Двигательная активность при заболевании нижних конечностей

Варикоз – заболевание, связанное со вздутием вен на коже. Часто патология атакует ноги человека: на месте возбухания возникают синие пятна из-за застоя крови.

Пациенту с данным диагнозом помогают упражнения, называемыми ЛФК. Лечебная физкультура ослабляет варикозное набухание и активирует кровообращение. Врач разрабатывает индивидуальную ЛФК-зарядку для пациента.


Как помогает ЛФК при варикозе

Сосуды при варикозе набухают из-за сидячего образа жизни.

Чтобы активировать кровообращение, необходимо двигаться и разминаться.

Если больной правильно делает зарядку в проблемной зоне, бугорки на коже постепенно пропадают, и кожа светлеет. Занятия ЛФК помогают:

  • повысить эластичность стенок сосудов;
  • ускорить кровообращение;
  • восстановить обмен веществ в клетках тканей;
  • укрепить мышцы и кости;
  • снять утомление и тяжесть в конечностях;
  • снизить риск образования тромбов;
  • улучшить общее состояние организма.

Физическая активность показана людям, которые работают долгое время в сидячем или стоячем положении.

На каких стадиях заболевания можно заниматься

ЛФК при варикозе показано для всех стадий. В таблице ниже представлено описание физических упражнений для каждой стадии.

Во время физической активности больной надевает компрессионное белье.

В тренажерном зале используется только беговая дорожка: упражнение выполняется в медленном темпе в течение 30 минут.

Бегать категорически запрещается. Пациенту рекомендуется внимательно следить за дыханием и пульсом.

Самая оптимальная лечебная физкультура – та, что связана с плаванием в прохладной воде.

Отмечается, что на данной стадии больных, в большинстве случаев, помещают под стационарное наблюдение, где специально разрабатывается индивидуальная нагрузка.

Как лучше всего проводить упражнения: дома или с инструктором

Повышение тонуса и эластичности вен при варикозе достигается не за счет увеличенной двигательной активности. Лечебная физкультура входит в жизнь человека с вышеописанной патологией постепенно.


При заболевании каждый человек, в первую очередь, обращается к врачу. Это касается и варикоза. Опытный специалист осмотрит больного и поставит диагноз, причем установит точную стадию. Следуя информации выше, на 5 стадии болезни пациенту стоит внимательно отнестись к рекомендациям врача. ЛФК на дому при варикозе на последней стадии не делается.

Пациенту назначают специальные сеансы с тренером, который будет контролировать интенсивность и количество подходов. Для всех остальных стадий возможно выполнение лечебной физкультуры на дому.

Никогда человек с набухшими венами не выполняет движения ног с силовым подъемом, так как это приводит к утомляемости и осложнениям.

Люди в преклонном возрасте считают, что физическая активность в саду или огороде предотвратит появление вышеуказанной патологии. Однако полусогнутое состояние во время прополки или поливания грядок не активирует работу нижних конечностей. Наоборот, страдают мышцы спины и позвоночник.

Перед началом занятий человек с варикозом посещает врача, который ответит на представленные ниже вопросы:

  1. Какая физкультура активизирует работу вен.
  2. Сколько раз делать упражнения.
  3. Время тренировки.
  4. Что запрещено делать.

Комплекс упражнений для профилактики варикоза

Специальный комплекс ЛФК, разработанный специально для ослабления симптомов и предотвращения варикоза, представлен читателю ниже. Рекомендуется делать 2 подхода в сутки. Можно разбить тренировку по этапам: в стоячем положении, лежа на спине и боку.


Перед началом ЛФК-тренировки необходимо 2 минуты посидеть на корточках. Каждое упражнение выполняется по 5 раз. Главное – сильно не напрягаться и делать все в умеренном темпе. При дискомфорте количество повторов сокращается.

  1. Больной стоит прямо, стопы также ровно по линии. Далее необходимо подняться на носочках и медленно опуститься. Количество повторов – 25 раз. Затем носки стоп разводятся по сторонам, пятки смыкаются. Повторяется то, что описано выше.
  2. Пациент ходит на носочках на месте.
  3. Ноги сдвинуты вместе. Руки опускаются к низу. На выдохе плечи отводятся назад, при вдыхании расслабляются, а голова наклоняется вперед.
  1. Сгибаются ноги в коленях. Больной двигает ногами подобно велосипедным движениям.
  2. Ноги прижаты друг к другу. Руки – к телу. Медленно поднимаются нижние конечности кверху и раздвигаются. Затем принимается исходное положение.

Сначала разминается правая нога, затем левая.

  1. Ноги выпрямлены. Крайняя нога медленно поднимается вверх, сгибается, затем возвращается в исходное положение. При необходимости, можно упереться в пол свободной рукой.

Ноги также выпрямлены. Крайняя нога поднимается наполовину вверх, затем выдвигается вперед. Необходимо упереться свободной рукой в пол, чтобы не потерять равновесие. Нога возвращается в исходное положение.

Вариантов упражнений, в целом, очень много.


Мы предложили вам основные формы и виды, которые можно выполнять. Но еще раз напоминаем вам, что любые занятия нужно предварительно согласовать с лечащим врачом. После чего можно будет приступать к упражнениям.

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Т. И. Менщикова, В. А. Щуров

Определены показатели локомоторной активности (суточная двигательная активность, длина шага, скорость ходьбы, энергостоимость локомоций) у 32 больных ахондроплазией до и после 2-х этапного удлинения нижних конечностей в среднем на 22 см по Илизарову в сравнении с показателями здоровых детей и подростков (61). Установлено, что на каждый сантиметр увеличения длины нижних конечностей длина шага становится больше на 0,73 см. У больных до лечения локомоция осуществлялась в энергетически невыгодном режиме, без использования законов инерции. После лечения нормализуется длительность периода шага, скорость локомоции возрастает на 15%, суточная локомоторная активность на 51%.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Т. И. Менщикова, В. А. Щуров

Влияние удлинения нижних конечностей на показатели локомоторной двигательной активности больных

Т.И. Менщикова, В.А. Щуров

Российский научный центр "Восстановительная травматология и ортопедия" им. академика Г. А. Илизарова, г. Курган (Генеральный директор — академик РАМТН, д.м.н., профессор, заслуженный деятель науки РФ В.И. Шевцов)

Определены показатели локомоторной активности (суточная двигательная активность, длина шага, скорость ходьбы, энергостоимость локомоций) у 32 больных ахондроплазией до и после 2-х этапного удлинения нижних конечностей в среднем на 22 см по Илизарову в сравнении с показателями здоровых детей и подростков (61). Установлено, что на каждый сантиметр увеличения длины нижних конечностей длина шага становится больше на 0,73 см. У больных до лечения локомоция осуществлялась в энергетически невыгодном режиме, без использования законов инерции. После лечения нормализуется длительность периода шага, скорость локомоции возрастает на 15%, суточная локомоторная активность - на 51%. Ключевые слова: рост тела, удлинение конечностей, локомоторная активность.

Для ликвидации отставания в росте тела больным ахондроплазией необходимо провести удлинение сегментов нижних конечностей более чем на 30 см, что технически возможно в условиях применения метода Илизарова. Однако такое удлинение сопровождается существенным снижением сократительной способности мышц и функции суставов. Поэтому важнейшим критерием при оценке эффективности лечения этих больных следует признать, наряду с увеличением роста, сохранение или улучшение функций локомоторного аппарата. Локомоторная двигательная активность (ЛДА) является интегральным показателем, отражающим состояние как опорно-двигательного аппарата, так и общего физического развития у детей и подростков. Имеются многочисленные исследования, посвященные оценке состояния ЛДА у здоровых детей и подростков, а также экспериментальных животных.

Возрастные нормы суточной двигательной активности у детей 8-10 лет колеблются от 7,5 до 10 км [7]. У детей в первые годы жизни скорость ходьбы увеличивается за счет длины шага, а затем - за счет повышения скорости движений [1,8]. Показатели энергетической стоимости передвижения зависят от возраста, пола, физической тренированности [3,9]. Энергетическую стоимость локомоций можно адекватно оценить по приросту частоты сердечных сокращений [5,6,10].

Особый интерес представляет восстановление показателей ЛДА у больных с заболеванием опорно-двигательного аппарата [2,4].

Целью данной работы явилось исследование основных показателей локомоторной двигательной активности у больных ахондроплазией до удлинения сегментов нижних конечностей (32), в отдаленные сроки после полной коррекции роста (30).

МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ

Средние величины удлинения бедра и голени равнялись соответственно 10 и 12 см. Кроме того, обследованы здоровые дети и подростки в возрасте от 5 до 16 лет (61).

При исследовании локомоторной активности использован шагомер "ШМ-6", прибор с механизмом инерционного типа, реагирующий на изменения вертикальной составляющей смещения тела при ходьбе обследуемого. Шагомер устойчиво работает при темпе ходьбы от 80 до 140 шагов в минуту при отклонении оси корпуса от вертикального положения на угол не более 10°. Шагомер фиксировали на поясе обследуемых, которые проходили контрольный участок пути, равный 100 метрам. Одновременно при

визуальном контроле подсчитывали истинное число шагов и сравнивали с показаниями шагомера, определяли время прохождения пути ^ сек.). Рассчитывали декремент (Р) между истинным числом шагов и показателем шагомера:

где Р - показатель шагомера, N - число шагов на 100 м пути.

Скорость ходьбы определяли по формуле: V = 10 ■ 3600/ г.

Исследовалась также суточная локомоторная активность:

ЛДА = (0,1 ■ Я)/N, где S - показатель шагомера за сутки.

Частота сердечных сокращений (ЧСС) определялась в положении лежа, в состоянии полного физического покоя, в положении стоя и сразу

после прохождения контрольного участка пути.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ

Выявлено, что у здоровых детей 5-6 лет число шагов на контрольном участке пути равнялось 186 +10, к 7-10 годам уменьшалось на 20%, к 11-13 - на 26 и 24% соответственно у мальчиков и девочек и к 14-16 годам - на 30% у обследуемых обоего пола. При этом время прохождения контрольного участка пути составляло у детей 5-6-летнего возраста 110+11 сек, уменьшаясь к 14-16 годам до 78+6 сек. Соответственно, скорость ходьбы с возрастом имела тенденцию к увеличению (табл. 1).

Величина суточной локомоторной активности в группе здоровых детей определялась как общефизическим состоянием обследуемых, так и особенностями их двигательного стереотипа, повседневной потребности в локомоциях. Например, у девочек и мальчиков 10-12 лет из группы регулярно тренировавшихся спортсменов с легкоатлетической специализацией уровень локомоторной двигательной активности составлял соответственно 9,83 км и 11,90 км. В группе нетренированных обследуемых женского и мужского пола соответственно - 8,61 км и 8,84 км в сутки.

Одним из информативных показателей, отражающих уровень энергетических затрат при ходьбе, является прирост ЧСС. В обследуемой группе у детей 5-6 лет в состоянии полного физического покоя величина ЧСС составляла 95+4,6 уд. в мин. без выраженных статистических различий у мальчиков и девочек. В дальнейшем ЧСС снижалась, появлялись различия в величине прироста ЧСС при нагрузке у мальчиков и у девочек. После прохождения контроль-

ного участка пути ЧСС у обследуемых младшего возраста увеличивалась на 15%, а у подростков - на 4%.

С увеличением длины нижних конечностей у здоровых людей возрастала длина шага (рис. 1):

£ = 18 + 0,73 • Ь; г = 0,987, р Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Длина нижних конечностей (см)

Рис. 1. Взаимосвязь длины конечности и длительности периода шага: у больных до лечения (1), после

Показатели локомоторной двигательной активности у здо

Возраст (годы) Пол Число наблюдений ЧСС стоя (уд./мин) ЧСС после ходьбы Время прохождения пути (с) Скорость ходьбы (км/час)

5-6 9 100 +11 110 +12 110 + 18 2,25

7-10 Девочки 6 86 + 4 94 + 6 98 + 14 3,67

7-10 Мальчики 10 88 + 4 96 + 5 98 + 8 3,50

11-13 Девочки 12 82 + 3 88 + 3 80 + 11 4,50

11-13 Мальчики 13 84 + 5 89 + 8 78 + 6 4,62

Показатели локомоторной активности больных до лечения._

Возраст (годы) п Прирост ЧСС при ходьбе (уд/мин) Время прохождения пути (с) Суточная локомоторной активности (км) Скорость ходьбы (км/час)

6-7 7 9,1 + 1,6 134 + 13 1,81 +0,39 2,79 +0,19

8-9 13 10,3 + 0,9 115 +9,7 3,38 +0,83 3,33 +0,22

10-11 12 10,4 + 1,2 108 + 5,4 3,76 +0,91 3,51 +0,20

12-14 9 10 + 1,9 101 + 6,5 6,10 +0,68 3,65 +0,18

15-17 7 15 +2,1 92 +5,2 9,14 +1,90 3,73 +0,23

удлинения и у здоровых обследуемых (3).

У больных ахондроплазией избирательное нарушение роста и развития нижних конечностей отразилось и на показателях локомоторной двигательной активности (табл. 2).

Возникающий при ходьбе угол между осями бедер (оцениваемый при рассмотрении обследуемого в боковой проекции) не остается постоянным. С увеличением длины конечностей он уменьшается от 70о до 50о. Выявлена взаимосвязь между длиной конечностей и длительностью периода шага:

р = Ц (17 + 0,63 • L).

При анализе длительности шага с позиций законов колебания математического маятника выявлено, что у здоровых обследуемых плечо этого условного маятника составляет 45-55% от длины конечности.

Исследовано влияние отставания продольных размеров конечностей у больных ахондро-плазией на длину шага, частоту шага, скорость локомоции, суточную локомоторную двигательную активность и энергетическую стоимость локомоций. Фактически полученные данные сопоставлены с результатами математических расчетов, основанных на учете влияния на исследуемые показатели длины плеча условного маятника.

Исследование локомоторной двигательной активности у больных до лечения показало, что с увеличением возраста и длины конечностей число шагов, необходимых для прохождения контрольного участка пути, уменьшалось. Так, у детей 6-7 лет число шагов на контрольном участке составило 245+4 (n=7), у подростков 12-14 лет -190+6 (n=9) (рис. 2).

200 180 160 140 120 100

5,6 8,6 10,6 13 Возраст (годы)

Рис. 2. Возрастная динамика числа шагов на контрольном участке пути у здоровых детей (1), у больных до лечения (2) и после лечения (3).

Дети проходили контрольный участок пути за 134 с, а подростки за 92 с (табл. 1). Средняя скорость локомоции с возрастом увеличивалась на 30% (рис.3). Показатель суточной локомоторной двигательной активности у больных

ахондроплазией (определен в условиях нахождения в стационаре) с возрастом увеличивался, составляя у детей 6-7 лет 1,81+0,39 км, у подростков - 6,10+0,68 км. Длина шага у больных до лечения в среднем равнялась 47,5 см.

Длина нижних конечностей у больных до лечения составляла в среднем 49 см, количество шагов на контрольном участке - 110. Длина плеча условного маятника оказалась намного больше возможной и совпала с длиной конечности. Учитывая массу тканей конечностей и их распределение, можно утверждать, что до лечения движение конечностей при ходьбе происходит не в соответствии с законами инерции. Так ходят здоровые дети первых 2-х лет жизни. Отсюда легко понять, почему у больных увеличена энергетическая стоимость локомоций и снижен их объём.

Максимальная коррекция функций двигательного аппарата возможна после выяснения причин, по которым они нарушились. Мы поможем вам пройти обследование и лечение в ведущих клиниках мира, узнайте больше +7 (495) 023-10-24 .

Виды двигательных нарушений

Известны такие виды двигательных функций, как поддержание положения тела и собственно движения. Регуляция движений происходит с участием пирамидной и экстрапирамидной систем. За координацию движений отвечают мозжечок и базальные ганглии.

Выраженность двигательных нарушений преимущественно зависит от того, на каком уровне расположен патологический процесс и какова степень повреждения систем, регулирующих функции движения. Расстройство двигательного аппарата может наступить по таким причинам:

  • Патология нервной системы
  • Нарушения пирамидной системы
  • Патология экстрапирамидной системы
  • Нарушение функции мозжечка.

Различают такие виды двигательных расстройств, характерных для заболеваний нервной системы:

  • Гипокинезия представляет собой уменьшение скорости и объема произвольных движений;
  • Гиперкинезия проявляется насильственныминепроизвольнымидвижениями;
  • Атаксия – это нарушение координации движений;
  • Гиподинамия – снижение силы мышечных сокращений и двигательной активности.

При параличе из-за нарушения иннервации мышц полностью отсутствуют произвольные движения. В случае пареза уменьшается амплитуда и сила произвольных движений.В зависимости от того, где расположен очаг поражения, параличи могут быть центральными и периферическими. Для того чтобы понять суть различных видов двигательных нарушений, следует вспомнить строение рефлекторной дуги. От рецепторов импульс по центростремительным нейронам поступает в кору мозга, откуда по центробежным нейронам передается мышцам.

Причиной периферического вялого паралича может быть повреждение или полное нарушение целостности двигательного нейрона. Оно наступает в случае таких заболеваний:

  • Механическое повреждение нервов;
  • Миастения;
  • Ботулизм;
  • Полиомиелит;
  • Действие ядов и токсинов;
  • Амиотрофический склероз;
  • Энцефалит.

О периферическом параличе говорят при наличии таких признаков:

  1. Атония – характеризуется снижением мышечного тонуса. В парализованной конечности может отмечаться дряблость мышц, они становятся вялыми и тестообразными. Могут возникать пассивные движения в парализованной руке или ноге.
  2. Арефлексия – отсутствие двигательных рефлекторных реакций. Также не фиксируются и защитные движения.
  3. Атрофия проявляется уменьшением массы мышцы, которая теряется вследствие ухудшения трофики.
  4. Перерождение мышц и нервов. Появляется извращенная реакция нефункционирующего нерва и парализованной мышцы на раздражающее действие электрического тока.

При поражении первого нейрона может возникать центральный паралич. Он развивается вследствие таких этиологических факторов:

  • Травма, отек и новообразования головного мозга
  • Тромбоз и эмболия церебральных сосудов.

Признаки центрального паралича.

1. Гипертонус — тонус мышц повышен в состоянии покоя и при выполнении пассивных движений

2. Патологические рефлексы — появляются врожденные рефлексы

3. Перерождение нервов и мышц — отсутствует

4. Синкинезии — в парализованной конечности происходят непроизвольные движения одномоментно с произвольными движениями, выполняемыми здоровой конечностью

Двигательные нарушения могут являться проявлением поражения экстрапирамидной системы. Она включает в себя такие разделы, как полосатое и красное ядро, черную субстанцию,а также Льюисово тело, ядра моста и зрительного бугра.При наличии их патологии меняется мышечный тонус. Насильственные непроизвольные движения называются гиперкинезами. Они могут иметь характер быстрых или медленных расстройств. Нервный тик, судороги, хорея и тремор относят к быстрым гиперкинезам.

Непроизвольные сокращения мышц называются судорогами. Они бывают клоническими и тоническими, а также смешанными. При хорее или эпилепсии имеет место такой вид судорог, как клонические. Они могут характеризоваться тем, что период сокращения мышц резко меняется их расслаблением. Когда развиваются клонические судороги мускулатуры, обеспечивающей речевую функцию, человек начинает заикаться.

Для тонических судорог характерные продолжительные мышечные сокращения без соответствующих периодов расслабления (например, опистотонус при столбняке).

Непроизвольные слабые сокращения скелетной мускулатуры, которые возникают из-за попеременного изменения тонуса сгибателей и разгибателей, называются тремором. Для хореи характерны быстрые, неритмичные, непроизвольные, нескоординированные размашистые сокращения различных групп мышц, которые происходят при значительном снижении тонуса мышц.

Атеноз и кривошея относятся к медленным гиперкинезам. Атеноз характеризуется непроизвольными стереотипными червеобразными, плавными, вычурными движениями, которые возникают в случае одновременных сокращений мышц агонистов и антагонистов. Чаще всего у ребенка можно наблюдать напряженные медленные движения пальцев рук.

В результате спазма мышц шеи с одной стороны на протяжении длительного времени развивается заболевание, которое называется спастическая кривошея. Ее причиной может быть отек, родовая травма, новообразование в области заднего моста или кровоизлияние.

При поражении мозжечка определяются такие симптомы нарушения двигательной функции:

1. Атаксия – нарушение походки. Пациент ходит с широко расставленными нижними конечностями, выполняет избыточные движения, как будто он пьяный;

2. Астазия. Пациент не способен удерживать нормальное, правильное положение головы и тела в пространстве;

3. Атония – выраженное снижение мышечного тонуса;

4. Дизартрия –наличие расстройства речи. Оно выражается в том, что пациенту сложно произносить отдельныезвуки, слова или слоги;

5. Дизэквилибрация – снижение равновесия во время движения.

Виды нарушений опорно-двигательного аппарата

Нарушение опорно-двигательного аппарата определяется у многих детей. Причиной патологии могут быть как внутриутробные аномалии развития, так и травмы, а также заболевания опорных органов.

Виды патологии опорно-двигательного аппарата
1. Заболевания нервной системы — полиомиелит, детский церебральный паралич

2. Врожденные нарушения опорно-двигательного аппарата — аномалии развития позвоночника; врожденный вывих бедра; недоразвитие и дефекты конечностей; косолапость, кривошея и иные деформации стоп; артрогрипоз; дефекты развития пальцев кисти
3. Приобретенные болезни и травмы опорно-двигательного аппарата — травматические нарушения целостности конечностей, травма спинного и головного мозга; полиартрит; заболевания костей скелета; системная патология скелета

Двигательный дефект является основным у пациентов детского возраста. У них наиболее часто диагностируется церебральный паралич. Особенностью этого заболевание является сочетание двигательных расстройств с нарушениями речи и психики. Эти дети нуждаются в специальном подходе. Им, кроме лечения и социальной помощи, необходимо обучение согласно индивидуальным программам, помощь психолога и логопеда.

Такие дети должны быть адаптированными в окружающий мир. У большинства маленьких пациентов, страдающих патологией опорных органов, отсутствуют нарушения познавательной деятельности. Они не нуждаются в примененииспециальных методик обучения и воспитания. Им необходимо создать особые условия жизни и возможность обучения, а впоследствии трудиться.

Нарушение двигательной функции присутствует также при миелопатии. Она развивается после заболевания или травматического повреждения позвонков. Заболевание могут вызвать такие факторы:

  • Сдавление спинного мозга фрагментами позвонков, кровью или воспалительным экссудатом.
  • Кислородное голодание вследствие сдавления или нарушения проходимости позвоночных артерий.
  • Механическое повреждение спинного мозга, возникающее в результате травмы.

Заболевание проявляется частичной или полной утратой произвольных движений, нарушением чувствительности, а также расстройством функции органов таза.

При воздействии внешних факторов нарушается целостность костей скелета. Перелом кости проявляется болью, нарушением движения, припухлостью и деформацией в месте перелома. Если травмирующий фактор воздействует на позвоночник, может произойти перелом позвонков. При этой травме тяжесть двигательных нарушений зависит от расположения места перелома и нарушения целостности спинного мозга.

При недоразвитии структур головного мозга развивается детский церебральный паралич. Во время внутриутробного развития плода мозг эмбриона может повреждаться вследствие таких причин:

• Интоксикации и инфекционные заболевания матери в период гестации;
• Механические и психические травмы;
• Конфликт, возникший между антигенами АВ и Rh крови плода и беременной женщины;
• Внутриутробная асфиксия или гипоксия плода.

Родовая травма, в результате которой происходит кровоизлияние в головной мозг ребенка, а также асфиксия новорожденноготакже приводят кдетскому церебральному параличу. Причиной заболевания может быть травма и нейроинфекции, перенесенные малышом на первом году жизни. Предрасполагают к этой патологии такие факторы, как недоношенность и переношенность, а также заболевания органов сердечнососудистой системы матери.

Все дети, у которых диагностирован детский церебральный паралич, в зависимости от того, насколько у них выражены нарушения двигательных функций, делятся на три группы:

1. Дети, имеющие тяжелую патологию. Некоторые из них не способны прямо стоять и ходить, захватывать и удерживать предметы. Они не могут освоить навыков самообслуживания. Другие же с трудом могут передвигаться при помощи посторонних и частично себя обслуживать;

2. Дети, у которых нарушение двигательной функции выражено в средней степени. Большинство из них могут передвигаться на небольшое расстояние самостоятельно. Они способны сами себя обслуживать, но недостаточно автоматизированы;

3. Дети, имеющие легкие нарушения. Они могут самостоятельно ходить, уверенно себя чувствуют на улице и в закрытом помещении. У них полностью сформированы навыки самообслуживания. Иногда наблюдается нарушение походки, патологические позы или насильственные движения.

Двигательные нарушения у детей проявляются в отсутствии или недостатке контроля функционирования мышц со стороны центральной нервной системы. Для этого заболевания характерно нарушение высших корковых функций. Определяются признаки поражения базальных ядер и пирамидных путей.

Если головной мозг развивается нормально, стадийно происходит и становление нервной системы. В зависимости от последовательности созревания мозговых систем поэтапно развиваются движения. Более совершенные и сложные их формы сменяют элементарные.
У ребенка, страдающего детским церебральным параличом, нарушены и последовательность, и скорость созревания двигательных функций. У него в более старшем возрасте присутствуют примитивные врожденные рефлекторные формы двигательной активности. Если развитие происходит нормально, то к трем месяцам жизни малыша эти рефлексы угасают. Благодаря этому создается благоприятная основа для того чтобы развивались произвольные движения.

Когда хватательный рефлекс и рефлекс отталкивания проявляются к шести месяцам, существует риск поражения двигательных участков коры головного мозга. Патологические рефлексы могут впоследствии усиливаться, что приводит к существенной задержке формирования очень важных произвольных двигательных актов.

Второй специфичной особенностью этих детей является отставание в формировании моторных функций. Они поздно садятся, становятся на ножки и начинают ходить. Еще позже формируются сложные моторные акты, а также тонкие и дифференцированные движения, которые так нужны для самообслуживания, изобразительной, игровой, трудовой и учебной деятельности.
Иногда кажется, что с возрастом заболевание усугубляется, однако, это ошибочное мнение. Детский церебральный паралич – это заболевание, которому не свойственно прогрессировать. К растущему организму предъявляются все большие требования, которым не соответствуют двигательные возможности ребенка.

Различают такие виды двигательных нарушений у детей, которые страдают церебральным параличом:

2. Парезы и параличи. Те или иные движения в зависимости от степени тяжести поражения мозга малыша могут полностью или частично отсутствовать. Также снижается мышечная сила. Ребенок либо затрудняется, либо вовсе не может поднять вверх руки или вытянуть их в стороны, вперед, а также согнуть или же разогнуть ногу. В связи с этим затрудняется развитие таких важных двигательных функций, как манипулятивная деятельность и ходьба. Если имеют место парезы, то, прежде всего, страдают тонкие и дифференцированные движения (ребенок, например, не может выполнить изолированных движений пальцев верхней конечности);

3. Насильственные движения. Они проявляются в виде тремора и гиперкинезов. Тремор может быть наиболее выраженным при целенаправленных движениях и усиливаться в их конце (например, когда ребенок при закрытых глазах пытается приблизить палец к носу);

4. Атаксия – нарушение равновесия и координации движений. Ребенок неустойчиво сидит, стоит и ходит. В особо тяжелых случаях дети не могут без посторонней помощи сидеть или стоять.Отмечаются неточные, несоразмерные движения. Такой ребенок не может захватить и переместить предмет. Когда он пытается выполнить эти движения, отмечается тремор. Нарушается также координация тонких, более дифференцированных движений;

5. Кинестезии – нарушение ощущений движений. Они обедняют двигательный опыт ребенка и задерживают формирование тонких движений;

6. Неполное развитие статокинетических рефлексов, благодаря которым формируется вертикальное положение тела и произвольная моторика. По этой причине ребенку очень тяжело удерживать туловище и голову в нужном положении. У него возникают определенные трудности в овладении не только учебными и трудовыми навыками, но и элементами самообслуживания;

7. Непроизвольные содружественные движения – синкинезии. Они возникают при активных движениях. Так, например, если ребенок пытается одной рукой взять предмет, у него сгибается и другая рука.

Формы детского церебрального паралича определяются в зависимости от повреждения тех или иных систем мозга. Различают такие виды заболевания:

• Спастическая диплегия;
• Двойная гемиплегия;
• Гемипаретическая форма;
• Гипекинетическая форма;
• Атонически-астатическая форма.

Для всех форм детского церебрального паралича характерны те или иные проявления нарушения двигательных функций. Они развиваются в разное время – некоторые определяются с рождения, а другие с возрастом. У них страдает психическое развитие, нарушается внимание. Дети не могут сосредоточиться на продолжительное время.

Многие из них не реагируют на звуковой или световой раздражитель поворотом головы. Они не узнают сложных изображений. В некоторых случаях нарушается слух. Для всех форм заболевания характерно нарушение пространственного восприятия. Дети становятся неспособными воспринимать объем, что сказывается на состоянии их психики.

У них нарушаются все виды памяти, позже формируется наглядно-мысленное мышление. Дети не могут определить сходство и различие предметов. У них возникают проблемы с речью. Из-за двигательных нарушений больные дети не могут общаться со сверстниками. У них недостаточно развиты волевые качества.

Особенностью детей с церебральным параличом является появление вторичных нарушений. У них развиваются деформации костей и тугоподвижность в суставах, кифосколиоз. Из-за нарушения всасывания спинномозговой жидкости повышается давление ликвора.Дети становятся вялыми, апатичными, часто срыгивают. Определяется выбухание большого родничка.

Могут возникать болезненные эпилептикоформные пароксизмы. Нарушается функция вегетативной нервной системы, что проявляется расстройствами сна, периодическим необоснованным подъемом температуры тела, снижением аппетита.

Дети с церебральным параличом нуждаются в специальном уходе. Если ими заниматься с рождения, то шанс повысить качество жизни возрастает во много раз. Позвоните нам и узнайте больше +7 (495) 023-10-24 .

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.