Изменения внешнего дыхания при деформациях челюстей и заболеваниях верхнечелюстной пазухи


Сегодня дети очень часто болеют острыми респираторными заболеваниями. В крупных городах России заболеваемость органов дыхания у детей с 1993 по 2004 г. выросла почти в 2 раза, так в Москве до 55% детей страдают различными заболеваниями органов дыхания, среди которых лидируют заболевания миндалин и аденоиды. Постоянными спутниками ротового дыхания являются: хейлиты, стоматиты, гингивиты, диатезы, увеличение количества кариозных поражений зубов, плохая гигиена полости рта, дисфункции ВНЧС.

Обширный комплекс нарушений различного уровня может явиться следствием привычного ротового дыхания. Поэтому очень важно определение адекватных терапевтических вмешательств с привлечением ЛОР специалистов.

Длительное нарушение носового дыхания в детском возрасте не только отрицательно влияет на развитие скелета грудной клетки, но приводит к деформации лицевого скелета: верхняя челюсть развивается неправильно, сближаются ее боковые части, твердое небо становится узким, высоким. В результате происходит сужение верхнего зубного ряда, возникает скученность зубов верхней, а затем и нижней челюсти. Кроме того, у детей с ротовым дыханием увеличивается вязкость слюны, ухудшается гигиена полости рта, что приводит к развитию острого кариеса и воспалению пародонта. Такая проблема, обусловленная последствиями ротового дыхания у детей, очень часто встречается в практике детских стоматологов. Нормализовать носовое дыхание возможно только комплексном лечении у педиатра, отоларинголога и ортодонта или детского стоматолога.

Вдыхаемый через нос воздух, проходя по носовым ходам, претерпевает ряд существенных изменений. Происходит его увлажнение, согревание, очищение, обеззараживание. Однако есть ряд состояний, когда дыхательная функция через нос затруднена. Это бывает если в полости носа катаральный или гипертрофический процессы. Отмечается, что количество микроорганизмов, проникающих в нижние дыхательные пути при правильном носовом дыхании, снижается в 10 раз при сравнении с ротовым типом дыхания. Поэтому нарушение носового дыхания способствует заболеванию ангиной, острыми респираторными заболеваниями, бронхитом, пневмонией. Свободное носовое дыхание необходимо для нормального газообмена в крови, так как при дыхании через рот количество поступающего в организм человека кислорода составляет всего 78% его нормального объема. Длительный недостаток поступления в организм кислорода может способствовать развитию анемии. Кровеносные и лимфатические сосуды носа тесно связаны с сосудами головного мозга, и поэтому при длительном затрудненном дыхании, как в полости носа, так и в мозговой ткани происходит нарушение кровообращения.

Нормализации носового дыхания у детей чаще всего препятствуют разрастание аденоидной ткани, поэтому многие из этих детей оперируются. Но ведет ли аденэктомия к полному восстановлению носового дыхания?

Как подтвердил рентгенологический анализ, у детей с такими патологиями регулярное использование трейнера в возрасте 6-9 лет (в раннем сменном прикусе) позволяет достичь нормализации как формы нёба, так и носовой перегородки – дно полости носа опускается и твёрдое нёбо приобретает нормальную форму. Во второй половине сменного прикуса такого эффекта уже не наблюдается. Это происходит в результате правильного позиционирования языка, давление которого на свод верхней челюсти изнутри позволяет устранить мышечный дисбаланс – располагаясь нёбно, язык поддерживает свод верхней челюсти, нормализуя его форму и ширину. Поэтому корректировать тип дыхания необходимо как можно раньше.

Затрудненное носовое дыхание приводит к нарушению жизнедеятельности организма и может стать причиной расстройств физического развития. Общая слабость, бледность, понижение резистентности к инфекции является клинической характеристикой людей с аденоидными разрастаниями в носоглотке, затрудняющим носовое дыхание. Ротовое дыхание приводит к нарушению деятельности мимических мышц, круговой мышцы рта, языка и к развитию зубочелюстных аномалий.

Преимуществом этого препарата перед остальными является то, что он препятствует появлению воспалительного процесса в носоглотке, что способствует нормальному прохождению воздуха через нос.

Помимо этого пациентам этой группы рекомендовали использование преортодонтического трейнера на ночь, с целью перераспределения вдыхаемого воздуха через нос.

Выделив в качестве основного показателя выносливость круговой мышцы, которая измеряется временем удерживания трейнера, можно активизировать лечебный процесс, индивидуально дозируя нагрузку. Рекомендуемый режим увеличения нагрузки: три раза в день по три подхода - начиная с максимального для ребёнка времени удерживания трейнера, каждый раз следует увеличивать его на 1-2 минуты. При этом время напряжения мышц рекомендуется чередовать с таким же по длительности периодом расслабления. В таком режиме привыкание протекает наиболее эффективно и вскоре пациент может дополнить активную дневную мышечную тренировку пассивным ночным использование аппарата, которое значительно ускоряет сроки лечения.

Первый контрольный осмотр - через неделю, второй – ещё через неделю, затем через месяц. На следующем этапе ребёнок носит трейнер примерно шесть месяцев час в день и спит с аппаратом в ночное время. Последующие контрольные посещения наиболее показательны через 3 и через 6 месяцев.

К типовым формам расстройств внешнего дыхания относятся нарушения вентиляции (включая альвеолярную), расстройства перфузии, нарушения адекватности вентиляции и перфузии лёгких (нарушения вентиляционно‑перфузионного соответствия) и нарушения диффузии кислорода и углекислого газа через альвеоло‑капиллярную мембрану.


† Нарушения механизмов регуляции внешнего дыхания.

Расстройства дыхания возникают также в результате нарушений деятельности дыхательного центра, его афферентных и эфферентных связей.

‡ Расстройства центральной регуляции внешнего дыхания.

§ Наиболее частые причины: травмы и новообразования в области продолговатого мозга, сдавление головного мозга (при его отёке или воспалении, кровоизлияниях в вещество мозга или его желудочки), острая выраженная гипоксия различного генеза, интоксикации (например, этанолом, наркотическими средствами, эндотоксинами, образующимися при уремии или печёночной недостаточности, деструктивные изменения в ткани мозга (например, при энцефалитах, рассеянном склерозе, сирингомиелии, сифилисе).

§ Проявления. К клиническими значимым формам относятся апнейстическое дыхание, затруднённое дыхание и периодические формы дыхания.

- Апнейстическое дыхание — временные остановки дыхания, характеризующиеся удлинённым вдохом за счёт судорожного сокращения дыхательных мышц и сравнительно непродолжительным выдохом. Апнейстическое дыхание наблюдается при инфаркте моста мозга, острой выраженной гипоксии, отравлении барбитуратами.

- Возможные механизмы развития периодического дыхания.

¤ Периодически нарастающая недостаточность (вплоть до критической) энергообеспечения дыхательных нейронов.

¤ Обусловленное этим, а также нарушением физико‑химического состояния мембран, расстройство трансмембранного распределения ионов. Это приводит к нарушению формирования МП и ПД.

¤ Колебание возбудимости нейронов дыхательного центра и вследствие этого — изменения частоты и глубины дыханий.

‡ Нарушения афферентной регуляции функции дыхательного центра. Проявляются недостаточной или избыточной афферентацией.

§ Недостаток возбуждающей афферентации.

- Отравление наркотическими средствами или этанолом. Приводят к ограничению проведения к дыхательному центру возбуждающих стимулов.

- Низкая возбудимость хеморецепторов, воспринимающих содержание кислорода и/или углекислого газа в крови (наблюдается, например, у недоношенных детей или при аномалиях развития мозга).

- Снижение неспецифической тонической активности нейронов ретикулярной формации ствола мозга (наследуемое или приобретённое, например, при передозировке наркотических анальгетиков, барбитуратов, транквилизаторов и других нейро- и психоактивных веществ).

§ Избыток возбуждающей афферентации.

- Причины: стресс‑реакции (сопровождаются активацией стимулирующей импульсации к дыхательному центру от рецепторов сосудов и бронхов), энцефалиты, кровоизлияние или ишемия в области продолговатого мозга, невротические состояния (например, истерии или фобии), чрезмерное раздражение ноци-, хемо‑ и механорецепторов при травме органов дыхания, брюшной полости или ожогах кожи и слизистых оболочек.

- Проявления: частое поверхностное дыхание (тахипноэ), гипоксия, гиперкапния, ацидоз.

§ Избыток тормозящей афферентации.

Наиболее частые причины: сильная боль в области грудной клетки и/или дыхательных путей (например, при травме, ожогах, плевритах), чрезмерное раздражение слизистой оболочки дыхательных путей (при вдыхании раздражающих веществ, например, нашатырного спирта, при вдыхании холодного или горячего воздуха при остром бронхите и/или трахеите).

‡ Нарушения эфферентной нервной регуляции дыхания.

Могут наблюдаться в результате повреждений на разных уровнях эффекторных путей, регулирующих работу дыхательных мышц.

§ Поражение нисходящих спинальных путей, мотонейронов спинного мозга, нервных стволов к дыхательной мускулатуре (например, при травме или ишемии спинного мозга, полиомиелите, ботулизме, невритах; блокаде нервно‑мышечной проводимости при миастении или применении препаратов кураре). Проявления: снижение амплитуды дыхательных движений и периодическое апноэ.

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; Нарушение авторского права страницы

При затрудненном дыхании через нос (аденоиды, носовые или хоанальные полипы, опухоли, гипертрофия задних концов нижних носовых раковин, искривление перегородки носа и др.) дыхание осуществляется через полость рта. При этом вдыхаемый воздух, проходя через полость рта недостаточно очищается, согревается и увлажняется, что способствует возникновению патологии системы дыхания, увеличению общей заболеваемости.

Длительное затрудненное носовое дыхание, дыхание через рот может вести к различным аномалиям роста скелета лица. Особенно заметно изменяется форма верхней челюсти: она как бы сдавливается с боков, удлиняется и представляется клинообразной, твердое небо принимает форму так называемого готического свода. Иногда отмечается неправильное расположение зубов: верхние резцы значительно выступают вперед по сравнению с нижними или располагаются в два ряда, поскольку они не умещаются в узком альвеолярном отростке верхней челюсти.

133*. Нарушение пищеварения в полости рта: основные причины, механизмы развития.

Пищеварение – главный компонент функциональной системы, поддерживающий постоянный уровень питательных веществ в организме. Составной частью этой функциональной системы является пищеварение в полости рта.

Нарушение пищеварения в полости рта

Причины патологии пищеварения в полости рта :

нарушение апробации поступившей в ротовую полость пищи на вкусовые свойства, съедобность. Причины: нарушение тактильной, температурной и вкусовой рецепции, а также качества механической и химической обработки пищи в полости рта. Ротовая полость, являясь рефлексогенной зоной, обеспечивает начало рефлекторной регуляции функции пищеварительной системы. Отсюда значимость патологии рецепции ротовой полости в расстройствах деятельности желудочно-кишечного тракта.

нарушение жевания в полости рта. Жевание (masticatio) – начальная фаза пищеварения, состоящая в измельчении, растирании пищи и перемешивания ее со слюной. Наиболее частыми причинами нарушений функции жевания являются: потеря зубов вследствие кариеса и его осложнений или заболеваний пародонта, вторичные деформации зубных рядов, аномалии прикуса и отдельных зубов, нарушение функции жевательных мышц (парезы, параличи, спазм), патология височнонижнечелюстного сустава, воспалительные процессы в полости рта.

Нарушения функции слюнных желез. Слюнные железы – пищеварительные железы, выделяющие в полость рта специфический секрет, входящий в состав слюны. Секрет всех слюнных желез, смешанный в полости рта, образует слюну. В норме у человека выделяется до 2,0 л. слюны в сутки. Нарушение саливации:

Гиперсаливация характеризуется обильным слюноотделением, возникает рефлекторно, наблюдается у лиц страдающих б-нью Паркинсана, эпидемическим эндефалитом, нарушением мозгового кровообращения, стоматитом, гингивитом, невралгией тройничного нерва, лицевого нерва, токсикозом у беременных, встречается при уремии, отравлении никотином, приеме ряда лекарственных препаратов (пилокарпин и др.). Гиперсаливация может привести к обезвоживанию и истощению организма, нарушению обмена веществ. Обильное количество заглатываемой слюны ведет к нейтрализации кислого желудочного сока, к гипоащидному состоянию, ахилии и соответственно нарушению пищеварения в желудке.

Гипосаливация (гипосиалия, сиалопения) и асиалия (т.е. крайняя степень гипосаливация) сопролвождается сухостью слизистой оболочки рта (ксеростомией) – являются симптомами как общих заболеваний (септическое состояние пневмония, диабет, злокачественная анемия, сыпной и брюшной тиф, при лихорадке), в результате рефлекторного торможения деятельности слюнных желез, так и патологии собственно слюнных желез, их воспаления (сиаладенит), закупорки выводных протоков (сиалолитиаз).

Следствием гипосаливации являются недостаточное пропитывание пищевого комка ферментами слюны, затруднение глотания, развитие патогенной микрофлоры и стоматита, нарушение возникновения вкусовых ощущений и в конечном итоге нарушение формирования пищевого комка, аппетита, минерализации эмали зубов, секретоной и моторной функции желудочно-кишечного тракта, процессов пищеварения.

нарушение глотания. Глотание – сложный рефлекторный акт, обеспечивающий поступление пищи и воды из полости рта в желудок. Во время акта глотания рефлекторного происходит расслабление желудка и понижение тонуса его мускулатуры. Актом глотания завершается деятельность функциональной системе жевания, которая формируется каждый раз заново при поступлении пищи в полость рта и функционирует в течение одного жевательного периода. Нарушение глотания (дисфагия) может быть связана с расстройствами функции нервов (п. trigeminus и др.), а также нарушением работы глотательных мышц. Акт глотания нарушается вследствие спастических сокращений мышц глотки при бешенстве, столбняке, истерии, при приобретенных и врожденных дефектах твердого и мягкого неба, а также при поражениях дужек мягкого неба и миндалин (ангина, абсцесс).

При нарушениях пищеварения в полости рта формирование пищевого комка происходит в иных условиях. Для достижения полезного приспособительного результата увеличивается продолжительность жевания и формируются различные поведенческие реакции, компенсирующие нарушение функции (прием мягкой пищи и пищи прошедшей предварительную механическую обработку – измельчение, смачивание и т.д.).

Роль нарушений зубочелюстного аппарата в расстройствах деятельности желудочно-кишечного тракта:

Ротовая полость является рефлекторной зоной обеспечивающей начало рефлекторной регуляции функции пищеварительной системы. Существенную роль, наряду со вкусовыми, тактильными и температурными рецепторами полости рта, в рефлекторном возбуждении секреции слюнных, желудочных и поджелудочных желез, выходе желчи в двенадцатиперстную кишку, изменении моторной активности ЖКТ, играет акт жевания, для которого ведущее значение имеет состояние зубочелюстного аппарата. Жевание определяет время пребывания пищи в полости рта, обеспечивает качество как механической, так и химической обработки пищи. Чем полнее акт жевания, тем более качественно протекает процесс пищеварения и в других отделах пищеварительного тракта. Во время жевания происходит сокращение желудка и повышение тонуса его мускулатуры, а во время акта глотания – расслабление желудка и понижение тонуса его мускулатуры.

Более того, поступающая из ротовой полости в ЖКТ смесь пищевого комка является не только объектом пищеварительных воздействий. Параметры этой смеси (консистенция, концентрация продуктов ферментативного гидролаза) есть средство регуляции самого пищеварительного процесса, они изменяют секрецию, моторику и всасывание в ЖКТ.

Нарушение жевания и соответственно качества механической и химической обработки пищи приводит к задержке пищи в нижележащих отделах ЖКТ, удлинению желудочной и кишечной фаз желудочной секреции, к процессам брожения, гниение, снижению эффективности пищеварения, интоксикации организма.

Нарушение носового дыхания приводит к развитию значительного количества зубочелюстных аномалий. Имеются данные, что зубочелюс-тные аномалии сочетаются с хроническими заболеваниями носа и глотки у 34% детей, тогда как у детей с нормальным прикусом эти за­болевания встречаются лишь в 6% (Погодина А.А., 1955). Имеются сведения (Хорошилкина Ф.Я., Френкель Р., Демнер Л.М. и др., 1987) о том, что искривление носовой перегородки, гипертрофия нижних но­совых раковин, увеличенные аденоиды (48,5%) на задней стенке глот­ки и небноглоточные миндалины (44%), а также другие хронические заболевания верхних дыхательных путей (60%) являются механически­ми препятствиями для носового дыхания. Однако многие дети (до 39%) с зубочелюстными аномалиями дышат через рот при свободной проходимости носовых путей (Watson, Warren, Fischer, 1968). Ротовое дыхание может быть обусловлено тремя причинами:

1) пониженной функцией мышц, замыкающих ротовую полость
спереди и сзади, что позволяет струе воздуха проходить через имею­
щуюся щель (язык при этом располагается между зубами);

2) наличием препятствия в верхних дыхательных путях (аденоиды,
воспаление слизистой оболочки, искривление носовой перегородки,
полипы и др.);

3) привычкой дышать через рот, остающейся нередко после устра­
нения механических препятствий.

Механизм развития зубочелюстных аномалий при ротовом дыха­нии объясняется по-разному. Наиболее существенно при этом следую­щее. При нормальном носовом дыхании во время покоя кончик языка прилегает к небной поверхности передних зубов верхней челюсти. При ротовом же дыхании он как бы распластывается на дне полости рта. Вследствие отставания нервно-мышечного развития органов полости рта развивается глоссоптоз. Верхняя зубная дуга под действием щеч­ной и жевательной мускулатуры суживается с боков. Сниженный тонус круговой мышцы рта способствует выдвижению фронтального участка

Для осуществления способа нами предложено приспособление, со­стоящее из резинового баллона, к которому присоединены груша и ма­нометр. Баллон также соединен с пластмассовой оливой резиновой трубкой с краном.

Исследование проходимости носовых ходов осуществляется следу­ющим образом. В исследуемую половину носа вводится олива. При закрытом кране нагнетается воздух в резиновый баллон до 40 мм


Рис. 12. Способ определения прохо­димости НОСОВЫХходов

Профилактика зубочелюст-ных аномалий при ротовом дыха­нии должна быть прежде всего направлена на нормализацию но­сового дыхания. Ребенок должен быть направлен к оториноларингологу. После устранения механичес­ких препятствий в носовых ходах, если таковые имеются, необходимо обучить ребенка дышать носом. В этом помогают такие несложные ор-тодонтические аппараты, как вестибулярная (вестибулооральная) плас­тинка и позиционер. Для укрепления мимической мускулатуры и по­становки правильной артикуляции языка необходимо назначить мио-гимнастику. При необходимости ребенок направляется к логопеду.

Имеющее место длительное время ротовое дыхание довольно час­то сочетается с неправильным (инфантильным) глотанием, при кото­ром язык прокладывается между зубными рядами или упирается во фронтальные зубы нижней челюсти. Это дополнительно способствует формированию зубочелюстных аномалий. Имеется много способов изучения функции глотания. Мы придерживаемся того мнения, что функцию глотания рационально исследовать параллельно с функцией речеобразования. Для этого применим способ палатографии (Василевс­кая З.Ф., Мухина А.Д., 1964). Изготавливается тонкая целлулоидная или пластмассовая пластинка на твердое небо, которая посыпается тальком. Пластинка вводится в полость рта, прижимается к небу, паци­ент проглатывает слюну или глоток воды. При этом язык касается или не касается пластинки в соответствии со способом глотания. «Слизан-

В заключение приводим пример пациентки Тани 3., ] [ лет, имев­шей значительное сужение зубных рядов: на верхней челюсти в облас­ти первых премоляров — на 14 мм, на нижней — 11 мм; в области верхних первых моляров — на 16,5 мм. Ширина апикального базиса на верхней челюсти была уменьшена на 10 мм, на нижней — на 2 мм. Имеется большой степени дистопия верхних и нижних клыков. Такая значительная деформация зубных рядов и альвеолярных отростков была вызвана нарушением носового дыхания. Тане только 1 год назад были удалены аденоиды. Проходимость носовых ходов после операции нормальная, но осталась привычка дышать ртом. Меры профилактики, естественно, запоздали. Для лечения зубочелюстной деформации и нормализации носового дыхания был изготовлен позиционер по стан­дартным моделям, хотя благоприятный возраст для этого был упущен. Перед лечением были удалены верхние и нижние первые премоляры, Через 3 года у ребенка полностью нормализовалась форма и взаимоот­ношение зубных рядов, хотя идеальным прикус считать нельзя. Шири­на верхнего зубного ряда в области первых моляров меньше расчетной на 6 мм, ширина верхнего апикального базиса меньше на 6 мм, а ниж­него — на 1 мм. Таким образом, мы наблюдаем постепенную норма­лизацию зубочелюстной системы у Тани. Она полностью перешла на носовое дыхание.

14.5- ПРОФИЛАКТИКА ЗУБОЧЕЛЮСТНЫХ АНОМАЛИЙ И ДЕФОРМАЦИЙ, СВЯЗАННЫХ С РАЗРУШЕНИЕ И ОТСУТСТВИЕМ ЗУБОВ

Дефекты коронок зубов и зубных рядов возникают вследствие раз­личных причин. По данным Л.В.Ильиной-Маркосян (1951) к ним отно­сятся кариес (57,6%), травма (32,6%), адентия (6,3%), новообразования и местные воспалительные процессы (2,3%), ретенция (1%), инфекци­онные болезни (0,2%). Верхние фронтальные зубы разрушаются и от­сутствуют чаще всего по причине кариеса, травмы или адентии. Аден-тии подвержены в основном латеральные резцы. Моляры, как правило, разрушаются и отсутствуют по причине кариеса. Премоляры разруша-

ются кариесом, нередко бывают ретенированы. Нижние фронтальные зубы (особенно резцы) более устойчивы к перечисленным факторам. Разрушение или отсутствие зубов у детей приводит к недоразвитию и деформации альвеолярных отростков и зубных рядов. Практически у всех развивается так называемый феномен Годона — перемещение и наклон соседних зубов в сторону дефекта и смещение зубов-антагони­стов в сторону разрушенного или отсутствующего зуба. При этом у де­тей, как правило, развивается зубоальвеолярная форма феномена Годо­на, т.е. деформируется не только зубной ряд, но и альвеолярный отрос­ток. Кроме того, разрушение и отсутствие зубов приводит к возникно­вению различных форм патологического прикуса, наиболее часто это дистальная окклюзия и глубокий прикус.

Т.В.Шарова и Г.И.Рогожников (1991) разработали классификацию поэтапного нарушения процесса становления высоты прикуса у детей.

Нарушение формы и функции зубных рядов сказывается отрица­тельно на состоянии височно-нижнечелюстных суставов (дисфункция, дистрофические изменения). Исходя из вышеизложенного, следует за­метить, что сохранение целостности зубов и зубных рядов или восста­новление этой целостности при их разрушении у детей более обяза­тельно, чем у взрослых.

Далее мы остановимся на тех проблемах, которые наиболее часто, на наш взгляд, имеют место при разрушении и отсутствии зубов.

Адентию латеральных верхних резцов следует рассматривать как признак редукции зубочелюстной системы. Эти зубы могут отсутство­вать как с одной, так и с двух сторон. Само по себе отсутствие верх­них латеральных резцов не приводит к серьезным функциональным из­менениям, даже, как отмечалось в первой главе, это снижает поражае-мость зубов кариесом. Однако возникает косметический дефект за счет отсутствия зуба и смешения соседних зубов. Поэтому в раннем возрас­те необходимо изготовить зубной протез. Нередко перед этим прихо­дится перемещать в нормальную позицию соседние зубы (первые рез­цы и клыки).

Отсутствие большого количества зубов, а иногда и всех зубов, на­блюдается при наследственном заболевании — эктодермальной агид-ротической дисплазии. Под нашим наблюдением находится Наташа К., которая обратилась к нам в возрасте 8,5 лет. В полости рта у ребенка имеется 4 фронтальных зуба на верхней челюсти (все по форме клы­ков). На нижней челюсти зубы не прорезались, зачатков зубов нет. Ди­агноз эктодермальной дисплазии подтверждают другие симптомы: су­хость кожи, отсутствие бровей, ресниц, редкие ломкие волосы на голо-

Классификация поэтапного нарушения процесса становления высоты прикуса у детей

Этапы нарушения Степень тяжести Состояние зубов
процесса станоа- нарушения процес- опорной зоны при Характер изменений
ления высоты са становления гипоплазии эмали и прикуса
прикуса высоты прикуса кариесе
а частичное разру- появление факторов
шение коронок риска
55 65
85 75
б полное разрушение тенденция к образо-
коронок или отсут- ванию патологии
ствие прикуса. Патологиче-
55 65 ский прикус
85 75
II а частичное разру- то же
шение коронок
16 26
46 36
б полное разрушение тоже
коронок или отсут-
ствие
16 26
46 36
III а отсутствие патологический
55 65 16 26 прикус
85 75 46 36
б неполноценное
прорезывание и
неправильная окк-
люзия
17 27
47 37

ве, сухость во рту. Наташе после надлежащего аппаратурного переме­щения в правильное положение имеющихся верхних фронтальных зу­бов были изготовлены съемные пластиночные протезы. Наибольшие трудности, конечно, были при изготовлении протеза на нижнюю че­люсть, так как альвеолярный отросток очень слабо выражен. Припа­совка индивидуальной ложки была проведена по методу Баянова, фун­кциональный оттиск был снят по методу Гербста. Кроме того был сформирован объемный базис нижнего протеза. Верхний съемный протез был фиксирован с помощью двух удерживающих кламмеров. Через 1,5 года в местах прилегания плеч кламмеров произошла декаль­цинация эмали, что говорит за определенную слабость эмали как эк-

тодермального образования. Далее мы были вынуждены перейти на бескламмерную фиксацию протеза.

Нередко в практике работы ортодонта при скученном положении резцов применяется удаление временных клыков. Да, при этом, обычно, положение резцов нормализуется. Но это видимость успеха. Затем при прорезывании постоянных клыков, как правило, им места в зубном ряду нет и дело заканчивается чаще всего удалением премоляров. Поэтому при скученном положении резцов необходимо тщательно изучить с по­мощью антропометрических методов степень несоответствия размеров зубов и альвеолярных отростков и всеми способами стимулировать рост последних. А удаление зубов применять в самых крайних случаях.

Что же нужно делать, если у ребенка разрушены или отсутствуют зубы? Необходимо широко применять детское зубное протезирование. Л.В.Ильина-Маркосян (1951) определила установки в отношении пока­заний к протезированию и подготовки к нему полости рта у детей.

1. Протезирование в детском возрасте имеет целью сохранение зу­
бов и нормальной функции всех элементов жевательного аппарата.

2. Протезирование показано во всех случаях, где может развиться
деформация прикуса и связанные с этим нарушения независимо от
возраста ребенка.

3. Следует восстанавливать не только постоянные, но и временные
зубы там, где имеется не физиологическое выпадение зубов ко време­
ни смены, но преждевременное разрушение или потеря их.

4. Постоянные фронтальные зубы поддаются лечению и восстанов­
лению протезированием почти во всех случаях, т.е. даже при значи­
тельном разрушении и наличии патологических изменений в периапи-
кальной области, а поэтому удаление их допустимо только при исклю­
чительно неблагоприятных обстоятельствах.

5. Из числа жевательных зубов особого внимания требуют первые
моляры, Их надо своевременно лечить и восстанавливать, а в случае
невозможности излечения — удалять. Вопрос о надобности замеще­
ния удаленного моляра протезом должен решаться в зависимости от
артикуляции. Последнее замечание нам кажется излишним, так как
практически всегда при удалении шестых зубов развивается зубоальве-
олярная деформация и, естественно, протезирование необходимо.

6. Нельзя оставлять в полости рта ребенка корни постоянных зубов
без восстановления их коронок, а тем более не поддающиеся лечению
корни или зубы.

На возникновение и развитие зубочелюстных аномалий оказывает влияние большое количество факторов. Среди них, кроме вышеизло­женных, необходимо учитывать наследственный фактор, различные за­болевания ребенка (особое внимание необходимо уделить функции эн­докринной системы: коры надпочечников, щитовидной железы, пара-щитовидных желез, передней доли гипофиза), нарушения минерально­го обмена (например, рахит). Стоматолог должен уметь разобраться в первых признаках этих отклонений от нормального развития ребенка и строить профилактику зубочелюстных аномалий в тесном контакте с соответствующими специалистами.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.