Обучение ходьбе на протезах нижних конечностей

Методика обучения ходьбе на протезе.

начинается после комплекса подготовительных мероприятий и изготовления лечебно-тренировочного или постоянного протеза. Основная задача этого периода — освоение элементов шага, выработка

координированной, устойчивой походки. В процессе обучения ребе-

нок должен научиться правильно надевать протез и его крепления,

стоять с равномерным распределением веса тела на обе конечности,

сохранять правильную осанку и т.д. Основные задачи этого этапа:

1. Формирование мотивации к освоению и пользованию протез-

2. Развитие способности к дифференцированию мышечных уси-

лий, кожно-кинестетического восприятия и тактильных ощущений

культи для управления протезом.

3. Улучшение крово- и лимфообращения в культе.

4. Развитие способности к произвольному расслаблению мышц,

адаптация мягких тканей культи к нагрузке в положении стоя, а

также к изменяющимся нагрузкам при передвижениях.

5. Увеличение подвижности в суставах усеченной конечности.

6. Развитие способности к перестроению и комбинированию

7. Развитие способности к ориентированию в пространстве, равновесия и вестибулярной устойчивости.

Процесс обучения ходьбе на протезах начинается с овладения

навыком его одевания и привыкания к нему.

При обучении ходьбе на протезе голени необходимо освоить

специальные приемы сокращения икроножной мышцы в фазе пере-

носа и расслабления ее в фазе опоры на протезированную конечность, что способствует правильному удержанию протеза на культе, улучшению регионального кровообращения и т.д. Кроме того, в фазе опоры обучают сокращению сгибателей коленного сустава. При обучении ходьбе на протезе голени разделение на этапы, как это делается после ампутации на

уровне бедра, не имеет четких границ. На первом же занятии дети обучаются удержанию вертикальной позы и ходьбе. Так как сохранен коленный сустав — это позволяет легко и быстро в течение 5—6-ти дней освоить управление протезом.

Обучение пользованию протезом бедра можно разделить на три этапа, каждому из которых соответствуют частные задачи, способствующие достижению цели этапа. Однако решение некоторых частных задач осуществляется на протяжение всего периода обучения. Так, упражнения для адаптации мягких тканей культи к приемной гильзе протеза и для развития равновесия выполняются на всех этапах, с той или иной степенью акцента на

них. Например, на первом этапе упражнения для адаптации тканей

занимают большее место, чем на последующих этапах, а упражнения для развития равновесия и устойчивости на протезированной конечности больше применяются на втором этапе. На первом этапе основное внимание уделяется обучению равномерному распределению веса тела на обе конечности и

удержанию вертикальной позы, на втором этапе — обучению управлению протезом, на третьем этапе — обучению координирований ходьбе, приближающейся к ходьбе здорового человека.

Первый этап.Начинается с момента получения протеза.

Цель - сформировать умение удерживать вертикальную позу и переходить

из положения сидя в положение стоя.

Частные задачи

1. Создать представление о рациональном способе передвижения на протезе.

2. Обучить равномерному распределению веса тела на обе конечности в положении стоя у неподвижной опоры.

3. Добиться устойчивости вертикальной позы в положении стоя.

4. Обучить переходу из положения сидя в положение стоя и

5. Добиться перехода из положения стоя у неподвижной опоры

в положение стоя без дополнительной опоры.

Примерные упражнения

1. Стоя у опоры перенос веса тела с одной ноги на другую,

2. Стоя у опоры перенос веса тела вперед и назад с приподниманием ног от пола.

3. Стоя у опоры сгибание и разгибание ног в коленном сусгаве

4. Маховые движения конечностью вперед-назад стоя боком у

5. Повороты и наклоны туловища стоя боком у опоры.

6. Равновесие на левой-правой ноге стоя боком у опоры.

7. Стоя лицом к опоре, выполнение приставных шагов вправо-влево.

8. Стоя лицом к опоре имитация ходьбы, не поднимая передний

отдел стопы от пола.

9. Стоя лицом к гимнастической стенке, имитация ходьбы по

лестнице (поочередная постановка ног на рейки).

10. Стоя без опоры перенос веса тела с ноги на ногу.

Второй этап.Критерием перехода ко второму этапу обучения

ходьбе является способность удерживать равновесие на протезированной конечности при сохранении правильной осанки в течение

2—3 с. Цель этапа — сформировать умение ритмичной ходьбы в

двухопорной фазе шага. Элементы шага включают: сгибание коленного шарнира, вынос протеза вперед, опору на пятку искусственной

стопы, перекат с пятки на носок с одновременным переносом веса

тела на протез. Четырем элементам шага соответствуют четыре фазы

управления протезом. В первой фазе сгибание в коленном шарнире

достигается движением культи вперед. Вторая фаза осуществляется

за счет дальнейшего выноса культи вперед, пока под действием голенооткидного механизма не произойдет разгибание коленного шарнира. Переходя к третьей фазе, необходимо опереться на пятку искусственной стопы и при этом выполнить движение культей назад,

нажимая на заднюю стенку приемной гильзы. В четвертой фазе шага,

продолжая опираться культей на заднюю стенку приемной гильзы,

следует перенести вес тела на протез, совершая одновременно перекат с пятки на носок.

Частные задачи

1. Добиться удержания протеза при разогнутом положении тазобедренного сустава.

2. Добиться полного переката стопы с задней части на переднюю.

3. Добиться симметричности длины шагов.

4. Добиться своевременного переноса веса тела с протеза на здоровую ногу.

5. Добиться полного разгибания в коленном шарнире и сохранения правильной осанки во время ходьбы.

6. Добиться равномерности и ритмичности походки.

Примерные упражнения

1. Стоя лицом к опоре, перекаты с пятки на носок.

2. Стоя лицом к опоре, сгибание-разгибание ног в коленном

3. Сгибание-разгибание протеза в коленном шарнире, стоя боком к опоре или с опорой на трость.

4. Стоя боком к опоре, сгибание протеза в коленном шарнире,

вынос протеза вперед и постановка его на пятку, перекат с пятки на

носок с одновременным переносом веса тела на протез, шаг вперед-

5. Стоя боком к опоре, выпады вперед.

6. Повороты налево-направо стоя у опоры.

7. Ходьба вдоль гимнастической стенки приставным шагом.

8. Ходьба между гимнастических брусьев.

9. Ходьба при помощи ходунков.

10. Ходьба с костылем, двумя или одной тростью перед зер-

11. Ходьба по отметкам, нанесенным на полу, на расстоянии среднего шага ребенка.

12 Ходьба под метроном, музыкальное сопровождение или слет

13. Передвижения по гимнастической стенке.

Критерием возможности перехода к третьему этапу обучения

является координированное выполнение шаговых движений обеими

ногами при сохранении равновесия и правильной осанки.

Третий этап.На данном этапе основной целью является совершенствование техники ходьбы. Широко применяются упражнения, направленные на формирование дополнительных вариантов ходьбы в различных внешних условиях.

Примерные упражнения

1. Ходьба приставным шагом по гимнастической стенке.

2. Ходьба с изменением скорости, поворотами и остановками.

3. Ходьба через барьеры и препятствия.

4. Ходьба с мешочком песка на голове.

5. Ходьба, толкая мяч протезой.

6. Ходьба с манипулированием предметами.

7. Ходьба по лестнице.

8. Ходьба без зрительного контроля.

9. Передвижение на самокате, лыжах, финских санял.

Обучение ходьбе считается законченным, когда ребенок может

пройти на протезе без отдыха достаточно большое расстояние, без

выраженных признаков утомления и каких-либо изменений со стороны культи. Длительность третьего этапа зависит от физической

подготовленности ребенка, его возраста, качества изготовления протеза и других причин. Общая продолжительность периода обучения

ходьбе на протезе бедра составляет несколько недель.

После ампутации голени протез надевают сидя. Культя помещается в гильзу так, чтобы край ее доходил до надколенника. Бедро помещается в гильзу бедра. Застегивается ремешок на гильзе голени, и гильза зашнуровывается сверху вниз. Затем шнуруется гильза бедра (в каком направлении — безразлично) и застегивается пояс, который боковым ремешком соединяется с протезом.

Вставание со стула может происходить двумя основными способами: в первые дни пожилые или слабые ампутированные встают со стула с опорой па палку и сиденье стула. Рукой со стороны здоровой конечности опираются на сиденье стула, другой — на палку. Приподнимаясь и одновременно разгибая ногу и коленный шарнир протеза, ампутированный встает.

При втором способе вставание со стула осуществляется без опоры на руки. Согнув ногу в колене, а протез в коленном шарнире и несколько расставив ноги, ампутированный наклоняется немного вперед и, приподнявшись, выпрямляется.
Садиться на стул можно, опираясь на сиденье стула или без опоры. Приемы как вставать со стула и садиться на него осваиваются ампутированным очень быстро.

Обучение стоянию производится главным образом с целью выработки правильной осанки, равномерного распределения тяжести тела на обе конечности и сохранения устойчивости. Для этого применяют следующие упражнения:
1. Стоя, опираясь на палку, равномерно распределить нагрузку на ноги.
2. Стоя, держать палку горизонтально в вытянутых вверх руках.
3. Стоять без палки, шаг здоровой ногой в сторону.
4. Стоять без палки, шаг здоровой ногой вперед.
5. Стоя и опираясь на палку, согнуть здоровую ногу в колене.
6. Стоя, положить палку на пол.
7. Стоя, достать палку с пола.
8. Стоять без палки, повороты вправо, влево.


Упражнения на равновесие при обучении стоянию.
а — равномерно распределить нагрузку па обе конечности: б — то же, подняв палку вверх; в — шаг здоровой ногой в сторону; г — шаг здоровой ногой вперед; д — согнуть здоровую ногу в колене; е — положить палку па пол; ж — взять палку с пола; з — повороты вправо, влево на 90—180°.

Обучение ходьбе на протезе начинается с разучивания элементов шага. При этом в первой фазе нужно следить, чтобы сгибание в пальцевом сгибе было отчетливо выражено. Во второй фазе протез должен двигаться прямолинейно и не заноситься в сторону. В третьей фазе в коленном шарнире должно быть полное разгибание, которое достигается активным разгибанием тазобедренного и коленного суставов. Четвертая фаза осуществляется при разогнутом коленном шарнире.
С целью лучшего выделения отдельных элементов шага применяют приставной шаг с протеза и со здоровой ноги и обычный шаг.

К выработке ритмичности походки, правильной осанки, равновесия и координации нужно приступать уже с первого дня пользования протезом, упражняясь в ходьбе под метроном, по следам, перед зеркалом, через барьеры, с поворотами и сменой направления.

Обучение ходьбе происходит в удобном для ампутированного темпе и с удобной длиной шага. В процессе обучения и темп и длина шага увеличиваются. Средний темп, наиболее удобный для большинства ампутированных, — ходьба при 80 шагах в минуту. Необходимо обращать внимание па своевременность переноса тяжести тела с одной ноги на другую и на равномерность длины шага. Подъем и спуск по лестнице осуществляется тремя способами:
1) с опорой одной рукой на перила и другой на палку;
2) с опорой рукой со стороны здоровой ноги на палку;
3) без палки.


Подъем по лестнице (II способ).
а — опереться на палку; б — поставить здоровую ногу на ступеньку; в — поставить протез на следующую ступеньку.

Во всех случаях палка переставляется на вышележащую или нижележащую ступеньку. При подъеме первый шаг на ступеньку делать здоровой ногой, при спуске — протезом.

После освоения ходьбы в помещении тренировка продолжается на открытом воздухе. Производится обучение ходьбе по различному грунту (песку, асфальту, булыжнику), по возвышенностям, входу и выходу из трамвая и троллейбуса. Последнее не представляет трудностей и осуществляется подобно подъему и спуску с лестницы.
Минимальный срок обучения ходьбе — 3—5 дней. Продолжительность занятия — от 30 до 45 минут. Обучение начинают с палкой, в дальнейшем рекомендуется ходьба без палки.

Протез освоен хорошо, если ампутированный пользуется им в течение всего дня, свободно ходит в помещении, на улице, по лестнице без палки, освоил элементы шага. Походка ритмичная, осанка правильная.
Протез освоен удовлетворительно, если ампутированный пользуется им в течение всего дня, освоил ходьбу в помещении, на улице, по лестнице, с палкой, освоил элементы шага. Походка не вполне ритмичная. Осанка правильная.
Протез освоен плохо, если ампутированный пользуется им не каждый день и ограниченно в течение дня. Может ходить в помещении, на улице, по лестнице. Походка неритмичная, осанка неправильная. Ходит с двумя палками.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.