Исследование плоскостопия у детей


    Главная
  • Список секций
  • Биология
  • ДИАГНОСТИКА ПЛОСКОСТОПИЯ У ШКОЛЬНИКОВ




ДИАГНОСТИКА ПЛОСКОСТОПИЯ У ШКОЛЬНИКОВ


Человеческая нога от природы очень хорошо сконструирована. Стопа человека в процессе эволюции приобрела форму, позволяющую равномерно распределять нагрузку. Но идеальная стопа встречается менее чем у половины человечества. Плоскостопие является одним из распространенных заболеваний опорно-двигательного аппарата. По статистике женщины подвержены этому заболеванию в 4 раза больше чем мужчины. В 3% случаев плоскостопие регистрируется с самого рождения, к двум годам у 24% детей, к четырём годам у 32% детей, к семи годам у 40% детей, уже после 11 лет половина подростков страдает плоскостопием. Врачи называют плоскостопие болезнью цивилизации, так как им страдают 80% населения Земли.

Плоскостопие - трудноизлечимая болезнь. Для излечения его порой прибегают к оперативным вмешательствам. Все специалисты единогласны: лечение плоскостопия более трудная задача, чем его предупреждение. Однако немало детей страдают от этого недуга именно из-за не принятых вовремя мер профилактики плоскостопия.

Изучить литературу по проблеме исследования.

Исследовать стопы школьников с помощью методик: Штритер, Чижина.

Обобщить и проанализировать полученные данные анкетирования.

Выявить возможные причины плоскостопия у детей школьного возраста.

Выявить наиболее доступные методы профилактики плоскостопия у школьников.

Провести классный час с целью информированности учащихся о причинах плоскостопия и возможных профилактических мероприятий.

Предмет исследования: анкеты, отпечатки стоп-плантография.

Материал и методы исследования: диагностика плоскостопия методами плантографии по И. М. Чижину и В. А. Штритер.

Практическая значимость результатов исследования: материалы исследования могут быть использованы для работы учителей – предметников и классных руководителей образовательных учреждений.

Глава 1. Обзор литературы по данной теме

Плоскостопие: виды, симптомы, причины

Плоскостопие — деформация стопы, характеризующаяся понижением ее сводов. Непосредственно стопа осуществляет функцию опоры человека, движения и амортизации за счет сложного строения. При нормальном физиологическом строении стопа имеет два свода - поперечный (между основаниями пальцев) и продольный (по внутреннему краю стопы). Своды носят функцию амортизаторов и смягчают тряску при ходьбе. Костно-связочный аппарат стопы работает хорошо тогда, когда нагрузка, которая приходится на стопу, полностью уравновешивается. При ослаблении мышц и связок, которые соединяют 26 костей стопы, происходит проседание сводов и уплощение, что ведет к потере рессорной функции. При плоскостопии эта функция переходит на позвоночник, коленный, голеностопный и тазобедренный сустав. Данные суставы не предназначены выполнять эту функцию, и справляются с ней плохо, вследствие чего быстро выходят из строя.

Существует достаточно много состояний, которые приводят к плоскостопию, вот некоторые из них:

•Врожденная плоская стопа достаточно редкая патология встречается в 11,5 % от общего числа заболеваний стопы. Причиной могут быть различные патологии внутриутробного развития плода, вследствие ионизирующего излучения, вредных привычек матери.

•У детей с рахитом развивается рахитическая стопа, в результате снижения выработки витамина Д снижается прочность костей при механической нагрузке, ослабляется мышечно-связочный аппарат.

•Паралитическое плоскостопие развивается после перенесенного полиомиелита, и степень плоскостопия находится в прямой зависимости от степени выраженности паралича.

•Травматическое плоскостопие развивается при переломах костей стопы или при неправильно сросшихся переломах.

•Статическое плоскостопие - один из самых распространенных видов плоскостопия. Основными причинами его является снижение тонуса мышц, чрезмерное переутомление в связи с длительным пребыванием на ногах.

Обычно человек, который проводит много времени на ногах, не замечает развития плоскостопия, а появление болей и неприятных ощущений в ногах и ступнях связывает с усталостью. Есть несколько основных признаков, по которым можно заподозрить развитие этого заболевания:

• Ноги к концу рабочего дня начинают отекать, появляются следы от носков, возможно появление чувства тяжести и судороги, которые могут быть не продолжительными и проходить после массажа.

• Обувь начинает изнашиваться значительно быстрее, чем раньше, преимущественно с внутренней стороны.

• Периодически создается ощущение, что нога увеличилась в длине, из-за этого приходится покупать обувь на размер больше.

•Походка становится тяжелой, неестественной, появляется косолапее, нарушается осанка.

• Главным сигналом о болезни является боль в стопе, икроножных мышцах, под коленом, ломят косточки предплюсны.

Существует несколько стадий деформации стопы, прохождение которых приводит к полному клиническому плоскостопию. Выделяют продромальную стадию, стадию перемежающегося плоскостопия, стадию развития плоской стопы, стадию плосковальгусной стопы и контрактурное плоскостопие.

Первая стадия плоскостопия проявляется болью в стопе и икроножной мышце после длительной нагрузки на стопу, статистического характера, появляется выраженное ощущение усталости.

В стадию перемежающего плоскостопия характеризуется усилением болей к концу дня, боль возникает вследствие перенапряжения связочного аппарата стопы, который поддерживает оптимальное положение стопы. Повышенная утомляемость не редко появляется в середине дня, и людям с начинающимся плоскостопием приходится менять вид деятельности или чаще отдыхать. Продольный свод стопы к концу рабочего дня визуально уплощается, однако после отдыха, особенно по утрам, высота свода восстанавливается.

Стадия развития плоской стопы возникает, когда вследствие дальнейшего переутомления мышц голени и стопы продольный свод стопы не в состояние после отдыха восстановится. У больного быстро развивается усталость вследствие переутомления мышц. Боль становится постоянной и ноющей в результате пере растяжения связочного аппарата. Уменьшается высота продольного свода за счет удлинения стопы и расширения ее продольной части. Изменяется походка, ограничивается объём движений в суставе стоп [2].

Методы профилактики плоскостопия у школьников

В профилактике плоскостопия ведущее место отводится физическому труду и занятиям лечебной физкультурой. Спортивные занятия должны быть ежедневными и интенсивными, только тогда восстановительные процессы сохраняют высокий функциональный потенциал органа. Важно шире и активнее использовать уроки физкультуры в школе, позволяющие значительно укреплять мышечно-связочный аппарат стопы.

Для обеспечения нормальной деятельности стопы определенные требования предъявляются и к обуви: она обязательно должна быть по размеру стопы, препятствовать застойным явлениям в стопе, предупреждать статическое отягощение пассивных тканей и содействовать работе мышц и связок, быть по сезону и соответствовать роду деятельности человека. Необходим и рациональный режим нагрузки на стопы. Полезно ходить босиком по песку, рыхлой почве, песчаному берегу водоема, гальке и т.д. Нельзя ходить в помещении в утепленной обуви, не рекомендуется стоять длительное время, особенно с разведенными стопами и значительным грузом, не рекомендуется чрезмерная по продолжительности ходьба босиком или в обуви с мягкой подошвой по асфальту и плотной почве.

Важным элементом лечения и реабилитации является использование физиотерапевтических процедур (теплые ванны, лампа Соллюкс, локальное отрицательное давление и другие) и массажа стоп и в целом нижних конечностей. Сложные деформации требуют изготовления и ношения ортопедической обуви или оперативного лечения [4].

Физические упражнения, рекомендуемые при плоскостопии (по Т. А. Фонаревой):

В исходном положении лежа на спине:

1. Поочередно и вместе оттягивать носки стоп с одновременным их супинированием.

2. Поочередно и одновременно приподнимать пятки от опоры (пальцы касаются опоры).

3. Ноги согнуть в коленях, бедра разведены, стопы соприкасаются друг с другом подошвенной поверхностью. Отведение — приведение пяток с упором на пальцы стоп.

4. Скользящие движения стопой одной ноги по голени другой, охватывая ее. То же другой ногой.

В исходном положении сидя:

5. Ноги согнуть в коленях, стопы параллельны, приподнимать пятки вместе и поочередно.

6. Производить тыльное сгибание стоп поочередно.

7. Приподнимать пятку одной ноги с одновременным тыльным сгибанием стопы другой ноги.

8. Положив ногу на колено другой ноги, проделывать круговые движения стопы в обе стороны. То же другой ногой.

9. Захватывать пальцами стоп мелкие предметы и перекладывать их.

10. Сидя по-турецки, подогнуть пальцы стоп, наклоняя туловище вперед, встать, опираясь на боковую поверхность стоп.

В исходном положении стоя:

11. Стопы параллельны, на ширине ступни, руки на пояс: а) подниматься на носки двух ног и попеременно; б) приподнимать пальцы стоп с опорой на пятки обеих ног и попеременно; в) перекат с пяток на носки и обратно.

12. Полуприседание и приседание на носках, руки в стороны, вверх, вперед.

13. Стопы параллельны, переход в положение, стоя на наружных сводах стопы; поочередное поднимание пяток, не отрывая пальцев от пола, ходьба на месте.

14. Стоя на гимнастической палке (палка поперек стоп), стопы, параллельно. Полуприседания и приседания в сочетании с движениями рук.

15. Стоя на рейке гимнастической стенки, хват руками на уровне груди, полуприседания и приседания.

16. Стоя на набивном мяче. Приседания в сочетании с движениями рук.

Упражнения в ходьбе: на носках, на наружных сводах стоп, с поворотом стоп на носках с полусогнутыми коленями, на носках, высоко поднимая колени и выдвигая ноги вперед за счет сгибания пальцев, по ребристой доске, по скошенной поверхности (пятки к вершине), по наклонной плоскости на носках (вверх и вниз) [3].

Глава 2. Результаты исследования

2.1. Анкетирование

Результаты анкетирования приведены в диаграммах.

По результатам анкетирования мы выяснили, что все ученики знают про заболевание, но лишь 29% учащихся проинформированы о последствиях плоскостопия и знают меры профилактики этой болезни. 43% учащихся ощущают боли в ногах после долгой ходьбы или больших физических нагрузок, и лишь 19% школьников знают, что у них есть плоскостопие и они занимаются профилактикой и лечением этого заболевания. 67% учеников ведут малоподвижный образ жизни.

2.2. Плантография стоп

Анализируя полученные данные тестирования, получили следующие результаты.

У 8 человек (38% учащихся) наблюдается плоскостопие, у 3человек (14% учащихся), у 10 человек (48% учащихся) - нормальная стопа.

Заключение

Согласно проведенному исследованию, мы пришли к следующим выводам:

Мы выявили наличие плоскостопия у 38% учащихся нашего класса.

Высокий процент заболеваемости связан с малоподвижным образом жизни, а также низким уровнем информированности учащихся о плоскостопии.

Для решения данной проблемы были предложены допустимые методы профилактики.

Список литературы

Айзман Р. Способы определения плоскостопия // Спорт в школе. – 2008. № 13.

Жумагазиев Е. Н. Плоскостопие // Медицинский журнал о здоровье. – 2016.

Попов С. Н. Физическая реабилитация: учебное пособие для академии и институтов физической культуры. – Ростов–на–Дону, - М.: Феникс, 2005г.

Прокопьев Н. Я. Плоскостопие у детей // Вестник Тюменского государственного университета. – 2004. - № 3.

Прокопьев Н. Я., Романова С. В. Спорт и плоскостопие // Молодой ученый. — 2016. — №12. — С. 525-529.

Приложение

А) Мужской Б) женский

2. Знаете ли вы, что такое плоскостопие?

3. Знаете ли вы о последствиях плоскостопия?

4. Есть ли у вас такое заболевание?

А) Да Б) нет В) не знаю

5. Кто-нибудь страдает плоскостопием в вашей семье?

А) да Б) нет В) не знаю

6. Какой образ жизни вы ведете?

А) малоподвижный образ жизни Б) активный образ жизни

7. Знаете ли вы какие-нибудь упражнения для профилактики плоскостопия?

8. Бывают ли у вас боли в ногах после долгой ходьбы или больших физических нагрузок?

Инструкция: Возьмите чистый лист бумаги, положите его на пол. Намажьте ступни жирным кремом и встаньте на этот лист. Туловище при этом должно быть прямым, ноги вместе, чтобы тяжесть тела могла распределиться равномерно. На бумаге останется четкий отпечаток ваших стоп. Обведи отпечаток цветным карандашом.

Метод В. А. Штритера.

К наиболее выступающим точкам внутренней части отпечатка проводится касательная линия (АБ).

Находится середина отрезка АБ.

Из середины отрезка АБ возводится перпендикуляр (ВД) до пересечения с наружным краем отпечатка.

Отмечаются точки Г — в месте пересечения перпендикуляра с внутренней частью отпечатка стопы и Д — в месте пересечения перпендикуляра с наружной частью отпечатка стопы.

Измеряются отрезки ГД и ВД.

Индекс, используемый для характеристики формы стопы, рассчитывается по формуле: I = ГД * 100 / ВД

Оценка результатов:

00,0–36 — экскавированная стопа

36,1–43 — субэкскавированная стопа

43,1–50 — нормальная стопа

50,1–60 — уплощенная стопа

60,1–70 — плоскостопие [5].

Метод И. М. Чижина.

Проводится касательная АВ к наиболее выступающим точкам стопы с внутреннего края.

Измеряются отрезки аб и бв.

Индекс, используемый для характеристики формы стопы, рассчитывается по формуле: ИЧ = (аб / бв)

Выберите книгу со скидкой:


Совушки. Раскраски, поднимающие настроение (ПР)

350 руб. 96.00 руб.


Математика. Новый полный справочник школьника для подготовки к ЕГЭ

350 руб. 222.00 руб.


Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. 2-е изд.

350 руб. 963.00 руб.


Считаю и решаю: для детей 5-6 лет. Ч. 1, 2-е изд., испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.


Начинаю считать: для детей 4-5 лет. Ч. 1, 2-е изд., испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.


Считаю и решаю: для детей 5-6 лет. Ч. 2, 2-е изд., испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.


Пишу буквы: для детей 5-6 лет. Ч. 2. 2-е изд, испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.


Русско-английский словарик в картинках для начальной школы

350 руб. 163.00 руб.


ОГЭ. Литература. Новый полный справочник для подготовки к ОГЭ

350 руб. 205.00 руб.


ЕГЭ. Английский язык. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ

350 руб. 171.00 руб.


Рисуем по клеточкам и точкам

350 руб. 248.00 руб.


ЕГЭ. Информатика. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ

350 руб. 163.00 руб.

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА




  • Все материалы
  • Статьи
  • Научные работы
  • Видеоуроки
  • Презентации
  • Конспекты
  • Тесты
  • Рабочие программы
  • Другие методич. материалы
  • Новичихина Евгения ИвановнаНаписать 1019 17.09.2016

Номер материала: ДБ-198358

  • Биология
  • Другие методич. материалы

Добавляйте авторские материалы и получите призы от Инфоурок

Еженедельный призовой фонд 100 000 Р

    17.09.2016 251
    17.09.2016 300
    17.09.2016 5297
    17.09.2016 1188
    17.09.2016 308
    16.09.2016 1639
    16.09.2016 250

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Плоскостопие у ребенка – деформация стопы, которая проявляется в виде уплощения свода и делает подошву плоской. Патология лишает возможности касаться пола всей поверхностью подошвы. Вальгусная деформация детской стопы — распространенная болезнь, связанная с опорно-двигательным аппаратом. Помочь определить плоскостопие у ребенка поможет специальный врач-ортопед.


Механизм появления у детей

Единственного механизма, ведущего к развитию плоскостопия, нет. Это всегда комплекс причин, запускающих болезнь. К основным условиям относят:

  1. Наследственность (слабый связочный аппарат, нужно систематически проводить осмотр у профильных врачей).
  2. Некомфортная для детской ноги обувь (слишком узкая или широкая).
  3. Гипермобильность суставов (повышенная гибкость) тоже может спровоцировать развитие вальгусной стопы у ребенка.
  4. Различные травмы ступней ног.
  5. Неправильная физическая нагрузка на опорно-двигательную систему (поднятие штанги подростками, резкий скачок массы тела).

Сравнительный анализ здоровья опорно-двигательного аппарата детей из городской и сельской местности показал, что первые болеют чаще плоскостопием. Ученые рекомендуют жителям города по возможности шагать босиком по гальке (мелкий гравий), песку или по траве. Если такой возможности нет, можно развивать ступню малыша хождением по гороху.


В каком возрасте можно определить плоскостопие

Врачи считают, что делать диагностику детям до 3 лет не стоит. Ряд специалистов расценивает возраст 5 лет как подходящий для осмотров такого рода. Младенец до трехлетия обладает широкой и уплощенной (плоской) ступней, так называемое физиологическое плоскостопие. При первых шагах у малышей функцию амортизатора берет на себя специальная жировая подушечка на подошве, поскольку костный аппарат еще недостаточно крепкий. Связки ног и мышцы еще слабые, их можно легко потянуть. Процесс формирования костей в ступне заканчивается к 6-летнему возрасту, и именно в этом возрасте легко выявлять признаки патологии.

Все малыши первые три года своей жизни должны проходить плановые проверки, которые помогают определять наличие болезни в первой стадии:

  • грудничок в возрасте 3 и 6 месяцев — обследование на распознавание рахита;
  • младенец 9-12 месяцев — на признаки плоскостопия, которые могут отчетливо проявляться в виде плоско-вальгусной подошвы;
  • малыш первого года жизни — проверка помогает узнавать объем движения суставов;
  • ребенок 3 лет — обследование по выявлению деформации осанки, походки, правильного состояния ступней.


Методы диагностики деформации стопы

Проверять плоскостопие у ребенка и проводить полное обследование для выявления болезни следует в больнице, но можно и в домашних условиях.

Наиболее распространенные методы узнавания болезни:

  1. Плантограмма (ставит степень плоскостопия).
  2. Рентгенографический метод (снимает подошву на рентгене). Делается с 12-летнего, иногда — с 14-летнего возраста.
  3. Фридлянда метод (замер высоты ступни, длины ног; измеряют от пятки и заканчивают большим пальцем).

Выявить болезнь можно дома с помощью отпечатка подошвы. Берется краска и чистый лист бумаги. Пошаговая схема на выявление болезни плоскостопие данным методом.

  • наносим краску на подошву (можно заменить зеленкой, йодом или жирным кремом);
  • положить лист бумаги на ровную поверхность;
  • стать на него ногами;
  • проанализировать полученный результат.

Выемка составляет меньше третьей части отпечатка – вторая степень патологии. Боли в ногах беспокоят все чаще, начинают болеть голени и лодыжки, легкость в походке исчезает, она становится грузной и тяжелой.

Выемка на отпечатке совсем отсутствует — третья форма тяжести. Длительная ходьба вызывает боль в пояснице, отекают ноги. Форма ноги визуально видоизменена. Самостоятельно выявив у себя этот диагноз, нужно сразу же обратиться в больницу.


Ортопеды ставят диагноз следующими способами:

  1. Плантография.
  2. Подометрический (метод Фринлянда).
  3. Рентгенографический.
  4. Тензометрия.

Плантография представляет собой смазывание стопы ног специальным раствором Люголя для получения четкого и подробного отпечатка подошвы.

Подометрический метод Фринлянда помогает определять подометрический индекс, который состоит из длины и высоты ступни. Полученную высоту нужно умножить на сто и разделить на длину. Норма – 29-31. Нужно точно проверят все значения, если цифра от 27 до 29 – есть подозрения на вальгусную деформацию. Результат указывает на 25 — ребенок имеет патологию. Этот метод используется и дома.

Тензометрия – новейший способ, с помощь которого можно распознавать наличие болезни. Компьютерная диагностика использует подометрическую платформу. Полученный результат при помощи такой платформы помогает врачам полностью проанализировать степень деформации стопы и степень развития болезни. Тензометрия помогает подобрать ребенку подходящую именно ему ортопедическую стельку.

Возможные осложнения отсутствия лечения

Болезнь лучше исправлять на первой стадии ее развития. Для детей применяется следующее лечение:

  • физиотерапевтическое;
  • легкие упражнения;
  • массаж ног.

Такая болезнь, как плоскостопие, сразу увеличивает нагрузку на позвоночник, коленные суставы, голени ребенка. Повышенная нагрузка на позвоночник приводит к его искривлению (сколиозу). Плоскостопие у детей, если его не лечить, в дальнейшем приведет к развитию артроза, хромоте, позвоночной грыже. Несвоевременное лечение ведет к прогрессированию болезни и осложнениям.


Плоскостопие — одна из самых частых причин обращений к детскому ортопеду. Многие мамы уже в первые годы жизни обеспокоены, если что-то не так с ногами их ребенка, поэтому обращаются к врачам.

Но достоверно судить о проблеме, включая плоскостопие, можно только после 6-7 лет жизни. До этого возраста мышцы, хрящи, кости стопы находятся на этапе своего развития, а на подошвенной поверхности выражена жировая подушка, которая не позволяет увидеть контур формирующихся сводов.

Несмотря на кажущуюся безобидность заболевания, оно может доставить проблемы со здоровьем в более старшем возрасте. Важно начинать проводить профилактику уже с первых шагов малыша. Если установлен диагноз “плоскостопие”, лечение у детей этого заболевания должно быть назначено своевременно.

Что такое плоскостопие

Плоскостопие у ребенка − это нарушение архитектоники стопы, при которой из-за уменьшения кривизны ее сводов, подошва полностью соприкасается с опорной поверхностью.

Кости стопы соединяются друг с другом связками, которые создают правильно ориентированный костный каркас, а мышцы обеспечивают формирование высоты сводов, которые выполняют опорную функцию, амортизируют толчки во время движения. Под влиянием травматических, неврологических, наследственных причин мышцы и связки могут расслабляться, а своды стопы становятся плоскими.

Виды плоскостопия у детей



Вид плоскостопия у детей зависит от причины, которая спровоцировала это заболевание, времени возникновения (врожденное или приобретенное), клинических проявлений (асимптоматическое или с жалобами), а также характера поражения.

Вариантом нормы считается физиологическое плоскостопие, которое характерно для детей до семи лет. Оно не требует специального лечения: в домашних условиях для профилактики плоскостопия у детей можно выполнять ряд упражнений, носить правильную обувь.

В зависимости от того, какая дуга уплощается (идущая вдоль или поперек стопы), можно говорить о продольном плоскостопии у детей или поперечном.

При одновременном вовлечении в процесс обоих сводов, патология считается комбинированной.

По этиологии плоскостопие бывает паралитическим (нарушается иннервация стопы, голени), травматическим, рахитическим, статическим.

Причины возникновения плоскостопия

Многие люди задаются вопросом, почему возникает плоскостопие. Причиной тому могут служить врожденные или приобретенные факторы.

Врожденные причины плоскостопия у детей могут быть такими:

  • внутриутробные нарушения формирования плода;
  • гипермобильность суставов, обусловленная генетическими нарушениями (это объясняет наследственную предрасположенность к возникновению заболевания);
  • другие болезни наследственного характера (Синдром Дауна, Элерса-Данлоса).

Деформация ног может возникать даже при правильном развитии ребенка на данный момент, потому что осталась причина: неправильное его внутриутробное положение и чрезмерное давление на плод стенки матки.

  • переломы костей стопы, области голеностопного сустава, что может привести к их неправильному срастанию и возникновению в последующем деформации стопы;
  • повреждение нервов, иннервирующих мышцы ног (возникает при нейромышечных заболеваниях, детском спастическом параличе, полиомиелите);
  • недостаток витамина D (рахит): из-за слабости костной ткани, под тяжестью всего тела стопы начинают деформироваться, наблюдается неправильное развитие костей;
  • при длительном стоянии возникают чрезмерные нагрузки на стопы в течение дня;
  • неправильно подобранная обувь;
  • косолапость, ожирение, ревматоидный артрит и другие системные заболевания;
  • слабость связок и сухожилий, снижение тонуса мышц стопы и голени.

Осложнения



Из-за неправильной формы стопы в суставах и позвоночнике возникают дегенеративные изменения, нарушается осанка. При прогрессировании заболевания происходит деформация коленных суставов и тазобедренных, мелких суставов стоп, может развиться сколиоз.

Пальцы на ногах деформируются, на стопе появляются омозолелости, натоптыши. На пяточной кости может возникнуть пяточная шпора, которая сопровождается сильными жгучими болями. У пациентов с плоскостопием наблюдается склонность к формированию вросшего ногтя.

Симптомы и диагностика плоскостопия у детей

Заболевание у ребенка может протекать бессимптомно, но по мере ухудшения состояния появляются первые клинические признаки. Дети начинают жаловаться на боли в ногах, пояснице, позвоночнике. Неприятные ощущения и усталость в ногах усиливаются к концу дня, при продолжительном нахождении в вертикальном положении и проходят после отдыха.

Появляются болезненные судорожные сокращения икроножных, передней и задней большеберцовых мышц голеней. Тыльная поверхность стоп отекает, становится пастозной. Постепенно развивается видимая костная деформация.

Диагноз “плоскостопие” ставится по результатам общего осмотра, на основании жалоб пациента, данных инструментальных методов исследования.

Обе ноги осматривают на высокой подставке, стоя и сидя, при хорошем свете. Оценивают ходьбу ребенка по кабинету. При этом обращают внимание на следующие параметры:

  1. Определяют высоту сводов, которая при плоскостопии значительно снижена, или своды полностью отсутствуют.
  2. Взаимоотношение между частями стопы. Плоскостопие приводит к ее удлинению и расширению в средней части.
  3. Передний отдел обращен кнаружи, т.е. происходит его абдукция. Пятка также отклоняется кнаружи (это можно определить путем проведения линии через ахиллово сухожилие и пяточный бугор). Если градус выше 6, то это говорит в пользу плоскостопия.
  4. Наличие кожных изменений в виде натоптышей, гиперкератоза.
  5. Состояние мышц ног (наличие гипотрофии или атрофии).

Оценивают обувь пациента. Прежде всего, смотрят на каблук. Для плоскостопия характерно его изнашивание по внутреннему краю, а у здоровых людей он стирается снаружи.
Из инструментальных методов основными являются рентгенологический метод и плантография.

Рентгенологическое исследование



Позволяет увидеть костный скелет стопы и достоверно определить наличие плоскостопия. Рентгенографию проводят в двух взаимно перпендикулярных проекциях стоя, при этом захватываются не только кости стопы, но и дистальная часть голени. Исследование рекомендуют проводить с 7-8 лет жизни ребенка, т.к. до этого возраста еще не сформирована ладьевидная кость, и определить наличие плоскостопия очень сложно.

Определяют значение угла и высоту продольного свода. На снимке выделяются три основные костные точки, между которыми проводятся линии и угольником измеряется угол. В норме он составляет 111˚-135°.

При первой степени значения угла варьируют от 136˚ до 145˚.

При второй степени — от 146˚ до 155°.

Третья степень плоскостопия соответствует углу от 156˚.

Высота продольного свода определяется путем проведения вертикальной линии от сочленения между ладьевидной и клиновидной костями до горизонтальной линии, соединяющей пяточную и первую плюсневую кости. При плоскостопии 1 степени это значение составляет от 3 до 3,5 см, при 2 степени – 2,5-2,8 см, при 3 степени – 0,5-1,7 см.

Плантография



Еще один способ анализа. Плантограмма – это отпечаток подошвы на бумаге. Метод используется в качестве скринингового для выявления первых признаков плоскостопия у детей школьного возраста. Для выполнения исследования берут специальную типографскую краску с добавлением скипидара.

На плантограф (полиэтиленовая пленка, закрепленная в рамке) наносят краситель и кладут его на лист бумаги. Далее обследуемый ставит ножку ребенка на пленку и карандашом обводит контур стопы (карандаш при этом находится в строго перпендикулярной плоскости).

Оценку результатов проводят по отпечатанному следу, т.к. контур зависит от некоторых факторов (наличия мозолей, бурситов).

К показателям плантограммы относятся:

  1. Индекс свода стопы. Это отношение ширины поперечного свода в среднем отделе к ширине поперечного свода в области пятки. Норма этого показателя зависит от возраста человека.
  2. Индекс “W” представляет собой отношение длины стопы к ее ширине. В норме длина превышает ширину в 3 раза; при поперечном плоскостопии соотношение ближе 2:3.
  3. Индекс “Q” – это отношение длин отрезков, проведенных в центре продольного свода стопы. При уплощении 1 степени значение составляет 0,46-0,49, 2 степени – 0,5-0,75, если стопа плоская – 0,76-1.

Лечение плоскостопия у детей

Лечить плоскостопие начинают с 7 лет. Терапия преимущественно консервативная, и к операциям прибегают редко. Она проводится для предупреждения дальнейшего прогрессирования заболевания, а также для снятия боли в ногах.

Полного излечения в виде восстановления сводов не происходит.

Проводят лечение плоскостопия у детей как в домашних условиях, так и в лечебных учреждениях. Оно включает в себя следующие методы:

  • использование ортопедических средств;
  • физиотерапия (ванночки, грязелечение и электролечение);
  • специальный комплекс физических упражнений;
  • проведение редрессации с этапными гипсовыми повязками;
  • оперативное.


Для формирования сводов стопы используют ортопедические стельки, которые вкладываются в уличную и домашнюю обувь. Стельки изготовлены из натуральных дышащих материалов, повторяют форму сводов стоп, а в области пятки имеется подушечка (супинатор).

При регулярном использовании они приносят большую пользу, помогают избавиться от тяжести, боли в ногах, т.к. разгружают болезненные участки и берут на себя функцию амортизации при движении. Поэтому носить их рекомендуют в течение всего дня. Для профилактики заболевания стельки также рекомендуют использовать, но в течение 45 минут. Они отличаются большей мягкостью и незначительным подъемом свода.


Кроме стелек, на заказ индивидуально изготавливается специальная ортопедическая обувь. Она жесткая с высоким задником, что препятствует отклонению стопы в ненужном направлении, а дно ботинка повторяет правильную форму стопы.

Стельки и ботинки только поддерживают своды. Для снижения повышенного тонуса и укрепления мышц стоп, голеней, необходимо регулярно проводить занятия лечебной физкультурой. Она назначается как при любой форме и степени плоскостопия, так и с профилактической целью.

Существует большое количество различных комплексов упражнений, в том числе и с использованием вспомогательных предметов (камушков, мячиков, скалки, ортопедического коврика). Все они направлены на раздражение мышц ног. Упражнения проводят без обуви в различных положениях тела ребенка.

Варианты упражнений при плоскостопии у ребенка:

  1. Ребенок поочередно обеими стопами катает любой круглый предмет (можно использовать мячик, гирю или пластиковую бутылку).
  2. На полу размещаются разные мелкие предметы. Необходимо пальцами обеих ног собрать их в ящик.
  3. Сидя на полу, нужно описывать стопами круги.
  4. В сидячем положении обеими стопами нужно перенести деревянный кубик или небольшой ящик с одного места на другое.
  5. На пол кладется любая ткань. Ребенок пытается пальчиками ног собрать ее.
  6. Пальчиками одной ноги нужно надеть носок на другую ногу.
  7. На пол кладут деревянный брусок высотой около 20-25 см. Ребенок, плотно прижимая друг к другу стопы, перекидывает их через лежащий предмет, опускает на пол, затем переносит их в обратном направлении.

Из активных упражнений рекомендуется ходьба поочередно на носочках и пятках, на наружном и внутреннем крае стоп, ходьба по неровностям (можно использовать горох, камушки, игольчатый коврик).


Лечебная гимнастика должна быть повседневной привычкой ребенка, как и чистка зубов или умывание. Кроме гимнастики, для укрепления мышц при плоскостопии нужно выполнять массаж ног. Массаж могут делать как специалисты в условиях лечебного учреждения, так и дома родители. При этом массируют голени и стопы ребенка в разных техниках: растирание, разминание, поглаживание, выжимание, растяжение, сжатие и пр.


Для снятия болей и увеличения притока крови к тканям ног проводят физиотерапевтическое лечение. К основным видам относится гидромассаж, аппликации парафина, лечение грязями, использование лекарственных мазей (индометацина, гидрокортизона) для фонофореза, электрофорез с новокаином. Таким способом лекарственные препараты лучше проникают через кожные покровы, оказывают обезболивающее и противовоспалительное действие.

Для увеличения мышечной силы проводят стимуляцию мышц электрическим током. Сила тока подбирается в зависимости от индивидуальной переносимости ребенка. Продолжительность процедуры около 9-10 минут, курс лечения −10 сеансов − проводится два раза в год.

Если у ребенка рахит, то назначаются поливитаминные комплексы, препараты, содержащие кальций и фосфор. Один из методов лечения плоскостопия у детей (при рахите) заключается в наложении гипсовых повязок после правильной установки стопы.

При высокой степени плоскостопия, которая сопровождается сильным болевым синдромом, для разгрузки стопы можно наложить гипсовую повязку на 21 день.


Радикальным методом лечения плоскостопия является хирургический метод. Однако ортопеды к нему прибегают не часто, только по строгим медицинским показаниям:

  • отсутствие эффекта от ортопедической обуви;
  • сильный болевой синдром;
  • плоскостопие с вальгусной деформацией стопы (отклонение ее кнаружи), которое сопровождается сильными функциональными нарушениями.

Оперативное лечение начинают с 12 лет. При этом проводят полную реконструкцию стопы с формированием сводов, выполняют пересадку сухожилий, а также операции на костной ткани. При приобретенном плоскостопии могут проводить пересадку мышц, изменение длины сухожилий.

Профилактика



С раннего детского возраста с целью профилактики нужно проводить правильно подобранные упражнения для укрепления мышц стопы и голени. Рекомендованы ходьба босиком, бег, плавание, спортивные игры с мячом.

Обувь должна подбираться строго по размеру, быть устойчивой, плотно охватывать стопу и обязательно иметь каблук.

Для предупреждения развития заболевания необходимо обращать внимание на стопы ребенка, ежегодно посещать врача-ортопеда. Вовремя замеченное заболевание позволит своевременно начать лечение и избавит ребенка от проблем со здоровьем в будущем.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.