Травма зубов и челюстей у детей и подростков

Повреждения зубов у детей являются достаточно распространенной типичной травмой при падении на лицо, при ударе лицом о твердые предметы или при ударе твердым предметом по лицу. Наиболее часто травмируются верхние резцы, затем нижние резцы, редко — премоляры (4, 5 зубы) и моляры (6, 7, 8 зубы).

Наиболее частый вид травм — вывихи временных зубов, скол коронок (без вскрытия полости зуба) и вывих постоянных зубов. Перелом корней зубов встречается редко (молочных — практически не встречается).

Классификация травм зубов:

2. Травматическая дистопия зуба (неполный вывих):

по вертикали (вколоченный вывих);

3. Потеря зуба (полный вывих, экстракция).

4. Нарушение целостности зуба:

перелом корня (косой, продольный, поперечный).

5. Комбинированная травма.

Ушиб зуба — это механическое воздействие на зуб без повреждения его целостности. При ушибе зуба возможно кровоизлияние в пульпу вследствие разрыва сосудисто-нервного пучка. Прикус при этом практически никогда не меняется.

Непосредственно после травмы и в течение некоторого времени после нее ребенок может жаловаться на незначительную боль в зубе при накусывании.

При осмотре может выявляться незначительная подвижность травмированного зуба в одном направлении, болезненная перкуссия (постукивание), никаких изменений окружающих тканей и зуба не отмечается. Хирургическое лечение в таком случае не показано.

Состояние пульпы в дальнейшем необходимо оценивать по данным электроодонтодиагностики (ЭОД) учитывая, временные это или постоянные зубы, постоянные со сформированным или с несформированным корнем. ЭОД проводится через 1, 3 и 6 месяцев после травмы в условиях поликлиники. Если со временем прослеживается рост показателей ЭОД, что свидетельствует о гибели пульпы, необходимо проводить эндодонтическое лечение — депульпирование зуба с его пломбированием и пломбированием его канала, если зуб постоянный).

Ушиб зуба следует отличать от:

а) неполной травматической дистопии (в таком случае подвижность зуба возможна в нескольких направлениях, на рентгенограмме — расширение периодонтальной щели):

б) перелома корня (рентгенологическая картина характеризуется нарушением его целостности):

в) внутрипульпарной гранулемы, при которой розовая окраска коронки зуба наблюдается на одной из его поверхностей.

Лечение ушиба зуба заключается в обеспечении покоя, исключения его из прикуса, соблюдения механически щадящей диеты. При необходимости проводится противовоспалительное лечение.

Если клинически и по данным ЭОД определяется гибель пульпы в постоянных зубах, следует провести ее удаление и пломбирование канала, а во временных, в зависимости от состояния корня, — лечение или удаление зуба.

В результате ушиба зуба возможны различные исходы:

восстановление функции пульпы;

развитие посттравматического периодонтита;

развитие радикулярной кисты;

прекращение формирования корня в постоянном или временном зубе.

Травматическая дистопия (неполный вывих) зуба — это смещение зуба относительно лунки за счет разрыва или растяжения периодонтальных связок и травмирования корнем зуба стенок лунки. При этом происходит изменение положения зуба в одном из трех направлений: по вертикали (выход или погружение его в костную ткань альвеолярного отростка; поворот вокруг продольной оси), по сагиттали (смещение в передне-заднем направлении), по трансверзали (боковое смещение, в сторону соседних зубов).

На наличие подвижного зуба, изменение его положения (увеличение высоты; поворот зуба; смещение коронки кнаружи или внутрь), изменения прикуса после травмы.

Травматическая дистопия зуба характеризуется повышенной его подвижностью, изменением обычного положения. При выходе зуба из лунки его режущий край выступает над окклюзионной плоскостью (плоскостью смыкания зубов) — над режущим краем других зубов. При травматическом повороте зуба он может принимать положение под углом вокруг продольной оси. В результате таких перемещений зубов обычно нарушается прикус. При этом нижняя челюсть часто приобретает вынужденное положение, так как ребенок смещае т ее в положение, при котором вывихнутый зуб не контактирует с противостоящим ему зубом на другой челюсти. Помимо этого, отмечается боль в зубе при накусывании. Часто это сопровождается отеком тканей губы, десен, иногда может быть небольшое кровотечение из периодонтальной щели, что свидетельствует о травме сосудисто-нервного пучка. При травматической дистопии зуба пучок часто растягивается, но не рвется, то есть пульпа функционирует. Перкуссия травмированного зуба болезненна. На рентгенограмме определяется расширение периодонтальной щели (равномерное или неравномерное).

При вколоченном вывихе (погружение зуба в костную ткань альвеолярного отростка) может быть отек губы. В полости рта — отек десен, кровотечение из них; зуба на месте нет или видна часть его коронки с уменьшением ее высоты по сравнению с таковой у соседних зубов. Перкуссия травмированного зуба болезненна. Иногда при пальпации альвеолярного отростка под десной можно выявить часть коронки зуба. В случае неясности диагноза и трудности его установления при осмотре проводят рентгенографию альвеолярного отростка в травмированном участке. На рентгенограмме — режущий край коронки травмированного зуба верхней челюсти расположен выше (на нижней челюсти — ниже) соседних зубов. Прослеживаются участки нормальной периодонтальной щели и тень корня без нее (в месте вколачивания). Если сила удара была большой и зуб вышел за пределы лунки, то его можно обнаружить в челюсти, верхнечелюстной пазухе или в мягких тканях.

Дифференциальная диагностика проводится с: переломом альвеолярного отростка; положением зубов при диастеме (треме) в период формирования прикуса; перемещением зуба при болезнях пародонта; аномалией положения зуба; переломом коронки.

При травматической дистопии постоянного зуба со смещением под местной или общей (в зависимости от объема травмы, возраста и поведения ребенка) анестезией смещенный зуб устанавливается в правильное положение (репозиция) и фиксируется (иммобилизация).

Фиксация может осуществляться при помощи:

проволочных лигатур, фиксирующих зуб к соседним зубам;

проволочных лигатур на металлической шине-скобе (которая фиксируется к соседним 2-4 зубам, а к ней — вывихнутый зуб);

шины-каппы (из быстротвердеющей пластмассы), фиксирующей травмированный и соседние 2-3 зуба;

шины из пломбировочного материала и т. д.

Выбор материала зависит от характера и объема травмы, от того, какой это зуб, от степени прорезывания соседних зубов, от возраста ребенка.

Вывихнутые молочные зубы репозиции и иммобилизации практически не подлежат и обычно удаляются. Исключением является вколоченный вывих, при котором зуб необходимо оставить на месте, так как в дальнейшем его рост может продолжиться с восстановлением положения зуба (в возрасте до 2 лет). При отсутствии восстановления положения зуба показана консультация ортодонта на предмет необходмости восстановления положения зуба или, что чаще, — удаления. Однако если в результате вколоченного вывиха молочного зуба возникло посттравматическое воспаление (периодонтит), зуб однозначно подлежит удалению. Дефект, оставшийся после удаления зуба можно заместить функционально-косметическим съемным протезом на время, пока не прорежется постоянный зуб.

При вколоченном вывихе постоянного зуба он также, как правило, оставляется на месте (если его смещение в пределах альвеолярного отростка). В дальнейшем показана консультация ортодонта для решения вопроса о восстановлении положения зуба.

В последующем ребенок должен находиться под наблюдением ортодонта (для предотвращения деформаций зубного ряда) и стоматолога-терапевта, который проводит контрольную ЭОД травмированного зуба для выявления возможной гибели пульпы или изменений в тканях периодонта. Если показатели ЭОД свидетельствуют о гибели пульпы, то необходимо провести ее удаление и пломбирование канала зуба.

Неполный вывих зуба может приводить к повреждению сосудисто-нервного пучка этого зуба; развитию периодонтита и периостита, прекращению формирования корня в постоянном или временном зубе; сращению зуба с остатками периодонта в неправильном положении; дефектам и деформациям зубного ряда.

При таком виде травмы зуб полностью теряет связь с лункой и мягкими тканями (происходит разрыв тканей периодонта, круговой связки, сосудисто-нервного пучка). Чаще во время травмы вывихиваются центральные верхние резцы.

Типичны жалобы на боль в участке травмированного альвеолярного отростка, отек губы, на кровотечение из области травмы и на отсутствие зуба. Иногда пациенты приносят вывихнутый зуб с собой.

При осмотре участка повреждения выявляется отсутствие зуба, может быть умеренное кровотечение из лунки, возможно повреждение мягких тканей альвеолярного отростка.

На рентгеновских снимках отмечается отсутствие зуба как в лунке, так и в окружающих тканях.

Необходимо удостовериться, что это не вколоченный вывих и не перелом зуба в области корня.

При полном вывихе осуществляют реплантацию зуба (постоянные зубы со сформированным хотя бы на половину длины корнем). Во всех других случаях реплантация не проводится, а через 1-2 месяца осуществляют замещение отсутствующего зуба протезом. Вопрос реплантации молочного зуба со сформированным и не начавшем рассасываться корнем — спорный и сложный, так как надежность фиксации зуба сильно зависит от состояния соседних зубов.

Обязательно проводится противовоспалительная (антибактериальная) терапия. Особое значение в процессе приживления зуба имеет соблюдение гигиены полости рта.

Возможными последствиями полного вывиха зуба при отсутствии лечения может быть возникновение воспалительных процессов мягких тканей и кости; дефект зубного ряда.

Различают скол эмали, скол коронки в пределах дентина, скол всей коронки.

При сколе эмали зуба и коронки в границах дентина дети предъявляют жалобы только на наличие дефекта коронки зуба, пульпа чаще не поражается. При переломе зуба в пределах дентина или всей коронки жалобы на боль при приеме горячей или холодной пищи или на острый край, царапающий язык или слизистую губы или щеки.

Отмечается нарушение целостности коронки зуба в пределах эмали и дентина (иногда с раскрытием полости зуба) или почти полное отсутствие коронки. Повышенная подвижность зуба наблюдается редко или может быть в незначительной степени. Иногда бывает болезненной перкуссия. На рентгенограмме определяется дефект коронки в границах эмали и дентина, над пульповой камерой имеется слой дентина (при невскрытой полости зуба) или он отсутствует (при открытой полости зуба).

При скалывании коронки зуба в пределах эмали и дентина без раскрытия пульпарной камеры на место скола накладывают защитную пломбу и предохранительную коронку. Через 1-2 недели, когда сформируется достаточное количество нового дентина, после проведения контрольной ЭОД осуществляется восстановление коронки пломбировочными материалами.

При переломах коронки зуба с раскрытием пульпарной камеры, если после травмы прошло 24 часа, проводится удаление пульпы с последующим пломбированием канала и устранением дефекта коронки зуба. Если травма зуба была получена не позднее 24 часов от момента обращения, возможно сохранить пульпу с защитой коронки зуба и последующим устранением дефекта пломбировочными материалами. Дети с переломом коронки зуба находятся на диспансерном наблюдении до полного формирования корня зуба.

При полном переломе коронки зуба проводится пломбирование канала и в последующем проводится восстановление коронки штифтовым зубом в случае постоянного зуба со сформированным или сформированным на две трети корнем или без штифта пломбировочными материалами.

Как правило, чаще ломаются корни постоянных резцов. Переломы корней молочных зубов наблюдаются очень редко, что обусловлено особенностями анатомии молочного зуба и альвеолярного отростка у младших детей.

Перелом корня постоянного зуба бывает косым, продольным, осколочным и комбинированным.

Ребенок обычно жалуется на боль при накусывании, подвижность зуба, отек десен в области травмированного зуба.

Клиническая картина при переломах корня зуба скудная и зависит от уровня перелома, степени смещения отломков, повреждения пульпы. Может быть незначительная подвижность, болезненные перкуссия и надавливание на зуб.

Окончательный диагноз устанавливается после прицельного рентгеновского снимка зуба. На рентгенограмме определяется место перелома корня зуба.

В подавляющем большинстве случаев при переломе корня молочного зуба зуб подлежит удалению.

При переломе верхушки корня у постоянного зуба и последующем возникновении периодонтита верхушка корня подлежит удалению после пломбирования канала и ликвидации воспалительных явлений. Если же воспаления нет, то верхушку не удаляют.

При переломе корня постоянного зуба в средней его части, если пульпа погибла, канал пломбируют и изготовляют штифтовую коронку. В тех случаях, когда пульпа не погибает, зубу обеспечивается покой путем выключения его из прикуса. В течение последующих 6 месяцев ребенок находится под наблюдением стоматолога-терапевта, который осуществляет контроль ЭОД зуба и при необходимости проводит его лечение.

Продольный (вертикальный) перелом зуба, как и оскольчатый, — абсолютное показание к удалению зуба.

Характеризуется сочетанием нескольких видов повреждений зубов:

смещение зуба в двух или нескольких направлениях при вывихе;

вывих зуба с переломом коронки;

вывих зуба с переломом корня;

вколоченный вывих зуба с переломом коронки;

вколоченный вывих зуба с переломом корня;

полный вывих зуба в сочетании с переломом коронки или корня его и т. д.

Лечение осуществляется в зависимости от вида травмы.


Весь контент iLive проверяется медицинскими экспертами, чтобы обеспечить максимально возможную точность и соответствие фактам.

У нас есть строгие правила по выбору источников информации и мы ссылаемся только на авторитетные сайты, академические исследовательские институты и, по возможности, доказанные медицинские исследования. Обратите внимание, что цифры в скобках ([1], [2] и т. д.) являются интерактивными ссылками на такие исследования.

Если вы считаете, что какой-либо из наших материалов является неточным, устаревшим или иным образом сомнительным, выберите его и нажмите Ctrl + Enter.

В условиях мирного времени повреждения челюстно-лицевой области у детей составляют 6-13% от общего числа травм. В период с 1984 по 1988 г. дети с травмами составили 4.1%. Почти половина из них (47%) была доставлена машиной скорой помощи; 5.5% направлялись медучреждениями, а 46.8% обращались самостоятельно. Городских жителей было 96.6%, сельских - 2.5%, иногородних - 0.9%. Мальчики оказывались травмированными чаще девочек - в среднем в 2.2 раза. В 59.1% случаев имела место бытовая травма, в 31.8% - уличная, в 2.4% - дорожно-транспортная, в 3.2% - школьная, в 3.5% - спортивная. Детей с укушенными ранами было 1.2%. Повреждения по своему характеру распределялись следующим образом: травмы мягких тканей наблюдались в 93.2% случаев, повреждения зубов - в 5.7%, переломы костей лицевого скелета - в 0.6%, травмы височно-нижнечелюстного сустава - в 0.5%.

Все повреждения челюстно-лицевой области у детей можно разделить на следующие группы:

  1. повреждения мягких тканей (ушибы, ссадины, разрывы кожи, мышц лица и языка, слизистой оболочки, нервов, слюнных желез и их протоков);
  2. повреждения зубов (нарушение целостности их коронки, корня; вывих зуба из альвеолы);
  3. повреждения челюстей (перелом тела или отростков верхней и нижней челюстей, перелом обеих челюстей);
  4. перелом скуловой кости, скуловой дуги;
  5. повреждения мягких тканей, костей лица и зубов;
  6. сочетание повреждений челюстно-лицевой области с закрытой черепно-мозговой травмой;
  7. повреждения височно-нижнечелюстных суставов;
  8. сочетание повреждений челюстно-лицевой области с повреждениями конечностей, органов грудной клетки, брюшной полости, малого таза и позвоночного столба. Переломы челюстей и зубов у детей возникают главным образом в результате случайного падения и ушиба (при стремительном беге, занятиях спортом, во время игры с копытными или рогатыми животными), при попадании под уличный транспорт.

В раннем детском возрасте дети чаще падают и ушибаются, однако переломы костей лица у них возникают сравнительно редко; у детей старшего возраста переломы челюстей и костей носа происходят чаще, что обусловлено уменьшением слоя подкожной клетчатки в области лица, увеличением силы удара при падении (благодаря увеличению роста и более стремительному перемещению), снижением эластичности костей (за счет постепенного увеличения их неорганического компонента), уменьшением устойчивости костей к травматическим воздействиям, так как в связи с рассасыванием молочных зубов и прорезыванием постоянных уменьшается костная пластинка компактного вешества кости.

Для правильного оказания помощи детям при травме челюстно-лицевой области необходимо учитывать ее анатомо-топографические особенности.

Анатомо-физиологические и рентгенологические особенности челюстно-лицевой области у детей, влияющие на характер и исход повреждения

Помимо перечисленных анатомо-топографических особенностей следует учитывать также особенности рентгенологической характеристики челюстно-лицевой области у детей.

Касаясь темпов изменения рентгенологической характеристики зубов у детей, Е. А. Абакумова (1955) различает две стадии: несформированной верхушки зуба и незакрытой верхушки. Первая характеризуется тем, что на снимке четко видны параллельно идущие стенки канала корня зуба, которые у верхушки истончены и расходятся в виде раструба, образуя воронкообразное расширение и без того широкого отверстия верхушки зуба. Во второй стадии стенки канала корня зуба, хотя и полностью сформированы по своей длине, на верхушке еще не сомкнулись, поэтому в таких случаях четко видно довольно широкое отверстие верхушки зуба.

В возрасте 6-7 лет на рентгенограмме у ребенка видны обе генерации зубов (20 молочных и 28 постоянных), расположенные в 3 ряда (первый - прорезавшиеся молочные, второй - непрорезав-шиеся постоянные зубы, третий - клыки).

Процесс смены молочных зубов постоянными заканчивается в 12-13 лет, однако рентгенографическое изображение постоянных зубов еще долго отличается несформированностью верхушки корня зуба или незакрытием отверстия верхушки зуба.

Травма — внезапное воздействие на ткани и органы ЧЛО фактора внешней среды, приводящего к нарушению анатомической целостности, функции и физиологических процессов травмированного отдела или органа.

Травмы, встречающиеся в различные периоды детского возраста, классифицируют как детский травматизм.

Факторы внешней среды, определяющие причину детского травматизма, разнообразны, однако по условиям и обстоятельствам воздействия их подразделяют на следующие виды.

Родовая травма. Этот вид травмы наблюдается у новорожденного при патологическом родовом акте, особенностях проведения акушерского пособия или реанимационных мероприятий. При родовой травме нередко встречаются повреждения ВНЧС и нижней челюсти, которые довольно часто у новорожденных сразу не диагностируются, а к концу первого года жизни выявляются в виде нарастающего ограничения открывания рта, недоразвития нижней челюсти и патологии ВНЧС.

Бытовая травма. Это наиболее частый вид детского травматизма, составляющий более 70 % от других видов травм. Данный вид травмы превалирует в раннем детском и дошкольном возрасте, снижается в школьном возрасте по мере накопления ребенком жизненного опыта. Предупреждение бытовых травм зависит от правильной организации ухода и воспитания детей. Такие травмы чаще связаны с падением ребенка, ударами о разные предметы, воздействием горячих и ядовитых жидкостей, открытого пламени,

электроприборов, игрой со спичками и другими факторами.

Уличная травма (транспортная, нетранспортная) как разновидность бытовой наблюдается чаще у детей школьного возраста.

Транспортная травма. Это самая тяжелая, как правило, сочетанная травма. К этому виду травмы относятся черепно-челюстно-лицевые повреждения, которые нередко приводят к инвалидности и могут быть причиной гибели ребенка. Она обусловлена безнадзорностью детей, плохим знанием правил дорожного движения. Основой ее профилактики должны быть воспитание в семье, в школе (уроки по правилам дорожного движения, чтение специальной литературы, просмотр видеоматериалов, компьютерные игры), организация специальных мест для уличных игр (парк, двор).

Травма при неорганизованном досуге. Причины — нарушение правил спортивных уличных игр, агрессивное катание на роликовых коньках, мотоциклах и др. Требуются организация игровых мест и наставничество.

В детском возрасте нередко наблюдается учебно-производственный травматизм как следствие нарушения правил охраны труда, которым педагог обязан обучить детей до

включения их в занятия в школьных мастерских, лабораториях и т.д.

Все профилактические мероприятия эффективны при систематическом обучении правилам учебно-производственной работы и надлежащем надзоре за выполнением правил по охране труда.

Травмы подразделяются на изолированные — повреждение одного органа — вывих зуба, травма языка, перелом нижней челюсти;множественные — разновидности однонаправленного действия (вывих зуба и перелом альвеолярного отростка);сонетанные одномоментные функционально-разнонаправленного действия (перелом нижней челюсти и черепно-мозговая травма);комбинированные — при сочетании разных повреждающих факторов (термическое и механическое повреждение).

Сочетанные травмы — частый вид повреждений. К сожалению, черепно-мозговая травма нередко остается не диагностированной в раннем периоде.

Детям со всеми видами повреждений ЧЛО помощь оказывают в травматологических пунктах, специализированных поликлиниках и стационарах стоматологического профиля. При травмах ЧЛО начальная (первичная) помощь должна быть экстренной, а при устранении последствий плановой.

Настоящее время характеризуется увеличением частоты сочетан-ных и множественных травм, что требует комплексной оценки состояния ребенка челюстно-лицевыми хирургами, стоматологом, офтальмологом, травматологом, нейрохирургом, реаниматологом и обязательного участия этих специалистов в оказании ургентнои помощи в условиях специализированного стационара и реаниматологического отделения.

Участились травмы вследствие укусов животными.

При всех видах повреждений необходимо проводить вакцинацию непривитых детей и ревакцинацию — привитых. При укушенных травмах следует контролировать состояние животного.

Основной задачей лечения является восстановление анатомической целости и функции поврежденных органов и тканей (одномоментно) — первичная хирургическая обработка.

В раннем возрасте (до 5—6 лет) превалируют повреждения мягких тканей, после 5—6 лет — раны и травмы костей лицевого черепа. Наиболее часто при травме костей лица возникают повреждения зубов и альвеолярного отростка верхней челюсти, переломы нижней челюсти, переломы мыщелкового отростка.

В условиях мирного времени повреждения челюстно-лицевой области у детей составляют 6-13% от общего числа травм. В период с 1984 по 1988 г. дети с травмами составили 4.1%. Почти половина из них (47%) была доставлена машиной скорой помощи; 5.5% направлялись медучреждениями, а 46.8% обращались самостоятельно. Городских жителей было 96.6%, сельских - 2.5%, иногородних - 0.9%. Мальчики оказывались травмированными чаще девочек - в среднем в 2.2 раза. В 59.1% случаев имела место бытовая травма, в 31.8% - уличная, в 2.4% - дорожно-транспортная, в 3.2% - школьная, в 3.5% - спортивная. Детей с укушенными ранами было 1.2%. Повреждения по своему характеру распределялись следующим образом: травмы мягких тканей наблюдались в 93.2% случаев, повреждения зубов - в 5.7%, переломы костей лицевого скелета - в 0.6%, травмы височно-нижнечелюстного сустава - в 0.5%.

Все повреждения челюстно-лицевой области у детей можно разделить на следующие группы:

повреждения мягких тканей (ушибы, ссадины, разрывы кожи, мышц лица и языка, слизистой оболочки, нервов, слюнных желез и их протоков);

повреждения зубов (нарушение целостности их коронки, корня; вывих зуба из альвеолы);

повреждения челюстей (перелом тела или отростков верхней и нижней челюстей, перелом обеих челюстей);

перелом скуловой кости, скуловой дуги;

повреждения мягких тканей, костей лица и зубов;

сочетание повреждений челюстно-лицевой области с закрытой черепно-мозговой травмой;

повреждения височно-нижнечелюстных суставов;

сочетание повреждений челюстно-лицевой области с повреждениями конечностей, органов грудной клетки, брюшной полости, малого таза и позвоночного столба. Переломы челюстей и зубов у детей возникают главным образом в результате случайного падения и ушиба (при стремительном беге, занятиях спортом, во время игры с копытными или рогатыми животными), при попадании под уличный транспорт.

В раннем детском возрасте дети чаще падают и ушибаются, однако переломы костей лица у них возникают сравнительно редко; у детей старшего возраста переломы челюстей и костей носа происходят чаще, что обусловлено уменьшением слоя подкожной клетчатки в области лица, увеличением силы удара при падении (благодаря увеличению роста и более стремительному перемещению), снижением эластичности костей (за счет постепенного увеличения их неорганического компонента), уменьшением устойчивости костей к травматическим воздействиям, так как в связи с рассасыванием молочных зубов и прорезыванием постоянных уменьшается костная пластинка компактного вешества кости.

Для правильного оказания помощи детям при травме челюстно-лицевой области необходимо учитывать ее анатомо-топографические особенности.

Анатомо-физиологические и рентгенологические особенности челюстно-лицевой области у детей, влияющие на характер и исход повреждения

Непрерывный, но скачкообразный рост детского скелета и прилежащих мягких тканей (в периоды временного замедления роста происходит интенсивная дифференцировка тканей и органов и их формообразование).

Значительные различия в анатомическом строении лица и челюстей (особенно у новорожденных и детей раннего возраста).

Наличие на лице выраженной подкожной клетчатки большой массы (особенно жирового тела щеки).

Более поверхностное, чем у взрослых, расположение лицевого нерва, особенно между шилососцевидным отверстием и околоушной железой.

Низкое расположение протока околоушной железы, его непрямой ход.

Отсутствие смыкания десен верхней и нижней челюстей у новорожденных и маленьких детей, что обусловлено недоразвитием альвеолярных отростков и пролабированием в щель между деснами слизистой оболочки и жирового тела щеки. Со временем при прорезывании зубов указанное несмыкание челюстей постепенно ликвидируется.

Слабое развитие верхней челюсти по вертикали (по горизонтали она растет соответственно темпам развития основания черепа), вследствие чего полость рта граничит с нижней стенкой орбиты.

Сравнительно слабое развитие нижней челюсти (своего рода физиологическая микрогения), из-за которого она как бы не поспевает за темпом развития мозгового отдела черепа и тесно примыкающей к нему верхней челюсти.

Постепенное прорезывание молочных зубов, начиная с середины первого года, а затем смена их постоянными. Благодаря этому объем и высота альвеолярных отростков постепенно увеличиваются.

Частые воспаления десен в связи с прорезыванием зубов (гиперемия, отечность, инфильтрация), которые сами по себе могут иногда осложнять травму.

Помимо перечисленных анатомо-топографических особенностей следует учитывать также особенности рентгенологической характеристики челюстно-лицевой области у детей.

Альвеолярный отросток верхней челюсти у новорожденных и детей раннего детского возраста проецируется на одном уровне с нёбными отростками.

Зачатки верхних зубов у детей грудного возраста расположены на рентгенограмме непосредственно под глазницами, а по мере роста верхней челюсти в вертикальном направлении они постепенно проецируются ниже.

Верхний контур верхнечелюстных пазух у детей до 3 лет определяется в виде узкой щели, а нижний контур теряется на фоне зубных зачатков и прорезавшихся зубов. До 8-9 лет дно пазух проецируется на уровне дна полости носа, т. е. нижнего края грушевидной апертуры.

Учитывая, что зубной зачаток в процессе своего развития способен перемещаться не только по вертикали, горизонтали, но и вокруг своей продольной оси, не следует расценивать обнаруженное на рентгенограмме смещенное положение как постоянное и патологическое.

Касаясь темпов изменения рентгенологической характеристики зубов у детей, Е. А. Абакумова (1955) различает две стадии: несформированной верхушки зуба и незакрытой верхушки. Первая характеризуется тем, что на снимке четко видны параллельно идущие стенки канала корня зуба, которые у верхушки истончены и расходятся в виде раструба, образуя воронкообразное расширение и без того широкого отверстия верхушки зуба. Во второй стадии стенки канала корня зуба, хотя и полностью сформированы по своей длине, на верхушке еще не сомкнулись, поэтому в таких случаях четко видно довольно широкое отверстие верхушки зуба.

В возрасте 6-7 лет на рентгенограмме у ребенка видны обе генерации зубов (20 молочных и 28 постоянных), расположенные в 3 ряда (первый - прорезавшиеся молочные, второй - непрорезав-шиеся постоянные зубы, третий - клыки).

Процесс смены молочных зубов постоянными заканчивается в 12-13 лет, однако рентгенографическое изображение постоянных зубов еще долго отличается несформированностью верхушки корня зуба или незакрытием отверстия верхушки зуба.

Классификация острой травмы зубов

а) без смещения зуба;

б) со смещением в сторону соседнего зуба;

в) с поворотом зуба вокруг продольной оси;

г) со смещением коронки в вестибулярном направлении;

д) со смещением коронки в сторону полости рта;

е) со смещением коронки в сторону окклюзионной плоскости.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.