Сочетанные и комбинированные повреждения челюстей

Сочетанные повреждения — это одновременное повреждение тканей или органов нескольких ана­томических областей тела одним поражающим фактором. К сочетанным повреждениям челюст­но-лицевой области относится травма мягких тка­ней или костей лица, сочетающаяся с череп­но-мозговой травмой или повреждением мягких тканей и скелета других областей тела.

Эта травма является наиболее тяжелой. При ней увеличивается частота переломов верхней че­люсти. У пострадавших с сочетанными поврежде­ниями трудно (или невозможно) выяснить жало­бы, собрать анамнез. Несмотря на это, объектив­ное обследование челюстно-лицевой области дол­жно быть тщательным. Хотя челюстно-лицевая травма при сочетанных повреждениях не является доминирующей, она оказывает значительное вли­яние на их течение и исход. Повреждения челюст­но-лицевой области чаще других обусловливают нарушение проходимости верхних дыхательных путей, развитие аспирационной пневмонии вслед­ствие попадания в трахею и бронхи крови, оскол­ков кости и зубов. Эта опасность увеличивается при потере сознания, угнетении защитных реф­лексов. Поэтому в обследовании и лечении этих больных должен участвовать не только хи­рург-стоматолог, но и нейрохирург, отоларинго­лог, окулист, невропатолог, хирург-травматолог.

У больных с переломами челюстей резко сни­жается содержание белка и витаминов в организ­ме, нарушено питание, что также сказывается на клиническом проявлении сочетанных поврежде­ний. У них часто встречаются септические ослож­нения, причина которых — одонтогенные очаги инфекции. При сочетанных переломах челюстей

нередко развивается травматический остеомиелит, неправильно консолидируются отломки, форми­руются ложные суставы, возникают стойкие де­формации лицевого скелета при несвоевременном оказании специализированной помощи хирур­гом-стоматологом.

При сочетанной черепно-мозговой травме (СЧМТ) наряду с повреждением костей лица от­мечаются перелом костей мозгового черепа и травма головного мозга различной степени тяже­сти. Возможна также закрытая черепно-мозговая травма (ЧМТ) в сочетании с переломами костей лицевого скелета. Частота черепно-лицевых по­вреждений достигает 6,3—7,5 %. Связано это не только с их анатомической близостью, но и с тем, что некоторые кости лицевого скелета принимают участие в образовании основания черепа. СЧМТ более чем в 30 % наблюдений сопровождается шо­ком. Эректильная фаза его удлинена во времени и может протекать на фоне нарушения созна­ния, сопровождаться брадикардией, нарушением внешнего дыхания, гипертермией, менингеальной симптоматикой, очаговыми неврологическими нарушениями. Отломленный фрагмент костей ли­ца (верхняя челюсть, скуловая кость) часто выхо­дит за пределы своих анатомических границ и не­редко включает в себя кости основания черепа. Известно, что переднюю черепную ямку образуют глазничная поверхность лобной кости, решетча­тая, клиновидная (малые крылья и часть ее тела) кости. В границах этих костей проходит линия пе­релома верхней челюсти по Лефор I, Лефор II. Перелом основания черепа в передней черепной ямке возможен при переломе костей носа. Сред­няя черепная ямка образована передней поверх­ностью пирамиды и чешуей височной кости, те­лом и большим крылом клиновидной кости. При переломе верхней челюсти (чаще по Лефор I) ли­ния перелома проходит по этим костям. Перело­мы верхней челюсти могут сопровождаться сотря­сением, ушибом головного мозга, образованием интракраниальных гематом. Сочетанную травму нельзя рассматривать как простую сумму травма­тических повреждений двух и более анатомиче­ских областей. Сочетанная травма даже при отно­сительно нетяжелых повреждениях каждого из за­интересованных органов является тяжелой по об­щей реакции организма. Повреждение мозга обу­словливает нарушение всех видов обмена, а трав­ма грудной клетки, живота, костей конечностей или лица усиливает такие изменения и создает предпосылки для угнетения деятельности мозга. Известно, что саморегуляция кровообращения го­ловного мозга с функциональными и морфологи­ческими изменениями в нем отмечается при сни­жении систолического артериального давления ниже 70—60 мм рт.ст.

Лечение больных с сочетанной травмой являет­ся сложной задачей и должно проводиться в мно-

гопрофильной клинической больнице, где прини­маются больные по скорой помощи, с привлече­нием необходимых специалистов.

На догоспитальном этапе врачебная помощь включает противошоковые мероприятия, борьбу с асфиксией и кровотечением, временную иммоби­лизацию отломков костей опорно-двигательного аппарата и челюстей. Во время транспортировки пострадавшего необходимо предупредить возмож­ность нарушения проходимости дыхательных пу­тей, аспирацию слизи, крови или рвотных масс для профилактики аспирационной пневмонии (уложить больного на живот или на бок, ввести воздуховод). Больному, находящемуся в бессозна­тельном состоянии, необходимо провести интуба­цию или, если нет такой возможности, ввести воздуховод для предупреждения западения языка. Повязку на раны лица следует накладывать так, чтобы она не вызывала дополнительного смеще­ния отломков челюстей и не способствовала ухуд­шению проходимости дыхательных путей.

При поступлении пострадавшего в приемный покой стационара наряду с обследованием его хи­рургом-травматологом, нейрохирургом, невропа­тологом, хирургом-стоматологом по показаниям проводят реанимационные мероприятия или ин­тенсивную терапию. Заключение о характере по­вреждений костей лица делают на основании кли­нических данных и результатов обзорных рентге­нограмм мозгового и лицевого черепа.

Специализированное лечение травматических по­вреждений челюстно-лицевой области при соче-танной травме следует проводить сразу после гос­питализации больного. Оно может быть экстрен­ным, срочным и отсроченным. Экстренное специ­ализированное лечение предполагает остановку кровотечения и обеспечение проходимости дыха­тельных путей (вплоть до трахеотомии) сразу же после поступления больного, срочное — проведе­ние ПХО ран, временную или постоянную иммо­билизацию отломков костей лица наряду со спе­циализированным лечением повреждений других анатомических областей. Осуществляют его в те­чение 2 сут после поступления пострадавшего. Отсроченное лечение проводят через 48 ч и позже после поступления больного.

Современный уровень развития анестезиологии позволяет осуществить специализированную по­мощь в ближайшие часы (сутки) после госпитали­зации пострадавшего, что зависит от эффективно­сти противошоковых мероприятий. Если гемоди­намика у больного может быть стабилизирована в первые 12 ч от начала противошоковой терапии, то срочное специализированное лечение в полном объеме можно провести уже в период выведения его из шока (через 4—7 ч после травмы).

Если ожидаемая продолжительность шока до­стигает 24 ч, специализированное лечение в пол­ном объеме возможно не ранее чем через 12—24 ч

после травмы лишь на фоне признаков стабилиза­ции показателей гемодинамики. У больных с про­должительностью шока свыше 24 ч допустимы хи­рургические вмешательства лишь по жизненным показаниям (остановка кровотечения, борьба с нарушением внешнего дыхания и др.). Если боль­ной выходит из тяжелого состояния, специализи­рованное лечение (отсроченное) возможно спустя 48 ч после травмы. Нередко оно направлено не только на иммобилизацию отломков лицевого скелета, но и на борьбу с осложнениями воспали­тельного характера.

Ранняя и эффективная иммобилизация отлом­ков челюстей у больных с тяжелой сочетанной травмой при соответствующем анестезиологиче­ском пособии не только возможна, но и желате­льна, так как предупреждает возможность разви­тия мозговых осложнений воспалительного ха­рактера (менингит, энцефалит, абсцесс мозга), устраняет ликворею и является одним из средств борьбы с шоком.

Лечение больных с СЧМТ преследует выполне­ние трех задач:

борьба с угрожающими нарушениями жиз­ ненно важных функций организма, кровотечени­ ем, шоком, сдавлением и отеком мозга;

лечение локальных внечерепных и черепных повреждений, ранняя профилактика возможных осложнений. При черепно-лицевой травме наибо­ лее оптимальна краниомаксиллярная фиксация отломков челюсти. Она обеспечивает герметиза­ цию мозгового черепа, способствует устранению причины сдавления мозга;

медицинская и социально-трудовая реаби­ литация пострадавшего [Лихтерман Л.Б., Фраер- манА.Б., 1994].

Лечение больных с переломами челюстей, соче­тающихся с травмой головного мозга, в кабинете реабилитации (после выписки из стационара) врач-стоматолог проводит вместе с невропатоло­гом. Эти больные находятся под диспансерным наблюдением. Трудовой прогноз зависит от харак­тера и тяжести сочетанной травмы.

Травма — внезапное воздействие на ткани и органы ЧЛО фактора внешней среды, приводящего к нарушению анатомической целостности, функции и физиологических процессов травмированного отдела или органа.

Травмы, встречающиеся в различные периоды детского возраста, классифицируют как детский травматизм.

Факторы внешней среды, определяющие причину детского травматизма, разнообразны, однако по условиям и обстоятельствам воздействия их подразделяют на следующие виды.

Родовая травма. Этот вид травмы наблюдается у новорожденного при патологическом родовом акте, особенностях проведения акушерского пособия или реанимационных мероприятий. При родовой травме нередко встречаются повреждения ВНЧС и нижней челюсти, которые довольно часто у новорожденных сразу не диагностируются, а к концу первого года жизни выявляются в виде нарастающего ограничения открывания рта, недоразвития нижней челюсти и патологии ВНЧС.

Бытовая травма. Это наиболее частый вид детского травматизма, составляющий более 70 % от других видов травм. Данный вид травмы превалирует в раннем детском и дошкольном возрасте, снижается в школьном возрасте по мере накопления ребенком жизненного опыта. Предупреждение бытовых травм зависит от правильной организации ухода и воспитания детей. Такие травмы чаще связаны с падением ребенка, ударами о разные предметы, воздействием горячих и ядовитых жидкостей, открытого пламени,

электроприборов, игрой со спичками и другими факторами.

Уличная травма (транспортная, нетранспортная) как разновидность бытовой наблюдается чаще у детей школьного возраста.

Транспортная травма. Это самая тяжелая, как правило, сочетанная травма. К этому виду травмы относятся черепно-челюстно-лицевые повреждения, которые нередко приводят к инвалидности и могут быть причиной гибели ребенка. Она обусловлена безнадзорностью детей, плохим знанием правил дорожного движения. Основой ее профилактики должны быть воспитание в семье, в школе (уроки по правилам дорожного движения, чтение специальной литературы, просмотр видеоматериалов, компьютерные игры), организация специальных мест для уличных игр (парк, двор).

Травма при неорганизованном досуге. Причины — нарушение правил спортивных уличных игр, агрессивное катание на роликовых коньках, мотоциклах и др. Требуются организация игровых мест и наставничество.

В детском возрасте нередко наблюдается учебно-производственный травматизм как следствие нарушения правил охраны труда, которым педагог обязан обучить детей до

включения их в занятия в школьных мастерских, лабораториях и т.д.

Все профилактические мероприятия эффективны при систематическом обучении правилам учебно-производственной работы и надлежащем надзоре за выполнением правил по охране труда.

Травмы подразделяются на изолированные — повреждение одного органа — вывих зуба, травма языка, перелом нижней челюсти;множественные — разновидности однонаправленного действия (вывих зуба и перелом альвеолярного отростка);сонетанные одномоментные функционально-разнонаправленного действия (перелом нижней челюсти и черепно-мозговая травма);комбинированные — при сочетании разных повреждающих факторов (термическое и механическое повреждение).

Сочетанные травмы — частый вид повреждений. К сожалению, черепно-мозговая травма нередко остается не диагностированной в раннем периоде.

Детям со всеми видами повреждений ЧЛО помощь оказывают в травматологических пунктах, специализированных поликлиниках и стационарах стоматологического профиля. При травмах ЧЛО начальная (первичная) помощь должна быть экстренной, а при устранении последствий плановой.

Настоящее время характеризуется увеличением частоты сочетан-ных и множественных травм, что требует комплексной оценки состояния ребенка челюстно-лицевыми хирургами, стоматологом, офтальмологом, травматологом, нейрохирургом, реаниматологом и обязательного участия этих специалистов в оказании ургентнои помощи в условиях специализированного стационара и реаниматологического отделения.

Участились травмы вследствие укусов животными.

При всех видах повреждений необходимо проводить вакцинацию непривитых детей и ревакцинацию — привитых. При укушенных травмах следует контролировать состояние животного.

Основной задачей лечения является восстановление анатомической целости и функции поврежденных органов и тканей (одномоментно) — первичная хирургическая обработка.

В раннем возрасте (до 5—6 лет) превалируют повреждения мягких тканей, после 5—6 лет — раны и травмы костей лицевого черепа. Наиболее часто при травме костей лица возникают повреждения зубов и альвеолярного отростка верхней челюсти, переломы нижней челюсти, переломы мыщелкового отростка.

В условиях мирного времени повреждения челюстно-лицевой области у детей составляют 6-13% от общего числа травм. В период с 1984 по 1988 г. дети с травмами составили 4.1%. Почти половина из них (47%) была доставлена машиной скорой помощи; 5.5% направлялись медучреждениями, а 46.8% обращались самостоятельно. Городских жителей было 96.6%, сельских - 2.5%, иногородних - 0.9%. Мальчики оказывались травмированными чаще девочек - в среднем в 2.2 раза. В 59.1% случаев имела место бытовая травма, в 31.8% - уличная, в 2.4% - дорожно-транспортная, в 3.2% - школьная, в 3.5% - спортивная. Детей с укушенными ранами было 1.2%. Повреждения по своему характеру распределялись следующим образом: травмы мягких тканей наблюдались в 93.2% случаев, повреждения зубов - в 5.7%, переломы костей лицевого скелета - в 0.6%, травмы височно-нижнечелюстного сустава - в 0.5%.

Все повреждения челюстно-лицевой области у детей можно разделить на следующие группы:

повреждения мягких тканей (ушибы, ссадины, разрывы кожи, мышц лица и языка, слизистой оболочки, нервов, слюнных желез и их протоков);

повреждения зубов (нарушение целостности их коронки, корня; вывих зуба из альвеолы);

повреждения челюстей (перелом тела или отростков верхней и нижней челюстей, перелом обеих челюстей);

перелом скуловой кости, скуловой дуги;

повреждения мягких тканей, костей лица и зубов;

сочетание повреждений челюстно-лицевой области с закрытой черепно-мозговой травмой;

повреждения височно-нижнечелюстных суставов;

сочетание повреждений челюстно-лицевой области с повреждениями конечностей, органов грудной клетки, брюшной полости, малого таза и позвоночного столба. Переломы челюстей и зубов у детей возникают главным образом в результате случайного падения и ушиба (при стремительном беге, занятиях спортом, во время игры с копытными или рогатыми животными), при попадании под уличный транспорт.

В раннем детском возрасте дети чаще падают и ушибаются, однако переломы костей лица у них возникают сравнительно редко; у детей старшего возраста переломы челюстей и костей носа происходят чаще, что обусловлено уменьшением слоя подкожной клетчатки в области лица, увеличением силы удара при падении (благодаря увеличению роста и более стремительному перемещению), снижением эластичности костей (за счет постепенного увеличения их неорганического компонента), уменьшением устойчивости костей к травматическим воздействиям, так как в связи с рассасыванием молочных зубов и прорезыванием постоянных уменьшается костная пластинка компактного вешества кости.

Для правильного оказания помощи детям при травме челюстно-лицевой области необходимо учитывать ее анатомо-топографические особенности.

Анатомо-физиологические и рентгенологические особенности челюстно-лицевой области у детей, влияющие на характер и исход повреждения

Непрерывный, но скачкообразный рост детского скелета и прилежащих мягких тканей (в периоды временного замедления роста происходит интенсивная дифференцировка тканей и органов и их формообразование).

Значительные различия в анатомическом строении лица и челюстей (особенно у новорожденных и детей раннего возраста).

Наличие на лице выраженной подкожной клетчатки большой массы (особенно жирового тела щеки).

Более поверхностное, чем у взрослых, расположение лицевого нерва, особенно между шилососцевидным отверстием и околоушной железой.

Низкое расположение протока околоушной железы, его непрямой ход.

Отсутствие смыкания десен верхней и нижней челюстей у новорожденных и маленьких детей, что обусловлено недоразвитием альвеолярных отростков и пролабированием в щель между деснами слизистой оболочки и жирового тела щеки. Со временем при прорезывании зубов указанное несмыкание челюстей постепенно ликвидируется.

Слабое развитие верхней челюсти по вертикали (по горизонтали она растет соответственно темпам развития основания черепа), вследствие чего полость рта граничит с нижней стенкой орбиты.

Сравнительно слабое развитие нижней челюсти (своего рода физиологическая микрогения), из-за которого она как бы не поспевает за темпом развития мозгового отдела черепа и тесно примыкающей к нему верхней челюсти.

Постепенное прорезывание молочных зубов, начиная с середины первого года, а затем смена их постоянными. Благодаря этому объем и высота альвеолярных отростков постепенно увеличиваются.

Частые воспаления десен в связи с прорезыванием зубов (гиперемия, отечность, инфильтрация), которые сами по себе могут иногда осложнять травму.

Помимо перечисленных анатомо-топографических особенностей следует учитывать также особенности рентгенологической характеристики челюстно-лицевой области у детей.

Альвеолярный отросток верхней челюсти у новорожденных и детей раннего детского возраста проецируется на одном уровне с нёбными отростками.

Зачатки верхних зубов у детей грудного возраста расположены на рентгенограмме непосредственно под глазницами, а по мере роста верхней челюсти в вертикальном направлении они постепенно проецируются ниже.

Верхний контур верхнечелюстных пазух у детей до 3 лет определяется в виде узкой щели, а нижний контур теряется на фоне зубных зачатков и прорезавшихся зубов. До 8-9 лет дно пазух проецируется на уровне дна полости носа, т. е. нижнего края грушевидной апертуры.

Учитывая, что зубной зачаток в процессе своего развития способен перемещаться не только по вертикали, горизонтали, но и вокруг своей продольной оси, не следует расценивать обнаруженное на рентгенограмме смещенное положение как постоянное и патологическое.

Касаясь темпов изменения рентгенологической характеристики зубов у детей, Е. А. Абакумова (1955) различает две стадии: несформированной верхушки зуба и незакрытой верхушки. Первая характеризуется тем, что на снимке четко видны параллельно идущие стенки канала корня зуба, которые у верхушки истончены и расходятся в виде раструба, образуя воронкообразное расширение и без того широкого отверстия верхушки зуба. Во второй стадии стенки канала корня зуба, хотя и полностью сформированы по своей длине, на верхушке еще не сомкнулись, поэтому в таких случаях четко видно довольно широкое отверстие верхушки зуба.

В возрасте 6-7 лет на рентгенограмме у ребенка видны обе генерации зубов (20 молочных и 28 постоянных), расположенные в 3 ряда (первый - прорезавшиеся молочные, второй - непрорезав-шиеся постоянные зубы, третий - клыки).

Процесс смены молочных зубов постоянными заканчивается в 12-13 лет, однако рентгенографическое изображение постоянных зубов еще долго отличается несформированностью верхушки корня зуба или незакрытием отверстия верхушки зуба.

Классификация острой травмы зубов

а) без смещения зуба;

б) со смещением в сторону соседнего зуба;

в) с поворотом зуба вокруг продольной оси;

г) со смещением коронки в вестибулярном направлении;

д) со смещением коронки в сторону полости рта;

е) со смещением коронки в сторону окклюзионной плоскости.

Сочетанная травма характеризуется повреждением твердых и мягких тканей разных анатомо-топографических участков челюстно-лицевой области. Такая травма в 82 % случаев возникает у детей после 8 лет. Среди них мальчики состав­ляют две трети.



Рис. 279.Ребенок с сочетанным повреж­дением левой верхней челюсти и мягких тканей подглазничной, щечной областей, верхней и нижней губ, подбородка

У детей сочетанные повреждения чаще всего возникают в результате автока­тастроф, падения с высоты, во время спортивных занятий и характеризуются пе­реломами челюстей, травмами зубов, гематомами мягких тканей (рис. 278, 279). Каждая из составляющих сочетанной травмы отягощает течение процесса выздо-

Раздел 9

Травматические повреждения тканей челюстно-лицевой ооласти

ровления. Кроме того, при сочетании травмы челюстей с ранами, сопровождаю­щимися дефектами тканей, или лоскутными ранами возникает угроза развития различных видов асфиксий. Поэтому правильные действия врача на догоспи­тальном этане при оказании помощи имеют важное значение для предотвраще­ния угрожающих жизни ребенка осложнений.

Комбинированные повреждения — это повреждения тканей не только челюст-но-лицевой локализации, но и других анатомических областей (конечностей, внутренних органов). Они вызывают синдром взаимного отягощения и полиор­ганной недостаточности.

Комбинированные повреждения чаще всего сопровождаются закрытой череп­но-мозговой травмой (реже — открытой), а также травмой ЛОР-органов и глаза. В 80 % случаев травма опорно-двигательного аппарата диагностировалась вместе с черепно-мозговой и травмой челюстно-лицевой области.

Повреждение головного мозга у детей диагностировать значительно сложнее, чем у взрослых, поскольку отсутствуют выраженные клинические признаки. Од­ним из факторов "смазанной" клинической картины закрытой черепно-мозговой травмы у детей является эластичность костей свода черепа и наличие темечек; интракраниальная гипертензия компенсируется расширением мест соединения костей. Возможно появление признаков перелома основания черепа — симптома Бетла, проявляющегося изменением цвета кожи в участке сосцевидных отрост­ков вплоть до появления экхимозов (кровоизлияний, кровоподтеков), а также окологлазничных гематом в поздние сроки (позже 24 ч).

Кроме того, травмированный ребенок часто не может адекватно оценить свое состояние, рассказать о своих ощущениях. Это, в свою очередь, затрудняет ран­нюю диагностику закрытой черепно-мозговой травмы. Поэтому врачу необходи­мо расспросить родителей или свидетелей происшествия, в результате которого ребенок получил травму.

Объективным методом диагностики закрытой черепно-мозговой травмы у де­тей является спинномозговая пункция (выполняется нейрохирургом), электро­энцефалография, компьютерная томография.

Значительное влияние на течение и последствия комбинированной травмы имеют повреждения челюстно-лицевой области, осложняющие общее состояние ребенка. При наличии ран мягких тканей, переломов костей лицевого скелета ча­ще, чем при повреждении других локализаций, у детей возникают условия для нарушения внешнего дыхания и последующего развития легочных осложнений в результате попадания в дыхательные пути слюны, крови, спинномозговой жид­кости, отломков костей, зубов и т. п. Угроза развития таких осложнений возрас­тает при сочетании повреждений лица с травмами грудной клетки и мозга, сопро­вождающихся нарушением сознания, дыхания и т. п.

На догоспитальном этапе врачебная помощь детям с комбинированными пов­реждениями заключается в проведении противошоковых мероприятий, иммоби­лизации отломков костей лица и опорно-двигательного апарата, наложении асеп­тических повязок на раны. Всем пострадавшим с сочетанной травмой на месте происшествия необходимо тщательным образом осмотреть и очистить ротовую полость, пропальпировать кости лицевого скелета с целью выявления или иск­лючения повреждений челюстно-лицевой области. При транспортировке таких

детей кладут на живот или поворачивают голову в сторону, противоположную повреждению лица. Следует помнить: накладывая повязки на раны, нужно учи­тывать, что при переломах костей лицевого скелета они могут повлечь дополни­тельное смещение отломков и затруднить дыхание.

Всех детей с подозрением на закрытую черепно-мозговую травму необходимо госпитализировать независимо от тяжести повреждения челюстно-лицевой об­ласти. Если на пункт неотложной помощи ребенок с сочетанной или комбиниро­ванной травмой доставлен каретой скорой помощи, то в любом случае не следует отправлять его на консультацию к нейрохирургу или невропатологу, необходимо вызывать этих специалистов к нему. Черепно-мозговая травма в таком случае не должна быть основой для отказа от первичной хирургической обработки ран и фиксации отломков челюстей, но при этом следует учитывать соматическое состояние ребенка, степень тяжести челюстно-лицевой травмы и рекомендации нейрохирурга и невропатолога.

Оказывая помощь детям с комбинированными повреждениями, следует пом­нить, что на всех догоспитальных этапах у них могут возникать разные виды ас­фиксии: аспирационная (при затекании крови, слюны, рвотных масс в дыхатель­ные пути), дислокационная (при западении языка, обширных глубоких гемато­мах), стенотическая (при сдавливании дыхательных путей гематомой, образовав­шейся в результате ранения крупных сосудов шеи), обтурационная (при попада­нии в дыхательные пути кусочков тканей, отломков зубов и т. п.) и клапанная (возникает при отрыве лоскута тканей на ножке, чаще мягкого нёба, и перекрытии им дыхательных путей при вдохе). Все они нуждаются в своевременной диагнос­тике и немедленном лечении.

В челюстно-лицевом стационаре для проведения первичной хирургической обработки ран детям при наличии множественных повреждений мягких тканей полости рта в сочетании с повреждениями гортани и трахеи, оскольчатыми пере­ломами средней зоны лица в некоторых случаях нужно накладывать трахеосто-му. Эти действия должны проводиться после консультаций профильных специа­листов.

Комплексное лечение детей с комбинированными повреждениями должно включать дегидратационную терапию (при закрытой черепно-мозговой травме), антибактериальную (для предотвращения развития воспалительных заболеваний мягких тканей и челюстей), антигистаминную, витаминотерапию и симптомати­ческую — по показаниям. Особое значение приобретает гигиенический уход за по­лостью рта при ранениях мягких ее тканей и открытых переломах челюстей.

ПЕРЕЛОМЫ КОСТЕЙ НОСА

Статистика переломов костей носа у детей не всегда правильно ориентирует стоматолога, поскольку такие пациенты чаще лечатся в ЛОР-отделении.

Эти повреждения у детей наблюдаются редко. По нашим данным, количество Детей с переломами наружного носа составляет 1,5 % от всех детей с травмами че­люстно-лицевой области.

Дети с переломами костей носа обычно попадают на пункт неотложной помо-"ш не с этим диагнозом, а с другими повреждениями мягких или костных тканей 11 зубов, которые могут сочетаться с повреждениями костей носа.

Травматические повреждения тканей челюстно-лицевой оилаыи

Жалобы ребенка — на наличие кровотечения из носа, затрудненное дыхание, западение или искривление переносицы.


Клиника. Наблюдаются значительное кровотечение, деформация носа (иск­ривление, западение спинки или скатов), нарушение носового дыхания, гематома окологлазничных участков. При пальцевом исследовании носа можно выявить костную крепитацию его отломков. Смещение носа возле его основания свиде­тельствует о переломе лобных отростков верхней челюсти, подкожная крепита­ция — о переломе решетчатой кости, при котором возникает эмфизема. Для полу­чения данных о локализации и характе­ре перелома носа целесообразно сделать рентгенограмму костей его в прямой и боковой проекциях (рис. 280, 281). Од­нако не всегда отсутствие рентгенологи­ческих признаков позволяет исключить перелом костей носа.

Дифференциальную диагнос­тику проводят с переломами верхней челюсти и основания черепа.

Рис. 280. Обзорная рентгенограмма кос­тей носа ребенка с переломом (костные от­ломки не смещены)

Лечение. Тактика челюстно-лице-вого хирурга травматологического пункта заключается в диагностирова­нии перелома костей носа, оказании по­мощи при носовых кровотечениях (пе­редняя или задняя тампонада), а затем, если нет сочетанного повреждения тка­ней челюстно-лицевой области, обеспе­чении лечения ребенка в ЛОР-отделе-нии.

Передняя тампонада проводится ча­ще всего, поскольку в 90-95 % случаев носовое кровотечение возникает из пе­реднего отдела носовой перегородки. При этом в носовой ход, прижимая там­поны к перегородке, между ней и ниж­ней носовой раковиной вводят марле­вый тампон достаточной длины. Пос­ледний можно пропитать раствором пе­рекиси водорода, аминокапроновой кис­лоты и т. п.

Заднюю тампонаду проводят, если
неэффективна передняя. Чтобы ее про­
вести, необходимо иметь резиновый ка-
Рис. 281. Обзорная рентгенограмма кос- т коленчатый пинцет, носовой

теи носа ребенка с инородным телом в но- , п „„

совом ходу (пуля от пневматического корнцанг, сложенный в 4-6 слоев мар
ружья) левый тампон диаметром 2-3 см и пере-

вязанный крест-накрест тремя толстыми шелковыми лигатурами, длина двух из них — до 15 см. Заднюю тампонаду осуществляют при открытом рте ребенка: в носовое отверстие половины носа, из которой наблюдается кровотечение, вводят резиновый катетер и продвигают по дну носовой полости в ротовую часть глот­ки, пока его конец не появится из-за мягкого нёба. Потом катетер выводят в ро­товую полость и привязывают к нему одной из шелковых лигатур марлевый там­пон. Движением катетера в обратном направлении подтягивают его в носовую часть глотки, направляя тампон над и за мягким небом, где он располагается воз-le хоан. В нужном положении тампон удерживается благодаря натягиванию кон­цов шелковой лигатуры, которые выходят из носового отверстия, где завязыва­ются вокруг небольшого марлевого тампона. Конец второй нити выводят изо рта и фиксируют к коже щеки лейкопластырем — она будет нужна, чтобы удалить тампон из носоглотки после прекращения кровотечения. У маленьких детей та­кая манипуляция проводится под общим обезболиванием. Задняя тампонада мо­жет дополняться передней.

При наличии недиагностированных переломов кости носа срастаются непра­вильно и возникает выраженная деформация его костного или костно-хрящевого отдела, которая может сопровождаться нарушением носового дыхания.

Пороки развития тканей и органов челюстно-лицеви* ^..°^-

Порокиразвитиятканей

Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; Нарушение авторского права страницы

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.