Литература по профилактике плоскостопия детей дошкольного возраста

Med-books.by - Библиотека медицинской литературы . Книги, справочники, лекции, аудиокниги по медицине. Банк рефератов. Медицинские рефераты. Всё для студента-медика .
Скачать бесплатно без регистрации или купить электронные и печатные бумажные медицинские книги (DJVU, PDF, DOC, CHM, FB2, TXT), истории болезней, рефераты, монографии, лекции, презентации по медицине.

Реферат: Плоскостопие у детей дошкольного возраста

Плоскостопие является одним из распространенных заболеваний опорно-двигательного аппарата. По данным ученых, из всего населения земного шара плоскостопием страдают от 40 до 60%.
Человеческая нога от природы очень хорошо сконструирована. Стопа человека в процессе эволюции приобрела форму, позволяющую равномерно распределять нагрузку. Но идеальная стопа встречается менее чем у половины человечества. Исследования, проведенные отечественными учеными в разные годы, выявили плоскостопие у 20-30% обследованных детей. По статистике у 6-7-летних детей плоскостопие отмечается 7-8% случаев. Плоскостопие у взрослых является, как правило, результатом недоразвития или деформации детской стопы - оно наблюдается примерно в 50% случаев.
Хорошо известно, что запущенные случаи плоскостопия нередко влекут за собой глубокое расстройство здоровья и даже приводят к инвалидности. В силу самого характера болезни плоскостопие создает некоторые ограничения в выборе профессии.
Плоскостопие - трудноизлечимая болезнь. Для излечения его порой прибегают к оперативным вмешательствам. Все специалисты единогласны: лечение плоскостопия более трудная задача, чем его предупреждение. Однако немало детей страдают от этого недуга именно из-за не принятых вовремя мер профилактики плоскостопия.

1. Что представляет собой стопа

В норме при опоре на стопу основная нагрузка приходится на пяточную кость, головки I и V плюсневых костей и на наружный край стопы. Линия опоры стопы при плоскостопии смещается внутрь.
Значительную роль в удержании стопы в правильном положении играет суставная сумка, соединяющая кости стопы с костями голени, а также боковые связки с голеностопного сустава, внутренняя и наружная.
Костные своды стопы укреплены также мышцами и фасциями. Продольно расположенные мышцы укорачивают стопу, а косые и поперечные суживают. Такое двустороннее действие мышц сохраняет сводчатую форму стопы, обеспечивает пружинистость и эластичность походки. А это значительно смягчает удары стопы о землю во время ходьбы, бега, прыжков, ограждая, головной и спинной мозг, а также внутренние органы от сотрясения.
Стопы детей отличаются от стоп взрослых по своему строению и функции.
Вначале скелет стопы проходит хрящевую, а затем костную стадию развития. Заканчивается процесс превращения хрящевой ткани в костную к 15-19 годам. Вот почему детская стопа очень чувствительна как к положительным, так и отрицательным влияниям внешних факторов.
Особенность скелета детской стопы - ее радиальная, лучевая форма (т.е. она наиболее широка на концах пальцев, а не на уровне пучков плюснефаланговых суставов, как у взрослых).
Кости стопы ребенка, особенно в возрасте 1-3 лет, интенсивно увеличиваются, дифференцируются по форме и структуре. Неокрепший костный аппарат с эластичными связками, слабыми мышцами является причиной значительных колебаний высоты свода в нагрузке.
Стопа ребенка на этапе ее формирования и развития имеет свои особенности. Так у детей до 5 лет на подошве хорошо развита подкожная жировая клетчатка, заполняющая свод стопы, что может быть ошибочно принято за плоскостопие. Объем движений стопы у детей больше, чем у стопы взрослых.
При ослаблении (вялости) мышечно-связочного аппарата голеней, голеностопных суставов, связок развивается деформация стоп у детей и подростков. Приблизительно до 7-летнего возраста у детей происходит естественное формирование продольного свода стопы. Патологическая деформация стоп у них чаще определяется в возрасте от 7 до 16 лет. В эти возрастные периоды отмечается интенсивный рост костей с дифференциацией их формы и структуры, возможна диспропорция между темпами роста костей и мышц. Это наблюдается при костно-мышечной дисплазии сухожильно-связочного аппарата нижних конечностей, в том числе стоп.

. Плоскостопие и его виды

Плоскостопие - заболевание, которое характеризуется деформацией сводов стопы (их уплощением). При развитии плоскостопия свод стопы перестает выполнять свою главную функцию - равномерное распределение нагрузки. Происходит нарушение амортизирующих свойств стопы.
Как уже было упомянуто выше, стопа человека в своей основе имеет два свода - продольный. При отсутствии каких-либо нарушений эти два свода и связочно-мышечный аппарат работают как единое целое, равномерно распределяют нагрузку и помогают организму удерживать равновесие. Однако в силу ряда причин в работе данной системы происходит дисбаланс. Начинается уплощение продольного свода стопы (продольное плоскостопие) или распластывание по ширине передней части стопы (поперечное плоскостопие). При сочетании обоих деформаций говорят о комбинированном или продольно-поперечном плоскостопии.
По характеру течения болезни выделяют 4 стадии плоскостопия: предболезни (продромальная стадия); перемежающегося плоскостопия; развития плоской стопы; плосковальгусной стопы.
По степени заболевания выделяют плоскостопие: I степени; II степени; III степени.
По этиологии заболевания плоскостопие разделяют на: врожденное; рахитическое; паралитическое; травматическое; статическое.

След ноги при различных степенях плоскостопия от нулевой до третьей

3. Особенности плоскостопия у детей дошкольного возраста

В норме свод стопы у детей до двух лет еще достаточно уплощен. Это связано с физиологическими особенностями развития человека - в раннем возрасте костная ткань еще достаточно эластичная и мягкая. Детская стопа в сравнении со стопой взрослого человека имеет ряд отличий: она короткая и широкая, пальцы неплотно прилегают друг к другу. Детские стопы не приспособлены к длительным нагрузкам, они очень быстро устают и более подвержены деформации. Наиболее часто детские стопы подвержены продольному плоскостопию.
Плоскостопие у детей может быть врожденным, что определяется уже в роддоме или на первом приеме у ортопеда, когда ребенку исполняется месяц. Врожденное плоскостопие может быть связано с целым рядом причин: наследственность, пороки развития. При врожденном заболевании лечение следует начинать с того момента, как поставлен диагноз. Для исправления врожденной деформации стоп нередко применяют специальные гипсовые повязки или специальные лангеты. Однако врожденное плоскостопие встречается достаточно редко.
Зачастую, плоскостопие носит приобретенный характер. Существует несколько основных физиологических причин развития плоскостопия у детей в раннем возрасте: неокрепшие кости; слабый мышечно-связочный аппарат.
Немаловажную роль для лечения плоскостопия в раннем возрасте играет лечебный массаж и лечебная физкультура. Для улучшения кровоснабжения и повышения тонуса мышц используется комплекс закаливающих процедур. Также для профилактики и лечения плоскостопия у детей используют специальную ортопедическую обувь или ортопедические стельки.
Ребенку не следует ходить дома босиком, особенно в возрасте до двух лет, так как поверхность пола ровная, а свод стопы еще полностью не сформирован. Зато в летний период прогулки босиком по песчаному пляжу, мелкому гравию или траве даже показаны.

. Профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста

С первыми шагами ребенка начинается и процесс формирования его стоп. При правильном развитии в строении стопы появляются продольный и поперечный своды, выполняющие амортизирующую функцию при ходьбе. Если же формированию этих сводов что-то помешало (иными словами, возникло плоскостопие), то увеличивается нагрузка на позвоночник, что в свою очередь может привести к нарушению осанки, болям в спине и шейном отделе, артритам, артрозам, остеохондрозу. Чтобы избежать этих недугов, необходимо проводить профилактику плоскостопия с самого раннего детства.
Не следует забывать, что успешное решение оздоровительных задач физического воспитания возможно на основе совместной деятельности педагогического коллектива образовательных учреждений и родителей.
Родители, педагоги, медицинский персонал образовательных учреждений должны способствовать правильному формированию опорно-двигательного аппарата у детей и обращать внимание на самые незначительные отклонения в его развитии в целом, и стопы в частности. Следует внимательно относиться к жалобам ребенка на боли при относительно невысоких нагрузках при ходьбе, беге или стоянии.
Работа по профилактике и коррекции плоскостопия у детей в условиях общеобразовательных учреждений должна осуществляться систематически. Это ежегодная диагностика состояния сводов стопы у детей, создание полноценной развивающей физкультурно-оздоровительной среды, обеспечение рекомендуемого двигательного режима, соблюдение гигиенических условий, а также правильная организация физического воспитания.

Список используемой литературы

Галина Ермоленко
Дидактическое пособие по профилактике плоскостопия у детей

Пособие содержит подборку консультаций для родителей по профилактике и коррекции плоскостопия у детей. Рекомендовано для использования воспитателям, а также инструкторам по физической культуре.

• привлечь внимание родителей к проблеме профилактики плоскостопия,

• познакомить с основами профилактики и специальными упражнениями, способствующими укреплению сводов стопы,

• вызвать у родителей осознанное отношение к проблеме, познакомить с путями её решения.

Здоровье начинается со стопы.

В последнее время замечено ухудшение физического развития и состояния здоровья всего населения, в том числе детей. Высок процент дошкольников с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Стопа является фундаментом здоровья, поскольку выполняет чрезвычайно важные функции, благодаря которым осуществляется всё многообразие движений в процессе жизнедеятельности. Нарушение строения и функций стопы приводит к развитию различных заболеваний. Чаще всего это приводит к формированию плоскостопия.

Подборка данных консультаций поможет систематизировать знания родителей, дать теоретические и практические знания о причинах возникновения, профилактике и коррекции плоскостопия у детей, создании здоровьесберегающей среды для своих детей.

Плоскостопие

Плоскостопие - это деформация стопы с уплощением ее свода.

Определить форму стопы в домашних условиях можно так: смазать стопы ребенка гуашью и поставить его на лист белой бумаги. Через 10 секунд снять стопу с бумаги и внимательно рассмотреть отпечатки. Если следы стоп имеют форму боба, то это свидетельствует о нормальных стопах. Если же отпечаталась вся стопа, следует заподозрить имеющееся или начинающееся плоскостопие, а если же дошкольник при длительной ходьбе жалуется на боль в ногах, то здесь уже нужна консультация и помощь ортопеда.

Детки, у которых есть возможность не носить обувь постоянно, получают своеобразный природный массаж ножек, который помогает избежать плоскостопия. В этом действии воплощается профилактика, которую дает малышам сама природа. К сожалению, в городских условиях подобные вещи нам недоступны, но можно купить или сделать самим вместе с ребенком массажный коврик.

Для изготовления этого коврика понадобятся подручные материалы: ткань, ленточки, поролон, деревянные косточки от старых счёт, пришитые в форме цифр.

При ходьбе босиком по коврику производится своеобразный массаж стопы. Это улучшает кровообращение, повышает иммунитет, снимает усталость, тонизирует организм. Чтобы было увлекательнее,можно предложить детям игры:

Как подобрать обувь ребенку?

Хорошо подобранная обувь — залог правильного развития стопы

Ребенок привыкает ходить прямо примерно с полу года. Сейчас магазины предлагают множество красивой обуви, которая не развивает плоскостопие, а молодой мамочке так хочется, чтобы ее ребенок был самым лучшим и модным. В погоне за красотой родители не всегда выбирают для своих детей удобную обувь, и часто получается, что стопа при носке туфелек или кед, которые выглядят почти как у взрослых, деформируется. Для профилактики плоскостопия у детей лучше выбирать правильную ортопедическую обувь.

Перед покупкой, загляните внутрь обувки, там не должно быть неаккуратных выступающих швов.

Размер обуви нужно подобрать таким образом, чтобы был небольшой запас и обувь не сдавливала детскую ножку. В то же время следите за тем, чтобы она не болталась на ноге.

Когда ребенку уже исполнилось 2 года, выбирайте обувь с супинатором, и он обеспечит стопе необходимый массаж.

Высота каблука для детей раннего и дошкольного возраста должна быть 1,5-2 см.

Упражнения для лечения и профилактики плоскостопия

Для предупреждения и лечения плоскостопия необходимо укреплять мышцы, поддерживающие свод стопы, что достигается применением общеразвивающих и специальных гимнастических упражнений. Они должны включаться в занятия гимнастикой, использоваться на физкультурных занятиях, на прогулках, в подвижных играх. Дома можно выполнять упражнения всей семьей.

Самым доступным методом лечения плоскостопия у детей являются специальные физические упражнения, а так же езда на велосипеде и плаванье.

1. Ходьба на носках в среднем темпе в течение 1-3 минут.

2. Ходьба на наружных краях стоп в среднем темпе в течение 2-5 минут.

3. Медленная ходьба на носках по наклонной плоскости.

4. Ходьба по палке.

5. Катание мяча поочередно одной и другой ногой.

6. Катание обруча пальцами ног (поочередно) в течение 2-4 минут.

7. Медленные приседания на гимнастической палке с опорой на стул.

8. Медленные приседания на мяче с опорой на стул.

9. Сгибание и разгибание стоп в положении сидя на стуле.

10. Захват, поднимание и перекладывание палочек, кубиков или небольших бумажных, тканевых салфеток пальцами ног в течение 1-3 минут (упражнение проводится поочередно одной и другой ногой).

Примерный комплекс гимнастики для профилактики плоскостопия детям 4-6 лет,

1. Пошли в обход по залу. Обычная ходьба.

2. Какая высокая трава. Пошли на носках, руки подняли вверх. Так я увижу вас, ребята. Ходьба на носках, руки вверх.

3. Вот и прошли этот участок. Обычная ходьба.

4. Болото, идти опасно. Идем строго по следовой дорожке. Ходьба по следовой дорожке.

5. Переходим через ручей. Ходьба приставным шагом по гимнастической палке.

6. Утята гуляют возле ручья. Ходьба на пятках, руки на плечевых суставах.

7. Какой-то подозрительный шум в лесу. Идем тихо-тихо. Ходьба в полуприседе на носках.

8. Это медведь идет. Ходьба на наружной стороне стопы, руки на поясе.

9. Вот мы и подходим. Уже видны обезьяньи домики. Обычная ходьба, построение вдоль обручей.

10.Маленькие обезьянки тоже хотят нас увидеть: поднимаются на носки. Подъем на носки, руки вверх.

11. Обезьянки поворачиваются вправо, смотрят на нас, влево поворачиваются, хотят всех нас увидеть. И. П. основная стойка. Повороты вправо с отведением правой руки вправо Повороты влево с отведением левой руки влево. Выполняется без отрыва стоп.

12. Обезьянки показывают нам, какие у них мячики. И. П. стоя на обруче, в руках мяч. Полуприсед, мяч подняли.

13. Наверное, мячи у обезьянок - любимые игрушки. И. П. то же. Подняли мяч, отставили правую ногу назад на носок.

14.Обезьянки решили показать нам все свои игрушки: сели перед своими домиками и ножками достают из домиков мелкие игрушки. И. П. Сидя.

15. Руки в упоре сзади. Ноги согнуты. Захват стопами мелких предметов перед собой и перемещение их вправо и влево.

16. Теперь обезьянки решили играть большими мячами. И. П. как в 14. Захват стопами большого мяча, выпрямление ног в КС.

17. Обезьянки очень гибкие. Они выпрямили ноги и наклонились, потянулись к стопам руками. Наклон к прямым ногам. Стопы в положении тыльного сгибания.

18. Обезьянки собирают свои игрушки в домик. Захват стопами мелких предметов справа и слева и перемещение их по центру перед собой.

19. Обезьянки пошли на прогулку. Вот они идут по наклонному бревну к высокому дереву. Ходьба по наклонной гимнастической скамейке.

20. Забираются по веткам дерева выше и выше. Лазание по шведской стенке.

21. Перебираются с одного дерева на другое. Ходьба приставным шагом по шведской стенке.

22. Спускаются на землю. Лазание по шведской стенке.

23. Идут по каменистой гряде. Ходьба по ребристой доске.

24. И попадают прямо на берег с обилием мелких камушков. Обезьянки массируют стопы.

25. Обезьянки вернулись домой. Легли в свои домики. Свернулись клубочками и сами себя укачивают. Перекаты в группировке.

26. Обезьянки выпрямились, расслабились, слушают, как у них отдыхают стопы.

Евдокимова Т. А. Полная энциклопедия для лечебной гимнастики. 2003.

Ловейко И. Д. Лечебная физическая культура при дефектах осанки, сколиозе и плоскостопии. Москва 1982.

Милюкова И. В. Пенькова И. В. Сулейманов И. И. Профилактика нарушений осанки детей дошкольного и младшего школьного возраста в процессе воспитания. Москва 2000.

Мушкова Е. Л. Гимнастика с детьми до 7 лет. Мед. 1974.

Осокина Т. И., Тимофеева Е. А., Фурмина Л. С. Игры и развлечения детей на воздухе. М. : "Просвещение". 1981.

Фонарева Н. И. Развитие движений ребенка-дошкольника. М. : "Просвещение". 1971.



Комплексное взаимодействие специалистов, воспитателей и семьи в профилактике и коррекции плоскостопия у детей с Нода КОМПЛЕКСНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СПЕЦИАЛИСТОВ, ВОСПИТАТЕЛЕЙ И СЕМЬИ В ПРОФИЛАКТИКЕ И КОРРЕКЦИИ ПЛОСКОСТОПИЯ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО.


Мастер-класс для родителей и детей по профилактике плоскостопия (фотоотчет) Путешествие на необычный остров "Здоровые ножки"Добрый день, дорогие коллеги! Хочу рассказать о мастер - классе по профилактике плоскостопия.


Пособие для профилактики плоскостопия Стопа человека осуществляет опорную, рессорную и локомоторную функции. Детская стопа по сравнению с взрослой коротка, широка, а в пяточной.


Занятие по профилактике плоскостопия Разные виды ходьбы: • На носках с различным положением рук (вверх, в стороны, на плечах); • На пятках, руки за спиной в замке внизу или.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.