При травмах верхней челюсти у детей

Переломы верхней челюсти у детей наблюдаются редко и обычно являются следствием тяжелых травм. Линии переломов имеют 3 типичных локализации, в соответствии которым переломы принципиально подразделяются на верхний (по Ле Фор-III), средний (по Ле Фор-II), и нижний (по Ле Фор-I).


Переломы верхней челюсти по Ле-Фор

В отечественной литературе много противоречий в том, какое именно название по Ле Фор соответствует верхнему и нижнему перелому (I и III или III и I соответственно). В данной статье указано правильное соответствие (см. рисунок).

Переломы верхней челюсти могут сопровождаться повреждением нёба, носа. Вызвано это как силой удара, так и анатомическими особенностями строения среднего отдела лицевого скелета (наличие околоносовых пазух, плотное соединение слизистой оболочки пазух с костью). Кроме того, близость мозгового отдела черепа способствует возникновению различных видов черепно-мозговой травмы, а также переломов или трещин решетчатых костей, турецкого седла, крыльев основной кости, височной кости.

На боль в челюсти; отек верхней губы или тканей, окружающих глазницы; кровотечение изо рта, носа, ушей; переломы и вывихи зубов; невозможность сомкнуть челюсти; головную боль, тошноту, рвоту.

Возможные клинические симптомы перелома верхней челюсти:

отек верхней губы, подглазничных областей, носа с возможным их ранением;

кровотечение из носа, рта;

иногда опущение среднего отдела лица, симптом очков (возникает при кровоизлиянии в клетчатку век). При изолированных переломах основания черепа симптом очков появляется лишь через 24-48 часов и не выходит за пределы круговой мышцы глаза.

раны или разрывы слизистой оболочки альвеолярного отростка или гематома в месте удара;

перелом или вывих зубов;

подвижность отломков, дефект кости верхней челюсти, сообщение полости рта с гайморовой пазухой.

Для выявления перелома верхней челюсти проводится рентгенологическое обследование черепа в разных проекциях, что обусловлено строением верхней челюсти и сложностью определения линии перелома. Широко применяется ортопантомография, компьютерная томография.

Диагноз выставляется на основании жалоба, анамнез, данных клинического и рентгенологического обследования.

Лечение переломов верхней челюсти проводится совместно с невропатологом или нейрохирургом. При сотрясении головного мозга назначается строгий постельный режим, особенно в первые 5 суток, при необходимости — снотворные.

Для предотвращения развития воспалительных процессов проводится антибактериальная, дезинтоксикационная и витаминотерапия.

Непосредственное лечение переломов заключается в иммобилизации отломков, первичной хирургической обработке ран, которая проводится в подавляющем большинстве случаев под общим обезболиванием. Основным принципом иммобилизации отломков верхней челюсти независимо от типа перелома (нижний, средний, верхний) является фиксация их к неподвижным частям черепа и скуло-орбитального комплекса, расположенным выше линии перелома. Фиксация отломков верхней челюсти к нижней не имеет смысла, более того — противопоказана, так как, во-первых, нижняя челюсть подвижна, что будет создавать условия для подвижности между отломками и к нарушению формирования костной мозоли; во-вторых, рот в этом случае открываться не будет, что нарушает гигиену полости рта и способствует развитию воспалительных процессов.

В случае сочетанных травм верхней и нижней челюстей возникает необходимость межчелюстного шинирования.

При нижних переломах верхней челюсти у детей для фиксации отломков используют различные ортодонтические аппараты; шины Ванкевича, Порта; индивидуальные пластинки; шины-каппы из термопластических материалов с внеротовой фиксацией при отсутствии зубов.

При средних и верхних (иногда также и при нижних) переломах отломки верхней челюсти фиксируют при помощи открытой репозиции и металлоостеосинтеза: костными швами, металлической проволокой, спицами Киршнера, металлическими (титановыми) мини-пластинами.

Последствия переломов верхней челюсти при отсутствии лечения: воспалительные процессы — абсцессы, флегмоны, остеомиелит, синуситы, менингит; нарушение прикуса, деформации челюсти; задержка прорезывания зубов; медиастинит.

Дети с травмами верхней челюсти подлежат диспансерному наблюдению и лечению у ортодонта, стоматолога-терапевта, челюстно-лицевого хирурга и других специалистов не менее двух лет после травмы.


Весь контент iLive проверяется медицинскими экспертами, чтобы обеспечить максимально возможную точность и соответствие фактам.

У нас есть строгие правила по выбору источников информации и мы ссылаемся только на авторитетные сайты, академические исследовательские институты и, по возможности, доказанные медицинские исследования. Обратите внимание, что цифры в скобках ([1], [2] и т. д.) являются интерактивными ссылками на такие исследования.

Если вы считаете, что какой-либо из наших материалов является неточным, устаревшим или иным образом сомнительным, выберите его и нажмите Ctrl + Enter.

В условиях мирного времени повреждения челюстно-лицевой области у детей составляют 6-13% от общего числа травм. В период с 1984 по 1988 г. дети с травмами составили 4.1%. Почти половина из них (47%) была доставлена машиной скорой помощи; 5.5% направлялись медучреждениями, а 46.8% обращались самостоятельно. Городских жителей было 96.6%, сельских - 2.5%, иногородних - 0.9%. Мальчики оказывались травмированными чаще девочек - в среднем в 2.2 раза. В 59.1% случаев имела место бытовая травма, в 31.8% - уличная, в 2.4% - дорожно-транспортная, в 3.2% - школьная, в 3.5% - спортивная. Детей с укушенными ранами было 1.2%. Повреждения по своему характеру распределялись следующим образом: травмы мягких тканей наблюдались в 93.2% случаев, повреждения зубов - в 5.7%, переломы костей лицевого скелета - в 0.6%, травмы височно-нижнечелюстного сустава - в 0.5%.

Все повреждения челюстно-лицевой области у детей можно разделить на следующие группы:

  1. повреждения мягких тканей (ушибы, ссадины, разрывы кожи, мышц лица и языка, слизистой оболочки, нервов, слюнных желез и их протоков);
  2. повреждения зубов (нарушение целостности их коронки, корня; вывих зуба из альвеолы);
  3. повреждения челюстей (перелом тела или отростков верхней и нижней челюстей, перелом обеих челюстей);
  4. перелом скуловой кости, скуловой дуги;
  5. повреждения мягких тканей, костей лица и зубов;
  6. сочетание повреждений челюстно-лицевой области с закрытой черепно-мозговой травмой;
  7. повреждения височно-нижнечелюстных суставов;
  8. сочетание повреждений челюстно-лицевой области с повреждениями конечностей, органов грудной клетки, брюшной полости, малого таза и позвоночного столба. Переломы челюстей и зубов у детей возникают главным образом в результате случайного падения и ушиба (при стремительном беге, занятиях спортом, во время игры с копытными или рогатыми животными), при попадании под уличный транспорт.

В раннем детском возрасте дети чаще падают и ушибаются, однако переломы костей лица у них возникают сравнительно редко; у детей старшего возраста переломы челюстей и костей носа происходят чаще, что обусловлено уменьшением слоя подкожной клетчатки в области лица, увеличением силы удара при падении (благодаря увеличению роста и более стремительному перемещению), снижением эластичности костей (за счет постепенного увеличения их неорганического компонента), уменьшением устойчивости костей к травматическим воздействиям, так как в связи с рассасыванием молочных зубов и прорезыванием постоянных уменьшается костная пластинка компактного вешества кости.

Для правильного оказания помощи детям при травме челюстно-лицевой области необходимо учитывать ее анатомо-топографические особенности.

Анатомо-физиологические и рентгенологические особенности челюстно-лицевой области у детей, влияющие на характер и исход повреждения

Помимо перечисленных анатомо-топографических особенностей следует учитывать также особенности рентгенологической характеристики челюстно-лицевой области у детей.

Касаясь темпов изменения рентгенологической характеристики зубов у детей, Е. А. Абакумова (1955) различает две стадии: несформированной верхушки зуба и незакрытой верхушки. Первая характеризуется тем, что на снимке четко видны параллельно идущие стенки канала корня зуба, которые у верхушки истончены и расходятся в виде раструба, образуя воронкообразное расширение и без того широкого отверстия верхушки зуба. Во второй стадии стенки канала корня зуба, хотя и полностью сформированы по своей длине, на верхушке еще не сомкнулись, поэтому в таких случаях четко видно довольно широкое отверстие верхушки зуба.

В возрасте 6-7 лет на рентгенограмме у ребенка видны обе генерации зубов (20 молочных и 28 постоянных), расположенные в 3 ряда (первый - прорезавшиеся молочные, второй - непрорезав-шиеся постоянные зубы, третий - клыки).

Процесс смены молочных зубов постоянными заканчивается в 12-13 лет, однако рентгенографическое изображение постоянных зубов еще долго отличается несформированностью верхушки корня зуба или незакрытием отверстия верхушки зуба.


Механическая травма – наиболее распространенный вид повреждения постоянных и временных зубов у детей. Она приводит к нарушению анатомической целостности, изменению зубного ряда или разрушению окружающих тканей. Согласно статистике, чаще всего травматическим повреждениям подвержены передние зубы, включая верхние резцы, у детей 6-10 лет. Отсутствие надлежащего лечения в данном случае нередко приводит к серьезным осложнениям, которые могут проявляться воспалительно-деструктивными процессами, появлением кист и иными негативными последствиям.

Причины повреждения зубов у детей

Увеличение случаев травмирования связано, в первую очередь, с ростом популярности командных, контактных и других видов спорта. Например, хоккея, борьбы, бокса, футбола и прочих. Также причиной повреждения зубов у детей разного возраста могут быть случайные падения во время активных игр на улице или школе. Не менее распространены травмы, полученные в быту, драках, автодорожных происшествиях и других случаях, кода есть высокая вероятность получить удар о твердый предмет.

Риск повреждения зуба возрастает при наличии у ребенка ортодонтических патологий. Например, у пациентов с дистальным прикусом (с протрузией верхней челюсти) травмы случаются в 5 раз чаще, чем у обладателей ортогнатического (нормального) прикуса.

Также повреждения зубов часто возникают у детей, имеющих нарушения зрения, проблемы с опорно-двигательным аппаратом и различные психоневрологические заболевания.

Классификация травм детских зубов

Характер и степень тяжести повреждения определяется на основании комплексного обследования пациента с помощью рентгенологических, клинических и других методов. Для поставки диагноза стоматологи используют сегодня разные системы диагностики травмы детских зубов.

Данная система разделения острых травм на отдельные виды, разработанная Эллисом, является самой первой и наиболее используемой на практике. Она включает в себя 9 категорий повреждения зубов:

  • I – легкий перелом коронки в пределах зубной эмали;
  • II – перелом коронки средней тяжести с распространением в эмаль и дентин;
  • III – тяжелый перелом коронки с обнажением пульпы;
  • IV – утрата жизнеспособности пульпы при наличии/отсутствии перелома коронки;
  • V – полный вывих травмированного зуба;
  • VI – повреждение с переломом корня;
  • VII – легкий подвывих травмированного зуба;
  • VIII – перелом коронки в пришеечной зоне;
  • IX – травма молочных зубов.

Активно используется в современной стоматологии наряду с ELLIS. Данная классификация была разработана на основе системы Андрезена и включает в себя, помимо травм зубов, повреждения других тканей (слизистой рта, десны, пародонта, костей).

I. Повреждение пульпы и твердых тканей:

  • трещины зубной эмали (A);
  • перелом коронки без открытия пульпы (затронута эмаль – B, затронута эмаль и дентин – C);
  • перелом зубной коронки с открытием пульпы (D);
  • комбинированный перелом корня и коронки с обнажением пульпы (E);
  • травма с переломом корня (F).

II. Повреждение пародонта:

  • сотрясение зуба со слабым ответом тканей периодонта на перкуссию без увеличения его подвижности и смещения (A);
  • подвывих с изменением подвижности без смещения (B);
  • вхождение травмированного зуба вглубь тканей (C);
  • выход зуба из анатомической лунки (D);
  • смещение в отличном от осевого направлении (E);
  • полный вывих травмированного зуба (F).

III. Травма кости:

  • плотное соединение зуба с лункой с вхождением вглубь тканей (A);
  • перелом стенки анатомического углубления (B);
  • перелом костной ткани альвеолярного отростка (C, D);
  • перелом кости челюсти (верхней – E, нижней – F).

IV. Травмирование десен и слизистой ротовой полости:

  • острое ранение мягких тканей (A);
  • ушиб слизистой или десны (B);
  • отслоение мягких тканей (C).

Это международная система определения острых повреждений, созданная на основе МКБ-10 (1997 г.). Применяется в детской стоматологии для классификации разных травм, включая переломы первичных и постоянных зубов (S02.5):

  • перелом (откол) в пределах толщины эмали (S02.50);
  • перелом зубной коронки без травмирования пульпы (S02.51);
  • перелом коронки с распространением травмы на пульпу (S02.52);
  • перелом корневой части постоянного зуба (S02.53);
  • двойной перелом в области зубной коронки и корня (S02.54);
  • множественные переломы разных локаций (S02.57);
  • неуточненный перелом молочного или постоянного зуба (S02.59).

Порядок оказания помощи детям при повреждениях зубов


Сразу после получения травмы пациенту оказывается первичная медицинская помощь, которая включает в себя общую оценку состояния ребенка, обезболивание, назначение антибиотиков, анестетиков и прочих лекарств, а также предварительную постановку диагноза. После этого родителям пациента дается рекомендация записаться к детскому стоматологу (терапевту), который проведет полноценное лечение зуба. Врач, оказывающий специализированную помощь, проводит:

  • оформление истории болезни (включая юридические и социальные аспекты случая);
  • сбор анамнеза (происхождение травмы, наличие сотрясения мозга, местные симптомы);
  • клиническое обследование травмы (визуальный осмотр, перкуссия, пальпация, температурные пробы пульпы, инструментальные методы);
  • дополнительную диагностику (электроодонтодиагностика (ЭОД), трансиллюминация, прицельная рентгенография, окклюзионная рентгенограмма, компьютерная томография);
  • постановку диагноза на основе осмотра, клинических и других исследований;
  • выбор тактики лечения с учетом характера повреждения, возможных рисков, пользы и затрат.

Период реабилитации ребенка после травмы, начиная с момента оказания экстренной помощи, может занимать 1-3 и более дней. Учитывая сложность лечения, срок полного восстановления целостности и функций поврежденных зубов нередко занимает более длительный срок – несколько месяцев или даже лет.

У детей вследствие падения или других причин возможны ушибы мягких тканей лица, травма зубов и челюстей.

К травме зубов относятся ушибы и вывихи зубов, отлом коронки зуба без повреждения или с повреждением пульпы, отлом коронки зуба у шейки, перелом корня, выпадение (удаление) зубов.

Ушибы зубов сопровождаются резкой болезненностью и постепенным потемнением коронки, связанными с разрывом сосудисто-нервного пучка. Лечение таких повреждений зубов производят лекарственными веществами (смазывание десны 5% раствором йода), физиотерапевтическими процедурами, а при необходимости — введением антибиотиков и удалением пульпы с последующим пломбированием каналов.

Вывих зубов — наиболее частая травма детского возраста, которая может сопровождаться наклоном зубов в вестибулярную или язычную сторону, их вколачиванием и др. Вывихи могут также сопровождаться наклоном или полным переломом зубной альвеолы .

При травме с наклоном зубов в вестибулярную или язычную сторону оказание ортопедической помощи состоит в осторожном установлении зубов в правильное положение с последующей фиксацией их при помощи лигатурной повязки или пластмассовой каппы. Применение проволочных шин с этой целью чаще всего показано у детей старшего возраста.

При надломе зубной альвеолы со смещением зуба по вертикали рекомендуется выжидать до возможного выталкивания зуба в процессе заживления раны или установление его под анестезией в правильное положение с применением соответствующей фиксации.

Отлом коронки зуба возможен ближе к режущему краю или к пульповой камере. В первом случае при образовании зазубрин выравнивают режущий край зуба путем сошлифовывания его, а во втором — изготавливают временную коронку на срок от 5 мес до 1 г. За это время произойдет образование заместительного дентина, достаточного для сохранения пульпы. По истечении указанного срока временную коронку заменяют пломбой,вкладкой или восстанавливающей форму зуба коронкой. При этом выбор конструкции микропротеза зависит от размеров дефекта коронки и условий для его фиксации.

При отломке коронки зуба с повреждением пульпы производят ее удаление, а недостающую часть коронки восполняют пломбой или вкладкой со штифтом. Такая фиксация микропротеза наиболее надежна и долговечна.

При отломе зуба у шейки производят удаление корневой пульпы и соответствующим образом (как и у взрослых) подготавливают культю и сам корень для изготовления штифтового зуба. Предложено много различных конструкций штифтовых зубов, изготавливаемых одно- или двумоментным способом. Наиболее целесообразно изготовление литых комбинированных штифтовых зубов, состоящих из штифта, литой надкорневой каппы и пластмассового зуба.

При переломах корней, не сопровождающихся значительной подвижностью зубов, рекомендуется фиксация их при помощи пластмассовых капп или проволочных шин (у детей старшего возраста) на срок возможного сращения перелома. При несращении таких переломов, сопровождающихся резкой воспалительной реакцией, такие зубы подлежат удалению.

В связи с вышеизложенным следует отметить, что ортопедические вмешательства, состоящие в изготовлении микропротезов, показаны, в основном, при травме постоянных зубов и нецелесообразны при повреждениях молочных зубов. Молочные зубы сохраняют путем применения консервативных методов лечения.

Во время травмы возможно удаление (выпадение) постоянных зубов. Выпавшие зубы можно тут же поставить на место, т. е. произвести реплантацию их. Реплантированные зубы следует хорошо фиксировать при помощи шины, изготовленной из пластмассы или другого материала. Шину на зубах оставляют сроком до 6 нед. В течение этого времени возможно вживление реплантированных зубов и восстановление их функции. Если реплантация зубов не дала положительных результатов, то дефект зубного ряда восполняют протезом.

Протезы, применяемые у детей для восполнения дефектов зубных Рядов, должны отвечать следующим требованиям:

  • 1) не препятствовать нормальному развитию челюстей;
  • 2) предупреждать возникновение зубочелюстных деформаций;
  • 3) восстанавливать жевательную эффективность, функцию речи и дыхание;
  • 4) быть гигиеничными и по возможности, максимально отвечать косметическим требованиям;
  • 5) быть простыми в изготовлении.

Протезы могут быть съемными и несъемными. Выбор конструкции протеза зависит от возраста ребенка, размера и топографии дефекта зубного ряда, состояния измеющихся зубов. Так, в молочном периоде, начиная с 3-летнего возраста, наиболее показано изготовление пластиночных протезов с бескламмерной фиксацией. В связи с ростом челюсти эти протезы периодически (через 6—8 мес) корригируют, применяя при этом быстротвердеющие пластмассы.

Несъемные (мостовидные) протезы показаны у детей старшего возраста при наличии в полости рта постоянных зубов. Изготовление несъемных протезов возможно уже в сменном периоде прикуса. При этом применяют протезы с односторонней фиксацией и др. Такие про! тезы фиксируют на постоянных зубах при помощи различных приспособлений (коронок, вкладок и др.).

Учитывая определенные трудности и зачастую отсутствие соответствующих условий для изготовления несъемных протезов в сменном периоде, применяют пластиночные протезы с бескламмерной фиксацией. Несъемные протезы показаны только в постоянном периоде (16—17 лет), когда в полости рта имеются постоянные зубы со сформировавшимися корнями. Изготовление же временных пластиночных протезов при потере зубов вследствие травмы целесообразно во всех возрастных группах.

В сменном и постоянном периодах пластиночные протезы стимулируют процесс заживления ран и предупреждают деформацию прикуса (наклон зубов в сторону дефекта) до возможного протезирования при помощи несъемных протезов (раздвижных, с одно- и двусторонней фиксацией на постоянных зубах). Такие протезы следует изготовлять по типу раннего непосредственного протезирования. Они ; во многом могут заменить аппараты с распорками при дефектах зубных рядов во фронтальных участках челюстей.

При лечении переломов челюстей у детей необходимо учитывать анатомо-физиологические особенности челюстно-лицевой области детского возраста; рост челюстей, сроки прорезывания зубов, формирование и резорбацию корней молочных и постоянных зубов и др. В связи с этим различают четыре периода развития и формирования челюстно-лицевого скелета ребенка, имеющего значение в выборе ортопедического метода лечения переломов челюстей (по 3. Н. Померанцевой-Урбанской) .

Первый период (от 6 мес до 2,5 года) характеризуется наличием всех молочных зубов в челюстях с незаконченным формированием их корней.

Второй период (от 3 до 6 лет) характеризуется наличием в челюстях всех молочных зубов с полностью сформированными корнями. Это период усиленного роста костей лица и жевательного аппарата.

Третий период (от 6 до 10 лет) характеризуется сменой молочных зубов постоянными. При этом корни молочных зубов находятся в стадии частичного или полного рассасывания, а корни постоянных; зубов сформированы еще не полностью. Этот период характеризуется также изменением конфигурации лицевой части черепа. Если в первые месяцы жизни ребенка лицо имеет почти круглую форму, то в дальнейшем оно становится овальным или продолговатым.

Четвертый период (от 11 до 13 лет и старше) характеризуется наличием в полости рта всех постоянных зубов со сформировавшимися корнями. В этом периоде уже определяется основной профиль лица.

Лечение переломов челюстей у детей зависит от вэзрастного периода.

В первом периоде целесообразно применение обычных пластмассовых капп или назубно-небной пластинки с отпечатками отломков зубов нижней челюсти. Для лучшей фиксации отломков шины-каппы применяют в сочетании с подбородочной пращой. Применение шин других конструкций нецелесообразно, а иногда и опасно из-за возможного расшатывания молочных зубов с сформировавшимися корнями. При переломах челюстей у детей до 2 лет проводят только туалет полости рта и антибиотикотерапию.

Во втором периоде возможно применение шин из стальной проволоки толщиной 1—1,3 мм. Применение проволочных аппаратов с зацепными петлями для репозиции отломков в этом возрастном периоде противопоказано. При их применении возможно расшатывание или вытягивание зубов из лунок. Для репозиции отломков рекомендуют использовать упругие свойства стальной проволоки. С этой целью одну часть проволоки фиксируют к зубам, а противоположную соединяют с зубами сместившихся отломков при помощи ниточной или слабой резиновой тяги. Таким образом осуществляют одночелюстную репозицию отломков.

В третьем периоде наиболее показаны одночелюстная фиксация и репозиция отломков. Для фиксации отломков применяют шины из стальной проволоки, прикрепленной к коронкам, которые изготовляют на наиболее устойчивые постоянные зубы (шестые) или молочные клыки. Для репозиции отломков используют упругие свойства стальной проволоки.

В четвертом периоде представляется возможным применение шин и аппаратов различных конструкций (гнутые проволочные и лабораторного изготовления).

Сроки заживления перелома челюстей у детей, а также их последствия зависят от своевременности оказания ортопедической помощи, локализации перелома по отношению к фолликулу постоянных зубов и др. При несвоевременном оказании помощи пострадавшему ребенку возможно неправильное сращение отломков, резкое изменение конфигурации лица с неправильным расположением зубов. Образовавшиеся при этом рубцовые изменения мягких тканей лица тормозят дальнейший рост и развитие костей лица.

При локализации перелома у места расположения фолликула постоянного зуба и при его повреждении возможно развитие остеомиелита. При значительных повреждениях фолликулы удаляют, предупреждая этим тяжелые осложнения (остеомиелиты) и сокращая сроки заживления костных ран.

Диагностика переломов челюстей у детей основывается на клиническом осмотре и рентгенологических исследованиях. Клинический осмотр указывает на место перелома, рентгенография — на направление линии перелома по отношению к фолликулу постоянного зуба, форму перелома.

Травма — внезапное воздействие на ткани и органы ЧЛО фактора внешней среды, приводящего к нарушению анатомической целостности, функции и физиологических процессов травмированного отдела или органа.

Травмы, встречающиеся в различные периоды детского возраста, классифицируют как детский травматизм.

Факторы внешней среды, определяющие причину детского травматизма, разнообразны, однако по условиям и обстоятельствам воздействия их подразделяют на следующие виды.

Родовая травма. Этот вид травмы наблюдается у новорожденного при патологическом родовом акте, особенностях проведения акушерского пособия или реанимационных мероприятий. При родовой травме нередко встречаются повреждения ВНЧС и нижней челюсти, которые довольно часто у новорожденных сразу не диагностируются, а к концу первого года жизни выявляются в виде нарастающего ограничения открывания рта, недоразвития нижней челюсти и патологии ВНЧС.

Бытовая травма. Это наиболее частый вид детского травматизма, составляющий более 70 % от других видов травм. Данный вид травмы превалирует в раннем детском и дошкольном возрасте, снижается в школьном возрасте по мере накопления ребенком жизненного опыта. Предупреждение бытовых травм зависит от правильной организации ухода и воспитания детей. Такие травмы чаще связаны с падением ребенка, ударами о разные предметы, воздействием горячих и ядовитых жидкостей, открытого пламени,

электроприборов, игрой со спичками и другими факторами.

Уличная травма (транспортная, нетранспортная) как разновидность бытовой наблюдается чаще у детей школьного возраста.

Транспортная травма. Это самая тяжелая, как правило, сочетанная травма. К этому виду травмы относятся черепно-челюстно-лицевые повреждения, которые нередко приводят к инвалидности и могут быть причиной гибели ребенка. Она обусловлена безнадзорностью детей, плохим знанием правил дорожного движения. Основой ее профилактики должны быть воспитание в семье, в школе (уроки по правилам дорожного движения, чтение специальной литературы, просмотр видеоматериалов, компьютерные игры), организация специальных мест для уличных игр (парк, двор).

Травма при неорганизованном досуге. Причины — нарушение правил спортивных уличных игр, агрессивное катание на роликовых коньках, мотоциклах и др. Требуются организация игровых мест и наставничество.

В детском возрасте нередко наблюдается учебно-производственный травматизм как следствие нарушения правил охраны труда, которым педагог обязан обучить детей до

включения их в занятия в школьных мастерских, лабораториях и т.д.

Все профилактические мероприятия эффективны при систематическом обучении правилам учебно-производственной работы и надлежащем надзоре за выполнением правил по охране труда.

Травмы подразделяются на изолированные — повреждение одного органа — вывих зуба, травма языка, перелом нижней челюсти;множественные — разновидности однонаправленного действия (вывих зуба и перелом альвеолярного отростка);сонетанные одномоментные функционально-разнонаправленного действия (перелом нижней челюсти и черепно-мозговая травма);комбинированные — при сочетании разных повреждающих факторов (термическое и механическое повреждение).

Сочетанные травмы — частый вид повреждений. К сожалению, черепно-мозговая травма нередко остается не диагностированной в раннем периоде.

Детям со всеми видами повреждений ЧЛО помощь оказывают в травматологических пунктах, специализированных поликлиниках и стационарах стоматологического профиля. При травмах ЧЛО начальная (первичная) помощь должна быть экстренной, а при устранении последствий плановой.

Настоящее время характеризуется увеличением частоты сочетан-ных и множественных травм, что требует комплексной оценки состояния ребенка челюстно-лицевыми хирургами, стоматологом, офтальмологом, травматологом, нейрохирургом, реаниматологом и обязательного участия этих специалистов в оказании ургентнои помощи в условиях специализированного стационара и реаниматологического отделения.

Участились травмы вследствие укусов животными.

При всех видах повреждений необходимо проводить вакцинацию непривитых детей и ревакцинацию — привитых. При укушенных травмах следует контролировать состояние животного.

Основной задачей лечения является восстановление анатомической целости и функции поврежденных органов и тканей (одномоментно) — первичная хирургическая обработка.

В раннем возрасте (до 5—6 лет) превалируют повреждения мягких тканей, после 5—6 лет — раны и травмы костей лицевого черепа. Наиболее часто при травме костей лица возникают повреждения зубов и альвеолярного отростка верхней челюсти, переломы нижней челюсти, переломы мыщелкового отростка.

В условиях мирного времени повреждения челюстно-лицевой области у детей составляют 6-13% от общего числа травм. В период с 1984 по 1988 г. дети с травмами составили 4.1%. Почти половина из них (47%) была доставлена машиной скорой помощи; 5.5% направлялись медучреждениями, а 46.8% обращались самостоятельно. Городских жителей было 96.6%, сельских - 2.5%, иногородних - 0.9%. Мальчики оказывались травмированными чаще девочек - в среднем в 2.2 раза. В 59.1% случаев имела место бытовая травма, в 31.8% - уличная, в 2.4% - дорожно-транспортная, в 3.2% - школьная, в 3.5% - спортивная. Детей с укушенными ранами было 1.2%. Повреждения по своему характеру распределялись следующим образом: травмы мягких тканей наблюдались в 93.2% случаев, повреждения зубов - в 5.7%, переломы костей лицевого скелета - в 0.6%, травмы височно-нижнечелюстного сустава - в 0.5%.

Все повреждения челюстно-лицевой области у детей можно разделить на следующие группы:

повреждения мягких тканей (ушибы, ссадины, разрывы кожи, мышц лица и языка, слизистой оболочки, нервов, слюнных желез и их протоков);

повреждения зубов (нарушение целостности их коронки, корня; вывих зуба из альвеолы);

повреждения челюстей (перелом тела или отростков верхней и нижней челюстей, перелом обеих челюстей);

перелом скуловой кости, скуловой дуги;

повреждения мягких тканей, костей лица и зубов;

сочетание повреждений челюстно-лицевой области с закрытой черепно-мозговой травмой;

повреждения височно-нижнечелюстных суставов;

сочетание повреждений челюстно-лицевой области с повреждениями конечностей, органов грудной клетки, брюшной полости, малого таза и позвоночного столба. Переломы челюстей и зубов у детей возникают главным образом в результате случайного падения и ушиба (при стремительном беге, занятиях спортом, во время игры с копытными или рогатыми животными), при попадании под уличный транспорт.

В раннем детском возрасте дети чаще падают и ушибаются, однако переломы костей лица у них возникают сравнительно редко; у детей старшего возраста переломы челюстей и костей носа происходят чаще, что обусловлено уменьшением слоя подкожной клетчатки в области лица, увеличением силы удара при падении (благодаря увеличению роста и более стремительному перемещению), снижением эластичности костей (за счет постепенного увеличения их неорганического компонента), уменьшением устойчивости костей к травматическим воздействиям, так как в связи с рассасыванием молочных зубов и прорезыванием постоянных уменьшается костная пластинка компактного вешества кости.

Для правильного оказания помощи детям при травме челюстно-лицевой области необходимо учитывать ее анатомо-топографические особенности.

Анатомо-физиологические и рентгенологические особенности челюстно-лицевой области у детей, влияющие на характер и исход повреждения

Непрерывный, но скачкообразный рост детского скелета и прилежащих мягких тканей (в периоды временного замедления роста происходит интенсивная дифференцировка тканей и органов и их формообразование).

Значительные различия в анатомическом строении лица и челюстей (особенно у новорожденных и детей раннего возраста).

Наличие на лице выраженной подкожной клетчатки большой массы (особенно жирового тела щеки).

Более поверхностное, чем у взрослых, расположение лицевого нерва, особенно между шилососцевидным отверстием и околоушной железой.

Низкое расположение протока околоушной железы, его непрямой ход.

Отсутствие смыкания десен верхней и нижней челюстей у новорожденных и маленьких детей, что обусловлено недоразвитием альвеолярных отростков и пролабированием в щель между деснами слизистой оболочки и жирового тела щеки. Со временем при прорезывании зубов указанное несмыкание челюстей постепенно ликвидируется.

Слабое развитие верхней челюсти по вертикали (по горизонтали она растет соответственно темпам развития основания черепа), вследствие чего полость рта граничит с нижней стенкой орбиты.

Сравнительно слабое развитие нижней челюсти (своего рода физиологическая микрогения), из-за которого она как бы не поспевает за темпом развития мозгового отдела черепа и тесно примыкающей к нему верхней челюсти.

Постепенное прорезывание молочных зубов, начиная с середины первого года, а затем смена их постоянными. Благодаря этому объем и высота альвеолярных отростков постепенно увеличиваются.

Частые воспаления десен в связи с прорезыванием зубов (гиперемия, отечность, инфильтрация), которые сами по себе могут иногда осложнять травму.

Помимо перечисленных анатомо-топографических особенностей следует учитывать также особенности рентгенологической характеристики челюстно-лицевой области у детей.

Альвеолярный отросток верхней челюсти у новорожденных и детей раннего детского возраста проецируется на одном уровне с нёбными отростками.

Зачатки верхних зубов у детей грудного возраста расположены на рентгенограмме непосредственно под глазницами, а по мере роста верхней челюсти в вертикальном направлении они постепенно проецируются ниже.

Верхний контур верхнечелюстных пазух у детей до 3 лет определяется в виде узкой щели, а нижний контур теряется на фоне зубных зачатков и прорезавшихся зубов. До 8-9 лет дно пазух проецируется на уровне дна полости носа, т. е. нижнего края грушевидной апертуры.

Учитывая, что зубной зачаток в процессе своего развития способен перемещаться не только по вертикали, горизонтали, но и вокруг своей продольной оси, не следует расценивать обнаруженное на рентгенограмме смещенное положение как постоянное и патологическое.

Касаясь темпов изменения рентгенологической характеристики зубов у детей, Е. А. Абакумова (1955) различает две стадии: несформированной верхушки зуба и незакрытой верхушки. Первая характеризуется тем, что на снимке четко видны параллельно идущие стенки канала корня зуба, которые у верхушки истончены и расходятся в виде раструба, образуя воронкообразное расширение и без того широкого отверстия верхушки зуба. Во второй стадии стенки канала корня зуба, хотя и полностью сформированы по своей длине, на верхушке еще не сомкнулись, поэтому в таких случаях четко видно довольно широкое отверстие верхушки зуба.

В возрасте 6-7 лет на рентгенограмме у ребенка видны обе генерации зубов (20 молочных и 28 постоянных), расположенные в 3 ряда (первый - прорезавшиеся молочные, второй - непрорезав-шиеся постоянные зубы, третий - клыки).

Процесс смены молочных зубов постоянными заканчивается в 12-13 лет, однако рентгенографическое изображение постоянных зубов еще долго отличается несформированностью верхушки корня зуба или незакрытием отверстия верхушки зуба.

Классификация острой травмы зубов

а) без смещения зуба;

б) со смещением в сторону соседнего зуба;

в) с поворотом зуба вокруг продольной оси;

г) со смещением коронки в вестибулярном направлении;

д) со смещением коронки в сторону полости рта;

е) со смещением коронки в сторону окклюзионной плоскости.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.