Анкетирование профилактики плоскостопия для родителей


Уважаеые коллеги. Это очень интересный, не сложный и актуальный проект. Буду рада если комуто пригодиться.

Скачать:

ВложениеРазмер
proekt_po_ploskostopiyu_na_konkurs_po_ploskostopiyu.docx 1001.15 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Старооскольского городского округа

Воспитатели: Курдыман Н.В. Белашова Л.А.



2 младшая группа


Воспитатели: Курдыман Наталья Владимировна

Белашова Любовь Александровна


Тема проекта: Создание условий для профилактики плоскостопия у младших дошкольников путем взаимосвязи в работе участников коррекционно-педагогического процесса.

Вид проекта: краткосрочный(1 месяца),групповой (декабрь).

Возраст группы. 3-4лет.

Режим работы. На фронтальных, индивидуальных занятиях вне занятий и дома.

Суть проекта. Сохранение и укрепление здоровья детей через создание системы профилактики плоскостопия -укрепление мышц и связок стоп через ежедневную нагрузку в детском саду и дома.

Направление работы. Оздоровительно-профилактическое развитие детей. Практико-ориентированный, оздоровительный

Цель работы детей в рамках проекта: Организация оздоровительной деятельности детей по профилактики плоскостопия , путем взаимодействия в работе участников коррекционно-педагогического процесса , а так же. привлечение родителей к использованию разных методов профилактики плоскостопия у детей в домашних условиях.

1.Формирование двигательных умений и навыков ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями для профилактики и коррекции плоскостопия;

2.Укреплять мышцы стоп детей;

3.Закаливать организм путем босохождения;

4. Углублять представления родителей и детей о знании профилактических мероприятий по плоскостопию

5.Воспитывать желание быть здоровыми.

В разработке этого раздела программы должны принимать участие специалисты и педагоги детского сада.

После углубленного обследования врачом и старшей медсестрой воспитанников определяется направление и содержание совместной работы участников оздоровительного процесса по профилактике плоскостопия у детей .

Данная проблема особенно актуальна в настоящее время, потому что количество детей, имеющих плоскостопие, неуклонно растет, а родители из-за экономического неблагополучия и социальной нестабильности все меньше уделяют внимания развитию и воспитанию своих детей, переложив всю ответственность на детский сад.

Проект рассчитан на детей младшего дошкольного возраста.

В результате реализации проекта будут:

  1. Представлены направления работы по профилактике плоскостопия , играми и упражнениями на развитие двигательных навыков; развитие быстроты, ловкости и коммуникативных умений и навыков.
  2. Распространен опыт работы в ДОУ по взаимодействию старшей медсестры, воспитателей, инструктора по физической культуре в процессе профилактически-коррекционной работы с детьми младшего дошкольного возраста.

Благодаря комплексному подходу, использованию средств физического воспитания, психогимнастики, логоритмических упражнений, интеграции и преемственности в работе всех специалистов и родителей наблюдается положительная динамика в общем развитии детей.

Практическая значимость результатов

В ходе реализации проекта

  • произойдет творческое взаимодействие детей педагогов и родителей, направленное на профилактику плоскостопия дошкольников;
  • формирование и совершенствование двигательной деятельности детей;
  • формирование правильной осанки;
  • развитие общей и мелкой моторики;

развитие быстроты, ловкости, креативности;

  • развитие коммуникативных способностей.

Первый этап . Постановка проблемы.

Четвертый этап. Подготовка материала к созданию книги.


Курдыман Наталья Владимировна

Белашова Любовь Алелександровна


Ф. И. ребёнка, возраст

1. Часто ли ребёнок болеет, какие тяжёлые заболевания, травмы перенёс

2. Вы знаете, что значит плоскостопие? Поясните.

3. Откуда Вы получаете знания о здоровом образе жизни? О состоянии стоп вашего ребёнка?

4. Делаете ли Вы дома зарядку?

5. Соблюдаете ли режим дня в выходные дни? Какой?

6. Имеете ли Вы дома физкультурное оборудование? Какое?

7. Какой вид закаливания Вы применяете дома? (отметить)

прогулка в любое время года

хождение босиком по “чудо-коврику”

9. Гуляете ли Вы с ребенком после детского сада? Насколько часов ходите куда-нибудь и куда?

10. Чем занят Ваш ребенок вечерами и в выходные дни: (отметить)

11. Помощь по какому вопросу Вы хотели бы получить?

Спасибо за сотрудничество!

12. Считаете ли вы необходимой профилактику плоскостопия в детском саду? Какие мероприятия считаете нужными?


- Подбор комплексов ЛФК

- Оборудование, используемое для профилактики плоскостопия:

- верёвки толстые и тонкие

- мешочки с песком

- мягкая змейка для равновесия

- массажные коврики, массажёры для стопы,

- массажные коврики со следами

- ребристая дорожка (из реек, пуговиц, мягких крышек)

- пуговицы, каштаны, палочки, поролоновые мячики


• Ежедневная утренняя гимнастика

• Закаливающие мероприятия: ходьба босиком по ребристой дорожке, по канату.

• Прогулки и игры на свежем воздухе

• Гимнастика после сна

• Гимнастика для стопы

• Самомассаж ног массажным мячом, массажёром для стоп.

• Игры и упражнения для профилактики плоскостопия.

Комплекс утренней гимнастики №1

1ч. Вводная. Ходьба в колонне по одному, руки на поясе; на пятках, руки в стороны; как петушки, взмахивая руками.

2ч. Общеразвивающие упражнения.

1) И. п. : сидя согнув в коленях ноги, руки в упоре сзади;

2) Поднимать поочерёдно носки ног.

2) Поднимая внутренние своды, опираться на наружные края стоп.

2) Не отрывая пятки от пола развести носки в стороны.

2) Ползающие движения стоп вперёд, вернутся в и. п.

Комплекс утренней гимнастики №2

1ч. Вводная. Ходьба в колонне по одному, руки на поясе; на пятках, руки в стороны, ходьба на внешней стороне стопы (как мишки).

2ч. Общеразвивающие упражнения.

1)И.п. ноги на ширине стопы, руки на поясе.

2) повороты вправо, влево с пружинящим движением корпуса и ног.

1) И.п. сидя на ковре, лицом в круг, ноги на ширине плеч, руки свободно.

2)Наклон вперёд, погладить пальцы ног, не сгибая ноги в коленях.

2)Пальцы ног тянутся вверх, не отрывая пяток от пола, затем опускаются вниз и дотрагиваются до пола.

2)Пальцы стоят на месте, приподнимаем и опускаем пятки.

3ч Заключительная. Ходьба в колонне по одному с разведёнными в стороны руками, как канатоходцы.

Гимнастика после сна:

1.Самомассаж ног, разминание стопы и свода стопы руками (выполняется детьми самостоятельно)

И.п. лёжа в кровати.

2.Самомассаж ног массажным мячом, массажёром для стоп.

И.п. сидя на краю кровати

5.Ходьба по ребристой дорожке и массажным коврикам, по кругу 3-4 раза.


Познавательно- исследовательская деятельность

Цель: Формирование привычки ежедневно делать зарядку

Цель: Повышение интереса детей к утренней зарядке, формирование привычки к соблюдению режима дня

Познавательно-исследовательская деятельность, ознакомление с окружающим

Цель: воспитывать внимательное отношение к обуви и обуванию, в игре учить ставить обувь правильно, обуваться тщательно, ухаживать за обувью.

Познавательно- исследовательская деятельность, сенсорное развитие.

Цель: Учить чувствовать ногами разные по температуре и структуре поверхности, закрыв глаза. Обучение самомассажу пальцев и стопы в игровой форме.

Цели: Приобщение к народному фольклору, развитие интереса детей к художественной литературе, формирование эмоционального отношения к поступкам литературных героев, формирование знаний детей о здоровом образе жизни с помощью художественного слова.







Цель: Формирование умения бегать в заданном направлении, ориентироваться в пространстве

Цель: Обучение умению действовать согласно тексту, убегать от водящего

Цель: Обучение ходьбе друг за другом в заданном направлении

Цель: Обучение умению двигаться в разных направлениях и останавливаться по сигналу

Цель: обучение умению по сигналу воспитателя выставлять одну ногу на пятку или носок.


.

Составление картотеки упражнений и игр " Стоп - плоскостопие"


Проблема плоскостопия достаточно сильно распространена в современном мире, особенно среди детей дошкольных лет. Нарушение стопы не только способствует ухудшению осанки ребенка, а может привести к серьёзным заболеваниям (артриту, остеохондрозу). Именно потому профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста так важна. Поэтому очень важным на сегодняшний день является формирование у родителей и детей знаний о значимости профилактических мероприятий по плоскостопию, убеждений в необходимости сохранения и укрепления своего здоровья.

Детский сад — главный помощник родителей при профилактике проблем осанки и плоскостопия .

Особая значимость данного проекта заключается в том, что он предоставляет возможность профилактике плоскостопия и закрепления двигательных навыков в повседневной жизни и разных видах деятельности детей.

Профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста направлена на укрепление и поддержку связочного аппарата, тогда нагрузка будет распределяться равномерно, исключая деформацию ступней ног детей.

Физические упражнения являются лучшим средством при профилактике плоскостопия, других изменений осанки.

Упражнения (бег, приседания, прыжки, ходьба по разным сторонам стопы) помогут укрепить двигательную систему ребенка. Ежедневная утренняя гимнастика, активные упражнения в детском саду — замечательное средство при лечении плоскостопия, его профилактики у детей дошкольного возраста.

В нашем детском саду есть специальное оборудование для занятий с детьми (гимнастическая стенка, обручи, массажные коврики, тренажеры), это помогает в профилактической работе при нарушении осанки и плоскостопии .

Но не стоит родителям детей перекладывать всю ответственность на специалистов ДОУ, стоит и самим быть активными, проявлять интерес к здоровью своего малыша. Ведь лучше следить за здоровьем, видоизменениями осанки своих детей с малых лет, заниматься профилактикой, чем позже тратить свое время, проводя лечение болезней ножек разной степени сложности.

Принципы профилактики плоскостопия детей дошкольного возраста.

Стопа по данным многих исследований – это сложный сводный орган, выполняющий опорную, локомотивную и амортизационную функции. Она является опорой, фундаментом тела, поэтому естественно, что нарушение этого фундамента обязательно отражается на формировании подрастающего организма. Изменение формы стопы не только вызывает снижение ее функциональных возможностей, но и, что особенно важно, изменяет положение таза, позвоночника. Это отрицательно влияет на функции последнего и, следовательно, на осанку и общее состояние ребенка.

С точки зрения специалистов, недостаточное развитие мышц и связок стоп неблагоприятно сказывается на развитии многих движений у детей, приводит к снижению двигательной активности и может стать серьезным препятствием к занятиям многими видами спорта.

Формирование осанки ребенка дошкольного возраста начинается примерно с 6 лет, а продолжается примерно до 17 лет. Именно поэтому у маленьких деток дошкольного возраста осанки как таковой практически нет, ведь изгибы позвоночника в детском организме не сформированы окончательно. Стопа крохи от одного года может быть подвержена отклонениям, потому специалисты рекомендуют проводить профилактику плоскостопия детей с малых лет.

Плоскостопие у детей младшего возраста не физиологическое, его лучше лечить до 5-летнего возраста, пока окончательно не сформировался контур ступни.

У детей дошкольного возраста профилактика плоскостопия начинается с первого визита к ортопеду (когда крохе 2-3 месяца).

Плоскостопие чаще всего, проявляется после года ходьбы, ведь стопа формируется вместе с первыми шагами ребенка. Поэтому до года у ребенка не может быть плоскостопия, но дальше нужно следить за изменениями его ножек, осанки, заниматься профилактикой заболевания. Лучше всего для профилактики плоскостопия ребенка использовать массаж ступни с первого года его жизни.

Профилактика плоскостопия у дошкольников начинается с выбора правильного обуви для своего сыночка или дочки. Обязательным является наличие жесткого задника, мягкого супинатора и каблука (примерно 0,5 см). Не рекомендовано давать детям малых лет донашивать за кем-то, ведь каждый стаптывает сандалики по-своему. Если вы покупаете обувь на вырост, то лучше брать ее не больше чем на один размер, чтоб при ходьбе нога не болталась.

Родители, не забывайте, что плоскостопие — это серьезное заболевание, а при отсутствии профилактики, должного лечения оно может привести к существенным осложнениям опорно-двигательного аппарата вашего малыша, сколиозу, артрозу, различным деформациям стопы.

Поэтому очень важным на сегодняшний день является формирование у родителей и детей знаний о значимости профилактических мероприятий по плоскостопию, убеждений в необходимости сохранения и укрепления своего здоровья.

Уделяйте побольше внимания ножкам вашего ребенка, и будьте здоровы.

АКТУАЛЬНОСТЬ

Формирование здоровья детей, полноценное развитие их организма – одна из основных проблем в современном обществе. Медицинские работники, родители и педагоги повсеместно констатируют нарушения, отклонения и несоответствия нормам в развитии детей. Особенно тревожит ситуация по количеству детей с нарушением осанки и плоскостопием.

Плоскостопие - это деформация стопы, вызванная уменьшением высоты свода.

Стопа является опорой, фундаментом тела, и его нарушение обязательно отражается на формировании всего организма. Недостаточное развитие мышц и связок стоп неблагоприятно влияет на развитие многих движений, приводит к снижению двигательной активности вообще и может стать серьезным препятствием к занятиям спортом. Также плоскостопие является одним из факторов риска возникновения нарушений осанки у детей.

Своевременная профилактическая работа в этом направлении позволит избежать существующих проблем и скорректировать уже имеющиеся. Поэтому очень важным на сегодняшний день является формирование у родителей и детей знаний о значимости профилактических мероприятий по плоскостопию, убеждений в необходимости сохранения и укрепления своего здоровья.

Современные подходы к физическому воспитанию детей свидетельствуют о тенденции оздоровления педагогического процесса в детском саду.

Значимость применения данного проекта определяется решением задач оздоровления дошкольников, создания прочной основы для воспитания здорового ребёнка.

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА

  • Формирование у детей и их родителей практических навыков по профилактике плоскостопия.

ЗАДАЧИ ПРОЕКТА

1. Углубить знания родителей о профилактических мероприятиях по предупреждению плоскостопия;

2. Обучить детей практическим навыкам сохранения здоровья стоп, укрепить мышцы стоп;

3. Приобщить родителей к коррекционной работе в домашних условиях;

4. Создать в группе условия для профилактики плоскостопия у детей;

5. Воспитывать у детей желание быть здоровыми.

Продолжительность проекта: 12 месяцев.

ТЕХНОЛОГИЧНОСТЬ

  • Данный проект может быть использован в любом дошкольном учреждении или дошкольное учреждение может организовать дополнительную услугу для неорганизованных детей.
  • Направленность проекта: коррекционно-оздоровительная.
  • Вид: здоровьесберегающая педагогическая технология.

Образовательная область: “Физическое развитие”

Области интеграции: “Познавательное развитие”, “Социально-коммуникативное развитие”, “Речевое развитие”, “Художественно-эстетическое развитие”.

УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА

ФОРМЫ РАБОТЫ

НЕОБХОДИМЫЕ УСЛОВИЯ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

ЭТАПЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРОЕКТА

- Изучение специальной литературы. Подбор информации о причинах возникновения плоскостопия и их устранении.

- Вовлечение всех участников проекта в план совместной деятельности по оздоровлению детей.

- Подбор комплексов гимнастики для профилактики плоскостопия в разные режимные моменты.

- Изготовление нестандартного оборудования.

- Подбор рекомендаций для родителей.

- Создание картотеки упражнений по профилактики плоскостопия.

- Составление перспективного плана работы по профилактике плоскостопия.

- Школа для родителей “Помоги ребенку сам”.

- Разучивание с детьми пословиц и поговорок о здоровье.

“Здоровье всего дороже”,

“Охрана жизни и здоровья на прогулке”,

“Как следить за ногами”,

“Чтобы ножки не болели, чтобы ножки здоровели”

- Беседы - рассуждения с детьми:

“Что значит здоровые ноги”,

“Прогулка босиком. Полезно или вредно?”,

“Как заботиться о ногах”,

чтение энциклопедии “Азбука здоровья” раздел “Наши ноги”.

- Разучивание с детьми комплексов гимнастики по профилактики плоскостопия.

- Досуги и развлечения из цикла “Здоровые ножки”, “Тренируйтесь вместе с нами”, “Путешествие в страну гибкого носка”.

- Совместная деятельность с родителями по изготовлению нестандартного оборудования.

- Обучение родителей упражнениям для профилактики плоскостопия

- Консультации, рекомендации, памятки, буклеты: “Подбираем правильную обувь своему ребёнку”, “Предупреждение плоскостопия. Вред от плоскостопия”,

“Массаж ног – эффективный вид закаливания”, “Пальчиковая гимнастика для ног”,

“Самомассаж и закаливание стоп у детей в домашних условиях”.

- Выставка нестандартного оборудования для профилактики плоскостопия.

- Презентация проекта для родителей и педагогов “Сохраним стопы здоровыми”.

- Спортивные развлечения совместно с родителями:“По тропе здоровья”,

“Постарайся угадать, чем листочек может стать”, “Веселые старты”.

- Презентация материалов проекта

- Обобщение опыта. Трансляция опыта среди педагогов.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.

  1. Повышение родительской компетентности по вопросам здоровьесбережения. Включение их в процесс повышения степени мотивации и заинтересованности детей в положительном результате.
  2. Улучшение состояния здоровья детей посредством стимуляции биологически активных точек на стопе, укрепление свода стопы, повышение уровня общей работоспособности.
  3. Формирование у детей стойкого и осознанного желания сохранять и приумножать свое здоровье, расширять кругозор.
  4. Повышение степени двигательной активности, укрепление общего состояния организма детей путем создания в группе необходимых условий для профилактики плоскостопия.

ЛИТЕРАТУРА.

  1. Галанов, А.С. Игры, которые лечат (для детей от 5 до 7 лет) [Текст] / А.С. Галанов. – М.: Педагогическое общество России, - 2005. – 96с.
  2. Голицына, Н.С. Нетрадиционные занятия физкультурой в дошкольном образовательном учреждении [Текст]: из опыта работы / Н.С.Голицына – М.: Издательство Скрипторий 2003, 2004. – 72с.
  3. Моргунова, О.Н. Профилактика плоскостопия и нарушений осанки в ДОУ [Текст]: Практическое пособие / О.Н.Моргунова. – Воронеж ТЦ “Учитель”, 2005. – 109с.
  4. Новикова, И.М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников [Текст] /И.М Новикова. – М.:Издательство Мозаика – Синтез 2010. – 96с.
  5. Трихункова, В.В. Познай себя // Ребенок в детском саду – 2005.-№2 – С.51-58
  6. Узорова, О. Физкультурные минутки. [Текст]: материал для проведения физкультурных пауз / О.Узорова, Е.Нефедова. - М.: ООО “Издательство Астрель” “Издательство АСТ”: ЗАО НПП “Ермак” - 2005. – 96с
  7. Федоров А., Шарманова С. “Профилактика и коррекция плоскостопия у детей” //Дошкольное воспитание. – 2003 №8 – С. 59-62

В первые годы жизни ребенка полноценное питание, массаж и физкультура необходимы и для здоровья в целом, и для нормального формирования позвоночника. Внимательное отношение к здоровью малыша, регулярные визиты к врачу и консультации позволят своевременно выявить те нарушения опорно-двигательного аппарата, которые проявляются тогда, когда осанки как таковой еще не существует. Профилактика рахита и плоскостопия, закаливание и другие общеоздоровительные мероприятия — этого на первых порах достаточно для нормального физического развития. Что еще необходимо ребенку, так это с первых недель жизни подружиться с хорошим неврологом. Более или менее выраженная перинатальная энцефалопатия сейчас есть практически у каждого новорожденного и часто требует длительного лечения.

Если малыш относительно здоров, то примерно до трех лет его позвоночник обычно развивается нормально. Проблемы начинаются с того момента, когда ребенку в первый раз скажут: Не бегай! Сиди спокойно! Для того чтобы мышцы развивались, они должны работать. Тогда и функциональные изгибы позвоночника будут формироваться правильно, и мышцы и связки будут достаточно крепкими, чтобы справляться с нагрузками. Здоровый ребенок должен много двигаться, тем более что из-за особенностей детской нервной системы и мышц поддерживать неподвижную позу ему труднее, чем бегать, прыгать, вертеться и скакать. В положении сидя или стоя, особенно если приходится дольше нескольких минут находиться в одной и той же позе, ребенок обвисает, вертикальная нагрузка переносится с мышц на связки и межпозвонковые диски — и начинается формирование неправильного двигательного стереотипа и плохой осанки. Небольшая, но регулярная физическая нагрузка (плавание, домашние тренажеры, больше подвижных игр и поменьше телевизора и компьютера, ежедневная физкультура) — необходимое условие нормального развития опорно-двигательного аппарата. Гиподинамия, неправильное физическое воспитание, неудобная мебель, отсутствие навыка правильной осанки — все это ухудшает ситуацию. При сколиозе грудной отдел позвоночника значительно чаще бывает изогнут выпукл остью вправо, а позвонки при взгляде сверху — закручены против часовой стрелки. Такой тип нарушения осанки иногда называют школьным сколиозом — именно так изгибается и поворачивается позвоночник в обычной удобной, но неправильной позе при письме правой рукой. Одно из старинных синонимичных названий юношеского кифоза — кифоз подмастерьев. Подмастерьям портных и сапожников приходилось сутулиться за работой, в отличие от подпасков, принцев и нищих, которые чаще вырастали прямыми и стройными. А горбится ребенок круглые сутки за верстаком у злого хозяина или за компьютером у добрых родителей — позвоночнику все равно.

Осанка считается нормальной, если голова держится прямо, грудная клетка развёрнута, плечи находятся на одном уровне, живот подтянут, ноги разогнуты в коленных и тазобедренных суставах.

Формирование осанки у человека продолжается в течение всего периода роста. Уже к концу первого года жизни у ребёнка образуются четыре естественных (физиологических) изгиба позвоночника: шейный и поясничный - выпуклостью вперёд, грудной и крестцово-копчиковый - выпуклостью назад. Крестцово-копчиковый кифоз формируется первым, ещё на этапе внутриутробного развития. Когда ребёнок научится понимать и удерживать головку, появится шейный изгиб (лордоз) позвоночника. Грудной кифоз формируется во время сидений малыша, а поясничный лордоз, когда он начинает ползать, становиться на ноги и ходить.

У детей дошкольного возраста дефекты осанки выражены обычно нерезко и не являются постоянными. Наиболее частый дефект - вялая осанка, для которой характерны чрезмерное увеличение шейного и грудного изгибов позвоночника, слегка опущенная голова, опущенные и сдвинутые вперёд плечи, запавшая грудная клетка, отстающие от спины (крыловидные) лопатки свисающий живот; нередко ноги слегка согнуты в коленных суставах. На основе вялой осанки позднее могут сформироваться плоская, круглая и кругло-вогнутая спина, а также боковые искажения (сколиотичная осанка) или комбинированное искажение.

Дефекты осанки могут отрицательно влиять на состояние нервной системы. При этом маленькие дети становятся замкнутыми, раздражительными, капризными, беспокойными, чувствуют себя неловкими, стесняются принимать участие в играх сверстников. Дети постарше жалуются на боли в позвоночнике, которые возникают обычно после физических или статических нагрузок, на чувство онемения в межлопаточной области.

Поскольку на рост и формирование осанки оказывают влияние условия окружающей среды, родители и сотрудники дошкольных учреждений, должны контролировать позы детей при сидении, стоянии, ходьбе.

Важное значение имеют:

Своевременное правильное питание;

Свежий воздух;

Подбор мебели в соответствии с длиной тела;

Оптимальная освещённость;

Привычка правильно переносить тяжёлые предметы;

Привычка правильно сидеть за столом;

Расслаблять мышцы тела;

Следить за собственной походкой.

Главным действенным средством профилактики дефектов осанки является правильное и своевременно начатое физическое воспитание.

Упражнения, стоя у зеркала. Ребёнок перед зеркалом несколько раз нарушает осанку и снова с помощью взрослого её восстанавливает, развивая и тренируя мышечное чувство;

Упражнения у вертикальной плоскости (стена без плинтуса, дверь, фанерный или деревянный щит). Ребёнок становится к плоскости, прикасаясь к ней пятками, икрами, ягодицами, лопатками и затылком. Даются различные динамические упражнения: отведение рук, ног в стороны, поднимание на носки, приседания. Дети выполняют несколько статических упражнений: напряжение мышц - от 3 до 6 сек., расслабление - от 6 до 12 сек.

Упражнения с предметами на голове (кубики, подушечки, наполненные песком, мелкой галькой, опилками), установленными на темени, ближе ко лбу, способствуют воспитанию рефлекса правильного держания головы и умения напрягать и расслаблять отдельные группы мышц. К этим упражнениям относятся: ходьба, при этом руки сводятся перед грудью и разводятся в стороны; ходьба на носках, полусогнутых ногах; ходьба на коленях; ползание на четвереньках; приседания, не уронив при этом положенный на голову предмет.

Упражнения на координацию движений. Здесь весьма полезны упражнения в равновесии и балансировании: стойка на одной ноге, ходьба по бревну, скамейке с предметом на голове и повороты.

Все эти упражнения способствуют развитию чувства правильной позы тела, развивают статическую выносливость мышц шеи и спины, воспитывают сознательное отношение к своей о Следует проводить и профилактику плоскостопия, так как уплощение стопы нарушает опорную функцию ног, что сопровождается изменением костного скелета таза и позвоночника. Упражнения для профилактики плоскостопия проводятся в начале и в конце комплекса оздоровительной гимнастики.

Памятка для родителей

Плоскостопие. Как его выявить?

Показателем здоровья, имеющим тесную связь с физическим развитием ребенка, является состояние его стопы. Чтобы ребенок мог ходить, бегать, прыгать без ограничений, его ноги должны быть здоровы. Мы предлагаем вам провести в домашних условиях исследование отпечатков стопы вашего сына (дочери) — плантографию.

Для этого возьмите несколько чистых листов писчей бумаги (желательно шероховатой, чтобы отпечатки были более четкими) и приготовьте водный раствор зеленки либо гуашевую краску, разведенную до консистенции молока. Посадите ребенка на низкий стул и при помощи ватного тампона нанесите на стопы ребенка одно из этих красящих веществ. Взяв сына (дочь) за обе руки, предложите встать одновременно двумя ногами на лист бумаги. Повторите процедуру два-три раза до получения отчетливых отпечатков стопы — плантограммы.

ПРИМЕЧАНИЕ. Можно просто намочить ноги ребенка и обвести карандашом получившийся на бумаге контур.

Оценка плантограммы. Возьмите карандаш и линейку и прочертите две линии.

Первая линия соединяет центр пятки с промежутком между вторым и третьим пальцами ноги. Вторая линия проводится от центра пятки до центра большого пальца. Если обе линии расположены внутри отпечатка стопы — стопа плоская; если первая линия проходит внутри отпечатка — стопа уплощенная; если контур отпечатка в срединной части не перекрывает эти линии — стопа нормальная.

Другие признаки плоскостопия: боли в голеностопном суставе или икроножных мышцах (характерно для теплого периода года, когда ребенок много двигается) ; тяжелая, косолапая походка; обувь, сношенная с внутренней стороны.

Что надо знать, если у вашего ребенка обнаружилось плоскостопие?

• Следует обязательно проконсультироваться с врачом-ортопедом детской поликлиники.

• Плоскостопие — это дефект строения стопы, который встречается у детей чаще, чем любой другой дефект.

• При плоскостопии свод стопы недостаточно прочен и не образует правильного изгиба. В результате, когда ребенок стоит, вся поверхность стопы прилегает к полу.

• Врачи выделяют период от рождения до 4 лет, когда у всех детей отмечается физиологическое плоскостопие, которое к 5 годам должно пройти. Если вашему ребенку 5, 5 лет, а стопа все еще плоская, можно говорить об истинном плоскостопии.

• Причиной плоскостопия обычно является слабость мышц и связок стопы, избыточная масса тела, рахит, иногда наследственная предрасположенность или неправильное развитие некоторых плюсневых костей.

• Ношение неподходящей обуви (излишне узкой или свободной, без жесткого фиксированного задника; без эластичной подошвы, без каблука или с каблуком, превышающим 1 см) не может вызвать плоскостопия у детей с нормальной стопой. Но если у ребенка есть хотя бы незначительное уплощение свода стопы, то такая обувь сделает плоскостопие более выраженным.

• Для профилактики и коррекции плоскостопия существуют специальные несложные упражнения. Следует помнить, что выполнение корригирующих упражнений вместе с ребенком поддержит его интерес к лечению и даст больший эффект.

Факторов, влияющих на состояние опорно-двигательного аппарата дошкольников, весьма много. Поэтому для профилактики и коррекции имеющихся нарушений следует использовать целый комплекс средств: занятия физической культурой с элементами ЛФК, плавание в бассейне, упражнения на тренажерах, коррекционную гимнастику, физкультурные минутки и динамические паузы между занятиями, подвижные игры и т. д. Однако ведущая роль в решении проблем физического развития ребенка отводится семье. Поэтому комплекс упражнений, направленных на укрепление свода стопы, следует ежедневно выполнять дома.

Упражнения, рекомендуемые детям с плоскостопием

1. Ходьба летом босиком по песку, камешкам, траве; дома босиком по шершавой поверхности, например, по ворсистому или массажному коврику; топтание в тазике, наполненном раскрывшимися еловыми шишками, — мощный фактор предупреждения плоскостопия.

2. Собирание пальцами босых ног с пола или ковра небольших предметов и шариков. Можно устроить семейные соревнования: кто больше перенесет пальцами ног элементов ЛЕГО на свой коврик или кто больше соберет шариков в миску и т. д.

3. Из положения сидя на полу (стуле) придвигать пальцами ног под пятки разложенное на полу полотенце (салфетку, на котором лежит какой-нибудь груз (например, книга) .

4. Хождение на пятках, не касаясь пола пальцами и подошвой.

5. Хождение по гимнастической палке, лежащей на полу, боком приставным шагом.

6. Хождение на внешней стороне стопы.

10. Попеременное катание ногами деревянных или резиновых шипованных мячей (валиков) по полу в течение трех минут.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.