять своё здоровье,

• научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

1. выявить учащихся с плоскостопием с целью предотвращения развития заболевания

2. начать применять мероприятия для лечения и профилактики плоскостопия

3. сигнализировать родителям о проблемах детей

Объект и изучаемое свойство.

Стопа ноги, плоскостопие.

Актуальность

Плоскостопие – очень серьезная и коварная патология, которая ускоряет износ практически всего опорно-двигательного аппарата.

Но на стопы люди почему-то вообще мало обращают внимание, забывая о том, что здоровье стоп – это здоровье всего организма, и обращаются к врачу чаще всего уже с осложнениями плоскостопия.

Если внутренний изгиб контура стопы заходит за линию АС, то стопа не имеет патологий.

Если внутренний изгиб контура находится между линиями АВ и АС или не доходит до линии АВ, то стопа имеет патологию – это признаки плоскостопия. Учащимся необходима консультация врача-ортопеда и лечение.

Основная часть

Исследование по методу кого? Изучается степень патологии стопы путём классификации её отпечатка. Производятся расчёты и по полученным данным, с помощью таблицы делается вывод о степени плоскостопия.

Оборудование и материалы

Ведро для воды, акварельные краски, бумажные салфетки, фотоаппарат, листы бумаги А4.

Ведро воды требуется для разведения акварельных красок и смыва краски со стоп.

Краски нужны для получения отпечатка стопы.

Листы бумаги А4 необходимы для получения образца отпечатка стопы.

Бумажные полотенца – для вытирания стоп после смыва краски.

Фотоаппарат помогает фиксировать все этапы работы

2. Получение отпечатка стопы с помощью краски

Статистическая обработка

Количество обнаруженных групп умножаем на определённые цифры, полученные цифры складываем и по значению полученной суммы делаем выводы о степени загрязнённости воды

Сопоставляем местоположение внутреннего изгиба стопы относительно линий АВ и АС и делаем выводы о степени плоскостопия или его отсутствии.

Работу проводим в классе.

Этапы работы.

1.Объяснение учащимся, почему надо знать есть ли у вас плоскостопие. Ученики рассказали, чем опасно плоскостопие, о причинах его возникновения, о первых симптомах заболевания.

2. Нанесение краски на стопу ноги при помощи акварели и получение отпечатка на листе бумаги. Сушка отпечптка.

3. Определение формы стопы. Проведение вспомогательных линий АС и АВ для дальнейшего исследования.

4. Ознакомление со способом выявления степени плоскостопия. Знакомство с таблицей.

Описание отпечатка стопы

Характеристика стопы

Внутренний изгиб контура заходит за линию АС

Стопа нормальная

Внутренний изгиб контура находится между линиями АВ и АС

Стопа уплощённая (плоскостопие 1 степени)

Внутренний изгиб контура не доходит до линии АВ

Стопа плоская (плоскостопие 2 степени)

Из 25 учащихся имеют

нормальную стопу - 14 человек

(плоскостопие 1 степени) - 4 человека

(плоскостопие 2 степени) - 7человек

Из 11 человек только один знал, что имеет плоскостопие.

v Ногам полезен массаж стоп и голени, ванночки для ног

v Хорошо помогают ортопедические стельки

v При запущенной форме плоскостопия изготавливается специальная ортопедическая обувь

v Плоскостопие – очень серьезная и коварная патология, которая ускоряет износ посерьезнее относитесь к такой, казалось бы незначительной проблеме, как плоскостопие. Не затягивайте с его лечением

v Лучшая обувь - из мягкой кожи на гибкой подошве, каблук невысокий (3-4 см), носок широкий, никаких платформ, обязательно - кожаный верх.

Встреча со школьной медсестрой. Рекомендации по предупреждению и лечению болезни.

Медсестра рассказала ребятам о разных упражнениях, об упражнениях с предметами, о пользе ходьбы босиком по песку и мягкой земле, о необходимости укреплять осанку.

Рекомендовано всем ребятам с проблемой плоскостопия необходимо рассказать об исследовании родителям и обратиться к специальному врачу – ортопеду.

v У некоторых ребят есть плоскостопие

v Его ещё сейчас можно исправить, пока мы

v Этим ребятам надо обследоваться у специальных

v А ещё можно делать чаще специальные упражнения

для укрепления стоп

v Если не лечить плоскостопие, то будут проблемы

с позвоночником и ноги будут болеть

v Мы можем помочь ребятам с плоскостопием и предупредить это заболевание

На переменке можно поиграть с предметами и выполнить упражнения

На физкультминутке провести некоторые простые упражнения

Выполнить нужные упражнения на уроках физкультуры

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 1

(Классный руководитель )

Участвовали в исследовании: Абрамова Ксения, Мирошкин Иван, Мананкова Ева.

v , Нравственно – экологическое воспитание школьников. – М.: 5 за знания, 2007. – (Методическая библиотека)

Плоскостопие - виды плоскостопия, причины, симптомы, осложнения, лечение, профилактика

Плоскостопие - это уплощение сводов стопы и полная потеря всех её рессорных (амортизирующих) функций.

В норме стопа имеет два свода - продольный (по внутреннему краю стопы) и поперечный (между основаниями пальцев).

Плоскостопие может быть продольным (уплощение продольного свода стопы) и поперечным (распластанность переднего отдела стопы). Если имеется уплощение продольного и поперечного свода говорят о комбинированном плоскостопии.

Оба свода стопы предназначены для удержания равновесия и предохранения организма от тряски при ходьбе.

Стопа функционирует нормально как единый комплекс тогда, когда нагрузка, действующая на нее, полностью уравновешивается крепкими связками и мышцами. Если происходит ослабление мышечно-связочного аппарата, то начинает нарушаться нормальная форма - стопа оседает, становится плоской, утрачивается одна из основных ее функций - пружинящая (рессорная).

В этом случае тряску при ходьбе вынужден компенсировать позвоночник, а также суставы ног (голеностопный, коленный, тазобедренный). По своей природе они для этой функции не предназначены, поэтому справляются с ней довольно плохо и быстро выходят из строя.

Многим известны боли в спине и ногах, когда икры к вечеру словно налиты свинцом. Но не многим известно, что причина этих явлений - плоскостопие. Плоскостопие - заболевание, постоянно напоминающее о себе быстрым утомлением при ходьбе, болями в стопах, бедрах, голени, поясничном отделе.

Боли появляются тогда, когда у организма уже кончаются силы обеспечивать нормальное передвижение. К этому времени успевают пострадать и коленный, и тазобедренный суставы, развиться патологическая осанка.

Все это может привести к плачевному итогу - артрозу. Также при плоскостопии часто встречается сколиоз как результат нарушения опорной системы.

С плоскостопием связано развитие и варикозного расширения вен. Помочь больным на этой стадии бывает уже сложно. Требуется продолжительное специальное лечение, а то и хирургическое вмешательство.

Плоскостопие бывает врожденным и приобретенным.

Врожденное плоскостопие встречается довольно редко и является следствием внутриутробных пороков развития структурных элементов стопы.

Приобретенное плоскостопие встречается в ЛЮБОМ возрасте, бывает травматическим, паралитическим, рахитическим, статическим.

Травматическое плоскостопие развивается вследствие переломов костей стопы и голеностопного сустава или при поврежде-нии мягких тканей, укрепляющих свод стопы.

Паралитическое плоскостопие (паралитическая плоская стопа) возникает после перенесенного полиомиелита. Причиной в этом случае является паралич мышц стопы и большеберцовых мышц.

Рахитическое плоскостопие развивается после перенесенного рахита. Рахит нарушает нормальное формирование костей стопы. Кости становятся менее прочными и под воздействием нагрузки, при ослаблении мышц и связок, стопа деформируется и образуется плоскостопие.

Отдельной формой необходимо считать статическое плоскостопие, причинами которого могут быть:

• наследственная предрасположенность (врожденная слабость связочного аппарата)

• длительные нагрузки на ноги (долгое стояние, обувь на высоких каблуках, беременность и др.).

ПЕРВЫЕ СИМПТОМЫ ПЛОСКОСТОПИЯ вы можете заметить и сами:

• ваша обувь стоптана и изношена с внутренней стороны

• ноги быстро утомляются при ходьбе и работе на ногах

• появляется усталость и боли в ногах к концу дня, судороги, чувство тяжести, отечность

• отечность в области лодыжек

• очень трудно ходить на каблуках

• нога словно выросла - приходится покупать обувь на размер больше (особенно по ширине)

• стопа стала широкой настолько, что вы уже не влезаете в любимые туфли.

Однако перечисленные признаки могут соответствовать не только плоскостопию, но и другим заболеваниям - например, сосудистому или эндокринному и. т.д.

В любом случае при появлении неприятных или болевых ощущений в области стопы необходимо обратиться к ортопеду.

ДИАГНОСТИКА ПЛОСКОСТОПИЯ основывается на:

1) Клиническом осмотре врачом-ортопедом

2) Выполнении рентгенографического исследования стоп (по показаниям)

Для определения степени плоскостопия выполняют рентгенограммы обеих стоп в прямой и боковой проекциях с нагрузкой.

Окончательный диагноз ставится на основании рентгеновских снимков.

Ранняя диагностика и своевременная профилактика позволят сохранить Ваши стопы красивыми и здоровыми!

Тяжесть заболевания плоскостопием может быть различной.

Несостоятельность связочного аппарата - наиболее ранняя стадия заболевания. Форма стопы при этом не изменена, но в результате перерастяжения связок возникают боли, которые появляются после длительной ходьбы или к концу дня. После отдыха боли в стопах проходят.

При слабовыраженном плоскостопии (I степени) после физических нагрузок появляется в ногах чувство усталости, при надавливании на стопу возникают болезненные ощущения. Отмечается усталость при ходьбе, походка становится менее пластичной, нередко к вечеру стопа отекает.

Комбинированное плоскостопие - следующая, 2-я стадия болезни. Своды стопы исчезают, стопа распластана. Боли в стопах постоянные и более сильные. Боль охватывает всю ногу вплоть до коленного сустава. Отмечается значительное затруднение ходьбы.

Наконец, III степень плоскостопия – резко выраженная деформация стопы. Нередко больные только на этом этапе обращаются к врачу. Ведь боль в стопах, голенях, которые почти всегда отечны, в коленных суставах ощущается постоянно. Часто болит поясница, появляется мучительная головная боль. При III степени плоскостопия занятия спортом становятся недоступными, значительно снижается трудоспособность, даже спокойная, непродолжительная ходьба затруднена. В обычной обуви человек уже передвигаться не может.

Плоскостопие относится к тем заболеваниям, которые, возникнув, достаточно быстро прогрессируют.

Это становится причиной деформации пальцев, они приобретают молоткообразную форму. Чем резче оно выражено, тем больше отклоняется кнаружи большой палец.

Список осложнений при плоскостопии довольно внушителен.

• Боли в стопах, коленях, бедрах, спине

• Непропорционально развитые или недоразвитые мышцы ног

• Заболевания самой стопы (вальгусная деформация 1-го пальца стопы - "косточка" на большом пальце, вальгусная или варусная деформация всей стопы, искривление пальцев стопы, пяточные шпоры, мозоли, невромы).

• Болезни коленных суставов (деформирующий артроз, воспаление менисков, разболтанность коленного сустава)

• Болезни таза (коксартроз)

• Болезни позвоночника (остеохондроз, искривления, грыжи межпозвоночных дисков, радикулит)

• Плоскостопие предрасполагает к развитию вросшего ногтя.

Еще одно следствие плоскостопия – это заболевание подошвенного апоневроза, нерва, так называется невралгия Мардана, пяточная шпора. Она бывает даже у молодых женщин 20-25 лет и сопровождается жгучими болями.

Лечить это с виду простое заболевание довольно сложно. Кроме того, необходимо знать, что никогда не наступит момент, когда человек сможет облегченно вздохнуть: ну вот, я и вылечился! Особенно при далеко зашедшей патологии. Плоскостопие – это болезнь всей жизни. Полное излечение плоскостопия возможно только в детстве. У взрослых с помощью специальных реабилитационных мероприятий развитие болезни можно лишь притормозить, не дать ей развиться в более тяжелые патологии.

Чем раньше выявлены признаки заболевания, чем меньше деформация стопы, тем более благоприятны условия для остановки прогрессирования плоскостопия и его коррекции.

Лечение должно быть комплексным, направленным на снятие болевого синдрома, укрепление мышц и связок стопы, чтобы остановить прогрессирование деформации и предотвратить развитие осложнений.

Для снятия болевых ощущений используют лекарственные препараты и физиотерапевтические процедуры.

Основу лечения составляет специальная лечебная гимнастика, которую нужно проводить в домашних условиях ежедневно.

Лечебная гимнастика применяется для достижения корригирующего эффекта (при первой степени плоскостопия), тренирует мышцы, укрепляет связочный аппарат, корригирует порочную установку костей стопы, формирует правильный стереотип ходьбы.

Имеются различные специальные комплексы упражнений. При выборе упражнений учитываются: форма, положение стопы, жалобы, возраст. Выбрать конкретные упражнения, их интенсивность, Вам поможет врач-ортопед.

Специальные индивидуально подобранные упражнения чередуют с обычными, укрепляющими мышцы стопы и голени.

см. Упражнения для профилактики плоскостопия

Для улучшения кровообращения и нормализации тонуса мышц полезен массаж стоп и голени, ванночки для ног.

Особая роль в лечении и профилактике прогрессирования плоскостопия отводится ортопедическим стелькам, которые назначаются уже при первой степени патологии. Они помогают разгрузить болезненные участки стопы и корректируют выявленные деформации при начальных признаках плоскостопия, возвращают стопе нормальное положение и берут на себя функции амортизатора.

Изготавливаются на заказ по индивидуальному слепку стопы после обследования, снятия размеров стопы и установления степени уплощения свода.

При запущенной форме плоскостопия изготавливается специальная ортопедическая обувь в виде ботинок со шнуровкой, сплошной подошвой и боковой поддержкой стопы.

Подобрать все эти несложные приспособления поможет врач-ортопед.

При сильной деформации большого пальца, постоянной боли и невозможности подобрать обувь приходится прибегать к хирургическому лечению.

Не меньшее значение в профилактике плоскостопия имеет правильный подбор обуви.

Бесспорно, модные туфли на высоком каблуке очень красиво смотрятся на ноге, но не носите их повседневно. Иначе может случиться так, что через некоторое время вы будете обречены носить только ортопедическую обувь.

Лучшая обувь - из мягкой кожи на гибкой подошве, каблук невысокий (3-4 см), носок широкий, никаких платформ, обязательно - кожаный верх. Кроссовки - тоже (если, конечно, это не подделка).

Не стоит носить обувь чрезмерно широкую и свободную. Она вызывает натертости, воспаления и мозоли. Но еще более вредно носить тесную обувь - помимо мозолей, она приводит к искривлению пальцев, нарушению кровообращения и врастанию ногтей. Туфли должны облегать стопу, как вторая кожа.

К сожалению, сейчас на нашем рынке очень много низкокачественной, а то и просто вредной продукции, неведомо откуда к нам привезенной.

Плоскостопие – очень серьезная и коварная патология, которая ускоряет износ практически всего опорно-двигательного аппарата.

Так что посерьезнее относитесь к такой, казалось бы незначительной проблеме, как плоскостопие. Не затягивайте с его лечением.

Но на стопы люди почему-то вообще мало обращают внимание, забывая о том, что здоровье стоп – это здоровье всего орга-низма, и обращаются к врачу чаще всего уже с осложнениями плоскостопия.

Поздновато, конечно, лучше бы обратиться к специалисту-ортопеду намного раньше, но все же лучше, чем никогда.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.