Нод на профилактику плоскостопия

Профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата у детей.

1. Упражнять детей в ходьбе с изменением направления движения.

2. Повторить ползание в прямом направлении, прыжки между предметами.

3. Закреплять умение перестраиваться в колонну по одному.

1. Укрепление мышц стопы и голени.

2. Развитие равновесия и ориентировки в пространстве.

3. Укрепление мышц спины и рук.

Оздоровительные:

1. Профилактика плоскостопия у детей.

2. Развитие и укрепление опорно-двигательного аппарата у детей.

3. Общее укрепление организма.

1. Способствовать развитию умения слышать и выполнять команды.

2. Способствовать развитию умения выполнять движения вместе, не мешая друг другу.

3. Дать первичные представления о здоровом образе жизни.

Методические приемы: объяснение и показ новых физических упражнений с применением нового оборудования, проведение упражнений в игровой форме, устная инструкция, повторение упражнений без изменений и усложнений, практические действия.

Предварительная работа: разучивание новых упражнений и подвижных игр.

Индивидуальная работа: пробное занятие с подгруппой детей со склонностью к плоскостопию.

- Ребята, а что же нужно делать, чтобы не болеть?

- Правильно, закаляться, физкультурой и зарядкой заниматься.

- А вы хотите быть здоровыми?

- Тогда я предлагаю вам отправиться в путешествие в страну Здоровейку. В этой стране есть волшебные дорожки, которые подарят вам капельки здоровья.

- Ходьба через середину зала к центру (зеркало здоровья – держим осанку, затем в противоположную сторону (Великан–силач - макет, затем вправо (Веселый мяч - с личиком, влево (Веселый мяч).

Что за чудо-чудеса!

Вот дорожки на пути

Все дорожки не простые.

По дорожкам кто пойдёт.

Тот здоровье там найдет.

- Впереди нас первая дорожка (для профилактики плоскостопия из веревочек).

Проходим аккуратно, руки в стороны, ножки наискосок.

Останавливаются около палок.

- Вот мы и попали в Страну Здоровейку и нас встречает Мистер Здоровейка. (инструктор надевает образ).

- Здравствуйте, ребята. Рад вас видеть у себя. А день у нас начинается с зарядки, берите палочки – выручалочки и повторяйте за мной.

Упражнения с гимнастической палкой:

1. И. П. стойка – ноги на ширине ступни, палка вниз хватом шире плеч.

- палку вверх, потянуться, опустить, вернуться в И. П. 4-5 раз

2. П. стойка – ноги на ширине ступни, палка вниз хватом шире плеч.

- палку вправо, вперед, вернуться назад и вернуться в И. П. 4-5 раз

3. И. П. стойка - ноги на ширине плеч, палка на груди.

- Присесть, палку вперед, подняться, вернуться в И. П. 4-5 раз.

4. И. П. стойка – ноги на ширин плеч, палка на груди в согнутых руках.

- Палку вверх, наклон вправо (влево, выпрямиться, вернуться в И. П. 4-5 раз

5. И. П. стойка – ноги на ширине плеч, палка в согнутых руках на груди.

- наклон вперед, коснуться палкой ног, выпрямиться, вернуться в И. П. 4-5 раз

6. Прыжки через гимнастические палки вперед, назад.

- А теперь Мистер Здоровейка приглашает нас дальше.

- Кто по зеленой дорожке пойдет, тот ножки укрепит и сильный уйдет. Ходьба по мешочкам с песком, массажным коврикам.

- А кто по красной дорожке пойдет, тот спинку укрепит и ползать пойдет. Через красные кочки идем, высоко поднимая ножки, руки в стороны.

- А теперь мы проверим, какие вы ловкие.

Нужно проползти по скамейке до своих волшебных палочек.

Ползание по скамейке с опорой на ладони и колени (2-3 раза).

- Мы снова пришли к нашим волшебным палкам и я предлагаю вам размять ваши пяточки.

в) на гимнастической палке – прокатывание палки всей стопой, поочередно каждой ногой.

- Самое время поиграть. Где наши мячи – Весельчаки?

- А сейчас мы с вами немного отдохнем и отправимся домой.

а) разминание стоп пальцами рук

Хватит спинушку тянуть,

Надо лечь и отдохнуть.

Ну-ка, правильно лежим?

Мы на это поглядим!

Лежат ровно пяточки,

Спинка ровная, прямая,

А могла бы быть кривая!

Хорошо вам отдыхать,

Но пора уже вставать!

Все присели, потянулись,

Встали, дружно улыбнулись.

Вот и закончилось наше путешествие.

- Как вы себя чувствуете? Здоровья прибавилось?

А ещё надо улыбаться и быть весёлыми, больше гулять на свежем воздухе, бегать, прыгать и играть.

НОД по образовательной области "ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ"

Скачать:

ВложениеРазмер
zanyatie_zozh_profilaktika_ploskostopiya.doc 83 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ (НОД)

Подготовила и провела:

Миронычева Вера Валентиновна

Тема: Профилактика плоскостопия

  • Познакомить детей с заболеваемостью ног — плоскостопием.
  • Познакомить с понятием плантограмма.
  • Укреплять и формировать свод стопы у детей.
  • Обучать правильной постановке стоп при ходьбе.
  • Формировать ощущение удовольствия от выполняемых движений. Развивать основные функции стопы.
  • Повышение тонуса, увеличение подвижности в суставах стоп; улучшение кровообращения стоп; улучшение координации движений.

Оборудование: дорожка со следами, обручи по количеству детей, наклонная гимнастическая доска, скакалка, канат, фитбол, набивной мяч, платочки и пенки по количеству детей.

1) Построение, объяснение задач.

Получен от природы в дар,
Не мяч и не воздушный шар,
Не глобус это, не арбуз,
Здоровье, очень хрупкий груз.
Чтоб жизнь счастливую прожить,
Здоровье нужно сохранить

Дети: Нужно заниматься спортом, выполнять правила личной гигиены и т. д.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, для чего нужны нам ноги?

Дети: Чтобы ходить, бегать, прыгать и т.д.

Воспитатель: Правильно, а основой наших ног является стопа.

Стопа – фундамент, опора нашего тела, и любое нарушение развития может отражаться на осанке. А при деформации стопы – появляется плоскостопие, характеризующееся опущением её продольного и поперечного сводов. Нужна постоянная тренировка мышц и связок стопы. Без нагрузки мышцы слабеют и не

поддерживают стопу в приподнятом состоянии. В результате чего возникает плоскостопие.

Причины и факторы, влияющие на развитие плоскостопия:

Воспитатель: Нелегко придется нашим стопам. Давайте их подготовим к нашим испытаниям.

2) Самомассаж стоп

Ребята, снимают носки, сидя на полу пошлепывая по подошвам ног, приговаривают:

Куй, куй, ковалек,

Подкуй чеботок:
На маленькую ножку
Золотую подковку.
Подай молоток,
Подковать чеботок.

Затем выполняют упражнения на обручах.

3)Упражнения для укрепления мышц и связок стопы, при помощи гимнастического обруча.

  • ходьба по обручу;
  • перекаты стоп с носка, на пятку;
  • скольжение по обручу;
  • приседания, стоя на обруче;
  • прыжки через обруч;
  • дыхательная гимнастика с произношением звуков.

Воспитатель благодарит ребят за выполнение задания, предлагает убрать спортивный инвентарь и сделать отпечаток стопы.

Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам сделать отпечаток стопы – платографию.

Рисунки я покажу на родительском собрании, вашим родителям, где мы будем говорить о проблеме профилактики плоскостопия.

Воспитатель: Ребята, сравним ваши стопы с изображением на картине.

Дети продвигаются по отпечаткам стоп, попеременным шагом ставя стопу на правильный след, (неправильный след издает звуковой сигнал)

2)Круговая тренировка на тренажерах

1. быстрая ходьба на беговой дорожке 2. наездник

3. подъем и спуск на степ - платформе

4. жим ног на мини-блоке

5. прыжки на батуте

8. прыжки через скакалку

9. ходьба по гимнастическому канату

10.прыжки на мяче-попрыгунчике

11. катание набивного мяча вдоль свода стопы

Воспитатель: Наши ноги славно потрудились. А сейчас я предлагаю проверить насколько они стали сильнее и ловчее?!

Воспитатель благодарит ребят, предлагает убрать инвентарь и приступить к играм.

Воспитатель напоминает ребятам правила игр и эстафет :

Сидя на стульях босиком, передать друг другу пальцами ног платочек, руки на поясе (руками не помогать).

Воспитатель благодарит ребят за честную игру и предлагает лечь на индивидуальные коврики-пенки.

Дети ложатся на пенки, устраиваются поудобнее. Руки вытянуты вдоль туловища, расслаблены. Ноги прямые, не скрещенные. Играет тихая спокойная музыка.

Воспитатель: Представьте себе, что вы лежите на полянке, ласково греет солнышко. На пальцы ног залез муравей. С силой натянуть носки на себя, ноги напряжены, прямые. Прислушаемся, на каком пальце сидит муравей (задержка дыхания). Сбросим муравья с ног (на выдохе). Носки идут вниз – в стороны, расслабить ноги: ноги отдыхают (повторить 2-3 раза)

3)Подведение итога занятия

В неформальной обстановке воспитатель и ребята подводят итог занятия (НОД) пьют фиточай.

  • Ребята, как вы думаете, можете вы сами сформировать правильную стопу или, наоборот, деформировать её?
  • Почему появляется плоскостопие?
  • Что нужно делать, чтобы стопа была хорошей?

Воспитатель обращается к гостям и коллегам:

Мы продемонстрировали вам несколько видов упражнений для ног с детьми. Существует еще множество различных интересных упражнений и игр, но я думаю, что слишком много информации это тоже плохо, поэтому о других упражнениях и играх вы сможете узнать из памятки о профилактике плоскостопия предложенных вашему вниманию. Спасибо за внимание и участие в нашем мероприятии.


разнообразные упражнения для профилактики плоскостопия

Скачать:

ВложениеРазмер
kompleksy_uprazhneniy_dlya_profilaktiki_ploskostopiya.docx 41.23 КБ

Предварительный просмотр:

Плоскостопие – это коварная и серьезная патология, которая влечет за собой износ опорно-двигательной системы. При плоскостопии снижается или исчезает рессорная, амортизирующая роль стопы, в результате чего внутренние органы становятся мало защищёнными от сотрясений. Одним из частых симптомов плоскостопия является боль в стопе. Главной причиной её возникновения является слабость мышечно-связочного аппарата стопы. Врождённое плоскостопие встречается редко. Оно чаще развивается у детей ослабленных, плохо развитых физически, перенёсших рахит. Перегрузка, переутомление стопы возникают у детей с избыточным весом. Однако предупредить плоскостопие легче, чем его вылечить. Тем более, что вылечить заболевание полностью возможно только в детском возрасте. У взрослых развитие болезни можно лишь притормозить.

Свод стопы формируется у детей 3–4 лет. Однако относительная слабость мышц и связок сохраняется до 6–7 лет даже у здоровых детей. Поэтому с детьми этого возраста необходимо регулярно выполнять упражнения, которые помогут сформировать и укрепить мышцы свода стопы и предотвратить развитие плоскостопия. В этом возрастном периоде организм отличается большой пластичностью. Успешная профилактика и коррекция плоскостопия возможны на основе комплексного использования всех средств: как физических средств, так и правильно подобранных для профилактики ортопедических приспособлений. Необходимо сформировать правильный навык установки стоп при стоянии и ходьбе, стопы должны быть параллельны, с лёгким разведением носков. Для того, чтобы исправить порочную установку стоп следует запастись терпением.

Упражнения для стоп выполняют босиком или в чешках.
Правильно сформировать и укрепить мышцы свода стопы так же поможет хождения босиком по земле, песку, камушкам, в воде, плавание, езда на велосипеде и танцы.

Рекомендации родителям по профилактике плоскостопия у детей.

Профилактикой заболевания следует заниматься уже с первого года крохи. Самое главное – задумайтесь над тем, в чем он будет бегать и прыгать, то есть об обувке. Правильная профилактическая и лечебная ортопедическая обувь всегда поможет при профилактике деформации. А специальная ортопедическая стелька поможет закрепить результат применяемого комплекса лечебных упражнений. Профилактическая работа с детьми должна стать главным аспектом в процессе воспитания.

Совершенно необоснованным считается стремление родителей научить деток сидеть или ходить раньше положенного срока. Также для профилактики рекомендуется бороться с желанием девочек ходить на каблуках, высокой платформе. Недостаточно окрепшие мышцы, связки не смогут выдержать непривычную нагрузку, происходит изменение осанки, что может стать серьезной причиной появления плоскостопия у младших школьников.

Комплексы упражнений для лечения и предупреждения плоскостопия.

Упражнения от плоскостопия

Исходное положение(И.п.) сидя, пятки на полу, носки тянем на себя. Попеременное движение стопами вверх/вниз.

И.П. то же. Пальчиками ноги коснуться пола, при этом средний отдел стопы касаться пола не должен. Вернуться в И.П.

И.П.сидя,cтопы прижаты к полу. Сгибая пальчики, плавно подтягиваем пятку. Стараемся стопу от пола не отрывать .Выполняется в медленном темпе.

Дети, сидя на стульчиках, пальцами ног составляют разнообразные сюжеты ,используя палочки различного цвета и длины.

На полу перед детьми платочки. Пальцами ноги дети собирают платочек в гармошку и отпускают(стирают).Затем берут платочек за край, поднимают и опускают его(полощут) и снова собирают в гармошку(отжимают) и вешают платочек сушиться.

Ходьба босиком по неровной поверхности -по песку, камешкам, дорожкам с нашитыми пуговицами разной величины.

И.П.сидя. Прокат мяча подошвенной поверхностью -от пятки до носка, попеременно правой/левой стопами

И.П.сидя Внутренней поверхностью стоп ,ближе к голеностопным суставам, зажат мяч. Опираясь пальцами о пол, поднимаем и опускаем пятки, удерживая мяч.

И.П сидя на полу. Обхватываем мяч стопами с двух сторон, приподнимаем и удерживаем на весу 5-10 секунд

И.П сидя на полу. Мяч между стопами. Разведение носков в стороны, пятки удерживают мяч.

Упражнения от плоскостопия выполняются сидя на стуле:

  1. выполняем стопами круговые движения;
  2. тянем носки на себя, затем от себя, не сгибая колени;
  3. сгибание-разгибание пальцев;
  4. сведение-разведение носков, при этом пятки не отрываем от пола;
  5. соединяем подошвы (колени не согнуты);
  6. большим пальцем ноги проводим по голени другой снизу вверх, затем меняем ноги;
  7. отрываем от пола носки, пятки поочередно;
  8. сгребаем подошвами воображаемый песок, на пляже – реальный;
  9. пытаемся захватить пальчиками ног различные предметы вокруг себя;
  10. провести подошвой и внутренним краем левой ступни по правой голени, поменять ногу;
  11. катаем подошвой различные овальные предметы.

Комплекс упражнений для выполнения стоя:

  1. приподнимаемся на носочках;
  2. перекаты с носка на наружную часть стопы, затем обратно;
  3. упираемся на внешние части подошвы, в таком положении стоим 40 секунд;
  4. приседаем, не отрывая от пола пятки;
  5. стоя прямо, согнуть одну ногу в колене под прямым углом, выполняем вращения голенью, самой ступней.

Выполняем упражнения во время ходьбы:

  1. ходим по бревну боком;
  2. ходьба на носках, пятках, внутреннем и внешнем крае ступни;
  3. ходить гусиным шагом 1 минуту, затем полуприсядом столько же.

Полезный комплекс упражнений для профилактики плоскостопия у малышей.

Упражнение № 1 : положите в тазик с водой гладкие камушки. Пусть кроха поиграет с ними ножками, перебирает пальчики, а в конце – немного походит по ним;

Упражнение № 2 : сидя на стуле, катаем палку ступней;

Упражнение № 4 : катаем пальцами ног специальный гимнастический обруч;

Упражнение № 5 : осторожно подпрыгиваем на пальчиках;

Упражнение № 6 : сидя на стуле, подтягиваем к себе коврик пальцами ножек;

Упражнение № 7 : захватываем ножками карандаш или ручку, пытаемся что-то нарисовать в воздухе или листе бумаги.

Совет : положите плотный резиновый коврик с неровным верхом, можно даже с неострыми шипами, перед кроваткой сыночка или дочки. Проснувшись, ваше чадо будет неосознанно делать полезное упражнение для профилактики плоскостопия.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ СТОП.

Для выполнения упражнений понадобятся: гимнастическая палка, игольчатые мячи (маленькие и большие), горсть мелких предметов (карандаши, машинки, пуговицы), массажные коврики, платочек.

Все упражнения делаем с удовольствием, улыбаться – непременное условие.

1. Ходьба на носочках (спинка прямая).

2. Ходьба на наружном своде стопы (руки на поясе, не забываем улыбаться).

3. Перекат с пятки на носок (ноги в коленях не сгибаем).

4. Ходьба по массажным коврикам (приятная, полезная ходьба).

Упражнения с гимнастической палкой.

5. Ходьба переставным шагом (по гимнастической палке).

6 Ходьба ёлочкой.

Для следующих упражнений нужен стульчик.

9 Сгибаем пальцы и поворачиваем стопы во внутрь.

Упражнения с мелкими предметами.

11 Переносим предметы через препятствие, опорная нога остаётся неподвижной. Перемещаем предметы обратно.

13 Гладим ногу другой ногой.

14 Катаем маленький мяч игольчатый одной, потом другой ногой.

15 Захватываем большой мяч, поднимаем и опускаем его.

16 Раскатываем гимнастическую палку.


Упражнения для стоп с предметами .

Упражнения для стоп с предметами выполняют из исходного положения сидя .

Упражнения для стоп с мячиком
Упражнения для стоп с мячиком не только укрепляют мышцы стопы, но и развивают у малышей координацию. Для выполнения этих упражнений вам понадобится стул, небольшой (теннисный) мячик.

Упражнения для стоп с гимнастической палкой
На счет 1–2 ― перекатывайте палочку ногой от носка к пятке;
3–4 ― обратно;
5–6 ― то же ― только носком;
7–8 ― то же ― только пяткой.
Повторить это упражнение 3–7 раз.

Упражнения для стоп с роликовым массажером .
Перекатывание стопами роликов массажера массирует мышцы стоп, способствует их расслаблению и стимуляции рефлекторных точек.

Цель: формирование правильной осанки и укрепление мышц, участвующих в формировании свода стопы.

Упражнения с гимнастической палкой.

1 И.п.-о.с., палка на полу, руки на поясе;

Встать боком ступнями на палку, продвигаться переставным шагом с края на край. Голову не опускать, дыхание произвольное. По 3 раза.

Катание палки то одной ногой, то другой, от пятки к носку и наоборот, с силой надавливая на пятку. По 3 раза.

3 И.п.-стоя, ноги слегка расставить, носки вместе, пятки врозь, палка в руках перед грудью, вдох;

1-2 поворот вправо,палку вперёд-вправо рывком, носок правой ноги развернуть в сторону за палкой, выдох;

5-6 то же в левую сторону, пятки от пола не отрывать. 6-8 раз.

4 И.п.-о.с., палка внизу;

1-4-поднимая руки вперёд, сесть на пол и выпрямить ноги, не касаясь палкой пола ;

5-8-вернуться без помощи рук в исходное положение, дыхание произвольное. 6-8 раз.

5- И.п.-сидя на полу, держать палку за концы;

1-2-переносить поочерёдно ноги через палку, а затем возвращаться в и.п.

6- И.п.-лёжа на спине, палка зажата внизу ступнями, руки на полу;

1-2-поднять палку, удержать;

3-4-И.п.-ступни расслабить, палку придержать рукой. 5-6 раз.

7- И.п.-лёжа на спине,ноги вместе, палка перед собой на вытянутых руках;

1-2-поднять ноги, согнутые в коленях, продеть через палку;

3-4-удержать ноги перед палкой, оттянув носки вверх;

8- И.п.-лёжа на животе, ноги вместе, палка в руках за спиной, голова на полу, мышцы расслаблены;

1-2-поднять туловище вверх, руки вытянуть назад, ноги согнуть,коснуться носками палки, удержаться, вдох-не дышать;

3-4-И.п.-выдох, расслабиться. 6-8 раз.

9- о.с.,палка на полу концом вперёд, руки на плечах, спина прямая;

Ходьба прямо по палке, пятки на палке, носки на полу врозь. По 4 раза.

10 -И.п.-о.с., прыжки боком через палку в чередовании с ходьбой. 10 раз.

Упражнения, рекомендуемые детям с плоскостопием.

1. Упражнение "каток" - ребенок катает вперед-назад мяч, скалку , или бутылку. Упражнение выполняется сначала одной, затем другой ногой.

2. Упражнение "разбойник" - ребенок сидит на полу с согнутыми ногами. Пятки плотно прижаты к полу и не отрываются от него в течение всего периода выполнения упражнения. Движениями пальцев ноги он старается подтащить под пятку разложенное на полу полотенце (или салфетку), на котором лежит какой-нибудь груз (например, камень). Упражнение выполняется сначала одной, затем другой ногой.

3. Упражнение "маляр" - ребенок, сидя на полу с вытянутыми ногами, колени выпрямлены, большим пальцем одной ноги проводит по подъему другой ноги по направлению от большого пальца к колену. "Поглаживание" повторяется 3-4 раза. Упражнение выполняется сначала одной, затем другой ногой.

4. Упражнение "сборщик" - ребенок, сидя на полу с согнутыми коленями, собирает пальцами одной ноги различные мелкие предметы, разложенные на полу (игрушки, прищепки для белья, ёлочные шишки и др.), и складывает в кучки. Другой ногой он повторяет то же самое. Затем без помощи рук перекладывает предметы из одной кучки в другую. Следует не допускать падение предметов при переносе.

5. Упражнение "художник" - ребенок карандашом, зажатым пальцами ноги, рисует на листе бумаги различные фигуры, придерживая лист другой ногой. Упражнение выполняется сначала одной, затем другой ногой.

6. Упражнение "гусеница" - ребенок сидит на полу с согнутыми коленями, пятки прижаты к полу. Сгибая пальцы ног он подтягивает пятку вперед к пальцам, затем пальцы снова распрямляются и движение повторяется (имметация движения гусеницы). Передвижение пятки вперед за счет сгибания и выпрямления пальцев ног продолжается до тех пор, пока пальцы могут касаться пола. Упражнение выполняется обоими ногами одновременно.

8. Упражнение "мельница" - ребенок, сидя на поду с выпрямленными ногами, описывает ступнями круги в двух направлениях.

9. Упражнение "серп" - ребенок, сидя на поду с согнутыми коленями, ставит подошвы ног на под (расстояние между ними 20 см). Согнутые пальцы ног сначала сближаются, а затем разводятся в разные стороны, при этом пятки остаются на одном месте. Упражнение повторяется несколько раз.

10. Упражнение "барабанщик" - ребенок, сидя на полу с согнутыми коленями, не касаясь пятками пола, двигает ступнями вверх и вниз, касается пола только пальцами ног. В процессе выполнения упражнения колени постепенно выпрямляются.

11. Упражнение "окно" - ребенок, стоя на полу, разводит и сводит выпрямленные ноги, не отрывая подошв от пола.

12. Упражнение "хождение на пятках" - ребенок ходит на пятках; не касаясь пола пальцами и подошвами. Продолжительность таких занятий 10 минут. Перед упражнениями следует походить на носках, затем попрыгать на носках через скалку - на одной и на двух ногах. #деткиуч #упражнения

Конспект НОД по физическому развитию

для детей старшей группы

Подготовила: воспитатель Юхимчук Ирина Витальевна

Актуальность:

Одним из приоритетных направлений нашего государства и современного образования является охрана жизни, укрепление и сохранение здоровья, а так же развитие физических способностей подрастающего поколения.

В настоящее время в дошкольных учреждениях используются различные здоровье сберегающие технологии, направленные на укрепление физического здоровья детей.

Одним из них является профилактика плоскостопия. Основное средство профилактики плоскостопия – гимнастика для стоп, направленная на укрепление, не только мышечно-связочного аппарата, но и всего организма. Такая гимнастика улучшает кровообращение, тонизирует мышцы стопы.

На ряду, с традиционными формами, в своей работе я использую и нетрадиционные. Целью которых, является обогащение двигательного опыта детей дошкольного возраста, через использование нетрадиционного оборудования.

Несколько таких комплексов мы сейчас вам покажем. Эти комплексы лучше всего проводить после сна, во время закаливающих процедур, реализовывая основные гигиенические принципы – постепенность, систематичность, комплексность и учет индивидуальных особенностей ребенка. Продолжительность таких занятий не велика (10 мин), а оздоровительный эффект очень большой.

Цель:
Обогащение двигательного опыта детей дошкольного возраста, через использование нетрадиционного оборудования.

1. Учить детей укреплению опорно-двигательного аппарата, используя, корректирующие физические упражнения и массаж для профилактики плоскостопия.

2. Развивать и совершенствовать двигательные умения и навыки.

3. Воспитывать желание заботиться о собственном здоровье, вести здоровый образ жизни.

Ход занятия.

(Дети заходят в группу).

- Наши дети любят играть, весело прыгать, быстро бежать.

И что бы все успевать ножки нужно развивать.

(Дети берут свои зубные щетки, садятся на стульчики, снимают обувь и носочки).

В руки щетку мы берем,

По подошве проведем (4 раза).

Проведем от пятки к пальцам,

А затем наоборот (4 раза).

Постучим по пальчикам.

От большого, до мизинца,

А затем наоборот.

Постучим по серединке

Пусть попляшут все щетинки.

(убирают щетки в свои кармашки)

А теперь возьмем платочки

Постираем их немножко.

Руками не помогаем –

Оборудование: платочки (лежат под стульчиками).

На полу перед детьми платочки. Пальцами ноги дети собирают платочек в гармошку и сминают пальцами ног (стирают).

Маме помогаем

Платочки постираем.

Вот так, вот так

Платочки постираем.

Затем берут платочек за край пальцами другой ноги, поднимают и опускают его (полощут), тоже другой ногой.

Еще нужно полоскать.

Вот так, вот так.

Очень любим полоскать.

Вот так, вот так.

Вешают платочек сушиться (вешают платок на другую ногу и качают стопой).

А теперь мы их посушим.

Вот так, вот так.

Очень весело посушим.

Вот так, вот так.

Высохли платочки (дети сворачивают и складывают в стопочку).

(Воспит. Рассыпает карандаши на ковре, дети берут по одному пальцами ног и приносят на маленький коврик под веселую музыку).

И нести нам палочки

Теперь пусть ножки отдохнут.

И по коврику пройдут.

(когда все палочки собраны, дети друг за другом проходят по ним).

- Ну, вот можно поиграть и машинку покатать. (дети делятся на две команды).

Эстафета с машиной.

Оборудование: машина с веревочкой.

Дети стоят в шеренге. Возле первого ребенка стоит машина с веревочкой. Он пальцами ноги берет веревочку и подтягивает машину до отметки, передает ее следующему под веселую музыку.

- Мы стирали, рисовали и с машинками играли.

А уборка ерунда –

Сделаем все быстро (Да!)

Оборудование: смятая цветная бумага трех цветов.

Дети пальцами ног, собирают бумагу в мусорные корзины по цветам.

Цели: привлечь внимание родителей к проблеме профилактики плоскостопия, познакомить с основами профилактики и специальными упражнениями, способствующими укреплению сводов стопы, вызвать у родителей осознанное отношение к проблеме, познакомить с путями ее решения. Логика образовательной деятельности. В зале находятся родители. Инстр. ФК. Уважаемые родители! Сегодня мы собрались с вами, для того чтобы поговорить о проблеме профилактики плоскостопия. Результаты анкетирования проводимого недавно в вашей группе показали, что основная масса родителей, ограничивается в решении данной проблемы подбором удобной обуви. Это конечно немало важно, но не достаточно. Успешная профилактика плоскостопия возможна на основе комплексного использования всех средств физического воспитания! - гигиенических, природно-оздоровительных факторов и физических упражнений. Среди гигиенических факторов важным условием предупреждения деформации стоп является гигиена обуви и правильный ее подбору форма и размеры обуви должны обеспечивать правильное положение стопы. Рекомендуется нерантовая обувь, с твердой подошвой, небольшим каблучком и шнуровкой. Для занятий физическими упражнениями следует использовать соответствующую обувь с эластичной подошвой, обеспечивающей амортизацию при беге, прыжках и других движениях. Регулярное применение природно-оздоровительных факторов, например, хождение босиком по естественному грунту (траве, песку, гальке, хвойным иголкам) также способствует профилактике и коррекции функциональной недостаточности стоп. Нормальное развитие стопы и ее сводов обеспечивается правильным физическим воспитанием, включением в содержание занятий по физической культуре специальных упражнений для формирования и укрепления свода стопы. Важно для профилактики плоскостопия стараться избегать чрезмерной нагрузки на стопы. В процессе физического воспитания детей дошкольного возраста пристальное внимание следует уделять формированию навыка ходьбы. Не допускать постановку ноги на всю стопу, шлепанье, шарканье. В целях профилактики плоскостопия рекомендуется шире применять различные виды ходьбы, включая ходьбу по наклонной доске (угол наклона доски 10° и более), а также ребристым доскам, рейкам или палочкам, положенным на пол так, чтобы на них приходилась середина стопы. В двигательной деятельности детей дошкольного, в разнообразных жизненных и игровых ситуациях, широкое применение находят прыжки. Для любого вида прыжка необходимо правильное приземление. Важно научить ребенка мягко приземляться, что предохраняетот развития плоскостопия и предупреждает появление травм при выполнении прыжков на жестком грунте, при спрыгивании с естественных препятствий. Начиная с шестого года жизни (старшая группа), дети приступают к систематическому разучиванию прыжков на скакалке. Во избежание чрезмерной нагрузки на стопу, упражнения в прыжках на скакалке следует чередовать с небольшими интервалами отдыха. Укреплению мышц стопы и голени и формированию сводов стопы способствуют упражнения в лазании по гимнастической стенке, веревочной лестнице, канату, в связи с чем следует чаще применять их как в процессе занятий по физической культуре, так и в самостоятельной двигательной деятельности детей. Хорошо если у вас дома есть спортивный уголок. Кроме того, профилактике и коррекции функциональной недостаточности стоп способствуют плавание и езда на велосипеде. При профилактике плоскостопия необходимо уделять внимание укреплению мышц стопы не только путем варьирования различных вышеперечисленных упражнений, но и путем использования специально подобранных упражнений, часть которых должна выполняться из исходных положений сидя и лежа, при разгрузке стоп. Учитывая возрастные психологические особенности детей дошкольного возраста, желательно применять упражнения с образными названиями и упражнения с предметами, что способствует повышению интереса и активности занимающихся. Кроме того, следует отметить, что положительное влияние на формирование сводов стопы и укрепление мышц стопы и голени оказывают различные танцевальные шаги и элементы. Сегодня на нашем занятии я хочу познакомить вас с примерными упражнениями для укрепления мышц стопы, а совместное выполнение этих упражнений с детьми поможет вам лучше их запомнить, почувствовать влияние этих упражнений на стопу, поучить следить за четким выполнением упражнений детьми. Думаю, что прежде чем требовать от ребенка выполнения упражнений, следует сначала сделать их самим, чем мы с вами сейчас и займемся. В зал приглашаются дети. Взр. Ребята, у нас с вами сегодня не обычное занятие. Сегодня мы будем заниматься вместе с родителями. Появляется Старик Хотабыч босиком. С.Х.: О бедный я несчастный старик (замечает детей). Здравствуйте, о алмазы моего сердца! Я так спешил к вам в детский сад, прослышал я, что у вашего детского сада день рождения, я хотел вас поздравить, но когда пролетал на ковре самолете над страной Игрушек, поднялся сильный ветер и сдул с ковра мои волшебные башмаки, хотя основная волшебная сила находится у меня в бороде, но без туфлей меня не слушается ковер самолет. Поэтому, как только я потерял мои чудесные башмаки, ковер сбросил меня в сугроб, от чего промокла моя борода, и я не могу теперь колдовать. А без башмаков я не смогу укротить непослушный ковер и вернуться домой. О, я несчастный старик, что же мне делать? Взр. Не отчаивайся, С.Х. может, мы сможем помочь тебе помочь. Как вы думаете ребята, сможем? Ответы детей. С.Х. О высокочтимые дети и взрослые, о, изумруды моего сердца, я так благодарен вам за готовность мне помочь, но знаете ли вы, что путь в страну Игрушек не близок, и коли нет ковра - самолета придется идти туда пешком. Не легко придется нашим ножкам. Давайте их подготовим к долгому путешествию. Выполняют самомассаж стоп. С.Х. Чтобы далеко шагали, В путь дороге не устали. Сядем все мы, отдохнем И массаж подошв начнем. На каждую ножку масла понемножку. Хоть они и не машина, Смазать их необходимо! Проведем по ножке нежно, Будет ноженька прилежной. Ласка всем, друзья нужна. Это помни ты всегда! Разминка тоже обязательна Выполняй ее старательно. Растирай старайся и не отвлекайся. По подошве, как граблями, Проведем сейчас руками. И полезно и приятно - Это всем давно понятно. Рук своих ты не жалей И по ножкам бей сильней Будут быстрыми они потом попробуй догони! Гибкость тоже нам нужна, Без нее мы никуда Раз - сгибай, два - выпрямляй Ну активнее давай Каждый пальчик мы найдем, Хорошенько разомнем. Надо с ними нам дружить, Чтобы всем здоровым быть. Скажем все: "Спасибо!" Ноженькам своим. Будем их беречь мы И всегда любить. С.Х. ну вот наши ножки и готовы к путешествию. Становитесь друг за другом Отправляемся в дорогу. Под музыку "Дорогою добра" дети идут по дорожке здоровья. (Дорожка со следами, кочки, наклонная доска, лестница, поролоновая дорожка, канат, дорожка с пробками) С.Х. Вот она страна Игрушек, только куда же теперь идти, ведь я не видел даже, в какую сторону унесло мои башмаки. О, старая моя голова. Смотрите вон уточка, может ей что-то известно. О, любезная Уточка, не слышали ли вы что-нибудь о башмаках, которые я потерял в вашей стране. Уточка. Слышала, как не слышать, мне про них Королева Мячей рассказывала. С.Х. А не подскажите ли вы нам дорогу к высокочтимой Королеве Мячей. Уточка. Некогда мне дороги указывать мне ноги тренировать надо, у нас скоро чемпионат по заплыву среди уток. С.Х. Разлюбезная уточка, а если ребята покажут тебе чудесную гимнастику для ног, ты поможешь нам. (детям) Ребята, выручайте! Гимнастика для ног под музыку "Танец утят" 1. "Утята шагают к реке" И.п. - сидя, согнув ноги, руки в упоре сзади. Ходьба на месте, не отрывая носки от пола. 2. "Утка ходит вразвалочку-спотыкалочку" И.п. - то же. 1-2 - поднимая внутренние своды опереться на наружные края стоп. 3-4 - и.п. 3. "Утята встретили на тропинке гусеницу" И.п. - то же. Ползающие движения стоп вперед и назад с помощью пальцев. 4. "Утка крякает" И.п. - то же. 1-2 - отрывая пятки от пола, развести их в стороны. ("клюв открылся"), произнести "кря-кря" 3-4 - и.п. 5. "Утята учатся плавать" И.п. - сидя, руки в упоре сзади, носки натянуть. 1 - согнуть правую стопу вперед. 2 - разгибая правую стопу, согнуть вперед левую стопу Уточка. (радостно) Вот спасибо с такой гимнастикой я так натренируюсь: а к Королеве Мячей это вам вот этой дорожкой идти надо (показывает дорогу). Дети идут указанной дорогой. Видят Королеву Мячей. С.Х. О, высокочтимая Королева Мячей, слышали мы, что известно тебе о чудесных башмаках, которые я потерял, пролетая над вашей страной. К.М. (печально) Ох, башмаки, причем тут башмаки, когда мои младшие братья мячи печальные в корзине скучают. Они так мечтают вырасти большими и стать настоящими футбольными мячами. А провести с ними тренировку некому. Не до башмаков мне. С.Х. Ребята, может, мы поиграем с мячиками-малышами, а раз они мечтают о футбольной карьере, давайте тогда поиграем с ними ногами. Упражнения с массажными (колючими) мячами под музыку. 1. И.п. - сидя, согнув ноги, руки в упоре сзади, мяч под стопами Катать мяч вперед-назад двумя стопами вместе и поочередно. 2. И.п. - то же Катать мяч вправо-влево двумя стопами вместе и поочередно. 3. И.п. -то же Круговые движения двумя стопами вместе и поочередно, вращая мяч вправо и влево. 4. И.п. - лежа на спине, руки внизу, мяч между лодыжками 1-2 - ноги вперед, поднимая мяч и удерживая его стопами 3-4 - и.п. 5. И.п. - сидя ноги врозь, мяч внутри на полу у носка правой. Движением носка внутрь одной стопы перекатить мяч к другой стопе и наоборот. К.М. Вот спасибо! Посмотрите, как они повеселели, да как разрумянились. А про башмаки чудесные, я от Матрешки слышала, она их у кого-то видела. Вам к ней надо. Дети уходят и встречают Матрешку. С.Х. О, почтеннейшая их почтенных, о красивейшая из красивейших. Знаем мы, что известно тебе у кого находятся мои чудесные башмаки. Не укажешь ли ты нам дорогу как туда добраться. Матрешка. Отчего же не помочь, Укажу я вам дорожку Коль попляшут ваши ножки. Танец ножек "Матрешки". "МАТРЕШКИ" 1. "Мы - веселые матрешки, на ногах у нас сапожки" И.п. - стоя ноги вместе, руки на пояс. 1 - правую вперед на пятку. 2-3 - покачать носком вправо-влево. 4 - приставляя правую, и.п. 5-8 - то же с левой. 2. "Красные сапожки, резвые ножки" И.п. - то же. 1 - правую вперед-в сторону на пятку. 2 - правую на носок, 3 - правую на пятку. 4 - с притопом приставляя правую, и.п. 5-8 - то же с левой. 3. "Танец каблучков" И.п. - то же. 1-2 - поочередно шаг правой, затем левой вперед на пятку, руки в стороны ладонями вверх 3-4 - поочередно шаг правой, затем левой назад на носок, полуприсед, руки на пояс. 4. "Гармошка" И.п. - стоя пятки вместе, носки врозь, руки на пояс. 1- слегка приподнять пятку правой и носок левой и скользящим движением перевести вправо. 2- опуская пятку правой и носок левой на пол, стойка носки вместе, пятки врозь. 3- слегка приподнять носок правой и пятку левой и скользящим движением перевести вправо. 4- опуская носок правой и пятку левой на пол, и.и. 5-8 - то же, что 1-4, 1 -8 - то же, передвигаясь влево 5. "Елочка" И.п. - то же. 1- слепка приподняв носки, скользящим движением перевести их вправо и опустить на пол. 2- слегка приподняв пятки, скользящим движением перевести их вправо и опустить на пол, 3-8 - продолжать передвигаться таким образом вправо, 1-8-то же влево. 6. "Присядка" И.п. - то же 1- присед на носках, колени в стороны, руки вперед-в стороны ладонями вверх. 2-и.п. 3- правую в сторону на пятку. 4-приставляя правую, и.п. 5-8 - то же с другой ноги. Матрешка. Вот спасибо, потешили, а башмаки ваши я у Обезьян Обезьяныча видела, он их недавно где-то нашел, так теперь не расстается с ними. Вам к нему надо. С.Х. Спасибо тебе, Матрешечка. Дети идут к Обезьяне, рядом с ней стоят башмаки. С.Х. О, высокочтимый Обезьян Обезьяныч, не соблаговолишь ли ты вернуть мне мои чудесные башмаки. Они мне очень нужны. О.О. Вот еще они мне самому нравятся. Вон какие красивые да блестящие, а какой я в них красивый. С.Х. Но многоуважаемый О.О. ведь в них вы не сможете играть в самую обезьянью игру. О.О. Это какую еще игру? С.Х. (детям)Р ребята, давайте научим О.О. обезьяньей игре. Эстафета "Обезьянья эстафета" Дети делятся на две команды и садятся на две скамейки. Возле каждой скамейки лежат кольца на одно больше игроков в команде. В первых кольцах лежит равное количество бусин, которые дети должны ногами перекладывать из одного кольца в другое. Чья команда быстрее закончит передачу, та и выиграла. Игру повторить в обратном направлении другой ногой. О.О. Замечательная игра, но башмаки все равно не отдам, я их перед игрой снимать буду. С.Х. Ну, умнейший из умнейших, посмотри ведь они тебе маленькие. Ты все равно не сможешь в них ходить. О.О. Ходить не смогу так на стенку повешу вон они какие красивые. С.Х. так ведь на стенку не башмаки вешают, картины. Хочешь, мы тебе нарисуем? О.О. Хочу, только раз менять такие необычные башмаки, то менять и на необычную картину. Хочу, чтобы нарисовали ее ногами, много много цветов. Дети рисуют ногами цветы. О.О. отдает башмаки. С.Х. О, изумруды моего сердца, о, алмазы моей души хочу поблагодарить вас за то, что Помогли мне найти мои туфли. Они ведь у меня не простые, а волшебные стоит их только надеть, сделать несколько движений ногами, загадать желание и оно непременносбудется. Хотите попробовать? Дети загадывают желания С.Х. Все ваши желания непременно сбудутся, а мое уже сбылось. Я загадывал, чтобы мы очутились опять в вашем чудесном детском саду. Я не забыл, что прилетел к вам на день рождения детского сада, и над страной игрушек я пролетал не зря, я приготовил для вас подарок. Я хочу чтобы эта игрушка жила в вашей группе, вы с ней почаще играли и вспоминали наше путешествие. Дарит игрушку и прощается с детьми. Инстр.Ф.К. Мы продемонстрировали вам несколько видов упражнений для ног с детьми. Спасибо за внимание и участие в нашем мероприятии.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.