Голеностопный сустав у балерины

  • Новости
  • Видео
  • Фотолента
  • Трансляции
  • Сервисы

Видео Программы Специальный корреспондент

Балет – невероятное красивое действо на сцене. Однако за красотой скрывается напряженный труд и невероятная нагрузка на суставы балерин. Почти все балерины становятся инвалидами уже к 50 годам, но если ухаживать за суставами правильно, то можно и в 60, 70, 80 и даже 100 лет иметь здоровые суставы.


Павлова Е. М. Советская артистка балета, балетмейстер и педагог. Прима-балерина Ленинградского академического театра оперы и балета имени С.М. Кирова и Государственного академического Большого театра СССР, Герой Социалистического Труда, народная артистка СССР.

- Екатерина Максимовна, вам сейчас 109 лет, скажите, у вас болят суставы?

- Суставы? Сейчас не болят совсем. Суставы, пожалуй, единственное, что у меня сейчас не болит. Раньше болели жутко, спать даже не могла. Даже при смене погоды перестали болеть – вылечила их полностью.

- А почему раньше болели? Какие заболевания суставов вас беспокоили?

- Остеоартроз и артрит. Вы же знаете, какие в балете нагрузки во время выступлений и репетиций. Суставы не выдерживают и быстро изнашиваются. Уже к 40 годам у многих болят суставы. У меня тоже болели. Жутко, как сейчас вспомню. Ночами спать не могла. Во многом именно из-за суставов у балерин не долгий срок выступлений. С больными суставами просто невозможно выступать. Рано выходят на пенсию, а потом мучаются всю жизнь!

Основная нагрузка приходится на голеностопный сустав, на суставы пальцев ног, на тазобедренный сустав, на колени. Суставы просто стираются со временем. Сначала начинают болеть от движений, а потом болят просто – ноют, а при движениях острая боль. У меня был периоды, когда я неделями не спала. Ко мне чуть ли не каждый день приезжала скорая и колола сильнейшие обезболивающие, которые со временем тоже переставали помогать. Вот, что такое балет. За те годы, которые выступаешь, потом приходится расплачиваться.



- Но ведь есть какая-то поддерживающая терапия? Или специальные рекомендации для балерин, как сохранить суставы здоровыми?

- Сейчас, наверное, есть… с современными то препаратами. Раньше ничего подобного не было. Были только советские мази, которые не особо помогали и народные рецепты – настойки, растирания, массажи и прочее. Не думаю, что от них был большой эффект именно для суставов, разве что припухлость снять.

Нам рекомендовали развивать мышечный корсет – чем он сильнее, тем меньше нагрузка на суставы. Однако это лишь позволяло отсрочить проблемы, а не избавиться от них полностью. Суставы все равно начинали болеть… потом.

- Но сейчас у вас суставы не болят совсем? Они восстановились полностью, как вы говорите? Это правда? Не могли вы рассказать, что вы делали с суставами, и что дало такой эффект? Думаю, многим нашим читателям, особенно пенсионного возраста, будет интересно об этом узнать?

- Я пользовалась Артидексом. Это очень хороший препарат для суставов. Его можно выписать в интернете БЕСПЛАТНО. Он-то мне и помог. Я проходила полный курс, который назначил знакомый врач. До этого пробовала другие современные препараты, даже какие-то дорогущие уколы мне кололи в сустав, но лучше всего помог именно Артидекс. Он только недавно появился, но его многие хвалят. Я рассказала о нем всем, кого знаю, дочери и соседям – теперь у всех здоровые суставы.

- Вы говорите, что его можно выписать бесплатно. Как такое может быть?

По этой программе препарат может получить любой житель России. Я выписывала уже 2 раза и оба раза мне присылали его по почте. Я просто шла с паспортом в ближайшее почтовое отправление и получала посылку. Еще можно оформить доставку курьером, но я не пробовала.

Вот так и вылечила суставы, не потратив ни копейки. Очень жалко, что этого препарата не было раньше.

Чтобы не мучить старушку допросами (было видно, что она устала отвечать на наши вопросы), мы решили расспросить о препарате Артидекс ведущего ревматолога страны, заведующего кафедрой ревматологии МГМУ имени И. М. Сеченова, Саврасову Маргариту Валентиновну.

- Маргарита Валентиновна, не могли бы вы рассказать, что за препарат под названием Артидекс и за счет чего он позволяет восстанавливать суставы?


- Артидекс – препарат нового поколения, выпускаемый в виде крема. Создан он Московским НИИ Ревматологии в конце года. А уже в середине года он успешно прошел клинические испытания, которые показали, что он является одним из самых эффективных на сегодняшний день препаратом в восстановлении суставов не только в России, но и в мире. Это настоящее достижение российских ученых.

Также могу рассказать из практики нашей клиники. Мы успешно используем Артидекс в лечении заболеваний суставов уже на протяжении года, прописывая его всем пациентам. Результаты его использования впечатляют – суставы восстанавливаются у 98 человек из 100. Это просто поразительная эффективность, которой не могут похвастаться даже самые дорогие импортные препараты.

Артидекс в большом количестве содержит легкоусвояемый хондротин который получают из пант алтайского марала, в сочетании с папоротником, кедровым маслом и другими экстрактами самых полезных для суставов растений, собранных со всего мира. Активные вещества Артидекса, попадая в ткани и кровь, запускают процессы регенерации хрящевой ткани – именно за счет этого и происходит восстановление суставов. Даже сильно разрушенные суставы восстанавливаются примерно за 1-2 месяца.


Список заболеваний, при которых помогает Артидекс:

  • Артроз
  • Артрит
  • Артралгия
  • Бурсит
  • Подагра
  • Гигрома
  • Остеопороз
  • Остеохондроз
  • Периартрит
  • Синовит
  • Ревматизм
  • И других

Где и как можно получить Артидекс бесплатно?

Для получения Артидекса необходимо:

  1. Заполнить заявку на официальном сайте.
  2. После этого вам перезвонит менеджер для уточнения адреса доставки.
  3. Через 4-7 дней (примерный срок доставки) нужно получить посылку с "Артидекс" на почте или у курьера.

ВНИМАНИЕ! В связи с большим количеством заказов и нехватки производственных мощностей, производитель был вынужден ограничить условия проведения акции.

На текущий момент программа действует лишь до включительно. До ее окончания оригинальный ARTIDEX можно получть через официальный сайт абсолютно БЕСПЛАТНО!

Жанна Г. г. Москва


Большое спасибо за рекомендации. В аптеках нет нормальных лекарств! Попробую этот крем раз еще и бесплатно! Очень надеюсь, что поможет

Максим Ахтемов не указан


Тоже заказал. Много хорошего слышал про этот препарат, но не знал, что он бесплатно раздается. Спасибо за наводку.

Станислав г. Санкт-Петербург


Полностью подтверждаю. Artidex – крутая штука для восстановления суставов, есть опыт лечения им. Болел локоть долго после травмы, иногда сильно воспалялся. Врач посоветовал мазать этим кремом, и он все как рукой снял. Сейчас сустав больше не беспокоит.

Константин Аронов г. Самара


Тоже есть опыт знакомства с Артидекс и тоже положительный. Лечил артроз. Сустав полностью восстановиося, что показало соответствующее обследование, хоть я до последнего не верил.

Светлана г. Новосибирск


Ну наконец-то хоть что-то нормальное изобрели. Да еще бесплатно раздают. Государство приятно удивляет в последнее время.

Михаил Рябрев г. Минусинск


Здравствуйте всем! Мне 44 года. 7 лет назад стали сильно опухать суставы кистей пальцев, голеностоп, колен. Боль была жуткая, ночами не спала, плакала от боли. Периодами бывало, вообще ничего не болело, а бывало очень сильно. Лечащий врач рекомендовал выписать ARTIDEX. Это было полгода назад. Не верил, что бесплатный препарат окажется эффективнее дорогих. Но суставы перестали опухать. Сейчас уже даже забыл, что мучился когда-то с ними. Рекомендую ARTIDEX всем!

Елена Черникова г. Москва


Лечите чем угодно, главное не делайте уколы в сустав! У меня у знакомого рак суставов от этого! Сказали несколько дней и ногу ампутируют!

Людмила г. Новосибирск


Получила вчера на почте. Доставили за 5 дней. Буду пробовать.

Артемий не указан


г. Сочи

Крем Артидекс явно самое лучшее что есть из препаратов. Проверено лично. Помогает даже при запущенных суставх. Восстанавливает постепенно и навсегда.

г. Железногорск

Татьяна г. Москва


Смотрела про Артродекс по телевизору и сразу решила заказать, чтобы попробовать, тогда еще даже акции не было. Дело в том, что обычные лекарства мне помогали ненадолго — остеохондроз, как мне говорили, сложно вылечить. Теперь о результатах - посылка пришла очень быстро. Уже через 4-5 дней применения чувствую такое облегчение, что просто не могла не написать здесь об этом. Спасибо большое, теперь хоть смогу нормально жить!

Ксения Белинская не указан


Это что-то с чем-то! Результат просто превзошел мои ожидания. Весь артрит на пальцах рук исчез за 14 дней! Заказала ещё несколько упаковок своим подругам пока бесплатно есть, тут медлить нельзя.


Тоже себе выписал. Приятно, когда что-то можно получить вообще бесплатно, такое в наше время редкость.

Варвара Михайловна г. Москва


Отличный препарат. Мажем косточки вместе с мужем уже неделю. У обоих уже есть положительный результат. Мне 57 лет, мужу – 61 год. Передачу кстати тоже как то по ТВ смотрела, там говорили, что нашим суставам не хватает этого хондротина.

Наталья Морозова г. Санкт-Петербург


Поддерживаю! Самый эффективное крем от проблем со спиной на сегодняшний день! Сколиоз вылечили, это ведь о многом говорит

Виктор К. г. Самара


Несколько десятков лет пытался вылечить запущенный радикулит и все зря. Решил попробовать крем-мазь Артидекс, о котором здесь рассказывал профессор, спина прошла за 2 недели. Теперь бегаю как молодой. И спрашивается, где же он был раньше?

Лекция 6-8. Особенности строения скелета и биомеханика хореографических движений

Кости предплюсны (ossa tarsi)включают семь коротких кос­тей, расположенных в два ряда. В проксимальном (заднем) — таранная и пяточная кости, в дистальном (переднем) латерально располагается кубовидная кость, медиально — узкая ладьевидная и впереди нее три клиновидные кости: медиальная, промежуточная и латеральная.

Кости плюсны (оssa metatarsi) — это пять коротких трубча­тых костей, в каждой из которых различают основание, тело и го­ловку. I плюсневая кость наиболее короткая и толстая. II — наи­более длинная. Тела плюсневых костей выпуклые в сторону тыла стопы, форма их призматическая. Своими основаниями плюсне­вые кости сочленяются с клиновидными и кубовидной костями, а головками — с основаниями соответствующих проксимальных фаланг.

Скелет пальцев образован фалангами — короткими трубчатыми костями. Количество их соответствует фалангам пальцев кисти, однако они отличаются небольшими размерами. Фаланги. I пальца, особенно дистальная, больших размеров, чем II—V пальцев. Каждая фаланга состоит из основания, тела и головки. Отличительной особенностью дистальных фаланг является наличие бугристости. Каждая проксимальная фаланга своим основанием сочленяется с соответствующей плюсневой костью, а головкой — со средней фа­лангой. Средние фаланги сочленяются с основаниями дистальных фаланг.



Стопа состоит из 7 костей предплюсны - таранной, пяточной, трех клиновидных, ладьевидной и кубовидной; 5 плюсневых костей и 14 фаланг пальцев.

Рис. 5. Кости стопы. Вид сверху:

1— пяточная кость, 2 — блок таранной кости, 3 — таранная кость, 4 — ладьевидная кость, 5 — медиальная клиновидная кость, 6 — промежуточная клиновидная кость, 7 — 1-я плюсневая кость, 8 — проксимальная фаланга, 9 — дистальная (ногтевая) фаланга, 10 — средняя фаланга, 11 — бугристость V плюсневой кости, 12 — кубовидная кость, 13 — латеральная клиновидная кость, 14 — бугор пяточной кости

Кости медиального края предплюсны лежат выше, чем кости латерального края, благодаря этому формируются своды стопы.

У хореографов отмечается распластанность переднего отдела стопы – поперечное плоскостопие: расхождение крайних плюсневых костей и расширение переднего отдела стопы. Наружная деформация большого пальца.

Для предупреждения поперечного плоскостопия и дальнейшего отклонения большого пальца необходимо каждодневно носить прокладку из поролона между первым и вторым пальцами, размером 3 см, после чего рекомендуется одевать стяжку-манжетку из корсетной резины шириной 8 см, размером от 19 до 23 см., что соответствует окружности стопы. Заказать манжетку любых размеров можно на протезном предприятии, стяжки необходимы для постоянной носки в обуви (кроме ночи и времени танцев).

Поперечное плоскостопие отмечается у 82,1 % исполнителей классического танца.

Стопа – наиболее вариабельный отдел скелета, здесь могут встречаться и сверхкомплектные кости. Такие как межплюсневая, наружная большеберцовая, малоберцовая добавочная, надладьевидная, надтаранная, треугольная и вторая пяточная.

Под головкой первой плюсневой кости имеются две добавочные сесамовидные кости, у артистов балета – 3-4 (многодольчатость), которые иногда принимают за переломы. От постоянных чрезмерных нагрузок могут возникнуть перестроечные процессы костей, которые ошибочно принимают за травматические переломы. Это патологические переломы на почве перестроечных процессов – результат нарушения функционального состояния стопы и усиленного бессистемного напряжения во время исполнения хореографических элементов.

У артистов балета очень рано появляются признаки старения опорно-двигательного аппарата, такие как остеопороз – ослабление костной структуры внутренних отделов голени и костей плюсны и склероз – уплотнение субхондриальных подхрящевых отделов костей; интенсивное развитие коллагеновых волокон в следствие ранней кальцефикации суставных хрящей и мест прикрепления сухожилий с образованием остеофитов, костных шипов и шпор.

Голеностопный сустав. Это блоковидный тип сустава, который выполняет функцию сгибания и разгибания. Состоит из таранной, малоберцовой, большеберцовой костей, соединенных связками.

При полном подошвенном сгибании стопы. Что наблюдается у артистов балета при исполнении танца на пуантах, почти половина выпуклости таранной кости (передняя часть) не соприкасается с большеберцовой костью. Эта часть уходит кпереди и выдается на тыльной поверхности стопы благодаря тому, что таранная кость описывает вокруг горизонтальной оси сустава дугу в 78 град. При этом положении суставные поверхности большеберцовой и пяточной кости образуют почти прямой угол, выполненный таранной костью.

Ось нагрузки во время танца на пуантах проходит через большеберцовую, таранную, ладьевидную и три клиновидные кости. Пяточная кость при этом положении выключается из нагрузки. Вследствие нефизиологического положения стопы при танцах с раннего возраста форма костей, составляющих голеностопный сустав, изменяется. Вертикальный размер лодыжек уменьшен. А поперечник увеличен; суставная площадка увеличена по ширине и радиусу скольжения.

Выполнение элемента глубокое плие приводит к оссифакациа переднего края большеберцовой кости в результате хронических перегрузок и микротравм мест прикрепления связок к лодыжкам и надрывов связок и капсулы.

Профессиональные изменения в голеностопном суставе нередко ведут к ошибкам при диагнозе. Оссификаты у верхних лодыжек принимают за переломы и назначают длительную фиксацию голеностопного сустава. В результате этого необоснованно затягивается процесс лечения.

Длительные занятия танцами нередко вызывают усталость и боли в суставах стопы. Для улучшения кровообращения и снятия болей и усталости необходимо делать ножные ванны при температуре до 36 градусов с использованием настоя ромашки, добавлением хвойного экстракта 15-25 мм. Очень эффективен самомассаж и применение питательных кремов с содержанием лекарственных растений.

Голень. Мышцы голени у артистов балета развиты сравнительно сильнее, что также связано с повышенной физической нагрузкой. Соответственно и компактное вещество большой берцовой кости достигает толщины 2 см и резко сужена костно-мозговая полость как результат рабочей гипертрофии.

Усиленная физическая перегрузка вызывает периостаз – возникновение зоны патологической перестройки кости и появление болей по поверхности большеберцовой кости. Особенно при выполнении многочисленных прыжковых партий.

Коленный сустав. Изменения в коленном суставе связаны с увеличением межмыщелковых бугорков большеберцовой кости и уплощением мыщелков бедренной кости, что является благоприятным приспособлением организма к повышенной физической нагрузке. В результате большого количества движений за небольшой промежуток времени у артистов балета может возникнуть гипертрофия жировых тел, ущемление и хроническая травматизация большеберцовой кости.

Основными связками коленного сустава являются коллатеральные и крестообразные, они удерживают суставные концы во взаимном расположении. У балерин при сгибании голени связки расслабляются, и голень получает возможность совершать вращательные движения, а мениски способствуют этим движениям, увеличивая выгнутость и создавая лучшее скольжение.

Бедро.Уартистов балета бедро принимает активное участие в движении. Благодаря большому количеству сильных мышц, бедренная кость у хореографов отличается большой массивностью и увеличением компактного вещества на 1,5 - 2 см. При этом отмечается гипертрофия бугорков в связи с большой тягой мышц во время профессиональной нагрузки, увеличение большого и малого вертела, к которым прикрепляются мышцы бедра и таза.

Мышцы бедра при их направленном обеспечении вертикальной устойчивости тела и создают у артистов балета апломб(например, при стоянии на одной ноге во время исполнения элемента - арабеск). Мышцы должны быть эластичны, легко растяжимы. Быстро реагировать на изменение позы, поэтому необходим ежедневный экзерсис – тренировка на репетиции, разогревание. Известно, что после 30 лет возникает крипатура– уплотнение мышц в результате чрезмерного напряжения, появление крипатуры можно избежать или предотвратить, а также вылечить благодаря принятию финской бани.

Таз и тазобедренный сустав.От положения таза у артистов балета зависят изгибы позвоночного столба. Сильный наклон таза ведет к появлению поясничного лордоза, в результате возникает быстрое утомление мышц и патологические изменения. Наклон таза кзади делает спину плоской. Тазобедренный сустав имеет гораздо более высокую амплитуду движений, чем у других людей и значительную выворотность ног. Например, во время исполнения элемента арабеск бедро поднимается на угол 90 градусов и выше. Большая выворотность ног достигается благодаря наличию врожденной неглубокой вертлужной впадины, хорошей супинации бедра и голени в коленном суставе, расслаблению пронаторов бедра. Выворотность — основное условие исполнения танца, вырабатывается упорным трудом с юных лет.

Верхние конечности.У танцоров окружность плеча и предплечья значительно больше, чем у других людей, гипертрофия мышц верхних конечностей. Важно предупредить патологические процессы, вовремя выявить перегрузки. Травмы верхних конечностей бывают крайне редко.

Позвоночный столб.Большая подвижность позвоночного столба способствует созданию апломба - устойчивости в большом разнообразии поз и движений танца. У большинства наблюдается сглаживание грудного кифоза и поясничного лордоза. Спина ровная, с красивыми прямыми линиями.

Нередко возникает боковой сколиозкак приспособительный компенсаторный механизм, деформация позвоночного столба в ответ на большие асимметричные нагрузки. Значительно сильнее развиты мышцы спины и усилена кривизна поясничного лордоза. Рано появляется остеохондрози снижение роста вследствие повышенных профессиональных нагрузок на опорно-двигательный аппарат.

Грудная клетка.С целью обеспечения выполнения всех профессиональных нагрузок и эффективного процесса дыхания необходимо развивать грудные мышцы, укреплять межреберные наружные и внутренние мышцы, выполняющие функцию вдоха и выдоха, рекомендуются дыхательные и гимнастические упражнения.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



Русская школа балета знаменита во всем мире. Хрупкие женщины, танцующие на кончиках пальцев, невероятно красивый и женственный образ. Но что стоит за этой красотой? Тяжкий труд, дисциплина и постоянные голодовки. Бывшая балерина откровенно рассказала о своем опыте.

Про отсутствие комплексов и гастроли


Что происходит, когда девочка хочет заняться хореографией или балетом? Если ее родители отдают в эти кружки, то у нее через месяц отваливаются все комплексы. Раздевалка общая, девочки и мальчики, могут забежать коллеги с бальных танцев, с акробатики — потом уже не паришься. На гастролях еще хуже, иногда приходилось переодеваться прямо в зрительном зале, потому что гримерки заняты. Зрителей нет, но все коллеги рядом, даже мальчики.

Гастроли были от Подзалупинска до Сеула, родители только рады были принимать грамоты и медали, спонсировать эти поездки и выбивать недостающее из городского бюджета. А мы, дети, рады шататься и прогуливать уроки.

Про еду


Строго. Очень строго. Могли наорать, побить игрушечным молотком за любую прибавку в весе. Набрала 200 граммов — прыгай сотте дополнительные 60 раз. Привычка не жрать, если срочно надо скинуть вес, осталась. Просто ешь кефир и огурцы, на правильное питание сесть проблема. За спиной грозный учитель, который наорет за сытный, но ненекалорийный рацион, так как вздует живот и прыжок будет хуже. Балерина должна порхать же. И в идеале питаться воздухом.

Расскажу на примере склонных к полноте. Очень популярны были чаи и ксеникал. То есть диет не было в принципе. Либо монодиеты. Гречка без соли с водой и так далее. Но это огромный вред ЖКТ. До сих пор не понимаю, почему у балерин не приветствуется правильное питание.

Про аккуратность

Сутулишься? Стой у станка до усрачки, пока осанку держать не научишься.

Испачкала пачку и боди для занятий? Крути фуэте, когда остальные убежали домой, в следующий раз будешь аккуратнее. Прическа. Выбилась прядь? Остаешься в зале и крути фуэте.

Про травмы


У меня вывернуты оба голеностопа, я уже третий год не ношу каблуки, которые трепетно люблю, потому что любая кочка для меня *****. Выворачивается и опухает нога, после чего я радостно хромаю около недели. Мне теперь только ЛФК и шахматы. С травмированными ногами не разбежишься.

Про конкуренцию


Удивителен накал интриг среди этих 5-6-летних соплюшек: в борьбе за внимание тренера они бьют друг друга в раздевалках, пачкают и режут костюмы, выбрасывают инвентарь, радуются чужим травмам.

Я обожала, когда у меня что-то получалось лучше, чем других девочек. Ой, а на выступлениях чего только не было! И порезанные пуанты, и выбрасывание костюма, и рванье пачки. Одну поймала за руку, когда она мне в обувь стекло сыпала.

Самая дичь — подлить дихлофос в грим. Гримерка одна, но такие твари могут во всё налить. Хоть кислоту.

Про гомосексуализм

У тех, кто ушел дальше юношеских кружков, да. Но! Это присуще всем артистам, не только тем, кто в балете. Может, люди нетрадиционной ориентации более артистичны, не знаю. У художников точно процент гомосексуалистов выше, чем у танцоров. Я когда думала на эту тему, пришла к выводу, что, во-первых, сама обстановка снимает кучу комплексов. То есть если каждый день видишь кучу полуголых красивых тел, это уже не воспринимается как что-то запретное. Плюс врожденное умение видеть красоту во многом, в том числе и в представителях собственного пола.

Плюсы балета

Плюсы. Отличная фигура, самодисциплина, коммуникабельность. Был бы еще шпагат, но у меня была порвана мышца на ноге, сесть на шпагат могу, но хромота обеспечена. Кто-то может. Осанка тоже плюс. Сильные, нет, очень сильные ноги, ну и всё, наверное.

Если вы не хотите, чтобы ваш ребенок стал второй Майей Плесецкой, лучше отдайте его на шашки и шахматы. И на аэробику. Если вы растите чемпиона, будьте готовы к тому, что спорт жесток. Очень жесток.




КАК КОНТРОЛИРОВАТЬ ВЕС СВОЕГО ТЕЛА

Конечно, очень важно соблюдать правильное положение стопы, контролируя вес тела от колена и бедра, но это, хотя и бесспорно, но трудно достижимо. Реальнее, когда такой общий контроль осуществляется от передних и задних мышц таза и талии. Это помогает сохранить ощущение центра тяжести тела. Степень выворотности для каждого танцовщика индивидуальна. Самое важное здесь — это почувствовать, что вы уверенно контролируете деятельность этих мышц в их соотношении с дыханием. Как обрести такое чувство? Я предлагаю танцовщикам лечь на спину, колени согнуты в параллельном положении, ступни поставлены плоско на полу, тоже параллельно. Они делают небольшой легкий вдох и выдыхают медленно, контролируя себя, через шесть секунд. В конце вдоха мышцы нижнего раздела брюшной полости подтягиваются и прижимаются к задней части полости. Пока это происходит, танцовщики стараются растянуть мышцы спины на всем протяжении: от низа спины до макушки головы. Таким путем талия и нижний раздел брюшной полости как бы шнуруются в корсет. Чтобы усилить это состояние, я провожу упражнение при поднятых ногах. Одна нога в нижнем положении прижимается слегка к той, что находится в верхнем положении. Очень важен угол, образуемый ногами и торсом. Если ноги слишком сжаты, то таз также сжимается, если ноги слишком далеко вытянуты, то нижняя часть спины выгибается. После того, как вы овладеете этими упражнениями, находясь в положении лежа, попытайтесь проделывать их, идя медленно спиной вперед. Это помогает переносить центр тяжести вперед, располагая его как бы над ногами. Опять попытайтесь сочетать это с медленным выдохом и подтягиванием мышц брюшной полости, стараясь усилить выворотность. Когда мы добавим к этому упражнению еще и выполнение пор де бра в аттитюде, мы заложим основу технического приема, который в один прекрасный день может стать вашей второй натурой и позволит вам легко преодолеть любые технические трудности.


Многие не любят наклон ("рейк") на сцене, так как при этом вес тела неожиданно переходит вперед. Чтобы вновь обрести контроль над своим телом, танцовщик должен откинуться назад и сбалансировать вес тела в соответствии с наклоном пола. Голень и икры начинают болеть, так как получают нагрузку, к которой не привыкли. Это может спровоцировать их заболевание. Вернувшись на плоскую сцену, которая не требует специального балансирования, вы первые два дня чувствуете, что падаете назад. Чтобы избежать этих неприятных ощущений, я предлагаю упражнения на наклонной доске. Работая на наклонной доске, я кое-чему научился. Она стала моим учителем, и это очень пригодилось мне через несколько лет. В декабре 1982 года известная балерина Элани Макдональд вернулась на сцену после семи месяцев, проведенных в постели с тяжелой травмой спины. Она довольно хорошо репетировала, несмотря на то, что в левой ноге ощущалась боль. Из-за этого ей было трудно работать на пуантах. Она рассказала мне, что каждый подъем и опускание вызывает неприятное ощущение в спине. Артистка провела весь курс лечебных упражнений для стопы, но ничто не помогало, Я сконструировал для нее крохотную сцену с наклонным полом. И занятия на нем стали частью ее ежедневных упражнений для разогревания. Ее ступни стали сильнее и тверже, а ее подъем лучше, чем когда бы то ни было. Через три месяца она смогла танцевать "Сильфиду" Бурнонвиля. Я понял, что многие танцовщики могли бы пользоваться этим приспособлением и постарался усовершенствовать его.


Итак, применение "машины для ступни". На фотографиях показано ее нехитрое устройство. Упражнения в течение десяти минут обычно достаточны для стопы и лодыжки, но им должны предшествовать упражнения для вращения и выгибания лодыжек и стопы для контроля центра баланса (центра тяжести тела), о которых я говорил выше. Я полагаю, что начинать пользоваться этим приспособлением надо при наклоне в пять градусов. Это легко устроить, так как там есть стержень, который может вставляться в разные отверстия, изменяя таким образом угол наклона от пяти до двадцати градусов. После того, как были освоены упражнения при маленьком наклоне, наилучшие результаты дают занятия на доске с наклоном в пятнадцать градусов. При большом наклоне нельзя делать многие упражнения, особенно на одной ноге. Следующие упражнения отобраны как наиболее удачные для показа того, как надо использовать машину, чтобы поддерживать мускулатуру в наилучшем состоянии. Такие упражнения могут способствовать выздоровлению после травм. Только осторожно, прошу вас!

1. Вытягивание икры ноги. Дополнительное вытягивание, которое дает машина, усиливает мышцы для плие, особенно при подъеме и при приземлении.
2. Плие и релеве. Это основные упражнения, которые развивают силу икроножной мышцы, В зависимости от положения, которое занимает танцовщик на наклонной доске, в работу могут включаться различные мышцы ног и тела.
3. Работа на одной ноге. После того как все упражнения отработаны на двух ногах с хорошим контролем, работа на одной ноге развивает силу в конкретной мышце.

В каждом случае очень важно работать при правильном положении всего тела и делать упражнения медленно и точно, останавливаясь, когда утомление мешает точности исполнения упражнения.

На фотографиях, иллюстрирующих эту статью, вы видите балерину "Скотиш Балле" Элани Макдональд. Автор фотографий Аллан Кунлиф.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.