Игры для профилактики плоскостопия и сколиоза у детей

Плоскостопие – это деформация свода стопы. Данное заболевание всё чаще встречается у детей дошкольного возраста. Из-за нагрузки на своды стопы связки и мышцы её перенапрягаются, растягиваются, теряют пружинящие свойства. Своды стоп опускаются, расплющиваются, и возникает плоскостопие. Изменение формы стопы вызывает повышенную утомляемость и боли при ходьбе. Плоскостопие способно полностью нарушить амортизацию стопы, и вся нагрузка при ходьбе придётся на голень и тазобедренный сустав, что в дальнейшем повлияет на развитие артроза.

Активное формирование функции опорно-двигательного аппарата ребёнка происходит до 6 лет. После этого плоскостопие у детей вылечить намного сложнее. Именно по этой причине необходимо проводить профилактику плоскостопия у дошкольников.

Значение и важность данной работы обязательно нужно разъяснять родителям (памятки, консультации и беседы, информация на стендах групп и сайте ДОУ). Следует знакомить их с методами профилактики плоскостопия, а педагогам включать соответствующие игры и упражнения в свои планы.

Таким образом, задачи по профилактике и коррекции плоскостопия в ДОУ следующие:

  1. Укреплять мышцы и связки сводов стопы детей.
  2. Формировать навык правильной ходьбы и осанки.
  3. Знакомить родителей и педагогов с упражнениями, играми и правилами для профилактики плоскостопия.
  4. Расширять двигательный опыт педагогов, родителей и детей.

Виды деятельности, в которых проводится профилактика и коррекция плоскостопия

1. Утренняя гимнастика.

2. Гимнастика после сна (обязательная ходьба по дорожкам).

3. Динамические паузы.

4. Совместная деятельность (педагог и дети, родители и дети).

5. Свободная двигательная деятельность.

6. Физкультурно-оздоровительные мероприятия.

Особое место в работе по профилактике плоскостопия у дошкольников занимают подвижные игры и игровые упражнения. Лежащие в их основе двигательные задания направлены на формирование свода стопы, укрепление мышц и связок стопы и голени, развитие силовой выносливости мышц нижних конечностей, формирование навыка рациональной установки стоп, правильной походки.

  • Специально подобранные подвижные игры следует систематически применять в различных видах деятельности.
  • Рекомендуются игры с ходьбой на наружных краях стоп и на носках, со сгибанием пальцев ног, захватыванием стопами различных предметов, перебрасыванием друг другу мячей ногами, ходьбой и приседанием в положении носки внутрь (пятки разведены), с бегом и прыжками на носках, лазаньем по гимнастической стенке.
  • Для более эффективной тренировки мышц и связок стоп такие игры проводятся в помещении без обуви (вообще в сутки нужно ходить на носочках до 5 минут).
  • Часть игр специальной направленности должна предусматривать выполнение двигательных заданий в исходных положениях сидя или лежа для разгрузки стоп.

Игры для профилактики плоскостопия

Дождь пошел, надо нам

Разбегаться по домам!

Каждый игрок бежит к обручу, встает на его обод и передвигается по нему боком приставными шагами.

Если хочешь быть здоров –

Прыгай с нами через ров!

Игровые упражнения для профилактики плоскостопия

И.п. – сидя на ковре или стуле, спина прямая, руки на поясе, под правой стопой массажный мяч.

Этот мячик так хорош (катать мяч стопой вперед-назад),

Он на ёжика похож.

Буду стопы укреплять (катать мяч стопой по кругу),

Мячик стопами катать.

И.п. – сидя на стуле, хват руками за край стула, спина прямая.

У нашей коровы ножки открыты.

Вместо сапог у коровы копыта. (По очереди ставить ноги вперед на пятки).

По лужам шагает смело всегда,

Ей не страшна дождевая вода. (Шагать носочками вперед и назад).

И.п. – сидя на стуле или кровати, руки на поясе, спина прямая.

Эта ножка танцует (носком правой ноги начертить кружок).

Эта ножка рисует. (То же, левой ногой).

Раз, два, три, четыре, пять –

Нарисуй кружок опять. (Повторить правой и левой ногами).

Дети сидят на ковре, руки в упоре сзади, переносят то вправо, то влево набивной (шипованный) мяч, захватив его ногами, и произносят:

Я сейчас подъёмный кран,

Он на стройке великан.

Груз тяжёлый поднимает,

Как построить домик, знает.

Дети парами садятся друг напротив друга, ноги сомкнуты в коленях и прижаты к животу, руки в упоре сзади. У каждой пары мяч большого диаметра. Дети толкают мяч друг другу двумя ногами или одной (то правой, то левой).

Дети сидят по кругу, руки в упоре сзади, ноги вытянуты вперед. Первый игрок берет мяч и зажимает его между стоп. Удерживая мяч стопами, перекладывает его в сторону, передавая другому игроку. При этом произносит такие слова:

Я свой мячик подниму,

И соседу подарю!

После этих слов, второй ребенок берет мяч стопами, удерживает его и с этими же словами передает другому ребенку, и так далее, пока мяч не вернется к первому ребенку.

Литература:

Цель: укрепление мышц стопы и голени и формирование сводов стоп, развитие мелкой моторики пальцев ног, упражнение в равновесии, координации, внимании, памяти, мышлении.

С фигурными дисками.

Оборудование: диски фигурные разноцветные, кольца резиновые, обручи.

Дети делятся на 2 команды. Напротив каждой команды лежат два обруча. Один рядом, другой на расстоянии 3м. В ближайшем обруче у каждой команды лежат разноцветные диски и кольца. Дети в каждой команде вместе выстраивают из них дорожку ко второму обручу и проходят по ней.

2 вариант . Выкладывают дорожку из фигур, цвета даются в определенной последовательности.

3 вариант . Так же, но сначала использовать кольца, затем фигурки.

4 вариант . Выкладывать дорожку их всех фигур, цвета даются в определенной последовательности, но все фигуры для обеих команд лежат в одном большом обруче.

Пособия: мягкие разноцветные диски.

И.п. – стоя, диски разложены на полу.

Переворачивать диски пальцами ног.

Пособия: фигурные диски.

На полу разложены диски. Дети проходят по ним до определенного места.

Прямоугольники разной поверхности и разного цвета.

Цель: укрепление мышц стопы, формирование знаний о цвете и разной фактуре.

Оборудование: тактильные дорожки из разноцветных прямоугольников.

С использованием тренажеров.

И.п. – сидя, согнув ноги, руки в упоре сзади, гантели под стопами.

Катать гантели вперед-назад двумя стопами вместе и поочередно.

С роликом гимнастическим.

Пособия: ролик гимнастический

И.п. – сидя, согнув ноги, руки в упоре сзади, стопы стоят на руках ролика. Прокатывать ролик вперед-назад до выпрямления ног в коленном суставе.

Пособия: ролик гимнастический

И.п. – сидя, упор руками сзади, прямые ноги лежат на полу; ролик стоит между ног. Захватить ролик стопами ног под ручки ролика, слегка поднять ноги и удержать.

И.п.: встать справа от диска.

Поставить правую ногу на диск и поворачивать диск вправо-влево. Затем так же другой ногой.

И.п.: - стоя одной ногой на диске, другая на полу.

Отталкиваясь другой от пола, вращаться по кругу.

Тренажеры сложного устройства.

Велопедали. Захват педалей сводом стопы.

Жим ногами (Машина). Установка ног на платформе: пятки вместе – носки врозь.

Беговая дорожка. Ходьба с опорой на пятку.

С массажными кочками.

Пособия: массажные кочки-полусферы, мягкие массажные балансиры.

На полу разложены кочки. Дети проходят по ним с одной стороны зала до другой, стараясь не упасть.

Пособия: массажные кочки-полусферы, мягкие массажные балансиры.

На полу разложены кочки. Дети перепрыгивают с кочки на кочку, стараясь сохранить равновесие.

Пособия: мягкие массажные балансиры.

На полу разложены кочки. Дети встают на свой балансир и, поднимая ноги, поворачиваются вокруг себя.

Прямоугольники разной поверхности и разного цвета.

Цель: укрепление мышц стопы, формирование знаний о разной фактуре.

Оборудование: тактильные дорожки из разноцветных прямоугольников.

Пластмассовые брусочки разной формы и цвета.

Оборудование: пластмассовые брусочки разной формы и цвета.

В зале из брусочков собрана дорога. Дети идут по ней босиком прямо, боком.

Оборудование: пластмассовые брусочки разной формы и цвета.

По залу разложены брусочки. Дети выкладывают дорожку по образцу и идут по ней босиком.

Мягкие дугообразные модули разного цвета.

Пособия: мягкие дугообразные модули.

Пособия: мягкие дугообразные модули.

На полу разложены кочки. Дети перепрыгивают с кочки на кочку, стараясь сохранить равновесие.

Различное спортивное оборудование.

Ходьба по рейками вверх-вниз, влево-вправо.

Приседания, стоя на пальцах, пятка вниз.

Стоять, держась за шведскую стенку, руки на уровне груди.

Пальцами ног переносить цветки в чашу (обруч).

Платочки, узелки, мелкие игрушки.

Пальцами ног переносить предметы в обруч.

Захватить пальцами ног платочки или карандаши и идти на пятках.

В зале разложены обручи по количеству детей. В центре большой обруч с разными мелкими предметами. По сигналу дети начинают ногами (пальцами) переносить из большого обруча в свой обруч разные предметы. Выигрывает тот, кто больше перенесет предметов.

Обруч держать руками вертикально к полу. Катать обруч пальцами ног (поочередно каждой ногой по 2-3 мин.)

Обруч лежит на полу. Ребенок ходит по нему вправо и влево, не отрывая ног или поднимая ноги.

Гимнастические палки (длинные, короткие)

Ходьба по палочке на носках, пятки на полу. Ходьба по палочке на пятках, носки на полу.

Катание палки стопой вперед-назад.

Массажные мячи, валики.

Катание валика (мяча) стопой (захватить пальцами ног).

Дети лежат на спине. Захватывают пальцами ног мяч, поднимают ноги и передают мяч в руки.

Дети сидят по кругу и всей группой поднимают канат ногами.

Дети сидят парами и перетягивают канат ногами.

Без физического воспитания невозможны гармоничный рост и развитие детей. При нарушениях опорно–двигательного аппарата ухудшается состояние всех органов и систем ребенка — он становится малоактивным, часто болеет, отстает в развитии от сверстников.


Особенности детской лечебной физкультуры: задачи, эффекты, принципы

Сегодня дети с раннего возраста предпочитают гаджеты и телевизор активным играм и познанию окружающего мира. Способствуют этому и их родители — чтобы ребенок не влез, куда не следует, его занимают игрой в смартфоне или мультфильмом. В результате ребенок мало двигается.

Без адекватной двигательной активности уже с малых лет развиваются заболевания внутренних органов (нервной системы, сердца, легких) и нарушения опорно–двигательного аппарата( нарушения осанки, деформации стоп). Эти состояния становятся хроническим и ведут к отставанию в физическом развитии.

Патология опорно–двигательного аппарата у детей проявляется слабостью мышц, нарушением осанки, снижением двигательных функций и плоскостопием. С возрастом она усугубляется и приводит к заболеваниям:

— нервной системы: вегето–сосудистая дистония, депрессивные состояния, миофасциальные синдромы;
— сердца и сосудов: ишемическая болезнь, гипертония;
— обмена веществ: ожирение, сахарный диабет;
— органов дыхания и пищеварения и др.

Задачи лечебных физических упражнений:

— лечение болезней;
— профилактика их обострений;
— восстановление после травм;
— развитие активности и выносливости;
— укрепление здоровья;
— закаливание.

Механизм лечебного действия физических упражнений связан с эффектами:

— Тонизирующий — занятия лечебной физкультурой ускоряют обмен веществ, улучшают работу сердца, легких и стимулируют защитные функции организма ребенка;
— Трофический — ЛФК способствует улучшению доставки питательных веществ во все органы, систематические занятия повышают способность детского организма к восстановлению после болезней;
— Компенсаторный — ЛФК помогает перестраивать работу органов при нарушении их функций. Например, при переломе правой руки специальные упражнения помогают ребенку научиться выполнять ее функции левой;
— Нормализация функций — физические упражнения помогают восстановить функции поврежденного органа и организма в целом, а не только их строение.

Принципы составления программы занятий лечебной физкультурой для детей:

Дозированность упражнений — определяют их продолжительность, исходные положения, число повторений, темп, амплитуду.

Индивидуальный подход — подбор упражнений с учетом возраста, пола, особенностей каждого ребенка и его заболевания.

Рациональное чередование упражнений и отдыха — для профилактики переутомления и перенапряжения поврежденного органа.

Постепенное увеличение нагрузки — для закрепления достигнутого результата врач ЛФК последовательно повышает интенсивность тренировок для каждого пациента.

Игровой метод занятий — игры помогают сохранять интерес к тренировкам и повышают их вовлеченность в процесс выздоровления.

Занятия включают 3 раздела:

— Вводный — создание нужного настроя у ребенка и подготовка к предстоящему занятию и нагрузке.

Для этого хорошо подходят ходьба, бег, общеукрепляющие упражнения. По времени вводный раздел длиться до 12 минут.

— Основной — с помощью специально подобранного комплекса упражнений решаются основные задачи ЛФК: лечение заболеваний и коррекция нарушенных функций.

Корригирующие упражнения подбирает только врач ЛФК после оценки состояния ребенка и показаний. Длительность этого раздела — до 20 минут.

— Заключительный — снижение нагрузки.

Оптимальное завершение физических упражнений для детей — это любая подвижная игра. Длительность раздела — до 8 минут.


Для детей в среднем одно занятие лечебной физкультурой должно длиться 40 минут.

Показания и противопоказания для детской ЛФК

Упражнения лечебной физкультуры показаны здоровым детям для стимуляции работы всех органов и систем, активации обмена веществ, развития силы и выносливости, формирования правильной осанки и походки.

ЛФК также обязательно показана всем детям с временными или постоянными отклонениями в состоянии здоровья:

— со стороны опорно–двигательного аппарата: дисплазия тазобедренных суставов, травмы конечностей, нарушения осанки, деформация стоп;
— со стороны сердечно–сосудистой системы: нарушения ритма, повышенное или пониженное давление;
— со стороны органов дыхания: бронхиальная астма, хронический бронхит;
— со стороны нервной системы: кривошея, ДЦП и др.

Противопоказания к ЛФК:

— выраженная слабость;
— острая стадия заболевания;
— жар;
— тошнота, рвота, диарея;
— гнойное воспаление;
— астматический статус;
— кровотечение или его риск;
— сердечная или легочная недостаточность в стадии декомпенсации;
— туберкулёз в активной фазе;
— психические расстройства;
— злокачественные новообразования;
— непереносимость процедуры.

Роль нормальной осанки для здоровья детей

Позвоночник — это опора для всего организма. При нормальной осанке у него 4 физиологических изгиба: 2 лордоза (шейный и поясничный), 2 кифоза (грудной и крестцовый).

Нормальная осанка:
— обеспечивает вертикальное положение тела;
— снижает нагрузку на мышцы, связки и суставы;
— дает возможность совершать большой объем разнообразных движений.

В позвоночнике находится спинной мозг. Его корешки образуют 33 пары нервов, регулирующих работу всех органов. Поэтому любое смещение или искривление позвоночника провоцирует нарушение функций организма, в т.ч. жизненно важных.


Мышцы спины поддерживают позвоночник и обеспечивают его правильное положение. Их слабость, особенно когда позвоночник активно растет (с 5–6 до 17 лет), ведет к развитию нарушений осанки: круглая спина, плоская спина, сутулость, боковое искривление позвоночника. Все они вызывают неравномерное распределение нагрузки на скелет и смещение внутренних органов.

Также на формирование неправильной осанки влияет слабость мышц и связок стоп при плоскостопии. Уплощение сводов стопы вызывает перераспределение нагрузки, нарушение походки и как следствие — патологическую осанку.

Распространенные в детском возрасте деформации позвоночника и стоп

Врачи чаще всего диагностируют у детей право– или левостороннее искривление позвоночника и плоские стопы.

Сколиоз или боковое искривление позвоночника начинает формироваться с раннего школьного возраста, когда ребенок активно растет.

По форме искривление бывает C– и S–образное. В зависимости от величины угла отклонения позвоночника (угла Кобба) выделяют 4 степени тяжести.

Осложнения:
— снижение мышечного тонуса;
— изменение формы грудной клетки;
— ухудшение функции легких;
— атрофия мышц;
— хронические заболевания дыхательной, сердечно–сосудистой, пищеварительной систем;
— бесплодие;
— психические расстройства на фоне постоянной депрессии.

Плоскостопие или уплощенная стопа характеризуется опущением продольного и/или поперечного свода. Развивается в результате слабости мышц и связок нижних конечностей, ношения неправильной обуви.

Детская стопа короче и шире взрослой, с ярко выраженным слоем подкожной жировой клетчатки. Это зрительно делает нормальную стопу плоской, поэтому поставить правильный диагноз может только специалист на основании осмотра, подоскопии и рентгенографии.

Осложнения:
— патологическая осанка;
— боли в ногах;
— быстрая утомляемость;
— нарушения походки;
— деформация коленных суставов и пальцев ног;
— вросшие ногти на ногах.


Способы коррекции

С помощью лечебных физических упражнений можно укрепить мышцы и скорректировать искривления позвоночника и уплощение стопы.

ЛФК при сколиозе

— Нельзя делать лечебные упражнения без консультации врача.
— Занятия физкультурой должны исключать любые упражнения, которые вызывают раскачивание позвоночника: кувырки, прыжки подтягивания и т.п.
— Прежде, чем отдать ребенка в любую спортивную секцию, проконсультируйтесь с врачом, можно ли ему заниматься данным видом спорта.
— В зависимости от того, в каком отделе позвоночника искривление, его формы и степени тяжести, право– или левостороннее оно, врач ЛФК подбирает соответствующие упражнения.

Занятия лечебной физкультурой при сколиозе в зависимости от степени его тяжести могут дополнятся ношением специального корсета.

ЛФК при уплощении стоп

— В зависимости от того, какой свод стопы уплощен, врач подбирает определенные упражнения.
— Хороший лечебный эффект оказывают упражнения с ходьбой по массажным коврикам.
— Занятия направлены на правильное распределение нагрузки на стопу, исправление походки.
— В отдельных случаях могут понадобиться занятия для коррекции лишнего веса.

Кроме занятий ЛФК в коррекции нарушений осанки и деформаций стоп хорошо зарекомендовали себя:

Лечебный массаж.
Мягкие мануальные техники.
Методы проприоцептивного проторения PNF.
Упражнения на подвесной установке RedCord.
Гимнастика SEAS.
Ношение индивидуально подобранных ортопедических стелек.
Кинезиологическое тейпирование.


Упражнения лечебной физкультуры укрепляют мышцы, снижают нагрузку на позвоночник, развивают его гибкость, формирует правильную осанку, улучшают вентиляцию легких и снижают риск тяжелых осложнений здоровья. Но подобрать необходимые упражнения может только врач после обследования ребенка, учитывая индивидуальные особенности его организма и заболевания.

По мере взросления у детей изменяется осанка и увеличивается масса тела. Процессы роста завершаются к 25 годам. На формирование и здоровое функционирование систем организма влияет здоровое питание, занятия спортом, экологические условия проживания. Недостаток витаминов и микроэлементов, нарушение двигательной активности, продолжительные физические нагрузки, сопутствующие или врождённые заболевания замедляют обменные процессы в организме человека.

Учитывая современную динамику жизни, установлено, что большая роль в провоцировании заболеваний внутренних органов принадлежит опорно-двигательному аппарату. Часто проблемы в росте и развитии скелета человека заключаются в безобидных патологиях стоп. Профилактика плоскостопия у дошкольников – верное решение родителей. Что делать, если плоскостопие выявили позже – в подростковом возрасте, какие комплексные упражнения нужно выполнять в осложнённых формах плоскостопия, как выполнять коррекцию плоскостопия у малышей, способно ли плоскостопие провоцировать сколиоз у детей – выясним подробнее.


Причины появления сколиоза у детей

Патологическое искривление позвоночного столба появляется по причинам:

  1. малоактивного образа жизни;
  2. неправильного сидения детей за столом или на уроках в школе, отчего формируется неправильная осанка;
  3. патологического формирования стопы вследствие плоскостопия, которое разбалансирует походку человека;
  4. врождённой деформации при родах либо по причине внутриутробного развития.

Опасность сколиоза для детей

  • Нарушение вносит физический дискомфорт в жизнь ребёнка. Особенно сказанное актуально для детей подросткового возраста. Педагоги утверждают, что подростки болезненно относятся к любым отклонениям физического развития.
  • В медицинской практике подмечено губительное влияние сколиоза на функционирование дыхательной и сердечно-сосудистой деятельности.
  • Заболевание влияет на метаболические процессы желудочно-кишечного тракта.


Профилактика и коррекция плоскостопия у детей, роль физической культуры

Профилактические меры, предупреждающие появление сколиоза и плоскостопия у детей, проводят с раннего возраста – превентивная мера играет важную роль для профилактики. Физические упражнения возможно делать в домашних условиях, в ДОУ или в медицинском учреждении под присмотром медицинской сестры по специально разработанному плану. Отдельные клиники регулярно проводят презентации новых программ лечебной физической культуры для детей.

Главная рабочая программа профилактической корригирующей гимнастики для детей:

  • круговые движения стоп в сидячем положении;
  • попеременное хождение на пятках и пальцах ног;
  • раскачивание по полу стопами гимнастической палки и мягких мячиков. Разновидность упражнения – хождение по ребристым поверхностям, бег на дорожке. Для занятия используют коврики, дорожки и прочее оборудование, стимулирующее кровоснабжение стопы, питая мышечную ткань. Упражнения играют важную роль для развития мышечной ткани. Она становится эластичной. Таким образом поддерживается тонус мышечной ткани. Упражнения на дорожке нравятся детям дошкольного возраста;
  • ходьба в полусидячем положении играет важную роль для профилактики;
  • прыжки на пальцах и подвижные игры босиком.


Профилактические корригирующие упражнения выполняют с небольшими перерывами в течение дня через 3-4 часа. Их легко выполнять на уроках физической культуры, в ДОУ, на улице, на беговой дорожке.

Профилактические меры, предупреждающие сколиоз

Лечение сколиоза проводится в медицинских учреждениях по предписанию врача под присмотром медицинской сестры. В основном, программу и план лечебных мер разрабатывают на ранних стадиях развития патологии. Для профилактики сколиоза у детей родителям и учителям советуют:

  1. для развития костей нужен витамин D, выделяется под воздействием солнечных лучей, желательно больше гулять;
  2. следить за формированием осанки у детей при постоянном сидении на занятиях в дошкольных учреждениях (ДОУ) и на школьных уроках;
  3. подбирать школьную и домашнюю мебель в соответствии с ростом ребёнка;
  4. кровать у детей не должна быть мягкой. Лучше, если она снабжена ортопедической подушкой и матрасом;
  5. не следует покупать малышу сумку на плечо. Для ношения школьных принадлежностей используйте рюкзак;
  6. при продолжительном сидении (к примеру, выполнение домашнего задания) полезно выполнять физические упражнения;


Лечение сколиоза у детей

Полностью вылечить детей от сколиоза возможно на ранних стадиях. Чем сильнее искривление позвонков, тем больше времени понадобится для исправления. На ранних стадиях основными способами лечения станут гимнастика и специально разработанные по плану физические нагрузки на отдельные группы мышечной ткани. Для этих целей используют оборудование спортзалов или лечебно-оздоровительных комплексов (дорожки, велосипед). Исключением для подобных упражнений является оборудование, усугубляющее деформацию: физические нагрузки на штанге, манипуляции с гирями и тяжёлыми гантелями.

Сильное искривление позвоночника невозможно скорректировать с помощью физических упражнений. Исход лечения зависит от возраста ребёнка. Если лечение начать в подростковом возрасте, возможен положительный результат. В комплекс медицинских мероприятий входит:

  • ношение специальных корректирующих корсетов;
  • дыхательная гимнастика;
  • массаж и мануальные медицинские процедуры;
  • физиотерапия (электростимуляция).

Для детей используется специальное вертебрологическое оборудование. Оно, по мнению врачей, поможет окончательно избавиться от сколиоза у детей. Такие упражнения для дошкольного возраста проводят в игровой форме под присмотром медицинской сестры. Для каждого возрастного периода разработана разная степень физических нагрузок. Длительность занятий и нагрузка зависит от возраста и веса ребёнка, формы искривления позвоночника. В конструкции оборудования присутствует дугообразная поверхность. С её помощью снимается напряжение в мышцах, связывающих позвоночник.

Кроме коррекции сколиоза, вертебрологическое оборудование исправляет деформацию осанки и сутуловатость. Коррекцию деформаций позвоночника проводят с помощью оперативного вмешательства. Операцию проводят в исключительных случаях, когда заболевание прогрессирует, а угол сколиоза равняется 40-60 градусам. Оперативное вмешательство в этой форме проводят, чтобы устранить внешний эффект, убрать сдавливание диафрагмы.

Данная форма сколиоза может сдавливать грудную клетку и ограничивать дыхательную ёмкость лёгких. В результате дети болеют бронхитами и пневмониями. Кроме лёгких, грудная клетка может сдавливать мышечную ткань сердца, провоцируя образование сердечных патологий в виде сердечной недостаточности или ишемической болезни сердца.

Деформации стопы или позвоночника возможно исправить и полностью избавиться от них на ранних этапах заболевания. Чтобы избавиться от патологий опорно-двигательного аппарата, нужно научиться правильно распределять физические нагрузки – это играет важную роль при лечении. Даже при длительном статическом положении тела (возле компьютера, за школьной партой, в ДОУ) или при подготовке домашних заданий на приспособленном столе рекомендуется делать небольшие перерывы и заниматься двигательными играми либо сделать простые физические упражнения.


Упражнения и игры для профилактики плоскостопия

дошкольников.

Активное формирование функции опор­но-двигательного аппарата ребенка проис­ходит до 6 лет. После этого плоскостопие вылечить намного сложнее. Именно по этой причине так важно проводить профи­лактику плоскостопия у дошкольников. С того момента когда ребенок начинает вставать на ножки, необходимо укреплять мышечно-связочный аппарат голени и сто­пы, воспитывать навык правильной ходь­бы (не разводя носков), следует познако­мить родителей и педагогов с методами профилактики плоскостопия, включить иг­ры и упражнения для профилактики плос­костопия в план оздоровительной работы детского сада, объяснять родителям (памятки в группах раннего возраста, консуль­тации и беседы, информация на стендах групп и сайте) и педагогам значение прове­дения работы по профилактике плоскосто­пия. Имейте в виду: все упражнения и игры проводятся без обуви.

Плоскостопие — заболевание, выражаю­щееся в деформации (расплющивании, опуска­нии) свода стопы. Возникает тогда, когда нагруз­ка на своды стопы оказывается чрезмерной. Связки и мышцы стопы перенапрягаются, растя­гиваются, теряют пружинящие свойства, своды стоп опускаются, расплющиваются — возникает плоскостопие.

Правила профилактики плоскостопия у ребенка

При обучении ходьбе использовать специальную обувь (высокая пятка, за­стежка на голеностопе, наличие супинато­ра, гибкая подошва).

Запрещать ходить без обуви по пло­ским поверхностям: ковер, пол, кафель и др.

Запрещать спрыгивать с высоты бо­лее 20 см.

Учить прыгать мягко на носках, рабо­тая стопой.

Планомерно укреплять мышечно-свя­зочный аппарат голени и стопы, используя специальные игры и игровые упражнения.

Задачи по профилактике плоскостопия.

Развивать мышечно-связочный ап­парат голени и стопы.

Формировать навык правильной ходьбы и осанки.

Познакомить родителей и педагогов с упражнениями, играми и правилами для профилактики плоскостопия.

Укреплять физическое и психическое здоровье детей.

Расширять совместный двигательный опыт педагогов, родителей и детей.

Виды деятельности, в которых проводится профилактика плоскостопия.

Утренняя гигиеническая гимнастика.

Совместная деятельность (педагог и дети, родители и дети).

Свободная двигательная деятель­ность.

Оборудование

Ребристые дорожки со следами (ши­рина 30 см, длина 180 см).

Балансировочные подушки-полусферы с массажными элементами (диаметр 20 см).

Массажные пазлы (30 х 20 см).

Простынки (40 х 20 см) и платочки (размер любого носового платка).

Набивные мячи (вес 500 г).

Массажные мячи (разных диамет­ров).

Мелкие предметы для сбора стопами (цветные пробки, желуди, мелкие детали конструктора).

Мячи надувные (диаметр 20 см).

Канаты и шнуры (ширина 1-3 см, раз­ной длины).

Коробки или емкости.

Обручи (диаметр 70-100 см).

Упражнения для профилактики плоскостопия

(стихи для упражнений и игр написаны С.В. Силантьевой)

И.п. — сед на ковре или стуле, под пра­вой стопой массажный мяч любого диамет­ра, спина прямая.

Этот мячик так хорош! (Катать стопой мяч вперед-назад.)

Он на ежика похож.

Буду ножки укреплять (катать мяч сто­пой по кругу) —

Мячик ножками катать. Выполнить то же другой ногой.

И.п. — сед на ковре, ноги согнуть, стопа упирается в стопу, руки на колени, спина прямая.

Жили-были лягушата (руками надавли­вать на колени и соединять колени вместе). Озорные, как ребята.

Они лапки разминали (упор руками сза­ди в пол; скользя внешней стороной стоп, разгибать и сгибать ноги). Силу лапок показали.

Могли комариков поймать (приподнять ноги, похлопать стопами):

Раз, два, три, четыре, пять!

И.п. — сидя на стуле или кровати, хват руками за край, спина прямая.

У нашей коровы ножки открыты.

Вместо сапог у коровы копыта. (По оче­реди ставить ноги вперед на пятки.) По лужам шагает смело всегда,

Ей не страшна дождевая вода. (Шагать носочками вперед-назад.)

И.п. — сед, ноги врозь, упор руками сза­ди, спина прямая.

Я платок возьму ногой (захватить пла­ток правой стопой),

Поднесу его к другой. (Медленно пере­нести его к левой ноге.) Я несу платок, не сплю. Коврик я не зацеплю. Выполнить то же другой ногой.

И.п. — сед, ноги скрестно, правая нога сверху, руки на коленях, спина прямая, гла­за закрыты.

Ноги скрестно мы сидели (надавливать на колени),

Но не пили и не ели. Спинки ровно мы держали (плечи назад, вытянуться вверх). И о чем-то все мечтали. Повторить упражнение, сменив ноги.

И.п. — сед на стуле или кровати, руки на поясе, спина прямая.

Эта ножка танцует. (Носочком правой ноги начертить кружок.)

Эта ножка рисует. (То же левой ногой.) Раз, два, три, четыре, пять! (Повторить правой и левой ногой.) Нарисуй кружок опять.

И.п. — сед на ковре, упор сзади, согнуть ноги, соединить стопы, спина прямая. Встретились два козленка, Два упрямых ребенка. (Приподнять но­ги, давить стопами друг в друга.) Бодались, бодались, Сражались, сражались. Потом они устали. Играть вместе стали. (Опустить ноги, вы­прямить, отдохнуть.)

И.п. — сед на стуле или кровати, упор ру­ками о сиденье, спина прямая. Нарисуем мы ногами , как художники, руками. (Рисовать то правым, то левым носочком небольшие картинки в воздухе.) Это высший класс! Получается у нас.

И.п. — то же, на полу перед ногами рас­стелена простынка.

Соберу простынку ножкой. Словно ребрышки гармошки. (Собрать правой стопой простынку.) Разглажу быстро стопой. И соберу другой ногой. (Разгладить про­стынку, удерживая край.)

Игры для профилактики плоскостопия

Дождь пошел, и надо нам разбегаться по домам!

Каждый игрок бежит к обручу и встает на его обод, передвигается по нему боком (правым и левым) приставными шагами.

«Подъемный кран

Дети садятся на ковер, упираются рука­ми сзади в пол, переносят набивной мяч весом 500 г, захватив его ногами, то впра­во, то влево и произносят: Я сейчас подъемный кран. Он на стройке великан. Груз тяжелый поднимает. Как построить домик — знает.

Сегменты дорожки раскладывают на полу в линию на расстоянии 30-50 см. Дети по очереди, шагая с сегмента на сегмент, переходят на другую сторону группы.

Дети ходят по ребристым дорожкам или между двумя шнурами, меняя виды ходьбы по тексту, и произносят:

Жарким днем лесной тропой (обычная ходьба)

Звери шли на водопой. За мамой-слонихой

Топал слоненок. (Ходьба широким шагом.) За мамой-лисицей

Крался лисенок. (Ходьба на носках.) За мамой ежихой

Катился ежонок. (Ходьба на пятках.) За мамой-медведицей

Шел медвежонок. (Ходьба на внешних сторонах стоп.)


Дети садятся на ковер, упираются руками сзади в пол, переносят набивной мяч весом 500 г, захватив его ногами, то вправо, то влево.



Полусферы раскладывают по всей площади группы на расстоянии 30-40 см одна от другой. Дети мягко шагают с кочки на кочку на носках в одном направлении друг за другом. На две последние строчки речитатива стоят на кочке на двух ногах. После небольшого отдыха передвигаются на другую сторону группы


Мы походим на носках,

А потом на пятках,

Мы идем, как ребятишки

И как косолапый мишка.

Для игры можно использовать дорожки.

Цапля на одной ноге, может час стоять в реке.

Дети идут в колонне по одному, чередуя обычную ходьбу и ходьбу на носках. Ча-ча-ча! (Обычная ходьба.) Печка очень горяча! (Ходьба на носках.) Чи-чи-чи! (И т.д.) Печет печка калачи! Чу-чу-чу!

Будет всем по калачу! Чо-чо-чо! Осторожно, горячо!

Для игры можно использовать дорожки.

Полусферы раскладывают по всей пло­щади группы на расстоянии 30-40 см одна от другой. Дети мягко шагают с кочки на кочку на носках в одном направлении друг за другом. На две последние строчки речи­татива стоят на кочке на двух ногах. После небольшого отдыха передвигаются на дру­гую сторону группы.

Раз — шажок, два — шажок. Раз — кружок, два — кружок. Шагают носочки. С кочки на кочку. Раз, два, три, четыре, пять — Будут ножки отдыхать.

Дети прыгают на носке одной ноги, на каждую строчку меняя ноги. Кузнечик прыг да скок

С травинки на цветок.

С цветка на землю вмиг.

И снова скок да прыг.

Посередине группы кладут канат. Детям предлагают представить себя канатоходца­ми в цирке. Они идут по канату, стараясь шагать точно по нему. По канату я иду. Ни за что не упаду!

Дети кружатся на носочках, стоя на сег­менте дорожки (вправо, влево) и стараясь удержаться на нем. Вот как кружится юла: Раз, два, три — и все дела.

Дети идут по дорожке, не разводя нос­ков (можно выложенной шнурами, по сле­дам).

Здесь глубокая трясина,

Вся вода покрыта тиной.

Есть лишь узкая дорожка.

Я шагаю понемножку.

И трясину перейду.

По углам группы (зала) кладут четыре обруча диаметром 70-100 см на расстоя­нии не менее 2 м от стены. Дети делятся на четыре подгруппы. Каждая встает на один из обручей (средней частью стопы), строясь, таким образом в круг. Все берутся за руки. По сигналу дети начинают двигаться по обручам в правую сторону приставны­ми шагами — карусели вращаются. На свисток все перебегают на противополож­ную сторону, занимая другие карусели. Ко­манда, первая, взявшаяся за руки и встав­шая на обруч, получает очко. Выигрывает команда, получившая больше очков.

По группе раскладывают мелкие пред­меты (части конструктора, пробки, желуди). Детям дают коробки. Они ходят по группе, захватывают стопами предметы и собира­ют их в коробки.

Захвачу предмет стопой

И возьму его с собой:

Я несу, за ним слежу,

И в коробку положу.

Детям предлагают отправиться в зоо­парк и изобразить, как ходят различные животные. Например: утки — ходьба на пятках, жираф — поднять руки вверх (шея жирафа) и идти, вытягиваясь вверх и т.д. Для игры можно использовать дорожки.

Посередине группы двумя шнурами обо­значают ров. Ширина его колеблется от 10 до 50 см. На одной стороне рва — дом коз­лят, на другой — полянка. Козлята идут на полянку, подходят ко рву.

Если хочешь быть здоров,

Прыгай с нами через ров!

Дети парами садятся друг напротив дру­га, ноги сомкнуты в коленях и прижаты к животу, упор руками сзади в пол. Каждой паре дают мяч диаметром 20 см. Они ловят мяч руками, а толкают друг другу двумя но­гами или одной (то правой, то левой).

Полученные результаты

Укрепление у детей мышечно-связочного аппарата голени и стопы.

Увеличение внимания родителей к профилактике плоскостопия как способа профилактики нарушений осанки и других заболеваний.

Включение игр и упражнений для про­филактики плоскостопия в план оздорови­тельной работы.

Понимание ответственности педаго­гов за проведение работы по профилакти­ке плоскостопия.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.