Особенности обучения плаванию после ампутации нижних конечностей

ПЛАВАНИЕ КАК СРЕДСТВО ДВИГАТЕЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ИНВАЛИДОВ ПОСЛЕ АМПУТАЦИИ КОНЕЧНОСТЕЙ

Инвалиды, перенесшие ампутации нижних конечностей, нуждаются в адекватных средствах двигательной реабилитации. В реабилитационном процессе одно из ведущих мест, несомненно, принадлежит адаптивной физической культуре и спорту, направленным на возможно полное восстановление и поддержание двигательных и функциональных возможностей человека, профилактику гипокинетического синдрома, снижение стрессорной реакции и т.д.

В настоящее время плавание рассматривается как эффективное средство тренировки:
— кардио-респираторной системы,
— закаливания,
— нормализации биоэлектрической активности мышц,
— ферментативной активности крови,
— показателей нейрогуморальной регуляции,
— повышения потребления кислорода,
— нормализации деятельности центральной нервной системы и т.д.

Оздоровительное и спортивное плавание достаточно широко используется среди инвалидов с поражением опорно-двигательной системы, в том числе и после ампутации конечностей. Однако в литературе отсутствуют сведения о биомеханических особенностях плавания инвалидов и оценке его эффективности в плане повышения их двигательных возможностей.

С учетом этого, в ниже приведённой информации, Вы сможете ознакомиться с особенностями плавания инвалидов после ампутации обеих нижних конечностей, а также о влияние оздоровительного плавания на состояние системы кровообращения при различных уровнях ампутации нижних конечностей.

На первоначальной основе необходимо придерживаться курсу оздоровительного плавания длительностью 1 месяц.
Занятия в бассейне проводить 4-5 раз в неделю с продолжительностью 30-40 мин.
В процессе занятий использовать элементы плавания кролем на груди, на спине, брасс, ныряние, игры с мячом и др.

Смещение общего центра массы тела у инвалидов после ампутации нижних конечностей.
Следует отметить, что плавание инвалидов после ампутации нижних конечностей имеет ряд важных особенностей, обусловленных уменьшением массы тела.
Известно, что после ампутации происходит смещение общего центра массы (о.ц.м.) тела в прямой зависимости от уровня ампутационного дефекта. После ампутации на уровне средней трети голени о.ц.м. тела смещается в сторону сохраненной конечности на 8 мм и вверх на 45 мм, после ампутации на уровне бедра — на 13 и 79 мм соответственно, после ампутации на уровне обоих бедер смещение о.ц.м. тела вверх еще более выражено.

Следует отметить, что эти изменения рассматриваются у человека, находящегося в вертикальном положении. При горизонтальном положении, например в воде, при вытянутых вперед руках, смещение о.ц.м. тела будет более выраженным.

У инвалидов после ампутации обеих нижних конечностей при погружении в воду (при статическом положении и задержке дыхания на вдохе) голова и плечевой пояс оказываются погруженными в воду, а область таза и культи конечностей находятся выше уровня воды (см.рис). Такое положение значительно нарушает так называемую гидропланирующую позу, а для поддержания горизонтального положения при плавании необходима интенсивная работа руками.

Учитывая отсутствие нижних конечностей, продвижение вперед обеспечивается только за счет верхних конечностей, при этом движения руками производятся быстро, низко над водой. Вместе с этим возникает гиперлордоз позвоночника, носящий компенсаторный характер (см.рис). В целом эти особенности способствуют увеличению лобового сопротивления, снижается скорость движения, быстро развивается утомление мышц верхних конечностей.

Для коррекции положения инвалида в воде используются специальные вспомогательные плавсредства в виде утяжеляющего пояса и жилета. Пояс выполнен из водостойкой ткани с циркулярно расположенными секциями для грузов, масса которых составляет 50-100 г, что позволяет за счет изменения их количества и заполнения различных секций регулировать положение тела инвалида в воде в зависимости от уровня ампутации.
Пояс надежно фиксируется на талии и не препятствует движениям при плавании (см.рис).

Использование пояса обеспечивает:
— горизонтальное или близкое к горизонтальному положение тела,
— снижает явления гиперлордоза,
— способствуя тем самым снижению напряжения мышц спины и верхних конечностей.
Плавательный жилет фиксируется на грудной клетке с помощью ленты велкро. На грудной поверхности расположены пластины из вспененного полиэтилена. Его применение обеспечивает удержание плечевого пояса и головы над водой, способствуя улучшению координации движений. Наибольшее значение жилет имеет для инвалидов, обучающихся плаванию.

Устранение отмеченных особенностей положения тела в воде с помощью плавсредств облегчало инвалидам освоение техники плавания кролем. У инвалидов после ампутации на уровне голени, бедра вспомогательные плавсредства не используются, ввиду менее выраженных биомеханических особенностей положения тела в воде и достаточно успешного владения техникой плавания.


При невысоких уровнях ампутации плавание способствует повышению функциональных возможностей сердечно-сосуди стой системы, нарастанию парасимпатической регуляции, что в целом отражает увеличение резервных возможностей организма.
У инвалидов с высокими уровнями ампутации не происходит существенных сдвигов центральной гемодинамики и вегетативной регуляции, что обусловлено глубокими морфофункциональными изменениями со стороны системы кровообращения.

Несмотря на это целесообразность и необходимость применения плавания у инвалидов с дефектами обеих конечностей несомненны.
При высоких уровнях ампутации плавание способствует:
— лечению контрактур,
— повышению биоэлектрической активности мышц, а также, что наиболее важно, является эффективным средством социальной реабилитации, оказывает большое психологическое влияние на совершенствование волевых качеств и в целом способствует наиболее полной реадаптации в современном обществе.

Доктор медицинских наук С.Ф. Курдыбайло, В.Г. Богатых
Санкт-Петербургская государственная академия физической культуры им. П.Ф. Лесгафта
Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт протезирования им. проф. Г.А. Альбрехта

Ключевые слова: инвалиды, плавание, двигательная реабилитация, эффективность.

Контингент инвалидов с заболеваниями и поражениями опорно-дви гательной системы, нуждающихся в комплексной медико-социальной и двигательной реабилитации, весьма обширен и неоднороден по составу. Наиболее сложной является реабилитация инвалидов, перенесших ампутации конечностей. Эффективность восстановительного лечения и реабилитационных мероприятий определяется многими факторами, в частности причиной и уровнем ампутации, локомоторными и биомеханическими нарушениями, дистрофическими процессами, развивающимися в костно-мышечном аппарате культи, существенными морфофункциональными и патофизиологическими изменениями со стороны кардио-респираторной системы, обменных процессов и т. д. Как следствие этих процессов происходит нарушение адаптационных реакций организма, снижение физической работоспособности [3, 6-8].

Инвалиды, перенесшие ампутации нижних конечностей, нуждаются в адекватных средствах двигательной реабилитации. В реабилитационном процессе одно из ведущих мест, несомненно, принадлежит адаптивной физической культуре и спорту, направленным на возможно полное восстановление и поддержание двигательных и функциональных возможностей человека, профилактику гипокинетического синдрома, снижение стрессорной реакции и т. д.

В настоящее время плавание рассматривается как эффективное средство тренировки кардио-респираторной системы, закаливания, нормализации биоэлектрической активности мышц, ферментативной активности крови, показателей нейрогуморальной регуляции, повышения потребления кислорода, нормализации деятельности центральной нервной системы и т. д. [1, 9]. Оздоровительное и спортивное плавание достаточно широко используется среди инвалидов с поражением опорно-двигательной системы, в том числе и после ампутации конечностей. Однако в литературе отсутствуют сведения о биомеханических особенностях плавания инвалидов и оценке его эффективности в плане повышения их двигательных возможностей. С учетом этого целью настоящей работы явилось изучение особенностей плавания инвалидов после ампутации обеих нижних конечностей, а также функциональная оценка влияния оздоровительного плавания на состояние системы кровообращения при различных уровнях ампутации нижних конечностей.

Под нашим наблюдением находилось 82 инвалида, только мужчины, перенесшие ампутации конечностей, из них на уровне голени - 35 человек, на уровне бедра - 30 человек, обеих нижних конечностей на уровне бедер, бедра и голени - 17 человек. Инвалиды с дефектами обеих нижних конечностей были объединены в одну группу ввиду примерно одинаковой потери массы тела и выраженности гипокинезии. Возраст пациентов колебался от 18 до 40 лет. Причиной ампутации конечностей у всех инвалидов послужили травмы. Сроки после ампутации колебались от 6 месяцев до 5 лет (в среднем 3,2 года). Среди наблюдаемых пациентов не было лиц, страдавших какими-либо заболеваниями органов дыхания и кровообращения. Контрольную группу составили 15 практически здоровых мужчин аналогичного возраста.

Все инвалиды прошли курс оздоровительного плавания длительнос тью 1 месяц. Занятия в бассейне проводились 4-5 раз в неделю продолжительностью 30-40 мин. В процессе занятий использовались элементы плавания кролем на груди, на спине, брасс, ныряние, игры с мячом и др.

Исследования системы кровообращения проводились следующими методами: вариационной пульсометрии (ВПМ по Р.М. Баевскому [2]), позволяющей оценить состояние вегетативного гомеостаза; тахоосциллографии (ТОГ) по Н.Н. Савицкому, с помощью которой определялись величины артериального давления; тетраполярной грудной реографии (ТГРГ) по Кубичеку в модификации Ю.Т. Пушкаря и соавт. [10], на основе которой определялись объемные величины системного кровотока и рассчитывались индексированные показатели, отнесенные к редуцированной площади поверхности тела. Биомеханические исследования проводились методом фоторегистрации (фотограмметрии), при этом оптическая ось объектива располагалась перпендикулярно к объекту съемки на фоне калиброванного экрана с ценой деления 5 см2.


Рис. 1. Смещение общего центра массы тела у инвалидов после ампутации нижних конечностей

Переходя к анализу наблюдений и исследований, следует отметить, что плавание инвалидов после ампутации нижних конечностей имеет ряд важных особенностей, обусловленных уменьшением массы тела. Известно, что после ампутации происходит смещение общего центра массы (о.ц.м.) тела в прямой зависимости от уровня ампутационного дефекта. По данным Я.С. Якобсона и соавт.[11], после ампутации на уровне средней трети голени о.ц.м. тела смещается в сторону сохраненной конечности на 8 мм и вверх на 45 мм, после ампутации на уровне бедра - на 13 и 79 мм соответственно, после ампутации на уровне обоих бедер смещение о.ц.м. тела вверх еще более выражено. На рис. 1 схематично показано смещение о.ц.м. тела после ампутации бедра и обоих бедер. Следует отметить, что эти изменения рассматриваются у человека, находящегося в вертикальном положении. При горизонтальном положении, например в воде, при вытянутых вперед руках, смещение о.ц.м. тела будет более выраженным. На рис. 2 показано сравнительное положение в воде здорового человека и инвалида после ампутации обоих бедер. Для здорового человека, плавающего кролем на груди (рис. 2, а), характерно положение тела, близкое к горизонтальному (угол атаки составляет около 8о). На тело пловца действует несколько разнонаправленных сил: погружающая сила (сила тяжести) - G, выталкивающая сила - Ry и дополнительные динамические силы, возникающие при движении. Тело пловца испытывает действие силы, препятствующей продвижению вперед, именуемой лобовым сопротивлени ем - Rx, наличие положительного угла атаки способствует возникновению подъемной силы. Динамический баланс сил, действующих на пловца, в сочетании с эффективными гребковыми движениями верхних и нижних конечностей обеспечивает продвижение вперед со скоростью V [5]. На рис. 2, б показана наиболее выгодная поза пловца в обтекающем потоке (по Н.А. Бутовичу).

а
б
в
г
д

Рис. 2. Положение в воде здорового человека и инвалида после ампутации обоих бедер. (Объяснения в тексте.)

У инвалидов после ампутации обеих нижних конечностей при погружении в воду (при статическом положении и задержке дыхания на вдохе) голова и плечевой пояс оказываются погруженными в воду, а область таза и культи конечностей находятся выше уровня воды, угол атаки при этом приобретает отрицательное значение (рис. 2, в). Такое положение значительно нарушает так называемую гидропланирующую позу, а для поддержания горизонтального положения и принятия положительного угла атаки при плавании необходима интенсивная работа руками. Учитывая отсутствие нижних конечностей, продвижение вперед обеспечивается только за счет верхних конечностей, при этом движения руками производятся быстро, низко над водой. Вместе с этим возникает гиперлордоз позвоночника, носящий компенсаторный характер (рис. 2, г). В целом эти особенности способствуют увеличению лобового сопротивления, снижается скорость движения, быстро развивается утомление мышц верхних конечностей.

Для коррекции положения инвалида в воде нами разработаны специальные вспомогательные плавсредства в виде утяжеляющего пояса и жилета. Пояс выполнен из водостойкой ткани с циркулярно расположенными секциями для грузов, масса которых составляет 50-100 г, что позволяет за счет изменения их количества и заполнения различных секций регулировать положение тела инвалида в воде в зависимости от уровня ампутации. Пояс надежно фиксируется на талии и не препятствует движениям при плавании (рис. 2, д). Использование пояса обеспечивает горизонтальное или близкое к горизонтальному положение тела, снижает явления гиперлордоза, способствуя тем самым снижению напряжения мышц спины и верхних конечностей. Плавательный жилет фиксируется на грудной клетке с помощью ленты велкро. На грудной поверхности расположены пластины из вспененного полиэтилена. Его применение обеспечивает удержание плечевого пояса и головы над водой, способствуя улучшению координации движений. Наибольшее значение жилет имеет для инвалидов, обучающихся плаванию.

При статическом положении тела в воде на спине (с задержкой дыхания на вдохе) у инвалидов отмечается выраженное сгибание в тазобедренных суставах, что в определенной мере может быть объяснено наличием сгибательных или сгибательно-отводящих контрактур, развивающихся вследствие ампутации, компенсаторное сгибание поясничного и грудного отделов позвоночника. При этом голова высоко поднимается над водой, туловище уходит под воду, культи бедер находятся выше уровня воды. При этом мышцы шейного отдела позвоночника постоянно напряжены. На рис. 3, а и б показано положение в воде здорового человека и инвалида. Использование вспомогательных плавсредств, в частности утяжеляющего пояса, создает условия для уравновешивания сил, действующих относительно о.ц.м. тела, и позволяет принимать горизонтальное положение в воде (рис. 3, в).


а
б
в

Рис. 3. Положение здорового человека и инвалида после ампутации обоих бедер (на спине)

Устранение отмеченных особенностей положения тела в воде с помощью плавсредств облегчало инвалидам освоение техники плавания кролем. У инвалидов после ампутации на уровне голени, бедра вспомогательные плавсредства не использовались, ввиду менее выраженных биомеханических особенностей положения тела в воде и достаточно успешного владения техникой плавания.

Данные функциональных исследований, проведенных в начале месячного курса плавания, свидетельствова ли о наличии выраженного преобладания симпатического отдела вегетативной нервной системы. Амплитуда моды (АМо) у инвалидов оказалась увеличенной по сравнению с контрольной группой на 50,8-89,0% (р 0,05) по сравнению с исходным. СИ в исходном периоде составлял 3,18 л/мин/м2, после курса плавания 2,92 л/мин/м2, т. е. сохранялся стабильный эукинетический тип кровообращения.

Проведенные исследования показали, что при невысоких уровнях ампутации плавание способствует повышению функциональных возможностей сердечно-сосуди стой системы, нарастанию парасимпатической регуляции, что в целом отражает увеличение резервных возможностей организма. У инвалидов с высокими уровнями ампутации не происходит существенных сдвигов центральной гемодинамики и вегетативной регуляции, что обусловле но глубокими морфофункциональными изменениями со стороны системы кровообращения.

Несмотря на это целесообразность и необходимость применения плавания у инвалидов с дефектами обеих конечностей несомненны. При высоких уровнях ампутации плавание способствует лечению контрактур, повышению биоэлектрической активности мышц, а также, что наиболее важно, является эффективным средством социальной реабилитации, оказывает большое психологическое влияние на совершенствование волевых качеств и в целом способствует наиболее полной реадаптации в современном обществе.

Литература

1. Атаев З.М., Крупина Т.Н., Воронина С.Г., Богомолов В.В. Восстановительное лечение постгиподинамических состояний: Метод. реком. М., 1977. - 33 с.

2. Баевский Р.М. Прогнозирование состояний на грани нормы и патологии. - М.: Медицина, 1979. - 259 с.

3.Виноградов В.И., Калинина И.В. Особенности артериального давления у больных с культями конечностей //Протезирование и протезостроение. Сб. тр., вып. 85. - М.: ЦНИИПП, 1989, с. 41-46.

4. Детская спортивная медицина: Руководство для врачей. Изд. 2-е /Под ред. С.Б. Тихвинского и С.В. Хрущева. - М.: Медицина, 1991. - 558 с.

5. Донской Д.Д. Биомеханика с основами спортивной техники. - М.: ФиС, 1977.

6. Евсеев С.П., Курдыбайло С.Ф., Солодков А.С., Морозова О.В. Адаптивная физическая культура и функциональное состояние инвалидов: Учебн. пос. под ред. С.П. Евсеева и А.С. Солодкова. - Спб: СПбГАФК, 1996. - 95 с.

7. Кейер А.Н. Реконструктивные операции после усечения в проксимальном отделе верхней конечности (с учетом анатомо-биомеханических особенностей плечевого пояса и протезирования: Автореф. дис. докт. мед. наук. Л., 1975.

8. Курдыбайло С.Ф. Морфофункциональное обоснование двигательных возможностей инвалидов после ампутации конечностей как основа медико-социальной реабилитации: Автореф. дис. докт. мед. наук. СПб, 1993. - 44 с.

9. Лечебная физическая культура в системе медицинской реабилитации: Руководство для врачей /Под ред. А.Ф. Каптелина и соавт. - М.: Медицина, 1995. - 399 с.

10. Пушкарь Ю.Т., Большов В.М., Елизарова Н.А. и др. Определение сердечного выброса методом тетраполярной реографии и его метрологические возможности //Кардиология, 1977, № 7, с. 89-90.

11. Якобсон Я.С., Морейнис И.Ш. Биомеханические аспекты протезирования. - В кн.: Руководство по протезированию /Под ред. Н.И. Кондрашина. - М.: Медицина, 1976. - 431 с.


Направленность воздействия Средства
Ознакомление с выталкивающими свой­ствами воды, обучение погружению с задержкой дыхания и всплытию. И.п. — хват за поручни на уровне груди, вдох — погружение, всплытие — выдох.
Ознакомление с физическими свойства­ми воды. Обучение удержанию гори­зонтального положения тела. Формиро­вание умения открывать глаза в воде. И.п. — лежа на груди, хват за поручни сверху. 1—3 — опустить лицо в воду, открыть глаза, задер­жать дыхание; 2—4 — поднять голову, выдох, вдох.
Повышение функциональных возможно­стей кардиореспираторной системы и увеличение силы дыхательной мускула­туры. Обучение выдоху в воду, погру­жению лица, открыванию глаз. Разви­тие способности к дифференцированию времени вдоха и выдоха. И.п. — лежа на груди, хват за поручни сверху лицо в воде. 1—3 — сгибание рук в локтевых суставах, выдох в воду; 2—4 — разгибание рук в локтевых суставах, вдох.
Развитие координационных способнос­тей, динамической силы приводящих и отводящих мышц бедра, подвижности в тазобедренных суставах. И.п. — лежа на груди, хват за поручни сверху. 1—3 — отведение культей; 2—4 — приведение куль­тей.
Развитие активной гибкости, увеличение подвижности в тазобедренных суставах. Увеличение интенсивности регионально­го кровообращения и оттока венозной крови по сосудам нижних конечностей. И.п. — хват за поручни сверху на уровне груди. 1—3 — отведение культей; 2—4 — приведение куль­тей.
Развитие динамической силы приводя­щих и отводящих мышц бедра. Увеличение интенсивности регионально­го кровообращения и оттока венозной крови по сосудам нижних конечностей. И.п. — лежа на спине, хват за поручни снизу. 1—3 — отведение куль­тей, выдох; 2—4 — приведение куль­тей, вдох.
Увеличение подвижности в тазобедрен­ных суставах. Развитие координацион­ных способностей и динамической силы мышц живота. Увеличение интенсивно­сти регионального кровообращения и ве­нозного оттока крови по сосудам ниж­них конечностей. И.п. — лежа на спине, хват за поручни снизу.
Попеременное сгибание-разгибание ног в тазобед­ренных и коленных суста­вах. И.п. — лежа на спине, хват за поручни снизу. 1—3 — одновременное сгибание ног в тазобед­ренных и коленных суста­вах — выдох; 2—4 — одновременное разгибание ног в тазобед­ренных и коленных суста­вах — вдох.

В процессе обучения детей-инвалидов плаванию для повыше­ния мотивации и интереса к занятиям, закрепления и совершенство­вания изученных элементов применяются различные сюжетно-ролевые игры (Орешкина Ю.А., 2001; Жиленкова В.П., 2002). Наиболее широко применяемые подвижные игры в воде для детей различного возраста после ампутации бедра и голени приведены в табл. 7.8. Критерием отбора подвижных игр является возможность передви­жения в условиях водной среды без использования технических или вспомогательных средств.

Содержание и направленность подвижных игр в воде для детей после ампутации бедра и голени

Ю.А. Орешкиной (2001) были выделены закономерности началь­ного обучения плаванию детей-инвалидов. Так, обучение подготови­тельным упражнениям целесообразно проводить в зале сухого пла­вания с последующим закреплением разученных движений в воде.

Рекомендуется каждое упражнение изучать по следующей схеме:

— изучение движений на суше;

— закрепление движений в воде у неподвижной опоры;

— закрепление движений в воде с подвижной опорой;

— закрепление движений без опоры.

Установлена принципиальная последовательность решения задач при начальном обучении плаванию:

1) обучение движениям рук и ног в различных плоскостях;

2) обучение погружению с задержкой дыхания;

3) обучение всплытию;

4) обучение удержанию горизонтального положения на груди, спине, боку;

5) обучение скольжению на груди и спине.

При обучении спортивным способам плавания целесообразно использование параллельно-последовательного метода, который пре­дусматривает одновременное изучение основных элементов техни­ки каждого способа, изучение дополнительных элементов и совер­шенствование основных, обучение согласованию движений во всех способах. При этом последовательность обучения спортивным спо­собам плаванию представляется следующей: кроль на груди, кроль на спине, баттерфляй, брасс (рис. 7.16).

Необходимость обучения плаванию способом баттерфляй после способов кроль на груди и кроль на спине объясняется его коорди­национной сложностью для неподготовленного ребенка. Освоение этого способа плавания перед обучением брассу обусловлено тем, что движение ногами изменяется с попеременного на одновременное в той же плоскости. Необходимо также учитывать, что обучение способу кроль на груди, кроль на спине, брасс необходимо начинать с разучивания движений руками и дыхания, а способу баттерфляй с движений ногами.

Вследствие ограничения двигательной активности у детей-инва­лидов наблюдаются нарушения, связанные с воспроизведением об­раза изучаемых двигательных действий, что требует более детально­го изучения отдельных элементов. На первом этапе обучения особое внимание уделяется освоению подводящих и имитационных упраж­нений на суше. Упражнения выполняются из различных исходных положений: сидя на полу или на гимнастической скамейке, стоя у гимнастической стенки или другой опоры.


Рис. 7.16.Последовательность разучивания элементов техники спортивных способов плавания (по Ю.А.Орешкиной, 2001)



Рис. 7.17.Основные двигательные ошибки и методические приемы их исправления при обучении спортивным спосо­бам плавания детей-инвалидов 8—11 лет после ампутации нижних конечностей (по Ю.А.Орешкиной, 2001)

На втором этапе происходит обучение согласованию дыхания с фазами плавания. Особое внимание уделяется предотвращению воз­можных ошибок. Упражнения выполняются в положении лежа на животе с движениями рук и ног. Основные двигательные ошибки и методические приемы их исправления показаны на рис. 7.17.

Одновременно решаются задачи, направленные на развитие спо­собности к ориентированию в пространстве, дифференцированию силовых, временных и пространственных параметров движений, гиб­кости, скоростно-силовых способностей.

Для методически правильной организации занятий плаванием детей-инвалидов, перенесших ампутации нижних конечностей необ­ходимо учитывать некоторые биомеханические особенности положе­ния тела в воде, обусловленные уменьшением веса тела. Вследствие ампутации происходит смещение общего центра масс (ОЦМ) тела в прямой зависимости от уровня ампутационного дефекта. После ам­путации на уровне средней трети голени ОЦМ тела смещается в сторону сохраненной конечности на 8 мм и вверх на 45 мм, после ампутации на уровне бедра — на 13 мм и 79 мм, соответственно (Якобсон Я.С. с соавт., 1976). После ампутации обеих нижних ко­нечностей на уровне бедер смещение ОЦМ тела вверх еще более выражено. Эти данные касаются человека, находящегося в верти­кальном положении. На рис. 7.18 показано сравнительное положе­ние в воде здорового человека и инвалидов с различными уровня­ми ампутации.

Для здорового человека характерно положение, близкое к гори­зонтальному, угол атаки (а) составляет около 8° (рис. 7.18, А). Пос­ле ампутации голени при статическом положении тела в воде и задержке дыхания на вдохе сохраняется положение, близкое к гори­зонтальному, угол атаки практически не меняется (рис. 7.18, Б). Пос­ле ампутации на уровне бедра также сохраняется горизонтальное положение, хотя наблюдается тенденция к уменьшению угла атаки (рис. 7.18, В). После ампутации обеих нижних конечностей на уров­не бедер при статическом положении в воде (рис. 7.18, Г) голова и плечевой пояс оказываются погруженными в воду, а область таза и культи конечностей находятся выше уровня воды, угол атаки приоб­ретает отрицательное значение.


Рис. 7.18.Статическое положение в воде здорового человека и инва­лидов с различными уровнями ампутации

Такое положение значитель­но нарушает так называемую гид-ропланирующую позу, а для под­держания горизонтального положения и принятия положи­тельного угла атаки при плавании необходима интенсивная работа руками. Учитывая отсутствие нижних конечностей, продвижение вперед при плавании кролем обес­печивается только за счет движе­ний верхних конечностей, при этом подготовительные движения производятся быстро, низко над во­дой. Вместе с этим возникает ги­перлордоз позвоночника, который носит компенсаторный характер. В целом эти особенности вызы­вают увеличение лобового сопро­тивления, снижение скорости дви­жения, развитие утомления мышц верхних конечностей.

При статическом положении тела лежа на спине, с задержкой дыхания на вдохе, у детей-инвалидов с дефектами обеих нижних конечностей отмечается выраженное сгибание в тазобедренных сус­тавах, что в определенной мере может быть объяснено наличием сгибательных или сгибательно-отводящих контрактур, развивающих­ся вследствие ампутации, а также компенсаторным сгибанием пояс­ничного и грудного отделов позвоночника. При этом голова и куль­ти бедер находятся выше уровня воды, а туловище уходит под воду. Мышцы шейного отдела позво­ночника находятся в состоянии постоянного напряжения. На рис. 7.19 показано положение в воде здорового человека и инвалида с дефектами обеих нижних конеч­ностей.

Для коррекции положения тела в воде в период начального обучения плаванию детей после ампутации обеих нижних конеч­ностей на уровне бедер рекомендуется использование вспомогательных плавательных средств, утяже­ляющего пояса и пробкового жилета (рис. 7.19). Использование пояса обеспечивает горизонтальное или близкое к горизонтальному положение тела с положительным углом атаки, снижает явление ги­перлордоза позвоночника, способствуя тем самым уменьшению на­пряжения мышц спины и плечевого пояса. Применение жилета обеспе­чивает удержание плечевого пояса и головы над водой и способствует улучшению координации движений (Богатых В.Г., 1997).


Рис. 7.19.Статическое положение на спине здорового человека и инвалида

Контрольные вопросы

1. Назовите отличительные особенности детских культей.

2. Расскажите об изменениях в скелете усеченной и сохраненной нижней конечности вследствие ампутации.

3. Расскажите об изменениях в скелете усеченной верхней конеч­ности вследствие ампутации.

4. Назовите и дайте характеристику аномалий развития бедра.

5. Перечислите изменения, характерные для врожденного недораз­вития стопы.

6. Перечислите наиболее распространенные аномалии развития нижних конечностей.

7. Перечислите анатомо-функциональные группы врожденного не­доразвития нижних конечностей.

8. Расскажите об аномалиях развития верхних конечностей по про­дольному типу.

9. Дайте краткую характеристику изменений в опорно-двигатель­ном аппарате при врожденных дефектах верхних конечностей.

10. Перечислите физические упражнения, применяемые для форми­рования у детей раннего возраста двигательных компенсаций.

12. Назовите особенности ходьбы на протезах детей раннего возраста.

13. Какие формы занятий используются при работе с детьми ранне­го возраста?

14. Раскройте содержание занятий с детьми до двух лет.

15. Перечислите задачи в период подготовки к протезированию де­тей с дефектами нижних конечностей.

16. Раскройте содержание этапов обучения ходьбе на протезах в старшем дошкольном возрасте.

17. Перечислите задачи периода подготовки к протезированию де­тей с дефектами верхних конечностей.

18. Назовите особенности обучения детей пользованию протезами верхних конечностей.

19. Перечислите задачи при подготовке к первичному протезирова­нию после ампутации нижних конечностей.

20. Приведите примеры коррекционно-компенсаторных упражнений для детей после ампутации нижних конечностей.

21. Перечислите задачи при подготовке к первичному протезирова­нию после ампутации верхних конечностей.

22. Приведите примеры коррекционно-компенсаторных упражнений для детей после ампутации верхних конечностей.

23. Перечислите средства и задачи двигательной реабилитации в послеоперационном периоде после ампутации верхних и нижних конечностей.

24. Назовите задачи, которые решаются в период подготовки к про­тезированию.

25. Приведите примеры упражнений, направленных на устранение контрактур и тугоподвижности в суставах усеченной верхней конечности.

26. Расскажите об особенностях метода ручной редрессации.

27. Раскройте содержание фантомно-импульсивной гимнастики.

28. Перечислите виды упражнений, применяемых в период подго­товки к протезированию.

29. Дайте краткую характеристику задач периода освоения протез­но-ортопедических изделий.

30. Расскажите об особенностях процесса обучения пользованию протезами верхних конечностей.

31. Охарактеризуйте этапы процесса обучения ходьбе на протезе бедра.

32. Расскажите об особенностях обучения ходьбе на протезах после ампутации обоих бедер.

33. Перечислите типичные двигательные ошибки, возникающие в процессе обучения ходьбе на протезах.

34. Приведите примеры подвижных игр, в которых могут участво­вать дети с дефектами верхних и нижних конечностей.

35. Расскажите о возможностях организации процесса обучения пользованию протезно-ортопедическими изделиями в условиях игровой деятельности.

36. В чем заключается многосторонность воздействия подвижных игр на детей с дефектами конечностей?

37. Перечислите спортивные игры, доступные для детей с односто­ронними дефектами верхних конечностей.

38. Назовите спортивные игры, участие в которых не требует ис­пользования протезно-ортопедических изделий.

39. Какова роль спортивных игр в двигательной реабилитации де­тей с дефектами конечностей?

40. Перечислите виды упражнений с отягощениями, доступные для детей после ампутации обеих голеней, бедер, бедра и голени.

41. Перечислите виды упражнений с отягощениями, доступные для детей с дефектами верхних конечностей.

42. Назовите методические требования к выполнению упражнений с отягощениями после ампутации верхних и нижних конечностей.

43. Расскажите о преимуществах использования тренажеров в про­цессе двигательной реабилитации детей-инвалидов.

44. Расскажите о преимуществах занятий физическими упражнени­ями в водной среде с детьми-инвалидами.

45. Приведите примеры подвижных игр, способствующих решению задач ознакомления с физическими свойствами воды.

46. Расскажите о биомеханических особенностях плавания детей пос­ле ампутации нижних конечностей.

47. Назовите последовательность решения задач при начальном обу­чении плаванию.

48. Расскажите, почему обучение плаванию способом баттерфляй проводится после овладения кролем на груди и спине и перед изучением плавания способом брасс.

Литература

1. Богатых В.Г. Лечебное и оздоровительное плавание в реаби­литации инвалидов после ампутации нижних конечностей // Социальная защита. Медико-социальная экспертиза и реабили­тация инвалидов: Обзор, инф. / ЦБНТИ Минтруда РФ. — М., 1997. — Вып. 33. — 38 с.

2. Вехби А. Комплексная методика обучения ходьбе на протезе бед-

ра при первичном протезировании инвалидов средствами физи­ческой культуры и искусственной коррекции движений: Авто-реф. дис. . канд. пед. наук. — М., 1999. — 34 с.

3. Добровольский В.К., Ступкина Н.В., Грабовская Н.А., Лапте-

ва М.П., Чудакова В.В. Лечебная физическая культура при про­тезировании детей с дефектами верхних конечностей // Мето­дические рекомендации. — Л., 1979. — 36 с.

4. Добровольский В.К., Ступкина Н.В., Ананьева Т.А. Лечебная физическая культура при протезировании детей с дефектами нижних конечностей / Методические рекомендации. — Л., 1981. — 44 с.

5. Евсеев С.П., Курдыбайло С.Ф., Сусляев В.Г. Материально-тех­ническое обеспечение адаптивной физической культуры: Учеб­ное пособие // Под. ред. проф. С.П. Евсеева. — М.: Совет­ский спорт, 2000. — 152 с.

6. Каптелин А.Ф. Гидрокинезотерапия в ортопедии и травматоло­гии. — М.: Медицина, 1986. — 224 с.

7. Курдыбайло С.Ф. Морфофункциональное обоснование двигатель-

ных возможностей инвалидов после ампутации конечностей как основа медико-социальной реабилитации: Дис. . докт. мед. наук. —• СПб., 1993. — 431 с.

8. Малышев А.И. Коррекция стрессорной реакции инвалидов пос­ле ампутации нижних конечностей средствами адаптивной фи­зической культуры: Дис. . канд. пед. наук. — СПб., 2002. — 174 с.

9. Морозова О.В. Адаптационно-компенсаторные реакции кардио-респираторной системы у детей-инвалидов при занятиях физи­ческой культурой: Автореф. дис. . канд. биол. наук. — СПб., 1998. — 123 с.

10. Мосунов Д.Ф. Дидактические основы совершенствования двига­тельных действий спортсмена (на примере плавания). — СПб.: Плавин, 1996. — 177 с.

11. Орешкина Ю.А. Обучение плаванию детей-инвалидов с одно­сторонней ампутацией нижней конечности (с сохранным интел­лектом): Автореф дис. . канд. пед. наук. — СПб., 2001. — 17с.

12. Протезирование детей с дефектами конечностей // Под ред. В.И. Филатова. — Л.: Медицина, Ленинградское отд., 1981. — 278 с.

13. Руководство по протезированию и ортезированию // Под ред. А.Н. Кейера и А.В.Рожкова. — СПб., 1999. — 624 с.

14. Сазыкин В.Г. Методика предотвращения критических ситуаций при обучении плаванию детей-инвалидов: Автореф. дис. . канд. пед.наук. — Волгоград, 2000. — 24 с.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.