Козырева о в лечебная физкультура при заболеваниях плоскостопием м 1993

Научная статья

Коррекция плоскостопия через ЛФК

Е.О.Поларшинова

Россия, г. Иркутск, Российский Государственный Университет Физической Культуры

Коррекция плоскостопия через ЛФК

Е.О.Поларшинова

Россия, г. Иркутск, Российский Государственный Университет Физической Культуры

Плоскостопие - уплощение поперечного и реже продольного сводов стопы. Различают паралитическое, травматическое и статическое плоскостопие. Паралитическое наблюдается при полиомиелите и параличах другого происхождения, травматическое - после перелома лодыжек или костей стопы. Самый частый вид плоскостопия - статическое: оно возникает вследствие перегрузки стопы в сочетании с конституциональной недостаточностью соединительной ткани.

1. ПЛОСКОСТОПИЕ

Плоскостопие может быть врожденным, как результат недоразвития мышц, отсутствия малоберцовой кости, других пороков развития. Встречается не часто (примерно 11% всех врожденных деформаций стопы). Но в целом наследственный фактор играет большую роль. Если отец или мать страдают плоскостопием, нужно заранее готовиться, что та же "история" будет и у ребенка.

Способствовать деформации стопы может рахит. При тяжелом гиповитаминозе D кости становятся мягкими, слабеет костно-мышечный аппарат. Плоскостопие в данном случае нередко сочетается с другими костными изменениями, характерными для рахита.

В более старшем возрасте плоскостопие может быть вызвано травмами - переломом костей переднего отдела стопы, но чаще всего бывает итогом неправильно сросшихся переломов лодыжек.

Самый распространенный вид плоскостопия - статический, он возникает у детей, потому что их мышцы по природе еще слабы и порой не выдерживают нагрузки. Главная сила, поддерживающая свод стопы на нормальной высоте, - мышцы-супинаторы. Они начинаются от костей голени, их сухожилия проходят сзади от внутренней лодыжки. Если эти мышцы плохо выполняют свою работу, свод стопы опускается, кости стопы и голени смещаются. В результате стопа удлиняется и расширяется в средней части, а пятка отклоняется наружу.

Лечить это с виду простое заболевание довольно сложно. Кроме того, вряд ли наступит момент, когда человек сможет облегченно вздохнуть: ну вот, я и вылечился! Плоскостопие дается один раз и на всю жизнь. С помощью специальных мероприятий можно только укротить болезнь, не дать ей существенно влиять на повседневные будни.

При врожденном плоскостопии необходим массаж, в сложных случаях стопы ребенка фиксируются в правильном положении специальными гипсовыми повязками. В дошкольном возрасте основное лечение должно заключаться в укреплении свода стоп с помощью массажа и гимнастики, а использование стелек-супинаторов назначается в этом возрасте реже.

У школьников, наоборот, особое значение придается подбору хорошей ортопедической обуви с выкладкой свода и поднятием внутреннего края пятки. Здесь есть важный момент: стопа ребенка быстро растет, поэтому обувь нужно часто менять. Небольшая ошибка в конструкции башмака может не помочь, а, наоборот, увести в сторону патологии.

Должна стать повседневным и привычным занятием для больного плоскостопием. Делать ее лучше не раз, а 2-3 раза в день.

Массаж. Оказывает хорошее вспомогательное воздействие, улучшает кровоснабжение и тонизирует мышцы, подтягивающие свод. Массируются голень - по задней внутренней стороне от костей до стопы - и сама стопа - от пятки до косточек пальцев. Приемы - поглаживание, растирание, разминание. Самомассаж нужно выполнять, поглаживая основанием ладони возвышение первого пальца, свод стопы, заднюю и внутреннюю поверхность голени.

2. ПРОФИЛАКТИКА И ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА ПРИ ПЛОСКОСТОПИИ У ДЕТЕЙ

Плоская стопа может быть врожденной, а может и образоваться в процессе жизни человека. При плоскостопии нарушается нормальная функция как самой стопы, так и всей опорно-двигательной системы. Поэтому чрезвычайно важно своевременно обнаружить плоскостопие в период роста и развития опорно-двигательного аппарата, чтобы правильно организованными лечебно-профилактическими мероприятиями противодействовать дальнейшему развитию деформации и закрепить достигнутый терапевтичекий эффект. Форма стопы имеет прямую связь с осанкой ребенка. Почти у всех детей с плоской стопой бывает и неправильная осанка.

Обнаружить плоскостопие можно и так. Ваткой или щеточкой, смоченной в растворе синьки, помажьте ребенку ступни ног, а потом поставьте его на чистый лист бумаги. Отпечаток сравните с рисунками. С помощью таких отпечатков вы сможете проследить и за эффективностью лечения.

Основной метод исправления плоскостопия - лечебные упражнения. Делать их ребенок может под присмотром матери. Разучить же необходимый комплекс поможет врач.

1. Попеременное сгибание и разгибание стопы сидя.

2. Верчение стоп.

3. Так называемые качели. Попеременно ребенок поднимается на пальцах и опускается на пятки.

4. Ходьба только на пальцах.

5. Положите на пол гимнастическую палку. Ходьба по ней очень полезна.

6. Полуприседания на пальцах.

7. Приседание на гимнастической палке.

8. А это упражнение будет напоминать ребенку зиму. 1-3 минуты пускай он ходит на пальцах, как на лыжах.

9. Для гимнастики потребуются и два мяча. Маленький очень полезно 1-3 минуты качать пальцами ног. На большой (так называемый медицинбол) ребенок должен стать и немного побалансировать. А потом пусть попробует сделать, не сходя с мяча, несколько приседаний.

10. Подскоки на пальцах.

11. Купите гимнастический обруч. Пусть ребенок научится катать его пальцами ног.

12. Поднимание разных предметов пальцами ног.

3. КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ПРИ ПЛОСКОСТОПИИ

В исходном положении (И. П.) сидя с выпрямленными ногами:

1. Колени и пятки соединены, правая стопа сильно разогнута; подвести передний отдел левой стопы под подошву правой, затем повторить упражнение, поменяв ноги.

2. Погладить внутренним краем и подошвенной поверхностью правой стопы левую голень, повторить, поменяв ноги.

И. П. - сидя на стуле:

3. Сгибать пальцы стоп.

4. Приведение стоп внутрь.

5. Кружение стопами внутрь.

6. Обеими стопами захватить и приподнять мяч (волейбольный или набивной).

7. Пальцами ног захватывать и приподнимать карандаш.

8. Пальцами ног захватывать и приподнимать губку.

9. Пальцами стоп подтягивать тонкий коврик.

10. И. П. - стоя на носках, стопы параллельно. Перейти на наружный край стопы и вернуться в И. П.

11. Ходьба босиком по песку (для песка можно приспособить ящик размером полметра на метр) или коврику из поролона (или с большим ворсом), согнув пальцы и опираясь на наружный край стопы.

12. Ходьба по скошенной поверхности с опорой на наружный край стопы.

13. Ходьба по бревну боком.

Занятия физкультурой, безусловно, полезны и детям с плоскостопием. Рекомендации по ограничениям здесь очень относительны. Например, коньковый лыжный ход, беговые коньки или тяжелая атлетика дают излишнюю нагрузку на свод стопы. С другой стороны, они не противопоказаны, если нет тяжелых клинических проявлений болезни - болей, отеков. Так, почти у всех конькобежцев со временем формируется плоскостопие, что не мешает им добиваться высоких спортивных результатов. У известного прыгуна в высоту Владимира Ященко было выраженное плоскостопие. Однако свой недостаток он обратил в плюс - в момент прыжка корригировал деформированные мышцы стопы, что повышало его прыгучесть. Физическая нагрузка в любом случае развивает мышцы ног и укрепляет свод стопы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Гишберг Л.С. Применение лечебной физкультуры при заболеваниях плоскостопием. М.: СМОЛГИЗ, 1998.

2. Козырева О.В. Лечебная физкультура при заболеваниях плоскостопием. М., 1993.

3. Мошков В.Н. Лечебная физкультура в клинике плоскостопия, М.,1992.

4. Справочник практического врача. Под ред. Т.Н. Савиновой. – М., 1999.

Для детей младшего возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
lechebnaya_fizkultura.docx 209.67 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 347 с углубленным изучением английского языка Невского района Санкт-Петербурга.

Учитель физической культуры

1.1. Варусное (О- образная) деформация ног……………………………… 4

1.2. Вальгусная деформация ног………………………………………………. 4

1.3. Приведение переднего отдела стопы или вальгусная установка стоп ……………………………………………………………………………………………… 4

1.4. Нестабильность голеностопного сустава………………………………….4

1.5. Плоско - вальгусные стопы…………………………………………………..5

  1. Лечение плоскостопия…………………………………………………………….5
  2. Профилактика плоскостопия…………………………………………………….5
  3. Примерный комплекс упражнений при плоскостопии……………………….6

4.1 Из исходного положения лёжа……………………………………………..7

4.2 Из исходного положения сидя…………………………………………. 7

4.3. Из исходного положения стоя………………………………………………8

Плоскостопие - уплощение поперечного и реже продольного сводов стопы. Различают паралитическое, травматическое и статическое плоскостопие. Паралитическое наблюдается при полиомиелите и параличах другого происхождения, травматическое - после перелома лодыжек или костей стопы. Самый частый вид плоскостопия - статическое: оно возникает вследствие перегрузки стопы в сочетании с конституциональной недостаточностью соединительной ткани.
Стопа имеет распластанный вид, редкие в начале боли в стопе, со временем становятся постоянными. Однако иногда даже выраженная деформация стоп не сопровождается болями.
Диагноз ставят на основании характерного вида стоп в вертикальном положении больного характерной рентгенологической картины переднего отдела стоп и измерения высоты продольного свода на рентгенограмме.
Лечение консервативное. Ношение супинаторов, массаж стоп, лечебная гимнастика, плавание. При сильных болях показана операция.
При ярко выраженном плоскостопии подростку нужно будет подумать о выборе профессии, не связанной с длительной ходьбой, стоянием. А вот что касается армии, согласно последним приказам Министерства обороны, противопоказанием для призыва является только плоскостопие 3-й степени с артрозом суставов стопы.
Нужно иметь в виду, что до 4 лет ставить ребенку диагноз "плоскостопие" просто несерьезно. У малышей на ножках есть физиологичная жировая подушка, и если сделать отпечаток такой стопы, то можно увидеть вроде бы уплощение, которое плоскостопием на самом деле не является. Еще одна причина, по которой ошибочно ставят диагноз, - Х-образные ноги. Стопа в этом случае кажется плоской, но если ногу поставить строго вертикально, то отпечаток получится нормальный. Вот почему, если диагноз ставит не ортопед, а, скажем, хирург или врач лечебной физкультуры, болезнь может быть обнаружена там, где ее нет.
А вот начиная лет с 5-6, сами родители вполне могут заметить какие-то неправильности у своего ребенка. Косолапость, отклонения стоп наружу или вовнутрь при ходьбе или стоянии могут свидетельствовать о плоскостопии. Обследуйте ботиночки ребенка - не изнашиваются ли они по внутренней стороне подошвы и каблука. В более старшем возрасте ребенок сам выразит свои жалобы, по которым можно заподозрить плоскостопие - при ходьбе быстро утомляются ноги, появляется боль в икроножных мышцах, на подошве в области свода стопы. Иногда боль распространяется с подошвы через лодыжку до бедра, создавая картину ишиаса. При выраженном плоскостопии стопа меняет свою форму, о чем уже было сказано выше.

  1. ВИДЫ ПЛОСКОСТОПИЯ.

1.1. Варусное (О- образная) деформация ног.

В.Д.Н. определяется у стоящего с плотно сжатыми стопами ребенка, если его колени отклонены кнаружи и между ними имеются промежуток, по величине которого можно судить о величине деформации. Основной причиной О– образных ног является рахит. Но также этот дефект может быть и у практически здоровых детей, которым разрешили рано стоять и ходить, особенно страдают дети полные и тяжелые.

При В.Д.Н. происходить неравномерное развитие коленного сустава, растягиваются связки, укрепляющие коленный сустав, особенно с наружной стороны, кости голени часто искривлены выпуклостью кнаружи. Стопы приобретают плоско - варусную установку: пятки отклонены внутрь, передние отделы стоп – тоже . Развивается косолапие.

  1. Вальгусная деформация ног.

О вальгусном (Х – образном) искривление ног. Обычно такая деформация голеней сочетается с плоско – вальгусными стопами.

Вальгусная деформация ног (В.Д.Н.) – это когда расстояние между внутренними лодыжками при плотно сжатых и выпрямленных коленях превышает 4-5 см. Искривление ног появляется через некоторое время после того, как ребенок встал на ноги и начал ходить. Рахит – одна из наиболее вероятных причин искривления ног. Также неблагоприятно сказывается на состояние ног излишний вес.

При В.Д.Н. основные изменения происходят в коленном суставе. Общая слабость мышечно – связочного аппарата проявляется во всех суставах, стопы постепенно деформируются и приобретают устойчивое плоско – вальгусное положение (пятки отклонены кнаружи), развивается плоскостопие.

1.3. Приведение переднего отдела стопы или вальгусная установка стоп .

Вальгусная установка стоп (В.У.С.) часто называют косолапостью. Одна из тяжелых деформаций стоп, которая проявляется у ребенка уже в первые дни жизни и требуют длительного лечения .

Приведение переднего отдела стоп часто развивается у детей ослабленных, часто болеющих, физически плохо развитых, перенесенных в раннем детстве рахит.

  1. Нестабильность голеностопного сустава (Н.Г.С.).

Сама по себе Н.Г.С. не является заболеванием, это лишь свидетельство некоторого благополучия со стороны ОД системы. Меры профилактики и исправления те же, что и при плоскостопии. Дети со слабостью мышечно-связочного аппарата стопы не должны долго ходить, а тем более стоять. Не рекомендуется прыгать даже с небольшой высоты, можно только подпрыгивать. Полезно катание на велосипеде, плаваньем на спине и кролем, ходьба на лыжах.

  1. Плоско - вальгусные стопы.

В детском возрасте плоскостопие чаще сочетается с отклонением пяток кнаруже, такие стопы называются плоско – вальгусные стопы. Лечение и профилактика такая же как плоскостопие. Особенности только в лечебной гимнастике и массаже.

  1. ЛЕЧЕНИЕ ПЛОСКОСТОПИЯ.

  1. ПРОФИЛАКТИКА ПЛОСКОСТОПИЯ.

1) Как только ребёнок начинает ходить, приобретать ему специальную обувь с жёсткой фиксацией голеностопного сустава, с твёрдым задником и закрытым носом, на небольшом – 0,5 см – каблучке. Обувь на плоской подошве, сандалии и туфли без задников недопустимы для маленьких детей. В этом отношении недопустимы также валенки для маленьких детей.

2) Для профилактики плоскостопия ребёнку полезно ходить босиком по траве, гальке, песку. Недопустима постоянная ходьба босиком по ровной поверхности – полу, ковру, асфальту.

3) Можно приобрести специальный массажный коврик и выполнять на нём ежедневную гимнастику по профилактике плоскостопия.

4) В обуви ребёнка носок должен быть достаточно широким, чтобы пальцы располагались свободно, без сдавливания.

5) Малышу полезно выполнять массаж голеней, спины, стоп. Можно применять закаливание с ножными ванночками контрастной температуры, а также обливание стоп попеременно тёплой и холодной водой с последующим растиранием грубым полотенцем. Такие процедуры вызывают прилив крови к стопе, улучшая питание мышц и костей и способствуют их правильному формированию.

6) Если ребёнок стаптывает обувь, устаёт при ходьбе, можно применять лечебную ортопедическую обувь, проконсультировавшись с врачом – ортопедом.

7) В профилактике плоскостопия большое значение имеет правильное формирование мышечного корсета спины и ног. Как только ребёнок начинает заниматься за столом или партой – нужно следить за осанкой. Кроме того, ежедневно нужно выполнять упражнения для спины – наклоны, подтягивания, повороты.

8) Для профилактики плоскостопия необходимо чередовать периоды активного отдыха на ногах с периодами отдыха, когда стопы ребёнка могут отдохнуть. Чрезмерные занятия спортом с детства, непосильные нагрузки могут пагубно отразиться на формировании свода стопы и быть причиной плоскостопия.

9) Необходимо укреплять организм ребёнка, повышать иммунитет. Ребёнок должен получать качественное, сбалансированное питание. Для формирования костей необходим кальций, поэтому в рационе ребёнка должно быть достаточное количество молочных продуктов, рыба, мясо. Фрукты и овощи дадут ребёнку витамины и микроэлементы. В зимний период ребёнку можно давать таблетированные формы витаминов, рыбий жир в капсулах, о чём предварительно проконсультироваться с педиатром.

Профилактика и лечение плоскостопия у ребёнка должны начинаться с того периода, когда малыш только начинает ходить. Нужно помнить о том, что в большинстве случаев плоскостопие формируется в результате неправильных действий родителей по уходу за ребёнком, неправильно подобранной обуви, поэтому задача родителей – уделить большое внимание этому вопросу и приложить усилия, чтобы свод стопы малыша сформировался правильно, и подарить ему радость движения на всю жизнь.

  1. ПРИМЕРНЫЙ КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ПРИ ПЛОСКОСТОПИИ.

Упражнения лечебной гимнастики укрепляют мышцы, поддерживающие свод и способствующие натяжению связочного аппарата, исправляют неправильную установку стоп, воспитывают стереотип правильного положения всего тела и нижних конечностей при стоянии и ходьбе.

4.1. Из исходного положения лежа:

1. Оттягивание носков стоп с одновременным приподниманием и опусканием их наружного края.

2. Сгибание ног в коленях, упор стопами в пол, разведение пяток в стороны и возврат в исходное положение.
3. В этом же положении - поочередное приподнимание пяток от опоры.
4. Лежа на спине, ноги согнуты в коленях, бедра разведены, стопы касаются друг друга подошвенной поверхностью. Отведение и приведение стоп в области пяток с упором в передней части стопы.
5. Лежа на спине, круговые движения стоп в одну и другую сторону,
6. Скользящие движения стопой по голени другой ноги.

4.2. Из исходного положения сидя:

1. Ноги согнуты в коленях, стопы параллельны, приподнимание пяток вместе и попеременно.
2. Разведение и сведение пяток, не отрывая носков от пола.
3. Максимальное сгибание и разгибание стоп.
4. Ноги в коленях выпрямлены - сгибание и разгибание стоп.
5. Захват пальцами стоп мелких предметов и перекладывание их в сторону другой стопы, то же в обратную сторону.

6. Захват стопами мяча и приподнимание его.

7. Катание палки подошвами.

4.3. Из исходного положения стоя:

1. Стопы параллельны, на ширине ступни, руки на поясе. Приподнимание на носки вместе и попеременно. Перекат с пятки на носок и обратно.
2. Полуприседания и приседания на носках.
3. Встать на наружные края стоп, вернуться в исходное положение.
4. Стоя, носки вместе, пятки врозь - полуприседания и приседания.
5. Стоя, стопы параллельны - поочередное поднимание пяток, без
отрыва пальцев стоп от пола, ходьба на месте.
6. Стоя на гимнастической палке, стопы параллельны. Приседания и полуприседания.

7. Стоя на гимнастической стенке на пальцах стоп – приподнимание на носках и возврат в исходное положение.
8. Стоя на набивном мяче. Полуприседания и приседания.

4.4. Упражнения в ходьбе:

1. Ходьба на носках.
2. Ходьба на наружных краях стоп.
3. Ходьба с поворотом стоп пятками наружу, носками внутрь.
4. Ходьба на носках в полуприседе.
5. Ходьба на носках с высоким подниманием коленей.
6. Ходьба по брусу с наклонными поверхностями.
7. Ходьба по ребристой доске.
8. Ходьба на носках вверх и вниз по наклонной плоскости.
9. Ходьба на месте по массажному коврику.



Для укрепления мышц, активно участвующих в поддержании сводов можно также использовать упражнения в естественных условиях - ходьбу босиком по рыхлой почве, песку, лазание по канату, шесту, плавание и др. Укреплению мышечно-связочного аппарата способствует массаж передней и внутренней поверхности голени, подошвенной поверхности стопы. Занятия лечебной физкультурой необходимо сочетать с использованием ортопедических стелек, устанавливающих стопу в правильное положение при ходьбе.

Искривления позвоночника у ребенка можно избежать или приостановить его дальнейшее развитие, если вовремя начать лечение плоскостопия. Супинаторы, ортопедические стельки, корригирующие устройства, ортопедическая обувь, массаж, физиотерапия, лечебные упражнения следует применять по назначению врача, который возьмёт во внимание возраст, тяжесть заболевания, учтёт основную причину развития плоскостопия.
Начав лечение плоскостопия, можно значительно улучшить состояние стопы, остановить дальнейшее развитие плоскостопия и провести профилактику искривлений позвоночника. Взрослым людям лечение плоскостопия позволит остановить развитие заболевания, провести профилактику артрозов и заболеваний позвоночника, избавит от изнурительных болей. Главное – вовремя обратить внимание на свои стопы, если появилась усталость ног, боли в икроножных мышцах, стопах.
Многие люди часто не знают и не понимают, для чего нужна стелька супинатор. Большинство думают, что раз у них нет плоскостопия, то и супинатор им ни к чему. А стелька супинатор как раз нужна, и именно сейчас пока ещё не поздно, пока стопа под воздействием веса тела и нагрузками от ходьбы не деформировалась до такой степени, что придётся заказывать изготовление индивидуальной стельки супинатора. Профилактика плоскостопия обходится гораздо дешевле, чем лечение плоскостопия, как в денежном выражении, так и в смысле последствий для здоровья в целом.

1. Гишберг Л.С. Применение лечебной физкультуры при заболеваниях плоскостопием. М.: СМОЛГИЗ, 1998.

2. Козырева О.В. Лечебная физкультура при заболеваниях плоскостопием. М., 1993.

3. Мошков В.Н. Лечебная физкультура в клинике плоскостопия, М.,1992.

4. Справочник практического врача. Под ред. Т.Н. Савиновой. - М., 1999.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 01:25, реферат

Плоскостопие у детей чаще всего проявляется общей слабостью организма и гипотонией опорно-двигательного аппарата. При плоскостопии внутренний свод стопы опущен, и пронация стопы усилена; при этом нарушается вся статико-динамнческая функция стопы и нарушения передаются на голень, бедро и позвоночник.

Введение. __________________________________________________________3
2. Причины развития плоскостопия.______________________________ 5
3. Методы диагностики плоскостопия._____________________________9
4. Значения физических упражнений в профилактике и коррекции плоскостопия. _________________________________________________10
5. Методика применения средств и методов ЛФК в профилактике и коррекции плоскостопия. _______________________________________12
6. Комплекс упражнений при плоскостопии._______________________14
7. Заключение.________________________________________________15
8. Список литературы._________________________________________16

Занятия физкультурой при плоскостопии.doc

К первой группе относятся методы, в основе которых лежат отпечатки стоп (метод плантографии), получаемые различными способами, для чего применяют различные химические красители, которыми смазывают стопы.

В настоящее время существует несколько взаимодополняющих друг друга методик определения плоскостопия по плантограмме.

Наиболее точным является графико-расчетный метод, основанный на математических вычислениях. Существуют методы определения плоскостопия специальными приборами, начиная от простого циркуля и кончая рентгеновским аппаратом.

Лечить всегда труднее, чем предупредить развитие патологического процесса. Поэтому, особое внимание уделяю профилактике плоскостопия.

Профилактика плоскостопия включает:

а) общеукрепляющий режим;

б) рациональное питание;

в) достаточное пребывание на свежем воздухе;

е) правильно подобранная обувь;

ж) специальные корригирующие упражнения;

з) занятия спортом и спортивными играми.

Коррекция плоскостопия может быть достигнута систематическим применением физических упражнений.

Значения физических упражнений в профилактике и коррекции плоскостопия.

Большое значение в предупреждении и лечении различных деформаций опорно-двигательного аппарата имеет физическая культура в различных ее формах. Занятия физическими упражнениями положительно влияют на функции ЦНС, благодаря им достигается гармоничное развитие и укрепление мышечной системы, костно-связочного аппарата, органов дыхания и кровообращения, улучшается общий обмен веществ, осанка, повышается закаленность. Это ведет к увеличению функциональных возможностей организма, к укреплению здоровья.

Физкультурные упражнения помогают исправлять нарушения в опорно-двигательном аппарате. Эта особенность физических упражнений обязательно должна учитываться при назначении лечения детям, страдающим той или иной недостаточностью в состоянии ОДА. Применение коррекции в период формирования ОДА в процессе роста имеет особо важное значение, т.к. в силу больших пластических возможностей детского организма исправление недостаточности доступнее, а эффективность корригирования большая.

Поэтому в практике ортопедических упражнений одно из ведущих мест занимает физическая культура, особенно при профилактике плоскостопия.

Специальные физические упражнения сопровождаются возникновением новых, более сильных очагов возбуждения в коре, которые способствуют образованию правильных, необходимых в данном случае условно рефлекторных связей. Эти новые, более сильные очаги возбуждения подавляют влияние патологических очагов возбуждения и разрывают неправильные условно – рефлекторные связи, лежащие в основе происхождения той или иной деформации, в частности, и плоскостопия.

Борьба с развивающейся нервно- мышечной недостаточностью является основным условием для профилактики и физической реабилитации при плоскостопии.

Физические упражнения и другие средства физкультуры (закаливание, двигательный и гигиенический режимы и так далее) являются важными компонентами физической реабилитации при плоскостопии. Специальное значение физических упражнений в профилактике плоскостопия проявляется в благотворном влиянии на функции всех органов и систем организма, в улучшении функций суставов, связок и мышц стопы на фоне общего укрепления ОДА, в укреплении свода стопы при одновременной коррекции, имеющейся деформации.

Физическая культура во всем ее многообразии, являясь методом неспецифической, патогенетической функциональной терапии, оказывающим наряду с местным и общее воздействие на организм, благотворно влияет на профилактику и физическую реабилитацию при плоскостопии, особенно в детском возрасте.

Систематические занятия физической культурой, специальными физическими упражнениями, ЛФК способствуют развитию и укреплению мышц, связок и суставов, участвующих в образовании и нормальной деятельности свода стопы.

Профилактика и физическая реабилитация деформаций ОДА у детей и подростков имеет большое значение для правильного физического воспитания, подрастающего поколения.

Методика применения средств и методов ЛФК в профилактике и коррекции плоскостопия.

Физические упражнения и их сочетания:

- общеразвивающие упражнения без предметов и с предметами;

- корригирующие упражнения с применением приспособлений универсального типа;

- упражнения из раздела ЛФК;

- упражнения на массажерах;

- игры, игровые упражнения.

Комплексы упражнений следует выполнять в подготовительной и основной частях занятия.

Комплекс упражнений по коррекции составляется в определенной последовательности:

а) упражнения без предметов;

б) упражнения с предметами (захватывание пальцами стопы мелких предметов);

в) упражнения на приспособлениях универсального типа.

Дозировка зависит от уровня подготовленности детей. По мере укрепления и тренировки мышц увеличивается количество повторений упражнений.

Для детей, имеющих выраженное плоскостопие, в основной и заключительной частях урока следует применять индивидуальный подход. Например, нагрузка при выполнении разных прыжковых упражнений уменьшается и чередуется с интервалами отдыха, выполнением упражнений на массажерах.

При проведении занятий корригирующей гимнастикой должны соблюдаются следующие принципы:

1) индивидуализации в методике и дозировке физических упражнений в зависимости от особенностей заболевания и общего состояния ребенка;

2) системности воздействия с обеспечением определенного подбора упражнений и последовательности их применения;

3) регулярности воздействия, которое обеспечивает развитие и восстановление функциональных возможностей организма;

4) длительности применения физических упражнений, поскольку восстановление нарушенных функций возможно лишь при условии длительного и упорного повторения упражнений;

5) постепенного нарастания физической нагрузки: в первые 7 – 10 дней нагрузка постепенно нарастает, затем выходит на определенное плато и в последние 7 дней плавно снижается;

6) разнообразия и новизны в подборе и применении физических упражнений: целесообразно через каждые 2 – 3 недели обновлять 20 – 30% упражнений;

7) умеренности воздействия физических упражнений: продолжительность занятий 40 минут в сочетании с дробной физической нагрузкой;

8) соблюдения цикличности при выполнении физической нагрузки в соответствии с показаниями: чередование упражнений с отдыхом, упражнения на расслабление;

9) всестороннего воздействия на организм с целью совершенствования механизмов регуляции и адаптации к физическим нагрузкам;

10) учета возрастных особенностей: при комплектовании групп детей с одинаковой патологией возрастной шаг должен составлять один год.

Комплекс упражнений при плоскостопии.

Начинать занятия лечебной физкультурой лучше всего в раннем возрасте, когда организм ребёнка ещё только формируется. Разучить комплекс упражнений поможет врач - ортопед.

1. Попеременное сгибание и разгибание стопы сидя.

2. Верчение стоп.

3. Так называемые качели. Попеременно ребенок поднимается на пальцах и опускается на пятки.

4. Ходьба только на пальцах.

5. Ходьба по гимнастической палке.

6. Полуприседания на пальцах.

7. Приседание на гимнастической палке.

8. Для гимнастики потребуются два мяча. Маленький очень полезно 1-3 минуты качать пальцами ног. На большой (так называемый медицинбол) ребенок должен стать и немного побалансировать, потом сделать, не сходя с мяча, несколько приседаний.

10. Подскоки на пальцах.

11. Катание гимнастического обруча пальцами ног.

12. Поднимание разных предметов пальцами ног.

Существуют также упражнения, не требующие специального оборудования, но лечебный эффект их огромен. Не обязательно выполнять все упражнения на одном занятии. Начинать тренировку можно с пяти-шести упражнений, а через 10 -15 дней постепенно добавлять по одному упражнению.

Плоскостопие означает полную потерю всех рессорных функций стопы. Можно сравнить это с поездкой на двух машинах: с хорошими рессорами и с изношенными. В первой ухабы на дороге "отзовутся" лишь легким покачиванием, а во второй любая ложбинка - уже порядочная встряска. Вот такую встряску при ходьбе плоскостопие дает голени, тазобедренному суставу. Все это может привести к плачевному итогу - артрозу.

Передний отдел стопы практически невозможно укрепить массажем или гимнастикой, поможет только правильный подбор обуви - с широким мыском, жестким задником и каблуком, не перегружающим пальцы ног. При начальных степенях плоскостопия лучше не носить босоножки с открытыми пятками, мягкие шлепанцы, валенки. Лучше подойдут ботинки с твердой подошвой, небольшим каблуком и шнуровкой.

Обязательно следить за массой тела, чтобы она не была выше нормы. Ослабленные мышцы вкупе с повышенным весом дают большую вероятность того, что свод будет опущен.

Занятия физкультурой, безусловно, полезны и детям с плоскостопием. Рекомендации по ограничениям здесь очень относительны. Например, коньковый лыжный ход, беговые коньки или тяжелая атлетика дают излишнюю нагрузку на свод стопы. С другой стороны, они не противопоказаны, если нет тяжелых клинических проявлений болезни - болей, отеков. Так, почти у всех конькобежцев со временем формируется плоскостопие, что не мешает им добиваться высоких спортивных результатов. Физическая нагрузка в любом случае развивает мышцы ног и укрепляет свод стопы.

Список литературы.

1. Гишберг Л.С. Применение лечебной физкультуры при заболеваниях плоскостопием. М.: СМОЛГИЗ, 1998.

2. Козырева О.В. Лечебная физкультура при заболеваниях плоскостопием. М. , 1993.

3. Мошков В.Н. Лечебная физкультура в клинике плоскостопия, М.,1992.

4. Справочник практического врача. Под ред. Т.Н. Савиновой. – М., 1999.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.