Упражнения для расширения верхней челюсти

Исправить неправильный прикус поможет миогимнастика. Это хороший способ совместными усилиями врача-ортодонта, ребенка и его родителей справиться с неправильным прикусом, восстановить правильное дыхание и речь.


У детей неправильный прикус часто сопровождается функциональными нарушениями мышц челюстно-лицевой области. Для качественного жевания, глотания, дыхания и речи мышцы лица и ротовой полости должны находиться в равновесии. Например, ротовое дыхание вынуждает ребенка постоянно держать рот открытым. Это приводит к перенапряжению жевательных мышц и к сужению челюстей и неправильному прикусу. Или при повышенной активности мимических мышц нарушается глотание. В результате у ребенка наблюдается щель между верхними и нижними передними зубами, а отсюда и нарушение речи. Это лишь немногие примеры, показывающие, как в нашем организме все взаимосвязано.

Неправильный прикус у детей: Миогимнастика для исправления

Для работы с мышцами, помимо ортодонтических аппаратов, врачи прибегают к миогимнастике, лечебный принцип которой состоит в тренировке мышц лица, способствующей их правильному функционированию. Нарушения в челюстно-лицевой области затрагивают мышцы шеи и спины, что в конечном счете приводит к нарушениям осанки и плоскостопию у ребенка. Часто на помощь ортодонту приходят логопеды и остеопаты. Такой комплексный подход позволяет справиться с проблемой и восстановить мышечное равновесие челюстно-лицевой области и всего опорно-двигательного аппарата в целом.

Укрепляем круговую мышцу рта. Упражнение назначается при постоянном открытом рте у ребенка, при ротовом дыхании и при несмыкании губ, выступании верхних передних зубов из-под губы.

  • Пуговица. Большую плоскую пластмассовую пуговицу горизонтально положить между губами и удерживать ее сначала в течение 1 минуты, затем до 3-5 минут.
  • Линейка. Зажать губами край линейки длиной 8–10 см и удерживать ее в горизонтальном положении. Затем положить какой-нибудь груз, по­степенно увеличивая его.
  • Воздух. Сомкнуть губы, надуть воздух под верхнюю губу, затем под нижнюю губу.
  • Щеки. Губы сомкнуть, надуть щеки, медленно кулаками выдавить воздух через сжатые губы.


Выдвигаем нижнюю челюсть вперед при дистальном прикусе, т.е. когда нижняя челюсть и подбородок сдвинуты назад и имеется щель между верхней и нижней челюстью.

  • Выдвинуть и удержать. Нижнюю че­люсть медленно выдвигать до тех пор, пока режу­щие края нижних резцов не установятся впереди верхних. В таком положении нижнюю челюсть удер­живать 10 секунд, затем медленно установить в исходное положение, постепенно увеличивать вре­мя до 60 секунд.
  • Повороты головы. Предыдущее упраж­нение выполнять с поворотом головы сначала впра­во, затем влево. Нагрузка увеличивается при вы­полнении упражнения стоя. Голову слегка запроки­дывают назад, нижнюю челюсть медленно выдви­гают вперед до тех пор, пока нижние резцы устано­вятся впереди верхних.
  • Линейка. Зажать губами край линейки длиной 6–12 см и удерживать ее в горизонталь­ном положении. Положить какой-нибудь груз, по­степенно увеличивая его.

Открытый прикус, при котором не смыкаются верхние и нижние передние зубы.

  • Давление. Губы сомкнуты, зубы сжаты. Усилить давление на зубы сокращением жеватель­ных мышц./Сопротивление. Открыть рот, располо­жить указательные и средние пальцы на зубах и боковых участках нижней челюсти. Закрывать рот, оказывая сопротивление давлением рук.
  • Деревянная палочка. На деревянную палочку надеть резиновую трубку, проложить ее между боковыми зубами и удерживать в таком по­ложении. Сжимать и разжимать зубы, постепенно перемещая палочку по зубному ряду.

При смещении нижней челюсти в сторону и видимой асимметрии лица у ребенка.

  • Удержание. Максимально открыть рот, переместить нижнюю челюсть в правильное поло­жение, сомкнуть зубы и удерживать в этом поло­жении нижнюю челюсть 5 секунд, затем 10 секунд, 20 секунд и так до 60.

При глубоком прикусе, когда нижние резцы почти не видны.

  • Удержание. Нижнюю челюсть медлен­но выдвигать вперед до тех пор, пока режущие края нижних резцов не установятся впереди верхних, в таком положении нижнюю челюсть удерживать 10 секунд, затем медленно установить в исходное по­ложение.
  • Деревянная палочка. На деревянную палочку надевают резиновую трубку, прокладыва­ют между передними зубами, сжимают и разжима­ют зубы.


Когда у ребенка нижняя челюсть выступает вперед.

  • Давление. Кончиком языка давить на внутреннюю поверхности верхних передних зубов до ус­талости мышц (3–5 мин.)
  • Удержание. Зажать верхними фронтальными зубами нижнюю губу, удержать, затем отпустить ее.
  • Зуб на зуб. Открыть рот, медленно зак­рывать его, смещая нижнюю челюсть назад и уста­навливая передние зубы в краевом смыкании. Ниж­нюю челюсть удерживать в этом положении 4 –8 секунд.

Чтобы добиться необходимого результата, все упражнения следует выполнять регулярно 2 раза в день по 10–15 раз. Без консультации ортодонта к самостоятельному выполнению упражнений приступать не стоит, чтобы не наделать ошибок и не разочароваться в зря потраченном времени.

Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Подпишитесь на наш ФБ:


Правильное положение языка и работа мускулатуры способствуют гармоничному развитию лица, предотвращают старение. Язык толкает максиллу, а та влияет на все черепно-лицевые кости, устраняет асимметрию, делает молодым. Результаты некоторых людей впечатляют, и многие задаются вопросом как усилить эффект от мьюинга. В интернете и разных культурах много теорий о том, как правильно держать язык. Нужно кончиком касаться неба, или средней частью и корнем тоже давить, а зубов нужно касаться?
На небе в углублении за верхними зубами находится точка "Spot palatino". Именно эту точку стимулируют на аппаратах ALF. В этой точке язык лежит в условиях покоя в равновесии между мышцами языка. Это естественное положение языка в покое, где кончик языка прилегает к небу. Во время глотка язык упирается именно в эту точку, а своим корнем давит на глубокую область.
Глотание начинается на третьем месяце беременности и длится всю жизнь с частотой около 800 раз в день. Большинство мышц челюстно-ротовой системы участвуют в глотании. Сила, создаваемая при этом, равна половине максимальной силы при сжатии зубов. Половина от давления будет силой, которая прикладывается в процессе глотания. Именно это заставляет небо расти, максиллу развиваться, лицо молодеть. Как увеличить воздействие языка, что бы расширить челюсть быстрее.

Максилла развивается из-за нескольких факторов:
1. Хорошее состояние нервной системы. Это самый важный момент, потому что именно он позволяет телу перенаправить энергию с "модуля выживания" на развитие максиллы.
Именно здесь происходит необходимый толчок, и он должен быть максимально правильным.
2. Механический удар корнем языка вовремя глотка развивающее челюсть вверх
3. Усилие, приложенное к боковым зубам
4. Правильное положение челюстей и головы



Правильное положение языка и работа мускулатуры способствуют гармоничному развитию лица, предотвращают старение. Язык толкает максиллу, а та влияет на все черепно-лицевые кости, устраняет асимметрию, делает молодым. Результаты некоторых людей впечатляют, и многие задаются вопросом как усилить эффект от мьюинга. В интернете и разных культурах много теорий о том, как правильно держать язык. Нужно кончиком касаться неба, или средней частью и корнем тоже давить, а зубов нужно касаться?
На небе в углублении за верхними зубами находится точка "Spot palatino". Именно эту точку стимулируют на аппаратах ALF. В этой точке язык лежит в условиях покоя в равновесии между мышцами языка. Это естественное положение языка в покое, где кончик языка прилегает к небу. Во время глотка язык упирается именно в эту точку, а своим корнем давит на глубокую область.
Глотание начинается на третьем месяце беременности и длится всю жизнь с частотой около 800 раз в день. Большинство мышц челюстно-ротовой системы участвуют в глотании. Сила, создаваемая при этом, равна половине максимальной силы при сжатии зубов. Половина от давления будет силой, которая прикладывается в процессе глотания. Именно это заставляет небо расти, максиллу развиваться, лицо молодеть. Как увеличить воздействие языка, что бы расширить челюсть быстрее.

Максилла развивается из-за нескольких факторов:
1. Хорошее состояние нервной системы. Это самый важный момент, потому что именно он позволяет телу перенаправить энергию с "модуля выживания" на развитие максиллы.
Именно здесь происходит необходимый толчок, и он должен быть максимально правильным.
2. Механический удар корнем языка вовремя глотка развивающее челюсть вверх
3. Усилие, приложенное к боковым зубам
4. Правильное положение челюстей и головы

Вот уж что первостепенно важно, так это нервная система и мозг, именно они запускает следующий далее механический процесс развития максиллы!
В небе происходит стимулирование целых пяти различных типов рецепторов. Они стимулируют голубое пятно (locus coeruleus), которое участвует в регуляции внимания, обучении. Регуляции цикла сон-бодрствование и настроения. Восприятии боли и тревоги.
Так же происходит стимулирование ствола мозга и гипофиза. Гипофиз вырабатывает гормоны, влияющие на рост, обмен веществ и репродуктивную функцию. Ствол мозга отвечает практически за все рефлексы, поведенческие реакции, психические процессы и равновесие. В "точке покоя" языка человек чувствует себя более уравновешенным и спокойным.
Постоянное, мягкое давление без усилий работает как сенсорный ввод для системы, и запускает очень сильные процессы. Это подтверждает закон Арндта-Шульца: "Слабые стимулы повышают физиологическую активность, а очень сильные стимулы подавляют или отменяют активность!"

Совет: если во время стресса заходите грызть ногти, кушать, шевелить ногой, бить предметы, просто поставьте кончик языка на углубление в небе. Начните в уме считать от 10 до 1. Дышать через нос. Мозг начнет химически запускать другие процессы, нервная система успокаиваться.



Основное давление на небо происходит во время глотка. Корень языка в этот момент с силой бьется о небо и это механически стимулирует небо развиваться. Правильное глотание происходит только если кончик языка установлен в точку на небе. Если челюсть не развита, кончик не поднят к небу, то и глотание будет другим. Все, что нужно сделать — просто научиться держать кончик на небе. А рефлексы сделают все сами!

Первая мысль, приходящая в голову: если я буду постоянно давить корнем языка, то максилла разовьётся быстрее. Но корень работает рефлекторно, прекрасно выполняет свою работу, и если его стараться постоянно держать наверху, то будет напряжены мышцы, которые должны учавствовать только в процессе глотания. Если мы постараемся принудительно надавить корнем, то обнаружим, что не получается так же сильно, как и при глотке. И это нормально!
Представим, что мы хотим подкачаться. Приходим в спортзал, берем гантели, и поднимаем/опускаем. Меняет нагрузку и разгрузку, это естественный цикл по которым работает наша система. Что будет, если будем долго держать гантели? Мышцы ослабнут, начнут болеть, и руки опустятся. Начнут напрягаться другие мышцы. В итоге мотивации делать такое долго ни у кого не хватит. Но естественная стимуляция кончиком языка неба гораздо легче для исполнения, и запускает рефлекторные процессы, которе происходят сами собой.
Если давить корнем языка не вариант, тогда как? Мы должны просто увеличить количество слюны, и тогда глотков станет больше.



Спортсмены знают что некоторые мышцы включаются только с определенной позиции, а в других являются вовсе ослабленными. Например мышцы спины при отведении руки. То же самое происходит и с глотанием и поведением мышц языка и щек. Если челюсть расположена в слишком заднем положении, мышцы языка просто не включаться, а будут работать другие мышцы: щек, или более поверхностные мышцы языка. То же самое происходит, если голова выставлена вперед. Приметно так происходит и у людей, которые приходя в спортзал хотят накачать одни мышцы, а "забивают" совершенно другие. В нашем случае может начать болеть затылок.
Мышцы у первого позвонка тесно связаны с мышцами языкам. Поэтому направляя внимание к месту первого шейного позвонка и напрягая это место, мы заставим включаться другие, нужные нам мышцы языка! При этом нужно следить за тем, что бы голова не слишком "вытягивалась" вверх, создавая второй подбородок.

Невозможно получить правильное глотание, не имея правильного прикуса. Люди с узкими челюстями находятся к ловушке: с одной стороны голова отведена вперед, с другой — нижняя челюсть назад. Из такого положения, сколько не учись глотать, нервная система считывает положение тела и включает другие, неправильные мышцы для глотка. Можно бесконечно тренировать "правильно проглатывать воду или еду", но это как в гору подниматься, сложно и бессмысленно. Пока нижняя челюсть не встанет спереди все тренировки бессмысленны. Когда выйдет вперед — мышцы сами начнут работать как нужно. Поэтому, пока все что доступно — это поддерживать кончик языка вверху в течение дня, и находить время для упражнения, которое помогает глотать правильно, и развивает небо.



Когда это упражнение будет выполняться легко, то берем стакан с водой, набираем в рот воды и начинаем глотать, выпрямляя спину! Очень много маленьких глотков. В этот момент нижняя челюсть не касается верхней. Это важный момент, так как стискивание зубов активизирует височные кости. А размыкание активизирует затылок, и давление приложенное к челюсти будет уходить дальше.

Можете ставить будильник на каждый час, упражнение можно делать даже в офисе!







Эстетика лицевых структур и здоровье пациента

Д-р Джон Флаттер, профессор Лондонского Королевского Университета, бакалавр стоматологической хирургии, хирург-стоматолог.

Исследования подтверждают, что гармоничный горизонтальный рост лицевых структур – залог привлекательной внешности. Мощным инструментом для стимуляции горизонтального вектора роста лицевого скелета, является язык. Язык – самая сильная мышца в организме. Известно, что давление, которое он может оказывать на передние зубы, достигает 500 граммов 1 . Эта сила должна быть направлена вверх и вперед в направлении фронтальных зубов верхней челюсти для того, чтобы:

1. формировать верхнюю челюсть правильного размера и формы с достаточным местом для всех постоянных зубов;

2. стимулировать горизонтальный вектор роста лицевого скелета.

Данные статистических исследований в Австралии выявили, что около 75 % молодых австралийцев имеют скученность зубов. В чем причины проблемы и что мы можем с этим сделать? В Плюск этому преобладает вертикальный тип роста лицевого скелета. Сила мышц языка и губ влияет на положение зубов, смещая их в правильное положение при дисфункции мягких тканей, окружающих зубные ряды.

На нормальное челюстно-лицевое развитие оказывают влияние пять основных факторов:

1. сомкнутое положение губ в состоянии покоя;

2. зубы в покое слегка разомкнуты;

3. небное положение языка в покое и при глотании;

4. дыхание через нос;

5. отсутствие напряжения периоральных мышц при глотании.

Исследования подтверждают, что в большинстве случаев используемое для выравнивания зубов ортодонтическое лечение приводит к вертикальному типу роста лица. Известно также, что вертикальный рост лицевых структур не способствует формированию привлекательной внешности.

Расширение верхней челюсти

Многолетние научные исследования и клинический опыт убедительно доказали, что после расширения челюстного свода как правило возникает рецидив – через несколько лет челюсти часто принимают свою первоначальную форму и размер. Однако это происходит не всегда.

Для расширения челюстей с целью устранения скученности 25 лет назад я использовал методы и аппараты доктора Скипа Труитта, лекции которого я посещал тогда. Я покажу вам первый случай расширения челюстей в моей клинической практике, который я зафиксировал на фото (рис. 1-5). В данном случае я расширял верхнюю челюсть ортодонтической пластинкой Schwarz Plate, а нижнюю – аппаратом Джексона. (Сегодня я бы не использовал ни одно из этих устройств). Таким образом, на коррекцию билатерального перекрестного прикуса у меня ушло около 18 месяцев. Спустя много лет я увидел этого пациента снова и отметил, что достигнутое расширение не только сохранилось, но и, без какого-либо дальнейшего лечения, у пациента существенно улучшилась окклюзия (рис. 6-7). Прежде такого в моей ранней практике не случалось.

Рис. 1-4. До и после 18 месяцев расширения, (лечение начато в 7 лет). На фоне расширения верхней зубной дуги увеличилась ширина носовых ходов.





В большинстве случаев с расширением челюстей, которыми я занимался, спустя несколько лет наблюдался рецидив. Когда мы расширяем верхнюю челюсть, то в пространстве черепа рост происходит в направлении вперед. Это особенно выражено у детей младше восьми с половиной лет.

Форма верхней челюсти после лечения остается стабильной на всю жизнь лишь в том случае, если благодаря небному положению языка в покое обеспечивается поддержка и стабилизация достигнутого расширения челюсти. Итак, первое, к чему мы должны стремиться, – обеспечить нормальные ширину и объем верхней челюсти для правильного положения языка. Второе – с целью стабилизации нормального размера челюсти необходимо нормализовать функцию мышц губ и языка для поддержания миодинамического равновесия – парадокс! Я полагаю, что у данного пациента до расширения зубных дуг преобладал ротовой тип дыхания.

Рис. 5. До лечения и спустя 18 месяцев после лечения. При расширении верхней челюсти она выдвигается вперед в пространстве черепа. Оптимальных результатов можно достичь, если пациенту до восьми с половиной лет.



Рис. 6 (вверху) и 7. Через несколько лет после лечения расширение челюстей сохранилось, а окклюзия оптимизировалась.



В результате расширения верхней челюсти ширина носовых ходов также увеличивается, что в свою очередь способствует восстановлению и нормализации носового дыхания. За прошедшие после лечения данного случая 25 лет я переосмыслил многое, и теперь абсолютно уверен – нельзя рассчитывать на то, что сразу после расширения верхней зубной дуги язык автоматически займет небное положение и пациент самопроизвольно научится дышать носом. Это случается редко, подтверждением чему является распространенность рецидивов после расширения верхней челюсти.



Рис. 10. 2-й этап лечения: лицевая маска для коррекции перекрестного прикуса. Пациентка носила ее по 12 часов в день.


Рис. 11. 3-й этап: через 6 мес. расширения был назначен аппарат i-3™, который пациентка носила в течение 1 года.


Около 15 лет назад я активно занимался поиском и изучением эффективных способов коррекции мышечного паттерна губ и языка у детей с целью коррекцией вредных привычек и парафункций для нормализации роста лицевых структур и общего оздоровления детского организма. Учитывая пять основных факторов, необходимых для успешной функциональной коррекции и стабильных результатов лечения, я испробовал несколько различных методик проведения миогимнастики – специальных упражнений для мышц челюстно-лицевой области, которые потребовали от меня максимально активного сотрудничества с ребенком и его родителями. В редких случаях, когда они выполняли назначенные упражнения, я видел существенные улучшения.


Основное назначение трейнера – не перемещение зубов и челюстей, а тренировка мышц губ и языка, коррекция миофункциональных нарушений и формирование физиологически правильного функционального паттерна мышц, который способствует нормализации развития зубочелюстно-лицевой системы.


Трейнер обеспечивает все пять ключевых моментов, оптимизирующих челюстно-лицевое развитие:

1. губы в состоянии покоя сомкнуты;

2. зубы слегка разомкнуты;

3. язык находится в небном положении, кончик языка – в точке “SPOT”;

4. дыхание постоянно осуществляется через нос;

5. отсутствует какое-либо напряжение периоральной мускулатуры при глотании.



Рис 16. Изменение профиля пациентки после расширения челюсти и миофункциональной коррекции


Рис. 17-18. Изменения лица и профиля пациентки демонстрируют преобладающий рост верхней челюсти всего через год лечения только с помощью трейнера MRC.



По результатам лечения одной из пациенток, участвовавших в нашей программе (рис. 15-18), можно отчетливо увидеть выдвижение вперед в пространстве черепа обеих челюстей с одновременным развитием и выдвижением вперед орбитальной области глаз.

Таким образом, объективные данные приведенных исследований подтверждают, что в период раннего сменного прикуса стимуляция горизонтального вектора роста верхней челюсти без применения ортодонтических расширяющих пластинок может быть весьма эффективной при функциональном подходе к лечению. Научив язык ребенка занимать небное положение при глотании и в покое, в этом возрасте мы можем стимулировать рост обеих челюстей вверх и вперед, что крайне важно для формирования у растущего ребенка гармоничного профиля.

За последние два десятка лет я пришел к твердому убеждению, что проблемы здоровья обусловлены недостаточным ростом и развитием структур организма. И потому роль нормализации развития лицевых структур в плане ортодонтического лечения для достижения наилучшего эстетического результата невозможно переоценить. Я научился распознавать недоразвитие костных структур челюстно-лицевой области, что помогает мне правильно проводить диагностику.

Вполне осознав важность стимуляции горизонтального роста челюстно-лицевой области у пациентов в раннем сменном прикусе, вы сможете овладеть всеми необходимыми знаниями, чтобы правильно диагностировать нарушения челюстно-лицевого роста у детей и максимально эффективно их лечить.

Литература:

1. Dr. John Flutter BDS (London). The Key to Facial Beauty and Optimal Patient Health – Part 1, Australasian Dental Practice, 2009.

2. Ramirez-Yañez G, Sidlauskas A, Junior E, Flutter J. Dimensional Changes in Dental Arches After Treatment with a Prefabricated Functional Appliance, The Journal of Pediatric Dentistry Volume 31, Number 4/2007.

3. Ramirez-Yañez GO, Farrell C. – Soft Tissue Dysfunction: A missing clue when treating malocclusions. Int J Jaw Func Orthop (in press) 2005b.

4. Ramirez-Yañez, German O. DDS. Early Treatment of a Class II, Division 2 Malocclusion with the Trainer for Kids (T4K): A Case Report J Clin Pediatr Dent 32(4): 325–330, 2008.



Не всегда ортодонтическое лечение предусматривает использование специальных аппаратов. В некоторых ситуациях бывает достаточно применить миогимнастику.

Данный вариант является эффективным средством при исправлении аномального прикуса, что доказано исследованиями, проводившимися на протяжении 50 лет.

Содержание статьи:

Что это такое?

Прикус формируется за счет правильной работы мышц, расположенных в области зубных рядов и челюстного сустава. Любое нарушение в их функционировании приводит к формированию аномального положения зубов и челюстной дуги.

Основная цель миотерапии – восстановить правильное функционирование суставного и мышечного аппарата путем воздействия на них с помощью обычных упражнений, иногда в сочетании с массажем. По своей сути, миогимнастика – это тренировка мышц челюсти.


Методику целесообразно назначать в качестве комплексного или самостоятельного лечения. Также ее используют для закрепления эффекта после аппаратного ортодонтического лечения или в качестве подготовительной процедуры перед ним.

Принцип лечения данной методики заключается в комплексности воздействия.

Под воздействием активных двигательных упражнений улучшение наступает за счет четырех физиологических механизмов:

  • Биологической стимуляции роста костной ткани и развития мышц.
  • Формирования компенсирующего механизма.
  • Положительного влияния на трофические процессы.
  • Нормализации функциональных характеристик.

Под воздействием данных процессов происходит активное перестроение работы мышц и развития скелета в сторону анатомического равновесия.

Показания и противопоказания

Показаниями для назначения миогимнастики являются:

  • различные виды (дистальный, мезиальный и пр.) аномального прикуса I степени;
  • неровное расположение коронок;
  • гипотонус лицевых мышц;
  • нарушение функционирования ВНЧС (миогимнастика Рокабадо);
  • дисфункция круговых мышц рта и языка.


Миотерапия не может быть применена в ряде случаев:

  • гипертрофия мышечного аппарата лица патологического характера;
  • плохая подвижность сустава челюсти;
  • аномальный прикус III степени;
  • нарушения развития челюсти вследствие перенесенных общих заболеваний, например, рахита.

В зависимости от начального диагноза миотерапия может назначаться в качестве самостоятельной терапии либо сочетаться с другими методами коррекции.

Как правило, прикусы в сложной форме требуют комплексного лечения, и наряду с гимнастикой используется аппаратная коррекция с помощью съемных или несъемных ортодонтических устройств.

При слабовыраженных аномалиях в раннем детском возрасте бывает достаточно использовать одни лишь упражнения. Только при их неэффективности через 2 – 3 месяца проводится аппаратная коррекция.


Если гимнастика назначается для устранения миофункциональных привычек, то для выполнения упражнений часто используют специальные приспособления: вестибулярную пластину и металлический диск.

Данная методика в первую очередь направлена на лечение детей от 4 до 8 лет в период молочного прикуса. Челюсть в этом возрасте сформирована не до конца и хорошо поддается коррекции.

Также допустимо проводить лечение с помощью упражнений детей после 9 и до 12 лет, когда происходит активная смена зубов. Но терапия в этом случае будет более длительная.

Для коррекции зубочелюстного аппарата во взрослом возрасте миогимнастику используют редко, так как она дает минимальный эффект.

Преимущества и недостатки метода

Основным преимуществом данной методики является то, что корректировку можно проводить без применения ортодонтических аппаратов. Благодаря этому ребенок не испытывает психологический или физический дискомфорт.

При этом исключается травмирование слизистых и повреждение дентальной ткани.

К недостаткам миотерапии можно отнести:

  • длительность лечения;
  • невысокая эффективность в отношении выраженных аномалий;
  • при отсутствии системности быстро наступает регресс.

От чего зависит эффективность?

Чтобы максимально повысить эффект от упражнений, необходимо учитывать некоторые факторы:

  • гимнастику необходимо проводить качественно: максимально сокращать мышцы и постоянно увеличивать количество упражнений;
  • при возможности использовать дополнительные приспособления, позволяющие увеличить нагрузку на мышечный аппарат;
  • проводить системно в одно то же время;
  • комплекс упражнений должен подбирать только врач-ортодонт.


После использования миотерапии у пациентов одного возраста с одинаковым диагнозом результат нередко бывает совершенно разным. Чаще всего это бывает из-за несоблюдения рекомендаций и отсутствия системности.

Общие правила проведения

Независимо от того, какой комплекс был показан пациенту, упражнения должны выполняться с учетом общих правил:

  • Гимнастику начинают с легких упражнений и постепенно переходят к более сложным.
  • При сокращении мышцы должны двигаться с максимально допустимой амплитудой.
  • При выполнении необходимо постепенно увеличивать скорость сокращений. При этом между ними должна быть пауза, соответствующая времени сокращения.
  • Упражнения проводят в соответствии с предписанием врача либо до появления небольшой усталости.

Как проводится миогимнастика, смотрите на видео:

Примеры упражнений

Было определено большое количество упражнений, предназначенных для миогимнастики. Каждое из них показано при определенных патологиях или миофункциональных нарушениях.

При отсутствии симметричности соприкосновения двух челюстей используют лишь одно упражнение, которое позволяет частично или полностью устранить проблему.

Упражнение выполняется определенным образом: открывают рот максимально широко и передвигают челюсть в ту сторону, где отсутствует корректное смыкание.

Затем челюсть медленно смыкают до плотного сжимания зубов. И фиксируют данное положение не меньше 5 секунд.

После выполнения полностью расслабляют мышцы и снова повторяют движение.

Прикус мезиального типа поможет исправить следующий комплекс:

  • В положении сидя немного приоткрыть губы и откинуть голову слегка назад. Закрывая рот, пытаться коснуться кончиком языка твердого неба в районе основания.
  • В течение 5 минут осуществлять надавливание языком на лингвальную поверхность переднего ряда коронок.
  • Расположить нижнюю губу под передними коронками верхней челюсти и зафиксировать ее на полминуты.


Данный комплекс является прямым показанием при дыхании ротового типа и патологическом несмыкании губ:

Для купирования данной патологии гимнастику выполняют только стоя:

    Руки отвести назад за спину и вытянуть подбородок вверх. Не изменяя положения, выдвинуть подвижную челюсть как можно дальше вперед.

Выдержав несколько секунд, постепенно возвращают ее в обратное положение.

Чтобы получить эффект, рекомендуется повторять данное упражнение не меньше 10 раз за сеанс. В точно таком же положении, что и в первом упражнении, челюсть выдвигают максимально вперед до соприкасания режущей части резцов противоположных рядов зубов и удерживают до 20 секунд.

Так необходимо повторять 15 раз в 3 подхода на протяжении месяца.

Через 30 дней упражнение нужно слегка видоизменить, выдвигая челюсть так, чтобы нижний ряд зубов выходил вперед верхнего.

  • В течение 4 минут, не спеша, полностью открывать, а затем закрывать рот. Челюсть при этом остается зафиксированной. В сутки нужно проводить около 5 сеансов.
  • Такая несложная процедура как подрезание уздечки языка также требует применения гимнастики, которая будет тренировать мышечный аппарат, влияющий на развитие нижней челюсти:

    • Языком провести по внутренней стороне зубного ряда, как бы пересчитывая все зубы по очереди.
    • Открыть рот и обвести по кругу языком, касаясь внешней стороны губ. При этом необходимо пытаться достать до подбородка и кончика носа.
    • С усилием нажимать языком сначала на одну щеку, а затем на другую.

    Основная группа упражнений, восстанавливающих функции мышечного аппарата среднего участка языка, включает в себя:

    • На середину и кончик языка надеть два резиновых колечка. Затем зубные ряды смыкают, а губы слегка приоткрывают и прижимают кончик языка к поверхности небного свода. Положение фиксируют на 3 минуты.
    • Не менее 50 раз цокать языком. Упражнение повторять 6 раз в день.
    • Имитировать зевание в течение 2 минут.


    Для устранения проблемы прикуса открытого типа тренируют мышцы, от которых зависит поднятие нижней челюсти:

      Суть упражнения заключается в разжимании и сжимании зубных рядов до появления усталости.

    Чтобы понимать, какая группа мышц работает, и контролировать силу их сокращений, нужно положить пальцы на щеки в области последних моляров. Сжимание челюстей через сопротивление. В качестве сопротивления выступают два пальца руки, которые располагают на передних коронках подвижной челюсти.

    При ее поднятии нужно активно препятствовать движению.

  • Прикусывание карандаша или палочки передними резцами. Для того чтобы не повредить эмаль, на используемый предмет желательно надеть резиновую трубку. Упражнение выполняют с усилием не менее 5 минут.
  • Для исправления неправильного смыкания губ существует большое количество упражнений, которые легко выполняются детьми:

    • Язык вытянуть и расположить на нижней губе, при этом пытаться быстро прикрыть его верхней губой, как бы пришлепывая.
    • При плотном сжатии губ необходимо совершать языком движение по кругу, поочередно касаясь то верхней, то нижней губы.
    • Кончиком языка продольно проводят по небу, постепенно охватывая всю его поверхность.
    • Открыв рот как можно шире, прижать язык к небу. Затем, сомкнув губы, издать щелкающий звук, имитирующий удар молоточка.
    • Вытягивать губы трубочкой, при этом удерживая уголки губ пальцами.


    Данный комплекс показан при диагностировании глотания инфантильного типа:

      Выдвинуть язык таким образом, чтобы он принял форму столбика, и надеть на него специальное резиновое кольцо. При отсутствии такового можно воспользоваться обычной медицинской пипеткой, разрезав ее на колечки.

    Язык приподнять вверх к альвеолярному гребню передних зубов и сглотнуть. Рот и губы при этом должны быть открыты. За один сеанс необходимо совершить до 10 глотаний.

    Максимальный эффект от гимнастики будет в том случае, если повторять ее несколько раз в сутки.

  • Сомкнуть губы и приложить язык к альвеолярному гребню. Удерживать данное положение около 5 минут.
  • Как показала практика, миогимнастика является эффективным методом коррекции прикуса и положения зубов.

    Но чтобы положительный результат был гарантирован, не стоит забывать о регулярности и качестве выполнения упражнений.

    Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

    Читайте также: