Массаж для нижней челюсти ребенку

Произносить разборчивую речь ребенок начинает к трем годам. Если логопед или дефектолог на плановом осмотре выявляет расстройства, дефекты или задержку речи, вызванные нарушениями функций артикуляционных мышц, то в помощь логопедический домашний массаж для развития речи, улучшения артикуляции.

  1. Для чего логопедами назначается массаж
  2. О показаниях и противопоказаниях к массажу
  3. Разновидности массажа
  4. Приемы пассивного массажа
  5. Приемы активного массажа
  6. Массаж лица для развития речи
  7. Массаж воротниковой зоны при задержке речевого развития
  8. Массаж языка зубной щеткой
  9. Массаж ложками
  10. Результаты домашнего массажа

Для чего логопедами назначается массаж

Логопедический массаж — специальный метод коррекции артикуляции с воздействием на определенные участки тела (лицо, лоб, щеки, нос, рот, подбородок, воротниковая зона, область шейных позвонков, надключичные ямки, верхние мышцы плечевого пояса).

Педагоги, логопеды и дефектологи уверяют, что упражнения при грамотном воздействии:

  • нормализуют работу малоподвижных мышц;
  • повышают амплитуду артикуляционных движений, делая их произвольным;
  • корректируют состояние при параличах мышц, порезах, судорогах, гиперкинезах;
  • улучшают функции сосудов, эластичность мышечных волокон;
  • благотворно воздействуют на нервную, мышечную систему;
  • устраняют отклонения в образовании звуков;
  • стимулируют кинетические движения;
  • увеличивают силу и длительность выдоха;
  • нормализуют мелкую моторику, артикуляционный аппарат;
  • снижают проявления дизартрии, заикания.

Дефекты речи у ребенка важно корректировать своевременно, иначе в будущем они станут препятствием на пути к развитию, взрослению. Массаж должен проводить обученным специалистом, особенно малышам до 1 года. Хотя некоторые приемы можно освоить родителям самостоятельно, чтобы проводить дома в комфортных условиях.

О показаниях и противопоказаниях к массажу

Массаж показан малышам до года при имеющихся врожденных, приобретенных патологиях:

  • задержка речевого развития;
  • дефекты голоса, речи;
  • афазия;
  • алалия;
  • дислалия;
  • гипертонус, перенапряжение лицевых мышц, искажающих произношение;
  • частичная афония;
  • ограничение подвижности языка, неба, губ;
  • ДЦП;
  • неконтролируемое слюноотделение;
  • аномалия развития артикуляционных мышц;
  • разные виды заикания.

Логомассаж не проводится при:

  • болезнях кожи;
  • инфекциях полости рта, слизистой оболочки глаз;
  • увеличении лимфоузлов;
  • герпетической инфекции;
  • обострении соматических заболеваний;
  • ссадинах, порезах, синяках на лице;
  • тромбозах;
  • онкологии;
  • грибковых поражениях кожи.


Логомассаж незаменим детям с недоразвитой речью и страдающим ДЦП. Ведь видоизменяет состояние участков тела, на которые подается механическое воздействие и устраняет разные нарушения артикуляции. Однако, самостоятельное проведение недопустимо. Только специалист после полноценного обследования оценивает работу мышц речевого аппарата, устанавливает степень правильности функций артикуляции, выдает заключение и назначает массаж при целесообразности.

Родителям для проведения в домашних условиях важно уточнять у участкового невропатолога: имеются ли противопоказания.

Разновидности массажа


Виды процедур для улучшения тонуса мышц аппарата речи и коррекции произношения:

  1. Традиционный с растиранием, поглаживанием мышц-участников артикуляции, проведением энергичных движений с целью укрепления, активизации мышечного тонуса.
  2. Аппаратный с использованием приборов (вакуумные, вибрационные).
  3. Точечный путем воздействия на биоактивные точки тела по прохождению нервных сосудов и окончаний для расслабления, стимуляции.
  4. Зондовый, при котором массирование мягкого неба, языка, губ производится зондом. Это уникальная разработка для устранения нарушений речевой моторики.
  5. Воротниковой зоны для насыщения кислородом, усиления кровообращения области коры головного мозга, отвечающей за речь.
  6. Метод Дьяковой, исправляющий нарушения речи.
  7. Самомассаж, который может проводить ребенок сам, массируя мускулатуру лица.

Все варианты логопедического массажа проводятся при ЗПП для повышения тонуса и улучшения функций мышц артикуляционного аппарата.

Пассивный — успокаивающий вид с силой и длительностью воздействия, предопределяемый специалистом. Назначается при порезах, гипертонусе лицевых мышц.

Нажатия на участки тела – легкие, скользящие для снятия возбудимости.


  1. Пила. Логопед будто пилит ладошку ребенка вдоль, поперек, ребром своей ладони,.
  2. Метель путем поглаживания кистей рук малыша зигзагами с обеих сторон, проговаривая скороговорку..
  3. Солнышко, нежно проводя подушечками пальцев по кистям рук ребенка с обеих сторон, будто лучами солнца, поглаживая кисти рук ребенка.
  4. Сорока – белобока. Проглаживаются кисти рук с обеих сторон спиралевидными движениями.

Активизирующий массаж с энергичными, глубокими прикосновениями для тонизирующего эффекта чаще назначается при ДЦП.


  1. Зверята путем проведения по подушечкам каждого пальца на одной руке, затем — на другой. Приговаривая: дети любят всех зверей птиц и ящериц и змей. Пеликанов, журавлей, бегемотов, соболей, голубей, глухарей, снегирей. Любят горного козла, обезьянку и осла, дикобраза и ежа, черепаху и ужа.
  2. Щелчки. Пальцы одной руки ребенка слегка прижать к столу, пальцы другой руки поднимать по одному вверх. Опускать, чтобы палец со стуком падал на стол.
  3. Мячик. Прокатывается мячик с шипами между ладонями ребенка с присказкой: Покатаю я в руках мячик мой хороший. Чтоб всегда здоровым быть, ловким и веселым.
  4. Огород. Массируются фаланги пальцев на каждой ударный слог стишка: Вырос у нас чесночок. Перец, томат, кабачок. Тыква, капуста, картошка. Лук и немножко горошка. Овощи мы собирали. Ими друзей угощали. Квасили, ели, солили. С дачи домой увозили. Прощай же на год, Наш друг-огород.

Процедура включает 4 этапа: вибрацию, разминание, растирание, поглаживание. Назначается детям при задержке речи. Прорабатываются участки лица: щеки, нос, рот, подбородок, лоб.


Так повторяются каждый из 4-ех приемов по 8-10 раз массажными движениями с воздействием на специальные точки сверху вниз:

  1. Лоб. Проглаживается и разминается, начиная от середины, затем к поискам, от бровей к волосам.
  2. Щеки. Разминание и растягивание от уголков глаз к вискам, по щекам, от скул к нижней челюсти.
  3. Нос. Проглаживание крыльев аккуратными растяжениями, от области носа к уголкам рта.
  4. Рот. Прорабатывается поочередно: нижняя и верхняя губа, в стороны уголков рта растягивающими движениями.
  5. Подбородок. Разминание и поглаживание, начиная от середины к уголкам.
  6. Шея. Проработка поддерживающими движениями.

Шейно воротниковый отдел включает в себя: шею, позвонки, заднюю часть, верхние мышцы плечевого пояса, надключичные ямки.

Ученые доказали, что между речевой функцией и воротниковым отделом существует неразрывная связь. Процедура назначается детям при ЗППП для стимуляции речевых зон мозга. Главное, чтобы на процедуре ребенок полностью расслабился, пребывал в хорошем самочувствии.


  • лечь на кушетку спиной вверх;
  • вытянуть руки вдоль туловища;
  • при сколиозе специалист отворачивает аккуратно голову в противоположную сторону с учетом искривления, проводит легкие поглаживания сверху вниз ладонями с постепенным усилением давления;
  • далее – растирания, выжимания фалангов пальцев, массируя трапециевидную мышцу;
  • разминание верхней части спины, плечевых суставов.

Длительность первого сеанса — 15 минут, доводя постепенно до 25-30 минут. Главное, чтобы ребенок не ощущал боли в шейном сегменте. Проведение сильных растираний и разминаний тела при зппп неуместно.

Желательно разговаривать в малышом при проведении сеанса, побуждая к развитию навыков коммуникации.

Зубная щетка применяется для манипуляций с подкладываем под язык стерильной сухой салфетки для впитывания лишней слюны. Чередуются точечные и круговые движения с повтором каждого приема 3-10 раз.

  1. Зубная щетка вводится в основание кончика языка по левому краю, затем — по правому, будто пишется английская буква U.
  2. Проводятся манипуляции зигзагом от основания к кончику с чередованием кругов и точек на языке.
  3. Массируется левый край языка точечно, затем вкруговую с переходом на правой участок. Далее — птичкой V, начиная от уздечки и до кончика. Рисуется хвостик у птички по левой стороне языка, затем по правой. Далее – 2 параллельные линии с чередованием движений по правой и левой стороне.

Каждый родитель может освоить технику массажа у логопеда, чтобы проводить сеансы дома. Главное, не нанести вред нежному артикуляционному аппарату малыша.

Воздействие на речевые зоны чистыми ложками (несколько штук) с гладкой поверхностью, чтобы не травмировать нежную кожу. Массажист проводит манипуляции в чистых медицинских перчатках.

Для прорабатывания шеи ребенок садится на стул, под голову подкладывается валик под шею. Проводится легкая вибрация, поглаживание, растирание.


Массаж ложками – простой, безопасный метод с оказанием расслабляющего либо стимулирующего эффекта для развития мелкой моторики у детей. Причем малыши постарше могут выполнять движения самостоятельно, делая приятные для себя усилия.

  • улучшает качество артикуляционных движений;
  • способствует формированию нужного уклада артикуляционных органов;
  • тонизирует мышцы мимической мускулатуры;
  • позволяет запоминать части ложек, развивать мелкую моторику, ориентироваться в пространстве, корректировать нарушение слоговой структуры.

Массаж хорошо проводить в игровой форме. Так дети учатся говорить и разучивать стихотворения, разные движения. Можно погладить лицо ложкой, покатать по бровям, серединке губ. Теплые предметы используются для получения расслабляющего массажа, холодные — для оказания стимулирующего воздействия.

Результаты домашнего массажа

При правильном подходе к проведению в домашних условиях процедуры уже через несколько сеансов:

  • нормализуют мышечный тонус мускулов, задействованных в речи;
  • увеличивают амплитуду артикуляционных движений;
  • улучшают работа мышц речевого аппарата, если до этого мышцы недостаточно активно сокращались.

Логопедический массаж — высоко результативный, ведь избавляет от разных нарушений, связанных с речевым аппаратом. Главное при проведении дома — учитывать рекомендации массажиста, имеющиеся противопоказания у ребенка. Положительная динамика будет наблюдаться уже спустя несколько проведенных процедур и даже у детей с ЗПР при гиперактивности. Такой массаж успокаивает. Малыши получают удовольствие и физическое развитие. Постепенно устраняются нарушения речи. Хотя, например, массаж воротниковой при ЗППП стоит провести минимум 20 сеансов, повторив курс спустя 1,5-2 месяца для достижения результативности.

При адекватном подходе первых успехов можно достичь через 4-5 занятий даже при тяжелых нарушениях речи. Главное, проводить сеансы дома непрерывно, верить в успех. Ребенок же должен пребывать в хорошем настроении. Любящий взгляд, доброжелательная улыбка и тепло рук родителей обязательно помогут преодолеть недуг.

Все родители без исключения с нетерпением ждут, когда же их любимое чадо заговорит. Помочь крохе начать говорить можно с помощью массажа лицевой мускулатуры. Такой массаж выборочно можно начинать делать с 2-3 месяцев, а плохо говорящим малышам старше 2-х лет он просто необходим. Массаж может делать сама мама.

Логопедический массаж начинается с общего массажа лица, далее переходят к массажу губ и затем уже проводят манипуляции в полости рта ребенка. При этом надо иметь в виду, что далеко не все дети положительно реагируют на манипуляции во рту, так как зона рта очень чувствительна. Ребенок должен получать в процессе логопедического массажа только приятные ощущения. В противном случае нарастает тонус и гиперсензитивность оральной области. Неумелые активные действия могут привести к оживлению рефлекторной сферы, в частности, кусательного или рвотного рефлексов.

Проведение лицевого массажа способствует не только формированию мимических средств общения, но и развитию оральной сферы, что необходимо для нормального питания ребенка и последующего развития речи.

Массаж лица рекомендуется проводить ежедневно в течение трех минут. При этом учитываются общие требования к проведению массажа: обстановка должна быть комфортной и гигиеничной. Противопоказано проведение массажа при наличии кожных или соматических заболеваний.

В процессе проведения массажа необходимо активно общаться с ребенком, играть с ним, петь ему песенки, рассказывать сказки и стихи, можно сопровождать массаж спокойной музыкой.

Среди массажных приемов наиболее приемлемы поглаживание и легкая вибрация, способствующие расслаблению мышц. При поглаживании массирующая рука скользит по коже, не сдвигая ее в складки. Вначале используется поверхностное поглаживание, затем более глубокое. Его можно производить ладонями, щипцеобразно сложенными пальцами или тыльной поверхностью согнутых под прямым углом в пястно-фаланговых суставах пальцев кистей.

Непрерывная вибрация выполняется концевыми фалангами пальцев, которые кладут на кожу ипроизводят ими сотрясение – движение, напоминающее просеивание муки через сито.

Массаж следует проводить при комнатной температуре чистыми теплыми руками, выполняя сначала поглаживание – по четыре движения в каждом направлении, далее – аналогично – непрерывную вибрацию и затем – снова поглаживание.

При проведении массажа в оральной области можно воспользоваться рекомендациями М. Борковской, Г.Я. Левиной, Е.Ф. Архиповой. Так, для уменьшения гиперчувствительности перед едой нужно проводить нежные прикосновения к плечам, шее, лбу, щекам ребенка, постепенно приближаясь к ротовой полости.

Массаж лица осуществляется в следующих направлениях:

· от середины лба к вискам;

· от бровей к волосистой части головы;

· от внутреннего угла глаза к наружному по верхнему веку и в обратном направлении по нижнему;

· от корня носа к височной области;

· от угла рта к козелку ушной раковины;

· от середины подбородка к мочке уха;

· по передней поверхности шеи – снизу вверх, по боковым – сверху вниз.

Г.Я. Левина предлагает проводить специальный массаж нижней части лица в следующей последовательности:

· одновременный поглаживающий массаж обеих щек от носа к ушам слегка расставленными 2,3,4,5 пальцами;

· легкое растирание носогубных складок от крыльев носа к углам рта вторыми пальцами обеих рук;

· поглаживание подбородка от середины к мочкам ушей вторыми и третьими пальцами обеих рук;

· массаж круговой мышцы рта: от середины верхней губы к углам и дальше к середине нижней губы;

· раздельное поглаживание верхней губы от средней линии к углам рта, от носа к краю нижней губы, от средней линии к углам рта, от подбородка к краю;

· поглаживание шеи от середины к мочкам ушей.

В той же последовательности применяют прием растирания. С едва заметными усилиями мелкими круговыми движениями пальцы продвигаются по тем же направлениям, затем легкое поколачивание подушечками 1,2,3,4 пальцев всей нижней части лица и шеи от средней линии к ушам. В заключение проводят прием поглаживания. Общее время массажа – 5 минут.

Для расслабления мышц шеи проводятся покачивания головы ребенка. Правая рука логопедапомещается под голову ребенка и медленными, плавными движениями поворачивает его голову в одну и в другую сторону, покачивая вперед. Расслабление шейной мускулатуры вызывает некоторое расслабление корня языка.

После этого можно переходить к массажу области вокруг губ, удерживая рот закрытым:

· массаж для расслабления мускулатуры губ;


· поглаживание носогубных складок от крыльев носа к углам губ;

· поглаживание по верхней губе от углов рта к середине;

· поглаживание по нижней губе от углов рта к середине;

Массаж десен начинается с движений в горизонтальном направлении на одной стороне тела. Этоусиливает слюнотечение, поэтому после 2-4 ослабляющихся движений ребенку надо дать возможность проглотить слюну. Затем аналогично проводится массаж с другой стороны десны. Далее десны массируются вертикальными движениями.

Небо массируется пальцем или вибрационным аппаратом по средней линии, начиная спереди с легкого приподнимания мягкого неба. Это движение повторяется 10-15 раз. Во время массажа ребенок может произносить гласные А и Э.

Язык массируется в направлении спереди назад до зоны проявления рвотного рефлекса. При этом проводится поглаживание, легкое похлопывание, вибрация в течение 15 секунд.

Может быть использован точечный вибрационный массаж. Сначала массируются точки для улучшения жевания (1,2), затем – глотания (3,4)

Далее массируется круговая мышца рта.

М. Борковская пишет, что на указанные точки можно воздействовать и термически – теплом или холодом.

Массаж для расслабления мышц языка:

· точечный массаж в области подчелюстной ямки, который проводят в течение 15 секунд, вибрирующие движения указательным пальцем под нижней челюстью;

· вибрация двумя указательными пальцами обеих рук под углами челюсти (15 секунд).

Упражнение № 1. Активизация мышц лица. Протрите каждую щеку по кругу по кругу варежкой из махровой ткани. Движения должны быть равномерными и энергичными, начинайте от крыльев носа, двигаясь кверху по направлению к вискам, а от висков — вниз.

Упражнение № 3. Похлопывание ладонями по щекам ребенка. Основания кистей взрослого соединены под подбородком малыша, а его щеки охвачены ладонями. Хлопайте энергично, но не очень сильно.

Упражнение № 6. Скользящие (бреющие) движения боковой стороной указательного пальца от висков ко рту малыша.

Упражнение № 7. Рубящие движения ребром указательного пальца в направлении от висков ко рту.
Упражнение № 8. Закрыть рот малыша и придержать нижнюю челюсть. Второй рукой провести от подбородка вниз по шее. Это учит сглатывать слюну.

Массаж языка можно делать специальной массажной или зубной щеткой, хлопая и поглаживая по центру языка от кончика к корню и обратно.
Окончание массажа. Закрыть малышу рот и указательным пальцем помочь удержать рот закрытым, помочь сглотнуть. Упражнения наращивайте постепенно. Удачи. Пишите, как получается.

Логопедический массаж при ДЦП

Детский церебральный паралич (ДЦП) — травматическое заболевание ДНС в результате родовой травмы или перенесенного инфекционного заболевания беременной, при котором страдают функции движения (патологические тонические рефлексы) и речь ребенка. Для восстановления нарушенных функций у детей, страдающих ДЦП, используют логопедический массаж, лечебную гимнастику и другие средства.

При проведении массажа ДЦП и гимнастки большое значение имеет выбор позы.

Позы логопедического массажа:
поза эмбриона;
лежа на спине, под шею ребенка подкладывают валик, ноги при этом согнуты в коленных суставах;
лежа на спине, голова фиксируется валиками;
на боку в позе эмбриона;
в положении на животе, под грудь ребенка подкладывается валик.

При подборе позы, проводят логопедический массаж (массаж мимической и жевательной мускулатуры, массаж при ДЦП).

Техника логопедического массажа при массаже лица и шеи
поглаживание (глажение) подушечками двух-трех пальцев от середины лба к вискам;
поглаживание от бровей к началу волосистой части головы;
поглаживание по обеим сторонам носа (сверху вниз);
поглаживание от середины подбородка к мочкам уха;
поглаживание от середины верхней губы до мочек уха.

Каждое движение необходимо повторить 3—5 раз. Выполнять в течение дня 3—5 раз.

Техника массажа при ДЦП — релаксация мышц языка
воздействие на точку, расположенную в подчелюстной ямке;
воздействие на симметричные точки носогубной складки;
воздействие на симметричные точки скуловых мышц;
воздействие на симметричные точки подчелюстных мышц.

В комплексе с логопедическим массажем проводят гимнастику. Она направлена на увеличение объема и силы дыхательной мускулатуры, глубины, ритмичности дыхания. Ребенку старше пяти месяцев можно проводить следующие гимнастические упражнения:

развести руки в стороны, а при возвращении — прижать их к груди;
поднять руки вверх, а при опускании — прижать их к груди;
отвести правую руку в сторону и одновременно повернуть голову, затем
возвращение исходное положение;
вытянуть ногу (ноги), затем сгибать их в коленных и тазобедренных суставах и привести к животу;
исходное положение — лежа на животе приподнять за отведенные руки голову и плечи, а затем опустить голову и плечи.

Все упражнения повторять по 3—5 раз. Впоследствии комплекс гимнастических упражнений при ДЦП усложняют и дополняют радом упражнений.
Цели и задачи логопедического массажа и лечебной гимнастики:

нормализация тонуса и моторики артикуляционного аппарата;
увеличение силы и длительности выдоха;
развитие манипуляций руками;
выработка ритмичности дыхания и движений конечностями;
выработка зрительных дифференцированных движений;
стимуляция кинестетических движений (ощущений) и развитие пальцевого осязания;
развитие эмоциональных реакций;
развитие движений руками с предметами (игрушками).

Дорогие родители! Хочу предложить для ваших деток логопедический массаж.
Его можно выполнять перед логопедическими занятиями или утром, когда ребёнок проснулся.
Для его выполнения подгадайте время, когда у ребёнка хорошее настроение, чтобы малыш был расслаблен и не испытывал отрицательных эмоций к новому виду упражнений.
Массаж будет положительно влиять на развитие чувствительности у ваших деток, поможет укрепить мышцы губ и языка.

ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ МАССАЖ
МАССАЖ ГУБ
1. Поставить указательные пальцы у крыльев носа и проводить поглаживающие движения с нажатием к уголкам рта, по носогубным складкам. 8-10 раз.
2. Поставить указательные пальцы на середине верхней губы и растирать её к уголкам рта. 8-10 раз.
3. Поставить указательные пальцы на середине нижней губы и растирать её с нажимом к уголкам рта. 8-10 раз.
4. Большим и указательным пальцами правой руки пощипываем сначала верхнюю губу от одного уголка рта к другому, затем нижнюю. По 8-10 раз каждую губу.
5. Указательным пальцем правой руки делаем постукивания над верхней губой и под нижней губой по часовой стрелке. Постукивания должны быть активными, сила движений постепенно нарастает.
6. Указательные пальцы поместить в углы губ и собирать верхнюю губу к середине, потом снова растягивать губы, а потом тем же приёмом собирают нижнюю губу. 8-10 раз.

МАССАЖ ЯЗЫКА
При выполнении активизирующего (укрепляющего) массажа следует обратить внимание на следующие моменты:
1. Движения при укрепляющем массаже активные, интенсивные и направлены в основном от корня языка к кончику;
2. В основном используются приемы разминания и перетирания;
3. Как правило, при сниженном тонусе мышц языка снижен также и рвотный рефлекс, поэтому массажные движения в этом случае могут быть достаточно активными даже в области корня языка;
4. При сниженном тонусе мышц, как правило, наблюдается гиперсаливация (повышенное слюноотделение), поэтому перед выполнением массажа и в его процессе взрослый предлагает ребенку проглотить слюну.

Активизирующий массаж может включать в себя следующие движения.
1. Перетирание в горизонтальном направлении. Большой палец сверху, средний и указательный снизу. Перетирание мышц языка от корня к кончику с одной стороны языка, затем с другой.
2. Положение пальцев то же. Перетирание мышц языка спиралевидны
ми движениями, сила давления постепенно увеличивается. Движение направлено от корня к кончику языка с одной его стороны, затем с другой.
3. Положение пальцев то же. Перетирание мышц языка в поперечном
направлении с одной стороны языка, затем с другой.
4. Большой и указательный пальцы находятся на боковых поверхностях
языка. Сжать язык с боковых поверхностей. Удерживать язык в сжатом
положении 1 — 2 с, несколько переместить пальцы и повторить движение.
5. Положение пальцев то же. Правой рукой сжать язык с боковых поверхностей, и большим и указательным пальцами осуществлять перетирающие движения, постепенно передвигаясь от корня к кончику языка.
6. Большим и указательным пальцами осуществлять пощипывающие движения по краю языка.
7. Похлопывание мышц языка шпателем (или рифленой поверхностью
ручки, зубной щетки).
8. Производить вибрацию языка с помощью деревянного шпателя, который накладывается на кончик языка в течение 10—15 с. На нижние зубы ребенка, чтобы не поранить ими слизистую нижней поверхности языка, можно положить марлевый валик.

логопедический массаж для укрепления лицевой мускулатуры.

Характер массажных движений должен носить выраженный тонизирующий характер, кожа малыша может немного покраснеть, но не переусердствуйте smile
Если кожа ребенка очень сухая, можно использовать небольшое количество детского крема.

При массаже следует соблюдать некоторые правила:
1.Массажные движения проводятся от центра к переферии.
2.Укрепление лицевой мускулатуры осуществляется путем поглаживания, разминания, растирания, вибрации.
3. После 4-5 легких движений сила нарастает, они становятся надавливающими, но не болезненными.
4. Движения повторяются 8-10 раз.


Массаж лицевой мускулатуры для развития речи (логопедический массаж)


Первые звуки можно услышать от малышей в два месяца, а к концу первого года жизни дети уже уверено произносят слоги и целые слова. Однако бывает так, что малыши отстают от сверстников. Развитие речевого аппарата хромает. Чтобы справится с этой напастью, вам стоит обратиться к врачу и регулярно проводить логомассаж для детей.


Можно устранить даже самые серьезные дефекты речи, если регулярно проводить логопедический массаж языка.

I. Польза логомассажа для детей

Логомассаж отлично воздействует на речевой аппарат. Специальные приемы позволяют менять состояние мышц, нервных волокон, кожи, сосудов так, что ребенок начинает лучше произносить слова.

Выполнение достаточно простых движений позволяет улучшить ситуацию с замедленным развитием речи. Вот к чему приводят регулярные сеансы:

  • нормализуется тонус мышц, которые отвечают за мимику и артикуляцию;
  • уменьшается патологические и случайные движения мышц;
  • активизируется и увеличивается сила сокращения мышц аппарата речи;
  • улучшается артикуляция, произношение становится более четким, быстрым, объемным.

Логомассаж положительно воздействует на всю нервную систему ребенка, улучшает показатели здоровья. Например, массаж оказывает стимулирующее действие на кровообращение, улучшает обмен веществ, насыщает кровь кислородом, способствует клеточному питанию. Такая процедура делает мышцы более эластичными и сильными, а также ускоряет восстановление после нагрузок и повышает работоспособность.

Достаточно нескольких недель, чтобы улучшить тонус органов артикуляции и задействовать малоподвижные мышцы. Логопедический массаж способен с нуля сформировать координацию движений речевых органов, а также расширить их диапазон.

Массаж можно эффективно применять при таких заболеваниях, как дизартрия, дислалия, алалия, афазия и т. д., а также при различных дефектах речи, задержки развития аппарата речи и нарушении мышечного тонуса.


У процедуры есть свои противопоказания:

  • инфекционные заболевания;
  • кожные болезни;
  • проблемы со слизистой оболочкой глаз;
  • увеличенные лимфоузлы.

Нельзя проводить процедуру, если ребенок боится. Если малыша не получается успокоить, то сеанс нужно отложить.

Давайте теперь разберемся, какие виды логомассажа вообще существуют, и разберем конкретные техники.

II. Разновидности массажа

Область логопедической терапии сегодня настолько разработана, что для перечисления всех техник потребуется написать огромную книгу. Мы расскажем об основных техниках, которые чаще всего используются в логотерапии.

Пять основных разновидностей логомассажа:

  • классический;
  • точечный
  • аппаратный;
  • самомассаж;
  • зондовый.

Под классикой понимается обычный ручной массаж лица – это поглаживания, растирания, разминания и т. п.

Можно массировать тело с помощью медицинского устройства – это и будет аппаратный массаж.

Самомассаж выполняет ребенок – для этого его нужно научить правильно покусывать язык и массировать лицо.

Зонд позволяет добраться до удаленных частей органов артикуляции и тем самым активизировать их работу.

Массаж может быть направлен на расслабление или активизацию органов речи. Если вы хотите расслабить мышцы – старайтесь нажимать легко, используйте скользящие движения. Если же вы решили активизировать мышцы и добавить им тонуса – массируйте глубоко и энергично.

Для различных типов логомассажа используются ложки, зубные щетки, шпатели и зонды.

III. Особенности логомассажа для детей в домашних условиях

Где делать массаж, дома или в клинике? Выбирайте то место, где ваш ребенок будет чувствовать себя комфортнее. Одни дети лучше проходят процедуру, находят в новых условиях – они затихают и поддаются гипнозу врача. Другие дети любят домашние знакомые условия, а в клинике ведут себя беспокойно. Конечно, рядом с малышом должна быть мать, чтобы снять его волнение.

Логомассаж лучше делать в проветренной комнате. Если вы собираетесь массировать ротовую полость ребенка – позаботьтесь о перчатках и защитной маске. Все используемые ложки, зонды и другие инструменты нужно тщательно промыть и обдать кипятком.

Руки перед процедурой следует обработать раствором с содержанием спирта.

Ребенок должен хорошо себя чувствовать во время процедуры, так что не стоит делать ее перед сном или сразу после еды. Сеансы не должны быть длинными.

Положите малыша на кровать и подложите под его голову подушку либо посадите его в кресло. Главное, чтобы ребенок расслабился и ему ничего не мешало свободно дышать. Не помешает несколько одобряющих слов.

Продолжительность сеанса в зависимости от возраста:

  • дети до 2-3 лет – до 8-10 мин.;
  • дошколята – до 17-20 мин.;
  • от 7 лет – до 26-30 мин.

Повторять сеансы можно не чаще трех раз в неделю. Достаточный курс может включать от 10 до 15 сеансов.

Не занимайтесь самолечением! Прежде чем проводить массаж дома, проконсультируйтесь со специалистом. Врач должен составить план и показать наиболее подходящие для вашего ребенка массажные движения.

Во время сеанса не забывайте разговаривать с ребенком, чтобы ему не было скучно. Можно рассказать малышу сказку или включить приятную музыку. Вы сами можете спеть песенку.

Теперь разберем конкретные приемы логомассажа для детей.

IV. Как проводить массаж?

Далее расскажем о том, как массировать лицо ребенка, использовать ложки и проводить артикуляционный и пальчиковый массаж для развития речи.

Придерживайтесь следующих указаний, если иное вам не указал врач: при выполнении массажа двигайтесь сверху вниз, старайтесь не напрягаться. Не забывайте, что ваши руки – это настоящее лекарство!


Ложки позволяют хорошо воздействовать на речевые зоны. Обязательно убедитесь, что у ложек гладкая поверхность! Любые самые мелкие заусенцы могут травмировать кожу ребенка! Достаточно повторить все движения по 7-8 раз.


Данный вид массажа требует использования шпателя или зубной щетки. В принципе, его можно провести и руками. Не забудьте надеть медперчатки! Положите рядом стерильную салфетку, чтобы убирать слюну. Если ребенок почувствовал боль – прекратите сеанс.


Перед началом процедуры будет полезно расслабить ребенка: для этого массируйте воротниковую зону, шейные мышцы и челюсти.

Массировать пальчики – проще всего. Здесь не нужны какие-то серьезные знания или меры предосторожности. Этим занимаются все заботливые мамы и папы. Наиболее полезен такой массаж для детей, которым еще не исполнился годик.

Дело в том, что нервные окончания рук считаются связанными с речевыми зонами в нашем мозге. Поэтому пальчиковый массаж может улучшить речь малыша. Чтобы усилить эффект, можно использовать резиновый мячик.


Все описанные процедуры действительно позволяют исправить звукопроизношение, сформировать правильное речевое дыхание, усилить голос и стабилизировать эмоциональное состояние. Поэтому рекомендуем вам выполнять разные виды процедур, чтобы ускорить коррекцию речи.

Зонды для проведения логомассажа – это специальные инструменты, сделанные из проволоки. Они используются для того, чтобы механически воздействовать на язык и прочие органы артикуляционного аппарата ребенка. Их применение позволяет поставить малышу звуки и скорректировать речевое произношение. Зонды – это исключительно отечественное изобретение. В ЕС и США логопеды не используют зонды – они даже не знают технологий обращения с ними!

Впервые использовать специальные инструменты для коррекции речи придумал российский логопед, профессор и сурдопедагог Федор Андреевич Рау. Он же разработал первые формы зондов, которые используются логопедами по сей день.

Принято делить инструменты для логомассажа на постановочные и массажные. Постановочные применяются для проведения терапии Рау и Волковой, а также для промежуточных методик.

Массажные зонды применяются в методике Новиковой.

Зонды чаще всего производят из стали и проволоки. В магазинах можно купить комплекты зондов для выполнения разных методик логомассажа. Обычно в таких комплектах от семи до 12 инструментов. Стоят наборы в пределах 2-3 тыс. рублей. Для выполнения процедуры также могут пригодиться следующие инструменты:

  • массажная палочка;
  • устройство для поднятия языка;
  • зеркало (для обследования рта);
  • винная пробка (для артикуляционной гимнастики);
  • роторасширители.

V. Условия проведения сеансов

Повторим, что процедуру лучше проводить в проветренном помещении с нормальной освещенностью. Ребенка лучше умыть и прополоскать ему рот. Во время сеанса нужно следить за эмоциональным состоянием ребенка: если он выражает беспокойство или недовольство – процедуру лучше прекратить.

Помните, что логомассаж предполагает проработку губ, нижней челюсти и языка. Начинать и заканчивать сеанс лучше с поглаживаний.

Врач должен указать оптимальное число повторений каждого движения. Обычно достаточно повторять 4-6 раз. Для начала достаточно провести процедуру длительностью до 5 минут. Далее можно увеличивать продолжительность массажа. Ребенка нужно психологически подготовить к тому, что над его лицом будут совершаться манипуляции в течение 20 минут. Для малышей длительность процедуры нужно ограничить 3 минутами.

Специалисты советуют проводить сеансы раз в два дня через 2 часа после завтрака или обеда. Когда цикл из 15-20 процедур завершился, следует сделать перерыв на несколько месяцев. В год достаточно 50-60 сеансов.

Следует регулярно посещать врача, чтобы фиксировать изменения и при необходимости изменить или отменить процедуры.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.