Игры по плоскостопии для младшей группы

Цель: укрепление мышц стопы и голени и формирование сводов стоп, развитие мелкой моторики пальцев ног, упражнение в равновесии, координации, внимании, памяти, мышлении.

С фигурными дисками.

Оборудование: диски фигурные разноцветные, кольца резиновые, обручи.

Дети делятся на 2 команды. Напротив каждой команды лежат два обруча. Один рядом, другой на расстоянии 3м. В ближайшем обруче у каждой команды лежат разноцветные диски и кольца. Дети в каждой команде вместе выстраивают из них дорожку ко второму обручу и проходят по ней.

2 вариант . Выкладывают дорожку из фигур, цвета даются в определенной последовательности.

3 вариант . Так же, но сначала использовать кольца, затем фигурки.

4 вариант . Выкладывать дорожку их всех фигур, цвета даются в определенной последовательности, но все фигуры для обеих команд лежат в одном большом обруче.

Пособия: мягкие разноцветные диски.

И.п. – стоя, диски разложены на полу.

Переворачивать диски пальцами ног.

Пособия: фигурные диски.

На полу разложены диски. Дети проходят по ним до определенного места.

Прямоугольники разной поверхности и разного цвета.

Цель: укрепление мышц стопы, формирование знаний о цвете и разной фактуре.

Оборудование: тактильные дорожки из разноцветных прямоугольников.

С использованием тренажеров.

И.п. – сидя, согнув ноги, руки в упоре сзади, гантели под стопами.

Катать гантели вперед-назад двумя стопами вместе и поочередно.

С роликом гимнастическим.

Пособия: ролик гимнастический

И.п. – сидя, согнув ноги, руки в упоре сзади, стопы стоят на руках ролика. Прокатывать ролик вперед-назад до выпрямления ног в коленном суставе.

Пособия: ролик гимнастический

И.п. – сидя, упор руками сзади, прямые ноги лежат на полу; ролик стоит между ног. Захватить ролик стопами ног под ручки ролика, слегка поднять ноги и удержать.

И.п.: встать справа от диска.

Поставить правую ногу на диск и поворачивать диск вправо-влево. Затем так же другой ногой.

И.п.: - стоя одной ногой на диске, другая на полу.

Отталкиваясь другой от пола, вращаться по кругу.

Тренажеры сложного устройства.

Велопедали. Захват педалей сводом стопы.

Жим ногами (Машина). Установка ног на платформе: пятки вместе – носки врозь.

Беговая дорожка. Ходьба с опорой на пятку.

С массажными кочками.

Пособия: массажные кочки-полусферы, мягкие массажные балансиры.

На полу разложены кочки. Дети проходят по ним с одной стороны зала до другой, стараясь не упасть.

Пособия: массажные кочки-полусферы, мягкие массажные балансиры.

На полу разложены кочки. Дети перепрыгивают с кочки на кочку, стараясь сохранить равновесие.

Пособия: мягкие массажные балансиры.

На полу разложены кочки. Дети встают на свой балансир и, поднимая ноги, поворачиваются вокруг себя.

Прямоугольники разной поверхности и разного цвета.

Цель: укрепление мышц стопы, формирование знаний о разной фактуре.

Оборудование: тактильные дорожки из разноцветных прямоугольников.

Пластмассовые брусочки разной формы и цвета.

Оборудование: пластмассовые брусочки разной формы и цвета.

В зале из брусочков собрана дорога. Дети идут по ней босиком прямо, боком.

Оборудование: пластмассовые брусочки разной формы и цвета.

По залу разложены брусочки. Дети выкладывают дорожку по образцу и идут по ней босиком.

Мягкие дугообразные модули разного цвета.

Пособия: мягкие дугообразные модули.

Пособия: мягкие дугообразные модули.

На полу разложены кочки. Дети перепрыгивают с кочки на кочку, стараясь сохранить равновесие.

Различное спортивное оборудование.

Ходьба по рейками вверх-вниз, влево-вправо.

Приседания, стоя на пальцах, пятка вниз.

Стоять, держась за шведскую стенку, руки на уровне груди.

Пальцами ног переносить цветки в чашу (обруч).

Платочки, узелки, мелкие игрушки.

Пальцами ног переносить предметы в обруч.

Захватить пальцами ног платочки или карандаши и идти на пятках.

В зале разложены обручи по количеству детей. В центре большой обруч с разными мелкими предметами. По сигналу дети начинают ногами (пальцами) переносить из большого обруча в свой обруч разные предметы. Выигрывает тот, кто больше перенесет предметов.

Обруч держать руками вертикально к полу. Катать обруч пальцами ног (поочередно каждой ногой по 2-3 мин.)

Обруч лежит на полу. Ребенок ходит по нему вправо и влево, не отрывая ног или поднимая ноги.

Гимнастические палки (длинные, короткие)

Ходьба по палочке на носках, пятки на полу. Ходьба по палочке на пятках, носки на полу.

Катание палки стопой вперед-назад.

Массажные мячи, валики.

Катание валика (мяча) стопой (захватить пальцами ног).

Дети лежат на спине. Захватывают пальцами ног мяч, поднимают ноги и передают мяч в руки.

Дети сидят по кругу и всей группой поднимают канат ногами.

Дети сидят парами и перетягивают канат ногами.

Плоскостопие – это деформация свода стопы. Данное заболевание всё чаще встречается у детей дошкольного возраста. Из-за нагрузки на своды стопы связки и мышцы её перенапрягаются, растягиваются, теряют пружинящие свойства. Своды стоп опускаются, расплющиваются, и возникает плоскостопие. Изменение формы стопы вызывает повышенную утомляемость и боли при ходьбе. Плоскостопие способно полностью нарушить амортизацию стопы, и вся нагрузка при ходьбе придётся на голень и тазобедренный сустав, что в дальнейшем повлияет на развитие артроза.

Активное формирование функции опорно-двигательного аппарата ребёнка происходит до 6 лет. После этого плоскостопие у детей вылечить намного сложнее. Именно по этой причине необходимо проводить профилактику плоскостопия у дошкольников.

Значение и важность данной работы обязательно нужно разъяснять родителям (памятки, консультации и беседы, информация на стендах групп и сайте ДОУ). Следует знакомить их с методами профилактики плоскостопия, а педагогам включать соответствующие игры и упражнения в свои планы.

Таким образом, задачи по профилактике и коррекции плоскостопия в ДОУ следующие:

  1. Укреплять мышцы и связки сводов стопы детей.
  2. Формировать навык правильной ходьбы и осанки.
  3. Знакомить родителей и педагогов с упражнениями, играми и правилами для профилактики плоскостопия.
  4. Расширять двигательный опыт педагогов, родителей и детей.

Виды деятельности, в которых проводится профилактика и коррекция плоскостопия

1. Утренняя гимнастика.

2. Гимнастика после сна (обязательная ходьба по дорожкам).

3. Динамические паузы.

4. Совместная деятельность (педагог и дети, родители и дети).

5. Свободная двигательная деятельность.

6. Физкультурно-оздоровительные мероприятия.

Особое место в работе по профилактике плоскостопия у дошкольников занимают подвижные игры и игровые упражнения. Лежащие в их основе двигательные задания направлены на формирование свода стопы, укрепление мышц и связок стопы и голени, развитие силовой выносливости мышц нижних конечностей, формирование навыка рациональной установки стоп, правильной походки.

  • Специально подобранные подвижные игры следует систематически применять в различных видах деятельности.
  • Рекомендуются игры с ходьбой на наружных краях стоп и на носках, со сгибанием пальцев ног, захватыванием стопами различных предметов, перебрасыванием друг другу мячей ногами, ходьбой и приседанием в положении носки внутрь (пятки разведены), с бегом и прыжками на носках, лазаньем по гимнастической стенке.
  • Для более эффективной тренировки мышц и связок стоп такие игры проводятся в помещении без обуви (вообще в сутки нужно ходить на носочках до 5 минут).
  • Часть игр специальной направленности должна предусматривать выполнение двигательных заданий в исходных положениях сидя или лежа для разгрузки стоп.

Игры для профилактики плоскостопия

Дождь пошел, надо нам

Разбегаться по домам!

Каждый игрок бежит к обручу, встает на его обод и передвигается по нему боком приставными шагами.

Если хочешь быть здоров –

Прыгай с нами через ров!

Игровые упражнения для профилактики плоскостопия

И.п. – сидя на ковре или стуле, спина прямая, руки на поясе, под правой стопой массажный мяч.

Этот мячик так хорош (катать мяч стопой вперед-назад),

Он на ёжика похож.

Буду стопы укреплять (катать мяч стопой по кругу),

Мячик стопами катать.

И.п. – сидя на стуле, хват руками за край стула, спина прямая.

У нашей коровы ножки открыты.

Вместо сапог у коровы копыта. (По очереди ставить ноги вперед на пятки).

По лужам шагает смело всегда,

Ей не страшна дождевая вода. (Шагать носочками вперед и назад).

И.п. – сидя на стуле или кровати, руки на поясе, спина прямая.

Эта ножка танцует (носком правой ноги начертить кружок).

Эта ножка рисует. (То же, левой ногой).

Раз, два, три, четыре, пять –

Нарисуй кружок опять. (Повторить правой и левой ногами).

Дети сидят на ковре, руки в упоре сзади, переносят то вправо, то влево набивной (шипованный) мяч, захватив его ногами, и произносят:

Я сейчас подъёмный кран,

Он на стройке великан.

Груз тяжёлый поднимает,

Как построить домик, знает.

Дети парами садятся друг напротив друга, ноги сомкнуты в коленях и прижаты к животу, руки в упоре сзади. У каждой пары мяч большого диаметра. Дети толкают мяч друг другу двумя ногами или одной (то правой, то левой).

Дети сидят по кругу, руки в упоре сзади, ноги вытянуты вперед. Первый игрок берет мяч и зажимает его между стоп. Удерживая мяч стопами, перекладывает его в сторону, передавая другому игроку. При этом произносит такие слова:

Я свой мячик подниму,

И соседу подарю!

После этих слов, второй ребенок берет мяч стопами, удерживает его и с этими же словами передает другому ребенку, и так далее, пока мяч не вернется к первому ребенку.

Литература:

КАРТОТЕКА ИГР, НАПРАВЛЕННЫХ НА ПРЕОДОЛЕНИЕ И ПРОФИЛАКТИКУ ПЛОСКОСТОПИЯ

ДЛЯ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ

Воспитатель:

Ржевская Анастасия Иннокентьевна

НОМЕРА И НАЗВАНИЯ ИГР:

1. Ловкие ноги

• развитие координации движений, чувства равновесия;

• укрепление связочно-мышечного аппарата голени и стопы Необходимый материал. Ковер, палки и платки по числу игроков.

Ход игры . Дети сидят на полу, на ковре, руки за туловищем, кистями опираются о ковер. Между широко расставленными ногами палка. У ее конца справа носовой платок. Нужно взять его пальцами правой ноги и перенести к левой, не задев палки. После этого правую ногу перевести в исходное положение. Потом взять платок пальцами левой ноги и перенести его вправо от палки. Повторять 2—4 раза, последние два раза перенести обе ноги с платком вправо и влево. Выигрывает тот, кто сделал упражнение, не задев платком палки. Выполняя упражнение, можно приговаривать:

Я платок возьму ногой,

Поднесу его к другой,

И несу, несу, не сплю,

Палку я не зацеплю.

2. Веселый мячик

• формирование правильной осанки;

• укрепление мышечного аппарата стоп;

• развитие внимания, быстроты реакции.

Необходимые материалы. Мячи размером с ладонь, стулья.

Ход игры. Игроки стоят или сидят на стульях на расстоянии I м друг от друга. Вместе с ведущим ударяют мячом о пол и ловят одной рукой под стихотворение:

Мой веселый, звонкий мяч,

Ты куда пустился вскачь?

Красный, желтый, голубой,

Не угнаться за тобой.

Затем игроки перекидывают мячи друг другу по кругу. У кого мяч упал, тот выбывает из игры. Остальные начинают игру заново. Играют 2-3 раза.

Советы взрослым. Необходимо контролировать правильность осанки.

3. Кто вперед

• укрепление связочно-мышечного аппарата стоп.

Необходимые материалы. Простынки (50—80 см) одинаковой длины, стулья.

Ход игры. Игроки сидят на стульчиках (стульях), под правой ступней — простынка. По сигналу ведущего игроки начинают пальцами правой ноги подбирать простынку. Затем то же делают левой ногой. Игроки, наиболее успешно выполнившие эту задачу, соревнуются между собой.

4. Поймай комара

• развитие быстроты реакции, внимания;

• формирование правильной осанки;

• укрепление связочно-мышечного аппарата голени и стоп.

5. Белоснежка и семь гномов

• формирование правильной осанки;

• развитие быстроты реакции.

Ход игры. Ведущий предлагает сделать зарядку вместе с Белоснежкой и семью гномами. У каждого из героев есть свое упражнение.

1. Вот у понедельника следующее: он все время спешит и утром дует на чай и кашу, чтобы они быстрее остыли. Встать прямо, голову не опускать, плечи немного опустить и несколько отвести назад. Сначала глубоко подышать. Сделать длинный выдох, будто хочешь сдуть пену. Затем сделать глубокий вдох носом.

2. Вторник часто ходит в лес по ягоды, но он маленький, а трава высокая, и ему приходится высоко подымать ноги, вот он и упражняется по утрам.

Дети стоят, руки на поясе. По команде ведущего ходят, как цапли, высоко поднимая ноги. Продолжительность выполнения задания — 10—20 секунд.

3. Среда и четверг часто пилят и колют дрова. И они по утрам тренируются.

5. Пятница изучает язык птиц и пытается договариваться с воронами, чтобы они не разоряли огород. Давайте поучимся разговаривать с птицами.

6. Суббота часто зимой ездит на лыжах, и поэтому даже когда снега нет, он тренируется.

7. Белоснежка разметает дорожки от листьев и снега, и ей тоже нужно тренироваться.

Дети ходят, делая маховые движения обеими руками пера

собой вправо и влево с поворотом туловища в ту же сторону;

(кисти слегка сжаты в кулаки). Продолжительность упражнения — 10-20 секунд.

Советы взрослым. Необходимо следить за тем, чтобы ребенок обхватывал грудную клетку при выдохе, попеременно кладя сверху то правую, то левую руку. Повторить 4—6 раз.

• развитие быстроты реакции;

• развитие умения переключать внимание;

• развитие умения согласованно действовать в коллективе;

• развитие правильной осанки.

7. Не сядь в лужу

• развитие ловкости, координации движении;

• укрепление мышечно-связочного аппарата стоп.

Необходимые материалы. Скакалка.

Ход игры. Играющих можно разделить на четыре команды. Каждая команда подходит к длинной скакалке, которую крутит ведущий с кем-нибудь из игроков. Играющие по очереди прыгают, пока не собьются, но не дольше 20—30 секунд. Более ловкие игроки могут прыгать парами, держась за руки. Закончив игру, игроки вместе с ведущим подсчитывают, в какой команде больше детей, не зацепивших скакалку.

• развитие ловкости, координации движений;

• укрепление мышечно-связочного аппарата стоп.

Необходимые материалы. Скакалка.

Ход игры. Игроки по очереди вращают скакалку вперед, прыгая с одной ноги на другую. Туловище нужно держать прямо, носки оттянуть. Продолжительность скачков следует постепенно увеличивать. Выигрывает тот, кто сделает больше скачков.

9. Садимся без рук

• формирование правильной осанки.

Ход игры. Игрок из положения, стоя на коленях, садится вправо, без помощи рук возвращается в исходное положение. Затем салится влево. Ведущий сначала помогает ребенку, поддерживая его за руки. После того как игроки научились обходиться без помощи рук, ведущий устраивает между ними соревнование.

10. Самый красивый прыжок

• развитие ловкости, выносливости, координации и эстетики движений;

• укрепление всех звеньев опорно-двигательного аппарата, особенно ног;

• улучшение функции дыхания.

Ход игры. Ведущий в соответствии с состоянием игроков дозирует нагрузку. Отмечая качество выполнения упражнения, ведущий приговаривает:

Чей красивее прыжок?

Кто же прыгнуть лучше смог?

Соревнования могут проходить между двумя игроками ил между несколькими парами. Может играть и один ребенок, проверяя себя на качество выполнения вида прыжка. Прыгать можно, стоя на месте обеими ногами, на ходу, на бегу, на левой, 1 правой ноге, прыгать вдвоем лицом или затылком друг к другу.

Советы взрослым . Контролируется правильность осанки.

13. Скакалки

• развитие быстроты реакции, быстроты и координации движений, ловкости, чувства равновесия.

Ход игры. Игроки со скакалками, встав по одной линии на расстоянии 2 м друг от друга, по сигналу ведущего бегут к финишу прыгая через скакалки. Побеждают те игроки, которые, быстрее достигнув финиша, не зацепились за скакалки.

11. Послушный мячик

Необходимые материалы. Мячи по числу игроков.

Ход игры. Ведущий объясняет, что надо лежа, вытянувшись на спине, на ковре, зажать мяч между ногами. Перевернуться на живот, не выронив мяча. После того как игроки проделали это упражнение 4—6 раз, между ними устраивают соревнование; кто первым перевернется десять раз, не уронив мяч.

12. Кто устоит

• укрепление мышц туловища и ног;

• воспитание выдержки, настойчивости,

Необходимые материалы. Обручи или мел.

Ход игры. На расстоянии 50 см друг от друга на полу (земле) рисуют два круга диаметром примерно 25 см. Два игрока становятся на левой ноге в своем кругу и стараются правой ногой сдвинуть своего противника с места. Проигрывает тот, кто не устояли правой ногой, коснулся пола (земли).

Одним из средств лечебной физической культуры являются игры. Особенности под­вижной игры по сравнению с другими средствами лечебной физкуль­туры определяются их эмоциональной насыщенностью, много­образием моментов веселой неожиданности, способствующих положи­тельному эмоциональному настрою.


Советы даёт врач по лечебной физкультуре НПЦ МСР им. Л.И.Швецовой

Екатерина Слягина

На положительном эмоциональ­ном фоне значительно увеличиваются функциональные резервные возможности организма, обеспечивая оптимальные условия для тренировки. Для детей, особенного младшего возраста, игры очень актуальны. Малыша практически невозможно заставить целенаправленно выполнять какие-либо, даже самые полезные упражнения. Двигательная активность ребенка в игре вовлекает в работу разнообразные мышцы, способствуя рассеянной мышечной нагрузке и предупреждая утомле­ние.

Сегодня мы познакомимся с играми для детей 2-3 лет, которые подобраны таким способом, чтобы упражнения укрепляли связочно-мышечный аппарат голени и стопы, способствовали общему оздоровлению организма и воспитанию навыка правильной ходьбы.

По-турецки мы сидели, пили чай и сушки ели

Ведущий показывает ребенку, как сидеть по-турецки, ставит под подбородком кисти рук и, покачивая головой из стороны в сторону, напевает:

По-турецки мы сидели,

Пили чай и сушки ели.

Пили, пили, ели, ели,

Ребенок садится напротив, повторяет движения и распевает стишок вместе с ведущим.


Проведи зайку через мостик

Понадобится: ребристая доска (массажный коврик), игрушка.

Ведущий объясняет, что за ребристым мостиком – зайка. Он боится пройти по мостику, его нужно перевести. Ребенок подходит к доске, проходит по ней, берет игрушку и с ней возвращается обратно. Ведущий контролирует походку и осанку.

Юный альпинист

Понадобится: доска 1,5- 2 м, один конец которой поднят на 20-25 см; игрушка-мишка

На вершине горки ведущий ставит мишку и рассказывает, что высоко в горах живут гималайские медведи, но родители мишки ушли, он остался один. А горы высокие, и там, кроме альпинистов и орлов, никого нет. Орлы улетели, но ребенок, как альпинист, может сходить к мишке в гости и поиграть с ним, а то мишка совсем заскучал. После этого малыш идет по горке, а ведущий придерживает его за руку. Ребенок наклоняется, берет игрушку и с помощью ведущего сходит с горки, а потом уже сам относит игрушку обратно на горку, если освоил движения. Ведущему необходимо контролировать движения ребенка, чтобы он не упал.

Кто быстрее соберет коробку ногами?

Понадобится: 2 коробки, разбросанные игрушки (небольшие мягкие игрушки, кубики и т.д.).

Ребенок сидит на полу и опирается руками сзади. Слева находится пустая коробка, справа – куча игрушек. Рядом так же сидит ребенок и у него с другой стороны тоже стоит пустая коробка. По команде ведущего дети должны захватить игрушку стопами ног, поднять и положить в коробку. Выигрывает тот, кто соберет больше игрушек в коробку.

Кто быстрее спрячет простынку под стопу?

Понадобится: 2 простынки 50-80 см

Двое детей садятся на стулья. Под правой ступней у каждого находится простынка. По сигналу ведущего нужно пальцами ноги подобрать простынку. Затем это делается левой ногой. Ведущий следит за правильной осанкой соревнующихся.

Сидячий футбол


Понадобится: мяч, кегли

Дети сидят на полу, на ковре, ноги согнуты в коленях, напротив друг друга. Движениями ног вперед нужно отбросить мяч сидящему напротив ребенку. Последний ловит его руками, а затем ногами отбрасывает своему партнеру. Можно усложнить, игру: ловить мяч ногами, прокатывать его то одной, то другой ногой, сбивать мячом кегли, которые стоят на равном расстоянии между играющими. После игры ведущий предлагает детям лечь на спину, поднять руки и потянуться. Затем перевернуться на живот и снова потянуться (поднять голову и посмотреть вперед).


Упражнения и игры для профилактики плоскостопия

дошкольников.

Активное формирование функции опор­но-двигательного аппарата ребенка проис­ходит до 6 лет. После этого плоскостопие вылечить намного сложнее. Именно по этой причине так важно проводить профи­лактику плоскостопия у дошкольников. С того момента когда ребенок начинает вставать на ножки, необходимо укреплять мышечно-связочный аппарат голени и сто­пы, воспитывать навык правильной ходь­бы (не разводя носков), следует познако­мить родителей и педагогов с методами профилактики плоскостопия, включить иг­ры и упражнения для профилактики плос­костопия в план оздоровительной работы детского сада, объяснять родителям (памятки в группах раннего возраста, консуль­тации и беседы, информация на стендах групп и сайте) и педагогам значение прове­дения работы по профилактике плоскосто­пия. Имейте в виду: все упражнения и игры проводятся без обуви.

Плоскостопие — заболевание, выражаю­щееся в деформации (расплющивании, опуска­нии) свода стопы. Возникает тогда, когда нагруз­ка на своды стопы оказывается чрезмерной. Связки и мышцы стопы перенапрягаются, растя­гиваются, теряют пружинящие свойства, своды стоп опускаются, расплющиваются — возникает плоскостопие.

Правила профилактики плоскостопия у ребенка

При обучении ходьбе использовать специальную обувь (высокая пятка, за­стежка на голеностопе, наличие супинато­ра, гибкая подошва).

Запрещать ходить без обуви по пло­ским поверхностям: ковер, пол, кафель и др.

Запрещать спрыгивать с высоты бо­лее 20 см.

Учить прыгать мягко на носках, рабо­тая стопой.

Планомерно укреплять мышечно-свя­зочный аппарат голени и стопы, используя специальные игры и игровые упражнения.

Задачи по профилактике плоскостопия.

Развивать мышечно-связочный ап­парат голени и стопы.

Формировать навык правильной ходьбы и осанки.

Познакомить родителей и педагогов с упражнениями, играми и правилами для профилактики плоскостопия.

Укреплять физическое и психическое здоровье детей.

Расширять совместный двигательный опыт педагогов, родителей и детей.

Виды деятельности, в которых проводится профилактика плоскостопия.

Утренняя гигиеническая гимнастика.

Совместная деятельность (педагог и дети, родители и дети).

Свободная двигательная деятель­ность.

Оборудование

Ребристые дорожки со следами (ши­рина 30 см, длина 180 см).

Балансировочные подушки-полусферы с массажными элементами (диаметр 20 см).

Массажные пазлы (30 х 20 см).

Простынки (40 х 20 см) и платочки (размер любого носового платка).

Набивные мячи (вес 500 г).

Массажные мячи (разных диамет­ров).

Мелкие предметы для сбора стопами (цветные пробки, желуди, мелкие детали конструктора).

Мячи надувные (диаметр 20 см).

Канаты и шнуры (ширина 1-3 см, раз­ной длины).

Коробки или емкости.

Обручи (диаметр 70-100 см).

Упражнения для профилактики плоскостопия

(стихи для упражнений и игр написаны С.В. Силантьевой)

И.п. — сед на ковре или стуле, под пра­вой стопой массажный мяч любого диамет­ра, спина прямая.

Этот мячик так хорош! (Катать стопой мяч вперед-назад.)

Он на ежика похож.

Буду ножки укреплять (катать мяч сто­пой по кругу) —

Мячик ножками катать. Выполнить то же другой ногой.

И.п. — сед на ковре, ноги согнуть, стопа упирается в стопу, руки на колени, спина прямая.

Жили-были лягушата (руками надавли­вать на колени и соединять колени вместе). Озорные, как ребята.

Они лапки разминали (упор руками сза­ди в пол; скользя внешней стороной стоп, разгибать и сгибать ноги). Силу лапок показали.

Могли комариков поймать (приподнять ноги, похлопать стопами):

Раз, два, три, четыре, пять!

И.п. — сидя на стуле или кровати, хват руками за край, спина прямая.

У нашей коровы ножки открыты.

Вместо сапог у коровы копыта. (По оче­реди ставить ноги вперед на пятки.) По лужам шагает смело всегда,

Ей не страшна дождевая вода. (Шагать носочками вперед-назад.)

И.п. — сед, ноги врозь, упор руками сза­ди, спина прямая.

Я платок возьму ногой (захватить пла­ток правой стопой),

Поднесу его к другой. (Медленно пере­нести его к левой ноге.) Я несу платок, не сплю. Коврик я не зацеплю. Выполнить то же другой ногой.

И.п. — сед, ноги скрестно, правая нога сверху, руки на коленях, спина прямая, гла­за закрыты.

Ноги скрестно мы сидели (надавливать на колени),

Но не пили и не ели. Спинки ровно мы держали (плечи назад, вытянуться вверх). И о чем-то все мечтали. Повторить упражнение, сменив ноги.

И.п. — сед на стуле или кровати, руки на поясе, спина прямая.

Эта ножка танцует. (Носочком правой ноги начертить кружок.)

Эта ножка рисует. (То же левой ногой.) Раз, два, три, четыре, пять! (Повторить правой и левой ногой.) Нарисуй кружок опять.

И.п. — сед на ковре, упор сзади, согнуть ноги, соединить стопы, спина прямая. Встретились два козленка, Два упрямых ребенка. (Приподнять но­ги, давить стопами друг в друга.) Бодались, бодались, Сражались, сражались. Потом они устали. Играть вместе стали. (Опустить ноги, вы­прямить, отдохнуть.)

И.п. — сед на стуле или кровати, упор ру­ками о сиденье, спина прямая. Нарисуем мы ногами , как художники, руками. (Рисовать то правым, то левым носочком небольшие картинки в воздухе.) Это высший класс! Получается у нас.

И.п. — то же, на полу перед ногами рас­стелена простынка.

Соберу простынку ножкой. Словно ребрышки гармошки. (Собрать правой стопой простынку.) Разглажу быстро стопой. И соберу другой ногой. (Разгладить про­стынку, удерживая край.)

Игры для профилактики плоскостопия

Дождь пошел, и надо нам разбегаться по домам!

Каждый игрок бежит к обручу и встает на его обод, передвигается по нему боком (правым и левым) приставными шагами.

«Подъемный кран

Дети садятся на ковер, упираются рука­ми сзади в пол, переносят набивной мяч весом 500 г, захватив его ногами, то впра­во, то влево и произносят: Я сейчас подъемный кран. Он на стройке великан. Груз тяжелый поднимает. Как построить домик — знает.

Сегменты дорожки раскладывают на полу в линию на расстоянии 30-50 см. Дети по очереди, шагая с сегмента на сегмент, переходят на другую сторону группы.

Дети ходят по ребристым дорожкам или между двумя шнурами, меняя виды ходьбы по тексту, и произносят:

Жарким днем лесной тропой (обычная ходьба)

Звери шли на водопой. За мамой-слонихой

Топал слоненок. (Ходьба широким шагом.) За мамой-лисицей

Крался лисенок. (Ходьба на носках.) За мамой ежихой

Катился ежонок. (Ходьба на пятках.) За мамой-медведицей

Шел медвежонок. (Ходьба на внешних сторонах стоп.)


Дети садятся на ковер, упираются руками сзади в пол, переносят набивной мяч весом 500 г, захватив его ногами, то вправо, то влево.



Полусферы раскладывают по всей площади группы на расстоянии 30-40 см одна от другой. Дети мягко шагают с кочки на кочку на носках в одном направлении друг за другом. На две последние строчки речитатива стоят на кочке на двух ногах. После небольшого отдыха передвигаются на другую сторону группы


Мы походим на носках,

А потом на пятках,

Мы идем, как ребятишки

И как косолапый мишка.

Для игры можно использовать дорожки.

Цапля на одной ноге, может час стоять в реке.

Дети идут в колонне по одному, чередуя обычную ходьбу и ходьбу на носках. Ча-ча-ча! (Обычная ходьба.) Печка очень горяча! (Ходьба на носках.) Чи-чи-чи! (И т.д.) Печет печка калачи! Чу-чу-чу!

Будет всем по калачу! Чо-чо-чо! Осторожно, горячо!

Для игры можно использовать дорожки.

Полусферы раскладывают по всей пло­щади группы на расстоянии 30-40 см одна от другой. Дети мягко шагают с кочки на кочку на носках в одном направлении друг за другом. На две последние строчки речи­татива стоят на кочке на двух ногах. После небольшого отдыха передвигаются на дру­гую сторону группы.

Раз — шажок, два — шажок. Раз — кружок, два — кружок. Шагают носочки. С кочки на кочку. Раз, два, три, четыре, пять — Будут ножки отдыхать.

Дети прыгают на носке одной ноги, на каждую строчку меняя ноги. Кузнечик прыг да скок

С травинки на цветок.

С цветка на землю вмиг.

И снова скок да прыг.

Посередине группы кладут канат. Детям предлагают представить себя канатоходца­ми в цирке. Они идут по канату, стараясь шагать точно по нему. По канату я иду. Ни за что не упаду!

Дети кружатся на носочках, стоя на сег­менте дорожки (вправо, влево) и стараясь удержаться на нем. Вот как кружится юла: Раз, два, три — и все дела.

Дети идут по дорожке, не разводя нос­ков (можно выложенной шнурами, по сле­дам).

Здесь глубокая трясина,

Вся вода покрыта тиной.

Есть лишь узкая дорожка.

Я шагаю понемножку.

И трясину перейду.

По углам группы (зала) кладут четыре обруча диаметром 70-100 см на расстоя­нии не менее 2 м от стены. Дети делятся на четыре подгруппы. Каждая встает на один из обручей (средней частью стопы), строясь, таким образом в круг. Все берутся за руки. По сигналу дети начинают двигаться по обручам в правую сторону приставны­ми шагами — карусели вращаются. На свисток все перебегают на противополож­ную сторону, занимая другие карусели. Ко­манда, первая, взявшаяся за руки и встав­шая на обруч, получает очко. Выигрывает команда, получившая больше очков.

По группе раскладывают мелкие пред­меты (части конструктора, пробки, желуди). Детям дают коробки. Они ходят по группе, захватывают стопами предметы и собира­ют их в коробки.

Захвачу предмет стопой

И возьму его с собой:

Я несу, за ним слежу,

И в коробку положу.

Детям предлагают отправиться в зоо­парк и изобразить, как ходят различные животные. Например: утки — ходьба на пятках, жираф — поднять руки вверх (шея жирафа) и идти, вытягиваясь вверх и т.д. Для игры можно использовать дорожки.

Посередине группы двумя шнурами обо­значают ров. Ширина его колеблется от 10 до 50 см. На одной стороне рва — дом коз­лят, на другой — полянка. Козлята идут на полянку, подходят ко рву.

Если хочешь быть здоров,

Прыгай с нами через ров!

Дети парами садятся друг напротив дру­га, ноги сомкнуты в коленях и прижаты к животу, упор руками сзади в пол. Каждой паре дают мяч диаметром 20 см. Они ловят мяч руками, а толкают друг другу двумя но­гами или одной (то правой, то левой).

Полученные результаты

Укрепление у детей мышечно-связочного аппарата голени и стопы.

Увеличение внимания родителей к профилактике плоскостопия как способа профилактики нарушений осанки и других заболеваний.

Включение игр и упражнений для про­филактики плоскостопия в план оздорови­тельной работы.

Понимание ответственности педаго­гов за проведение работы по профилакти­ке плоскостопия.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.